За что страдают и гибнут или идут на каторгу современники ахматовой

Анна Ахматова «Реквием»

Посылаю вам урок по поэме А.Ахматовой «Реквием». Проводила я его в очень слабом классе (классе коррекции, как их тогда называли). Возможно, некоторые места покажутся вам примитивными, но творчески работающие учителя знают, как использовать этот план. Я была несколько раз как эксперт на уроках по этой поэме и считаю, что мой урок при всём его несовершенстве имеет свои плюсы, так как здесь учащиеся работают с текстом поэмы, понимают её идею, раскрывают образ лирической героини, а не повторяют общие фразы из учебника.

На бумаге урок, конечно, теряет многое, но “вживую” он проходит интересно. Думаю, если вы его напечатаете, немало учителей, особенно из сельских школ, где нет одарённых детей, где основная масса не хочет ничего читать, а больше озабочена материальными проблемами, возьмут его за основу при подготовке к своему уроку по поэме.

Ход урока

В начале урока звучит «Реквием» Моцарта.

Учитель. Прежде чем начать работать над поэмой, выясним, что значит слово “реквием”.

(Сообщение ученицы о значении слова.)

Учитель. Итак, реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что её поэма — надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.

Прочитаем «Вместо предисловия». Какой биографический факт положила А.Ахматова в основу своей поэмы?

Учитель. Перечитаем «Посвящение». Отметьте строчки, передающие меру материнского горя. Сравните эти строки со словами из «Откровения Иоанна Богослова» из «Апокалипсиса».

Почему, как вы думаете, в поэме Ахматова использует апокалиптическую картину?

Когда-то Пушкин, обращаясь к декабристам, писал:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

С какой целью Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина, закавычив слова “каторжные норы”?

(Поэтесса намеренно вызывает у нас ассоциации с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о “смертельной тоске”.)

А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?

(Говоря о личном, она становится как бы голосом всех страдающих матерей.)

Возьмите карточки № 1, впишите туда найденные в этой части эпитеты, сравнения. Какое настроение они создают?

Какой вывод можно сделать, кому же посвящает Ахматова свою поэму?

(Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и душевных сил и жили лишь надеждой. Их лирическая героиня не отделяет себя от них.)

А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово — Родина.

Учитель. А какая Родина изображена у Ахматовой? (Читаем «Вступление».)

(Родина — живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами “чёрных марусь”.)

Какие приметы времени изобразила здесь Ахматова?

Вывод. Вступление — это фон, на котором будут разворачиваться события, в нём изображено время действия.

(Читаем первую часть.)

Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

(На выносе, дети плакали, свеча оплыла, смертный пот на челе.)

Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой жёнки? Что вы помните о стрельцах?

(Сообщения учащихся о казни стрельцов с опорой на картину В.Сурикова.)

Вывод. Обращение к образу стрелецкой жёнки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

(Читаем вторую и третью части.)

Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?

(Читаем четвёртую часть.)

К кому обращены слова четвёртой части? Что же происходит с героиней?

(Она на грани безумия, происходит раздвоение личности.)

Конечно, Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймём это хоть в некоторой степени, познакомившись с воспоминаниями Н.А. Заболоцкого. Он тоже был репрессирован.

(Послушаем отрывок из воспоминаний («Литература». Приложение к газете «Первое сентября». 1994. № 5–6.)).

(Читаем пятую часть.)

Выделите глаголы. Что обозначает глагол как часть речи? Что помогает поэту выразить такое обилие глаголов?

Много ли глаголов в конце этой части? Сделайте вывод.

(Лирическая героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтоб узнать о судьбе родного человека, но потом ею овладевает отчаяние, нет больше сил бороться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Мать находится на грани безумия, и из её уст льются тихие строчки колыбельной сыну.)

(Читаем шестую часть.)

Перечитаем седьмую–девятую части поэмы. А теперь запишите начало предложения: “Когда я читаю седьмую–девятую части «Реквиема»…” Опишите свои впечатления, мысли о прочитанном.

(…Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять её в любом виде. У неё нет больше сил сопротивляться безумию.)

Прочтите название десятой главы. С чем оно связано?

