Зачем человеку нужно любопытство что произойдет если оно исчезнет
Почему люди любопытны — что говорит наука?
Любопытство, любознательность: можно ли его развить или это врожденное?
Жажда знаний и любопытство является движущей силой человеческого развития и успеха во всех без исключения направлениях жизнедеятельности. Но безудержное любопытство, как известно, может стать причиной проблем: не суйте нос не в свои дела, говорит всем известная пословица.
Итак, вопрос: почему люди так любопытны? И есть ли у ученых объяснение этому феномену, например определение этого врожденного влечения к познанию мира? На этот вопрос отвечает Гранд Кэррин, научный журналист онлайн-издания livescience.com. С оригиналом статьи, которая объясняет основы психологической тяги людей к знаниям, можно ознакомиться здесь
Что касается определения, на самом деле данный тип комплексного поведения людей (в большей степени) и животных (в меньшей) настолько сложен и многообразен, что дать четкое определение данному феномену ученые не могут уже более ста лет.
Так, Уильям Джеймс, один из первых современных психологов, в 1899 году сформулировал любопытство как «импульс к лучшему познанию», подчеркнув, что это желание понять то, что вы знаете, а что — нет.
Иван Петрович Павлов, известный русский и советский ученый, создатель науки о высшей нервной деятельности, определял любопытство у собак как новый спонтанный стимул через рефлекс, который заставляет их сосредоточиться спонтанно на чем-то новом, что приходит в орбиту их исследований.
Несмотря на то что к консенсусу ученые так и не пришли до сих пор, общая теория такова: любопытство — это определенный способ сбора информации, присущий высшим формам жизни на Земле. Психологи также согласны с тем, что любопытство не связано с удовлетворением насущных потребностей, таких как голод или жажда, скорее это внутренне мотивированное желание.
Но только ли дело в мозговой деятельности, в желании?
фото: tominsup / flickr.com
Удивительно, но ученые реально считают, что у людей есть определенный ген или, вернее, набор «генов любопытства». Инструменты взаимодействия их пока не изучены, но примерные рассуждения по этому поводу уже есть, как и их модели.
Вот что по этому поводу пишут исследователи на страницах livescience.com:
«Любопытство включает в себя такой большой набор поведений, что, вероятно, нет и не может быть одного „гена любопытства“, который заставлял бы людей задумываться о мире и исследовать окружающую среду. Тем не менее любопытство имеет генетический компонент. Гены и окружающая среда взаимодействуют многими сложными способами, чтобы формировать и направлять поведение людей, включая их любопытство».
Ученые действительно выявили изменения в конкретном типе гена, который чаще встречается у отдельных певчих птиц, которые особенно заинтересованы в изучении окружающей среды, согласно исследованию 2007 года, опубликованному в журнале Proceedings of the Royal Society B, Biological Science. У людей мутации в этом гене, известном как DRD4, были связаны со склонностью человека искать что-то новое и не уставать от жизни.
Поэтому, формально, можно сказать, что любопытство одних людей отчасти проистекает из их генетических особенностей и (возможно) может передаваться генетическим путем, то есть быть врожденным или даже приобретенным при должном и прилежном обучении. Повторимся, ученые пока знают лишь приблизительный механизм, и все свойства любопытства, а также важность его использования человеком и другими животными.
Кто любопытней всех на свете? Младенцы!
фото: Henley Design Studio / unsplash.com
С другой стороны, младенцы, которым приходится много учиться за очень короткий промежуток времени, независимо от их генетических предрасположенностей, используют любопытство в качестве «инструмента для выполнения задач».
«Если ребенку не любопытно, то развития не происходит», — отмечает Кэтрин, преподаватель по развитию языка и коммуникации в Манчестерском университете (Великобритания).
Множество исследований любопытства младенцев и детей постарше показывали достаточно интересные результаты. Например, исследование 1964 года показало, что младенцы в возрасте от 2 до 6 месяцев стали менее заинтересованы в изучении сложных визуальных паттернов (объектов, вещей).
