Зачем люди придумывают что то новое
Psychologies: Повседневное фантазирование: как и зачем мы придумываем другую жизнь?
Что воображает о вас человек, сидящий в метро напротив? Зачем супруги придумывают друг другу дублеров? Как отличаются фантазии мужчин и женщин? Рассказывает один из авторов исследования о повседневном фантазировании психолог, доцент СПбГУ Мария Осорина.
Повседневное фантазирование — это наша реакция на какое-то событие во внешнем мире. Оно вплетено в контекст обыденной жизни, и мы постоянно это делаем, но не обращаем на такие фантазии особого внимания. И очень удивляемся, когда слышим, что такое занятие может быть названо научным термином, что его можно исследовать.
Как правило, заинтересовавшись этой темой, человек начинает наблюдать за собой, и ему самому хочется поделиться: «У меня это происходит так, вот так, а еще так». Несколько сотен людей заполнили анонимную анкету, посвященную повседневному фантазированию, другие дали анонимные интервью. В итоге нам удалось собрать банк самых распространенных фантазий.
Отомстить или простить
Мы изучали реакции взрослых людей, с которыми произошло что-то неприятное в транспорте (например, им наступили на ногу). Некоторые «гасят» в себе гнев и находят другие способы успокоиться, а кто-то, как ребенок, проигрывает в воображении альтернативное развитие ситуации.
Допустим, одна женщина наступила на ногу другой острым каблуком. И вторая воображает, как «обидчица» выходит на платформу, а она, «жертва», бьет ее кнутом, наказывает. Другой вариант: мужчина наступил девушке на ногу и ее же при этом обозвал — за то, что она взвизгнула. Девушка может вообразить, что на самом деле он повел себя как джентльмен, ужаснулся своему поступку, извинился, поклонился и проявил себя максимально хорошо.
Мужчины раздевают, женщины переодевают
Иногда взрослые, как и дети, фантазируют для развлечения, потому что им скучно. К примеру, человек едет в метро, и у него нет ни газеты, ни книжки, но энергия внутри есть. Он начинает разглядывать тех, кто сидит напротив. И мужчины, и женщины (не все, но многие) часто при этом пускаются в фантазирование про тех, на кого смотрят.
Взрослые тоже создают воображаемых друзей, но редко об этом говорят — боятся, что их примут за психически нездоровых
Женщины очень часто «переодевают» тех, кто, на их взгляд, плохо или безвкусно одет. При этом они мысленно примеряют на этого человека одежду окружающих. Это немного похоже на то, как девочки вырезают бумажных кукол и надевают на них разные бумажные платья.
Мужчины часто — гораздо чаще, чем женщины — придумывают сидящим напротив людям фантазийные биографии — сложные, продуманные, со множеством деталей. Мужчины очень любят мысленно раздевать женщин и представлять, как они выглядят без одежды. Женщины не признаются в таких фантазиях по отношению к мужчинам.
Что общего между Карлсоном и Анджелиной Джоли
Повседневное фантазирование помогает компенсировать то, чего нам не хватает в реальной жизни. Дети создают воображаемых друзей. Известный пример — Карлсон, который живет на крыше. Некоторые дети придумывают себе друга, чтобы было не страшно идти через пустой двор. Обычно это кто-то большой и сильный — иногда человек, иногда животное. «Когда я с ним, мне не страшно, если что, он поможет», «идет рядом со мной, вот, с левой стороны», — говорит ребенок. Маленькие дети хуже осознают себя, и по их словам, воображаемые друзья у них появляются сами. Дети постарше говорят: «Когда я захочу, он появится», «Я его вызываю».
Взрослые тоже создают воображаемых друзей, но редко об этом говорят — боятся, что их примут за психически нездоровых. Люди очень часто ведут воображаемые беседы с отсутствующими или умершими близкими. Многие придумывают себе идеального партнера, надеясь, что такой человек может встретиться в реальной жизни.
