Забрифовать что это значит
Важность брифования клиента в начале сотрудничества
Что такое бриф и для чего он применяется
Бриф — это опросный лист, который заполняется заказчиком или с его слов перед началом работы над дизайнерскими, рекламными проектами, созданием сайтов, написанием продающих текстов и другими. Он помогает собрать нужную маркетинговую информацию для использования в дальнейшем.
Зачастую, использование в работе этого инструмента говорит о профессиональном уровне специалиста. Ведь, чтобы предоставить клиенту нужный результат, необходимо наиболее полно собрать информацию об услуге или продукте заказчика.
Бриф также позволит уточнить требования и пожелания заказчика по проекту. Составление такого документа поможет определить и согласовать бюджет на предоставляемые услуги.
Заполнение пунктов такого опросного листа с информацией от заказчика позволит специалисту сделать действительно качественную, уникальную работу и избежать шаблонных решений. Поможет обеспечить продвижение продукта или услуг клиента.
Без таких подробных данных специалист просто не сможет начать свою работу, ведь, часто предоставить информацию о продукте в силах только сам заказчик.
Ну и, самое главное, составление брифа в самом начале сотрудничества исполнителя и клиента позволит избежать конфликтных ситуаций в последующем, так как условия взаимодействия и требования заказчика к проекту предварительно согласованы.
Если исполнитель использует в работе бриф, то он экономит для себя время, так как собирает сразу всю информацию для проекта, фиксирует и структурирует данные, полученные от клиента. Их становится удобно использовать.
Заказчик также экономит для себя время, потратив вначале время на заполнение брифа. В дальнейшем, специалист сможет работать над проектом, при необходимости, задав всего несколько уточняющих вопросов клиенту.
Если условия и требования к конечному результату прописаны заранее, то это гарантия получения результата. В этом случае отпадает необходимость в больших доработках проекта или вовсе в выполнении работы заново. Это позволяет клиенту сэкономить средства для решения поставленных задач.
Еще плюс для заказчика — возможность взглянуть на свой бизнес по-новому. Так как для ответа на вопросы брифа ему придется подробно проанализировать свой продукт, целевую аудиторию, способы продвижения и другие вопросы.
Бриф включает в себя вопросы по следующим пунктам:
Заполнить опросный лист можно выслав его, оформленный в документах Word, на почту клиента. Еще удобнее открыть ему доступ для заполнения в Google Docs, что исключит необходимость в пересылке. Можно также созвониться с клиентом для брифования. Этот способ считается оптимальным, так как заказчику иногда легче ответить на вопросы исполнителя, чем самому заполнять бриф.
Пример успешного брифа составленного в google docs
Как правильно брифовать клиента: полезный пост для всех дизайнеров
Многие начинающие дизайнеры воспринимают клиентский бриф как формальность и спрашивают заказчика только про базовые вещи — деятельность компании, географию и конкурентов.
Логомашина забрифовала более 3 000 клиентов по всему миру: в этой статье мы рассказываем, какие вопросы дизайнер должен обязательно задать клиенту, чтобы впоследствии не вносить в работу кучу правок.
Не задавайте слишком сложные вопросы
Не спрашивайте у клиента, какая у компании миссия или, чего еще хуже, какие у нее корпоративная и коммуникационная стратегии.
Подобные вопросы собьют заказчика с толку, а вы в лучшем случае получите формальный ответ, имеющий мало общего с настоящим положением дел в компании.
Лучше спросить «Почему проект получил такое название?» или «Если бы вы могли рассказать своим потребителям о проекте одним предложением, как бы оно звучало?»: отвечая на подобные понятные вопросы, клиент гораздо быстрее расскажет вам важную информацию о компании.
Узнайте, почему дизайн нужен именно сейчас
Спросите у клиента, почему компания решила обратиться к вам сейчас, а не вчера или год назад.
Скорее всего, происходят какие-то изменения: например, компания начала сдавать позиции и дизайн ей нужен для отстройки от конкурентов, а может быть новый дизайн понадобился из-за смены рынка (бренд перешел из масс-маркета в другой ценовой сегмент).
Поймите проблемы целевой аудитории
Вместо того, чтобы просить заказчика просто описать целевую аудиторию, задавайте ему ситуативные вопросы. При разработке дизайна вам вряд ли поможет информация о том, что среднестатистическому клиенту компании 25 лет и он зарабатывает 50 тысяч рублей в месяц.