Через 20 лет исследование 1983 года показало, что младенцы в возрасте от 8 до 12 месяцев буквально тянутся к новым, неизвестным им вещам, но как только привыкнут к ним, объект становится для них не таким притягательным…
Интересно, что такая тенденция, называемая «перцептивной любознательностью» (обусловленной поиском информативной стимуляции), наблюдается не только у младенцев, но и у взрослых людей и животных. Этот механизм побуждает их исследовать новые вещи, пока они в конце концов не потеряют к ним интерес.
Как показывают эти исследования, младенцы делают это постоянно. Детский лепет является одним из примеров изучения.
Младенцы начинают повторять гласные в течение нескольких месяцев после рождения, но такое «лепетание» также демонстрирует применение перцептивного любопытства. Сначала ребенок начинает издавать анатомически возможные случайные звуки, достигая звука, близкого к звуку его родителей.
В конце концов дети наткнутся на такие звуки, которые наиболее приближены к голосу и тембру их родителей, и подумают: «Это похоже на то, что сделали бы мои мама или папа» и далее закрепят результат и разовьют его, повторяя и произнося звуки, а затем и слова снова и снова. И вот уже маленький человечек глаголет «мама» и «папа» и быстро обучается человеческой речи.
Одним из механизмов развития этого важнейшего навыка коммуникации, на базе которого была построена наша цивилизация, является именно любопытство.
Животные тоже любопытны, но всех любопытней ворона
фото: Pixabay / pexels.com
Среди животных особенно выдающимся любопытством славятся вороны. Они используют это самое перцептивное любопытство в качестве инструмента обучения не хуже, чем младенцы человека. Считается, что именно любознательность и любопытство в изучении окружающей среды помогают воронам искать пути добычи еды крайне нестандартными способами, да и вообще, быть на голову выше многих обитателей города, в том числе хищников вроде кошек.
Видео взято с YouTube-канала «PLOS Media»
Любознательность — интеллектуальное (эпистемическое) любопытство
фото: Kristi Evans / pexels.com
Но неужели любопытство «сидит» в нас на генном уровне и уровне рефлекса? Можно ли развить его в себе? Да, можно и даже нужно!
С другой стороны, что присуще исключительно людям и нет ни у какого другого вида существ на планете, — это так называемое «интеллектуальное (эпистемическое) любопытство».
По-научному это звучит следующим образом:
«Теория эпистемического любопытства (от греч. theoria — исследование и ерistemоlоgia — теория познания) — теория мотивации поведения. В соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере увеличения „понятийного конфликта“, обусловленного противоречиями между „символическими реакциями“ (т. е. мыслями). Объективной мерой любопытства выступает энтропия. По своим физиологическим механизмам любопытство представляет собой активацию ретикулярной формации. Факторами, влияющими на любопытство, признаются: сильные внешние раздражители (прежде всего в аспекте новизны, сложности, неожиданности), внутренняя биологическая потребность, неуверенность. Наличие эпистемического любопытства увеличивает эффективность научения», — такое объяснение дал в 1954 году психолог Б. Берлайн.
Если упростить вышесказанное, то можно выделить следующее: эпистемическое любопытство — это стремление к познанию. Его выявляют с помощью вопросов о том, испытывает ли человек интерес к приобретению новых знаний и когнитивной обработке информации, связанных с новыми, сложными или неоднозначными стимулами. Им можно управлять вполне осознанно.
Остин Фуэнтес, профессор антропологии из Принстонского университета, говорит, что интеллектуальное любопытство — это то, что отделяет людей от других животных, делает из людей настоящих исследователей и развивает технологии…
Но с этим даром стоит обращаться очень осторожно. Иногда проверка новой идеи может привести к катастрофе. «Любопытство, вероятно, привело к вымиранию подавляющего большинства людей», — подытоживает Фуэнтес.
Итого:
Любопытство — это движитель прогресса цивилизации. Оно присуще и людям, и животным с рождения. Без него мы бы не смогли научиться ходить или говорить, а значит, и стать социальными животными. Но ученые выделяют несколько видов любопытства и любознательности, последнее из которого, эпистемическое любопытство, подразумевает возможность осмысленного изучения окружающего мира и его объектов.
Но люди должны знать меру в своем стремлении к изучению, поскольку… любопытной Варваре на базаре нос оторвали!
