Зачем кондуктор проверяет карточку если видит что приложила
Есть вопрос: Зачем в наземном транспорте кондукторы, если есть валидаторы? Редакция The Village продолжает с помощью экспертов отвечать на самые странные вопросы о жизни, которыми задаются горожане
Большинство пассажиров наземного общественного транспорта уже смирились с двойным контролем: сперва ты прикладываешь «Подорожник» к валидатору, затем — к считывающему устройству в руках недоверчивого кондуктора, который приговаривает, как мантру: «Поездки повторно не снимаются!» Но зачем вообще нужны кондукторы, если большинство автобусов, троллейбусов и трамваев оборудованы валидаторами? Мы адресовали этот вопрос в Комитет по транспорту и эксперту движения «Город и транспорт».
Тамара
Смирнова
пресс-секретарь Комитета по транспорту
Кондукторы сейчас дублируют валидаторы, потому что кто-то должен собирать разовую выручку, то есть выручку от продажи разовых билетов. Есть Постановление Правительства РФ № 112, которое предусматривает наличие разового проездного билета, и город ему следует.
До 2017 года Комитет планирует постепенно перейти к электронной системе оплаты проезда, более цивилизованной и современной. Комитет рассматривает различные способы оплаты проезда без использования труда кондукторов: автоматы по продаже билетов, турникеты, павильоны на остановочных пунктах, оплата через интернет, через банковскую карту, даже при помощи мобильного телефона — вариантов много.
Сейчас в городе работают 1 900 кондукторов ГУП «Пассажиравтотранс» (автобусы), 2 488 — «Горэлектротранса» (троллейбусы и трамваи), ещё сколько-то у негосударственных перевозчиков. Всего в городе порядка 4 500 человек. Валидаторами оборудован весь подвижной состав ГЭТа и ПАТа.
Расходы на оплату работы кондукторов сейчас составляют порядка 1 миллиарда 700 миллионов рублей в год, расходы на наземный транспорт в целом равны 15,6 миллиарда рублей. Соответственно, на кондукторов уходит почти 11 % от всех затрат. Бескондукторная система оплаты проезда позволит тратить всего 700 тысяч рублей в год на проверяющий персонал.
Владимир
Валдин
эксперт движения «Город и транспорт»
Кондуктор сегодня — это фактически государственный чиновник. А любому чиновнику вы платите из своего кармана и, очевидно, хотите знать, за что. Так вот, подумайте, нужен ли вам этот человек на борту автобуса? Готовы вы ли за это платить? Кондукторная система сбора выручки — это каменный век, от неё надо было давно отказаться. Следует копировать то, как это работает в цивилизованных странах: за редкими исключениями там нет кондукторного сбора выручки. Кондукторов могут себе позволить содержать богатые и махрово-социалистические страны типа Швеции. Иногда за рубежом проездную плату принимают и водители, но это скорее дополнительная услуга перевозчика пассажиру, и услуга недешёвая. Например, в Праге вы никогда не купите билет у водителя трамвая — но сможете купить у водителя автобуса, причём стоить это будет значительно дороже, чем если приобретать в киоске. И это нормально: не работа водителя — продавать билеты.
Почему мы не можем отказаться от кондукторов в Петербурге? Мы загнали себя в тупик законодательством: абсолютно на всё требуются инструкции, и здравый смысл просто отменён — этакая хроническая итальянская забастовка в национальном масштабе. Сейчас Постановление Правительства РФ № 112 не позволяет даже при наличии системы валидаторов отказаться от кондукторов и заняться более пристальным контролем оплаты проезда — организовать бригады контролёров, в том числе при участии полиции. Закон нужно менять в соответствии со здравым смыслом.
Есть также проблема в том, что только сотрудник полиции имеет право предпринимать какие-то действия по отношению к зайцу. У нас смешной штраф за безбилетный проезд — 500 рублей. На самом деле штраф должен быть равен стоимости месячного билета. А потом представьте себе: что тётенька-кондуктор может предпринять против зайца? Да ничего, если заходит здоровенный пьяный амбал, который просто отказывается платить. При той обстановке, которая у нас сейчас существует в обществе, пассажирам этот амбал будет безразличен или они начнут его защищать.
Если мы хотим всё делать по инструкции и на каждый чих ждём очередной государев закон, то так и будем ездить с кондукторами и валидаторами одновременно. Но самое печальное, что мы все за это платим посредством налогов. В итоге наши налоги уходят на содержание не транспорта, а армии людей, которые не создают ни товаров, ни действительно нужных услуг.
Как подтвердить контролеру, что заплатил за проезд через валидатор?