Изучая аудиторию нужно смотреть глубже: узнайте, почему люди обращаются в компанию (например, это продуктовый магазин и большая часть покупателей туда ходит не из-за качества продуктов, а из-за близости к дому), какие у них боли (например, высокая стоимость продуктов, узкий ассортимент фруктов и овощей), поймите их отношение к компании в целом (например, нейтральное, но если рядом с домом появится магазин с более низкими ценами, они будут совершать покупки в нем).
Попросите клиента представить свою компанию как человека
Предложите заказчику оживить компанию: она будет ярким экстравертом, который заряжает энергией окружающих или спокойным, уравновешенным интровертом, для которого важны рациональность и внимание к деталям?
При составлении портрета компании очень хороши на первый взгляд весьма абсурдные вопросы: «Какая у вашего бренда была бы собака?», «Какой автомобиль водил бы ваш бренд?», «Если бы ваш бренд был героем фильма, он был бы Джеймс Бондом или Терминатором? — все они про то, что изначально обладает характером. Так, если клиент на вопрос про героя фильма отвечает: «Терминатором», становится понятно, что свою компанию он воспринимает как мощного лидера, способного победить всех конкурентов.
Узнайте о предыдущих попытках клиента разработать дизайн
Уточните, не работал ли заказчик раньше над дизайном для проекта.
Бывает так, что клиент уже пробовал разрабатывать дизайн как своими силами, так и силами фрилансером и целых студий: в таких случаях обязательно попросите его показать вам предыдущие попытки.
Если вы видите, что клиенту предыдущие исполнители предлагали действительно хороший дизайн, а он отказался — возможно, это сигнал о том, что заказчик очень сложный и стоит подумать о работе с ним в целом. Если же вы понимаете, что предыдущие варианты неоднозначны — уточните у клиента, что именно ему не понравилось, чтобы сэкономить ваше общее время.
Поймите, что нравится клиенту, на конкретных примерах
Одни и те же эпитеты означают совершенно разное для дизайнера и заказчика. Для вас современным дизайном кажется то, что сегодня висит в топе на Behance, а клиент под этим понимает обилие шрифтов и теней.
Прежде, чем приступать к работе соберите для клиента мудборд и попросите его прокомментировать понравившиеся варианты (обязательно уточните, что именно понравилось: графика, цвета, градиенты).
Никогда не перекладывайте эту задачу на клиента: он ее с 99% вероятностью проигнорирует, сославшись на нехватку времени, либо перечислит бренды, которые ему нравятся, например, из-за качественной продукции, а не из-за понравившегося дизайна.
При согласовании дизайна исключите лишних людей
Уточните, кто принимает решение при утверждении дизайна, и работайте с ним. Со стороны дизайнера идеальная ситуация выглядит следующим образом: дизайн согласовывает один человек — например, генеральный директор.
Если заказчик хочет, чтобы решение принимало несколько человек, вы должны понимать, что согласия добиться будет трудно и скорее всего по каким-то субъективным причинам кому-то дизайн не понравится и работу придется переделывать.
Если к вам изначально обратился посредник (например, менеджер), который не будет участвовать в утверждении дизайна, попросите его поговорить с лицом, принимающим решение, и убедитесь, что ожидания второго совпадают с теми, что указал в брифе первый.
В конце брифа можно добавить еще несколько полезных вопросов: готов ли заказчик купить платный шрифт, какой основной носитель дизайна (у кофейни — стаканчики, у такси — машины), есть ли нежелательные ассоциации и какие предметы или образы не стоит использовать. Кроме того отдельно стоит уточнить, существует ли возможность для экспериментов: предложите заказчику по шкале от 1 до 10 оценить готовность к смелым и нестандартным решениям.
Что такое бриф и как его правильно составить
Если вы заказываете какие-либо услуги у стороннего агентства или разрабатываете свой проект совместно с другой компанией, нужно четко ставить задачи и цели. Чего только не приходится писать в такие моменты, но на начальном этапе самым важным документом является бриф.
Я расскажу, что это такое и в каких случаях он используется.
Зачем нужен бриф
Бриф – это инструкция, в которой заказчик прописывает задачи, этапы работы и технические детали для исполнителя. С его помощью можно обозначить все нюансы работы, создать единый контекст и настроиться на одну волну с другой командой. Иногда у компаний предусмотрены собственные шаблоны этого документа.