Новый дивный мир: зачем развивать в себе любознательность
«У меня нет особых талантов. Я всего лишь чрезвычайно любопытен», — говорил Альберт Эйнштейн. Великий физик скромничал и лукавил, но любознательность действительно не стоит недооценивать. Она помогает формировать позитивные привычки и избавляться от негативных, развивает творческое начало, а еще превращает каждый день в увлекательное приключение с поиском настоящих информационных сокровищ. В этом смысле жажда знаний не просто метафора, а реальный биохимический процесс, происходящий в нашем мозге. Его результат — ощутимое желание узнать что-то новое или заполнить конкретный смысловой пробел.
Как рождается интерес
В середине нулевых психолог Джордан Литман сформулировал концепцию двух граней любознательности. Первую он назвал дефицитным или Д-любопытством (в оригинальном английском названии D означает Deprivation — лишение), оно формируется, когда пробел в информации заставляет нас нервничать. Например, вы смотрите кино, но краем глаза замечаете, что на телефон пришло новое сообщение. Вам нестерпимо хочется узнать, кто и что написал, вам тяжело сфокусироваться на фильме и выкинуть из головы мысли о смартфоне — вам любопытно, но вместе с тем тревожно и некомфортно.
Такой же набор эмоций мы испытываем, когда кто-то или что-то, например поезд, опаздывает или когда начальник неожиданно вызывает в кабинет и не предупреждает, о чем пойдет разговор. Именно поэтому в некоторых городах на станциях метро устанавливают табло с обратным отсчетом до прибытия поезда — пассажирам гораздо комфортнее знать, что он придет через полчаса, чем не знать, что он будет уже через 10 минут.
В свою очередь И-любопытство (от англ. Interest — «интерес») возникает, когда нам хочется узнать еще больше о том, что мы уже знаем. Оно позитивно, потому что изначально никакого дефицита информации не было — нам хочется не заполнить пробел, а расширить границы знания. Это приятное, окрыляющее чувство, которое раскрывает в нас внутреннего исследователя, запускает творческое мышление и помогает войти в состояние потока — полной сосредоточенности на предмете изучения вместе с максимальной производительностью. Проще говоря, когда нам любопытно, нам безумно интересно.
Как любопытство меняет жизнь
Оба вида любопытства связаны с дофаминовой системой вознаграждения, но по-разному. Чтобы удовлетворить Д-любопытство, нужно избавиться от него — посмотреть сообщение в телефоне, узнать повестку рабочего собрания, дождаться поезда. Только получив внешний ответ, мы заработаем награду — выброс гормона радости дофамина (на этом механизме держится популярность социальных сетей: чем больше оповещений нам приходит, тем чаще мы проверяем свои аккаунты и тем больше мнимых вознаграждений получаем). И-любопытство удовлетворяет само себя — радость приносит процесс познания. Это значит, что с помощью любознательности мы самостоятельно и независимо от внешних факторов можем генерировать положительные эмоции. А вместе с ними менять свою жизнь.
В выступлении на TED Talks психиатр Жадсон Брюер объясняет, как с помощью любознательности можно прокачивать осознанность и избавляться от вредных привычек: «Осознанность строится на искренней заинтересованности в том, что происходит с нами, с нашим телом в данный конкретный момент. А также подразумевает готовность внимательно рассмотреть собственные переживания и разрушительные желания, вместо того чтобы бороться с ними».
Вот как это работает в реальности: вы хотите пончик, съедаете его и чувствуете удовлетворение. Это стандартная цепочка из стимула, реакции и вознаграждения (видишь еду — ешь — заряжаешься быстрой энергией). Наш мозг запоминает такую последовательность и, когда видит пончик в следующий раз, настойчиво требует его съесть. Чем чаще мы выполняем одинаковые действия, тем сильнее привычка — и тем сложнее избавиться от нее.
Брюер предлагает заменить внешнее вознаграждение (условный пончик) внутренним, которое мы можем получить от процесса познания. В следующий раз, когда вам захочется сладкого, активируйте И-любопытство — сфокусируйтесь на ощущениях и попробуйте исследовать их, разложить на составляющие, описать и даже проанализировать. По сути, это и есть практика осознанности, которая помогает справиться с тревожными состояниями и жить более наполненной жизнью: вместо того чтобы бороться с негативными стимулами и эмоциями, можно научиться улавливать их в зачатке и абстрагироваться от них с помощью любознательности.
