Sport.ua о правилах в художественной гимнастике: Оценка выступления. Просто о сложном
Судейство, бесспорно, самая противоречивая сторона субъективных видов спорта. Скандалы и протесты перестали удивлять и стали неотъемлемой частью художественной гимнастики. Но сейчас речь пойдет не об этом.
Давайте подумаем о том, как оценивают выступления зрители (специалистов в расчет не берем)? Кто-то изучает правила и может дать более-менее аргументированную оценку (она может быть как правильной, так и нет), другие болеют «за своих», третьи ориентируются на общее впечатление, четвертые просто наблюдают. Для многих зрителей самой грубой ошибкой является ошибка видимая (потеря, падение, срыв). Порой бывает непонятно, почему одна гимнастка уронила и выиграла, а вторая прошла чисто, но не получила медаль.
Сегодня мы расскажем вам, из чего по текущим правилам состоит оценка и как она выводится. За помощью в толковании мы обратились к чемпионке Универсиады – 2007, мастеру спорта международного класса, судье национальной категории, Полине Кондауровой.
Перед выступлением гимнастка сдает карточку, в которой указаны все элементы (для каждого элемента существует свой специальный значок). Судья следит за ходом исполнения всех элементов, отмечает выполненные элементы, помечает, где нужно применить сбавку.
Максимальная оценка – 20.000. Ее выводят две бригады судей – D (трудность элементов тела и предмета), E (исполнение).
D – техническая ценность элементов тела и предмета. Выводится путем суммирования в карточке всех элементов, выполненных гимнасткой полностью или со сбавкой.
Е – оценка за исполнение выводится путем вычитания сбавок за ошибки от базовой сложности, указанной в карточке.
Максимальная оценка каждой из бригад D и E – 10.000.
Все технические элементы тела делятся на три группы: прыжки, равновесия и повороты. До 2013 года существовала группа элементов гибкостей и волн, но недавно технический комитет ФИЖ принял решение эту группу расформировать из-за повышенной травматичности.
Прыжки, равновесия и повороты должны быть равномерно представлены во всех упражнениях, независимо от предмета. Раньше, скажем, в скакалке доминировали прыжки, в мяче – гибкости, в булавах – равновесия, в ленте – повороты.
Максимальное количество элементов в упражнении – 9, минимальное – 6. А ведь еще в 2004 количество элементов достигало 30 за полторы минуты! В каждом упражнении должно быть как минимум 2 прыжка, 2 равновесия и 2 поворота.
Работа предметом делится на две группы: фундаментальные технические группы движений предметами (этой работы должно быть больше, т.к. это основная работа предметом) и другие технические группы движений предметами.
Любой элемент засчитывается только в связке с работой предмета. То есть, когда спортсменка выполняет элемент, предмет должен находиться в работе (существует неограниченное количество разнообразной работы предмета), а никак не «отдыхать».
В следующем материале мы расскажем вам о том, что такое прыжок, какие они бывают, какие к ним существуют требования, когда их засчитывают, а когда – нет. Продолжение следует.
sport.ua
tat-sq
Дата: Четверг, 20.03.2014, 11:47 | Сообщение # 3
Sport.ua о правилах в художественной гимнастике: что такое прыжок?
В прошлом материале мы рассказали, из чего состоит оценка и как она выводится.
Мы выяснили, что в упражнении спортсменки присутствует от 6 до 9 элементов. Из них как минимум 2 прыжка. 2 равновесия и 2 поворота. Сегодня речь пойдет о прыжках.
Прыжки в художественной гимнастике характеризуются разнообразием поз, принимаемых в фазе полета. Здесь мы порекомендуем читателю смотреть таблицу. В ней нет ничего сложного, это лишь список прыжков с картинками и значками для заполнения карточки.
Базовые характеристики для прыжков: четкая и фиксированная форма во время полета, высота, позволяющая выполнить данную форму.
