Зачем стоять на гвоздях ногами в чем польза или вред
Чем доски садху опасны: причины, по которым практики осознанности могут навредить осознанности
Репост
Сегодня гвоздестояние стало мейнстримом. Доски Садху – это действительно хороший инструмент, если он стоит под правильными ногами. Но практика стала так популярна и настолько сильно подверглась интерпретации людей, называющих себя мастерами, что потеряла свою глубину и суть в опыте практикующих. Последствия неправильной практики могут быть опасней, чем кажутся на первый взгляд. Давайте разберемся в причинах этого и обратимся к истокам инструмента.
ПОЧЕМУ ДОСКА САДХУ МОЖЕТ СТАТЬ БОМБОЙ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ ПОД НОГАМИ ПРАКТИКУЮЩЕГО?
Эта практика берет свое начало с IV века до н.э., с древнеиндийского эпоса «Махабхарата». В самом названии этого инструмента заложено то, для кого он на самом деле предназначен.
Проведя параллели между смыслом термина Садху и назначением гвоздей, можно сделать вывод, что для этой практики проводник или сам практикующий уже должен быть утвержден в состоянии Садху. Получается замкнутый круг – так что же, не практиковать? Практиковать, но подойти к этому осознанно. Именно поэтому необходима грамотная методология, которой обладают те самые гуру и йогины высокого уровня.
ПОТЕРЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ = ПОТЕРЯ ОСОЗНАННОСТИ
Такая потеря чувствительности – это всегда потеря осознанности, потому что повышение осознанности – это повышение чувствительности.
УТВЕРЖДЕНИЕ В ТРУДНОСТЯХ ПОРОЖДАЕТ ВЕРУ В ТРУДНОСТИ И КАК СЛЕДСТВИЕ НОВЫЕ ТРУДНОСТИ
Представьте себе человека, который добился богатства огромным трудом. Он глубоко верит, что чем больше он трудится, тем богаче становится. Но как чаще всего бывает, такая вера приводит к серьезным последствиям в виде болезней в теле. И в один из дней он узнает, что смертельно болен. Он столкнулся с самой большой трудностью в его жизни и по инерции ищет самое трудное решение. Он поведал свою историю мудрецу и тот предложил ему самое непростое решение – отдать все богатство за карту, ведущую к волшебному озеру, которое способно излечить от любого недуга. Но путь к нему столько же опасен, как и его заболевание.
Заплатив самую высокую цену в своей жизни, он отправляется в путь. Минуя все преграды, изможденный утомительным путешествием, он все-таки добирается до этого чудотворного места. Убедившись в его существовании, он в нетерпении скидывает одежду, окунается в озеро.
Выйдя из него абсолютно здоровым, он неожиданно обнаруживает на берегу того самого мудреца. Старик говорит ему – озеро самое обычное, каких тысячи, и выздоровел ты не из-за него, а благодаря вере в то, что сверхрезультата можно добиться только пройдя через сверхтрудности. Ты веришь в трудности, и они тебя сопровождают всю жизни.
Озеро Веры всегда было внутри тебя, но доступ к нему ты пытался заслужить, держа внимание на внешнем, утверждаясь в трудностях. Вера – это нейтральная энергия. Она с одинаковой легкостью материализует для тебя как твои страхи, так и твои смыслы.
Точно так же и доски Садху: без внутреннего состояния и понимания – это лишь инструмент, утверждающий практикующего в модели поведения «преодоление трудностей». Да, они дадут тебе низкоинерционный результат в моменте, но параллельно утвердят в модели «терпение и преодоление трудностей».
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ПРАКТИКАМ САМООСОЗНАНИЯ БЕЗ ПОБОЧНЫХ ЭФФЕКТОВ
Очевидно, что сегодня человек не будет разжигать костер посреди своей квартиры, для освещения жилья, он будет использовать современную лампочку. Она нужна не только для того, чтобы осветить пространство, но и для того, чтобы весь дом не сгорел. Но несмотря на наличие актуальных способов самоосознания, каждый день по всему миру выгорает дотла так много потенциальных домов осознанности при неправильном использовании досок Садху.
После обретения внеконцептуального ясного видения Александр Брат создал курс «Вскрытие реальности», в процессе преподавания которого родился Everboard и метод экологичного расширения сознания «Квантовая медитация». Сам Александр называет себя соавтором этого метода, потому что считает, что он появился в совокупности опыта более 3 тысяч практикующих, прошедших этот курс.
