Зачем бог создал адама и еву если знал что они согрешат
Зачем бог создал адама и еву если знал что они согрешат
Если Бог знал, что Адам и Ева согрешат, почему Он создал их?
Библия говорит, что Бог сотворил все, включая нас, для Себя. Он прославляется в Своем творении. «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Римлянам 11:36).
Как грехопадение Адама и Евы могло принести славу Господу, может быть сложно для понимания. На самом деле кое-кто может даже задаваться вопросом, почему – если Он заранее знал обо всех грядущих последствиях – Он вообще создал их?
Бог всеведущ (Псалом 138:1-6) и знает будущее (Исаии 46:10). Поэтому Он определенно знал, что Адам и Ева согрешат. Но Он все равно создал их и дал свободу выбора, которую они использовали для греха.
Следует отметить, что падение первых людей в грех не означает, что Господь является его автором или что Он искусил их к этому (Иакова 1:13). Но грехопадение служит общему Божьему плану относительно творения и человечества.
Рассмотрев то, что некоторые богословы называют «метанарративом» (или всеобъемлющей сюжетной линией) Священного Писания, мы увидим, что библейскую историю можно условно разделить на три основных раздела: 1) рай (Бытие 1-2); 2) утраченный рай (Бытие 3-Откровение 20); и 3) восстановленный рай (Откровение 21-22). Безусловно, самая длительная часть повествования посвящена переходу от утраченного к восстановленному раю. В центре этого метанарратива находится крест, который был запланирован с самого начала (Деяния 2:23).
Внимательно изучив Писание, мы можем прийти к следующим выводам:
1. Бог заранее знал о грехопадении человечества.
2. Распятие Христа и искупление Божьих избранных было предопределено Им.
3. Все люди однажды прославят Господа (Псалом 85:9), и Он намерен «все небесное и земное соединить под главою Христом» (Ефесянам 1:10).
Божьей целью было создать мир, в котором Его слава могла бы проявиться во всей своей полноте. Его слава является главной целью творения. На самом деле, это основная цель всего, что Он делает. Вселенная была создана, чтобы отражать Его славу (Псалом 18:1), и Его ярость изливается против тех, кто не прославляет Его (Римлянам 1:18-25). Мир, который лучше всего демонстрирует славу Господа, – это наш мир – мир, которому позволено упасть, мир, который был искуплен, мир, который будет восстановлен до своего первоначального совершенства.
Божья слава также раскрывается в Его любви (1 Иоанна 4:16). Наше знание о Его любви происходит от Личности и спасительного подвига Иисуса Христа в этом падшем мире. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Он послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Иоанна 4:9). Если бы Господь решил не создавать Адама и Еву, основываясь на Своем знании об их падении, или если бы Он сделал их безвольными роботами, то мы никогда бы не узнали, что такое любовь.
Наивысшее проявление Божьей славы имело место на кресте, где встретились Его гнев, справедливость и милосердие. Праведный суд над всем грехом был приведен в исполнение на Голгофе, а Божья благодать проявилась в словах Его Сына: «Отче! прости им» (Луки 23:34). Любовь и благодать также отражаются в тех, кого Он спас (Иоанна 3:16; Ефесянам 2:8-10). В конечном итоге, Бог будет прославлен, когда Его избранные люди будут вечно поклоняться Ему с ангелами. Нечестивые также прославят Господа, когда Его праведность приведет к вечному наказанию нераскаявшихся грешников (Филиппийцам 2:11). Опять-таки, без падения Адама и Евы мы никогда не узнали бы о Божьей справедливости, благодати, милосердии или любви.
Некоторые возражают тем, что Божье предвидение падения препятствует человеческой свободе. Иными словами, если Он создал человечество, зная о предстоящем грехопадении, то как люди могут нести ответственность за свой грех? Лучший ответ на этот вопрос можно найти в Вестминстерском исповедании веры:
«Прежде всех времен Бог по Своему в высшей степени мудрому и святому произволению свободно и непреложно предопределил все, что должно произойти. Но при этом Он не является создателем греха. Он не лишает Свои творения воли; не устраняет, но утверждает способность вторичных причин вызывать определенные следствия» (Вестминстерское исповедание веры, глава 3.1).
