За что следует уволить сотрудника сразу правильный ответ на собеседовании
Собеседование: как рассказать о причинах увольнения
Вы уволились из компании. Причин может быть много, еще больше поводов. Часто среди них встречаются:
Каждая из этих причин имеет право на существование. Вот только озвучивать их так на собеседовании — плохая идея. Подобные фразы заставят HR-менеджера задуматься: «А где гарантии, что в нашей компании ему не наскучит?», «Может, и мы для него очень скоро станем глупыми?»
Взглянем на вопрос иначе. Сядьте, возьмите ручку и листок бумаги. И честно напишите все причины, по которым вы ушли с предыдущего места работы. Выделите из списка три главных. Задумайтесь: какие ваши неудовлетворенные потребности и желания привели к появлению этих причин?
«Стало скучно»: чего вы хотите от работы? Какие задачи будете считать интересными в течение трех лет как минимум? Опишите, какой должна быть работа мечты.
«Они там все…»: с какими людьми вам интересно общаться? С кем хочется работать? Каких людей вы уважаете, прислушиваетесь к их мнению? Запишите список качеств, которые важны в коллегах.
«Мало платили»: а сколько бы вы хотели получать? Готовы ли вы получать такую сумму? Что мешало получать эти деньги на предыдущей работе? Здесь важно быть честным самим с собой. Ответ «у компании денег нет» очень редко бывает правдивым. Может быть вы не доносили ценности своей деятельности до коллег и начальства? Возможно, ваша деятельность не совпадала с целями компании? Возможно, вы чрезмерно скромны и считаете себя недостойным большего заработка? Найдите истинную причину. Знание причины — 50% решения проблемы.
«Не сработались с новым начальством». Часто встречающаяся причина. Что вас не устроило? Каким должно быть руководство, которым вы будете довольны?
Что говорить на собеседовании?
После того, как вы разобрались в причинах и ожиданиях, подготовьте ответ на вопрос для работодателя.
Вместо «стало скучно» расскажите, какой видите работу мечты. И кратко добавьте, что на предыдущем месте работы таких возможностей не было. Например: «Я хочу работать с федеральными клиентами». «Хочу руководить распределенным по всей России подразделением».
Вместо «они там все…» опишите коллектив мечты. И добавьте, что именно в новой компании вы надеетесь встретить таких коллег. Например: «Мне хочется работать с проактивными коллегами, которые мыслят стратегически».
Вместо «не сработались с новым начальством» опишите, чего вы ожидаете от руководителя, и спросите, соответствует ли будущий начальник этим ожиданиям. Например: «Я ожидаю, что у меня будет своя зона ответственности, где я буду принимать решения в рамках своих полномочий. Как начальник моего будущего подразделения относится к делегированию?»
Важно тщательно продумать и подготовить ответ на этот вопрос — его обязательно зададут. От честности и глубины вашего ответа зависит многое. Выделите хотя бы час на то, чтобы понять причины вашего ухода и сформировать свои ожидания от новой работы.
Подобный формат поможет перевести разговор в позитивное русло, показать нацеленность на будущее и проговорить ожидания. Что, в свою очередь, позволит вам найти работу, на которой захочется задержаться подольше и принести компании максимальную выгоду.
Спокойный и вдумчивый подход поможет и в ежедневной переписке. Курс «Основы деловой переписки» на «Академии» HeadHunter расскажет о современном деловом этикете и научит выходит из сложных ситуаций, когда решить конфликт можно только в рабочей почте. Курс предназначен специалистам, руководителям отделов и топ-менеджерам — всем, кто хочет улучшить качество делового контакта с помощью переписки.
Как отвечать на неудобные вопросы во время собеседования
Каким бы мирным ни было собеседование, для соискателя — это стресс. Особенно, если интервьюер задает вопросы, на которые нет однозначно правильных ответов. Кажется, что рассказав все честно и открыто, можно упустить свой шанс на работу мечты. Но и врать будущему работодателю в начале отношений — не вариант. Forbes спросил у HR-специалистов, как отвечать на неудобные вопросы так, чтобы вам было комфортно, а работодатель доволен.