КВАНТОВАЯ МЕДИТАЦИЯ И EVERBOAR
Все мы уже знаем, что для выработки любого устойчивого навыка, в том числе устойчивого навыка «Искусство жизни», который создает чистая медитация, необходимо около 10 тысяч часов практики – это примерно 3 года медитаций в Ашраме. Не каждый современный человек изобилует таким количеством времени. Квантовая медитация на Everboard кратно ускоряет прогресс и позволяет сократить время для утверждения в состоянии до 200–250 часов.
Такой эффект можно сравнить с двумя программистами, которые пишут один и тот же код осознанности с кардинально разной скоростью. Один из них символизирует медитацию человека в обычном состоянии – ум постоянно отвлекается, внимание «гуляет» и за час практики человеку удается пребывать в настоящем только 3–5 минут, в небольших островках присутствия. Это тоже хорошо, но не так эффективно. Второй программист олицетворяет квантовую медитацию на Everboard – он справляется с задачей по написанию кода осознанности за максимально короткое время. За 10–15 минут практики человек выходит в тотальное присутствие – попадает на материк настоящего – и из этого состояния формирует и утверждается в нейронной связи «Искусство жизни».
Это больно и странно. Но почему тогда люди стоят на гвоздях?
Когда становишься на гвозди, создается впечатление, что по всему телу от стоп вверх проходит множество электрических импульсов. Похоже на экстремальную щекотку, которая отзывается во всем организме и концентрируется в позвоночнике.
Корреспондент Эволюции Юга.ру отважилась постоять на гвоздях — это было не столько страшно, сколько волнительно. Ощущения были такими необычными, что мы решили сделать об этом материал.
Зачем люди добровольно испытывают боль, в чем польза этой практики для тела и духа, нет ли у стояния на гвоздях противопоказаний и не остаются ли после гвоздей ранки, мы узнали у инструктора по йоге Марии Юматовой. Медицинское и психологическое влияние практики нам объяснили психолог и невролог.
Мария Юматова
Где придумали практику стояния на гвоздях?
— Стояние на гвоздях пришло к нам из Индии. Йоги считали, что без выполнения аскез тренировка духа была бы неполной. Гвозди — это аскеза, практика, во время которой человек себя в чем-то ущемляет, терпит и отдает. В данном случае человек испытывает боль.
Есть некая мистическая интерпретация: вставая на гвозди, человек отдает свою энергию и получает взамен другую, которую может пустить на новые дела. Поэтому на гвоздях часто формулируют намерение или заветное желание. Перед тем как встать на доску, нужно четко представить себе необходимое — желанную вещь, событие или выход из определенной ситуации.
Клинический психолог Максим Милославский рассказал Эволюции Юга.ру, как работает «намерение» с психологической точки зрения.— Когда вам предъявляют два стимула, один безусловный (боль) и условный (мысль, эмоция), они имеют свойство образовывать связь, которую описал еще академик Павлов. Вы будете каждый раз испытывать определенную эмоцию при виде доски с гвоздями, что повысит мотивацию практиковать этот способ самоистязания.
Кроме того, в сознании формируется связь с приятным облегчением, которое вы испытываете, сходя с гвоздей, что только усиливает безусловный рефлекс. Для обретения психологического благополучия этот метод мне кажется сомнительным.
Что касается концентрации на решении сложной проблемы — в психотерапии это работает в практиках осознанности, основанных на современных научных исследованиях о медитации. В процессе медитации вы получаете возможность успокоиться и посмотреть на ситуацию со стороны. Я уверен, что такого результата можно достичь и без гвоздей.
Первое время хочется убежать: мозг противится и не может думать ни о чем, кроме защиты, — мол, уходи отсюда, иначе сейчас случится что-то плохое. Но когда проходишь через первые ощущения и успокаиваешься, начинается самое интересное. Боль отходит на второй план, и в голове формулируется то самое желание, с которым человек остается один на один. Так что это одно из объяснений, зачем люди вообще стоят на гвоздях.
Как долго ты сама занимаешься этим?
Потом я на некоторое время забыла про эту практику. Но в определенный момент жизни поняла, что мне это необходимо, — была осень, и я чувствовала упадок сил. Я увидела объявление, что будут проводить стояние на гвоздях. Тогда я уже сама преподавала йогу.
