Бронирование граждан, пребывающих в запасе в 2021 году
Бронирование граждан позволяет обеспечить бесперебойную работу предприятий в период мобилизации. Расскажем, что представляет собой эта процедура и какую отчетность предполагает.
Для чего необходимо бронирование граждан в запасе
Мобилизация — перевод экономики, органов власти, Вооруженных Сил и организаций на работу в режиме военного времени (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Процедура требует привлечения военнообязанных граждан, пребывающих в запасе (ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»):
Бронирование — временное освобождение сотрудников от призыва на мобилизацию и мобилизационную подготовку для обеспечения работы предприятия.
Как уволить сотрудника в связи с призывом в армию — узнаете здесь.
Кто бронирует граждан в запасе
Если воинский учет ведут все работодатели, то бронируют работников организации:
Чтобы узнать, обязана ли фирма бронировать сотрудников, необходимо обратиться в территориальную комиссию по бронированию при администрации муниципального образования. Например, в Москве сведения о комиссиях доступны на сайте https://www.mos.ru (вкладка «Территориальные органы власти»).
Такая комиссия предоставит информацию о:
Процедуру бронирования проводит назначенный приказом сотрудник. Специальных требований к ответственному нет: это может быть кадровик, табельщик или ведущий воинский учет работник. Но приказ о назначении ответственного согласовывается с военным комиссаром муниципалитета (п. 22, п. 39 Методических рекомендаций по ведению воинского учета, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017).
Пошаговая процедура бронирования граждан запаса в 2021 году
Порядок бронирования работников сводится к нескольким этапам.
Шаг 1. Запрос сведений в комиссии по бронированию, которая предоставит информацию по процедуре и список подлежащих бронированию должностей.
Шаг 2. Издание приказа о назначении ответственного за бронирование сотрудника и согласование документа с военкоматом.
Шаг 3. Разработка Плана работы по ведению воинского учета и бронированию граждан запаса (п. 39 Рекомендаций от 11.07.2017).
Допускается дополнение существующего Плана по ведению воинского учета мероприятиями по бронированию с учетом рекомендаций, полученных в территориальной комиссии, т. е. отдельный План по бронированию утверждать необязательно.
План и его изменения согласовываются с военкоматом (п. 37 Рекомендаций от 11.07.2017).
Перечень оформляется в свободной форме с указанием ФИО, должности или профессии и заверяется подписью руководителя и печатью. Дополнительно список может утверждать военкомат либо территориальная комиссия по бронированию, поэтому рекомендуется обратиться к ним с готовым перечнем и заодно проверить его.
Шаг 5. Оформление отсрочки от призыва.
Подготовка списка бронированных сотрудников еще не означает предоставление им отсрочки от призыва — работодателю необходимо оформить удостоверения об отсрочке и сделать отметки в личных карточках.
Такие удостоверения признаются БСО и выдаются военкоматом после подачи пакета документов, среди которых:
Удостоверения об отсрочке хранятся у работодателя, а при объявлении мобилизации или военного времени передаются забронированным сотрудникам согласно утвержденному плану и ведомости на выдачу удостоверений.
Ведение специального воинского учета
Основные моменты спецучета:
Об ответственности за отказ от ведения воинского учета вы узнаете из статьи.
Основные отчеты по воинскому учету:
Бланк
Какие данные включает
Чем введен
Форма 6
Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе с детализацией сотрудников по категориям:
Подробнее об отчетных формах читайте этот материал.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Смотрите готовое решение о том, как работодателю организовать бронирование граждан, пребывающих в запасе (это бесплатно).
Воинский учет — это система приемов и методов, с помощью которой обеспечивается регистрация всех лиц призывного возраста в единой базе данных, отражение в ней основных сведений о каждом таком лице, а также последующая актуализация этой информации. Система воинского учета позволяет компетентным органам следить за тем, насколько своевременно каждый военнообязанный исполняет воинский долг, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.
Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учета, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.
Для чего же конкретно нужен воинский учет, каково его предназначение? Ответ на этот вопрос можно найти в положении № 719, в п. 2 которого цель воинского учета сформулирована примерно следующим образом:
ВАЖНО! Потребность в трудовых ресурсах обеспечивается путем прикрепления военнообязанных граждан, находящихся в запасе, к определенным госструктурам, чтобы при мобилизации они не были отправлены в место боевых действий, а исполняли бы определенные трудовые функции в таких госструктурах.