(Читаем десятую часть.)

Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?

Одинаковы ли страдания матерей? А сыновей?

Какую мысль позволяют выразить образы страдающих Христа и Богоматери? (Освящают страдания.)

Возьмите карточки № 2. Перечитайте первую часть «Эпилога» и нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный здесь.

Это конкретный портрет или обобщённый?

За что страдают и гибнут или идут на каторгу современники ахматовой. Смотреть фото За что страдают и гибнут или идут на каторгу современники ахматовой. Смотреть картинку За что страдают и гибнут или идут на каторгу современники ахматовой. Картинка про За что страдают и гибнут или идут на каторгу современники ахматовой. Фото За что страдают и гибнут или идут на каторгу современники ахматовойВывод. Да, Ахматова говорит от имени всех, к чьим страданиям были глухи там, за тюремными стенами.

Хотелось бы всех поимённо назвать,
Да отняли список, и негде узнать, —

говорит Ахматова. Но она помнит всех и говорит от имени всех.

Поэма, посвящённая безвинно погибшим, рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках. В самом же финале поэма наполняется звуками. Какие звуки мы слышим?

(Громыхание, хлопанье, вой.)

Эти звуки, как колокольный звон, венчают поэму и резко обрываются в заключительных строчках, где возникает мотив временной отдалённости: страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет вечным символом скорби всех страдающих русских женщин.

А теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 году. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?

Обобщение. Материал для заключительного слова можно взять из газеты «Литература». 2000. № 10.

Источник

Тема народного страдания и скорби в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»

Разделы: Литература

« И небо скрылось, свившись в свиток, и всякая гора,

И остров двинулись с мест своих».

Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был…

Звучит аудиозапись « Реквием» Моцарта.

Сегодня на уроке мы познакомимся с поэмой А. Ахматовой «Реквием». Цель

урока: проследить, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия

поэта, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

II. Мотивационное начало урока.

1. История создания поэмы.

Прежде чем перейти к истории создания поэмы, объясним лексическое

значение слова «реквием».

«Реквием» переводится как похоронная месса, католическая служба по усопшему, в буквальном переводе – просьба о покое. Одновременно это – обозначение траурного музыкального произведения.

Над лирическим циклом «Реквием» А.Ахматова работала в 1934-1940гг и в начале 60-х годов. Более 20 лет поэму знали наизусть, держали в памяти люди, которым Ахматова доверяла, а таких было не более десятка. Эта поэма не была издана и опубликована в те годы. В 1963 году без согласия автора поэму опубликовали в Мюнхене. В России поэму впервые напечатали в журнале «Октябрь» № 3 за 1987 год.

Итак, реквием – это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что ее поэма – надгробное слово, посвященное всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страдания умирала душа. Обратимся непосредственно к тексту поэмы.

III. Деятельность учащихся по теме урока.

— Какие строчки из части « Вместо предисловия» подтверждают, что это было страшное время?

— Какой факт из биографии А.Ахматовой был положен в основу поэмы?

Следующая часть поэмы «Посвящение».

— Отметьте строчки, передающие меру материнского горя.

— Сравните эти строки со словами из Апокалипсиса « Иоанна Богослова».

Почему А. Ахматова использует апокалипсическую картину?

— В «Посвящении» есть словосочетание «каторжные норы». С какой целью А.Ахматова включила цитату из Пушкина? (Ахматова намеренно вызывает ассоциацию с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники А. Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о «смертельной тоске».)

— А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь А. Ахматова? Почему? (Говоря о личном, Ахматова становится как бы голосом всех страдающих матерей.)

— Какие художественные средства помогают создать настроение, которым проникнуто «Посвящение»? (эпитеты, сравнения)

— Итак, кому же посвящается поэма?

( Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и духовных сил и жили лишь надеждой.)

А сейчас я назову вам слово, а вы мне скажете, какие ассоциации, какие картины оно у вас вызовет. Закройте глаза, чтобы сосредоточиться, не отвлекаться, и то, что сразу возникнет в вашем воображении, вы мне опишете. Итак, это слово – Родина.

— Какая Родина изображена у А. Ахматовой?