Другими словами, Господь предопределяет грядущие события таким образом, чтобы сохранить нашу свободу и влияние вторичных причин (например, законов природы). Теологи называют это «гармонией». Божественная суверенная воля будет протекать одновременно с нашим свободным выбором таким образом, чтобы он всегда приводил к исполнению Его воли (под «свободным» мы подразумеваем, что на наш выбор не влияют внешние факторы). Это – сложное взаимодействие воли и выбора, но Бог-Создатель может справиться с любой сложностью.
Господь предвидел падение Адама и Евы. Он в любом случае создал их – по Своему образу и подобию – для Своей славы. Им была предоставлена свобода выбора. Несмотря на то, что они решили ослушаться, их выбор стал средством, с помощью которого осуществляется Божья воля и через которое Его слава проявится сполна.
Авторские права
При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта
Материалы размещены с разрешения правообладателя.
Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.
Православная Жизнь
Был ли первый человек совершенным без Евы? Исследовал тему архимандрит Сильвестр (Стойчев), профессор Киевской духовной академии.
Священное Писание повествует о сотворении Евы из ребра Адама. Этот рассказ следует понимать не в буквальном значении творения «из ребра» как кости. Само еврейское слово sela имеет много значений, в том числе и ребро, и грань, и сторону. То есть употребление этого слова следует рассматривать как указание на глубинную связь Евы с Адамом. Ева не творится так, как Адам, в нее отдельно не входит «дыхание жизни» (Быт. 2:7), она происходит из уже существующего человека Адама, с которым навсегда связана как с источником. Сам Адам, видя Еву, опознает ее как обладающую его природой: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2:23).
Первый человек Адам был создан совершенным, и тем не менее в Писании повествуется, что Бог создал Адаму Еву. Интересно указание причины творения Евы: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18).
Это библейское «не хорошо» не следует рассматривать как свидетельство какого-то несовершенства Адама, которое могло быть ликвидировано только творением Евы. Первый человек создан совершенным и не нуждался в усовершенствовании своей природы.
В богословской литературе присутствует несколько вариантов ответа на вопрос о причине создания Евы.
Один из них базируется на том, что человек создан не просто по образу Божьему, но по образу Бога-Троицы. Соответственно, это приводит к заключению, что Адам в одиночку не может в полной мере быть образом Троицы. «Бог сотворил не одного человека, не одинокую самозамкнутую монаду, единицу, а “мужчину и женщину”, которым повелел “плодиться и размножаться” (см.: Быт. 1:27–28). Как Бог Един в трёх Ипостасях, так и человек создаётся как существо многоипостасное», – пишет митрополит Иларион. Такой подход позволяет говорить о том, что человек в отношениях с другим человеком реализует себя как личность.
С другой стороны, у святых отцов можно встретить мнение, согласно которому Ева сотворена в предвидении грехопадения. Такой точки зрения придерживались свт. Григорий Нисский, прп. Максим Исповедник, блж. Феодорит и др. Прп. Иоанн Дамаскин, также разделявший это мнение, пишет: «Бог знал, что человек совершит преступление и подвергнется тлению, то Он создал из него жену, помощницу ему и подобную ему. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения».
Таким образом, создание Евы рассматривается как способ сохранения рода человеческого, так как после грехопадения, которое Бог предвидел, человек станет смертным, и если бы не возможность размножения, то человек исчез бы как вид. Однако такая интерпретация заставляет задаться вопросом, не получается ли так, что Бог создал Еву в предвидении грехопадения и при этом она сама стала причиной падения Адама, что в таком случае приводит к заключению о некой неизбежной связи между сотворением Евы и грехопадением. Ведь и апостол Павел пишет: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:13).
В. Н. Лосский в «Догматическом богословии», ссылаясь на свт. Григория Нисского, пишет: «Бог создал пол в предвидении возможности – но именно только возможности – греха, чтобы сохранить человечество после грехопадения. Половая поляризация давала человеческой природе известную защиту, не налагая на нее никакого принуждения; так дают спасательный круг путешествующему по водам, отчего он вовсе не обязан бросаться за борт. Эта возможность становится актуальной лишь с того момента, когда в результате греха, который сам по себе не имеет ничего общего с полом, человеческая природа пала и закрылась для благодати». В данной мысли акцентируется внимание на создании пола в предвидении грехопадения, то есть можно сказать, что именно женский пол создан в предвидении грехопадения, но не сама Ева, и таким образом обосновать, с одной стороны, создание полового различия и, с другой, женщины. Исходя из этого, предложим следующий ответ: Ева в любом случае была сотворена для Адама, но именно такая половая поляризация создана в предвидении грехопадения.
