За что женщинам месячные религия
Религия и менструация
Когда Лаван догнал беглецов, то первым делом потребовал вернуть идолов, на что Иаков ответил, что не брал их, а если не верит, пусть всех обыщет. Когда Лаван подошел к Рахили и хотел ее обыскать, она сказала, что у нее «обычное» женское и Лаван не стал ее обыскивать именно по этой причине: мужчинам запрещалось дотрагиваться до женщины, если у нее менструация.
В Ветхом Завете, в книге «Левит» перечисляется многое, что делает человека ритуально нечистым: прикосновение к трупу, семяизвержение, менструация, женское кровотечение другого характера, наличие гноя, послеродовое время для женщины и так далее. В иудаизме женщина, как только почувствует приближение цикла, получала статус Ниды. Тогда она должна немедленно отделиться от мужа и между ними не должно быть никакого физического контакта, даже пальцем.
«Если женщина имеет истечение крови, текущей из тела ее, то она должна сидеть семь дней во время очищения своего, и всякий, кто прикоснется к ней, нечист будет до вечера; и всё, на чем она ляжет в продолжение очищения своего, нечисто; и всё, на чем сядет, нечисто; и всякий, кто прикоснется к постели ее, должен вымыть одежды свои и омыться водою и нечист будет до вечера;
и всякий, кто прикоснется к какой-нибудь вещи, на которой она сидела, должен вымыть одежды свои и омыться водою, и нечист будет до вечера; и если кто прикоснется к чему-нибудь на постели или на той вещи, на которой она сидела, нечист будет до вечера; если переспит с нею муж, то нечистота ее будет на нем; он нечист будет семь дней, и всякая постель, на которой он ляжет, будет нечиста» (Левит, 15: 19-24).
Этот свод предусматривает, что в конце периода женщина должна пройти ритуал погружения в воду, известный как миква. Правильная процедура миквы предписывает, чтобы женщина сначала приняла ванну в теплой воде. В ванной она должна убедиться в чистоте всех складок и расщелин своего тела; ушей, между пальцами, в пупке, под грудью, отверстий проколотых ушей и т.д.
После этого тщательного мытья, женщина должна вычесать все волосы на голове, под мышками и в других частях. Во время всего цикла очищения она должна носить только чистое белое нательное белье. После очищения муж может быть допущен к ней, только когда она сама ему скажет, что совершила омовение и цикл завершен.
В период менструации женщине разрешается изучать Священное Писание, но запрещается зажигать свечи, входить в синагогу или находиться в комнате с книгами на иврите. Менструация с точки зрения раввинов – это проклятие Евы за первородный грех (Бытие 3: 13), который распространяется на всех женщин.
Позднее эта точка зрения утвердилась и в христианстве. Так женщина в православном храме тоже не может в нечистоте зажигать свечи, брать священные приборы, а если ей дозволено убираться в алтаре, то только если у нее прекратилась менструация, т.е. в менопаузе. Новый Завет запреты, перечисляемые в книге «Левит», упразднил, оставив в числе грязных только менструацию.
В исламе разрешается во время менструации дотрагиваться до женщины, ласкать ее, целовать, но строго воспрещается прямой половой контакт. Ислам не имеет священников или особой жреческой касты, диктующей всем единые правила, как в иудаизме, которым должны следовать все мусульмане. Люди сами могут определять, каким правилам им следовать.
Можно сказать, что ислам наиболее щадящая в этом отношении религия: в «обычное» для женщин время она освобождается от намаза (пяти ежедневных молитв), от поста и считается благословленной самим Аллахом. И важно, что многое в исламе отдается на усмотрение самого верующего.
Например, когда у девушки-мусульманки наступает первый менструальный период, она должна по обычаю покрыть свои волосы и тело платком. Но во многих странах они этого не делают, т.к. если она всегда ходила не покрытой, и вдруг пришла в школу в другом образе, то всем станет очевидным, почему. А девушки все-таки стесняются и стыдятся открыто демонстрировать свою «болезнь».
Период очищения здесь тоже заканчивается тщательным омовением. Во времена Пророка Мухаммада, женщины мусульманской общины приходили к женам пророка, прося, чтобы они осмотрели ватные шарики, которые женщины использовали в качестве гигиенических прокладок. Это было необходимо, чтобы удостовериться, что менструальный период «завершен».
В буддизме молитва женщины в это время считается ничтожной, ее аура становится темной и гнилостной, поэтому ей строго запрещается посещать места отправлений религиозных обрядов. Кроме того, она должна держаться от огня и воды на расстоянии пятнадцати шагов.