Как развить в себе любознательность
Жизнь любознательного человека наполнена открытиями и возможностями. Любопытство дает пищу для размышлений и заставляет мозг активно работать. Оно помогает легче воспринимать новые идеи, лучше понимать контекст происходящего, заряжает воодушевлением и мотивирует.
Степень нашей любознательности связана с объемом наших знаний. Когда мы практически ничего не знаем о предмете, сложно проявить к нему интерес (поэтому когда в конце выступления у аудитории нет вопросов по теме, можно считать, что никто ничего не понял). Когда мы знаем почти все, нам уже неинтересно. Полное отсутствие загадки навевает скуку, а высокая степень неопределенности — тревогу. Любознательность где-то посередине. Чтобы развивать ее, нужно много учиться — и желательно разному.
Ходите на выставки, спектакли и смотрите качественное кино — познавайте разную культуру и узнавайте больше о том, как люди жили в разное время. Ходите в книжные магазины. Когда вы гуглите какой-то вопрос или тему, вы заполняете пробел в конкретных знаниях и удовлетворяете свой интерес в заданных рамках.
Зайдите в книжный и побродите между стеллажей — скорее всего, скоро вас заинтересует какая-нибудь книга по неожиданной теме, к которой прежде вы не проявляли интереса. Так активируется И-любознательность. По этой же причине стоит периодически выходить за пределы своей новостной ленты в социальных сетях — она формируется из ваших уже существующих интересов и редко предлагает что-то новое. Попробуйте иногда по старинке заходить сразу на сайты.
Чаще путешествуйте и общайтесь с людьми, чьи интересы отличаются от ваших. И не бойтесь задавать глупые вопросы — чем более успешными мы становимся в своей сфере, тем тяжелее нам признавать, что мы чего-то не знаем. Своим страхом мы закрываем путь к развитию, а заодно лишаем себя возможности почувствовать радость от познания чего-то нового. И не переживайте, если на какой-то вопрос вы не найдете ответа: иногда для счастья достаточно самого процесса поиска.
Долгое время считалось, что любопытство было отрицательным качеством, но это изменилось, и сегодня оно считается фундаментальным. Вы любопытный человек? Узнайте об этом прямо сейчас!
Плюсы любопытства
Несколько исследований человеческого поведения, таких как исследования Infojobs и Forum of Davos, подтверждают, что любопытные работники имеют показатели выше среднего.
Те, кто придерживается энтузиазма, проактивности, чтобы узнать о новых задачах, процессах и методах, развивают большую способность мозговых синапсов объединять разнообразную информацию и заставляют ее генерировать превосходный результат.
Также было показано, что любопытный человек, благодаря простому факту единства, учится быстрее, когда он хорошо фокусирует свою энергию на определенной теме. Это происходит потому, что он посвящает большую силу внимания, сосредоточенности и намерения. Производя интенсивное удовольствие и удовлетворение, включайте эти знания с большей скоростью.
9 особенностей любопытных людей
Любопытство и профессии
В мире труда есть профессии, которые чаще ассоциируются с применением любопытства как привычного инструмента работы, как, например, в искусстве, рекламе, маркетинге и образовании.
3 способа стимулировать любопытство: собственное и в команде
Как сказал Эйнштейн:
Ум подобен парашюту: он работает только тогда, когда он открывается.
GuruTest
Чем полезно любопытство
Любопытством обладает каждый человек и не всегда оно приводит к плачевным последствиям. Такая черта характера может сыграть положительную роль и помочь раскрыть новые таланты и способности.
Человек от рождения наделен такими качествами, как жажда познания, изучения и поиска нового. Для того, чтобы любопытство не стало причиной негативных событий, необходимо четко осознавать границы дозволенного и применять это качество для достижения благополучия и счастья. Психологи выделили десять причин, по которым любопытство становится инструментом для достижения новых целей и высот.
Почему полезно быть любопытным
1. Увлеченные чем-либо люди живут гораздо дольше. Наличие любимого дела, которое позволяет открывать новое, познавать и учиться определенному мастерству, приносит множество положительных моментов, а новые открытия способны благотворно влиять на физическое и эмоциональное здоровье.