— Какие приметы времени изобразила здесь А. Ахматова?

Переходим к 1 главе.

— Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

— Почему А. Ахматова обращается в историю, использует образ стрелецкой женки? Что вы помните о стрельцах?

(Сообщение Чинаревой О. о казни стрельцов с опорой на репродукцию картины «Утро стрелецкой казни».)

Вывод: Обращение к образу стрелецкой женки помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания.

Читаем II и III главы.

Опишите картину, которая возникает у вас. Почему?

Читаем IV главу.

— Что происходит с героиней?

Конечно, А. Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались.… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала. А мы поймем это хоть в некоторой степени, познакомившись с отрывками из романа А. Жигулина

«Черные камни» (Сообщение Шарафутдиновой Д.)

Читаем V главу.

В начале главы обилие глаголов, под конец глаголов почти нет.

В VI главе льются тихие строчки колыбельной сыну.

Перечитаем VII-IX главы.

Опишите ваши впечатления, мысли о прочитанном, начиная с фразы:

«Когда я читаю VII- IX главы» «Реквием»….

(… Я вижу мать, обезумевшую от горя. Она жаждет смерти, готова принять ее в любом виде. У нее нет больше сил сопротивляться безумию.)

— Прочтите название X главы. С чем оно связано?

— Почему именно этот сюжет из Библии использовала А. Ахматова?

— Одинаковы ли страдания матерей и сыновей?

( трагедия народа велика, оно вызывает в памяти страшное преступление- распятие Христа. Каждая из матерей, потерявших сына, подобна Богоматери.

В образе Богоматери сливаются все матери мира, детей которых убивают. Богоматерь уже много веков оплакивает каждого невинно гибнущего ребенка. Личная трагедия одной матери и одного сына незаметно становится всеобщей в пространстве России и во времени.)

Обратимся к эпилогу.

Это самая длинная часть в поэме. В ней представлена истерзанная душа народа: одна половина его в тюрьмах – это мужики и сыновья; другая – в тюремных очередях, это матери и жены. Здесь дан обобщенный портрет матери.

Во II части эпилога идут твердые, как железо, двустишия с мужскими рифмами, которые свидетельствуют о спокойности, непреклонности и победительной силе женщины поэта. И потому она достойна монумента, этого воплощения памяти, несгибаемости. Продолжая традиционную в русской поэзии тему памятника, А. Ахматова трактует ее очень ярко, мощно:

(читаем со слов) А если когда- нибудь в этой стране….

Эпиграф написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках.

IV. Итоги урока.

В своей поэме А. Ахматова описала достаточно образно и зримо эпоху, в которую суждено было страдать народу. Героиня осознала свое единство с народом, обрела силы женщины, разгадавшей свое высокое предназначение. Это памятник материнскому страданию.

Источник

«Я была тогда с моим народом…» (Урок по поэме А.Ахматовой «Реквием» в 11-м классе)

Разделы: Литература

Домашнее задание на урок:

Индивидуальные сообщения к уроку:

Ход урока

I этап урока.

— Выясним, что значит слово «реквием» по словарю? ((Приложение 1. Слайд)

— Кто автор самого знаменитого музыкального «Реквиема»?

А.Ахматова не случайно дала своей поэме такое название. Я думаю, вам будет легче воспринять это произведение, осмыслить его, если вы прослушаете небольшой отрывок из «Реквиема» Моцарта. Это одно из любимых произведений Анны Андреевны. (Слайд)

— Какое настроение рождает это музыка? (Торжественное, скорбное, печальное.)

— Какой настрой должен создаться у читателя, берущего в руки произведение с таким названием? (Уже само название предполагает, что произведение, названное так, будет посвящено трагическим событиям. Таким образом, автор сразу заявляет тему скорби, печали, поминовения.)

II этап урока.

Мы начнём знакомство с «Реквиемом» с сообщения о непростой истории его создания и публикаций. (Слайд) (Приложение 2)

Учитель: «Реквием» складывался постепенно. Он состоит из отдельных стихов, написанных в разное время. Но, готовя эти стихи к изданию, Ахматова называет цикл поэмой. (Слайд) Комментарий учащегося.

