Зачем и для чего нужна литература
для чего нужна литература?
Одна из главных проблем нашего времени — это подростки, которые не хотят развиваться и не понимают, зачем вообще это нужно? Не буду разбираться, для чего нужны все аспекты «духовного развития», а коснусь лишь литературы, попробую разобраться, для чего она нужна и что актуального в ней для нашего времени.
Польза литературы. Зачем нам читать? Как же это часто слышит «читающий» человек в разговоре с «не читающим». Довольно банальный вопрос, но на удивление «читающий» не всегда может дать разъяснительный ответ. Посмотрим, смогу ли я? Первое — для интереса. В этом пункте многие могут сказать, что фильмы лучше и почти все с этим согласятся. Но я никогда не понимал таких людей. Как 2 часовой фильм может быть лучше, когда книга позволяет растянуть нам удовольствие хоть на месяцы? Книги интереснее по одной простой причине: Они дают нам самим нарисовать картину происходящего, в то время как фильм загоняет нас в рамки нарисованные режиссером. Второе — для знаний. Книги дают неимоверное количество знаний. Начиная от быта и жизни былых времен, заканчивая способностью определять время по звездам. Третье — снятие стресса. Книга одна из лучших антидепрессантов. Она настолько чудесна, что в пасмурный октябрьский день способна отправить нас во Францию XIX века или в вымышленный мир «Средиземья» и оттеснить от нас проблемы реального мира. Четвертое и самое главное — развитие мышления. Литература — тренажерный зал для мозгов. Но, наверное, вы подумали, что прочитав книгу наш мозг «подкачался»? Нет. Развитие мышление заключается в его использовании. Писатели специально ставят в своих произведениях важные вопросы и специально не дают на них прямых ответов, дабы заставить читателей мыслить.
Актуальность литературы. Литература — как отец, она всегда даст нужный совет в той или иной ситуации. И эти советы лучше всего даются в классических произведениях. Классики показали низость каждого порока и возвышенность каждого добродетеля. Проведя четкую границу между хорошим и плохим. Второй аспект, который можно выделить в плане актуальности литературы — это антиутопии. Самый парадоксальный жанр, но в, то, же время самый пророческий. Их начали писать в XX веке, но они остро отображают проблемы XXI века. Есть момент, когда классика и антиутопии выстраивают цепочку возможного. Классики показывают, какими качествами должен обладать человек, а антиутописты, что может с ним произойти, если он не будет придерживаться этих качеств и забудет про мораль.
Подводя итог выше сказанному смело можно утверждать, что к нашему времени мир без литературы давно уже потерял бы эстетику, нравственность и все моральные ценности.
Сочинение на тему Роль литературы в жизни человека 11 класс ЕГЭ
Жизнь каждого современного человека – это череда радостных и печальных событий. Но все они рано или поздно находят отражение полностью или частично в разных видах искусства.
Литература вбирает в себя жизненные эпизоды в различных проявлениях с точки зрения разных писателей и поэтов. Поэтому, обращаясь к литературным произведениям, можно бесконечно пополнять багаж знаний разной информацией.
Считаю, что литература присутствует в моей жизни с раннего детства в виде колыбельных песен, прибауток. Радостно понимать, что она присутствует в судьбе даже тогда, когда человек еще находится в том возрасте, когда не осознает этого. Поэтому данное понятие знакомо, привычно буквально с рождения. С другой стороны, с каждым годом под влиянием возраста, жизненного опыта, воздействием испытаний и жизненных разочарований ее понимание изменяется. Впечатления от прочитанных произведений в разное время изменяется, усиливаются впечатления. Мы становимся мудрее, что и подтверждают выводы, которые люди делают спустя годы. Безграничные возможности литературы в целом – это такие запасы информации, где можно найти вопрос на любой ответ.
Когда рядом со мной лежат книги, я чувствую себя увереннее, потому что считаю их незаменимыми друзьями. Они рассказывают обо всем на свете, о тех местах и людях, с которыми нет возможности встретиться лично. Но благодаря талантливым писателям мы можем воспользоваться советом, узнать о необыкновенных объектах природы или просто насладиться описанием пейзажей, не задумываясь о серьезных вещах.
