За что я люблю серебряный век
Мое отношение к Серебряному веку русской поэзии
Если начало 19-го века ознаменовалось Золотой эпохой в русской литературе, то рубеж веков (19 – 20 века) по праву считается Серебряным веком, давшим искусству много художественных открытий и гениальных имен. Интересно то, что хронологически этот период длится всего двадцать семь лет (1890 – 1917 годы), но по значимости сравним с целой эпохой.
Этот расцвет литературы и искусства в целом совпал с переломным моментом в российской истории. Рубеж веков – время колоссальных открытий в мировой науке, время рождения новых философских идей. Но это
В литературе того времени выделяется множество художественных направлений, основными из которых являются символизм (и декадентство), акмеизм и футуризм.
Говоря о символизме, необходимо отметить, что он обратился к вечным идеям, важным для человека. Краеугольным камнем для символистов стала философия Владимира Соловьева. В основу творчества приверженцы этого направления (Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Блок, Бальмонт и другие)
Читая стихотворения этого цикла, создается ощущение, будто ты читаешь лирический роман, где главная героиня – возлюбленная поэта, у которой множество имен. В этом цикле можно заметить особо сильное влияние философии Соловьева: здесь присутствует идея Вечной Женственности как спасительного начала.
Из более позднего творчества Блока я выделяю стихотворение “Незнакомка”. При первом прочтении просто поражаешься красоте и магнетизму созданного поэтом образа таинственной незнакомки:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что прекрасная незнакомка – это падшая женщина, ставшая у Блока символом другого мира в противовес обыденной действительности.
На мой взгляд, акмеизм также является очень интересным направлением в литературе Серебряного века. Слово “акмеизм” произошло от греческого acme, что означает высшую степень чего-либо, расцвет, вершину, острие. Несколько самонадеянно, неправда ли?
Но все же это название во многом оправдало себя, потому что это направление подарило нам такие имена, как Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Иванов и другие.
С одной стороны, акмеисты многое наследовали у символизма, но, с другой стороны, они пересмотрели многие его принципы, выработав свою программу. Акмеисты отказались от мистицизма символистов и признавали реальный обычный мир. Больше всего их интересовала личность человека, так как они относили себя в большей степени к романтикам.
Одним из основателей акмеизма по праву считается Николай Гумилев. О нем хорошо сказал Ю. Айхенвальд: “Поэт географии, поэт подвига, художник храбрости, певец бесстрашия. У него повышено сознание собственного достоинства и собственной личности”. Может быть, поэтому мне так близко его творчество.
Особенно нравятся мне ранние стихотворения ГУмилева, в которых невероятно сильны фантастические и романтические мотивы: “Баллада”, “Песня о певце и короле”, “Иногда я бываю печален…”, “Сада-Якко”, “Ужас”, “Жираф”.
Самым ярким, эпатажным и неоднозначным направлением в литературе рубежа веков является, несомненно, футуризм. Его приверженцы считали себя поэтами будущего, отсюда – огромное внимание к языку и форме, где они по праву считаются большими новаторами.
Считаю, что самым крупным представителем футуризма является Владимир Маяковский. Я очень люблю этого поэта за неоднозначность его творчества. С детства все привыкли ассоциировать Маяковского лишь с певцом революции, но это очень узкое его восприятие. На самом деле в своих ранних стихотворениях поэт предстает перед нами как сильно чувствующий, невероятно ранимый человек с огромным сердцем, воспринимающий всю боль мира:
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова – судороги, слипшиеся комом;
И побежит по небу с моими стихами под мышкой
И будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
Сильные эмоции Маяковский передает с помощью неологизмов и новаторской формы стихотворения – всем теперь известной “лесенки”.
Хочется отметить, что мне очень нравится эпоха Серебряного века в русской литературе. Я ничуть не умоляю величия и грандиозной значимости “золотой” эпохи Пушкина и Лермонтова, но по своим мыслям и мироощущению мне все же ближе Серебряный век с его разнообразием форм, идей, мыслей, новаторским поиском, неоднозначностью. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что в каждом литературном направлении этого периода я нашел своего поэта.
Related posts:
Мое отношение к Серебряному веку русской поэзии
Если начало 19-го века ознаменовалось Золотой эпохой в русской литературе, то рубеж веков (19 – 20 века) по праву считается Серебряным веком, давшим искусству много художественных открытий и гениальных имен. Интересно то, что хронологически этот период длится всего двадцать семь лет (1890 – 1917 годы), но по значимости сравним с целой эпохой.