«Расскажите о своих недостатках»
Не отшучивайтесь и не отрицайте, что у вас есть недостатки, советуют специалисты. У всех есть минусы, но рассказывать о них нужно правильно. Признаваться во всех смертных грехах не стоит. Только в тех, говорит генеральный директор CAF Group Наталья Ионова, которые относятся к работе и помогли вам стать лучше. Вспомните о слабостях, с которыми вы справились, сделав это вашими сильными сторонами. Сознайтесь, например, что у вас плохо получалось планировать, но вы стали лучше справляться, прочитав книгу или пройдя тренинг.
Или расскажите, что у вас был недостаточный уровень английского языка, советует директор практики «Финансы и аудит» Cornerstone Ольга Петровская, что вы не ладили с таблицами Excel или плохо понимали систему ценообразования. Но разобрались, научились и стали едва ли не экспертом. Главное, здесь рассказать, как свою слабость вы превратили в силу, причем еще раз подчеркнув, насколько вы профессиональны. Ведь «идеальных людей не бывает, но именно осознанность, признание своих недостатков и работа над собой говорят о вашей зрелости», — считает старший консультант в рекрутинговой компании Hays Наталья Махмуткина.
Высший пилотаж при ответе на этот вопрос — превратить свои недостатки в достоинства. Допустим, вы сова, и не очень активны с утра. Рассказывая об этом, добавьте, что зато после 12 часов вы готовы свернуть горы и поэтому не срываете дедлайны. Хорошим минусом для работодателя будет ваш перфекционизм, внимательность к деталям или повышенное чувство справедливости. Часто выигрышные минусы вашей натуры зависят от самой вакансии. Поэтому перед собеседованием внимательно изучите ее описание: так вы сможете понять, какие ваши слабости, на самом деле являются плюсами в глазах будущего работодателя.
«Почему вы ушли с прошлого места работы?»
Все, что вы ответите на этот вопрос, может использоваться против вас. Ведь для HR-специалиста это будет проекцией того, как сотрудник поведет себя при увольнении из компании, в которую собеседуется. Поэтому, даже если ваше предыдущее место работы было адом на земле, начальник — самодуром, а коллектив — клубком змей, то эксперты советуют оставить это знание при себе.
В том случае, если вам просто надоело предыдущее место работы, и вы хотите что-то изменить, признаваться в этом тоже не стоит. Потенциальному работодателю, рассказывает Махмуткина, это может сигнализировать о том, что сотруднику новая работа тоже может наскучить в любой момент, а значит, он способен подвести и рассчитывать на него будет сложно. Не стоит рассказывать и то, что вас не устраивала зарплата, задачи были неинтересными, а карьерного роста не предвиделось. Кстати, именно эти ответы, говорит Ольга Петровская из Cornerstone, самые популярные. Но в этом случае HR-специалист скорее всего поинтересуется, а пытались ли вы что-то сделать, чтобы исправить ситуацию. Поэтому, решившись отвечать на этот вопрос таким образом, готовьтесь к нескольким уровням неудобных вопросов.
В общем, услышав этот вопрос, советует Наталья Ионова из CAF Group, постарайтесь меньше говорить о компании и людях, с которыми вы работали, лучше сфокусируйтесь на собственных проектах: что вам удалось сделать, каких успехов вы добились. Правильный ответ, добавляет Петровская, здесь будет связан с желанием развиваться и расти как специалист. И обязательно упомяните, что те задачи, на которые вы приходили в предыдущей компании, вы выполнили. В таком случае, у будущего работодателя, говорит она, сложится впечатление, что вы доводите начатое до конца.
«Как вы представляете себе работу мечты?»
Главное, что работодатель хочет узнать из ответа на этот вопрос — насколько вы хотите работать в компании и какую пользу вы можете принести. Поэтому самое важное здесь, считает Наталья Махмуткина из Hays, соблюсти баланс. Не нужно описывать место, на которое вы претендуете, как работу мечты. Просто вплетите в рассказ об идеальном месте работы элементы текущей вакансии, советует специалист. Например, если деятельность связана с высоким уровнем конкуренции не только во внешнем рынке, но и внутри отдела, говорит Ольга Петровская, то работу мечты можно описывать как желание работать в такой среде или иметь много вызовов. Если же претендуете на должность, которая не предполагает карьерного роста, то желанными критериями можно назвать предсказуемость, отсутствие хаоса и порядок.