Представляя собой мыслительную деятельность людей с самым разным опытом, характерами и судьбами, мы имеем богатую кладезь примеров для своей жизни. Их труды – это и советы, и показатель того, как нужно поступать, чтобы быть счастливым, это примеры воспитательных моментов. Имея дело каждый день с книгой, мы создаем прочную основу для пополнения знаний, которые вводят нас в мир добра, труда и гармонии. Герои литературных произведений зачастую становятся вымышленными друзьями, но имеющими огромное влияние на наше мировоззрение, дальнейшие интересы. Книги занимают свободное время, избавляя от скуки, помогают отвлечься от печальных новостей и неудач.
Таким образом, для меня литература – это своеобразное ежедневное открытие, которое сопровождает на протяжении всей жизни, обучая тому, что самостоятельно познать сложно. Она помогает самореализоваться в жизни, анализируя свое поведение и помогает узнать людей и явления окружающего мира.
Популярные сочинения
Составьте план сочинения
Совет, набивший всем оскомину с детства. Однако, как бы мы ни отрицали, следует признать: без четкого плана действительно ничего не работает. Как же он должен выглядеть?
Сочинение Зачем нужна литература?
Думаю, каждый человек знает, что литература играет очень важную роль в нашей жизни. С начитанным человеком во много раз приятнее и интереснее общаться, чем с тем, кто лишь несколько раз брал в руки книгу.
Некоторые ученики, не любящие читать, задаются вопросом, зачем им дают такие большие списки книг на лето. Но ведь это не просто случайно собранные произведения, их подбирали, чтобы нам было не только полезно, но и интересно их прочесть. Люди учатся на ошибках героев, и стараются не допускать их в своей жизни. Книги доносят до нас, что нужно быть добрыми по отношению к другим людям и помогать своим близким. А тот, кто не читал произведения из школьной программы, многое потерял.
Каждый раз в книгах мы открываем для себя что-то новое, интересное.
Писатели дают нам чудесную возможность окунуться в мир их фантазий, где все мечты становятся реальностью, где волшебство существует и добро всегда побеждает зло. Это ведь так удивительно! Лишь читая текст, мы можем побывать в какой-нибудь выдуманной стране и понаблюдать за жизнью героев. Мы имеем возможность вернуться в давние времена и узнать, как жили наши предки, как они справлялись с трудностями, как переживали тяжелые времена войны.
А также в компании интересной книги и чашки чая всегда можно хорошо провести время.
Причины, по которым литература необходима, можно перечислять очень долго, но суть в том, что без нее мы не сможем жить. Ведь Она появилась практически в то же время, когда появился человек. Литература развивается вместе с нами, а значит, современные люди
Без литературы мы бы не смогли узнать, как жили наши предки. Каково им было, как они переживали тяжелые времена, например, войну. Именно благодаря литературе мы смогли ощутить патриотизм тех солдат, которые погибли, сражаясь за Родину. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Талантливые писатели могут перенести нас в другой мир, описывая его так красочно, что теряется реальность.
С помощью книг мы можем почувствовать силу любви и крепкой дружбы, на пути которой никакие преграды не страшны, ведь вы не один.
Полезный материал по теме:
Сочинение на тему ”Литература”
Литература, является неотъемлемой частью человеческой цивилизации. Под этим термином понимают в широком смысле совокупность всех письменных текстов. Но в более узком смысле литература представляет собой вид творчества. Она выступает формой выражения человеческой мысли, проявлением фантазии. Через свои произведения автор делится с читателями, идеями и чувствами. Литературные произведения играют огромную роль в формировании общества, и личности отдельных людей. Без литературы, то есть знаний, которые записаны на материальные носители, мы не смогли бы хранить большую часть знаний приобретенных предыдущими поколениями, приумножать их, таким образом развивая свою цивилизацию. Делая новые открытия, сохраняя исторические факты для будущих поколений. Поэтому я и считаю что без литературы невозможно существование нашей цивилизации. Но ценность ее не только как системы хранения знаний. Литература как творческая деятельность имеет не менее важное значение по нескольким причинам. Во первых для писателя, это способ самовыражения и в одно время послание до других людей. С другой стороны, литературное произведение, влияет на человека. Когда мы читаем рассказ, то представляем события которые описываются в нем. А порой и ассоциируем себя с их героями. Мы получаем не только сухие знания в виде фактов, но и анализируем сюжет, делаем предположения относительно поворотов сюжета. Тем самым тренируя логику. Также мы переживаем широкую палитру эмоций вместе с любимыми героями. Книга учит нас не только мыслить но и вести себя. Мы в своих действиях и мыслях обращаемся к любимым героям. Как бы они поступили? Она формирует в большой степени систему наших нравственных ценностей. Тем самым довершая нас, как полноценных людей. Из выше указанных причин литература является бесценным источником знаний для всего человечества. И при этом важный инструмент для его развития, и развития каждого индивида в отдельности.