Есть ли оправдание всем этим запретам и ограничениям с научной точки зрения? Ответ: «Да, есть». Ученые разных стран нашли токсин, присутствующий в различных биологических жидкостях менструирующей женщины (слюне, жидкости, моче, крови и др.). Он выделяется организмом женщины особенно интенсивно перед менструацией и в течение первых нескольких дней. Менотоксин действительно тормозит рост растений и негативно отражается на рассаде.
Удалению менотоксинов из организма женщины репродуктивного возраста народная медицина рекомендует за три дня до и три дня после менструации пить настой листьев лесной земляники (одна ст.л.:200) по два стакана в день; настой ягод чёрной бузины (одна ст.л.:200) по два стакана в день, а также есть молодые листья лопуха (в салате), ежевику, абрикосы, груши, вишню, апельсины, инжир, калину, шелковицу, красную смородину, огурцы.
О так называемой женской нечистоте
О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»
Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»
Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.
Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…
Как решить этот вопрос?
Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.
В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего1, мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.
Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
Человек в моменты проявления, обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!
Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.
Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).
Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).
Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).
В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.
Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.
Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.
Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.
Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:
«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.
Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…
Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.
…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».
В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов 2. Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:
«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню.
Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…
Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».
То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.
На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.
Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.
Св. Дионисий Александрийский, в это же время, в середине III века, пишет другое:
«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».
Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский. Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».
По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.
А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».
Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.
Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:
1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.
2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.
3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.
Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?
Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?
Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».
Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема,3 как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.
Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.
Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения4 и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.
Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.
Что же автор может порекомендовать в свете всего вышесказанного боголюбивым читательницам? Да только то, что в этом вопросе они должны смиренно следовать рекомендациям своего духовника.
10 мифологических взглядов на менструацию
1. Нун’юну’ви – «одетый в камень»
Кровь является неотъемлемой частью традиционной системы взглядов племени чероки; она символизирует жизнь. Согласно поверьям, связанным с произведением потомства, плоть и кровь ребёнку достаются от матери, в то время как сперма отца становится основой скелета. Менструальная кровь считалась у чероки символом женской силы и могла использоваться в колдовских обрядах от врагов.
Одна из легенд чероки повествует о монстре-людоеде Нун’юну’ви, что в переводе с языка племени означает «одетый в камень». Нун’юну’ви был практически неуязвим благодаря своей «каменной коже», поэтому ни один воин не смог бы его одолеть. Он скрывался в горах, где выслеживал, убивал и ел несчастных охотников. Единственной слабостью Нун’юну’ви было то, что он не мог смотреть на женщин, у которых шли месячные. Это его и погубило. Нун’юну’ви был побеждён в схватке с семью менструирующими девственницами. Они, одна за другой, встали на его пути и подорвали его силу, из-за чего он рассыпался в пыль.
2. Менархеальный обряд племени кунг
Представители южноафриканского племени кунг верят в то, что менструация является мощной жизненной силой. Они считают, что в первой менструальной крови у девочек содержится так называемый «нум», или духовная энергия. Когда у девочки впервые пошли месячные, она должна пройти через менархеальный обряд, который предполагает полное уединение и отказ от определённых видов деятельности. Когда девочка поняла, что у неё пошли первые месячные, она должна присесть на корточки, потупив взор, и ждать, пока ей не поможет женщина-наставница, но не её мать, поскольку духовная энергия первой менструации и роды представляют собой опасное сочетание.
3. Обезглавливание Красного дракона
В даосизме менструальная кровь называется «chilong», или Красный дракон; она является источником женской энергии. (Источником мужской энергии считается семенная жидкость; её называют Белым тигром.) Во время месячных женщины теряют свою энергию «ци» (мужчины теряют её через эякуляцию). В алхимической гинекологии существовали способы сокращения объёма менструальных выделений у женщин, позволяя им беречь свою энергию.
Одна древняя история повествует о девушке по имени Прекрасная Гуань, которая сбежала в горы, чтобы избежать замужества против собственной воли. Там она встретила старика с густыми бровями и голубыми глазами, который, прочертив рукой линию по её животу, произнёс: «Я обезглавил Красного дракона. Теперь Вы можете присоединиться к Дао».
Способы сокращения объёма менструальных выделений включали «превращение крови и возвращение ей белизны» и «очищение формы Великого Инь». Для того чтобы обезглавить Красного дракона, нужно было воздерживаться от сексуальных отношений.
Согласно системе верований маори, тапу является самым важным духовным атрибутом личности, дарованным богами. Оно представляет собой как глубоко личную, так и универсальную силу. Кровь считается крайним проявлением тапу, то же самое относится и к менструирующим женщинам. Именно по этой причине во время критических дней им запрещалось купаться в море или кататься на лошадях. Вожди и другие мужчины избегали женщин, у которых шли месячные, поскольку пребывание в местах, «загрязнённых менструальной силой», могло лишить их дара прорицания. Некоторые утверждают, что маори считали менструальную кровь «нечистой». Однако другие говорят, что это неправильное представление возникло в результате смешения мифологических понятий маори с христианскими идеями.