Тот раз мне запомнился как субъективно самое долгое стояние на гвоздях. Я не знаю точно, сколько это длилось, но показалось, что минут двадцать. Сначала было больно и хотелось уйти, потом неприятные ощущения отошли на второй план. Тело стало подавать сигналы — мне хотелось покачаться, нагнуться, присесть. Я стояла с закрытыми глазами, и мне было вполне комфортно — я свыклась с гвоздями, они стали как будто частью меня.
Боль уходит довольно быстро. Очень сильно колбасит первые одну-две минуты, потом тебя отпускает, и можно начинать думать о намерении. Я пришла с мысленным запросом — за силами, энергией, смелостью, и в итоге все это получила. А когда сошла с гвоздей, поняла, что мне нужна такая же доска и что я хочу давать людям эти ощущения на своих занятиях.
Как проходит первая практика для твоих учеников?
— Мое занятие длится час. Сначала мы проводим разминку, разогреваемся. Потом обсуждаем, зачем каждый пришел на практику. Многие пробуют просто из любопытства, о причинах они не задумываются.
После беседы я предлагаю постоять на доске без всякого запроса. Как вы интуитивно пришли — так же интуитивно и постоять, без внутренней настройки.
Все воспринимают первый раз по-разному. Кто-то встает и тут же убегает, мол, не заставляйте меня, я больше туда не пойду. Другие, наоборот, стоят долго — тогда я предлагаю прислушаться к своему телу и ощущениям. Некоторые смеются, некоторые плачут, разводят руками, у третьих начинается дрожь в теле.
После пробной практики я предлагаю всем сформировать намерение. Иногда на этом этапе люди отказываются — возвращаться на доску они не хотят. Тогда я предлагаю не торопиться и походить на курс, после которого они смогли бы свободно стоять на доске.
После того как человек сходит с гвоздей, нужно потереть стопы. Это восстанавливает кровоснабжение и помогает уменьшить неприятные ощущения. Затем мы делаем дыхательную практику, и я укладываю всех в шавасану — позу расслабления.
Если стоишь хотя бы больше одной минуты, после практики приходит приятное телесное чувство. Ты идешь по земле и очень ярко ощущаешь, что у тебя есть ноги — чувствуешь каждый шаг, и по телу как будто разливается тепло.
Насколько это безопасно?
— Это полностью безопасно. Здесь есть только два противопоказания: открытые раны на стопах и беременность. Всем остальным практиковать можно.
Независимо от веса и возраста?
— Человек любого веса ходит по земле — это так же, как стоять на полу, только с дополнительными острыми ощущениями. Возрастных ограничений тоже нет.
А может ли появиться на стопе кровь?
— Ран никогда не остается, только небольшие точечки от давления. Кровь может пойти, только если есть раны или трещины на стопах. Важно еще правильно расположить ногу: нельзя становиться на край доски, ногу нужно размещать посередине. Гвозди расположены на одинаковом расстоянии друг от друга, и вес тела распределяется равномерно. Из-за этого не может быть такого, что один гвоздь выступает слишком сильно и впивается в ногу.
Получается, нужно использовать только специальные доски?
— Конечно, потому что сделать доску Садху — это целая наука. Я свою доску заказывала из Пскова, в Краснодаре тогда не нашла. На моей доске между гвоздиками расстояние 1,5 см.
При выборе нужно учитывать, что на толстых гвоздях проще стоять, у них больше площадь опоры. Но если тонкие гвозди часто вставлены, тоже неплохо — это как дополнительная проработка.
А в чем практическая польза от стояния на доске, кроме того что человек освобождается от эмоций и формулирует желание?
— В стрессовой ситуации организм мобилизуется — все процессы начинают проходить в ускоренном темпе. Мозг думает, что сейчас тело получит раны, и их нужно срочно лечить. Все силы направляются в стопы, а лечить там нечего. Образуется волна энергии, которая пронизывает все тело. Конечно, это совсем не медицинское объяснение, оно скорее на языке йоги.
Врач-невролог «Клиники Глазуновой» Екатерина Данилова рассказала о том, как работает практика с точки зрения физиологии:— Стояние на гвоздях можно сравнить по механизму воздействия с акупрессурным матом. Акупрессурный мат (массажный коврик с игольчатыми аппликаторами) используется как профилактическое и лечебное средство при болях в спине, снятия напряжения в мышцах и для улучшения общего состояния организма.