2. Узнавая новое, человек испытывает прилив положительных эмоций, радость от собственных открытий и умозаключений. А как известно, радость и позитивный настрой позволяют жить в гармонии с собой и окружающим миром, исключая озлобленность и недовольство.
3. Любопытство позволяет людям учиться быть внимательными, проявлять заинтересованность и каждый день обогащать свою жизнь чем-то новым. Любопытные от природы люди обладают пытливым умом, который позволяет им совершенствоваться, в том числе и профессионально.
4. Поиск нового исключает бездеятельную жизнь и равнодушие. Познавая, человек начинает испытывать заинтересованность, которая со временем может стать страстью и привести к новым полезным открытиям, в том числе в области науки, культуры, искусства.
5. Любопытные люди обладают прекрасным качеством видения проблемы через призму собственных умозаключений. Они способны рассматривать трудности как вызов к активным действиям, и часто решают задачи нестандартным путем. Такая деятельность постоянно питает мозг, который благодаря активным мыслительным процессам дает возможность человеку всегда быть в тонусе.
6. Любопытство дает возможность структурировать мысли и находить выход из любой ситуации. Четкость мышления в связи с этим помогает задавать правильные вопросы, получать необходимые ответы и стяжать новые полезные знания без особых энергозатрат.
7. Постоянный поиск любопытных людей исключает пассивность, а активность, как известно, благотворно влияет на весь организм. К тому же любопытные люди часто путешествуют, обогащаясь новыми знаниями о культуре всей цивилизации, получая массу позитива и удовольствия.
8. Любопытство дает неисчерпаемый источник вдохновения, который позволяет реализовывать задумки и наслаждаться процессом сотворения различных шедевров. Благодаря такой черте характера каждый может реализовать свои идеи, которые нелюбопытные люди оставляют своими мечтами.
9. Любопытство и пытливость являются наградой тех, кто проявляет желание самосовершенствоваться. Чем большее любопытство человек проявляет в карьере, тем больших высот он сможет достичь, занять высокий пост, продолжать научную деятельность, открывая необходимые для развития человечества лекарства, технику и прочее.
10. Любопытным родителям гораздо проще понять детей и дать им возможность познавать мир во всех его проявлениях. Таким образом, воспитание превращается не в пытку и запреты, а в совместное разгадывание тайн и особенностей, которые позволяют детям вырасти одаренными и гармонично развитыми личностями.
Таким образом, любопытство может быть полезным и выгодным вложением в собственное развитие. Для того, чтобы оставаться любопытным, человеку необходимо каждый день узнавать что-то новое, стремиться к развитию и разнообразию, быть готовым к новым открытиям и знаниям.
На нашем канале в Яндекс.Дзен всегда самые интересные статьи по этой теме. Обязательно подпишитесь!
Зачем нам нужно любопытство
В этом году телеканал Discovery Channel отмечает двадцатилетие своего вещания в России, то есть уже два десятилетия его ведущие задаются самыми странными и неочевидными вопросами, чтобы отправиться исследовать мир вокруг, — в общем, как и редакция вашего любимого самиздата. В честь этой даты «Батенька, да вы трансформер» попросил авторов канала рассказать, как с научной точки зрения устроен механизм, заставляющий человека лезть в самые причудливые дебри мироздания, — любопытство.
Но есть и хорошие новости. Чтобы подсластить человеку пилюлю, эволюция (или тот, кто за неё ответственен) собрала ему с собой походный рюкзак со всеми необходимыми рефлексами, физиологическими реакциями и потребностями. Помимо инстинкта самосохранения и размножения в стартер-пак вида Homo sapiens входит ещё целый набор приятных вещей, которые укладываются в пирамиду Маслоу. Почти на самом верху располагается потребность, которая ещё на заре цивилизации стала своего рода фонариком: её свет помогал не только выживать, но и развиваться, отвоёвывая у тьмы несколько сантиметров окружающего мира, делая его понятнее и, значит, как минимум предсказуемее. Эта потребность и сегодня заставляет младенцев тянуться к подвешенным над колыбелью игрушкам, а взрослых — бесконечно скроллить ленту в социальных сетях или гоняться за бозоном Хиггса. Это потребность в познании, сборе и освоении новой информации. Это — любопытство, древнейшая врождённая программа, встроенная в нас на физиологическом уровне.