42 автобуса «Автоколонны № 1456», оснащенных валидаторами (устройствами для бесконтактной оплаты проезда), выходят на линии. Это маршруты № 5, 6, 9, 13 и 19. На прошлой неделе часть автобусов с валидаторами перекинули и на маршрут № 7. Количество контролеров увеличивается, к февралю их будет 20. Пока что безбилетников не штрафуют, однако вежливо просят оплатить проезд любым из удобных способов – картой через валидатор или наличными у водителя. «Голос…» задал сотрудникам автоколонны житейские вопросы о нюансах оплаты проезда в общественном транспорте.
Все кондукторы в автобусах стали контролерами?
Сейчас контролеров 14, к февралю их будет 20. Переобучение кондукторов, желающих стать контролерами, продолжается. Автобусы, не оборудованные валидаторами, выходят на линии с кондукторами. О наличии валидаторов и отсутствии кондукторов сообщают таблички на автобусах. Внутри салонов по громкоговорителю пассажирам напоминают, что оплатить проезд нужно через валидаторы или у водителя, при оплате за проезд наличными он выдаст чек.
Контролеры проверяют только автобусы с валидаторами? Как часто?
Контролеры проверяют автобусы с валидаторами и без них. Проверки проходят ежедневно. В один и тот же автобус в течение дня могут зайти разные контролеры.
Как контролер проверяет оплату проезда через валидатор и у водителя?
Контролер заходит в автобус, просит пассажиров для проверки приготовить банковские или транспортные карты, которыми они оплатили поездку. Специальной картой контролер блокирует работу платежных терминалов. На валидаторах появляется надпись: «Терминал заблокирован контрольно-ревизионной службой». В этот момент оплатить проезд через него нельзя. Затем платежные карты пассажиров прикладываются к переносной консоли-терминалу. Консоль считывает информацию о последних платежах. После проверки контролер разблокирует валидатор, чтобы открыть его для оплаты проезда новых пассажиров, зашедших в автобус. У пассажиров, оплативших наличными у водителя, на бумажном чеке проверят реквизиты рейса.
Как узнать контролера?
У контролера есть удостоверение сотрудника МУП «Автоколонна № 1456» с печатью. Он предъявляет его пассажирам. Вопрос о форме для сотрудников прорабатывается.
Если пассажир приложит карту к консоли контролера, могут ли снова списаться деньги за проезд?
Нет. Консоль покажет, что проезд оплачен, списать через нее средства с карты невозможно.
Должен ли льготник – обладатель транспортной карты или электронного проездного, привязанного к банковской карте системы «МИР», — показывать контролеру документы о праве на льготу?
Да, так как бывают случаи, когда этими картами льготника оплатить проезд пытаются другие люди. Это же правило касается и школьников старшего возраста. Транспортные карты для школьников именные, но ребята передают их друг другу, это неправильно. Контролеру нужно показать справку из школы.
СМС о списании денег с карты будет являться подтверждением об оплате, если показать его контролеру?
Нет, так как системы оповещения банков могут быть настроены так, что СМС о списании со счета приходят спустя много дней. Поэтому нельзя сказать, что пришедшая СМС относится к этому конкретному проезду, а не к вчерашнему или еще более раннему.
Что делать, если банковская карта привязана к смартфону с функцией NFC, а телефон при проверке контролера разрядился или же пропала интернет-связь?
Советуем пассажирам заранее продумать этот момент. Если телефон вот-вот разрядится, лучше воспользоваться банковской картой или оплатить проезд у водителя наличными.
Что грозит безбилетникам?
Контролер вежливо попросит оплатить проезд – через валидатор или, если не получилось, наличными у водителя. Штраф за безбилетный проезд составит 500 рублей. Пока мы не штрафуем пассажиров. Однако у нас уже был прецедент: полицейские составили протокол на мужчину за мелкое хулиганство. Заседание суда состоится в феврале. Пассажир не смог заплатить картой через валидатор — карта оказалась в стоп-листе. Наши сотрудники предложили пассажиру оплатить наличными. Хотя деньги у мужчины были, платить или покидать автобус он отказался, вел себя агрессивно. Водитель вызвал полицию. Остальных пассажиров пришлось пересадить в другой автобус.
Сколько поездок можно оплатить за один раз по банковской карте, сколько – по транспортной?
По карте любого банка – пять раз, по транспортной (льготной, студенческой, проездной, обычной) — можно оплатить только одну поездку в этом автобусе. Просим обратить внимание: были случаи, когда пассажир, у которого льготный электронный проездной привязан к банковской карте, платил за себя и, например, за внучку. В первом случае списывали 24 рубля, а потом – 30 рублей. Повторимся — льготник в этом случае только один.