Чтобы воинский учет отвечал своему предназначению, как было указано выше, государство должно иметь актуальную информацию о каждом призывнике. С этой целью специальные ответственные органы (военные комиссариаты) обязаны обеспечить учет всех потенциальных призывников (мужчин в возрасте 18–27 лет) и военнообязанных (запасников; лиц, которые имеют отсрочку вплоть до достижения ими 27-летнего возраста; женщин, получивших военные специальности, а также некоторых других лиц, перечисленных в п. 14 положения № 719).
Для этого законодатель обязал всех лиц мужского пола в год, когда им исполняется 17 лет, явиться по повестке в военкомат и пройти процедуру первоначальной постановки на воинский учет, в процессе которой специальная комиссия определит, годен ли призывник к службе в армии и в какой степени (без ограничений или ограниченно годен).
ВНИМАНИЕ! Первоначальная постановка на воинский учет осуществляется в период с 1 января по 31 марта того года, в котором призывнику исполнится 17 лет (п. 1 ст. 9 закона № 53-ФЗ). Это значит, что даже еще не достигшие по факту 17-летнего возраста призывники должны явиться в военкомат в указанные сроки, если они получили повестку.
За функционирование механизма воинского учета ответственность несут как крупные ведомства (Минобороны, МВД, СВР, ФСБ), так и органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также организации (п. 5 положения № 719).
Но кто же именно осуществляет воинский учет по каждому военнообязанному? Как было указано выше, это военные комиссариаты (либо, если их нет на определенной территории, органы местного самоуправления). Но не только. Если потенциальный призывник работает в какой-либо организации, то именно она должна вести по нему воинский учет.
Пошаговую инструкцию по ведению военного учета в организации подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ и переходите к Путеводителю по кадровым вопросам.
Что под собой подразумевает воинский учет в организации и для чего он нужен, расскажем далее.
Ведение воинского учета и бронирование в организации: общая информация
Прежде всего стоит заметить, что вести воинский учет следует не только по призывникам, но и по всем военнообязанным, которые трудятся/обучаются в организации. К таковым закон № 53-ФЗ (п. 1 ст. 52) относит всех лиц, пребывающих в запасе:
ВНИМАНИЕ! Если в компании трудятся лица, освобожденные от воинской обязанности в силу закона, либо женщины, не имеющие военной специальности, то вести в отношении них воинский учет работодателю не нужно.
Подробнее о том, кто должен вести воинский учет в компании, см. в статье «Что относится к обязательной кадровой документации?».
Порядок и основные правила, которыми компании должны руководствоваться в данном контексте, установлены в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.07.2017.
Итак, в отношении указанных выше лиц компании должны осуществлять воинский учет. Для этого они так же, как и военкоматы, собирают, систематизируют и поддерживают в актуальном состоянии информацию об исполнении военнообязанными работниками воинского долга. Кроме того, важной целью воинского учета в организации выступает корректный анализ, насколько компания будет обеспечена трудовыми ресурсами, если вдруг возникнет военный конфликт и будет объявлена мобилизация военнообязанной части населения.
Воинский учет в компании должны осуществлять столько специалистов, сколько того требуют нормы п. 12 положения № 719. Так, к примеру, если в компании трудится менее 1500 военнообязанных граждан, то учет ведет один специалист, и то по совмещению.
ВАЖНО! При этом если в фирме учет военнообязанных сотрудников должны вести двое и более специалистов, то компании следует создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол (п. 13 положения № 719).
Для того чтобы документально закрепить ведение воинского учета в компании, следует издать приказ об организации воинского учета, в котором за подписью руководителя указывается, кто именно из сотрудников будет осуществлять воинский учет.
ВНИМАНИЕ! Кандидатуры специалистов, которые будут осуществлять воинский учет, должны быть согласованы с военкоматом, которому подведомственная территория, где располагается фирма. Кроме того, компании должны направлять туда копии приказов о назначении/увольнении специалистов с должности по ведению воинского учета (п. 22 Методических рекомендаций).
Инструкция по ведению воинского учета в организациях
Конкретный перечень функций, которыми наделяются работники, занимающиеся учетом военнообязанных сотрудников в компании, должен быть закреплен в специальной инструкции по ведению воинского учета.