Похожие материалы:
Вариант 2
Не смотра на то, что литература – это любые письменные тексты, чаще всего, под этим словом подразумевают художественные произведения, вид искусства. Она присутствует в жизни каждого человека и оставляет там свой след. Так какое же влияние литература оказывает на нас?
Знакомство большинства людей с художественной литературой начиналось еще в глубоком детстве. Все знают о том, что родители читают своим детям сказки перед сном. Таким образом, ребенку прививаются положительные черты характера, понимание, что хорошо и что плохо.
Позднее, литература, с которой справляется человек, становится более серьезной, поучительной. Роль подобной литературы – это обучение читателя. Мы получаем уроки через познания автора, его взгляды на различные вещи, его ценности. С помощью художественных произведений, человек может перенять жизненный опыт, которого у него еще не было. Однако не всегда стоит воспринимать уроки из чужих произведений, как аксиому. Нередко литература требует от нас размышлений, анализа, провоцирует на несогласие. Это еще один способ влияния книг и рассказов на читателей. Они развивают критическое мышление, умение не соглашаться и провоцируют находить собственные решения.
Помимо развития литература может вызывать и целый ряд сильных эмоций. Хорошая история способна удерживать внимание читателя часами, дарить массу удовольствия от погружения в книгу. Кто из нас не сопереживал героям книг, болел за их победу, восхищался их силой воли и высокими моральными принципами, негодовал от несправедливости и так далее. Все те эмоции, которые смазаны в ежедневной жизни, литература подает людям во всей их красе.
Так же литература помогает реализовать человеческую тягу к творчеству. Огромный жизненный опыт либо свой взгляд на какой-то вопрос мы можем выразить через рассказ или книгу. Создание собственных произведений – это сложная задача, но в итоге люди получают огромное удовольствие от процесса. Так же их историю прочитают сотни людей. Таким образом, автор повлияет на абсолютно незнакомых читателей.
Подводя итоги можно сказать, что основная роль литературы в жизни человека состоит в обучении, воспитании, обмене опытом и идеями. Но не стоит забывать и о возможности самореализации с ее помощью, пусть и не многие становятся авторами рассказов или всемирно известными писателями. Так же, при правильном выборе литературы. Она способна принести и моральное удовольствие от чтения.
Другие сочинения: ← Роль искусства в жизни человека↑ 11 класс и ЕГЭЧем отличается мечта от цели? →
Зачем и для чего нужна литература
Каждый раз, когда я встречаю своего старшего брата, который занимается бизнесом и читает в основном нон-фикшн, наш разговор заканчивается спором: он искренне недоумевает, зачем я «трачу время» на художественные книги. Мол, в этих выдуманных историях нет никакого смысла — только бесполезная трата времени. Ничему не научишься, ничего не узнаешь, а если хочешь развлечься, то проще фильм посмотреть. Каждый раз моему удивлению нет предела.
Но я задумалась: а что если таких людей, которые не любят «художку», много? И решила написать о том, что дает мне художественная литература и почему я ни на что её не променяю.
Эмпатия
Мы выпускаем много книг про эмоциональный интеллект и без конца говорим о пользе эмпатии. Но мне кажется, что именно художественная литература — один из самых классных способов прокачать эти навыки.