Обычную транспортную карту по-прежнему можно купить в киосках «Издательского дома «Череповецъ»? А есть ли еще время сделать это льготникам, которые не успели до конца прошлого года оформить в МФЦ транспортную карту или электронный проездной, привязанный к банковской карте «МИР»?
Да, обычная транспортная карта в продаже, она не именная, с неограниченным сроком действия. После покупки нужно пополнить ее счет через банкомат, личный кабинет на сайте банка или мобильное приложение. Льготники, пожелавшие оформить транспортную карту или привязать проездной к карте «МИР», могут оформить ее в МФЦ, который сейчас работает в режиме предварительной записи, телефон кол-центра Повторим: пассажиры могут сами выбрать, нужна ли им такая карта. При ее использовании валидатор спишет именно 24 рубля за поездку, так как карта будет зарегистрирована в системе.
Выдают ли валидаторы чеки?
Нет. Чек в электронном виде, соответствующем законодательству, можно найти в бесплатном мобильном приложении «Транспортная карта» или на аналогичном сайте. Сайтом лучше пользоваться со стационарного компьютера. Можно зарегистрироваться и в личном кабинете и отслеживать все истории своих поездок.
Пассажиры едут вдвоем, один из них заплатил банковской картой за двоих, но вышел раньше. На следующей остановке в автобус зашел контролер. Как второму пассажиру доказать факт оплаты?
Доказательство оплаты проезда для контролера – это карта, если оплачено через валидатор, и бумажный чек, если оплачено у водителя. Поэтому эти моменты пассажиры должны продумать сами: например, каждый может заплатить за себя любым удобным способом. Напомним, есть случаи, когда с ребенком-инвалидом едет родитель. Тогда проезд оплачивается льготной картой ребенка только один раз. Родитель при этом показывает подтверждающие родство документы.
Валидатор написал, что карта в стоп-листе. Что делать?
Воспользоваться другой картой или же оплатить проезд наличными у водителя. Чаще всего карты попадают в стоп-лист, когда на них заканчиваются деньги. Вывести карту из стоп-листа помогут специалисты (в рабочие дни с 8 до 17 часов) по телефонам: 54−60−75, 54−28−50.
Как оплачивать проезд, если валидатор сломался?
Если человек только зашел в автобус в этот момент, он оплачивает проезд наличными у водителя. Автобус с неисправным валидатором начинает работать только на высадку или посадку при оплате наличными. То есть открывает на остановке только переднюю дверь. При этом водитель предупредит новых пассажиров о неисправности. Если у них не будет наличных, придется ждать другой автобус. Закончив рейс, водитель вернется в парк для устранения неполадок.
Придется ли платить дважды за проезд, если в автобусе сломалось в пути что-то и пассажиров решено пересадить в другой?
Нет. Перед выходом водитель попросит пассажиров приложить карты, которыми они оплачивали проезд через валидатор, к консоли, то есть соберет информацию об оплаченном проезде и пересадит пассажиров в следующий автобус. При посадке в другой автобус платить не нужно.
Имеет ли право водитель принимать оплату наличными во время движения?
Нет, водитель обилечивает только на остановках. Пассажиры обязаны оплатить проезд за время стоянки, чтобы не задерживать движение транспорта.
Нужно ли льготнику показывать документы о праве на льготу водителю при оплате?
Да, так как это является подтверждением, что пассажир должен заплатить за проезд именно такую сумму.
У водителя есть терминал. Примет ли он банковскую или транспортную карту, если оплатить через валидатор не получится?
Нет. Терминал водителя настроен только на выдачу бумажных чеков при оплате наличными.
Осторожно, кондуктор!
Не так давно в крупных городах введен новый порядок оплаты проезда в общественном транспорте: зашел в автобус, троллейбус, приложи «проездной» к валидатору.
Загорелась на нем зеленая стрелочка, вроде кнопочки «понравилось» на Прозе. Ру, значит, пассажир оплатил проезд – вроде в транспортный «рейтинг» попал.
Само определение «валидатор» очень звучно, но действует успокаивающе: одновременно напоминает и валидол и валокордин.
Однако иногда это устройство работает с точностью наоборот, и вызывает у пассажиров учащенное сердцебиение…
Как-то в переднюю дверь полупустого трамвая влетел запыхавшийся пожилой, но крепкий на вид мужчина.
Поискал глазами кондуктора и увидел его в конце состава – юркого молодого детину под два метра роста.
Помахав ему «проездным», убедившись, что зрительный контакт с кондуктором установлен, мужчина приложил «проездной» к валидатору.
Получив от валидатора добро «зеленой», он уселся на свободное место отдыхиваться.