Легкое болевое воздействие шипов стимулирует нервную, лимфатическую и кровеносную системы. Происходит ускорение кровообращения и лимфотока. В результате тело начинает активнее снабжаться кислородом и питательными веществами. Кроме того, в ответ на боль организм вырабатывает гормоны эндорфин и окситоцин, которые вызывают ощущение эйфории и оказывают антистрессовый эффект.
Акупрессура не отменяет современную медицину, но вместе с современными технологиями дает хороший терапевтический эффект, позволяет справиться с последствиями стресса и депрессии, восстановить силы и укрепить иммунитет после болезни. Считаю, что, как и любой лечебный метод, процедура должна выполняться со специалистом.
Есть ли что-то общее между доской Садху и аппликатором Кузнецова?
— Аппликаторы Ляпко и Кузнецова — это потомки доски Садху. Эти люди почерпнули идею создания этих аппликаторов как раз из принципа лежания и стояния на гвоздях. Эффект, правда, не настолько сильный. И расположены иглы в другом порядке.
Кроме того что попробовать постоять на гвоздях — это необычно и интересно, применяют ли эту практику еще где-то? Возможно, в реабилитационной медицине?
— Насчет реабилитационной медицины я не слышала. Но полезно стоять на гвоздях людям, у которых проблемы с эндокринной, иммунной, лимфатической системами. Особенно хорошо практика действует на тех, у кого есть нарушения сна. После регулярного стояния проблемы постепенно уходят.
Как часто нужно стоять на гвоздях и как долго это можно делать первое время?
— Чтобы проработать намерение, нужно стоять хотя бы раз в неделю и до тех пор, пока не сможешь расслабиться и отпустить боль. Потом тело будет постепенно привыкать, и в дальнейшем стоять можно будет все дольше. Первый раз хорошо бы вытерпеть 20 секунд.
Можно ли не ходить в студию на занятия, а купить доску Садху и практиковаться дома самостоятельно?
— Теоретически это возможно. Но в студии есть мотивация. Если дома доска стоит себе спокойно, то можно про нее и забыть. А тут ты уже пришел, и деваться тебе некуда. К тому же здесь есть полноценная практика, тренер выступает в роли проводника. Ну и скорее всего, сам ты не станешь преодолевать боль, а тренер поддержит и поможет продолжить занятие.
Это можно сравнить с йогой. Можно, конечно, заниматься дома, но со стороны не видно, что и как именно ты выполняешь. А тренер тебе все отстроит, покажет и расскажет.
Где ты рекомендуешь заказывать доску Садху и сколько она стоит?
— Доска Садху стоит в среднем 5 тыс. рублей. Я свою покупала здесь. У меня их две прямоугольных — они складываются, и их удобно переносить.
Как записаться к тебе на занятие, чтобы постоять на гвоздях, и сколько это стоит?
— Я преподаю по субботам в студии Proskura Yoga на Кубанской Набережной, 19. За анонсами можно следить в наших соцсетях. Групповое занятие стоит 350 рублей, индивидуальное — 500 рублей.
Кто еще может научить стоять на гвоздях в Краснодаре:
Мария Литвинова, сертифицированный йогатерапевт;
Юлия Юрикова, инструктор по йоге, проводит практику по запросу.
Пойти по гвоздям: из личного опыта
Если бы еще пару лет назад Антону Буланову, ныне практикующему психологу и советнику руководителя АНО «Российская система качества», а вообще титулованному российскому эксперту в области работы с брендами и идеологией, сказали, что он каждое утро будет стоять на гвоздях, он бы сильно удивился. Тем не менее это факт. Стоит – и получает от процесса удовольствие!
Антон, для непосвященных – в чем идея стояния на гвоздях?
В отключении мозга, освобождении от постоянной работы ума. Это древняя практика йогов. В так называемую доску садху остриями вверх в определенном порядке вбиты настоящие острые гвозди. Вы плавно, аккуратно встаете голыми ступнями на них – и стоите.
С чем можно сравнить это ощущение? Боль?
Это целая гамма ощущений. Сначала немного больно. Потом кажется, что больно уже очень и что сейчас надо скорей бежать. Потом вы понимаете, что на самом деле это ваш мозг бунтует, подает сигнал об опасности – ведь на самом деле больнее не стало. Потом вдруг ощущение боли пропадает, и вы просто не чувствуете ног. Следом может появиться ощущение холода или поднимающегося вверх тепла… Каждый раз это разные ощущения, вы наблюдаете за собой со стороны. И в этом отдельное удовольствие.