Один из базовых механизмов любопытства — ориентировочный рефлекс. Он постоянно находится в ожидающем режиме, готовый активироваться в ту же миллисекунду, как только поступит сигнал от нейронов новизны, — они безостановочно мониторят окружающую среду и сравнивают текущую модель с той, что была мгновение назад. Классический ориентировочный рефлекс демонстрируют, например, собаки, которые склоняют голову набок, приподнимают уши и всем своим видом выражают сосредоточенное внимание, стоит им только услышать, увидеть или почуять что-то новое. Человек проявляет ориентировочный рефлекс постоянно — он настолько привычен, что мы не замечаем его, как не обращаем внимания на процесс дыхания или ходьбы. Это врождённый импульс, который подталкивает нас безотчётно считывать информацию о спонтанно возникающих раздражителях. Он заставляет притормаживать, когда на знакомой дороге вдруг попадается что-то необычное — новый знак, надпись на стене, перекрашенный дом, спиленное дерево. Он подталкивает поворачивать голову и водить носом в поисках источника нового запаха. Он отвечает за то, что человек оглянулся на звук, не имеющий к нему отношения, — недаром академик Павлов окрестил его рефлексом «Что такое?». Ориентировочный рефлекс обитает в среднем мозге, как и многие другие важнейшие физиологические функции. Это древнейший центр обработки новой информации, без которого наше предки не смогли бы выжить. Что это за животное? Откуда этот непонятный звук? Кто это крадётся в темноте? В эпоху, когда человечество ещё не изобрело Хичкока, можно было бы и не придавать значения странным теням, шарахающимся у входа в пещеру, неопознанным следам, шорохам и поведению птиц, однако недремлющий ориентировочный рефлекс оберегал новорождённый человеческий вид от вторжения, как Хеймдаль — вверенный ему Бифрост: это мне незнакомо, поэтому немедленно возьми на заметку. При этом, как отмечает доктор биологических наук профессор кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ Вячеслав Дубынин, «потенциал любопытства» нарастает в ходе эволюции позвоночных — в том числе млекопитающих. К любопытству, направленному на изменения во внешней среде, очень быстро присоединяется социальное любопытство — стремление получить информацию о других особях в стае и сообществе.
Человек, задавая вопросы и находя на них ответы, вроде как выбрался из пещеры Платона: он представляет, как устроен мир, уже не списывает гром и молнии на гнев божий и не лечит сифилис ртутью. Несмотря на определённый сохраняющийся градус мракобесия вокруг, можно констатировать, что стадию первобытного выживания мы уже миновали и сегодня наслаждаемся заслуженной технологической эпохой. Зачем тогда организму атавистические программы вроде любопытства, если от них не зависит напрямую физическое благополучие? Для этого есть несколько причин.
Во-первых, любопытство не случайно находится наверху пирамиды Маслоу: это базовая, но в то же время возвышенная программа саморазвития. Она устремлена в будущее: в момент реализации смысл её неясен, но через некоторое время может принести пользу. Вячеслав Дубынин объясняет, что исследовательское поведение человека — самый наглядный пример такой «отсроченной» пользы. Мозг очень любопытен сам по себе, и новая информация и процесс её поиска для него не менее важны, чем еда, вода, безопасность и прочие витальные категории.
Во-вторых, эволюция с самого начала кроила человека по такой мерке, что он ничего не делал просто так: любое действие должно было приносить какую-то измеримую пользу. У любопытства, помимо функциональных бонусов, есть и мощное физиологическое подкрепление — дофамин. Именно он формирует нейрохимическую основу положительных эмоций, в том числе и тех, которые возникают в процессе познания, открытия чего-то нового, созидания и творчества. Этот нейромедиатор — важнейшая составляющая «системы подкрепления» мозга, которая подталкивает нас к поиску новизны и создаёт основу для обучения. Человек устроен так, что ему физиологически приятно получать новую информацию: чувство удовлетворения, а иногда даже яркого удовольствия, которое дарит дофамин в процессе постижения неизведанного, и становится наградой за сам процесс. В 2007 году исследователи установили, что часть нашего мозга, ответственная за функционирование механизма награждения, активируется, когда мы ожидаем найти что-то неизвестное, новое, — точно так же, как у собак Павлова вырабатывалась слюна в ответ на звонок в предвкушении кучки мясо-сухарного порошка (сравнение не самое лестное, но с физиологией не поспоришь).