Такая инструкция очерчивает требования к сотруднику, занимающемуся учетом военнообязанных: какие нормы законодательства он должен знать и чем ему следует руководствоваться в своей работе. Кроме того, в этом документе определяются основные должностные обязанности и права работника, осуществляющего воинский учет в фирме, а также прописываются положения в отношении мер ответственности такого специалиста за нарушения, которые он может допустить при ведении учета.
Методические рекомендации по ведению воинского учета в 2021 году
Для корректного ведения воинского учета компания должна составить план соответствующих работ на год (который также должен быть согласован с военкоматом). В таком плане следует указать все сроки мероприятий по учету сотрудников.
Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (п. 27 положения № 719). И ведется он на основании следующих документов (п. 25 Методических рекомендаций):
Поэтому при приеме на работу в 2021 году ответственный за учет специалист должен проконтролировать, все ли указанные документы в порядке: нет ли где неточностей, поддельных записей, вырванных листов, все ли необходимые отметки на месте. И если нет — сообщить в военкомат.
Итак, в течение года специальный сотрудник в организации должен следить за полнотой и актуальностью информации о работниках, подлежащих воинскому учету. Для этих целей такой сотрудник заводит по каждому военнообязанному работнику личную карточку, в которой отражается вся информация о нём: семейное положение, занимаемая в организации должность, уровень образования, место жительства и т. д. (п. 28 Методических рекомендаций).
О форме, с помощью которой работодатель осуществляет воинский учет работников, см. в статье «Унифицированная форма № Т-2 — бланк и образец заполнения».
Если какому-либо работнику приходит повестка из военкомата, военно-учетный стол фирмы должен оповестить его об этом, а также поспособствовать, чтобы он своевременно явился в военкомат. Если же на работу устраивается женщина, имеющая военную специальность, то фирма должна направить ее в военкомат для первоначальной постановки на учет.
Кроме того, компании следует разъяснять своим сотрудникам, как именно они должны исполнить воинский долг в случае мобилизации, а также какая ответственность наступит, если они этого не сделают.
Важной функцией специалистов, ведущих воинский учет в организации, является бронирование работников, т. е. закрепление необходимых специалистов за организацией на время военного конфликта.
ВНИМАНИЕ! Как правило, инструмент бронирования доступен только для стратегически важных предприятий, т. е. осуществляющих военные или госзаказы, непосредственно влияющих на жизнедеятельность населения и т. д. Узнать, может ли компания бронировать за собой сотрудников в случае введения военного положения, можно в военкомате.
Военно-учетный стол фирмы подотчетен военкомату. Поэтому в военкомат организация должна направлять все сведения, касающиеся:
Кроме того, компания обязана ежегодно извещать военкомат о численности и составе работников в возрасте 15 и 16 лет, а также о тех, кто только что достиг возраста, когда должна быть проведена первоначальная постановка на воинский учет.
Какую отчетность организации обязаны сдавать в военкомат, разъяснила инспектор Государственной инспекции труда в Нижегородской обл. В. И. Неклюдова. Получите пробный доступ к КонсультантПлюс и бесплатно ознакомьтесь с точкой зрения чиновника.
Не реже раза в год сведения военно-учетного стола организации следует сверять с информацией, имеющейся в военкомате. Для этих целей в компании должен быть заведен специальный журнал проверок.
Приказ об организации воинского учета: образец
Как было указано выше, военный учет в фирме организуется с момента издания приказа, подписанного руководителем, об организации воинского учета граждан, в том числе бронирования сотрудников, пребывающих в запасе.
Форму такого приказа вы можете скачать на нашем сайте.
В этом приказе необходимо прописать, кто именно будет осуществлять воинский учет в компании, а также кто будет замещать основного специалиста в период, когда тот будет по каким-либо причинам отсутствовать.
Ответственность за нарушение правил ведения воинского учета в компании
Поскольку ведение воинского учета в организации — это ее обязанность, а не право, то соответственно, за неисполнение/некорректное исполнение этой обязанности законодатель предусматривает меры ответственности.