Принято выделять отдельные фазы (что весьма важно для правильного понимания причин, обеспечивающих или не обеспечивающих правильное выполнение прыжка в целом и соответствующей коррекции главных ошибок):
Какие самые распространенные ошибки при выполнении прыжков?
1). Нечеткая форма. Выполняя любой прыжок, спортсменка должна показать его форму в точности так, как показано на картинке. В том случае, если форма показана неправильно, техническая ценность прыжка – 0.000.
2). Высота. Если высота не позволяет выполнить форму, прыжок с нечеткой формой не засчитывается.
3). Тяжелое приземление. В таком случае прыжок засчитывается бригадой Д, но любые сбавки (ошибки, шаги, потери, падения и т.д.) применяет бригада Е.
Для развития прыгучести необходимо систематически укреплять мышцы ног, используя для тренировки пружинные движения ногами, небольшие прыжки на носках, силовые упражнения для ног и прыжки развивающего характера.
Все ли могут научиться прыгать? От чего это зависит? Должна быть хорошая физическая форма, а так же развитые скоростные и силовые качества. Безусловно, невозможно красиво прыгать имея лишний вес. Впрочем. Некоторые это все же проделывают, из-за чего увеличивается риск травмы, ведь под угрозой находится весь опорно-двигательный аппарат, особенно суставы ног, на которые и при нормальном весе приходится большая нагрузка.
Свою роль играют внешние данные: конечно, длинноногая спортсменка с хорошей выучкой будет прыгать красивее менее фактурной соперницы, но это лишь визуальный эффект. Грубо говоря, если у соперницы короткие ноги и небольшая амплитуда, но она выполнила прыжок в соответствии с базовыми характеристиками, то ей его засчитают полностью.
Еще одним важнейшим требованием к любому элементу тела является его связь с элементом предмета. То есть, для того, чтобы прыжок был засчитан, во время его выполнения должна совершаться работа предметом. Если работа не совершается, прыжок не засчитывается. В случае потери (или ошибки в работе) предмета элемент не засчитывается.
Прыжками славится украинская школа гимнастики. Дерюгины, очевидно, владеют каким-то секретом, ибо на ум не приходит ни одного примера нашей спортсменки, которая бы плохо прыгала.
Королевой прыжка можно по праву считать Анну Бессонову. Здесь некоторые фаны возразят, дескать, перешпагат не повышает ценность прыжка. Да, не повышает. Но в большинстве случаев прыжки Анны как раз удовлетворяют всем требованиям и их принимают за эталон.
Следующий материал будет посвящен равновесиям.
В шпагат в кольцо с наклоном туловища назад (голова должна касаться бедра!)
Казак в кольцо (стопа касается головы)
Подбивной в кольцо с наклоном туловища назад толчком двух ног
Подбивной с наклоном туловища назад:
в шпагат с наклоном туловища назад толчком двух ног
в шпагат толчком двух ног
Баттерфляй (популярен в фигурном катании)
Прыжок со сменой ног
Три прыжка шагом, знаменитая серия прыжков
В шпагат наклоном туловища назад
Sport.ua продолжает знакомить читателей с правилами в художественной гимнастике
В прошлых материалах мы рассказали, из чего состоит оценка и как она выводится, а также знакомили читателей с определением прыжка. Сегодня речь пойдет о следующее группе элементов тела – равновесиях. За консультациями в вопросах правил мы обратились к чемпионке Универсиады-2007, тренеру и судье национальной категории, Полине Кондауровой.
Мы выяснили, что в упражнении спортсменки присутствует от 6 до 9 элементов. Из них как минимум 2 прыжка, 2 равновесия и 2 поворота.
Для того, чтобы читатель понимал, какие бывают формы равновесий, рекомендуем смотреть таблицу.
Базовые характеристики для равновесий:
1. четко выраженная и фиксированная форма (стоп позиция)
2. выполняется на релеве, на всей стопе (для некоторых видов равновесий это допускается, однако ценность элемента снижается на 0.1) или на различных частях тела
Какие самые распространенные ошибки при выполнении равновесий?
