За что я люблю тургенева
Иван Сергеевич Тургенев – русский писатель 19-го века внесший значительный вклад в развитие русской классической литературы. Он стал известен как на родной земле, так и за её приделами. Его произведения «Ася», «Муму», а также «Отцы и дети», Стали обязательными для изучения в российских школах. А экранизации этих великих трудов лишь подтверждает значимость и актуальность произведения Тургенева.
По моему мнению, эти мельчайшие детали помогают нам представить себя на месте этих событий, а захватывающий сюжет не оставляет читателя равнодушным к происходящим событиям.
Из-за отрицательного отношения к крепостному праву, большинство главных героев в произведениях Тургенева были простые люди, крестьяне, отрицательными персонажами чаще всего были богатые, знатные люди, которые зачастую были жестокими, бессердечными, легкомысленными. В пример также можно привести «Муму», где Герасим противопоставляется барыне.
Также, можно упомянуть тот факт, что политические взгляды Тургенева отразились на его творчестве. Будучи противником консерватизма и крепостного права, он не мог обойти стороной актуальную в то время тему конфликта мировоззрений. В произведении «Отцы и дети» ярко описывается спор поколений. Старшее Поколение выступает как почитатель консервативных идей, и не принимает либерально-революционных взглядов своих детей.
Заключение я хочу сказать, что в произведениях Тургенева мне нравится точное описание персонажей и природы, а также то, что затрагивается внутриполитические проблемы. Но, несмотря на то что я не поддерживаю его либеральных взглядов, мне понравилось то, что он поднимает актуальные темы для размышления: проблемы разделение взглядов и спор поколений.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Сочинение-рассуждение о творчестве Ивана Тургенева
Первое знакомство с творчеством Ивана Сергеевича Тургенева происходит в школе. Он — автор многих известных произведений: «Муму», «Отцы и дети», «Степной король Лир» и других. В каждой из его книг раскрываются важные человеческие темы. Написав сочинение о творчестве Тургенева и проанализировав биографию писателя, можно сделать несколько выводов о его непростом жизненном пути.
Жизнь Тургенева
Родился писатель в 1818 году в Орле, умер во Франции. Он несколько лет боролся со злокачественной опухолью.
Детство писателя
Родителями Ивана были Сергей Николаевич Тургенев и Варвара Петровна Лутовинова. Это был брак не по любви, а по расчёту: Варвара Петровна была состоятельной женщиной. Ей принадлежало имение Спасское — Лутовиново, в котором Иван жил до девяти лет. Сейчас эта усадьба является музеем. На его территории растёт тургеневский дуб — символ эпохи. Его посадил сам писатель в 1831 году.
Отношения между родителями не складывались. Их союз был несчастливым. В 1830 году Сергей Николаевич ушёл от семьи, а в 1834 году умер.
Иван был вторым сыном в семье. Старшим был Николай, а младшим — Сергей, который рано умер от эпилепсии.
Варвара Петровна была деспотичной женщиной. Сыновья подвергались побоям. И несмотря на то что Иван был её любимчиком, тоже не щадила его. Она любила литературу и следила за литературными новинками. Интересовалась творчеством Карамзина, Пушкина, Жуковского, Гоголя, Лермонтова и в своих письмах к сыну Ивану цитировала этих великих писателей. В сочинении про Тургенева нужно отметить, что грамоту ему преподавали немецкие и французские гувернёры.
В детстве будущий писатель увлекался рыбалкой и ловлей певчих птиц. Книги он полюбил благодаря актёру домашнего театра Леонтию Серебрякову. Иван свободно говорил на трёх языках:
Книги стали лучшими друзьями писателя. Однако из-за деспотичности матери, он не считал своё детство счастливым.
Юность и образование
Учился Тургенев в Московском университете на словесном факультете. И прежде чем писать сочинение миниатюру о том, каким я представляю себе Тургенева, нужно отметить, что учился он довольно хорошо. Потом он переехал в Петербург и перешёл в Петербургский университет на философский факультет. Профессор русской словесности П. А. Плетнёв увидел в нём писательский потенциал. Окончил Тургенев учёбу со степенью кандидата.