Инициатива создания или заполнения брифа обычно идет как от заказчика, так и от исполнителя. Однако клиент порой отказывается от его заполнения, и некоторые исполнители используют для описания дальнейшего плана работы другие инструменты.
Бриф нужен для того, чтобы заказчик смог полностью донести свой замысел до исполнителя. С помощью этого документа он покажет итоговую «картину» – то, каким будет готовый проект. Там же указываются контакты, сроки выполнения и бюджет, который компания готова вложить в реализацию.
В таком документе работу чаще всего разделяют на несколько основных этапов. Иногда заказчики указывают ключевые метрики для дальнейшего мониторинга и оценки успешности выполнения работы.
В каких сферах используется бриф
Чаще всего бриф используется в той сфере услуг, где итоговую картину формирует заказчик. К таким областям относятся:
Виды брифа
Четкой и единой формы у этого документа не существует, так как он используется во всевозможных сферах и для разных целей. Как правило, его содержание и тип определяются тем, какую задачу хочет решить заказчик.
Чем бриф отличается от ТЗ
Во-первых, техническое задание и бриф составляются на разных этапах сотрудничества. Сначала компания создает или заполняет бриф, а ТЗ используется уже ближе к этапу подписания договора. Бриф приравнивается к документу, имеющему определенную юридическую силу.
Во-вторых, бриф является некой визитной карточкой компании-заказчика, в которой предлагаются условия дальнейшего сотрудничества. А в техническом задании уже более четко и конкретно прописаны все роли, сценарии, этапы и задачи для разных участников команды исполнителя.
В-третьих, бывают случаи, когда нужен бриф и не нужно техническое задание, а бывает и наоборот. При долгосрочном сотрудничестве на этапах знакомства используется первый тип документа, а уже в дальнейшем составляется ТЗ на конкретные задачи.
Как правильно составить бриф
Сперва нужно определить цели и задачи, которые следует решить с помощью брифа, набросать перечень основных волнующих вопросов и обозначить желаемый результат.
Структура брифа
Единого шаблона для создания брифа не существует. Но есть несколько основных разделов, которые обязательно должны в нем присутствовать независимо от сферы деятельности заказчика и типа выполняемой услуги.
Часто такой документ содержит и технические характеристики желаемого продукта. Например, при написании текстовых материалов заказчик может задать стиль оформления документа, его формат (Excel, Word, PDF и так далее), стиль написания и так далее. Или при разработке сайта можно перечислить основные страницы и разделы, из которых он будет состоять.
Примеры брифов
Приведу пару примеров того, как составляют этот документ в разных сферах. И первое, что хочу показать – разделы брифа, который я лично составляла для организации мероприятий.
Второй пример больше касается практики разработки сайта. В примере показываю только грубую структуру, эдакий шаблон. Готовый бриф для вашего проекта будет отличаться от этого, ведь вам важно проработать все имеющиеся вопросы.
Заключение
В зависимости от сферы деятельности компании информация, содержащаяся в брифе, может отличаться. Я напоминаю, что составлять его следует с учетом цели сотрудничества и задач, которые должны быть решены. Ориентируйтесь на собственный опыт, и тогда документ выйдет идеальным.
Для чего нужен бриф и как он поможет в работе с заказчиком
Как избежать ситуации, когда работа с новым клиентом стопориться на старте? Очевидно, что в начале сотрудничества всем участникам следует «сверить дорожные карты» и прийти к единому пониманию будущего проекта. В этом поможет бриф — как сделать все, чтобы заказчик и исполнитель говорили на одном языке, расскажем в этой статье.
Содержание
Что такое бриф
Бриф — это документ, который содержит ряд задач по проекту и информацию по обязательствам заказчика и исполнителя. С английского brief можно перевести как краткое изложение или резюме.
Брифы — это не технические задания, или ТЗ. Это подводка к составлению точной инструкции. В брифе представлен ряд вопросов от исполнителя, на которые должен ответить заказчик, чтобы получить информацию о будущем проекте.
Вопросы брифа должны быть максимально понятными и простыми, чтобы клиенту не пришлось разбираться в сложной терминологии. А клиенту можно заполнять бриф в свободной форме.