Главное – вытерпеть в первый раз?
Если вставать на доску с идеей вытерпеть, преодолеть трудности, физическую боль – это плохая история. Это не враги пытают вас, чтобы вы выдали страшную военную тайну. Стояние на гвоздях надо рассматривать как осознанный путь к познанию себя. Хотя, конечно, сначала страшно, потому что кажется, что будет адская боль.
А на самом деле нет?
Боль для меня вообще субъективна. Есть нейрофизиология боли, есть психология боли, а есть ее философия. Например, что страшнее – боль от потери любимого человека или боль от стояния на гвоздях? Вы больше боитесь боли или на самом деле больно? Важно, какой у вас запрос и во что вы верите. Поэтому у каждого «отношения» с гвоздями свои, очень личные. Кто-то хочет отрешиться от суеты, кто-то испытывает себя. У кого-то в процессе стояния возникают сильные эмоции, а я, наоборот, успокаиваюсь. Люблю медитировать, стоя на гвоздях. О том, у кого какая мотивация и какие проявления, можно размышлять долго. Но гораздо интереснее не размышлять. Главное – как раз освободиться от бесконечного роя размышлений.
Как бы то ни было, но Вы не похожи ни на революционера Рахметова, ни на иссушенного аскезой индийского бабу…
Мне сейчас очень интересно узнавать и менять себя. За год сбросил 40 кг, создал для себя (и других, конечно) целую методику, которая позволила изменить свое тело, свое сознание и даже род деятельности, хотя планировал это давно. Для меня встать на гвозди, «подружиться с ними» было частью этого пути.
Я иногда вспоминаю, как замполит моего батальона в армии заставлял нас, солдат, смотреть программу «Время», а тех, кто отлынивал, отправлял маршировать на плац со словами: «Кому политика не доходит через голову, дойдет через ноги». Смешно, но, наверное, его слова таким причудливым образом для меня сбылись.
Острые ощущения. Кто и зачем стоит на гвоздях в 7 утра на Арбате
Часто ли вам удавалось проснуться в шесть утра, чтобы заставить себя сделать зарядку или позаниматься йогой? Верю, что один из десяти в ответ кивнул головой. А ведь в Москве есть целые группы любителей, которые не только просыпаются раньше всего города, но ежедневно приходят на Арбат и совершают почти магическое действие – стоят босыми стопами на гвоздях.
Корреспондент портала Москва 24 поговорил с инициатором этого необычного движения Романом Наумовым и выяснил, насколько это полезно и зачем люди это делают.
– В мире существует множество экзотических и необычных практик. Почему в вашем случае – именно гвозди?
– Однажды я пошел на занятие по экстатической йоге. Там перед началом увидел людей, которые стояли на гвоздях, мне стало интересно. Особо шокирующий эффект произвела одна женщина, весившая килограмм 120. Несмотря на свои объемы, она с легкостью встала на гвозди и минуты через 3 просто растеклась в удовольствии. Я подумал: «Здорово! Надо тоже попробовать».
Встал на гвозди и слетел уже через 10 секунд. Первые ощущения – ужасно и невероятно больно! Но для меня это был вызов, хотелось понять, как это происходит. Если люди стоят – значит, я тоже смогу. Интуитивно сразу почувствовал, что нужно преодолеть некую ментальную границу и какие-то условности, нарушить тождество тела и разума. Гвозди – это невероятно честно, это серьезная работа с эго. Начинал со стула: садился, ставил ноги на доску перед собой и усаживал на колени красивую девушку – отличная мотивация!
– Как появилась группа на Арбате? Сложно ли было организовать столько человек?
За два года моей практики уже более 300 человек ощутили вкус гвоздей под ногами, а около 50 даже приобрели собственные доски. Люди все разные, реакции тоже разные: но у каждого происходит момент осознания, что это возможно. Кто-то начинает с 10 секунд, кто-то сразу минут по 20 стоит. За несколько месяцев люди достигают результата в целый час. Один наш парень Никита в какой-то период перестал чувствовать гвозди. Мы ему придумали утяжеление в 60 кг в виде девушки на плечах – выстоял полчаса, потом снова ощутил ноги.
– А как стояние на гвоздях влияет на человека?