Этот расцвет литературы и искусства в целом совпал с переломным моментом в российской истории. Рубеж веков – время колоссальных открытий в мировой науке, время рождения новых философских идей. Но это также время неустойчивости, неуверенности, кризиса. Русская литература того времени пыталась по своему разрешить этот кризис, найти пути дальнейшего развития России. В литературе того времени выделяется множество художественных направлений, основными из которых являются символизм (и декадентство), акмеизм и футуризм.
Говоря о символизме, необходимо отметить, что он обратился к вечным идеям, важным для человека. Краеугольным камнем для символистов стала философия Владимира Соловьева. В основу творчества приверженцы этого направления (Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Блок, Бальмонт и другие) положили образ-символ.
Из всех поэтов-символистов ближе всего мне творчество Александра Блока. Я считаю его одним из ярчайших представителей символизма. Очень интересен его образ Прекрасной Дамы, своеобразного идеала поэта («Стихи о Прекрасной Даме», 1904 год). Читая стихотворения этого цикла, создается ощущение, будто ты читаешь лирический роман, где главная героиня – возлюбленная поэта, у которой множество имен. В этом цикле можно заметить особо сильное влияние философии Соловьева: здесь присутствует идея Вечной Женственности как спасительного начала.
Из более позднего творчества Блока я выделяю стихотворение «Незнакомка». При первом прочтении просто поражаешься красоте и магнетизму созданного поэтом образа таинственной незнакомки:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
При ближайшем рассмотрении оказывается, что прекрасная незнакомка – это падшая женщина, ставшая у Блока символом другого мира в противовес обыденной действительности.
На мой взгляд, акмеизм также является очень интересным направлением в литературе Серебряного века. Слово «акмеизм» произошло от греческого acme, что означает высшую степень чего-либо, расцвет, вершину, острие. Несколько самонадеянно, неправда ли? Но все же это название во многом оправдало себя, потому что это направление подарило нам такие имена, как Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Георгий Иванов и другие.
С одной стороны, акмеисты многое наследовали у символизма, но, с другой стороны, они пересмотрели многие его принципы, выработав свою программу. Акмеисты отказались от мистицизма символистов и признавали реальный обычный мир. Больше всего их интересовала личность человека, так как они относили себя в большей степени к романтикам.
Одним из основателей акмеизма по праву считается Николай Гумилев. О нем хорошо сказал Ю. Айхенвальд: «Поэт географии, поэт подвига, художник храбрости, певец бесстрашия. У него повышено сознание собственного достоинства и собственной личности». Может быть, поэтому мне так близко его творчество. Особенно нравятся мне ранние стихотворения ГУмилева, в которых невероятно сильны фантастические и романтические мотивы: «Баллада», «Песня о певце и короле», «Иногда я бываю печален…», «Сада-Якко», «Ужас», «Жираф».
Самым ярким, эпатажным и неоднозначным направлением в литературе рубежа веков является, несомненно, футуризм. Его приверженцы считали себя поэтами будущего, отсюда – огромное внимание к языку и форме, где они по праву считаются большими новаторами.
Считаю, что самым крупным представителем футуризма является Владимир Маяковский. Я очень люблю этого поэта за неоднозначность его творчества. С детства все привыкли ассоциировать Маяковского лишь с певцом революции, но это очень узкое его восприятие. На самом деле в своих ранних стихотворениях поэт предстает перед нами как сильно чувствующий, невероятно ранимый человек с огромным сердцем, воспринимающий всю боль мира:
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова – судороги, слипшиеся комом;
И побежит по небу с моими стихами под мышкой
И будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
Сильные эмоции Маяковский передает с помощью неологизмов и новаторской формы стихотворения – всем теперь известной «лесенки».
Хочется отметить, что мне очень нравится эпоха Серебряного века в русской литературе. Я ничуть не умоляю величия и грандиозной значимости «золотой» эпохи Пушкина и Лермонтова, но по своим мыслям и мироощущению мне все же ближе Серебряный век с его разнообразием форм, идей, мыслей, новаторским поиском, неоднозначностью. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что в каждом литературном направлении этого периода я нашел своего поэта.
Записки о поэзии Серебряный век русской поэзии
Записки о поэзии
Серебряный век русской поэзии
«И серебряный месяц ярко
Над серебряным веком стыл»
Анна Ахматова
«Ведь это всё русские поэты не на вчера, не на
сегодня, а навсегда. Такими нас не обидел Бог.»
Осип Мандельштам
Ему же, по словам его современника Сергея Маковского, принадлежит и другое определение этого периода – «серебряный век», понятие не столько научное, сколько эмоциональное, вызывающее закономерные ассоциации с другим коротким периодом, освящённым именем Пушкина – «золотым веком» русской поэзии XIX века.
Везде пески. Свистя бежит самум.
Лазурь небес укрылася в туманы.
Но слышу я желанный звон и шум,
Ко мне сквозь мглу подходят караваны.
Весёлые, раскинулись на миг,
Пришли, ушли, до нового свиданья,
В своей душе лелею мой двойник,
Моей мечты воздушной очертанья.
В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с надеждой на преодоление жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу…».
Ведь в хронологических границах этого периода, если говорить только о поэзии, сосуществовали различные по происхождению и эстетической направленности явления – помимо модернистских течений, это и поэзия классической реалистической традиции, и крестьянская, и пролетарская, и сатирическая поэзия.
Серебряный век – это не хронологический период, в который творили самые разнообразные мастера и подмастерья слова, не сумма литературных течений, но образ мышления, в той или иной степени свойственный художникам, которые при жизни, случалось, нешуточно враждовали между собой, но со временем слились в сознании потомков в неразделимую плеяду, где каждый сам по себе личность и в то же время – невозможен без взаимодействия с другими, без атмосферы, о которой писал Бердяев.
Это Валерий Брюсов и Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский и Александр Блок, Максимилиан Волошин и Андрей Белый, Константин Бальмонт и Анна Ахматова, Николай Гумилёв и Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Игорь Северянин и многие-многие другие.
Валерий Брюсов:
Сливаются бледные тени,
Видения ночи беззвёздной,
И молча над сумрачной бездной
Качаются наши ступени.
Друзья! Мы спустились до края!
Стоим над разверзнутой бездной –
Мы, путники ночи беззвёздной,
Искатели смутного рая.
В наиболее концентрированном виде эта атмосфера получила своё выражение в первые полтора десятилетия двадцатого века. Именно на эти годы пришёлся расцвет литературы русского модерна во всём многообразии его художественных, философских, религиозных поисков и открытий. Это, если прибегнуть к нехитрой метафоре, среднее течение огромной реки, уже вобравшей в себя большие притоки, но ещё знающей свои берега.
Борис Пастернак называл поэта «Заложником вечности». Поэты серебряного века и в своём художественном творчестве, и в теоретических статьях и высказываниях подвергали сомнению идею прогресса для литературы. Мандельштам писал, что эта идея – «самый отвратительный вид школьного невежества». Блок в 1910 году утверждал: «Солнце наивного реализма закатилось; осмыслить что-либо вне символизма нельзя» Сегодня только самый ортодоксальный литературовед-марксист продолжает утверждать, что высшей точкой развития искусства является реализм, пытаясь подвергнуть обструкции или замолчать всё то, что нельзя отнести к этому течению.
Если в XIX веке литература имела тенденцию к изучению болезней социальных, то в начале XX века поэты преимущественно задумывались об очищении души каждого человека. Одним из основных признаков поэтов серебряного века была вера в искусство, в силу слова.
«Который» Иннокентий Анненский:
Когда на бессонное ложе
Рассыплются бреда цветы,
Какая отвага, о боже,
Какие победы мечты!
Откинув докучную маску,
Не чувствуя уз бытия,
В какую волшебную сказку
Вольётся свободное я!
Там всё, что на сердце годами
Пугливо таил я от всех,
Рассыплется ярко звездами,
Прорвётся, как дерзостный смех…
Поэтому для их творчества характерно «погружение» в стихию слова, увлеченные поиски новых, наиболее ярких, сильных средств выражения. Тонкие стилисты, они заботились не только о смысле, но и о звуке, о музыке слова. Они, как бы прорывали грани, отделяющие один вид искусства от другого, обращаясь в выражении своего внутреннего мира у музыке, живописи, архитектуре.
Александр Блок:
Мы встречались с тобой на закате,
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твоё белое платье,
Утончённость любви разлюбив.
Были странны безмолвные встречи,
Впереди – впереди на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.
Приближений, сближений, сгораний –
Не приемлет лазурная тишь…
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у моря рябь и камыш.
Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло…
Белый стан, голоса панихиды
И твоё золотое весло.
13 мая 1902 г.
Серебряный век. Произнесите это медленно и прислушайтесь… Словно где-то в глубине души прозвонил хрустальный колокольчик. Само словосочетание «серебряный век» ассоциируется в нашем сознании с чем-то возвышенным и прекрасным. И поэзия этого века очень музыкальна.
Не этот ли период гениально предвосхитил Пушкин, сравнивая поэта с эхом, откликающимся «на всякий звук»?
9 апреля 2021г.
Литература
1.Поэзия серебряного века. Библиотека всемирной литературы. М., Издательство «Эксмо», 664 стр.,2019г.
2.Судьбы поэтов серебряного века. М., Издательство Книжная палата, 475 стр., 1993г.
3.Анна Ахматова, Избранное, М.,Издательство «Аделант», 288 стр.,2011г.
4.Константин Бальмонт, М., Изд-во «Аделант», 288 стр., 2011г.
5.Валерий Брюсов, Избранное, СПб.:ТОО «Диамант», 448 стр., 1997г.
6.Александр Блок, Эхо,М., Изд-во «Центр 100», 220 стр.,1995г.
7.Осип Мандельштам, Избранное, М., Изд-во «Аделант», 288 стр., 2011г.
8.Иннокентий Анненский,Среди миров,М.,Изд-во «Эксмо», 350стр., 2014г.
Мой любимый поэт серебряного века — сочинение
Ниже представлены 4 варианта сочинения на свободную тему: Мой любимый поэт серебряного века. Разобрали поэтов — Есенина, Маяковского, Ахматову и Блока.
Вариант 1 (Сергей Есенин)
Поэзия серебряного века – особое явление в мире литературы. Волнующие, светлые произведения, написанные на рубеже веков, любимы не одним поколением почитателей поэзии. Стихотворения Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус, Николая Гумилева, Александра Блока, Владимира Маяковского и других поэтов восхищают изяществом формы, богатством содержания, глубиной чувств. Для меня серебряный век русской литературы – это прежде всего творчество Сергея Есенина.
Известный русский поэт Сергей Александрович Есенин прожил короткую, но яркую жизнь, в которой было все: всеобщее восхищение талантом и резкая критика, ошеломляющая любовь и горькие разочарования. Такие же необыкновенные и звучные стихи поэта, в которых мы видим чудесные картины русской природы, слышим голоса крестьянской Руси, познаем народную душу. На мой взгляд, о чем бы ни писал поэт, под его пером рождаются ни с чем несравнимые образы.
Природа в поэзии Есенина не просто оживлена, она очеловечена. Например, в стихотворении «Буря» лес «охнул», ковыль «зашептался с эхом», река «ревёт сердито», а сама буря «плачет у окошка». Не менее прекрасна есенинская «Пороша», в которой «дремлет лес под сказку сна», а сосна сравнивается со старушкой, повязавшейся косынкой и опершейся на клюку. Описывая природу, поэт напоминает нам, что человек – ее частица. Так, в стихотворении «Звезды» автор обращается к небесным светилам, уверенный в том, что именно они владеют силой «знания жгучего» и скрывают что-то самое главное. Очаровывает известное произведение «Отговорила роща золотая», наполненное глубоким философским содержанием. Когда его читаешь, начинаешь понимать, что жизнь быстротечна и сравнить ее можно с рощей, которая «отговорила милым языком».
Несомненно, самыми притягательными для каждого человека является любовная лирика С.Есенина. Светлые, радостные, напоминающие о том, что любовь возрождает самые лучшие чувства в душе человека или грустные, пронизанные болью расставания с любимыми – эти стихотворения находят отклик в сердце. Я снова и снова перечитываю лирические откровения поэта: «Руки милой – пара лебедей» — песнь о любви и гармонии, «Глупое сердце, не бейся!» — размышление о том, способно ли сердце на сильное чувство, «Заметался пожар голубой» — посвящение любимой женщине и многие другие, восхищаясь глубиной описываемых эмоций.
Сергей Есенин жил в очень сложное время, возможно, совершал ошибки, находясь в постоянном поиске ответов на вопросы, которые ставила перед ним жизнь. Может быть, поэтому так пронзительны, жизненны его произведения. И чем больше мы читаем стихотворения Есенина о любви, о родине, о природе, тем понятнее становится нам поэт.
Вариант 2 (Александр Блок)
Мой любимый поэт серебряного века – Александр Александрович Блок. Талантливый человек с непростой судьбой, переломленной войной, революцией и болезнью, прожил всего 40 лет. Он прославился как публицист, критик, драматург, но наиболее весомый след оставило богатое собрание стихов. Поэт умел завораживать словами, окутывая прозаичное и обыденное мистицизмом, погружая в таинственные глубины образов и фантазий.
Поэт родился в 1880 году в Санкт-Петербурге, в интеллигентной семье. Александр получил достойное образование, проучившись сначала в Введенской гимназии, а потом в Петербургском университете, сначала на юридическом, а потом на историко-филологическом факультете.
Годы студенчества сводят его с друзьями и будущими коллегами. Творческие способности Александра проявились очень рано: в 5 лет он написал первое стихотворение, а с 10 начал вести публицистическую деятельность в журналах. В 1904 году выходит первый изданный сборник «Стихи о Прекрасной Даме», посвященный любимой жене Любови Менделеевой, чувства к которой Блок пронесет через всю жизнь, сквозь трудности и временные охлаждения, свойственные его мятежной душе.
В дальнейшем Александр продолжает развиваться на поэтическом поприще, путешествует по Европе, заводит новые знакомства. Данные впечатления продуктивно сказываются на его карьере. Новое дыхание ему дает Октябрьская Революция. Черпая вдохновение в народном бунте, Блок занимается журналистской деятельностью и пишет знаменитую поэму «Двенадцать», едкую, метафоричную и гениальную.
Финал жизненного пути поэта трагичен: Советская власть, которой он был всецело предан, не щадила его. В 1921 году сердечная болезнь обрывает жизнь еще молодого мужчины. До последнего часа рядом с ним остается его Прекрасная Дама, бессменная муза Любовь Менделеева.
Нельзя не отметить восхитительную «Незнакомку», одно из самых узнаваемых произведений поэта. Погрязший в жизненной суматохе Александр искал утешения и нашел его в образе дамы под вуалью. Не может не растрогать патриотическая поэма «на поле Куликовом», где поэт с большим трепетом выражает преданность своей многострадальной родине.
Стихотворение «Демон» (Иди, иди за мной — покорной…) покоряет пугающей красотой, к которой, тем не менее, очень хочется прикоснуться. Автор завлекает и удерживает читателя великолепным слогом столь же мастерски, сколь лирический и опасный герой – несчастную девушку.
Александр был человеком непростым, противоречивым, поддающимся страстям. Личностные особенности и талант, подаренный ему свыше, позволили представить заурядные проблемы и эмоции, знакомые каждому человеку, в новом, необычном свете. Поэзия Блока очень непроста: метафоры и символы заставляют размышлять над тем, что именно имеется в виду, но в этом и заключается ее ценность и очарование.
Вариант 3 (Владимир Маяковский)
XX век в искусстве ознаменовался началом «Серебряного века». Когда он начался, в России произошли изменения в социальной среде, был глубокий кризис. Только что закончилась Первая мировая война, люди приходили в себя после смены власти и строя в стране. Всё эти события привели к смене мировоззрения у граждан. Это всё отображено в творчестве В.В.Маяковского.
Начался творческий путь Владимира Владимировича Маяковского в 1908 году. Он был ярким представителем футуристов, стремился создать новое в искусстве, не опираясь на наследие классиков. Главными приемами у футуристов были эксперименты над формой, эпатаж публики.
Оставшиеся произведения Маяковского, составляют его наследие. Он написал много стихов. Его стихи зажигают человека, толкают на действие. В творчестве Маяковского легко переплетаются лирика, философия и бытовые темы.
В начале своего творческого пути, у него идут в полемических схватках с оппонентами, пытаясь доказать самоценность художественной формы. Маяковский является одним из ярких экспериментаторов, обобщающий достижения футуристов:
Главная тема лирике Маяковского это его отношения с поэзией. Он всегда стоит в стороне от толпы. Он представлен в виде чудовища, которого не принимают, не понимают, считают его бунтующим.
Сам же поэт живет свободной жизнью, делает то, что хочется ему. Своими стихотворениями он пытался привлечь внимание и донести свои мысли до народа.
Глубокий отпечаток на творчество Маяковского наложили отношения с Лилей Брик. Он посветил ей много своих произведений, но он не мог быть счастлив со своей музой, потому что она была замужем. Она не отвечала ему взаимностью.
Когда автор сам читал свои стихотворения, они звучали громко, ритмично.
В 1912 — 1914 годах он работает над урбанистической темой. В его работах тех лет реальный мир умирает.
В его ранних произведениях прослеживается неприятие современного мира.
В 1915 году поэт пишет одно из лучших своих произведений «Облако в штанах». Главная тема. Конечно же, любовь. В поэме четыре части отрицания денег, искусства, власти, веры. В каждой главе отрицание всё сильнее и сильнее. От личных мотивов он переходит к общественным.
В его творчестве выделяют два периода, первый был до Октябрьской революции 1918 года. В раннем творчестве его произведения не нацелено на превознесение советского строя. А после революции его стихотворения пронизаны патриотизмом и прославлением советского строя.
Вариант 4 (Анна Ахматова)
Поэзия Ахматовой удивительно целомудренна. Переживания влюбленной женщины настолько возвышенны, что кажется, будто автором этих строчек явилось неземное существо. В стихах Анны Ахматовой перед читателем раскрывается удивительная красота любви, способная оправдать все, что люди могут совершить ради этого прекрасного чувства.
Стихи свидетельствуют о глубочайшем страдании, которое может доставить любовь. Но это страдание одновременно возвышает человека. И поэтому любовь предстает испытанием, посланным свыше.
Среди повседневных забот и проблем стихи Ахматовой могут оказаться оазисом, освежающим душу, мысли и чувства. Ведь любовь — это не просто игра воображения, а единственная реальность, которая может поднять человека на вершину счастья. Мысли о любви заставляют задуматься о собственной душе, о которой подчас мы забываем в суете повседневности. Любовь заставляет расправить крылья и взлететь над серой и унылой действительностью. Но одновременно любовь может оказаться тяжелым камнем, который не дает подняться и воспарить.
Не любишь, не хочешь смотреть?
О, как ты красив, проклятый!
И я не могу взлететь,
А с детства была крылатой.
В стихах Ахматовой лирическая героиня удивительно романтична. Она обращает внимание на все знаки окружающего мира, и абсолютно на все она чутко реагирует. Каждый поступок, стремление или слово могут оказаться решающими или же роковыми.
Было душно от жгучего света.
А взгляды его — как лучи.
Я только вздрогнула: этот
Может меня приручить.
Наклонился — он что-то скажет…
От лица отхлынула кровь.
Пусть камнем надгробным ляжет
На жизни моей любовь.
Поэтесса не просто воспевает красоту любви. Она говорит, что любовь может одновременно стать величайшей из трагедий, обрекающей человека на несчастье. Но без любви теряется сам смысл жизни. И поэтому душа изнывает без любви, а человек тянется к ней всем своим существом. В стихах Ахматовой встречаются изысканные сравнения. Поэтесса беседует с бессонницей, рассказывает ей о своих переживаниях:
Ты опять, опять со мной, бессонница!
Неподвижный лик твой узнаю.
Что, красавица, что, беззаконница,
Разве плохо я тебе пою?
Лирическая героиня Ахматовой постоянно размышляет о смысле жизни. И размышления ее приводят к удивительно красивым и изысканным оборотам в стихах, воспевающих великолепие жизни:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утолить ненужную тревогу.
Ахматова успевает заметить все вокруг и воспеть это в своем творчестве. И лопухи в овраге, и грозди желто-красной рябины, и мурлыкающий пушистый кот — все это находит свое отражение в стихотворении. На первый взгляд, это несущественные детали. Но ведь все это — часть жизни, такой, какая она есть в действительности.
Когда я читаю стихи Ахматовой, мне кажется, будто передо мной раскрывается удивительный мир, целая Вселенная ее души. Анна Андреевна жила в нелегкое для страны время. Привычные общечеловеческие ценности были забыты. И именно поэтому к творчеству Ахматовой относились настороженно… А саму поэтессу назвали “взбесившейся барынькой, мечущейся между будуаром и молельней”. Насколько чудовищно несправедливыми кажутся подобные высказывания сегодня, когда безусловная гениальность ахматовского творчества оценена читателями по достоинству!