Композиция поэмы трёхчастная: она состоит из пролога, основной части, эпилога, но при этом имеет сложную структуру. Поэма начинается с эпиграфа. Далее следует предисловие, написанное прозой и названное Ахматовой «Вместо предисловия».

Пролог состоит из двух частей («Посвящение» и «Вступление»).

После этого идёт основная часть, состоящая из 10 небольших глав, три из которых имеют название – это седьмая: «Приговор», восьмая: «К смерти», десятая: «Распятие», состоящая из двух частей. Остальные главы идут по названию первой строки. Поэма заканчивается Эпилогом, тоже состоящим из двух частей.

Обратите внимание на даты написания глав. Они явно соотносятся со временем арестов сына. Но Предисловие и Эпиграф обозначены гораздо более поздними годами.

— Подумайте, как это может объяснить? (Эта тема, эта боль не отпускала Ахматову многие годы.)

Учитель: А теперь обратимся к проблемному вопросу, на который мы с вами должны будем ответить в конце урока. Для этого запишем слова Солженицына в тетрадь (Слайд) А.И.Солженицын так сказал о поэме: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына». Нам предстоит подтвердить или опровергнуть точку зрения Солженицына:

Поэма «Реквием» – трагедия народа или трагедия матери и сына? (Слайд)

Поэма начинается с предисловия. Прочитаем «Вместо предисловия». (Слайд)

Объясним непонятное выражение «В страшные годы ежовщины…»

«Вместо предисловия» написано прозой.

— Как вы думаете, зачем Ахматова вводит в текст эту автобиографическую подробность? (Это ключ к пониманию поэмы. Предисловие переносит нас в тюремную очередь Ленинграда 1930 гг. Женщина, стоящая с Ахматовой в тюремной очереди, просит «это… описать». Ахматова воспринимает это как некий наказ, своеобразный долг перед теми, с кем она провела 300 часов в страшных очередях. В этой части поэмы Ахматова впервые заявляет позицию поэта.)

— Какая лексика помогает представить то время? (Ахматову не узнали, а как тогда чаще говорили «опознали». Все говорят только шёпотом и только «на ухо»; свойственное всем оцепенение. В этом маленьком отрывке зримо вырисовывается эпоха.) (Слайд)

Учитель: Сейчас вы услышите голос А. Ахматовой, читающей начало «Реквиема». Вслушайтесь в него. Он обманчиво монотонный, глуховатый, сдержанный, но потрясающе глубокий, словно пропитанный болью пережитого. (Слайд) Портрет Ахматовой. Глава называется «Посвящение».

— Кому же посвящает Ахматова поэму? (Женщинам, матерям, «подругам двух осатанелых лет», с которыми 17 месяцев стояла в тюремных очередях.)

— Как Ахматова описывает материнское горе? (Вся жизнь людей теперь зависит от приговора, который будет вынесен близкому человеку. В толпе женщин, которые ещё на что-то надеются, та, что услышала приговор, чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами.)

— Какие художественные средства помогают передать это горе? Найдите их в тексте. Какова их роль? (Приложение 3) Почему сочетание «каторжные норы» Ахматова берет с кавычки? Из какого произведения цитата? (Слайд) С какой целью Ахматова включили в свой текст цитату из Пушкина? (Она специально вызывает у нас ассоциации с декабристами, так как они страдали и гибли за высокую цель.)

— А за что страдают и гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? (Это бессмысленное страдание, они безвинные жертвы сталинского террора. Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, поэтому и появляются в поэме слова о «смертельной тоске» Присутствие здесь пушкинской строки из стихотворения «Во глубине сибирских руд…» раздвигает пространство, даёт выход в историю.)

Учитель: Степень страдания людей настолько велика, что для описания этого Ахматова выбирает библейский масштаб.

Сообщение. В поэме Ахматова часто использует библейские образы и мотивы. Уже первые строки «Посвящения» «Перед этим горем…» воссоздают образ мира, в котором сместились все привычные и устойчивые нормы. Эти строки заставляют вспомнить картины Апокалипсиса.