К равновесиям относят так же турляны, итальянские фуэте и бывшие элементы гибкостей и волн.
Турлян – медленный поворот на стопе, груди, локтях (до недавнего времени выполнялись также турляны на колене, однако из-за риска травм они были запрещены).
Разрешается выполнять 1 турлян на релеве или на всей стопе в выбранной форме. Ценность турляна определяется прибавлением 0.10 балла к базовой стоимости Равновесия за 180 градусов и более. То есть, если спортсменка делает турлян в переднем равновесии на 360 градусов, его ценность подсчитывается следующим образом: 0.3 (форма) +0.1*2 (за каждые 180 градусов) = 0.5.
Не разрешается выполнять турлян на колене, на предплечьях и в положении «казак».
Существует также отдельные смешанные равновесия. Это два или больше равновесия, выполняемые без взятия опоры (без опускания на пятку). Ценность определяется суммой равновесий + 0.1. О смешанных трудностях мы ещё поговорим более подробно.
Как и во всех элементах тела, важнейшим требованием является его связь с элементом предмета. То есть, для того, чтобы равновесие было засчитано, во время его выполнения должна совершаться работа предметом. Если работа не совершается, а также в случае потери (или ошибки в работе) предмета элемент не засчитывается. Мы уже говорили об этом, однако на работе предмета стоит акцентировать внимание даже для частичного понимания картины на ковре.
Что нужно для того, чтобы уметь стоять в равновесии? В первую очередь, развитые мышцы, хорошая хореографическая подготовка и развитый вестибулярный аппарат, растяжка, гибкость, умение координировать работу предметаи статику тела. Для равновесий на одной ноге, как и для поворотов, необходимое крепкое ахиллесово сухожилие.
Центр тяжести человека расположен в нижней части живота, т.к. вес ног составляет около половины веса тела. Устойчивость тела зависит от положения центра тяжести и от величины площади опоры: чем ниже центр тяжести и больше площадь опоры, тем тело устойчивее. Расположение центра тяжести относительно точек опоры влияет на равновесие тела. Человек не падает до тех пор, пока вертикальная линия из центра тяжести проходит через площадь, ограниченную его ступнями. Здесь стоит сказать, что ввиду физиологических причин, спортсменкам с короткими ногами легче стоять в равновесиях и крутить повороты. Большое значение имеет выучка: важно правильно поднимать и опускать ногу, даже держать руки, плечи и голову.
Существует еще одна проблема, которая, впрочем, касается не только равновесий. Многие тренеры, гонясь за результатом, учат детей тянуться и гнуться на одну сторону. Физиологически правши лучше тянутся на правую сторону, левши – на левую. То есть, когда гимнастка делает равновесие, скажем, в кольцо, она часто «скашивается» на одну сторону (так легче). Таких элементов большинство и каждый из них спортсменка делает десятки раз в день. Это прямой путь к сколиозу и различным травмам позвоночника.
Конечно, элементы выполненные таким образом, попадают в категорию «нечеткая форма» и не засчитываются, но, тем не менее, дети их часто делают. Обратите внимание: если ваш ребёнок занимается гимнастикой, проследите, чтобы подготовкой руководил грамотный специалист, ибо нередки случаи, когда тренеры, надеясь получить скорейший результат, калечат детей.
В следующем материале мы познакомим вас с понятием поворота.
В боковом шпагате (туловище должно быть параллельно полу):
В шпагат с удержанием, свободная нога в кольцо (пложение «в кольцо» не меняет ценности элемента):
1. Оценивание Исполнения (E) Группового упражнения
1.1 Судейство Бригады Исполнения требует, чтобы элементы выполнялись эстетически и технически совершенно.
1.2 Гимнастки должны включать в свои упражнения только те элементы, которые они могут исполнить абсолютно безопасно и с высокой степенью артистического и технического мастерства. Все отклонения от подобных ожиданий ведут к сбавкам Бригады Судей E.