С 05.05.2020 ответственность за нарушения с воинским учетом для должностных лиц организаций, ответственных за военно-учетную работу, усилена. Соответствующие изменения в КоАП РФ внесены законом от 24.04.2020 № 132-ФЗ. Так:
Итоги
Методические рекомендации по ведению воинского учета, а также положение № 719 и закон № 53-ФЗ требуют в 2021 году от всех организаций, где трудятся военнообязанные граждане, вести учет таких работников. Для этого фирма должна выделить специального сотрудника (или нескольких специалистов) и издать соответствующий приказ, закрепляющий его функции. Непосредственно же сам воинский учет в компании выражается в поддержании в актуальном состоянии информации обо всех военнообязанных работниках. С этой целью в фирме создаются специальные личные карточки по каждому сотруднику, информацию в которых следует периодически передавать в военкомат. Кроме того, если организация имеет стратегически важную значимость, она вправе забронировать себе некоторых сотрудников на период возможного военного конфликта; тогда такие сотрудники не будут призваны в армию, а останутся трудиться в фирме. Важно также помнить, что за нарушение правил воинского учета в организациях предусмотрены меры ответственности к работодателю.
Отбор личных карточек граждан, пребывающих в запасе, имеющих право на отсрочку от призыва по мобилизации и в военное время.
Оформление отсрочек от призыва на граждан, пребывающих в запасе, подлежащих бронированию.
В 10-дневный срок по истечении испытательного срока
Аннулирование отсрочек от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, у граждан, пребывающих в запасе, утративших право на отсрочку (снятие со спец. учета) и сообщение в военные комиссариаты об аннулировании отсрочек.
Производство отметок в личных карточках граждан, пребывающих в запасе, о зачислении их на спец. учет и снятии со спец. учета.
Сверка удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время с учетными данными личных карточек забронированных граждан, пребывающих в запасе.
Проверка наличия бланков спец. учета, правильности ведения книги учета бланков специального учета.
Отправка в военный комиссариат погашенных и испорченных удостоверений и извещений (форма N 4) нарочным.
Уточнение плана мероприятий по вручению удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
Проведение инструктивного занятия с уполномоченными по вручению удостоверений об отсрочке от призыва.
Забронировано граждан пребывающих в запасе что это значит
и военно-учетные работники организаций и предприятий, индивидуальные предприниматели муниципального образования
Основными ежегодными отчетными документами являются:
а) для индивидуальных предпринимателей:
· Карточка учета индивидуального предпринимателя.
б) для организаций, ведущих воинский учет и бронирование ГПЗ:
· отчет о численности работающих и забронированных ГПЗ (форма 6) в бумажном виде
· карточка учета организации (форма 18) в бумажном виде
· сведения об обеспеченности организации трудовыми ресурсами (руководителями, специалистами, квалифицированными рабочими и служащими) (форма 19)
При подготовке отчёта по форме 6 для определения кода категории должности (руководитель, специалист, другой служащий) использовать:
· Общероссийский классификатор профессий рабочих и должностей служащих
б) для организаций, ведущих только воинский учет ГПЗ:
· карточка учета организации (форма 18) в бумажном виде
Отчет по форме 6, карточка (форма 18) составляются ежегодно по состоянию на 01 декабря отчетного года и должны содержать полные и достоверные сведения об организации, о численности работающих и забронированных ГПЗ, о проделанной работе по вопросам бронирования ГПЗ в организации, за которую они представляются.
Перед составлением отчетных документов работники организаций обязаны:
· провести сверку данных воинского учета личных карточек (форма № Т-2) с военными билетами ГПЗ, с фактической численностью работающих в организациях ГПЗ;
· оформить отсрочки ГПЗ, подлежащим бронированию;
· аннулировать до конца текущего года отсрочки от призыва забронированным ГПЗ, потерявшим по различным причинам права на отсрочку от призыва на военную службу, снять их со специального воинского учета в муниципальном ВКНО и не включать их в отчет в качестве забронированных.
Все лица, достигшие предельного возраста пребывания в запасе и подлежащие в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» снятию с воинского учета с 1 января следующего года в число ГПЗ в отчет не включаются, а предоставленные им отсрочки от призыва на военную службу аннулируются до составления отчета.
Заполненные отчетные документы (форма 6 и форма 18) представляются в администрацию МО Чернский район (кабинет № 32)
Сроки предоставления отчетов — до 15 ноября отчетного года.
Вопросы — ответы по воинскому учету и бронированию, часть 1
Актуально
Что делать при заболевании гриппом? Самому пациенту при первых симптомах нужно остаться дома, чтобы не только не заразить окружающих, но и вовремя заняться лечением, для чего необходимо немедленно обратиться к врачу. Для предупреждения дальнейшего рас
Организации осуществляют воинский учет на основании Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719).