Мужчина на секунду опешил, а потом решительно отказался что-либо предъявлять и платить:
– Я оплатил проезд, и всё!
Кондуктор стоял на своем:
– Оплачивайте!
Пассажир демонстративно отвернулся к окну, раздумывая, так ли уж важно, какая именно личность едет по приобретенному за деньги «проездному»? Допустим, муж катается по «проездному» жены, или наоборот. Семейный бюджет-то у них общий! Могли бы и официально разрешить проезд в транспорте по «проездному» ближайшего родственника. Вряд ли государство обеднело бы от такого подхода. А некое признание народа, несомненно, заработало бы…
Казалось бы, на этом можно было остановиться, но куда там! Вдруг к пассажиру с двух сторон две дамы-пенсионерки подкатывают, и давай на него наезжать: мол, работа такая у кондуктора – проверять соответствие «проездного» и документа, удостоверяющего личность.
На аргумент, что в данном случае мужчина – не личность, а всего лишь пассажир, дамочки стали бурно возражать, явно подобострастничая кондуктору: то ли борьба за общественную справедливость проснулась в них на старости лет, то ли просто скандальный инстинкт возымел свое.
И мурыжат и мурыжат они пассажира: вы обязаны! вы должны! кондуктор имеет право! а вы, наверно, не по своему «проездному» катаетесь! жена, небось, дала свой билет, сама дома сидит, а вы государство обманываете! как не стыдно! платите за проезд!
Пока сыр да бор, детина-кондуктор уже собирал мзду с вновь вошедших и проверял их «проездные» на соответствие личности.
И вдруг, одному из входящих пожелал с необъяснимым задором:
– Счастливого пути, Абрам Залманович!
Абрам Залманович обалдел:
– Откуда вы меня знаете?!
– Так в вашем «проездном» высветились ФИО, – радостно сообщил ему кондуктор. – И, судя по вашей внешности, «проездной» ваш!
Внезапно детина-кондуктор рванул к задним дверям, расталкивая столпившихся у выхода, и выпрыгнул из трамвая, чуть только тот остановился…
Газета «Речь»
«Еду утром на работу в автобусе с валидатором. Проезд оплатил сразу. А тут контролер. Прикладываю свою карту к устройству контролера — подтверждения оплаты нет. Как быть?» — спрашивает «Речь» наш читатель Валерий. Давайте разбираться.
Прежде ситуация, в которой может оказаться каждый из нас.
— На работу я еду из Заречья в город. Из дому выхожу рано, мне к восьми утра на работу. Чаще всего езжу на автобусе № 31. Здесь проблем нет: кондуктор берет деньги за проезд, выдает мне билет. Я расплачиваюсь банковской картой «Мир», — рассказывает «Речи» Валерий. — А тут как-то сел на автобус № 2, он с валидатором. Прикладываю карту, валидатор громко оповещает: «Проезд оплачен». Я со спокойной совестью еду дальше. Через несколько остановок в автобус заходит контролер. Прикладываю к терминалу контролера свою банковскую карту, а терминал не подтверждает оплаты. Сообщение из банка онлайн еще не пришло. Объясняю контролеру, что проезд оплачен, — он мне верит. Но через две остановки уже на Советском проспекте заходит еще один контролер. Повторяется та же история. Объясняю контролеру, что проезд мною оплачен. Он мне верит. Вот самому мне не очень приятно каждый раз убеждать проверяющих в том, что я законопослушный гражданин, проезд оплачиваю, не медля ни минуты. Как быть в такой ситуации?
Так что же произошло: контролер поверил на слово пассажиру?
— Нет, скорее всего контролер убедился в том, что проезд оплачен, — говорит «Речи» Ирина, оператор «Электротранса». — Как действует контролер? Он заходит в автобус или трамвай, прикладывает свой терминал к валидатору и получает информацию об оплате проезда пассажирами этого автобуса. Далее контролер идет по салону и проверяет факт оплаты проезда: прикладывал пассажир свою банковскую карту к валидатору или нет. Контролер не проверяет, дошли деньги или не дошли.
Как объяснила Ирина, плату за проезд в автобусе или в трамвае могут снять не моментально, а через некоторое время: снятие денежных средств с банковской карты может произойти через несколько минут, часов или даже несколько дней. Оплата в транспорте происходит не как в магазине — на кассе расплатился, деньги с карточки сняли моментально. В автобусе сначала выходит чек, если есть кондуктор, или фиксация оплаты, если есть валидатор. Потом идет запрос денежных средств и только потом уже их списание.
Вы прикладываете свою карту к терминалу контролера, и он видит: зафиксирован факт оплаты или нет.