Забудут вот чем удивили
😢 Забудут?
Стихотворение «Забудут? – вот чем удивили!» написано Анной Ахматовой в 1957 году, за 8 лет до заката звезды поэтессы (умерла Анна Андреевна в 1965 году). В стихе чувствуется рука мастера, которая знает взлеты и падения и уже не боится небытия.
Стихотворение является восьмистишием, так как состоит из одной строфы в 8 строк. В нём Ахматова отвечает на вопрос, что будет, если её забудут? По мнению опытного мастера пера – ничего в этом случае не случится, так как талант не измеряется сегодняшними слепками общественного мнения, он оценивается в веках.
Меня забывали сто раз,
Сто раз я лежала в могиле.
Настоящий талант пробивается с сквозь толщу могильной земли, из истлевшего зерна возрождается жизнь, подобно Фениксу, восставшему из пепла.
Муза не может быть с поэтом каждую минуту, она дама капризная и часто покидает приют творческого человека, чтобы снова постучаться в дверь, когда надежды на воскрешение почти нет.
Это всё знакомо Ахматовой и привычно, поэтому вопросы небытия из-за забывчивости и изменчивости почитателей поэтессу не волнуют, от слова «совсем» не волнуют.
Её дело жизни творить, а там как Бог даст, так и будет.
Анализ кратко
Стих написан в жанре философской лирики перекрестной рифмовкой (удивили – раз – могиле – сейчас). Несмотря на небольшой размер в стихе имеются средства художественной выразительности.
Она показывает, что поэтессу забывали сотни раз, неоднократно она была на самом дне успеха и была увер6на, что там навсегда. Ан, нет.
Две метафоры, одна за другой:
А Муза и глохла и слепла,
В земле истлевала зерном.
В этом метафорическом сравнении мы видим у Музы свойства глохнуть, слепнуть и истлевать.
Эпитет – эфир голубой.
Забудут? – вот чем удивили!
Меня забывали сто раз,
Сто раз я лежала в могиле,
Где, может быть, я и сейчас.
А Муза и глохла и слепла,
В земле истлевала зерном,
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.
21 февраля 1957. Ленинград.
Читает А Демидова
А́нна Андре́евна Ахма́това (фамилия при рождении — Го́ренко; 11 (23) июня 1889, Одесса, Российская империя — 5 марта 1966, Домодедово, Московская область, РСФСР, СССР) — русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
Кроме художественного творчества, Ахматова известна своей трагической судьбой. Хотя сама она не была в заключении или изгнании, репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей (её муж в 1910—1918 годы Н. С. Гумилёв расстрелян в 1921 году; Николай Пунин, спутник её жизни в 1930-е годы, трижды был арестован, погиб в лагере в 1953 году; единственный сын Лев Гумилёв провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет). Опыт жены и матери «врагов народа» отражён в одном из наиболее известных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».
Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая «персональное» постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. Её имя ещё при жизни окружала слава среди широких кругов почитателей поэзии, как в СССР, так и в эмиграции.
Автобиографическая поэма «Реквием» (1935-40; опубликована 1987) — одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.
В «Поэме без героя» (1940—1962, полностью опубликована в 1976) — Ахматова попыталась воссоздать эпоху «серебряного века» русской литературы. Кроме поэтических произведений перу Ахматовой принадлежат статьи о творчестве А. С. Пушкина, воспоминания о современниках. В 1919-1921 гг. в связи с блокадой Петрограда неоднократно распространялись слухи о кончине Ахматовой.