Действительно, в творениях святых отцов можно встретить идею о том, что если бы не произошло грехопадение, то брачные отношения создавались бы не так, как сейчас. «Был, наверное, и другой предназначенный Богом способ, каким люди могли бы плодиться и размножаться, если бы первый человек сохранил заповедь и не впал бы в скотство, злоупотребив собственными силами», – пишет прп. Максим Исповедник. При этом у богослова присутствует концепция о том, что все тварное возникло через разделение.
Таким образом, разделение человеческой природы на мужской и женский пол находится в рамках разделения тварных сфер бытия, а человек как объединяющий мир невидимый и мир видимый должен быть сродным этим мирам. С миром ангельским человек соединен своей душой, с миром животным – своим телом, а почти весть мир животных двуполый. Следовательно, и человек как объединяющий миры должен был иметь два пола. «Человеческое естество есть среднее между двух некоторых, одно от другого разделенных и стоящих на самых крайностях, между естеством Божественным и бестелесным и между жизнью бессловесной и скотской, потому что в человеческом составе можно усматривать часть того и другого из сказанных естеств, из Божественного — словесность и разумность, что не допускает разности в мужском и женском, поле, и из бессловесного – телесное устроение и образование, разделяемое на мужской и женский пол», – говорит свт. Григорий Нисский.
1 Интересно токование этих слов Блж. Августином, который обращает внимание на то, что в Бытии эти слова произносятся Адамом, а Господь Иисус Христос говорит об этих словах как о произнесенных Богом (Мф 19:4–5), и на основании этого сопоставления святитель приходит к выводу, что слова эти хотя и сказал Адам, но по внушению Духа Святого, то есть по сути Адам изрекает пророчество: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. Хотя, по свидетельству Писания, эти слова были словами первого человека, однако Господь в евангелии объявил, что их изрек Бог. Не читали ли вы, говорит Он, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью. Отсюда мы можем думать, что вследствие экстаза, который наведен был на Адама, он мог сказать эти слова по вдохновению свыше, как пророк» (Августин Иппонский, блж. О Книге Бытия буквально).
2 См.: Ефрем Сирин, прп. Толкование на Книгу Бытия 2:12.
3 Следует обратить внимание на полный вариант стиха 1 Кор. 11:3: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог». Выражение о главенстве мужа над женой контекстуально включает в себя также отношения Бог-Отец – Христос, Христос – муж. Очевидно, что такой контекст не позволяет говорить просто о каком-то внешнем подчинении, предполагающем начальствующий формат.
4 Иоанн Златоуст, свт. Гомилия 26 на 1-е Послание к коринфянам.
Почему Бог создал людей, зная, что они согрешат?
Степан.В
Почему Господь создал человека зная, что он согрешит?
Зная все это, зная какие бедствия из за грехопадения будут у людей, сколько горя, смерти и страданий, а самое главное, сколько людей будут мучатся в аду вечно, Господь все равно создал человека и ангелов.
А прочтя книгу Еноха и хождение Богородицы по мукам, так я вообще в уныние впал.
Интересует ваше мнение, быть может ответ на мой вопрос, кто нибудь мне скинет ссылкой в Писание?
Вячеслав1959
«непоминающий» Патриарха Кирилла
Степан.В
Спасибо за фрагмент, но я не получил ответа на свой вопрос.
Да, Господь создал все добрым, а злое стало в процессе своего волеизъявления.
Но интересует то меня другое, Он то знал, что доброе станет злым, так зачем же Он создал людей?
Это ведь на мой взгляд жестоко очень, обладая знаниями такими, допустить создание человечества, подобное входит у меня в противоречие с Любовью.
Либо у меня просто не правильные представление о любви.
Владимир Б
Мария
другиня
Вячеслав1959
«непоминающий» Патриарха Кирилла
Спасибо за фрагмент, но я не получил ответа на свой вопрос.
Да, Господь создал все добрым, а злое стало в процессе своего волеизъявления.
Но интересует то меня другое, Он то знал, что доброе станет злым, так зачем же Он создал людей?
Это ведь на мой взгляд жестоко очень, обладая знаниями такими, допустить создание человечества, подобное входит у меня в противоречие с Любовью.
Либо у меня просто не правильные представление о любви.
Бог есть Любовь, потому что в Святой Троице Божественные Ипостаси неразделимы, хотя имеют отличие по своим ипостасным признакам (нерожденность, рожденность и исхождение).