Согласно п. 12 Положения о воинском учете количество работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется в зависимости от числа лиц, состоящих на воинском учете. Если на таком учете состоит менее 500 человек, его ведение осуществляет один работник без освобождения от основной работы. Следовательно, при наличии в организации менее 500 человек, состоящих на воинском учете, его ведение может быть поручено работнику отдела кадров.
Поручение работнику отдела кадров дополнительной работы по ведению воинского учета допускается только с его согласия, поскольку ст. 60 ТК РФ запрещает требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором. Исключение составляют случаи, предусмотренные Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
За выполнение дополнительной работы работнику производится доплата. Ее размер устанавливается по соглашению между работником и работодателем с учетом содержания и характера дополнительной работы (ч. 2 ст. 151 ТК РФ).
Поручение работнику дополнительной работы без доплаты является нарушением законодательства о труде и об охране труда, за которое работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.
Организации обязаны вести воинский учет принятых на работу граждан (п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ, п. 9 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719; далее — Положение). При этом в п. 9 Положения не указано, что учет ведется только по основному месту работы.
Чтобы определить, какие граждане подлежат воинскому учету, следует обратиться к Положению. В нем приведены следующие категории лиц:
1) подлежащие воинскому учету, например (п. 14 Положения):
— лица, пребывающие в запасе;
— женщины, имеющие определенные военно-учетные специальности;
2) не подлежащие воинскому учету, например (п. 15 Положения, пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ):
— женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
— лица, признанные не годными к военной службе.
Среди граждан, которые не подлежат воинскому учету, работников-совместителей нет. Следовательно, работодатель должен вести воинский учет таких работников.
Согласно п. 6 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ) исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица.
В силу п. 6 ст. 8 Закона N 53-ФЗ порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется Законом N 53-ФЗ и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение).
На основании п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Законом N 53-ФЗ и Положением.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Закона N 53-ФЗ руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны в том числе оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов соответствующих территорий (военные комиссариаты), обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов.
Кроме того, согласно пп. «ж» п. 32 Положения в целях поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в личных карточках, и обеспечения поддержания в актуальном состоянии сведений, содержащихся в документах воинского учета военных комиссариатов, работники, осуществляющие воинский учет в организациях, оповещают граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов или органов местного самоуправления и обеспечивают им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами, в том числе в периоды мобилизации, военного положения и в военное время.
На основании п. 2 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 01.09.2007 N 1132 (далее — Положение о военных комиссариатах), военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов (в состав Балтийского флота).
При этом согласно п. 11 Положения о военных комиссариатах к основным задачам военных комиссариатов относятся, в том числе организация и ведение воинского учета; проведение проверок организаций по вопросам ведения воинского учета, бронирования граждан, пребывающих в запасе, и военно-транспортной обязанности.
Согласно ст. 21.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственными за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.
В силу Приказа Минфина России от 25.12.2008 N 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее — Приказ Минфина России N 145н) в платежном поручении на уплату штрафа по ст. 21.2 КоАП РФ за неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата следует указать код 000 1 16 09000 01 0000 140 «Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о военном и чрезвычайном положении, об обороне и безопасности государства, о воинской обязанности и военной службе и административные правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации».
Согласно Приказу Минфина России N 145н и Приложению 4 к Федеральному закону от 24.11.2008 N 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в 1 — 3 разрядах кода следует указывать код главного администратора доходов бюджета 187 — Министерство обороны Российской Федерации, поскольку военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны РФ.
На основании п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
Работодатель должен направить в соответствующий военкомат сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) на работу или увольнению (отчислению) с работы, в течение двух недель с момента их приема (увольнения).
Обоснование: В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора военнообязанный или лицо, подлежащее призыву на военную службу, обязаны предъявить работодателю документы воинского учета. Так, согласно Положению о воинском учете, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, если работник еще не служил, это будет призывное удостоверение, если служил или не подлежит призыву, — военный билет.