Затем он переехал в Германию, сказав матери, что хочет завершить образование. На самом деле свой отъезд из России драматург объяснил тем, что помещичья жизнь ему абсолютно не нравилась, вызывала отвращение и нелюбовь. Он поступил в Берлинский университет. Посещал лекции по истории литературы. Дома изучал древние языки.
Сочинение на тему каким я представляю себе тургенева
Творческий путь
Тургенева признавали знатоком русской души. Такого звания удостоились Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, В. В. Ерофеев и другие русские авторы.
Известные произведения
Изначально Тургенев видел в себе поэтическое начало. Он даже написал поэму «Параша», которую высоко оценил критик В. Г. Белинский. В багаже писателя было также множество стихотворений. В 1846 году вышли повести «Бретёр» и «Три портрета».
В 1847 год стал активно заниматься творчеством. В журнале «Современник» были опубликованы первые главы «Записок охотника», фельетон «Современные заметки», рассказ «Хорь и Калиныч». Произведения вызывали похвальный отклик со стороны читателя. Это подтолкнуло автора на написание новых сочинений.
В 1852 году находясь в ссылке в селе Спасское — Лутовиново, писатель создал рассказ «Муму». После смерти Николая I он пишет романы:
В описании эти произведения не нуждаются. В 1882 году он создаёт стихотворение в прозе «Русский язык». Это своего рода рассуждение писателя об особенностях родного языка и силе слова. Он раскрыл образ родины, богатой культуры и достижения литературы.
Характер знатока русской души
Почему-то принято считать, что отношения между писателями-классиками всегда складывались дружеские и каждый помогал друг другу словом и делом. Важно отметить в сочинении «Каким я представляю Тургенева» слова Достоевского. Фёдор Михайлович отразил Ивана Сергеевича в романе «Бесы» в роли писателя Кармазинова. Он был изображён «крикливым, мелким, списавшимся, практически бездарным литератором, отсиживавшимся за границей».
Тургенев же тоже не любил Достоевского и назвал его «русским маркизом де Садом».
Афанасий Афанасьевич Фет писал в своих эссе о том, что Тургенев был равнодушен к своим материальным средствам. Он был готов разбрасывать добро, но в то же время был скуп. Писатель и друг Дмитрий Васильевич Григорович говорил, что в Тургеневе не было задора, он был мягким и уступчивым.
Чтобы написать сочинение на тему «Каким я представляю себе Тургенева», нужно ознакомиться не только с мнением различных литературных знатоков, но и с произведениями великого писателя, которые стали любимыми для многих людей.
Вопрос:
Каким я представляю себе тургенева
Ответы:
Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью ясно видеть и глубоко анализировать противоречия той психологии и той системы взглядов, которая была близка ему самому, а именно—либеральной. Эти качества Тургенева – художника и психолога, появились в повести «Ася», в которой автор, в сущности, раскрывает слабые стороны характера, выработавшегося на почве дворянского либерализма. Тургенев говорил, что писал эту вещь «горячо, чуть не со слезами». Тургенев Иван Сергеевич (1818 — 1883), прозаик, драматург. Родился 28 октября (9 ноября н.с.) в Орле в дворянской семье. Отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода; мать, Варвара Петровна, — из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Тургенева прошло в родовом имении Спасском-Лутовинове. Рос он на попечении «гувернеров и учителей, швейцарцев и немцев, доморощенных дядек и крепостных нянек». Особое место у Тургенева занимали женские образы. В женской натуре, по его мнению, цельной, чуткой, бескомпромиссной, мечтательной и страстной – воплощено ожидание нового, героического. Поэтому он дает своим любимым героиням право суда над отдельными персонажами. В создании психологического и сатирического портретов он является последователем Пушкина и Гоголя. В СССР к творчеству Тургенева было проявлено повышенное внимание: его труды назначались обязательными к прочтению школьниками, на их темы назначались вступительные сочинения в вузы, по ним ставились театральные постановки и снимались фильмы; в Спасском-Лутовинове открыли его музей. Каждый писатель создает в своих произведениях неповторимые, особенные образы. Некоторые из них забываются, а другие остаются в памяти читателей надолго. И. С. Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как «тургеневская» девушка. Это светлый челоек,который создал новые образы в литературе,сделал много для русского языка.Он очень любил Россию.Я рада,что такой человек жил в моей родной стране.Я этим горжусь!