Бог спасает от смерти и греха всех и добрых и злых. Даже если злые в будущем веке будут иметь вечное мучение, то благость Бога выше всякого мучения и (как я полагаю) благость Бога покроет эти мучения, не отменя их.
вы задали очень сложный вопрос, ответ на который меня тоже интересует.
вы задали такой вопрос на который на форуме невозможно получить ответ:
во первых человеческому разуму невозможно даже обозреть созданное Господом, не то что понять.
во вторых в вашем вопросе содержатся спорные утверждения, которые не каждый собеседник примет как необсуждаемые догмы или аксиомы.
кроме того вы задали свой вопрос под эмоциональным воздействием книг, которых я не читал.
но вернемся к писанию:
прежде чем Бог создал человека
были созданы «небеса» и «земля», «твердь» и «светила», ангелы(архангелы,господства, силы, власти,херувимы и серафимы и «все небесное воинтво»)прежде чем Бог создал Адама на «небесах» были созданы»многие обители».
очевидно обители создавались для того, чтобы заселялись кем то.
и еще, прежде чем Бог создал человека «на небесах» произошел «бунт» и часть «небесного воинства» была куда то низвергнута и лишь потом Бог создал человека, а чуть погодя, хоть и почил от трудов своих, но послал Сына своего создать Церковь.
ответ на вопрос «Почему?» Очень прост: Захотел и создал.
зачем Господь создал человека?
Степан.В
Собственно да, к этому я и пришел.
Просто для меня, создание мира и если можно так сказать, история греха и человечества, написанная такой ценой, жестка и входит в противоречие с Любовью.
Я создал образ Бога, которого хотел видеть, в этом моя ошибка.
Из всего изученного мною, я пришел к разочарованию и к равнодушию в конце, просто понял для себя, что мне остается лишь смириться, перед волей Бога и жить так, как живу и будь, что будет.
Елена Анатольевна
Участник, заслуживающий доверия
Вячеслав1959
«непоминающий» Патриарха Кирилла
Елена85*
Роман Авраменко
объяснение этому можно найти только одно: Библия писалась «евреями для евреев» вольно или не вольно они все события толковали через призму своей Богоизбранности, для них любовь Божия это любовь к евреям и ненависть к «врагам» евреев, а враги- все те, кто не хочет им подчиниться и служить.
Кстати, на протяжении Библии можно с удивлением заметить, что Бог все же меняется в своем характере от книги к книге становясь все более милосердным, все более психологически и педагогически грамотным, похожая эволюция происходит и с Иисусом: в начале Евангельских событий Он видит свою миссию в спасении овец дома израилева, а в конце в спасении всех людей и язычников тоже. Думаю это свидетельствует более об изменении сердец писателей-толкователей событий, нежели об изменении свойств Бога.
тоже касается и описания «адских картин» и их толкований.
все эти описания «загробных путешествий» классические и современные кажутся «педагогически правильными», но догматичеки не вполне верными.
как в земной жизни люди, полагающие, что они «нормально живут» кажутся со стороны одним наблюдателям несчастными страдальцами, пребывающими в аду и безумцами, а другим наблюдателям кажутся счастливыми бездельниками, пребывающими в земном раю, так и в «том» мире каждый попадет в среду, ему свойственную, им еще на земле выбранную, и на «мытарствах» (для монахов) или «на экскурсии»(для людей светских) этот выбор они лишь еще раз подтвердят, ибо возможности слицемерить или слукавить у них уже не будет и каждый увлечется своим похотением, не раскаянным(не убитым, не переработанным, не измененым) в земной жизни. И люди завистливые и горделивые там будут испытывать гораздо большие душевные муки чем совестливые и смиренные. Кто мучался нехорошими страстями злобы, зависти, жадности, коварства, чревоугодия и сластолюбия- тот и будет ими мучаться вечно- какая ж в том жестокость и не справедливость?
Православная Жизнь
Ева не творится так, как Адам, в нее отдельно не входит «дыхание жизни» (Быт. 2:7), она происходит из уже существующего человека Адама, с которым навсегда связана как с источником.
Священное Писание повествует о сотворении Евы из ребра Адама. Этот рассказ следует понимать не в буквальном значении творения «из ребра» как кости. Само еврейское слово sela имеет много значений, в том числе и ребро, и грань, и сторону. То есть употребление этого слова следует рассматривать как указание на глубинную связь Евы с Адамом. Ева не творится так, как Адам, в нее отдельно не входит «дыхание жизни» (Быт. 2:7), она происходит из уже существующего человека Адама, с которым навсегда связана как с источником.