Можно воспользоваться нейтральными вариантами. По мнению Натальи Ионовой, уместнее всего сказать, что вакансия мечты должна идеально соответствовать вашим личным интересам, ценностям и профессиональным навыкам, а затем описать эти интересы, ценности и навыки. Можно, например, сказать, что вы интересуетесь этой сферой уже много лет, или что для вас важно, что корпоративные ценности совпадают с вашими.
Если вы страстно желаете переехать в другую страну и работать удаленно, то об этих мечтах, советует Махмуткина, на собеседовании лучше помалкивать. Расскажите о них только в том случае, если компания даст вам такую возможность. Если нет — такой кандидат вряд ли станет лучшим.
«Расскажите о своих достоинствах»
Как правило, рассказывает Ольга Петровская, все кандидаты делятся на два типа: одни обожают рассказывать о себе и своих достоинствах, другие, наоборот, ведут себя как партизаны — интервьюерам приходится едва ли ни клещами вытягивать из них эту информацию. Если вы принадлежите к первой категории людей, которых, кстати, по словам Петровской, меньшинство, то главное правило для вас — благоразумность и адекватность. Так, бухгалтер может ответить, что обладает кропотливостью, усидчивость и небольшой долей перфекционизма. Для PR-менеджера подойдут умение работать с людьми, располагать их к себе и общительность. Лучше всего, советует Наталья Ионова, ограничиться тремя пунктами, но каждый подкрепить примером.
А вот в случае, если вам кажется, что вы просто хорошо делаете свою работу, и ничего особенного в свой профессии не умеете, то перед интервью, обязательно проанализируйте историю своих достижений и то, благодаря каким компетенциям, качествам и чертам характера вы это сделали. Если вам сложно хвалить себя — для вас особенный прием, делится Наталья Махмуткина: представьте, что у вас юбилей, на котором собрались ваши друзья и коллеги. Каждый произносит тост и за что-то вас благодарит. Понаблюдайте, за что они вам благодарны. А вот чего делать не нужно, в любом случае, так это «переигрывать» и нахваливать себя. И помните, что о ваших достоинствах и сильных сторонах лучше вас никто не расскажет.
«Кем вы видите себя через пять лет/десять лет?»
Этот вопрос — тест на амбициозность, адекватность оценки профессионального опыта, на то, ставите ли вы долгосрочные цели и планируете ли их достигать. Ответ зависит от того, действительно ли вы амбициозны. Если да, то по мнению Натальи Ионовой из CAF Group, уместно даже ответить, что хотите занять руководящую должность. Но сделать это нужно так, чтобы ваши планы не выглядели угрозой для карьеры менеджера, который вас собеседует. В этой ситуации, делится Ионова, подойдет ответ: «Думаю, что к этому времени мне удастся значительно повысить свою компетенцию, что позволит подняться на следующий уровень». Но вот на какой именно уровень, лучше не уточнять.
Если вам вполне комфортно занимать одну должность продолжительное время или вам достаточно изменений в горизонтальной плоскости, смело говорите, что планируете развиваться в своей области, чтобы стать экспертом и подключаться к более сложным проектам: обучаться, ходить на конференции, обмениваться опытом с коллегами.
В любом случае, считает Наталья Махмуткина, придумывать или приукрашивать карьерный путь, которому вы следовать не собираетесь, не стоит. Если c самого начала вы скажете, что хотите занять руководящий пост в компании, а на самом деле согласны на горизонтальный рост, то спрашивать с вас будут больше, чем вы можете дать. Не открывайте своих грандиозных планов и на собеседовании в компанию, в которой осуществить вы их не можете. Говорить о том, что планов у вас нет вовсе, добавляет Ионова, тоже не нужно, как и углубляться в личные перспективы.
11 причин, по которым нужно немедленно увольнять сотрудников
Кадровые решения всегда даются с трудом, но иногда необходимо уметь расставаться с сотрудником, допустившим непозволительную ошибку.
Работодатели не любят прощаться с сотрудниками. Как правило, причиной кадровых перестановок является внешний кризис, но сразу после его завершения руководители компаний снова не хотят ничего менять. По данным социологов, только каждый третий работодатель планирует кадровые перестановки в 2017 году. Эксперты объясняют этот низкий показатель предыдущим негативным опытом: мол, работодатели часто увольняют плохих сотрудников, вместо которых приходят еще более непрофессиональные кадры.
Но все же есть ряд причин, по которым нужно немедленно расставаться с сотрудником.
1. Остановка в развитии
Если человек прекращает развиваться, с ним становится невыносимо работать. К примеру, если у сотрудника есть определенная проблема в профессиональном плане, ему можно посоветовать почитать профильную литературу, чтобы улучшить свои навыки. Но если он не прочитает книгу, которая поможет устранить свои слабые стороны, или не последует другому совету, то нет смысла держать такого человека в компании.
2. Глупость
Увы, на собеседовании не всегда можно оценить интеллект соискателя. И дело здесь совсем не в образовании или уровне IQ. Порой люди не понимают, что от них хочет руководитель или делают все совсем не так, как требует обстановка.
Например, один влиятельный бизнесмен рассказал как-то историю о том, что он попросил секретаршу поздравить делового партнера с Днем святого Валентина в знак уважения за продуктивно проведенные переговоры на выходных. Но она поняла все не так и отправила поздравление жене этого бизнесмена со словами «Спасибо за отличные выходные». Наверное, вы и сами понимаете, как сложилась судьба этой нерадивой сотрудницы.
3. Неуважение к компании
Если сотрудник разлил кофе в коридоре и ничего не сделал или сломал что-нибудь в офисе и попытался это скрыть, то ему не место в вашей компании. Это значит, что человек просто не ценит имущество компании и не уважает ее.
4. Повторение ошибок
Не стоит держать сотрудников, которые делают одни и те же ошибки. Один раз — случайность, два — совпадение, но три — это уже закономерность. Даже если человек трижды забыл ответить на письма, это значит, что он будет делать так и дальше.
5. Игнорирование безопасности
Безопасность — главное в любом бизнесе. Если из-за сотрудника компания попадает в сомнительную историю или несет репутационные потери, значит следует немедленно его уволить и сделать все, чтобы он больше не смог устроиться на престижную работу.
6. Обида клиента
В этом случае также необходимо сразу увольнять сотрудника. Его задача — не допустить конфликта с клиентом, даже если тот неправ. Существует четкая грань между тем, когда человек является собой и когда он выступает в качестве сотрудника. Подписав трудовой договор, он соглашается выступать во второй ипостаси. И эту сделку нельзя нарушать, несмотря на свои личные взгляды и убеждения.
7. Различия в интересах сотрудника и компании
К примеру, человек постоянно ищет врагов. В таком случае сотруднику всегда необходима цель. Хорошо, если ею станет ваш конкурент. Но, как правило, это ведет к внутренним конфликтам. При этом в большинстве случаев речь идет не о борьбе за карьерное продвижение или доверие начальства, а именно о войне ради войны. Увы, такие люди чаще всего бывают очень талантливыми и умелыми, но все равно от них следует избавляться как можно быстрее.
8. Сотрудники-зомби
Как-то один влиятельный бизнесмен сказал своему заместителю: «К сотрудникам нужно относиться гуманно — их следует увольнять». Сначала эта фраза может показаться жесткой, но в ней заложен глубокий смысл.
Часто в компании работают сотрудники-зомби, которым их дело не приносит ни малейшего удовольствия. Сами они уйти не решаются, хотя и понимают, что это необходимо. Руководителям же иногда не хочется демонстрировать свою жесткость, ведь формальных поводов для увольнения нет.
В результате страдают все: сотрудник деградирует, коллеги видят его настрой и тоже не хотят развиваться. Безусловно, любому руководителю будет жаль увольнять человека, который не сделал ничего плохого. Но это просто необходимо, если вы желаете спасти продуктивную атмосферу в коллективе.
9. Тяжелые проступки
Если сотрудник ушел в запой, совершил кражу или был замешан в афере — его следует сразу же уволить. Да и за простой обман также следует наказывать. Иногда своей неправдой сотрудник может подставить всю команду, которая работает над достижением результата. Зачем рисковать репутацией целого коллектива, если можно уволить одного человека, который несет ей прямую угрозу?
10. Сокрытие важной информации
Если человек скрывает важную информацию или пытается ввести в заблуждение руководителя, это достаточная причина для увольнения. В любом случае гораздо сложнее возобновить утраченную репутацию, чем найти нового хорошего работника. Кроме того, любые попытки скрыть важную информацию могут грозить потерей крупных клиентов.
11. Сотрудничество с конкурентами
Это еще одна причина немедленно расстаться с работником. Тут и объяснять особо нечего — сотрудник должен сделать выбор хотя бы с этической точки зрения, не говоря об остальных аспектах.
Несколько слов в защиту сотрудников
Всегда необходимо помнить, что сотрудник чаще всего причиняет ущерб компании неосознанно. Нужно внимательно проанализировать каждый проступок. В чем-то это похоже на судебный процесс: у каждого сотрудника есть право на защиту, ему необходимо дать возможность объяснить ситуацию.
К примеру, если человек поскользнулся и повредил дорогостоящее оборудование, то причиной его проступка мог стать скользкий пол. В этом случае большая часть вины будет лежать на компании.
Кроме того, следует изначально ответственно подойти к подбору кадров. Если у вас небольшая компания, лучше самостоятельно поговорить с каждым сотрудником перед тем, как взять его к себе. Важно оценить честность и открытость человека, проверить его предыдущий опыт и пообщаться с прошлыми работодателями.
«Почему вы ушли с прежней работы?» — как не стоит отвечать на этот вопрос
На собеседовании могут поинтересоваться причинами увольнения не только с последней вашей работы, но и со всех предыдущих, указанных в резюме. А если вы работаете сейчас, то будьте готовы не только к вопросу «Чем вас привлекла наша вакансия?», но и к вопросу «Почему вы в поиске — что вас не устраивает на нынешнем месте?».
За формулировкой «По собственному желанию» может скрываться что угодно — от конфликтов с коллегами до расставания «по-хорошему» с неэффективным или токсичным сотрудником. Рекрутеры, конечно, не ждут от соискателей искренности в таких случаях. Они скорее надеются вычислить «опасного кандидата» по реакции на вопрос. Плюс постараются разузнать о вас из других источников.
Если «меня ушли по-хорошему» — не ваша история, все равно важно продумать варианты ответа на вопрос о причинах увольнения. Некоторые ответы, которые кажутся вам вполне естественными с точки зрения обиженного экс-сотрудника, в глазах потенциального работодателя характеризуют вас не с лучшей стороны. И уж точно стоит подумать о корректных формулировках: рассказать о причинах ухода без обиняков другу — совсем не то же самое, что потенциальному новому работодателю.
Как не стоит отвечать на вопрос «Почему вы решили поменять работу?»
Если вы по натуре дипломат, то и без наших советов не допустите подобных формулировок. Но, если привыкли рубить с плеча, проявите сдержанность и будьте аккуратны в выражениях. Любые резкие формулировки в адрес бывшего работодателя покажут, что лояльности от вас ждать не приходится, а значит, однажды вы то же самое можете сказать про нового работодателя. Всем компаниям небезразлично, что говорят о них «бывшие», потому что это может отпугнуть новых кандидатов.
«Невозможно работать в этом гадюшнике! Одни сплетники и лентяи!»
Даже если вам действительно не повезло с коллегами и культура общения в компании оставляла желать лучшего, не надо сообщать об этом прямолинейно. Во-первых, потенциальный работодатель не знает, насколько ваша оценка объективна. Вдруг ваша бывшая компания славится душевной атмосферой? Тогда именно вы покажетесь неуживчивым и конфликтным. Не бывает так, что все вокруг плохие и только вы — в белом пальто. Человеку, который не смог сработаться ни с кем из коллег, будет непросто в любом коллективе. Во-вторых, слушая ваш ответ, рекрутер подумает, что однажды вы начнете рассказывать нечто подобное о том месте, куда устраиваетесь сейчас.
Как можно. «В коллективе, к сожалению, сложилась нездоровая атмосфера, и это серьезно осложняло работу». Но так стоит говорить, только если это не ваши фантазии, из компании действительно то и дело сбегали сотрудники (рекрутер может разузнать по своим каналам), лично вы к образованию такой атмосферы непричастны, а стали ее заложником (о вас ведь тоже могут спросить ваших экс-коллег). Например, так бывает из-за длящегося конфликта между двумя «кланами», от решения которого руководство и HR-служба устранились.
Называя эту причину, важно выбирать тактичные выражения, избегать эмоциональной окраски и деталей, тем более не переходить на личности. Если ваш собеседник настойчиво интересуется подробностями, скажите что-то вроде: «Извините, я считаю неэтичным выносить сор из избы». Так вы и насчет истинной причины не солжете и покажете, что не намерены вредить бывшему работодателю, несмотря ни на что.
Идеально, если кто-то из экс-коллег готов дать вам хорошую рекомендацию и конфиденциально подтвердить, что ситуация там была действительно непростая.
«Денег там мало платили. Да ну, за такие копейки горбатиться!»
Разумеется, труд должен оплачиваться достойно. Но что скрывать — все работодатели мечтают о сотрудниках с «горящими глазами», которые работают не только ради денег, но и от души. Даже если речь не о творческой работе, а о торговле кондиционерами, например. Кандидатов, которые готовы «переметнуться» ради прибавки в 5–10% от их прежней зарплаты, стараются избегать: обычно такие люди всегда в поиске, а значит, и с нового места сбегут, едва на горизонте замаячит хотя бы чуть-чуть более выгодное предложение.
Как можно. Если зарплата была не просто ниже, чем вам хотелось бы, а ниже рыночного уровня для ваших специальности, должности и региона и ваш работодатель не мог изыскать ресурс, чтобы ее повысить, то переход туда, где зарплата в рынке, — нормальная история.
Если количество поручаемых вам задач постоянно росло, вы отлично с ними справлялись, а насчет повышения зарплаты вас лишь кормили обещаниями, но так и не выполнили их, это тоже понятная и уважительная причина.
«Регулярно приходилось перерабатывать! А я не из железа!»
Разумеется, вы не обязаны без доплат работать каждый день до ночи, посвящать работе выходные и отказываться от полноценного отпуска. Но постоянные переработки — довольно скользкая причина для увольнения. Как интервьюеру понять: на вас действительно повесили слишком много обязанностей или вы просто не справлялись с вполне обычным объемом, потому что не умеете себя организовать? Еще есть категория хронических трудоголиков, и работодателям они, вопреки стереотипам, невыгодны.
Наконец, что для вас значит «регулярно перерабатывать» — засиживаться допоздна каждый день? Или задерживаться раз-два в неделю на пару часов, если возникла такая необходимость? Или переживать авралы раз в несколько месяцев (в горячий сезон), притом что остальное время у вас «сонное царство»? Второй и третий варианты — нормальная ситуация во многих компаниях или специфика отдельных отраслей бизнеса, и там вас не поймут, если вы назовете это переработками. Бывают и такие профессиональные сферы, где даже первый вариант — увы! — фактически норма, поэтому наивно искать другие условия, не меняя этой профобласти.
Как можно. «Мой функционал был рассчитан минимум на двоих, мой шеф это понимал, но компания, к сожалению, за столько-то времени не смогла найти ресурс, чтобы расширить штат».
Называя эту причину, будьте готовы подробно рассказать, из чего складывался ваш функционал, сколько задач и какого объема вы выполняли в месяц, в неделю, в день, как вы пытались оптимизировать этот объем и как часто обсуждали проблему с руководством.