Бриф используют во многих сферах, в основном его присылают наемные исполнители: сотрудники агентства по настройке рекламных кампаний или разработке приложений, копирайтеры, маркетологи, дизайнеры, программисты, таргетологи, SMM-щики, стилисты, строители и многие другие.
Ниже показана часть вопросов из брифа на создание дизайн-проекта интерьера квартиры от компании «Бульвар ремонта». Специалисты интересуются, есть ли у владельца домашние животные — это необходимо для выбора тканей и напольного покрытия, а также уточняют общие вопросы: какие хобби у членов семьи, как хранятся вещи, есть ли коллекции, которым нужен отдельный стеллаж, принимает ли клиент гостей у себя дома и что необходимо включить в новый дизайн из старой мебели.
Пример брифа от дизайн-студии. Источник
Зачем нужен бриф
Бриф необходим, чтобы минимизировать потенциальные ошибки и разногласия с клиентом. У всех людей разное видение задачи: например, клиент представляет логотип цветным, а специалист видит его в черно-белым. Поэтому важно узнать все детали и пожелания заказчика до начала проекта.
Многие задаются вопросом: «А почему бы не встретиться с клиентом, чтобы обсудить все детали лично?». Отвечаем: детали разговора сложно запомнить, если вы, конечно, не будете использовать диктофон. Еще есть риск, что вы можете не так понять клиента, неправильно трактовать его желания. А бриф — это письменный документ, в котором вы получить точную и четкую информацию благодаря продуманным вопросам, а в случае разногласий — показать его заказчику и обсудить детали.
Плюсы для клиента: есть время продумать и расписать все свои желания — бриф можно заполнять от 30 минут до нескольких дней, указать важные моменты, которые обязательно нужно отразить в проекте, а также ничего не забыть про дополнения: ограничения, сроки и стоимость проекта. Также бриф — это показатель ответственного подхода специалиста, а значит, заказчик уже будет вам доверять.
Бриф на разработку сайта
Это вариант брифа вы можете получить от программиста или агентства по разработке сайтов: лендингов или многостраничников.
В брифе указывается информация:
Бриф дает полное представление о проекте сразу нескольким специалистам: разработчику, дизайнеру, маркетологу и копирайтеру. Благодаря этой информации можно довольно точно оценить сроки выполнения и стоимость проекта.
Пример — короткий бриф на создание сайта. Здесь есть вопросы о компании, конкурентах, целевой аудитории, о будущем проекте, о дизайне, а также свободное окно для указания дополнительной полезной информации.
Бриф для сайта. Источник
Бриф на разработку логотипа
А здесь мы покажем бриф для дизайнера. Клиент ставит задачу — разработать логотип, а специалист должен уточнить детали, чтобы понять в каком направлении ему двигаться и с чего начинать работу:
Ниже показан пример брифа на создание логотипа: данные о компании, конкурентах, клиентах, а также описание задачи и конкретика по проекту.
Бриф на логотип. Источник
Бриф на разработку фирменного стиля
Разработка фирменного стиля предполагает создание брендбука, оформление упаковки, дизайн полиграфии и рекламных материалов, а также офиса и магазина.
Специалист должен уточнить у клиента несколько важных деталей:
На примере ниже показан бриф на создание фирменного стиля компании. Агентство задает вопросы о клиенте, его конкурентах и ЦА, предлагает выбрать элементы и стилистику оформления, а также уточняет, какие разделы нужны в брендбуке.
Бриф-образец на создание фирменного стиля компании. Источник
Бриф на копирайтинг
Этот вариант брифа создается для клиента, который планирует заказать услугу копирайтера — написание текста, коммерческого предложения, пресс-релиза, сценария к видеоролику, а также заполнение страниц сайта.
В брифе должны быть уточняющие вопросы:
Это пример брифа на копирайтинг. Агентство запрашивает у клиента информацию о том, какой контент им нужен на сайте. Здесь также можно увидеть вопросы о бизнес-процессах компании, а также запрос на ключевые слова — эти данные позволят специалисту создать список возможных тем для блога на сайте, а также посоветовать клиенту, в каком направлении развивать ресурс.
Бриф на копирайтинг. Источник
Чем полезен бриф в интернет-маркетинге
Давайте подробнее остановимся на том, какую пользу бриф приносит в интернет-маркетинг.