Интересно указание причины творения Евы: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2:18). Это библейское «не хорошо» не следует рассматривать как свидетельство какого-то несовершенства Адама, которое могло быть ликвидировано только творением Евы. Первый человек создан совершенным и не нуждался в усовершенствовании своей природы.
Человек создан не просто по образу Божьему, но по образу Бога-Троицы. Соответственно, это приводит к заключению, что Адам в одиночку не может в полной мере быть образом Троицы. Святитель Григорий Нисский полагает, что Адам, Ева и их ребенок представляют образ Троицы и таким образом реализуют не только совершенства природы, но и совершенство личностных отношений, построенных по образу отношений Ипостасей Святой Троицы.
С другой стороны, у святых отцов можно встретить мнение, согласно которому Ева сотворена в предвидении грехопадения. Такой точки зрения придерживались свт. Григорий Нисский, прп. Максим Исповедник, блж. Феодорит и др. Прп. Иоанн Дамаскин. Помощницей она ему должна была быть в том, чтобы род человеческий и после преступления преемственно сохранился посредством рождения.
Такая интерпретация заставляет задаться вопросом, не получается ли так, что Бог создал Еву в предвидении грехопадения и при этом она сама стала причиной падения Адама. Ведь и апостол Павел пишет: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим. 2:13).
В. Н. Лосский в «Догматическом богословии», ссылаясь на свт. Григория Нисского, пишет: «Бог создал пол в предвидении возможности – но именно только возможности – греха, чтобы сохранить человечество после грехопадения. Половая поляризация давала человеческой природе известную защиту, не налагая на нее никакого принуждения; так дают спасательный круг путешествующему по водам, отчего он вовсе не обязан бросаться за борт».
В творениях святых отцов можно встретить идею и о том, что если бы не произошло грехопадение, то брачные отношения создавались бы не такими, как сейчас. «Был, наверное, и другой предназначенный Богом способ, каким люди могли бы плодиться и размножаться, если бы первый человек сохранил заповедь и не впал бы в скотство, злоупотребив собственными силами», – пишет прп. Максим Исповедник. При этом у богослова присутствует концепция о том, что все тварное возникло через разделение.
Таким образом, разделение человеческой природы на мужской и женский пол находится в рамках разделения тварных сфер бытия, а человек как объединяющий мир невидимый и мир видимый должен быть сродным этим мирам. С миром ангельским человек соединен своей душой, с миром животным – своим телом, а почти весть мир животных двуполый. Следовательно, и человек как объединяющий миры должен был иметь два пола.
Несмотря на различные мнения святых отцов о причине создания Евы, они едины в том, что Ева имеет равное достоинство с Адамом, но отличается он него своим предназначением. Кроме того, между супругами есть иерархия отношений (Быт. 2:18; 1 Кор. 11:3) [1], которая, однако, не должна пониматься как уничижительное положение. «Ибо жена, хотя и подчинена нам, но как свободная и равночестная. Так и Сын, хотя повинуется Отцу, но как Сын Божий, как Бог», – пишет свт. Иоанн Златоуст.
[1] Следует обратить внимание на полный вариант стиха 1 Кор. 11:3: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог». Выражение о главенстве мужа над женой контекстуально включает в себя также отношения Бог-Отец – Христос, Христос – муж. Очевидно, что такой контекст не позволяет говорить просто о каком-то внешнем подчинении, предполагающем начальствующий формат.
+Сильвестр, епископ Белгородский,
викарий Киевской Митрополии,
ректор Киевской духовной академии и семинарии
Если Бог знал, что Адам и Ева согрешат, почему Он создал их?
Библия говорит, что Бог сотворил все, включая нас, для Себя. Он прославляется в Своем творении. «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь» (Римлянам 11:36).
Как грехопадение Адама и Евы могло принести славу Господу, может быть сложно для понимания. На самом деле кое-кто может даже задаваться вопросом, почему – если Он заранее знал обо всех грядущих последствиях – Он вообще создал их?
Бог всеведущ (Псалом 138:1-6) и знает будущее (Исаии 46:10). Поэтому Он определенно знал, что Адам и Ева согрешат. Но Он все равно создал их и дал свободу выбора, которую они использовали для греха.