Напомним, что призывники — это мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. Если же работник пребывает в запасе, то он считается военнообязанным при условии, что не достиг предельного возраста. Этот возраст зависит от разряда, к которому принадлежит работник, минимально — 35 лет, максимально — 65 лет (ст. 53 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
Работодатель может принять на работу этих граждан и без документов воинского учета, ТК РФ это не запрещает. Однако в любом случае — есть документы или нет, и на какой бы срок с работником ни заключался трудовой договор, о принятии работника, подлежащего воинскому учету, надо уведомить военкомат. На это у работодателя есть две недели со дня принятия на работу. Кроме того, нового работника, уклоняющегося от воинского учета, следует предупредить, что он должен выполнить требования законодательства.
Частью 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена мера ответственности за несообщение в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, которая влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи рублей.
Если устраивающийся на работу работник, например, утверждает, что военный билет у него был, но он его потерял, работодатель все равно должен уведомить военкомат о трудоустройстве такого работника, а также предупредить работника об административной ответственности за утрату этого документа и попросить его в кратчайшие сроки принять меры по его восстановлению (гражданину на это дается две недели с момента утраты в соответствии со ст. 21.7 КоАП РФ). В подтверждение отсутствия документа воинского учета кадровый специалист может попросить работника представить соответствующее письменное объяснение. Организация за отсутствие документа воинского учета у работника ответственности не несет.
Работодатель обязан направить в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, в том числе студентах-практикантах, принятых на работу по трудовому договору на 1,5 года в связи с прохождением практики.
Обоснование: Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы осуществляется Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон). Согласно п. 1 ст. 8 Закона граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:
— освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом;
— проходящих военную службу;
— отбывающих наказание в виде лишения свободы;
— женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
— постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.
Принятые студенты-практиканты могут подходить под первую категорию граждан, так на основании п. 1 ст. 23 Закона от призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве.
Также согласно п. 3 ст. 23 Закона не подлежат призыву на военную службу граждане:
а) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;
б) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;
в) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.
Таким образом, принятые студенты-практиканты не должны состоять на воинском учете, если они относятся к одной из перечисленных выше категорий граждан.
В противном случае на основании п. 1 ст. 4 Закона, пп. «а» п. 32 Положения о воинском учете (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719) работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны направлять в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы.
Так, согласно п. 12 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее — призывники);
б) граждане, пребывающие в запасе (далее — военнообязанные).
Согласно п. 13 названных Методических рекомендаций не подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях граждане:
а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом;
б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;
г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе Службы внешней разведки Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного работодатель обязан направить в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету, в том числе о студентах-практикантах, принятых на работу по трудовому договору на 1,5 года в связи с прохождением практики.
· Вопрос: Обязана ли организация представлять в военкомат сведения о принятых на работу (уволенных) временных (сезонных) работниках — военнообязанных?
Организация обязана представлять в военкомат сведения о принятых на работу (уволенных) временных (сезонных) работниках — военнообязанных. Несообщение в военкомат сведений о принятых на работу либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа на руководителя или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации (ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Обоснование: Граждане РФ обязаны состоять на воинском учете (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», далее — Закон N 53-ФЗ). Исключение составляют граждане:
освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Законом N 53-ФЗ;
проходящие военную службу;
отбывающие наказание в виде лишения свободы;
женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
постоянно проживающие за пределами Российской Федерации.
Статьей 59 Трудового кодекса РФ определено, что срочный трудовой договор заключается, в частности, на время выполнения временных (до двух месяцев) работ, для выполнения сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определенного периода (сезона). Сезонными признаются работы, которые в силу климатических и иных природных условий выполняются в течение определенного периода (сезона), не превышающего, как правило, шести месяцев (ст. 293 ТК РФ). Статьей 65 ТК РФ установлено, что при заключении трудового договора военнообязанный или лицо, подлежащее призыву на военную службу, обязаны предъявить работодателю документы воинского учета.
Пунктом 6 ст. 8 Закона N 53-ФЗ установлено, что порядок воинского учета граждан, в том числе первичного воинского учета, определяется Законом N 53-ФЗ и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение N 719)). Из п. 14 Положения N 719 следует, что граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники), а также граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные), подлежат воинскому учету в военных комиссариатах, органах местного самоуправления и организациях.