Конечно, мы не совсем уж всеядные и в вопросах любопытства проявляем избирательность. Вячеслав Дубынин комментирует: «Что-то в нас заложено с рождения — в том числе определённая настроенность на более эффективную работу с разными типами информации. В качестве „обратной связи“ такая настроенность проявляет себя потоком положительных эмоций, обусловленных именно решением математических задач, или конструированием роботов, или рисованием, или участием в исторических пьесах. Это очень сложно детектировать с помощью ЭЭГ или фМРТ, но хороший педагог и любящий родитель обязательно заметят, ведь ребёнок показывает это всем своим поведением: „Мне это нравится!“ Важно пробовать многое, разные типы деятельности — чтобы не пройти мимо этих всплесков позитива, которые указывают на конкретную одарённость и часто становятся предпосылками будущего выбора профессии или хобби на всю жизнь. Но работает и противоположный вариант: даже если явной предрасположенности нет, занятость в той или иной сфере деятельности настраивает мозг именно на данный поток сигналов, и мы начинаем ему радоваться (как говорится, „стерпится — слюбится“). В реальной жизни обе ситуации сосуществуют, но первый вариант, конечно, делает человека более счастливым и целеустремленным».
Вячеслав Дубынин также добавляет, что «кратковременное», ситуативное удивление — это ещё не гарантия запоминания информации. Люди часами сидят в новостных лентах, а потом не могут толком пересказать, что читали, радуются смешным историям и забавным мемам, но через пару часов не могут их вспомнить. Если определять интеллект как способность к операциям с информацией, то этому мы, конечно, тоже учимся, и это один из столпов педагогики — вкладывать в голову не факты, но алгоритмы «вычислительных операций». Мы учимся этому на основе любопытства, радуясь появлению новых навыков и возможностей, подражая нашим учителям и усложняя нашу уникальную «нейронную модель мира» — тот информационный слепок окружающей среды, который постепенно развивается и усложняется в высших центрах коры больших полушарий.
Итак, любопытство — программа, с самого начала инсталлированная в мозг и ориентированная на выживание, которую в процессе эволюции закрепила нейронная цепочка «новая информация — выброс дофамина — положительные эмоции». Казалось бы, что может быть плохого в этом механизме: тут тебе и новые знания, и позитивное подкрепление — узнавай и радуйся, владей информацией и миром заодно. На самом деле реальность в эпоху тотальной цифровизации, по сути, превратилась в одну большую дофаминовую кнопку: информации стало слишком много — и она доступна в любое время, в любом месте («информационный фастфуд»). Мы привыкли к постоянному информационному потоку и к тому, что узнать что-то новое можно просто по щелчку пальцев. Проводник в этот мир цифрового гедонизма, разумеется, смартфон, с которым мы не расстаёмся даже в ванной. Почти любая свободная минута превращается в повод разблокировать телефон: ждём лифт или едем в нём больше пяти этажей, стоим в пробке или идём по переходу в метро, торчим в очереди за человеком, на котором зависла касса, гуляем с собакой, едим, ждём автобус — в эти моменты большинство из нас точно полезут в интернет. Да и во время работы мы то и дело отвлекаемся на него — даже если нет никаких оповещений.
Социологи, родители, дауншифтеры и прочие луддиты кричат о психологической зависимости от смартфонов, и речь действительно идёт о психологической и физиологической аддикции. Мозг «подсел» на дофамин, связанный с новизной, как на любой другой стимулятор, привык получать его постоянно и с каждым разом требовать всё больше. При этом чаще всего бывает, что конкретно сформулированного запроса нет — есть просто потребность узнать что угодно, увидеть новый пост, лайк, комментарий, отклик, впрыснуть дозу новизны. Некоторые идут ещё дальше: специально отключают звуки уведомлений и проверяют смартфон каждые две минуты. В этот момент у них и вырабатывается дофамин, который дарит приятное ощущение предвкушения: неизвестно, увидит ли человек заветный значок, сигнализирующий о входящих сообщениях, но потенциальная возможность его увидеть — достаточный стимул, чтобы потянуться к телефону. Эта система ожидания доступного счастья играет с нами злую шутку: становится сложнее концентрироваться на продолжительных действиях, а люди ходят по городу как зомби, подключённые к автономным и горячо любимым дофаминовым капельницам.