1.3 Бригада E не имеет отношения к Трудности упражнения. Судьи E должны применять сбавки в равной степени за одинаковые ошибки, независимо от Трудности элемента или соединения.
1.4 Судьи E и D должны максимально соответствовать современному уровню художественной гимнастики, всегда знать, чего следует ожидать от исполнения данного элемента и как меняются сегодня стандарты по мере развития спорта. В этом контексте Судьи также должны знать, что возможно и чего вполне разумно ожидать, и что представляет собой исключение либо что-то особенное.
1.5 Все отклонения от корректного исполнения считаются Артистическими и Техническими ошибками и должны быть соответственно оценены Судьями. Размер сбавки за небольшие, средние и серьезные ошибки обусловлен степенью отклонения от корректного исполнения. Нижеследующие сбавки будут применены за Артистические и Технические отклонения от ожидаемого совершенства. Эти сбавки должны быть применены вне зависимости от Трудности элемента или упражнения.
— Малая ошибка 0,10: (небольшое отклонение от артистически и технически совершенного исполнения).
— Большая ошибка 0,50 и более: (серьезное и значительное отклонение от артистически и технически совершенного исполнения).
Бывает на соревнованиях такое, что гимнастка, которая потеряла предмет, но заняла место выше, чем та, которая не теряла. Зрители часто негодуют: «Почему так получилось?» «Как только судьи оценивают!?» Об этом мы сегодня и поговорим.
Оценка гимнастки зависит от сложности упражнения и чистоты исполнения. Чем больше в упражнении мастерства (элементов предмета) и бросков с риском потери, тем больше оценка. Элементов тела (прыжков, поворотов, равновесий) всего должно быть 7 у юниорок и 9 у мастеров спорта. Стоимость самого дорогого элемента (прыжок шагом прогнувшись с поворотом) 0,6 балла, а самого дорогого мастерства (высокий бросок и ловля без помощи рук и без зрительного контроля) — 0,4 балла.
Есть много критериев выставления оценки, например, артистизм, чистота исполнения, выполнение элементов и так далее. Для того, чтобы объективно оценить гимнастку, существуют 2 основные бригады судей.
Чтобы судьи поставили максимальный балл, гимнастке нужно соответствовать всем этим критериям: правильно бросать и ловить предмет, вытягивать носки и колени, держать прямыми руки (где это необходимо), попадать в музыку, иметь сложное упражнение и многое другое. Поэтому девочки, которые теряют предмет часто выигрывают за счёт артистизма и сложных элементов, которые у них получились.
Надеемся, что вы немного разобрались в теме. А что вам кажется страшнее: потерять или не выполнить равновесие?
Поделиться с друзьями
Один комментарий на «“Судейство и оценки”»
Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Раньше выступали под фортепиано или один инструмент. Теперь используются оркестровые фонограммы. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров. Классическое многоборье (4 упражнения) — олимпийская дисциплина. Кроме многоборья гимнастки, выступающие в индивидуальном первенстве, традиционно разыгрывают комплекты наград в отдельных видах упражнений (кроме Олимпийских игр). В групповых соревнованиях каждое из двух выступлений длится 2 с половиной минуты. Проводятся также командные соревнования, когда в зачёт идёт сумма выступлений нескольких гимнасток, порой даже одновременно в личных и групповых соревнованиях (причём разного возраста). Один из самых изящных видов спорта. В СССР художественная гимнастика как вид спорта возникла и сформировалась в 1940-е годы. С 1984 года — олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако с конца XX века, благодаря усилиям японских гимнастов, стали проводиться соревнования и между мужчинами.
Судейство, бесспорно, самая противоречивая сторона субъективных видов спорта. Скандалы и протесты перестали удивлять и стали неотъемлемой частью художественной гимнастики. Но сейчас речь пойдет не об этом.