Из п. 7 ст. 8 Закона N 53-ФЗ следует, что организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Законом N 53-ФЗ и Положением N 719. Работники, осуществляющие воинский учет в организациях, должны направлять в двухнедельный срок со дня приема на работу (увольнения) в соответствующие военные комиссариаты сведения о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию или увольнению их с работы (пп. «а» п. 32 Положения N 719, пп. «а» п. 29 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом Вооруженных Сил РФ, далее — Методические рекомендации). Форма сведений приведена в Приложении N 9 к Методическим рекомендациям. При этом ни Закон N 53-ФЗ, ни Положение N 719, ни Методические рекомендации не содержат исключений в отношении временных (сезонных) работников. Таким образом, подавать в военкомат сведения о принятых на работу (уволенных) временных (сезонных) работниках — военнообязанных работодатель обязан.
Несообщение в военный комиссариат сведений о принятых на работу (учебу) либо об уволенных с работы гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, влечет наложение административного штрафа на руководителя или другое ответственное за военно-учетную работу должностное лицо организации. Размер штрафа составляет от трехсот до одной тысячи рублей (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).
Дела об административных нарушениях по ст. 21.4 КоАП РФ рассматривают военные комиссариаты (ст. 23.11 КоАП РФ). Поэтому, как следует из ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу о таком административном правонарушении по истечении двух месяцев со дня его совершения вынести нельзя. При длящемся правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Необходимо также отметить, что данное административное правонарушение не является длящимся. В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. В данном случае срок для представления сведений в военкомат определен — 2 недели с даты приема (увольнения) работника. Следовательно, по истечении этого срока правонарушение следует считать оконченным.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 6 ноября 2007 г. N 03-03-06/1/771
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов на оплату труда работников организации, осуществляющих воинский учет, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон) органы государственной власти, организации и их должностные лица исполняют обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с Федеральным законом и Положением о воинском учете.
Число работников, осуществляющих воинский учет в организациях, определяется с учетом норм, установленных п. 12 Постановления Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 N 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».
Согласно ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Таким образом, расходы на оплату труда работников организации, осуществляющих воинский учет, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Заместитель директора Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН
Лицами, подлежащими призыву на военную службу, являются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (пп. «а» п. 14 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение), пп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Граждане, пребывающие в запасе, считаются военнообязанными (пп. «б» п. 14 Положения).
Военнообязанные и лица, подлежащие призыву на военную службу, при заключении трудового договора должны предъявить работодателю документы воинского учета (ст. 65 Трудового кодекса РФ).
Однако ТК РФ не содержит положений, запрещающих прием на работу в случае, когда документы воинского учета не были предъявлены. Более того, трудовое законодательство запрещает ограничивать право на труд (ст. 37 Конституции РФ, ст. 3 ТК РФ) и отказывать в заключении трудового договора по каким-либо основаниям, не связанным с деловыми качествами (ст. ст. 3, 64 ТК РФ). Поэтому и ответственность за прием на работу гражданина, не предъявившего документы воинского учета, законодательством не предусмотрена.
Но если при заключении трудового договора работник не предъявил документы воинского учета, работодатель обязан проинформировать об этом военный комиссариат (пп. «а», «г» п. 30, пп. «а», «б» п. 32 Положения).
Организация, не сообщившая в военный комиссариат о принятии на работу сотрудника призывного возраста, не предъявившего военный билет, будет считаться нарушившей законодательство о труде (ст. 11 ТК РФ) и, как следствие, может быть привлечена к ответственности в виде штрафа в размере от 30 до 50 тыс. руб. или в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. На должностных лиц организации может быть наложен штраф в размере от 1 до 5 тыс. руб. (ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Отметим, что к ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены предприниматели, поскольку обязанность представления сведений в военный комиссариат возложена только на организации (разд. III Положения).
Если в должностные обязанности менеджера по персоналу не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату.
Обоснование: Все организации независимо от форм собственности обязаны вести воинский учет своих работников в соответствии с Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение).
За состояние воинского учета в организации отвечает руководитель организации (п. 9 Положения).
Согласно п. 12 Положения для осуществления воинского учета в организациях требуется один работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан.
На основании п. 22 Методических рекомендаций по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ) персональный состав и функциональные обязанности работников по ведению воинского учета, в том числе бронированию граждан, определяются приказом руководителя организации.
Если в должностные обязанности менеджера по персоналу не включены функции по ведению воинского учета, такую обязанность можно возложить на него только с его письменного согласия, предусмотрев соответствующую доплату.
Статьей 60 Трудового кодекса РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).