Подобные фантазии бывают и у молодых супругов. Если женщине кажется, что муж недостаточно нежен, ласков и внимателен, в ее фантазиях может появиться «дублер» — воображаемый муж № 2 с романтическим именем, например, Роберт или Альберт. Женщина мысленно «сажает» этого Альберта на пустой стул и мысленно же с ним разговаривает. При этом ее настоящий муж сидит рядом и читает газету. Мужчины вместо своей жены воображают Анджелину Джоли или другую привлекательную знаменитость, и делают это довольно часто. Объясняют это тем, что «так веселее». Жена этого не замечает и думает, что все эмоции предназначены только ей.
Мужчины и женщины фантазируют по-разному
У повседневного фантазирования много функций. К примеру, можно планировать и представлять будущее: думая о предстоящей встрече, человек может «проиграть» в голове возможные варианты того, как она пройдет. Такое фантазирование люди осознают почти всегда, считают его приемлемым. Точно так же можно «обрабатывать» и прошлое.
Важно, чтобы в реальном мире человеку было интересно, чтобы он что-то любил, чтобы у него что-то хорошо получалось
Мужчины в таких случаях оказываются более простодушными: перебирают события в том виде, в каком они реально происходили. Если было что-то плохое, они прикидывают, как еще можно было поступить. Женщины тоже так делают, но в отличие от мужчин, склонны даже хорошее превращать в прекрасное. Размышляя о вчерашнем приеме гостей, на котором не смог присутствовать важный для нее человек, женщина может представить, что он все же пришел. И тем самым создаст картину еще более замечательную, чем была в реальности.
Не отрываться от реальности
Осознавая свои фантазии, мы открываем для себя замечательные возможности: поскольку придуманное — наше собственное творение, мы можем им управлять, можем попытаться лучше проектировать будущее или лучше обрабатывать прошлое. Вместо того, чтобы снова и снова вспоминать, как ужасно все получилось, можно представить вариант, в котором мы повели себя гораздо лучше, чем в реальности. Это не значит, что мы стираем память и заменяем ее воображаемыми идеальными картинками. Это значит, что у нас есть возможность сопоставить реальный вариант с выдуманным, сделать выводы. Такая «фантазийная» работа очень полезна.
Иногда дети и взрослые «улетают» в фантазии надолго. Обычно это происходит, когда у них что-то очень сильно не ладится в реальном мире. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы в реальном мире человеку было интересно, чтобы он что-то любил, чтобы у него что-то хорошо получалось. Это своеобразный антидот, чтобы не увязнуть в фантазиях. Чем лучше человек осознает, где реальность, а где фантазия, тем скорей он задастся вопросом: «Почему бы не реализовать то, что мне так нравится, вместо того, чтобы погружаться в фантазии и ничего не менять?» Тогда две стороны жизни — фантазийная и реальная — придут в гармонию.
ЗАЧЕМ СОЗДАВАТЬ НОВОЕ:
МОТИВЫ И ДРАЙВЫ
Уважаемые коллеги! В этой статье, написанной по материалам мастер-класса, который проводился в условиях вынужденной изоляции, в период весны 2020 года, обсуждается какое место в этом контексте занимает креативность. Мы оказались в сложной ситуации, которая заставляет нас формировать новые способы адаптации и, наверняка, не каждый хотел бы пережить такой опыт ограничений и полностью добровольным решением вряд ли это можно назвать.
В любом случае, этот новый опыт может быть интересен с точки зрения психологии.
Плодотворного размышления!
С уважением, Антон Ежов
Креативность как деятельность. Можно наблюдать определенную тенденцию создавать что-то, делать, особенно в условиях переживания неопределенности, одиночества, скуки и/или в качестве средства самоуспокоения при тревоге. Например, часто люди рисуют, вяжут находясь в одиночестве, так, недавно клиентка говорила мне о том, что открыла для себя вязание, в условиях изоляции, так как это ее успокаивает.
Креативность как послание. Это создание нового как некого сообщения другим людям. Мы общаемся тоже благодаря творчеству, благодаря созданию новых форм доносим свои идеи. Например, в терапии часто происходит так, что клиент или терапевт спонтанно создает метафоры, аллегории, чтобы другой мог лучше понять его сложности на уровне образов, переживаний и эмоций, а не просто фактов и событий.