Мы учимся сочувствию, примеряем ситуацию на себя и проходим полноценный тренинг по развитию эмпатии. В реальной жизни этот опыт помогает нам сопереживать другим людям, быть более отзывчивыми и понимающими партнерами и друзьями.
Правда, не каждая книга так работает. Я, например, очень люблю романы о Второй мировой. Их ужасно тяжело читать: я переживаю, иногда не могу спать, но выходит новый хороший роман — и я опять открываю книгу на эту тему. Почему так происходит — непонятно. Понаблюдайте, какие истории вызывают у вас больший всплеск: возможно, эти эмоции помогут вам узнать что-то новое о себе.
Образное мышление
В детстве я не любила книжки с картинками. Вместо них с удовольствием перелистывала и читала советские тома собраний сочинений Пушкина, Лермонтов и Дюма: такие, наверно, были у всех. Не скажу, что это правильно (сейчас я обожаю детские книги с иллюстрациями), но вот такое чтение без визуальных подсказок очень повлияло на мое воображение. Оно у меня неплохое.
Художественная литература — это возможность придумать что угодно. Мы сами «рисуем» в голове образ главного героя (правда, потом страдаем, когда видим, что в экранизации он выглядит совершенно иначе). Если мы читаем, что герой оказывается в страшном месте, то тут же переносимся в свою холодящую дух фантазию. Каждую деталь мы достаем из своей головы и придаем ей знакомый вид. Включаем воображение на полную, и это делает нашу жизнь гораздо увлекательнее.
Культурные коды
История нашего мира — это миллионы культурных кодов, спрятанных в искусстве, литературе, кино, музыке и всех сферах жизни. Узнавать, отыскивать и замечать их — это занятие, которое расширяет кругозор и приносит невероятное удовольствие.
Например, увидев где-нибудь на обложке старуху и подозрительного человека с топором, вы вспомните «Преступление и наказание». Женщина и паровоз станет ассоциацией с «Анной Карениной». Классические персонажи, вроде Робинзона Крузо, Дон Кихота и Одиссея, тоже наверняка будут вам понятны.
Все эти вещи нужны вовсе не для того, чтобы пощеголять знаниями в музее или на вечеринке. Скорее это минимум, который помогает видеть мир объемнее, интереснее, разнообразнее. Понимать отсылки, смеяться над шутками, видеть, как жизнь меняется или, напротив, остается прежней.
Словарный запас
Художественная литература — пожалуй, самый приятный способ сделать свой словарный запас больше и разнообразнее. Избавиться от канцеляризмов и шаблонных фраз. Быстро формулировать мысли и без труда писать тексты. Я говорю совершенно серьезно: для меня это лучший источник пополнения словарного запаса.
Да одна только русская литература может заполнить копилку с новыми словами почти мгновенно! Фармазон, шлафор, аониды, зипун, алкать, бельведер и балясничать — пусть некоторые уже стали устаревшими, они могут здорово обогатить речь и придать ей особый колорит.
В 2013 даже проводили исследование, которое показало, как художественная литература влияет на словарный запас. Вот эта синяя черта показывает, насколько больше слов знают те, кто постоянно читают фикшн-литературу. А бирюзовая нижняя линяя — это те, кто «художку» читает редко. Разница между теми и другими — почти в два раза. Впечатляет.
Терапия
В отличии от литературы по саморазвитию «художка» не нацелена на эффективность. Она больше про глубину, осмысление, переживание эмоций. И да, конечно, чтение не может излечить нас от проблем со здоровьем или глубоких психологических травм. Но оно помогает «копнуть» чуть глубже: пережить ситуацию, в которую попадает герой, испытать катарсис и почувствовать себя лучше. Словно побывать на сеансе психотерапии, где собеседниками становятся автор или герои книги.
Кстати, любимые персонажи часто становятся нашими друзьями и советчиками. После прочтения новой книги я ещё пару месяцев веду с героями диалоги в своей голове. Спрашиваю их о чем-то и представляю, что бы они мне ответили. Художественная литература помогает мне переживать новый опыт и находить решения внутренних противоречий. И конечно, получить удовольствие от самого чтения и наслаждаться каждой написанной фразой.