Видение проекта
Бриф помогает понять бизнес-процессы компании, а также лучше разобраться в этапах и сроках реализации проекта.
Понимание ниши
Такой документ будет полезен специалисту, чтобы выяснить позиционирование клиента на рынке и определить его целевую аудиторию. Для каждого сегмента ЦА нужен свой подход и стратегия развития.
Создание рабочего процесса
Все участники задействованы — исполнитель прорабатывает вопросы для проекта, а заказчик максимально точно отвечает на них — бывает, что в ходе заполнения рождаются новые идеи и перспективные варианты развития проекта. Например, настройка контекстной рекламы будет не только на поиске, но и в сетях. Это значит, что нужны баннеры и единый стиль во всех объявлениях — понадобится помощь дизайнера.
Определение ключевых метрик
Клиент указывает KPI или другие варианты для отслеживания выполнения задач, а исполнитель будет знать — какой отчет предоставить заказчику.
Экономия
Бриф экономит деньги и время — в едином документе собрана ключевая информация по срокам, задачам и стоимости услуг.
Ожидание = реальность
Все детали необходимо описать так, чтобы ожидание превратилось в реальность. В случае возникновения проблемы с исполнителем или клиентом — всегда есть письменный документ, подтверждающий оговоренные условия.
Систематизация отношений
Бриф — это показатель профессионализма со стороны исполнителя, а со стороны заказчика — это проявление доверия и первый шаг к реализации проекта, так как все его мысли складываются в единую картину.
Виды брифов в интернет-маркетинге
А теперь разберем основные виды брифов в интернет-маркетинге.
Анкетный — вопросы о задачах и целях компании. Это общая информация об организации. Такой бриф использует, чтобы понять, какие услуги нужны клиенту.
Экспертный — это большой опросник с уточняющими вопросами о деталях проекта. Здесь могут встречаться сложные термины, так как это более глубокое изучение предметной области. К этому виду относят, например, создание бренда.
Креативный бриф — документ для создания рекламного продукта: видеоролика, баннера и так далее.
Обобщенный — шаблон брифа, созданный под конкретную задачу, но подходящий под любую нишу. Стандартный краткий опросник, который помогает узнать о компании, ее деятельности и поставленной задаче. Используется новичками или агентствами — они размещают анкету на своем сайте.
Индивидуальный — документ, созданный под конкретный бизнес или проект клиента. Исполнитель сначала самостоятельно исследует информацию о компании и ее репутацию, и на основе полученных данных составляется бриф.
Медиа-бриф, или рекламный бриф служит для планирования, настройки и запуска рекламной кампании.
Маркетинговый бриф описывает стратегию компании и ее поведение на рынке.
Коммуникационный бриф — позволяет понять, какую обратную связь исполнитель хочет получать от клиентов. Это также проработка всех каналов для общения с потребителями.
Правильная структура брифа
Бриф, как мы уже писали выше, может быть в свободной форме, но лучше придерживаться общей структуры, чтобы правильно подвести клиента ко всем этапам разработки проекта.
Общая информация
В первом блоке важно узнать про бизнес клиента и его цели. Есть ряд основных вопросов, которые вы можете использовать при составлении брифа:
Автоматизация email рассылок
Отправляйте цепочки триггерных сообщений приветствия, брошенной корзины, реактивации, совмещая внутри одной цепочки email, SMS и web push.
Ретроспектива: что было ранее
В этом блоке необходимо уточнить о предыдущем опыте работы клиента и задать вопрос, ставится ли данная задача впервые.
Важно! Если заказчик впервые работает над задачей по продвижению — попросите его прислать вам понравившиеся примеры объявлений, видеороликов, баннеров и фотографий, а также уточните у него, каким он видит результат после запуска РК. Если есть сложности при заполнении, помогайте клиенту и направляйте его — подкидывайте идеи и рассказывайте о своих кейсах.
Что хотим сейчас
Переходим к следующему блоку вопросов, где будут описаны задачи для специалиста и пожелания клиента.
Аналитика
В этом блоке уточните, как делался анализ по проекту, какие отчеты были получены и какой KPI использовался для оценки работы специалиста.
Дедлайн
Это итоговый блок, где клиент расписывает время выполнения задачи и предполагаемый бюджет.