Креативность как предсказание. Не секрет, что творческие люди каким-то чудесным образом могут интуитивно предвосхищать серьезные глобальные события, как будто опережая их на какое-то время. Таких примеров довольно много: поэты, предсказывающие обстоятельства своей смерти, писатели-фантасты, описывающие научные открытия за несколько веков. К примеру, за некоторое время до событий в Чернобыле выходит фильм «Сталкер» А.Тарковского, изобразившего постапокалиптическую картину. И многие как раз указывают на прямые отсылки к этому. Может быть, кто-то в своем творчестве предвосхитил пандемию, карантин и вирус. Сейчас, к примеру, говорят про фильм «Заражение», который был снят 11 лет назад и воспроизводит события наших дней с удивительной точностью. Это важный аспект креативности – предвосхищение событий.
Креативность как эстетика. То есть, как говорят, «потому, что просто красиво». Даже биологически, эволюционно у нас есть стремление к созданию красивых форм, человек стремится к симметрии и гармонии. Поиск хорошей формы заложен эволюционно, и человек хочет создавать красоту, это очень важно.
Зачем нужна креативность на самом деле и как ее развить
Директор «Нормальной школы» Наталья Чеботарь — о том, как творческое мышление сделает востребованным вас и вашего ребенка
Как мы представляем себе креативного человека? В голове всплывает образ персоны, которая фонтанирует идеями, как-то необычно выглядит и делает, что хочет. Но это только верхушка айсберга.
А как мы себе представляем развитие креативности? Больше всего об этом беспокоятся молодые родители. Миф про «после трех уже поздно» делает свое дело, и примерно до середины первого класса заботливые родители бесконечно водят детей на творческие развивающие занятия. А уж если ребенок проявляет склонность, то отдают в художественные, музыкальные, танцевальные школы. Рисует ли ребенок по образцу на 20-минутном занятии в детском саду или учится основам перспективы в рисунке, родители спокойны и верят, что творческие способности развиваются.
Но что, если креативность нужно развивать не так? Кен Робинсон, эксперт в области образования и автор одного из самых популярных TED-выступлений, считает, что школы убивают креативность. Но удивительно то, что эти слова еще более справедливы для «творческих школ», где дети находятся в таких же шаблонах и рамках, как в обычных, только тематических.
Несколько лет назад я была на Фестивале московских школ искусств в саду им. Баумана. Когда старшеклассники вместо классики вдруг заиграли каверы на поп- и рок-хиты, все страшно обрадовались: могут же! Но поводов для радости мало, потому что никто так и не исполнил ничего своего. Школы искусств учат исполнительскому мастерству, подражанию. Только вот в современной жизни востребована совсем другая творческая мышца: умение создавать новое, придумывать и сочинять, а не просто копировать эталонные образцы.
Какая нужна креативность?
Недавно Всемирный экономический форум выпустил исследование The Future of Jobs Report 2020. Среди качеств, которые нужно развивать в детях, выделяют креативность, оригинальность и инициативность (c. 36).
Креативность для работодателя — это способность в нужный момент придумывать новые вещи для решения конкретных задач. Другими словами – смекалка, способность быстро сориентироваться в незнакомой ситуации и генерировать не какие попало, а рабочие гипотезы, подтвержденные предварительным анализом контекста.
Международная и междисциплинарная группа ученых ATC21S проанализировала запросы крупнейших мировых работодателей из сфер, где создаются передовые технологии и где миллионы людей мечтают работать. А затем сопоставила ключевые требования к специалистам самых разных специальностей со школьными программами и требованиями экзаменов. То, что работодатели называют креативностью, нужно было расчленить, конкретизировать и формализовать так, чтобы было понятно, чему именно учить детей, как учить, как оценить, стал ли ученик более креативным, чем был до начала обучения.
Так появился навык «creative problem solving» — креативное (или творческое) решение задач. Это способность человека быстро разобраться в теме, о которой он впервые слышит, и принять необходимые решения на основе имеющихся данных и всего предыдущего опыта. Сориентироваться на месте, не растеряться и разобраться в ситуации, в которой ученик ни разу до этого не находился.
Как выглядит некреативный человек?