Следует отметить, что падение первых людей в грех не означает, что Господь является его автором или что Он искусил их к этому (Иакова 1:13). Но грехопадение служит общему Божьему плану относительно творения и человечества.
Рассмотрев то, что некоторые богословы называют «метанарративом» (или всеобъемлющей сюжетной линией) Священного Писания, мы увидим, что библейскую историю можно условно разделить на три основных раздела: 1) рай (Бытие 1-2); 2) утраченный рай (Бытие 3-Откровение 20); и 3) восстановленный рай (Откровение 21-22). Безусловно, самая длительная часть повествования посвящена переходу от утраченного к восстановленному раю. В центре этого метанарратива находится крест, который был запланирован с самого начала (Деяния 2:23).
Внимательно изучив Писание, мы можем прийти к следующим выводам:
1. Бог заранее знал о грехопадении человечества.
2. Распятие Христа и искупление Божьих избранных было предопределено Им.
3. Все люди однажды прославят Господа (Псалом 85:9), и Он намерен «все небесное и земное соединить под главою Христом» (Ефесянам 1:10).
Божьей целью было создать мир, в котором Его слава могла бы проявиться во всей своей полноте. Его слава является главной целью творения. На самом деле, это основная цель всего, что Он делает. Вселенная была создана, чтобы отражать Его славу (Псалом 18:1), и Его ярость изливается против тех, кто не прославляет Его (Римлянам 1:18-25). Мир, который лучше всего демонстрирует славу Господа, – это наш мир – мир, которому позволено упасть, мир, который был искуплен, мир, который будет восстановлен до своего первоначального совершенства.
Божья слава также раскрывается в Его любви (1 Иоанна 4:16). Наше знание о Его любви происходит от Личности и спасительного подвига Иисуса Христа в этом падшем мире. «Любовь Божия к нам открылась в том, что Он послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него» (1 Иоанна 4:9). Если бы Господь решил не создавать Адама и Еву, основываясь на Своем знании об их падении, или если бы Он сделал их безвольными роботами, то мы никогда бы не узнали, что такое любовь.
Наивысшее проявление Божьей славы имело место на кресте, где встретились Его гнев, справедливость и милосердие. Праведный суд над всем грехом был приведен в исполнение на Голгофе, а Божья благодать проявилась в словах Его Сына: «Отче! прости им» (Луки 23:34). Любовь и благодать также отражаются в тех, кого Он спас (Иоанна 3:16; Ефесянам 2:8-10). В конечном итоге, Бог будет прославлен, когда Его избранные люди будут вечно поклоняться Ему с ангелами. Нечестивые также прославят Господа, когда Его праведность приведет к вечному наказанию нераскаявшихся грешников (Филиппийцам 2:11). Опять-таки, без падения Адама и Евы мы никогда не узнали бы о Божьей справедливости, благодати, милосердии или любви.
Некоторые возражают тем, что Божье предвидение падения препятствует человеческой свободе. Иными словами, если Он создал человечество, зная о предстоящем грехопадении, то как люди могут нести ответственность за свой грех? Лучший ответ на этот вопрос можно найти в Вестминстерском исповедании веры:
«Прежде всех времен Бог по Своему в высшей степени мудрому и святому произволению свободно и непреложно предопределил все, что должно произойти. Но при этом Он не является создателем греха. Он не лишает Свои творения воли; не устраняет, но утверждает способность вторичных причин вызывать определенные следствия» (Вестминстерское исповедание веры, глава 3.1).
Другими словами, Господь предопределяет грядущие события таким образом, чтобы сохранить нашу свободу и влияние вторичных причин (например, законов природы). Теологи называют это «гармонией». Божественная суверенная воля будет протекать одновременно с нашим свободным выбором таким образом, чтобы он всегда приводил к исполнению Его воли (под «свободным» мы подразумеваем, что на наш выбор не влияют внешние факторы). Это – сложное взаимодействие воли и выбора, но Бог-Создатель может справиться с любой сложностью.
Господь предвидел падение Адама и Евы. Он в любом случае создал их – по Своему образу и подобию – для Своей славы. Им была предоставлена свобода выбора. Несмотря на то, что они решили ослушаться, их выбор стал средством, с помощью которого осуществляется Божья воля и через которое Его слава проявится сполна.
Если Бог знал, что Адам и Ева согрешат, почему Он создал их?