Быть иль не быть? Зачем нужно изучать литературу?
Урок 7. 12 видеоуроков для повышения мотивации школьников к учёбе
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Быть иль не быть? Зачем нужно изучать литературу?»
– Читать классику – скучно!
– Произведения из школьной программы – непонятные!
– Литература в школе должна заинтересовывать, но на самом деле она может только привить отвращение к чтению!
Наверняка вам приходилось слышать что-то подобное. Очень может быть, что вы и сами сталкивались с тем произведением из курса школьной литературы, которое казалось вам неинтересным, чересчур мрачным или затянутым. Или попросту непонятным. Может быть, вы даже задавались вопросом: а зачем мы вообще изучаем литературу? Так ли уж она нужна в нашу стремительную Интернет-эпоху, когда всё больше ценятся технические знания? Может быть, нужно вообще исключить литературу из школьного курса? Или заменить чем-нибудь практическим, вроде экономики?
Быть иль не быть? – задал себе вопрос шекспировский герой. Зададимся похожим вопросом: изучать или не изучать? И попробуем поразмыслить – что же может дать нам изучение литературы?
Прежде всего – грамотность. Наверняка вы не раз слышали, что сейчас наступает эпоха тотальной безграмотности, и ошибки начинают встречаться даже там, где их по определению быть не должно – в газетах и рекламе, в выпущенных крупными издательствами книгах… да что там – даже в учебниках! Снижение уровня грамотности – первый признак того, что люди мало читают. Или читают тексты, написанные любителями и не прошедшие серьёзной редактуры и корректуры.
Не зря многие примеры из упражнений по орфографии и пунктуации берутся именно из классики. Постоянное чтение позволяет поддерживать грамотность на достойном уровне – особенно если читать внимательно, а не бегло, запоминать написание отдельных слов, анализировать то, как строятся фразы.
А ещё литература позволяет обогащать словарный запас. Творения классиков – отличный пример богатой речи. Кроме того, построение фраз, диалоги, обращения и метафоры – всё это словно отпечатывается в нашем сознании. Человек начитанный будет не только с лёгкостью подбирать слова – он будет легче строить предложения. Речь его станет более гладкой.
Некоторые могут заметить: но ведь речь некоторых классиков давно устарела! Произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского переполнены непонятными нам словами и несовременными синтаксическими конструкциями! Зачем же тащить всё это в свою речь?
Но это не минус литературы – это её плюс. На примерах произведений классики мы можем увидеть – как развивался русский язык. Каждый текст классиков – это небольшой музей русской речи, в который можно наведаться, чтобы полюбоваться устаревшими словами, поглядеть на то, как автор вырабатывал стиль – чтобы заняться выработкой своего собственного стиля.
Кстати, мы можем познакомиться в этих произведениях-музеях не только с архаизмами и историзмами! Здесь же нас ждут картины жизни людей из разных эпох и разных сословий, их обычаи, среда, в которой они вращались. Мы можем познакомиться с проблемами, которые волновали наших предков. С их верованиями и их мировоззрением. Не зря изучение литературы начинается с народного творчества, которое впитало в себя древние традиции и обряды.
А художественные произведения? У каждого из них – свой колорит. Вот деревенские картины Некрасова, или Петербург Достоевского. Или даже ужасы войны в произведениях писателей-фронтовиков…
Очень многие тексты, которые входят в школьную программу, вполне реалистично показывают жизнь. Иногда по ним можно буквально изучать историю, географию… и даже психологию! Ведь писатели стараются реалистично показать не только обстоятельства, в которых действуют их герои. Они стараются правдоподобно изобразить и сами характеры: будь то образы героев, антигероев или типичных «маленьких людей». Как они ведут себя обычно? Как действуют в необычных ситуациях? Как бы мы поступили на их месте и как вообще можно общаться с тем или иным типом людей? Иногда литература способна дать больше ответов, чем модные интернет-тренинги.
– Но мне ужасно скучно читать! – возразит здесь мысленно кто-то. – Мне не нравятся эти авторы, мне не нравятся их произведения… мне вообще ничего не нравится в этом предмете!