В глазах работодателя некреативный человек не может сам себе поставить задачу, он ждет указки сверху, когда ему все подробно и пошагово расскажут. Креативность — это не просто способность генерировать великие идеи: это необходимость каждый день подходить к решению задач нешаблонно. Причем это касается не только людей, которые будут работать в офисах корпораций. Такая способность жизненно необходима предпринимателям, потому что никакие шаблоны в собственном бизнесе не помогут. Недавно в одном закрытом сообществе предприниматель из Кремниевой долины Сергей Фаге сказал, что ни одно его предположение, ни один его опыт, полученный в одном проекте, не переносится на другой. И как раз способность креативить по расписанию для решения конкретных задач позволяет развиваться и успевать за миром, быть успешным и востребованным. Если ты действуешь по шаблону, вероятность профессионально и финансово реализоваться в наше время очень низка.
Итак, вы или ваш ребенок фонтанируете идеями, это уже хорошо. Но без понимания, какую задачу решает гениальная идея, кому она нужна, без способности убедить в ее ценности других людей реализовывать идеи будет очень сложно. А гений-творец без реализации превращается в безумного изобретателя и переживает боль невостребованности.
Как убивают творческие способности
Креативность начинают убивать в тот момент, когда 30 детям в группе предлагают нарисовать картинку одинаковым образом. Педагог-психолог Марина Осипова в своей книге «О детском рисовании» собрала огромное количество примеров того, как дети разучиваются рисовать. Вспомните, сколько раз вы сами рисовали солнце с лучиками, а домик — с трубой, хотя если посмотреть вокруг, такого дома не найдется.
В лучших творческих институтах мира учат смотреть на объекты своими глазами и рисовать буквально то, что ты сам видишь. При таком рисовании не будет ни одного одинакового рисунка. Творчество — это наблюдение, а не копирование. Там, где ребенок мог бы придумать свой рисунок, он повторяет шаблонный образец. Много раз я встречала истории, когда люди, закончившие известные творческие вузы, чувствовали себя беспомощными, когда нужно было придумать тему для собственного высказывания или понять, как сделать свою работу востребованной.
Даже в кружках по программированию и изобретательству дети жалуются, что все, что им дают сделать, — это просто собрать что-то по образцу. Нет ни одной возможности придумать что-то самому. Креативность убивается, когда ребенок, даже оказываясь в творческой среде, вынужден действовать шаблонно.
Фундаментальное отличие западного творческого образования — школы кино, музыки и других искусств — в том, что вначале человека вынуждают придумывать свое, формулировать свою творческую задачу, а потом помогают добрать все необходимые «твердые» профессиональные навыки для ее решения. Фотографию, фильм или музыку нужно вначале придумать, сформулировать на уровне концепции и творческой задачи. Только затем можно потратить время на изучение технических аспектов, анатомии, гармонии. Можно сказать, что по такому же пути пошел Илон Маск, когда вначале задался целью найти недорогой способ попасть в космос, а потом добрал необходимые знания.
Креативность нужна представителям разных профессий, а не только художникам и другим творческим людям. Например, юрист должен придумывать аргументы, почему то или иное право должно толковаться в деле определенным образом (ведь на самом деле нет заданных заранее правильных смыслов), выбирать стратегию ведения дела в судах.
Как тренировать креативность
Работайте с текстами
Читайте, конспектируйте, редактируйте, пишите и пересказывайте. Как и критическое мышление и другие высокоуровневые навыки (смотрите мою первую колонку), креативность базируется на способности читать и понимать разного рода информацию. Понимать образы, символы, концепции, анализировать их и синтезировать свои идеи. Даже больше, американский психолог Эллис Пол Торренс считает, что креативность – это способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, недостающих элементов. Идеи, подпитанные глубоким пониманием контекста, широким кругозором и аналитикой потребностей общества, имеют больше шансов быть понятыми и реализованными, чем идеи в вакууме.
Освободите голову для собственных мыслей
Дело не столько в необходимости во что бы то ни стало читать книги, сколько в свободных «незабитых каналах». Когда мы читаем текст, можем мысленно построить свой визуальный образ. Когда слушаем аудио, можем успевать про себя соглашаться или не соглашаться с утверждениями, обращать внимание на тонкие оттенки формулировок. Когда смотрим на объекты искусства, мы можем успевать оценить свое впечатление. А вот большинство фильмов и игр сконструированы так, чтобы захватить сознание целиком, погрузить в заранее созданный кем-то другим мир без остатка, когда во время просмотра забываешь себя, а после вроде и обсудить нечего, потому что деталей не помнишь.