Дополнительный блок
А в конце можно добавить свободное поле, где клиент напишет дополнительную информацию, которую некуда было добавить выше. Например, вставит какие-то ссылки, подробнее расскажет об условиях работы и тому подобное.
Важно! Стоит также отметить, что клиент не всегда готов самостоятельно заполнять бриф. В таком случае рекомендуем встретиться с ним или созвониться, чтобы вместе заполнить анкету. Если и с таким вариантом возникнут сложности, запросите у заказчика контактные данные доверенного лица, чтобы уже с ним обсудить все вопросы.
Как написать бриф
В этом разделе рассмотрим создание брифа для клиента на разработку стратегии продвижения и настройку каналов.
Первый шаг
При первом написании брифа будьте готовы к сложностям, так как вопросы получаются скомканными — распишите их подробно и поделите на группы, чтобы в анкете прослеживалась логика. После этого попробуйте сложный вопрос разбить на несколько простых и понятных.
Также при первом общении с клиентом можно уточнить, какой формат брифа для него удобен — краткий или развернутый с глубоким анализом.
Оформление
Бриф оформляется в табличном варианте или в виде анкеты. Для этого можно использовать такие инструменты, как Google Docs, Excel, Word, Google Forms или форму на вашем сайте.
Ниже показан пример брифа на продвижение в социальных сетях, созданный в Google Forms. Специалист задает вопросы о компании, о том, какие каналы нужно развивать и какие услуги интересуют заказчика.
Важно! Хорошо, если после отправки ответа информация придет заказчику на почту, чтобы в дальнейшем у него этот документ также был под рукой.
Бриф: пример анкеты на продвижение в социальных сетях. Источник
Обязательные и дополнительные вопросы
Перейдем к разбору основных вопросов, которые должны быть в маркетинговом брифе.
В первом блоке мы узнаем от клиента о его компании, уточняем данные по аналитике и запрашиваем документацию. Каждый из приведенных ниже пунктов можно преобразовать в вопрос, но мы рекомендуем писать кратко и понятно.
А сейчас мы рассмотрим рекламный бриф — пример сделан в формате таблицы в Google Docs специально для этой статьи. Предположим, что клиент пришлет статистические данные в письме, а в брифе укажет основную информацию о компании, а также о том, что было сделано и что планируется в будущем.
Из ответов получаем, что у нас нет полной информации о ЦА и конкурентах — требуются уточнения, а значит — нужны дополнительные вопросы по этим пунктам.
Бриф — пример заполнения анкеты в Google таблице
Далее переходим к вопросам об опыте клиента — что делали раньше:
Ниже приводим пример заполненного блока по ретроспективе. Заказчик «плывет» при ответе на сложные вопросы — требуется помощь специалиста компании или доступ к аккаунтам. Чтобы не нагружать клиента лишней информацией, можно запросить подключение к рекламным кампаниям для ознакомления с прошлыми результатами.
Пример заполнения брифа — блок «Ретроспектива»
Переходим к блоку «Что хотим сейчас». Здесь нужно узнать о продукции, метриках для отслеживания эффективности и будущих изменениях в проекте.
А здесь показан пример ответов клиента. Заказчик отвечает коротко, но точно. Единственное — нужно узнать подробнее о сезонности в сервисах аналитики, а также изучить акции компании.
Пример заполнения брифа — блок «Что хотим сейчас»
В предпоследнем блоке спрашиваем про системы сбора данных.
Ниже показан пример ответов заказчика на вопросы о системах аналитики. Компания использует стандартные методы отслеживания данных — можно предположить, что присутствует путаница в отчетах или сложность в их оформлении. Подключение сквозной аналитики упростит работу маркетолога, например, в подсчетах ROI.
Пример заполнения блока «Аналитика»
Переходим к последнему блоку «Дедлайн»:
Показываем пример заполнения блока. Клиент мог указать бюджет в рамках «от и до», а также определить временные рамки для этапов продвижения: месяц, полгода и год.
Заполнение последнего блока в брифе
Важно! Некоторые ответы клиента дают вам сразу несколько вариантов для анализа компании. На сайте вы сможете найти УТП, краткое описание продукта, условия доставки и возврата товаров, из ссылок и документации можно узнать об истории компании, ее достижениях и неудачах. Бриф не должен отвечать на все вопросы — это просто первый шаг для начала работы.