Почему-то никто не требует увлекательности от математики или физики. И даже от истории и географии.
Но все думают, что именно литература призвана развлекать! Нет. Литература словно вобрала в себя функции всех предметов – в том числе и точных наук. Как и у математики, её призвание – развитие ума. Анализируя литературные произведения, мы превращаемся в сыщиков. Мы учимся исследовать и подмечать детали, выстраивать в один ряд факты, делать предположения и верно аргументировать свои мысли. Что значимо, а что – нет? Почему герой поступил именно так и где прописана его мотивация? Как можно истолковать финал произведения? Что скрывается за этой метафорой? Каждое произведение – своего рода ребус, задача, которую нужно решить. А ещё это спор. Ведь наше мнение может не совпадать с мнением персонажа, писателя или критика. И нужно уметь правильно задавать вопросы, правильно отыскивать подтверждение в тексте – чтобы обосновать свою позицию.
Грамотность, гладкая речь, широта знаний, умение анализировать, аргументировать и подмечать детали… Всё это может быть востребованным как раз в век информационных технологий. Но неужели литература даёт только это?
Нет. Потому что она учит не только мыслить, но и чувствовать. Способность сопереживать и ставить себя на место другого – необходима в развитом обществе. И чтение текстов – это отличный тренажёр, чтобы в этом попрактиковаться. Можем ли мы принять все выборы героев? Почему некоторые поступки персонажей сейчас кажутся нам глупыми? Несправедливость окружающего мира, способность к прощению, даже возможность взглянуть на себя со стороны – всё это мы можем пройти вместе с литературными персонажами. И стать немного мудрее и добрее.
А ещё литература учит нас чувствовать красоту. И если кому-то не нравятся развёрнутые описания природы – он может погрузиться в музыкальные переливы поэзии. Или в завораживающие метафоры и эпитеты. Или в неповторимую ритмичность прозы некоторых авторов. Или просто наслаждаться юмором и иронией – ведь и в них есть своя прелесть! Иногда уроки литературы даже дают нам возможность заглянуть за кулисы и попытаться понять – как у автора получилось так очаровать читателей? Тогда мы говорим о средствах художественной выразительности…
Литература – универсальный вид искусства. Она пополняет багаж наших знаний, учит мыслить и чувствовать, позволяет усовершенствовать навыки письменной и устной речи и прикоснуться к прекрасному. Что-что? Хорошие фильмы или театр тоже так могут?
Нет. Потому что у литературы есть ещё одно, последнее качество.
Художественный текст заставляет работать наше воображение. Мы вынуждены сами создавать образы того, о чём читаем. В фильмах, театре, играх, комиксах – есть режиссёры, декораторы, художники… А при чтении режиссёром, художником и декоратором становимся мы.
Только книга позволяет нам стать соавтором произведения, оживить встречи персонажей и диалоги в своём сознании. Ни один из видов искусства не развивает нашего воображения так же, как литература.
Наверное, именно поэтому литература – а особенно классика – служит бесконечным источником культурных отсылок. Произведения постоянно экранизируются, обыгрываются, цитируются и упоминаются. И не знать литературы – значит совершенно выпасть из культурного процесса.
Что может подарить нам книга? Всё что угодно – от новых знаний и захватывающих ощущений до умения решать загадки и общаться с людьми. Речь. Чувство прекрасного. Развитое воображение… наконец, проживание десятков и сотен жизней в разных временах, городах… даже мирах.
Именно поэтому изучение литературы не заменит ничто.
Поэт Всеволод Рождественский как-то написал:
Стареют книги… Нет, не переплёт,
Не тронутые плесенью страницы,
А то, что там, за буквами, живёт
И никому уж больше не приснится.
Остановило время свой полёт,
Иссохла старых сказок медуница,
И до конца никто уж не поймёт,
Что озаряло наших предков лица.
Но мы должны спускаться в этот мир,
Как водолазы в сумрак Атлантиды,–
Былых веков надежды и обиды
Не только стёртый начисто пунктир:
Века в своей развёрнутой поэме
Из тьмы выходят к Свету, к вечной теме.