Выбирая между форматами, попробуйте отдавать предпочтение тем, где во время просмотра или прочтения у вас остается время думать о чем-то своем, и тем, которые вы можете обсуждать.
Используйте ситуации неопределенности
Если раньше вы ждали подробных инструкций, возьмитесь за дело сами. Если вы регулярно решаете задачи одного типа, не отказывайтесь от малейшей возможности решить другие задачи. Ищите или создавайте для себя и своих детей ситуации, в которых вы никогда раньше не оказывались. Предложите детям решить бытовые задачи за вас: вы удивитесь, насколько разными способами можно решить вопрос с уборкой в квартире.
Будьте рядом с людьми, которых считаете креативными
К сожалению, наука пока не придумала гарантированного способа стать креативным. Человечество еще не изобрело единиц измерения креативности, и никто не может ее увеличить за вас. Но довольно хорошо изучено, что процесс обучения происходит через действие и наставника, обладающего этими качествами. Если вы будете решать нестандартные задачи под присмотром креативного наставника, шансы стать креативным будут больше, чем у того, кто этого не делал никогда или сталкивался с необходимостью применить навык раз в году.
Зачем нам столько депутатов? Каждый день от безделья придумывают что-то новое?
. Я просто не понимаю, за что у них такие зарплаты
Они пашут там что-ли как раб на галерах? Или как шахтеры в шахтах уматываются? За что такие огромные зарплаты.
При СССР депутаты два раза в год собирались в Москве. И было их меньше, чем сейчас. И получали они зарплату на своих рабочих местах
Зачем нам столько депутатов? Каждый день от безделья придумывают что-то новое, и каждый раз во вред! Раз в год или два надо избирать представителей народа, давать им инструкции, что менять в стране, приехали, работали месяц, рассказали правительству, чем люди были недовольны, отменили пенсионную реформу. Подняли зарплату рабочим.
И снова приступили к работе на заводе, шахте, колхозе! Необходимо изменить систему и сократить количество этих управлений на три четверти состава. Слишком много их развелось.
ВЫСОКАЯ ЗАРПЛАТА ДЕПУТАТОВ, это не что иное как покупка ЛОЯЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВУ. Каждый депутат в регионе еще держит собственный бизнес. В госдуме полно людей у которых есть второе гражданство. Недвижимость за рубежом.
Тут ведь как. С одной стороны вроде как должны представлять интересы народа, а с другой стороны зарплату свою согласовывают с Правительством, а не с избирателями. Как правило, личный интерес превыше всего.
Так за что они получают такие огромные деньги?
Зачем что то новое придумывать?
Есть еще варианты: хуяндекс например.
Эх, яблочко, да с голубикою,
Подходи, пассажир, глазик выколю.
Есть еще варианты: хуяндекс например.
Хуяблочко, как вариант)))
и вообще. хорошо что не ЯБЛО ОЧКО!
Яндекс Такси, платная дорога и транспондер
В поддержке и планировании фичей Яндекс-такси работают люди, которым наплевать на клиентов.
Раз 5 уже жаловался на один момент и никакой реакции. В Санкт-Петербурге есть платная дорога ЗСД. Ехать по ней быстрее, удобнее, и немного дешевле даже (само такси) чем по городу.
Но, оплату самой ЗСД берут с клиента дополнительно к оплате такси, и все бы ничего, но цена ЗСД сильно зависит от того, есть ли в машине транспондер для бесконтактной оплаты или нет.
Например, доехать до аэропорта 900 руб + 300 руб по платной дороге вроде 1200, но если у водятла нет бесконтактной оплаты, то уже 1500
1) Нет у тебя транспондера, хрена ты лезешь в заказы по платной дороге?
2) Яндекс, нафиг вы такие машины ставите на заказ? Сделайте в приложении характеристику машины такую, опцию или еще что, чтобы чекалась
Яндекс в цифрах. Октябрь-2021
Мужик на базаре продает рубли по пятьдесят копеек. Ажиотаж — бешеный. Очередь в несколько десятков человек. К продавцу подходит знакомый, спрашивает:«Как торговля?» Мужик отвечает: «Прибыль еще не считал пока, но оборот колоссальный!»