Ошибки при написании брифа
В этом разделе мы подготовили список популярных ошибок, которые совершают начинающие специалисты.
Нет логики в вопросах
Старайтесь выстроить логическую структуру в брифе так, чтобы клиент плавно переходил от одного вопроса к следующему. Также не нужно задавать много уточняющих вопросов — это перегружает анкету, а слишком большой опросник легко может отпугнуть заказчика.
Неполный бриф
Здесь обратная ситуация — есть риск не получить ответ на важный вопрос, например, о бюджетах или сроках проекта. После того, как составите бриф, проверьте его. Также можно самостоятельно зайти на сайт клиента и посмотреть там информацию — возможно, у вас появятся дополнительные вопросы по продукту или наличию каких-либо разделов о деятельности компании.
Сложные вопросы
Мы уже упоминали про сложные вопросы — их необходимо разбить на простые и короткие предложения. Также не следует добавлять ко всем из них примеры ответов — пусть клиент сам продумает, как оформить мысль. Свободное заполнение позволит заказчику иначе взглянуть на проект и компанию в целом.
Нет обратной связи после заполнения брифа
После того, как вы получили бриф — оцените свою работу, распишите задачи и составьте план их выполнения. Если какие-то вопросы остались без ответа — встретьтесь с клиентом и обсудите их. Также предупредите заказчика о сроках проведения оценки задач и времени, в течение которого вы сможете дать ответ.
Бывает, конечно, и обратная ситуация, когда после получения брифа пропадает уже клиент. Постарайтесь замотивировать заказчика на заполнение анкеты: расскажите о выгодах, которые это принесет ему, и о том, чем это поможет вам.
Если вы предлагаете консультации или услуги по обучению, рекомендуем отправлять бриф только после оплаты. Иначе вы потеряете время, а потребитель так и не придет к вам.
Примеры брифов
Бриф на создание рекламной кампании, представленный в формате DOCX. В анкете специалисты запрашивают контактные данные клиента, уточняют род деятельности, информацию по целевой аудитории, конкурентах и доступ к документации по фирменному стилю. Также здесь есть подробный блок о целях и задачах бизнеса, бюджете и инструментах для ведения рекламной кампании.
Пример брифа на создание рекламной кампании. Источник
Бриф на разработку лендинга, представленный на сайте компании Under Design. В этой анкете есть вопросы про наполнение страницы, историю компании, блоки с отзывами и УТП. Также тут хорошо оформлен раздел про целевую аудиторию и этапы разработки сайта.
Для сложных вопросов добавлены варианты заполнения, чтобы клиенту было понятно, о чем нужно написать. Если заказчик заполнит все поля грамотно — дизайнер сможет предоставить несколько макетов на рассмотрение, согласовать их и подготовить ТЗ.
Пример брифа на разработку лендинга. Источник
Бриф на разработку мобильного приложения, созданный в Google Forms. В этой анкете все сделано для удобства пользователя: ответы на многие вопросы заранее прописаны, нужно лишь выбрать подходящий вариант.
Документ имеет логичную структуру: контактная информация, тип мобильного приложения, его функционал, сроки и бюджеты, поддержка и помощь разработчиков, а также подготовка визуального стиля.
Пример брифа на разработку мобильного приложения. Источник
Бриф на разработку интернет-магазина, представленный в формате DOC. Страницы документа отмечены логотипом компании, также здесь указан сайт и email для связи с компанией.
В брифе подробно расписаны вопросы про дизайн, функционал интернет-магазина, его разделы и дальнейшее развитие, а в конце — информация про бюджет и сроки выполнения. В этом же документе есть отдельные страницы, посвященные тому, как нужно писать ТЗ по полученному материалу из анкеты — это некое обоснование вопроса «Зачем нужно заполнять бриф».
Пример брифа на разработку интернет-магазина. Источник
Заключение
В этой статье мы рассмотрели бриф: что это, какие функции выполняет, какой скилл дает и какая у него структура.
Общие рекомендации для написания брифа:
Создавайте полезные брифы — как для себя, так и для клиента. А чтобы поддерживать с ними связь и рассказывать про профессиональные навыки — регистрируйтесь на нашем сервисе SendPulse и подключайте email рассылки, web push, Viber и SMS оповещения, а также чат-боты в мессенджерах Facebook Messenger, ВКонтакте и Telegram для общения со своими клиентами!