Учитель: Почему Ахматова использует апокалипсическую картину мира? (Чтобы подчеркнуть безмерность горя, сравнить его с концом света. Горы разверзлись, сдвинулись с места. Эта картина становится символом её эпохи.)

— Какое местоимение использует Ахматова в Посвящении? Почему? (Местоимением «я» обозначила бы только личное горе, местоимением «мы» подчёркивает общую боль и беду. Её горе неразрывно сливается с горем каждой женщины. Великая река людского горя, захлёстывая своей болью, уничтожает границы между « я» и «мы». Это наше горе, это мы « повсюду те же», это мы слышим «тяжёлые шаги солдат», это мы идём по одичалой столице.)

Учитель: С самого начала Ахматова подчёркивает, что поэма затрагивает не только её несчастья как матери, но касается общенародного горя.

Читаем Вступление. (Слайд)

Учитель: Какой художественный образ создаёт Ахматова в этой главе?

На уроках литературы мы говорили с вами о Петербурге Пушкина, Некрасова, Достоевского. Ахматова очень любила город, в котором она стала поэтом, который подарил ей славу, признание; город, в котором она познала счастье и разочарование. (Слайд)

— Каким же рисует она этот город сейчас? Какие художественные средства для этого использует? Найдите их в тексте. (Приложение 4) Сделаем вывод об их роли в этой части поэмы. (Эти художественные средства очень точно характеризуют то время, позволяют добиться удивительной краткости и выразительности: В любимом городе Ахматовой нет не только пушкинского великолепия, он даже мрачнее того Петербурга, который описан в романе Достоевского. Перед нами город, привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои корпуса над помертвевшей и неподвижной Невой. Символом времени здесь является тюрьма, полки осуждённых, уходящих в ссылку, кровавые сапоги и чёрные маруси. И от всего этого «корчилась безвинная Русь».) Метафора «звёзды смерти» требует комментария. Сообщение. (Приложение 5)

Учитель: Время-Апокалипсис. Где же происходит всё это? Только ли в Ленинграде?

Из разбросанных по всей поэме художественных деталей, а также конкретных географических названий складывается представление обо всём пространстве России: это и сибирская вьюга, и тихий Дон, и Нева, и Енисей, и кремлёвские башни, и море, и царскосельские сады. Но на этих просторах – лишь страдания, «улыбается только мёртвый, спокойствию рад». Вступление – это фон, на котором будут разворачиваться события, в нем отражено место и время действия и только после вступления начинает звучать конкретная тема реквиема – плач по сыну.

Основная часть открывается стихотворением «Уводили тебя на рассвете…» Читаем первую главу.

— Какое событие описано в первой главе? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося? (На выносе, плакали дети, свеча оплыла, смертный пот на челе Сцена ареста ассоциируется с выносом тела усопшего «Шла как на выносе»-это напоминание о похоронах. Гроб выносят из дома. За ним идут близкие, родственники, плачущие дети; оплыла свеча- все эти детали являются своеобразным дополнением к нарисованной картине.)

— От чьего лица ведётся повествование в поэме? (От лица « я», т.е. лица лирической героини.) (Слайд)

— Вы услышали эти голоса? Назовите главы, в которых л.г. выступает от лица поэта? Назовите главы, в которых л.г. выступает от лица матери?

Учитель: Эта глава написана в стиле, близком народному плачу. Давайте вспомним, что такое плач, как жанр УНТ.

Сообщение. (Слайд)

— Почему Ахматова использует здесь образ «стрелецкой женки»? (Сообщение о стрельцах с опорой на картину). (Слайд)

«Буду я, как стрелецкие жёнки, под Кремлёвскими башнями выть» – эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой времён подавления стрелецкого бунта, когда последовала жестокая расправа над мятежниками, и сотни стрельцов были казнены и сосланы. Это историческое событие стало основой сюжета картины Сурикова «Утро стрелецкой казни». (Слайд) Картина «Утро стрелецкой казни». (Приложение 6)

— Как эти исторические события связаны с сюжетом поэмы и ее темой? (Обращение к образу «стрелецкой женки» помогает связать времена, сказать о типичности судьбы русской женщины и подчеркнуть тяжесть конкретного страдания, а также жесточайшее подавлении стрелецкого бунта ассоциировалось с начальным этапом сталинских репрессий. Л.Г. как бы олицетворяет себя с образом русской женщины времен варварства, которое вновь вернулось в Россию. Смысл сравнения в том, что пролитую кровь оправдать ничем нельзя.)