Чтобы больше понимать, как выглядит Яндекс сегодня, стоит рассматривать его в разрезе 6 сегментов: Поиск и Портал, Такси, Маркет, Медиа-сервисы, Объявления, Другие бизнесы. Другие бизнесы постоянно перетасовываются, любое из начинаний попадает сюда. Меня удивило, почему Банк, под который Яндекс приобрёл лицензию и, по всей видимости, активно его сейчас разрабатывает, не попал в этот сегмент. Ну да ладно, цифр по Банку мы пока что не видим никаких. Яндекс старается никак его не демонстрировать.
Примечательно, что начиная с 2021 года, менее половины всех денег генерирует не продажа рекламы и продвижение в поисковой выдаче, а другие сервисы. Только 44% всех продаж приносит Поиск и Портал.
Драйв недавно стал прибыльным. В каршеринге от Яндекса люди «оставили» больше 4 млрд ₽ за 3 месяца, такой оборот позволил увидеть квартальную прибыль 468 млн ₽. Всего в Драйве сейчас 17200 автомобилей в 4 городах.
Мужик на базаре продает рубли по пятьдесят копеек. Ажиотаж — бешеный. Очередь в несколько десятков человек. К продавцу подходит знакомый, спрашивает:«Как торговля?» Мужик отвечает: «Прибыль еще не считал пока, но оборот колоссальный!»
Получается, что каждый 1₽, потраченный нами в Еде и Лавке, обходится Яндексу в 1,15₽. Я надеюсь, у них есть какая-то тактика, и они её придерживаются!
Интересная статистика: 40% экономически активного населения ездят в Я.Такси хотя бы раз в месяц.
Убыток Яндекса от Маркета составил 11,7 млрд ₽ за три месяца. Зато оборот колоссальный!
Каждый 1₽, потраченный нами в Маркете, обходится Яндексу в 1,37₽.
Яндекс сетует на то, что рынок здесь не только «недопроникнутый» (8% от всех продаж осуществляется через площадки типа Маркета в отличие от стран, где с этим всё в порядке), но и очень размытый (только 33% приходится на топ-3 игрока, есть кого пожирать).
И здесь снова акцент на «недопроникновение»! Только 15% домохозяйств в России пользуются онлайн-кинотеатрами. Так что есть куда расти.
Но и это направление убыточно. Каждый 1₽, потраченный нами на подписку Плюс, обходится Яндексу в 1,37₽.
Доски объявлений растут «скучными» (относительно остальных сервисов Яндекса) темпами 20% в год, являясь при этом прибыльным бизнесом. Это единственный слайд в презентации, посвященный доскам объявлений.
6. Другие бизнесы, эксперименты
Дзен попал в «Другие бизнесы», и пока непонятно, насколько он убыточен. Примечательно, что Дзен вскоре может стать больше видео-площадкой, нежели текстовой. Уже 40% проведенного на площадке времени пользователь залипает в видео.
По облаку также мы пока не можем узнать, насколько убыточно данное направление.
На протяжении всего 2021 года два прибыльных бизнеса Яндекса (Поиск и Такси) кормят все остальные убыточные. Баланс пока сходится, суммарная прибыль есть. Но всё на ниточке, в шаге от убыточности. Надеюсь, сейчас самый сложный момент, и дальше будет лучше.
Если делать фильтр по одной компании, то покупка её акций превышает аналогичный результат для широкого рынка акций США.
. и даже превышает результат дико растущего российского рынка с учётом реинвестиции дивидендов. В акции Яндекса вложено 147444₽, средняя 3596₽, текущая стоимость акций 222130₽. Это 1,6% от всех моих активов за исключением денежных средств и их эквивалентов или 9,4% от всех российских акций при весе YNDX в Индексе Мосбиржи 6,92%. Я сознательно превышаю долю YNDX, идя на риск расхождения моего результата с бенчмарком.
Ни в коем случае не воспринимайте этот как инвестиционную рекомендацию, в инвестициях в компанию Яндекс есть ощутимые риски.