Представители племени майя верили в то, что менструация и роды были связаны с богиней Луны, которую называли Иш-Чель или Леди крови. Майя-киче считали менструацию «кровью, вытекающей из Луны». Майя-ица говорили, что когда у женщины идут месячные, «её луна опускается». Цоцили верили, что луна сама менструирует во время новолуния.
Слово менструация – «yilic» – произошло от «ilah» или «ilmah». Оно имеет два значения – «менструировать» и «видеть». Менструация рассматривалась как форма зрения, связанного не с глазами, а маткой и кровью. Ещё одно слово, которое представители племени майя использовали для обозначения менструации – «u» – также относится к луне и месяцу по лунному календарю.
6. Менструация у еврейских мужчин
Очень странной чертой средневекового антисемитизма было понятие мужской менструации. Аврелий Августин, живший в IV-V веках нашей эры, считал, что еврейские мужчины страдают от «женской болезни». Данный миф, который гулял по Европе на протяжении многих веков, возник из-за ненависти к евреям. Считалось, что мнимая потеря крови во время «менструации» заставляла еврейских мужчин пить кровь христианских младенцев.
По словам историка Юсефа Юрашалми, в XVII веке Хуан де Киньонес де Бенавенте сочинил целый трактат, пытаясь доказать данную идею. Он утверждал, что «евреи на самом деле были не мужчинами, а женщинами».
Древние зороастрийцы ассоциировали менструацию со злым богом Ахриманом. После того как добрый бог Охрмазд, или Ахура Мазда, создал вселенную, Ахриман тут же напал на неё. Охрмазд за попытку уничтожить его творение при помощи заклятья заковал Ахримана на 3000 лет. Многие демоны пытались освободить своего злого хозяина, но сделать это удалось лишь Джех (или Джахи), развратной демонице, которая пообещала наслать скорбь и болезни на праведников, волов и весь мир. Её слова освободили Ахримана, который поцеловал её в лоб, после чего она стала первой женщиной, «загрязнённой» менструальной кровью. Согласно другой версии мифа, Джех стала любовницей Ахримана, осквернив тем самым весь женский род.
Современные зороастрийцы называют менструальную кровь «насу» (мёртвое, разлагающееся, грязное вещество). Зороастрийские табу настаивают на строгой изоляции менструирующих женщин: никто не должен приближаться к ним на расстояние меньше одного метра, они должны передавать еду на металлических тарелках и во время критических дней не употреблять в пищу мяса и других продуктов, усиливающих менструальные выделения.
9. Уединение яномами
Представители группы родственных индейских племён яномами верят в то, что кровь является символом космической энтропии. Они считают, что у девочек, достигших половой зрелости, наблюдается избыток крови в теле, поэтому их нужно изолировать от общества в целях безопасности.
Когда у девочки начинаются первые месячные, она должна сказать об этом своей матери, которая из листьев определённого кустарника построит хижину, где её дочь спрячется от мужских глаз. Такой обычай связан с древней легендой, повествующей о девушке, которая во время своих первых месячных сидела в уединении, пока другие члены общины готовили обрядовый праздник для приезжих гостей. Услышав произнесённые мужчиной слова «Все женщины без исключения должны петь и танцевать» и подумав, что это также касается и её, она вышла из своей хижины. В одно мгновение земля превратилась в грязь, и всё поселение оказалось в подземном царстве и превратилось в камни.
Чтобы предотвратить такой исход, девочка во время своих первых критических дней должна отказаться от ношения одежды, избегать прямого контакта с водой, пить через специальную трубочку, разговаривать только шёпотом и ограничить свой рацион бананами и панцирем краба. Если она не будет придерживаться этих правил, то преждевременно постареет.
В шактизме менструальный цикл в женском организме олицетворяет собой смену времён года и универсальный порядок. Его связывают с богиней Камакхьей, или Матерью шакти, чей храм находится в Гаухати (город в индийском штате Ассам). Во время ежегодного трёхдневного фестиваля Амбубачи Мела происходит явление йони (влагалище или матка) богини десяткам тысячам верующих.
В это время в храме Камарупа камень из красного мышьяка, который считают йони расчленённой богини Сати, испускает потоки воды кровавого цвета. Храм закрывают на три дня для проведения традиционных ритуалов. На четвёртый день двери открываются, и верующим разрешается получить дарсан (благословление), прасад (пищу) и кусочек красной ткани от сари богини Сати, олицетворяющий плодовитость.
В тантрической алхимии кровь из матки богини Сати ассоциируется с красным мышьяком. Считается, что он обладает целительной силой и может помочь излечить людей, страдающих лейкодермией, а также способен превращать металл в золото.