Учитель: Сразу же за сценой ареста сына, которая завершается материнским «воем», начинается тема болезни матери.

Читаем вторую главу. Ребята, вам что-то напоминают эти строки из детства?

Давайте посмотрим, как связан плач матери в этой главе с фольклором.

— Какой цвет дан во второй главе? С чем традиционно связывается желтый цвет в русской литературе? Что обозначает этот цвет у Ахматовой? (Сопутствует болезни, смерти, усиливает ощущение трагичности.)

Обратимся к 3 главе.

Почему третья глава состоит из сбивчивых фраз? (Нерифмованная, оборванная строка подчеркивает невыносимость страданий героини. Страдания л.г. такие, что она почти ничего не замечает вокруг. Муж расстрелян, сын в тюрьме. Вся жизнь стала похожей на бесконечный кошмарный сон.)

— Что происходит с героиней? (Происходит раздвоение личности.)

Учитель:Л.Г.раздваивается: с одной стороны, сознание страдающее и не выдерживающее страдания, с другой стороны, сознание, наблюдающее за этим страданием как бы со стороны. «Нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не могла.» Выразить невыразимое горе с помощью простых и сдержанных слов невозможно. Ясная логика и стройный стих прерывается – л.г. не может говорить, спазм перехватил горло. Стих заканчивается на полуслове, на многоточии.

Откроем 4 главу. (Слайд)

— К кому обращены слова 4 главы? (К самой себе.)

Учитель: Почему появляются воспоминания о юности? Как в поэму входит светлая юность Ахматовой и ее страшное настоящее?

По контрасту память возвращает её в своё беззаботное прошлое. Л.г.пробует взглянуть на свою жизнь со стороны и с ужасом замечает себя, былую «весёлую грешницу», в толпе под Крестами, где столько невинных жизней кончается. Разве когда-нибудь она могла подумать, что будет стоять трёхсотой в тюремной очереди. Но если хватает силы вспомнить прекрасную юность, улыбнуться горькой усмешкой своему беззаботному прошлому, может, в нём она найдёт силы пережить этот ужас и запечатлеть его для потомков.

— Выделите глаголы в пятой главе. (Кричу, зову, кидалась, не разобрать, ждать, глядит, грозит.)

Читаем седьмую главу.

Приговор кому? Каким контекстным синонимом оно заменено в 7 главе? (Слайд)

Учитель: 7 глава – это кульминация в повествовании о судьбе сына, но на переднем плане – реакция матери. Приговор произнесён, мир не рухнул. Но сила боли такова, что голос л.г. срывается на внутренний крик, задавленный нарочито будничным, монотонным перечислением странных дел, который обрывает речь на полуслове. Приговор убивает прежде всего надежду, что помогало л.г. жить. Теперь жизнь не имеет смысла, более того, она становится непосильным грузом. Это подчеркивает антитеза. О сознательности выбора говорит не только отказ от жизни, но и подчёркнуто спокойная манера рассуждения.

— Как вы думаете, какой выбор встает перед матерью в этих главах? (Как перенести гибель сына.)

Первый – всё забыть и жить дальше («Надо память …») Вслушайтесь в лирическое раздумье-распутье: «Надо снова научиться жить, а не то…». Многоточие – фигура умолчания.

Ты всё равно придёшь, зачем же не теперь? – так начинается следующая 8 глава.

— Какой путь она выбирает? (Жить, и страдать, и помнить.) (Слайд)

Кульминацией страданий матери в поэме является глава «Распятие». Именно в этой главе раскрывается вся боль, матери, потерявшей сына.

— Прочитайте название 10 главы, с чем оно связано? (Прямое обращение к евангельской проблематике.)