Давайте подумаем о том, как оценивают выступления зрители (специалистов в расчет не берем)? Кто-то изучает правила и может дать более-менее аргументированную оценку (она может быть как правильной, так и нет), другие болеют «за своих», третьи ориентируются на общее впечатление, четвертые просто наблюдают. Для многих зрителей самой грубой ошибкой является ошибка видимая (потеря, падение, срыв). Порой бывает непонятно, почему одна гимнастка уронила и выиграла, а вторая прошла чисто, но не получила медаль.
Сегодня мы расскажем вам, из чего по текущим правилам состоит оценка и как она выводится. За помощью в толковании мы обратились к чемпионке Универсиады – 2007, мастеру спорта международного класса, судье национальной категории, Полине Кондауровой.
Перед выступлением гимнастка сдает карточку, в которой указаны все элементы (для каждого элемента существует свой специальный значок). Судья следит за ходом исполнения всех элементов, отмечает выполненные элементы, помечает, где нужно применить сбавку.
Максимальная оценка – 20.000. Ее выводят две бригады судей – D (трудность элементов тела и предмета), E (исполнение).
D – техническая ценность элементов тела и предмета. Выводится путем суммирования в карточке всех элементов, выполненных гимнасткой полностью или со сбавкой.
Е – оценка за исполнение выводится путем вычитания сбавок за ошибки от базовой сложности, указанной в карточке.
Максимальная оценка каждой из бригад D и E – 10.000.
Все технические элементы тела делятся на три группы: прыжки, равновесия и повороты. До 2013 года существовала группа элементов гибкостей и волн, но недавно технический комитет ФИЖ принял решение эту группу расформировать из-за повышенной травматичности.
Прыжки, равновесия и повороты должны быть равномерно представлены во всех упражнениях, независимо от предмета. Раньше, скажем, в скакалке доминировали прыжки, в мяче – гибкости, в булавах – равновесия, в ленте – повороты.
Максимальное количество элементов в упражнении – 9, минимальное – 6. А ведь еще в 2004 количество элементов достигало 30 за полторы минуты! В каждом упражнении должно быть как минимум 2 прыжка, 2 равновесия и 2 поворота.
Работа предметом делится на две группы: фундаментальные технические группы движений предметами (этой работы должно быть больше, т.к. это основная работа предметом) и другие технические группы движений предметами.
Любой элемент засчитывается только в связке с работой предмета. То есть, когда спортсменка выполняет элемент, предмет должен находиться в работе (существует неограниченное количество разнообразной работы предмета), а никак не «отдыхать».
«Сложно всем»: Сёстры Аверины оценили новые правила художественной гимнастики
В обновлённом регламенте повысится роль оценки владения телом. При этом уровень владения предметами будет иметь меньшее значение.
Россиянки Дина и Арина Аверины считают, что изменения в правилах художественной гимнастики на новый олимпийский цикл содержат как положительные, так и отрицательные моменты. Об этом сообщает РИА «Новости».
Обновлённый регламент судейства предполагает увеличение роли владения телом (повороты, пируэты, прыжки, сохранение равновесия) и артистизма. Эту оценку будет выставлять отдельная бригада специалистов. При этом уровень владения предметами (броски, ловля, перекаты) будет иметь меньшее значение.
«Если честно, правила не очень. Что-то нравится, что-то нет. Но артистики станет больше, надо красиво показывать музыку, стиль, манеру — это про настоящую художественную гимнастику. Есть сложности, но сложно всем», — заявила Дина Аверина.
«Сама выразила желание»: Винер-Усманова объяснила переход в сборную по художественной гимнастике тренера из Израиля
Её сестра-близняшка Арина отметила, что новые правила увеличат количество танцевальных элементов в ходе выступления спортсменок.
«Меньше «бросай-лови». Ушёл эффект предмета, зато появилась настоящая художественная гимнастика. Например, 16 секунд вообще обязательно просто танцевать с предметом», — говорит Арина Аверина.
В конце октября в ходе чемпионата мира в японском Китакюсю Дина Аверина стала 18-кратной чемпионкой мира по художественной гимнастике. Тем самым она побила рекорд соотечественницы Евгении Канаевой по количеству золотых медалей на ЧМ.