Тургенев сочинение
Тургенев — один из моих любимых писателей. Читая его произведения, Мы видим не только персонажей, но и в чем-то самого автора. И сразу Вспоминаешь слова героини островского(правда, говорила она не о Тургеневе, но): «Каждое слово, которое я говорю и слышу, я чувствую» Это Иван Сергеевич живет жизнью своих героев, это он переживает судьбу каждого из них. «Я родился и вырос, — говорил писатель, — в атмосфере, где царили подзатыльники, колотушки, пощечины Ненависть к крепостному праву уже тогда жила во мне».
Может, это воспоминание
создало так много произведение, героями которых были простые люди, крестьяне, а их жизнь интересной и доброй.
Тургенев — человек с глубоким сердцем, которое нуждалось и стремилось к любви. Частичка этого чувства, которое И. С. испытывал к Полине Виардо. передалось и Базарову, который является одним из главных героев представленного нам для анализа эпизода.
Отрывок плавно связан с общим ходом повествования. В нем мы становимся свидетелями откровенного, прямого диалога двух молодых людей, который помогает нам заглянуть в глубину их душ, понять их, нарисовать себе из образ.
В этом нам служит неповторимый по
красоте язык Тургенева. Даже В этом эпизоде мы убеждаемся в том, что автор жил неразрывно с природой, он тонко и очень ярко вплетает пейзаж в повествование.
Речь самого Базарова включает в себя разговорные слова, такие как: шляться, напичкан, размазня и т. д. что дополняет «демократичный, свободный от предрассудков образ Базарова». Писатель так же вкладывает в уста героя различные научные термины, к примеру, «паллиативные средства», да бы подчеркнуть его ум и образованность.
А сам Базаров называет свою голову «атомом, математической точкой» Перу Тургенева так же принадлежат и многие интересные определения и понятие. Вспомним, хотя бы мысль из эпизода о «противоположном общем месте. Из всего этого можно сделать вывод, что И. С. любил язык, которым писал. Доказательством этого служит его призыв к писателям: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние. Обращайтесь почтительно с этим орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». Но перейдем поближе к самому эпизоду. Он доказывает нам, что в Базаре все-таки есть что-то глубоко человечное. Евгений Вас. Смеется над родственным чувством Кирсанова, но сам з
Нает историю своей семьи, о своих предках (о дедушке). Но тут же противоречит себе, а затем перебив рассказ отца, проявляет неуважение к его
Воспоминаниям, которые так ему дороги.
Эпизод так же подчеркивает молодость Аркадия и душевную зрелость Базарова. Даже взять их отношение к любви. Евгений прерывает разговор На эту тему с Кирсановым, чем дает нам понять, что его любовь — не сладенькая романтика Аркадия, а страстное и сложное чувство, вспыхнувшее в сильной и богатой натуре. Чувство, раскрывшее в
«нигилисте» бодрые, человеческие качества. Кирсанов приземленнее Базарова, его волную домики мужиков и понятие справедливости. В нем нет той раздвоенности, разлада в себе, которые наводят Евгения на мысли о ничтожестве своей жизни. «Часть времени,
Которую удается прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет».
Еще одно различие, показанное в эпизоде, — это отрицание Базаровым природы, искусства и все-таки хорошее отношение Аркадия к ним. В одном он прав: Евгений не может судить о том, чего не понимает, не знает. А он, думаю, не читал как следует Пушкина и не углублялся в природу ради ее красоты, а не из-за лягушек.
Говоря об отношении автора к своим героям, надо отметить, что сам эпизод не дает точного ответа на этот вопрос. Но я думаю, Тургенев симпатизировал Базарову, ведь он — главное изобретение автора. Да и сам И. С. писал Герцену, что » при сочинении Базарова не только Не сердился на него, но чувствовал к нему «влеченье, род недуга».
Это «влеченье» передается и нам, читателям. На фоне Евгения Аркадий выглядит слабее, на мой взгляд, но Тургенев приписывает это молодости и наделяет Кирсанова судьбой дворянина-землевладельца, хотя, по-моему, он вполне удачно играет роль положительного героя ( за весь роман Ар. Не сделал ничего плохого), к тому же в этом юном романтике есть очень милые качества.
Кстати, о ролях, я думаю, что перенести образ этих героев на экран очень трудно. Поэтому надо отдать должное тем, кто рискнул сыграть Базарова и Аркадия в кино и театре. Что до меня, то я восхищаюсь творчеством Тургенева, романом » Отцы и Дети» в частности. Мне нравятся Базаров, Кирсанов и даже Павел Петрович за то, что в каждом из них живет частичка их создателя, Который по праву принадлежит к числу лучших русских писателей.
» Мой Тургенев»- размышления о И.С.Тургеневе
Жизнь и творчество Тургенева — подлинная трагедия, до сих пор неосознанная надлежащим образом человечеством.
«Настоящий» Тургенев оставался, да и остается неизвестным.
И всё-таки, кто же такой Тургенев? Что мы знаем о нём? В лучшем случае, кто-то внимательно прочитал биографию в учебнике, но ведь там только сухие факты. С произведениями Тургенева меня познакомила бабушка, страстная поклонница его творчества. Это были рассказы из «Записок охотника».
Пейзажные зарисовки, запоминающиеся образы, выразительный и эмоциональный язык – все это запало мне в душу. Мне захотелось познакомиться с другими произведениями этого великого писателя.
Единственной великой любовью Тургенева, которой он никогда не изменял, была русская природа, его муза и вдохновительница.
И действительно, трудно не описать такую красоту. Охотник в душе, Иван Сергеевич не мог оставаться равнодушным к окружающим местностям.
. И этот невыраженный любовный восторг выливался на бумагу в виде удивительнейших пейзажных зарисовок. Вот, например: «…вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота…»
Как ярко, красочно и живо описан этот пейзаж! Читая эти строки, можно без труда представить эту неповторимую картину. «Певец русской природы, Тургенев с такой поэтической силой и непосредственностью показал пленительную красоту и прелесть русского пейзажа, как ни один прозаик до него», — писал великий критик. «Записки охотника» — поистине гениальное творение художника крестьянской души, изобразившего картину контрастов и гармонии удивительного русского характера, сочетающего в себе нетронутое природное начало, богатырскую силу и в тоже время чувствительность и ранимость. Крестьянин, которого можно любить, которым можно восхищаться, который живет природой, красотой, искренностью и любовью, именно таким Тургенев видит русский народ, не скрывая своих чувств, любуясь и удивляясь ему, подчас даже роняя горячую слезу. Повествователь, голос которого мы слышим со страниц «Записок охотника», дает описание природы как человек, тонко чувствующий красоту своей страны. Он знает о природе столько, сколько и любой из крестьян. Писатель открывается как истинный знаток своих персонажей, он обыгрывает каждую ситуацию так, чтобы как можно ярче проявилась та или иная черта народного характера. Тургенев отказывается от обобщений, он рисует своих героев как самобытных представителей нации. Тургенев особо изображает крестьянство в рассказе «Певцы». Здесь глазам читателя предстает контраст между действительностью, бытовыми зарисовками и красотой и непорочностью духовного мира простого мужика: «признаться сказать, ни в какое время года Колотовка не представляла отрадного зрелища, но особенно грустное чувство возбуждает она, когда июльское сверкающее солнце своими неумолимыми лучами затопляет и бурые полуразметанные крыши домов, и этот глубокий овраг, и выжженный, запыленный выгон, по которому безнадежно скитаются худые, длинноногие