Только так ваш собеседник сможет понять, что причина переработок — не в вашей личной неэффективности, а в том, что работы действительно было слишком много для одного. Идеальный вариант, если вы расстались с экс-начальником по-хорошему и он может вас отрекомендовать, подтвердить ваши слова про объем работы и отсутствие у компании возможности взять еще человека.
Еще один уважительный вариант: вы долгое время мирились с огромным объемом работы, потому что вас это устраивало, но теперь у вас изменились обстоятельства (например, семейные), а на прежней работе нет возможности перестроиться на нормальный режим. Только говоря о новых обстоятельствах, дайте понять, что они не вынуждают вас работать вполсилы — просто жить на работе вы уже не готовы.
«Я не собираюсь ждать повышения годами!»
Здоровые амбиции — это хорошо. Но только если они выросли не на пустом месте. Человек, который «ждет повышения», но не может объяснить, почему считает, что готов к нему и в чем конкретно он перерос свой привычный функционал, производит впечатление инфантила, которому что-то должны только потому, что он отработал в компании энное количество времени. Тем более такое впечатление создается, если человек явно в обиде на то, что вместо него повысили кого-то другого, кто пришел в компанию гораздо позже.
Как можно. «Я перерос(ла) свой привычный функционал, но там не было возможностей ни для роста вверх, ни для участия в смежных проектах». Но надо понимать, что этот ответ уместен, только если вы проработали в той компании по крайней мере пару лет и действительно можете похвастаться результатами.
Обоснуйте, почему вы готовы к более сложным задачам и большей ответственности. Например, вы стали справляться с привычными задачами в два раза быстрее, придумали, как повысить эффективность всего отдела, легко выдавали KPI выше, чем у коллег.
И еще: если вы считаете, что достойны более сложного функционала и более высокой должности, то странно устраиваться на функционал и должность, аналогичные тем, какие у вас были на прежнем месте. Значит, вы должны претендовать на должность выше или объяснить, почему вам кажется, что функционал здесь богаче, чем на старом месте, и возможностей для быстрого роста больше.
«Ой, там был такой бардак!» («Такое болото!»)
Да, бывают такие организации, из которых хочется убежать, едва там очутившись. Но если вы отработали там довольно долго, то вас непременно спросят, почему же вы не ушли сразу, как только поняли, что там «всё ужасно». Не сможете — вас заподозрят в лукавстве.
Кроме того, будьте готовы к вопросу о том, что конкретно вас не устраивало в рабочих процессах (например, слишком долгая процедура согласования мельчайших решений) и что вы лично пытались сделать, чтобы их наладить. Если замнетесь, интервьюер сделает вывод, что вы обычный критикан — тип людей, которым нравится всё ругать.
Как можно. «Мне хотелось более творческого и менее формального подхода к работе, я люблю эксперименты, а мои бывшие коллеги этих стремлений не разделяли, и я нашла компанию единомышленников». Это вполне уместное объяснение, если вы переходите из крупной компании в маленький стартап, из госструктуры — в бизнес и так далее.
Отвечая так, поясните на конкретных примерах, как вы вынуждены были решать те или иные задачи на старом месте и как вы решаете (или предполагаете решать) похожие задачи с более творческим подходом.
«В организации было много бюрократических процедур, мне приходилось слишком много рабочего времени тратить на то, чтобы их преодолеть, вместо того чтобы заниматься своими непосредственными функциями. Мне хотелось бы больше времени тратить на основной процесс, чем на его формальное сопровождение». Эти слова тоже лучше проиллюстрировать конкретикой.
«Шеф был самодур, всех третировал. Как с таким работать?!»
О бывшем начальнике — или хорошо, или никак. Даже если он действительно — крайне токсичная личность, об этом знает весь профессиональный круг, а вас до сих пор трясет при одном воспоминании о нем. Ничего не поделаешь — профессиональную этику никто не отменял.
Как можно. «Я обычно неплохо лажу с людьми, но здесь был исключительный случай — мы не сработались с бывшим шефом».
Говорить об этом стоит, только если ваше увольнение проходило бурно и вы понимаете, что рекрутер может легко узнать об этом. Называя такую причину, соблюдайте три важных правила:
Но неправильно пенять на сложный характер шефа, если в конфликте с ним вы тоже проявили себя не лучшим образом и понимаете это. Велика вероятность, что рекрутер все равно это выяснит. Скажите, что то переживание послужило вам отличным уроком, скорректировало вашу шкалу ценностей и теперь вы не допустите, чтобы эмоции одержали верх. Хорошая фраза: «Иногда, наверное, нужно пройти через такое испытание, чтобы понять смысл слова «профессионализм»».
Еще несколько достойных причин увольнения
Смена команды. Бывает, у компании меняются собственники и (или) топ-менеджеры и это сопровождается постепенной заменой команды — новые руководители приводят своих, а «ветеранов» не воспринимают. Кардинально меняются стиль руководства, внутренние процессы, стратегия бизнеса, и в новых непривычных условиях тем, кто работает в компании давно, становится некомфортно или неинтересно.
С этим явлением все знакомы, так что вам достаточно будет кратко пояснить, что произошла смена топ-менеджмента и в компании всё сильно изменилось. В остальном пригодятся те же советы, что и для случая, когда вы ушли из-за «шефа-самодура» или из «бардака» и «болота».
Правда, есть нюанс: при такой причине увольнения вам особенно важно доказать свою эффективность — рассказать про свои рабочие достижения. Иначе может сложиться впечатление, что новый руководитель от вас избавился как от неэффективного «наследия» своего предшественника.
Компания не сдержала обещаний. Тоже, к сожалению, история, многим знакомая. Она хорошо объясняет причину недолгой работы на одном месте: например, обещали одну зарплату, а по факту она оказалась другой, вы имели в виду оформление по трудовому договору, а вам предложили подряд и черную зарплату, или рабочие обязанности в реальности сильно отличались от того, о чем договаривались. Но правило «меньше эмоций и осторожнее в формулировках» действует и в этом случае.
По личным обстоятельствам. На самом деле это одна из самых частых причин увольнения, которую называют как бывшему работодателю, так и потенциальному новому, когда не хотят говорить об истинных мотивах. И рекрутеры об этом прекрасно знают. Чтобы разубедить интервьюера в том, что личные обстоятельства — всего лишь прикрытие настоящей причины, объясните их, насколько это возможно, без особых подробностей частной жизни. Например, в связи с переездом вам стало очень неудобно добираться до работы.
Разошлись в видении дальнейшего развития. Это причина, которую довольно часто называют уволившиеся руководители любого уровня, от линейных до высшего менеджмента. Действительно, так бывает: вы видите одну стратегию развития компании или отдела, бизнеса, а вышестоящий руководитель — совсем другую. Ваш экспертный уровень не позволяет вам становиться проводником чужих идей, с которыми вы не согласны.
Это нормальная и достойная позиция руководителя. Но есть два нюанса. Первый: важно показать, что вы не просто «самый умный», а ваша позиция — не из серии «я художник, я так вижу». Объясните, что ваше мнение базировалось на серьезных аргументах и вы старались их отстоять перед руководством, а не просто хлопнули дверью.
Второй нюанс: «разошлись в видении стратегии» — часто красивая обертка, за которой скрывается увольнение неэффективного руководителя. Вам надо хорошенько подготовиться к разговору, чтобы убедительно презентовать свои успехи на старой должности.
Вам сделали интересное предложение. Попросту — вас схантили, хотя вы не искали на тот момент работу (новый работодатель сам вас нашел). Но тут придется объяснить, чем вас так привлекло то предложение. Лучше говорить о более интересных задачах, чем о зарплате. Помните, что тех, кто соблазняется незначительными прибавками, предпочитают избегать.
Вы узнали о вакансии в компании мечты. Вас всё устраивало на прежней работе, и вы не искали новую, но случайно узнали о вакансии в компании, в которую давно мечтали попасть, потому что… Дальше — подумайте сами. Этот вариант успешен, когда он искренний.