За всем этим с любопытством (куда без него!) наблюдают маркетологи — вернее, нейромаркетологи. Люди думают, что накопленные знания, опыт и понимание законов окружающего мира сделали их неуязвимыми для рекламной индустрии, однако с незавидной частотой попадаются в безобидные капканы кликбейтинговых заголовков: чёрт побери, да что же там за 17 причин полюбить брюкву прямо сейчас? Ещё вчера у меня не было ни одной — а тут целых семнадцать. Или другая популярная схема составления заголовков — иррациональное соседство, набор слов, которые на первый взгляд никак не связаны друг с другом. Например — «Лёд, бекон и экстрасенсы: как запускали первый дирижабль». Мозг, обработав этот заголовок, скорее всего, не найдёт ни одного совпадения — у него нет этого паттерна, связи между этими понятиями, он не понимает, как это вообще можно разместить в одном предложении, не набравшись предварительно стимуляторов до состояния берсерка. А столкнувшись с неизвестным и непонятным, мозг подталкивает нас проявлять любопытство: иди посмотри, что там, мне нужна эта информация, на её основе я построю новые ассоциативные связи, которые, возможно, пригодятся в будущем.
Вячеслав Дубынин отмечает, что чрезмерное любопытство иногда может принимать субманиакальные формы. Стремление к новой информации, как и любая другая биологическая потребность, может «зашкаливать». В тяжёлых случаях нужны нейролептики или транквилизаторы. В лёгких, собственно, важно понять, мешает ли это чрезмерное любопытство жить самому человеку и, что особенно важно, его окружающим. Если да — то нужно использовать общие приёмы, развивающие волевой контроль, «дрессировать» свой мозг на то, чтобы не сплетничать, не зависать на просмотре ТВ, в интернете, помнить, как разнообразен мир и велики его возможности.
Любопытство заводит далеко, как гласит слоган юбилейной кампании Discovery Channel в честь 20-летия, проведённого с российскими зрителями. Оно открывает нам мир и делает его знакомым, понятным, подчиняющимся — и помогает осваивать новые территории. Марсоход, запущенный в 2011 году с исследовательской миссией, называется Curiosity («любопытство») — имя ему придумывали школьники, и оно победило в интернет-голосовании, опередив такие варианты, как Adventure («Приключение»), Amelia, Journey («Путешествие»), Perception («Восприятие»), Pursuit («Стремление»), Sunrise («Восход»), Vision («Ви́дение»), Wonder («Чудо»). И в принципе, это вполне объяснимо: приключения, путешествия, стремления и прочие чудеса начинаются с древнего импульса — с любопытства, которое и заставляет нас делать первый шаг в неизведанное.
Впрочем, бывает и так, что любопытство «засыпает» — нам ничего не интересно, и жизнь идёт по нисходящей траектории «не-огорчения», вместо того чтобы подниматься к радости. Вячеслав Дубынин поясняет: «Уснувшее любопытство — это плохо, это путь к депрессии, ведь выключается один из важнейших источников положительных эмоций (и притока дофамина в нейросети). Важно прислушаться к мнению друзей, близких, коллег и дать „втянуть“ себя в новые сферы деятельности. Эти сферы не обязательно могут быть напрямую связаны с любопытством, но любая активная деятельность (расширение профессиональных навыков, общение, творчество, волонтёрские и гуманитарные проекты, просто прогулки, путешествия, пусть и небольшие) потребует привлечения новой информации — и ваши центры любопытства обязательно „встрепенутся“». Отличное пособие — книга Алекса Корба «Восходящая спираль», написанная нейробиологом, подверженным депрессии: она расскажет, как шаг за шагом помочь своему мозгу вспомнить, что такое приток дофамина, и очнуться от летаргии вялости и равнодушия к этому разнообразному и полному неожиданностей миру.