курицы, и серый осиновый сруб с дырами вместо окон, остаток прежнего барского дома, кругом заросший крапивой, бурьяном и полынью…». На фоне грубой реальности, составляющей внешнюю жизнь крестьян, раскрывается их внутренний мир, умение чувствовать прекрасное и восхищаться льющейся из самых недр души трогательной русской песнью. Герои «Бёжина луга» сливаются с природой, чувствуя ее и живя в ней. Писатель показывает детей, которые ближе всего к природному началу, Тургенев изображает их яркие характеры, дает емкие характеристики, отмечая речь крестьянских мальчишек, в которой все дышит непритворным чувством естественности и некоторой наивности. На рассказы, которые мальчики слушают с замиранием сердец, не сомневаясь в их правдивости, отзывается даже природа, как бы подтверждая поверье или таинственный случай: «Все смолкли. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятных ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся наконец, как бы замирая… Мальчики переглянулись, вздрогнули». Даже сам охотник, человек бывалый, верит в примету: настолько естественным оказывается слияние народных примет и атмосферы, в которой пребывают герои рассказа. Невозможно остаться равнодушным к искреннему миру души, который раскрывается в каждой мелкой детали, в речи и действиях тургеневских персонажей. Писатель любит народ, он верит в него, играя струнами его сердца, он доказывает, что в нем нет темноты и забитости, слепой покорности и смирения; все, что есть плохого в русском мужике, обусловлено условиями существования. На страницах «Записок охотника» народ живет душой и сердцем, умея находить отдушины в непроглядном мраке, не теряясь в нем и не беднея духовно.
А вот совершенно иного характера произведение. В котором содержится глубокий философский смысл назначения человека, о умении прощать и быть прощенным.
Рассказ И. С. Тургенев: «Живые мощи» в свое время высоко оценила Жорж Санд за сюжет. В российской критике преобладают религиозные и патриотические оценки.
Лукерья, дворовая девушка деревенского помещика, красавица, певунья, плясунья, умница, влюбленная в парня, помолвленная с ним, накануне свадьбы в возрасте 21 года случайно упала, заболела, «жестокая каменная неподвижность» сковала ее, и вот одна, лежит в старом сарае поодаль от деревни уже семь лет, почти ничего не ест, за ней иногда ухаживает девочка сиротка. Будучи на охоте, в сарай к Лукерье зашел ее барин. Он увидел «бронзовое лицо», «пальцы-палочки», «металлические щеки» — не человек, а «икона старинного письма», «живые мощи». Их разговор раскрывает читателю удивительную душу девушки, творящую жизнь отдельно от своего умирающего тела. Страдание не ожесточило ее. Как дар божий принимает она мученье. Через него по-новому понимает смысл своей жизни. И кажется ей, что страдая, она повторяет подвиг Иисуса, Жанны д`Арк. Но какую истину она несет? В ответе на этот вопрос смысл рассказа.
Иссохшая, полумертвая, она воспринимает мир, главным образом, через запахи, звуки, цвет, редко через жизнь животных, растений, людей. Лукерья рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие. Она побеждала боль поэтическим чувством, способностью удивиться, обрадоваться, рассмеяться. Крайним напряжением сил даже песню могла запеть, заплакать, подтрунить над собой. Обучила девочку сиротку, ухаживающую за ней, песни петь. Она как будто выполняла какой-то долг.
Чем отвечает миру Лукерья? Парализованная Лукерья – мужеством жить. Она превращает свое несчастье в способ быть счастливой. Через способность преодолеть страдание она утверждает жизнь на земле, понимает это, и в этом понимании ее счастье. В мужестве быть счастливой – ее ответ миру.
Сопрягая себя с миром, Лукерья верит, что выполняет какой-то нравственный долг. Какой?
Не особенно она озабочена церковным Богом. Отец Алексей, священник, решил ее не исповедовать – не тот она человек; христианский календарь дал и забрал, потому что видит, что толку мало. И хотя она постоянно чувствует присутствие «неба» в своей жизни, ее мысль сосредоточена не на «небе», на себе. Человеческий долг Лукерьи – жить, страдая и преодолевая страдание.