В соответствии со ст. 64 Трудового кодекса РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.
В силу ст. 65 ТК РФ запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
На основании ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Исходя из пп. «а» п. 30 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, в целях обеспечения постановки граждан на воинский учет по месту работы работники, осуществляющие воинский учет в организациях, проверяют у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан Российской Федерации об их отношении к воинской обязанности, наличие и подлинность документов воинского учета, а также подлинность записей в них, отметок о постановке на воинский учет по месту жительства или месту пребывания, наличие мобилизационных предписаний (для военнообязанных запаса при наличии в военных билетах отметок о вручении мобилизационного предписания), жетонов с личными номерами Вооруженных Сил Российской Федерации (для военнообязанных при наличии в военном билете отметки о вручении жетона).
Следовательно, законодательством РФ не предусмотрена возможность предъявления при заключении трудового договора копий документов воинского учета. Проверить наличие и подлинность документов воинского учета организации-работодателю возможно только в случае предъявления лицом, поступающим на работу, оригиналов документов воинского учета.
Следовательно, нормативно предусмотрена необходимость предъявления именно оригиналов документов воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу.
Таким образом, работодатель вправе в указанной ситуации отказать в приеме на работу в связи с непредставлением при заключении трудового договора лицом, поступающим на работу, оригиналов документов воинского учета.
· Организация принимает на работу граждан, подлежащих воинскому учету. Какие обязанности по ведению воинского учета она должна исполнять?
При приеме на работу лиц, подлежащих воинскому учету, ответственный за ведение в организации воинского учета сотрудник обязан заполнить разд. II «Сведения о воинском учете» личной карточки работника (форма N Т-2, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1). Заполняется данный раздел на основании документов воинского учета, а именно: удостоверения граждан, подлежащих призыву на военную службу, — для призывников, и военный билет либо временное удостоверение, выданное взамен военного билета, — для граждан, пребывающих в запасе (Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, п. п. 14, 27, 28, пп. «а», «б», «в» п. 30 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 719 (далее — Положение), ст. 65 Трудового кодекса РФ).
Если организация, заполняя разд. II личной карточки работника, выявила какие-либо неоговоренные исправления, неточности, подделки, она должна проинформировать об этом соответствующий военкомат (пп. «г» п. 30 Положения). Однако какой-либо ответственности за данное нарушение не установлено.
Далее необходимо в двухнедельный срок со дня приема на работу гражданина, подлежащего воинскому учету, уведомить соответствующий военкомат о принятии на работу гражданина, обязанного состоять на воинском учете. То же самое нужно будет сделать и при увольнении (пп. «а» п. 32 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере от 300 до 1000 руб. в отношении должностного лица организации, ответственного за военно-учетную работу (далее — должностное лицо) (ч. 3 ст. 21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Помимо вышеперечисленных обязанностей, организация также должна:
— по запросу военкомата и органов местного самоуправления направлять в двухнедельный срок необходимые сведения о гражданах, обязанных состоять на воинском учете (пп. «б» п. 32 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица организации в виде штрафа от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ);
— представлять ежегодно до 1 ноября в соответствующие военные комиссариаты списки граждан мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет (пп. «в» п. 32, п. 34 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 300 руб. до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ);
— сверять не реже одного раза в год сведения о воинском учете, содержащиеся в личных карточках, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета граждан (пп. «г» п. 32 Положения);
— вносить в личные карточки сведения об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места временного пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете, и в двухнедельный срок сообщать об указанных изменениях в военные комиссариаты (пп. «е» п. 32 Положения);
— оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов и обеспечивать им возможность своевременной явки в места, указанные военными комиссариатами (пп. «ж» п. 32 Положения). За нарушение данной обязанности предусмотрена административная ответственность должностного лица в виде штрафа от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
Контролировать ведение организациями воинского учета должны военкоматы в порядке, определенном Министерством обороны РФ (п. 33 Положения). Они же уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях в области воинского учета (ст. 23.11 КоАП РФ). Но на сегодняшний день порядок осуществления контроля Минобороны России не установлен, а следовательно, и проверять организации военкоматы не вправе. Однако сведения о нарушении организацией порядка ведения воинского учета могут поступать в военкоматы из иных источников, например из трудовых инспекций. В этом случае организация может быть привлечена к административной ответственности (гл. 21 КоАП РФ).