– Главное изменение – люди становятся живыми! Они начинают чувствовать жизнь, получать от нее удовольствие. Испытывают радость от простых вещей, появляется блеск в глазах, еда становится вкусней. В Питере даже праздник устроили, когда 60 человек вместе стояли на гвоздях и радовались – мы тоже хотим устроить такой флэшмоб на Арбате.
Это не эзотерика, здесь много практической стороны вопроса. Это жить помогает, оперативно решать какие-то вопросы, не поддаваться давлению внешних обстоятельств. Если уж ты стоишь на гвоздях, то все остальные жизненные ситуации – пыль, мелочь.
– А есть ли какой-то лечебный эффект от таких процедур?
– Для меня самый важный момент стояния на гвоздях – это чистое состояние здесь и сейчас, его ни с чем не перепутаешь. Но помимо этого, есть такая вещь, как массаж стоп. ведь на них, как известно, находится проекция всех внутренних органов. Кровоток начинает пульсировать: чувствуешь, как кровь идет по телу и попадает в уголки, в которые она вообще раньше не заходила. Лимфа начинает активно двигаться, хотя обычно заставить ее это сделать могут только физические упражнения.
Фото: портал Москва 24/Наталья Лоскутникова
Доска с гвоздями на индийском звучит как «садху» – внутренний огонь. Когда он в тебе разгорается, то сжигает все ненужное. Следом приходит момент осознанности: стопы становятся чувствительными, начинаешь ощущать свое тело, каждый шаг. Обычно ведь как: мы чувствуем тело лишь когда у него что-то болит. А тут, наоборот – тебя начинает распирать от положительных эмоций.
Зачем стоять на гвоздях?
Но это мнение, можно сказать, профессиональное. Видно, что для Романа стояние на гвоздях стало практически делом жизни. Мы решили поговорить с адептами его движения и узнать у москвичей, почему они решили стоять на гвоздях и что каждый находит в этом занятии лично для себя.
Директор аптеки Светлана рассказала, что сначала заказала доску для друга, но потом решила сама опробовать подарок. «Мне было интересно посмотреть, как я реагирую на боль и что вообще будет происходить. Я поняла, что через какой-то промежуток времени можно пройти эту боль и тогда наступает самое интересное – ты будто погружаешься в нирвану! Ум сразу успокаивается, легче принимаются решения – понимаешь, куда двигаться, как поступить. Мой рекорд – 1 час 20 минут», – поделилась женщина.
Консультант по правильному питанию и мастер шиацу Андрей стоит на гвоздях уже два года. Его уровень позволяет заниматься с различными вариациями: отжиматься на гвоздях, стоять с утяжелением. » Как-то взял в руки гири по 32 килограмма каждая. Оказалось даже легче стоять: тебя будто придавливает, и меньше шансов «слиться». Ощущение, что в проекции стопы включаются какие-то рецепторы. И когда сходишь с доски, кажется, что не идешь, а плывешь по земле!», – с восхищением замечает он.
Интернет-маркетолог Вика в первый сеанс простояла не больше тридцати секунд, после чего спрыгнула от резкой боли в ногах. Тем не менее, она решила продолжить занятия и приобрести собственную доску. Ее увлек новый необычный опыт. «Благодаря этому можно стать более устойчивым. И, конечно, адреналин! Я бы
сравнила ощущение от гвоздей с прыжком с парашюта», – призналась Вика.
А что врачи?
Положительный эффект от стояния на гвоздях признает и доказательная медицина. Заведующая неврологическим отделением, руководитель центра боли Московского областного научно-исследовательского клинического института им. М. Ф. Владимирского (МОНИКИ) Ольга Штанг пояснила, что таким образом вызывается болевой синдром, в ответ на который организм активирует все системы: нервную, гуморальную, иммунную и другие.
Это мягкие игольчатые коврики, которые используются в домашних условиях и реабилитационных центрах. Они направлены на раздражение биологически активных точек стоп, в проекции которых находятся все органы системы. Могут использоваться также в виде валиков для шеи и поясницы.
Эффект получается одинаковый, а именно – местное воздействие на рецепторы кожи, благодаря чему передается информация всему организму, подчеркивает Штанг. Однако следует помнить, что применять такой метод можно только при целостности кожных покровов и психологически без грубого фанатизма. Не нужно рассматривать это как панацею и заменять им жизненно-необходимые лекарства. Гвоздестояние будет полезно как общеукрепляющее, профилактическое и реабилитационное дополнение.