Она отказалась лечь в больницу. Не хочет, чтобы ее жалели. Молится не много, не видит в этом большого смысла. Не много знает молитв: «Отче наш», «Богородицу», «акафист». «Да и на что я стану господу Богу наскучать? О чем я его просить могу? Он лучше меня знает, чего мне надобно…». И одновременно считает, что никто человеку не поможет, если он сам себе не поможет. Всем довольна.
Тургенев здесь интерпретирует евангельскую мысль о том, что Иисус пострадал за всех людей, когда добровольно взошел на крест. Лукерья всех жалеет: и своего бывшего жениха Васю, который женился на здоровой женщине, и убитую охотником ласточку, и малоземельных крестьян, и девочку сиротку, и весь крепостной народ. Страдая и жалея, она живет в мире, а не в своей боли – в этом ее нравственный подвиг. И счастье. И выстраданное ею божественное.
Лукерья – одна из тургеневских интерпретаций образа Иисуса. Она – поэтическая натура. «Только одна я – живая!», «И чудится мне, будто меня осенит», «Размышление придет как тучка прольется», — такими образами-«картинками» может говорить только поэт. И в этом Тургенев не отошел от истины — Иисус был поэт. Смысл Иисуса, Лукерьи, Эха это способ выполнить долг, к которому призывает поэта его жертвенная душа.
Поразительна концовка рассказа.
В тургеневском рассказе повторяется трагическая судьба Иисуса, Жанны д,Арк, Пушкина, Лермонтова, самого Тургенева, всех поэтов мира.
Это способ осмысления человеком поиска божественного в себе через жертвенный подвиг любви к людям как через новую меру божественного. Но подвиг любви по силам лишь тому, кто способен пропустить и крест, и костер, и многолетнюю каменную неподвижность, и самое страшное — «нет отзыва!», через свою поэтическую душу.
Навсегда связала Тургенева с великой артисткой большая, горячая любовь. Она принесла много счастья писателю, но счастье и горе, радость и отчаяние шли рядом. Женой Тургенева любимая женщина стать не могла: у нее были дети и муж. И отношения их сохранили чистоту и прелесть истинной дружбы, за которой таилось высокое чувство любви.
« Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом, — о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу..»
Это стихотворение в прозе было посвящено любимой женщине – Полине Виардо.
Любовь неизменно присутствует в тургеневских сюжетах. Однако она редко заканчивается счастливо: в любовную тему писатель привносит оттенок трагизма. Любовь в изображении Тургенева — жестокая и своенравная сила, играющая человеческими судьбами. Это необыкновенная, неистовая стихия, уравнивающая людей, независимо от их положения, характера, интеллекта, внутреннего облика.
Перед стихией этой зачастую оказываются беззащитными самые различные люди: демократ Базаров и аристократ Павел Петрович одинаково несчастны («Отцы и дети»), трудно примириться со своей судьбой юной, наивной девушке, Лизе Калитиной, и опытному, зрелому мужчине, дворянину Лаврецкому, который готов был к новой жизни на родине («Дворянское гнездо»). Одиноким, с разбитыми надеждами и тщетной мечтой о счастье, остается и господин Н.Н., герой повести «Ася». Когда читаешь повесть, то, кажется, весь смысл ее заключен в известной пушкинской фразе — «А счастье было так возможно, так близко…» Ее произносит в «Евгении Онегине» Татьяна, навеки отделив свою судьбу от судьбы своего избранника. В схожей ситуации оказывается и герой Тургенева. От его несбывшейся мечты остается лишь прощальная записка да засохший цветок герани, которые он свято хранит. Прочитав такие произведения Тургенева, как «Дворянское гнездо», «Накануне», «Первая любовь», «Вешние воды», я увидела, как поэтически, как тонко рисует писатель чувство любви. Любви, приносящей человеку и радость и горе, делающей его лучше, чище, возвышенной. Так писать о любви мог только тот, кто сам испытал это чувство во всей его красоте и силе. Чаще всего в рассказах и романах Тургенева любовь носит трагический характер. Несомненно, в этом сказалась жизненная драма писателя. Надо сказать, что мне больше нравятся книги, в которых затронута тема любви, и поэтому свое сочинение я хотела бы посвятить таким произведениям. Одним из первых тургеневских романов был роман «Дворянское гнездо». Он имел исключительный успех, и, мне кажется, не случайно. «Нигде поэзия умирающей дворянской усадьбы не разливалась таким спокойным и грустным светом, как в «Дворянском гнезде», — писал Белинский. Перед нами проходит подробно описанная жизнь доброго и тихого русского барина Федора Ивановича Лаврецкого.
Встреча с красавицей Варварой Павловной круто перевернула всю его судьбу. Он женился, но женитьба скоро кончилась разрывом по вине Варвары Павловны. Нелегко он пережил семейную драму. Но вот пришла новая любовь, история которой и составляет сюжетное ядро романа: Лаврецкий встретил Лизу Калитину. Лиза была девушкой глубоко религиозной. Это сформировало ее внутренний мир. Ее отношение к жизни и людям определилось безропотной покорностью чувству долга, боязнью причинить кому-либо страдание, обидеть. Введенный в заблуждение ложным известием о смерти Варвары Павловны, Лаврецкий собирается второй раз жениться, но тут неожиданно появляется его жена. Наступил печальный финал. Лиза ушла в монастырь; Лаврецкий перестал думать о собственном счастье, утих, постарел, замкнулся. Последней дорисовывающей его образ чертой остается его горькое обращение к самому себе: «Здравствуй, одинокая старость! Догорай, бесполезная жизнь!»
Совсем недавно я прочитала еще одну прекрасную повесть Тургенева — «Вешние воды». Что же привлекло меня в этой повести? Тургенев в рамках рассказа о любви ставит широкие жизненные вопросы, поднимает важные проблемы современности.
Автор рисует двух главных героев — Джемму и Санина. Джемма — красивая, умная и непосредственная девушка. Избранник Джеммы — Санин — русский путешественник. Он неглуп, добр, не чужд поэзии.
Надо сказать, что женские типы у Тургенева — более сильные натуры, чем мужские.
Я бы посоветовала своим сверстникам прочитать хотя бы несколько повестей этого замечательного писателя, и, я уверена, эти произведения не оставят их равнодушными. Во всяком случае, знакомство с этими талантливейшими сочинениями стало поворотным моментом в моей жизни. Я вдруг обнаружила, какое громадное духовное богатство таится в нашей литературе, если в ней есть такие таланты, как Иван Сергеевич Тургенев.
Принято говорить, что искусство проверяется временем. Это правда.
Но ведь само-то время—вещь не только «необычно длинная », но и сложная. Теперь-то мы знаем, сколько относительности в этом понятии и как по-разному переживается нами эта реальность — время. Поглощенные нашими ежедневными делами — крупными и мелкими, — мы обыкновенно не замечаем его. И чаще всего это происходит под воздействием подлинного искусства. Россия, какой знал ее Тургенев, изменилась так, как она не изменилась, может быть, за целую тысячу лет до него. В сущности, все, что мы встречаем на первом плане его произведений, безвозвратно ушло в прошлое. Время давно уже разрушило последние остатки подавляющего большинства тех барских усадеб, которые так часто встречались на дорогах этого писателя; сама недобрая память о помещиках и о дворянстве в его целом в наше время очень заметно потеряла в своей социальной остроте.
И русская деревня уже не та. Но, оказывается, судьбы его героев, таких далеких от нашей жизни, возбуждают в нас самый непосредственный интерес; оказывается, все, что ненавидел Тургенев, в конце концов ненавистно и нам; что он считал хорошим, чаще всего является таковым и с нашей точки зрения. Писатель победил время.
Вот почему родная природа, великолепные пейзажи, замечательные типы русских людей, быт, нравы, фольклор, неизъяснимое очарование, разлитое, словно солнечный свет, — всего этого много в произведениях Тургенева, и все это написано легко, свободно, как будто все это даже незамысловато, а на самом деле глубоко и серьезно.