— А как можно объяснить появление в поэме картины Распятия Христа? (Появление в поэме картины Распятия Христа вполне объяснимо. Она возникает в сознании героини, когда та находится на грани жизни и смерти, когда «безумие крылом души накрыло половину».)

Читаем 10 главу. Каковы же библейские образы и мотивы в этой главе? (Слайд)

— Одинаково ли звучат слова, обращённые к Отцу и Матери?

Учитель: Во второй части Иисус уже мертв. У подножия Распятия стоят трое: Магдалина, любимый ученик Иоанн и Дева Мария – мать Христа. В Реквиеме нет имен и фамилий, кроме имени Магдалины. Даже Христос не назван. Мария – «Мать», Иоанн – «любимый ученик».

— Почему именно этот сюжет из библии использовала Ахматова? (В поэме Ахматова соединила историю Божьего Сына с судьбой собственного, и оттого личное и общечеловеческое сливаются воедино. Страдание матери ассоциируется с горем Богородицы.) (Слайд) Портрет Ахматовой.

Эпилог. Ученик читает наизусть.

— Вспомните, какой наказ получила Ахматова, стоя в тюремной очереди, описанной в предисловии? (Безымянная женщина просит от лица всех «Описать это». И поэт обещает: «Могу».)

— Выполнила ли она это? (В Эпилоге она отчитывается перед ними в выполненном обещании. Л.г. в конце своего поэтического повествования снова видит себя в тюремной очереди. В начале поэмы дан конкретный образ тюремной очереди.)

Учитель: Впервые в поэме мы видим портрет, созданный с помощью развернутой метафоры.

— Чей это портрет? Или чьи? (Это портрет измученных женщин, матерей.)

— Это конкретный портрет или обобщенный? В Эпилоге образ тюремной очереди обобщённый. Л.г. сливается с этой очередью, вбирает в себя мысли и чувства этих измученных женщин. Эпилог написан в жанре поминального плача, поминальной молитвы: «И я молюсь не о себе одной…» О ком она молится? (О тех, кто стоял в тюремных очередях с передачами, кто не отрёкся, кто добровольно разделил страдания с близкими, обо всех, кто был с нею в этих испытаниях, для кого она соткала « широкий покров».)

— Какое синтаксическое средства помогают создать эту молитву? (Анафора.) (Слайд) (Приложение 9)

— Сделайте вывод, какую роль они играют? (Создают особую ритмику стиха. Придают речи трагизм, боль. Помогают выразить скорбь.)

— Какая тема звучит во второй части эпилога? В творчестве каких русских поэтов вы встречали эту тему? (В творчестве Державина, Пушкина. У Пушкина есть стихотворение «Памятник», в котором он говорит, о том, что к «нерукотворному» памятнику не зарастёт «народная тропа», потому что,«чувства добрые я лирой пробуждал»; во-вторых, «в мой жестокий век восславил я свободу»; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал».)

— Какой необычный смысл приобретает эта тема под пером Ахматовой? (Этот памятник должен стоять по желанию поэта. Ахматова не описывает сам памятник. А определяет место, где он должен стоять.Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она даёт лишь при одном условии: это будет памятник поэту у тюремной стены.)

— Почему просит поставить памятник, там, где стояла 300 часов? (Этот памятник должен стоять не в милых ее сердцу местах, где она была счастлива, потому что памятник не только поэту, но и всем матерям и женам, которые стояли в тюремных очередях в 30гг». Это памятник народному горю: «Затем, что и в смерти блаженной боюсь забыть громыхание чёрных Марусь».)

Учитель: Совсем недавно такой памятник Ахматовой поставили.

Сообщение. (Слайд) (Приложение 10)

Учитель: А теперь вернемся к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.

— Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ? (Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своем народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Она не конкретизирует, где, это «там» – в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова. Таким образом, Реквием – это не только личная трагедия, но и трагедия народная.)

— В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию? (Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа.)

«Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни. (Слайд)

III этап урока.

Учитель: Вернемся к проблемному вопросу. Какой ответ мы на него можем дать на основе анализа поэмы? Для этого используйте записи в тетради. А.И.Солженицын: «Это была трагедия народа, а у вас – матери и сына».

IV этап урока. Домашнее задание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *