Задача без краткой записи что
Как правильно сделать краткую запись условий зада
Как правильно делать краткую запись условий задачи, чтобы решить задачу
или
Теория корректного формализма
Известно, что решение предметной (=текстовой) задачи начинается с краткой записи её условий. Но что такое краткая запись условий задачи? Ответ на этот вопрос ясен из того, для чего же делается краткая запись условий задачи. Она делается для того, что перевести текст условий задачи на естественном языке на язык математический. И это нужно для того, чтобы потом при решении можно было применять (без опаски) математику (и логику) как инструменты рассуждений.
Почему же для этого так нужна математика и логика? Да потому, что на сегодняшний день логика (и впридачу ей математика) – единственное средство формальных рассуждений. То есть таких рассуждений, которые делаются при помощи просто манипуляций с текстами, но при этом по строго определённым правилам.
(Простейший пример этого – вычисления столбиком на бумаге. Материальный прообраз этих вычислений – вычисления при помощи счёт (=абаков) или палочек.)
Но, чтобы обеспечить формальность рассуждений, нужен и 100%-но формальный язык. А именно, это такой язык, в котором запрещено:
1)разное обозначать одинаково;
2)одинаковое обозначать по-разному.
Почему так? Да очень просто: потому что такое ведёт к путанице.
(Это очевидно, но почему это ни в курсе математики, ни в курсе логики в школе не сообщают. Спрашивается, почему?)
В принципе, такое обеспечивает и естественный язык. Но при определённых условиях, а именно:
1)мы запрещаем в нём применение омонимов и синонимов.(1ая и 2-ая теорема когнитологии)
2)учитываем естественную структуру высказываний (и выражений в них) (то есть связь между словами) для уточнения обозначений объектов в них.
Сначала проиллюстрирую последнее на простых примерах. Просто читаем текст условий задачи, делим его на самодостаточные фрагменты (в виде выражений) и записываем эти выражения в условие.
И только потом вырабатываем для этих выражений краткие обозначения, для использования их в формулах.
Ведь главное при этом – не просто как-то обозначить величины, а увидеть связь слов в выражениях и отобразить её в обозначениях. Иначе говоря, нужно хорошенько понять, что за каждым обозначением стоит целое выражение, а не одно слово. И, если мы сосредоточим своё внимание на одном слове из этого выражения, то смысл выражения нами будет утерян.
Но, чтобы вввести обозначения более уверенно и не потерять ничего, надо сперва проанализировать задачу на предмет наличия в ней:
1)предметов
2)процессов
3)ситуаций
4)материалов
5)свойств
6)значений свойств
7)отношений свойств
8)приращений свойств
Таким образом мы определим сущности, фигуририрующие в задаче, их роды и типы, а также дадим им наименования. Вот тогда всё готово, чтобы вводить правильные обозначения.
184.Отсоединенный от источника тока плоский воздушный конденсатор заряжен до разности потенциалов V. Если такой конденсатор заполнить диэлектриком с диэлектрической проницаемостью е, то разность потенциалов между обкладками конденсатора станет равной.
Предварительный анализ задачи:
1)о каких предметах (или конструкциях) идёт речь в задаче?
-конденсатор (тип предмета) К1 (наименование предмета)
-источник тока ИТ
2)какие процессы есть в задаче?
-зарядка (тип процесса) К1 (наименование субъекта процесса) = З(К1)
-отключение конденсатора К1 от ИТ = О(Л1,ИТ)
-замена (тип процесса) диэлектрика К1 (указание отношения субъекта процесса к поименованнму предмету) = З(Д(К1))
3)какие ситуации фигурируют в задаче?
-конец заряда К1 = к(З(К1)) = С1
-конец замены диэлектрика К1 = к(Д(К1)) = С2
4)материалы?
-диэлектрик К1 в С1 = Д(К1,С1) = В
-диэлектрик К1 в С2 = Д(К1,С1) = Н
5)свойства?
-разность потенциалов на К1 в С1= U(K1,С1) = U1
-относит. диэлектрическая проницаемость В = eps(В) = eps(Д(К1,С1)) = eps1
-относит. диэлектрическая проницаемость Н = eps(Н) = eps(Д(К1,С2)) = eps2
-разность потенциалов на К1 в С2= U(K1,С2) = U2
6)значения свойств?
-eps1=1
-U1=V
-eps2=e
— U2=?
В конце строк – (допустимые) упрощение формализма.(т.к. конденсатор – один)
Нет ли чего-то, что забыли (обошли вниманием)? Есть.
А именно:
предметы:
-источник тока ИТ
процессы:
-отключение конденсатора К1 от ИТ = О(Л1,ИТ)
193.Как изменится сила тока, протекающего по проводнику, если напряжение между его концами и площадь поперечного сечения проводника уменьшить в 2 раза?
Краткая запись к задаче. Нужна ли она?
При решении задач в начальной школе, да и не только, записывают краткую запись. Хочу поделиться своим мнением о краткой записи.
Краткая запись. Зачем нужна краткая запись?
Для чего нужна краткая запись? Раньше считалось для облегчения выбора действия, чтобы найти неизвестную величину. Но так ли это?
«В школе старшего сына на уроках математики мучают некоей краткой записью задач»… Это мнения родителей и я с ним согласна.
Когда я получала педагогическое образование, краткая запись при решении задачи была обязательна (мы писали виды краткой записи: фигурная скобка – сколько всего; стрелочка к большей (меньшей) величине – на столько больше (меньше); было, взяли, осталось… и т.д. ) Например:
Вот фрагмент урока по теме «Краткая запись».
» На проводах сидело 20 ласточек. Из них улетело 5 ласточек. Сколько ласточек осталось на проводах?
— Назовите требование этой задачи? (Вопрос задачи.)
— Давайте вернемся к условию этой задачи. О чем говорится? Ласточки что делали?
— Давайте составим краткую запись.
Сидело- 20 л.
Улетело – 5 л.
Я, Сафонова Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов, думаю, что НЕТ, исходя из опыта работы, личного опыта (выполняя домашние задания со своими собственными детьми)!
Шло время, увеличивался стаж работы, приходило осознание методик, приобретённых в институте и я стала понимать, что дети обладающие гибкостью ума, легко составляют краткую запись и способ действия выбирают правильно, находя неизвестную величину. А самое главное, что этим детям и краткая запись не нужна, они и без краткой записи выбирают правильное действие для нахождения неизвестного!
Примеры задач, к которым составляется такая схема:
1.На проводах сидело 20 ласточек. Из них улетело 5 ласточек. Сколько ласточек осталось на проводах?
2. У Тани 5 яблок, у её сестры Вали 7 яблок. Сколько яблок у Тани и Вали вместе?
3. На стоянке стояли машины. После того как уехало 17 машин, на стоянке осталось 9 машин. Сколько машин стояло на стоянке?
И точно такой же подход к простейшим задачам на умножение и деление. Одним словом, кто хочет дать «костыль» при решении задач слабому ученику, рекомендую работать со схемой.
Образцы оформления задачи
В разделе «Задачи» мы рассмотрели несколько видов задач. Теперь поучимся оформлять решения к ним.
В вопросе задач такого типа всегда есть «Сколько всего?»
На школьном участке ребята посадили 7 лип и 4 клёна.
Сколько всего деревьев посадили ребята?
2. Задачи на нахождение остатка
Мама с Юлей посадили 7 кустов смородины. Затем они полили 4 куста.
Сколько кустов смородины осталось полить?
Сколько грибов нашёл Володя?
У Ани было 10 рублей, а у Оли на 2 рубля меньше.
Сколько денег было у Оли?
4. Задачи на разностное сравнение
Краски стоят 15 рублей, а альбом 8 рублей.
На сколько рублей краски дороже альбома?
Дыня весит 3 кг, а арбуз 7 кг.
На сколько кг дыня легче арбуза?
5. Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
В условии «Было. Стало. «
В вопросе «Сколько добавили?»
У Саши было 4 карандаша. Когда ему купили еще несколько карандашей, у него их стало 9.
Сколько карандашей купили Саше?
6. Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
В условии «Было. Осталось. «
В вопросе «Сколько уехало?»
«Сколько человек вышло?»
В гараже было 9 машин. Когда несколько машин уехало, в гараже осталось 5 машин.
Сколько машин уехало?
7. Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
В условии «Убрали. Осталось. «
В вопросе «Сколько было сначала?»
После того, как Дима отдал 2 свои машинки младшему брату, у него осталось 6 машинок.
Сколько машинок было у Димы сначала?
Задачи в 2 и 3 действия
Бабушка испекла пончики и разложила их по тарелкам. На первую тарелку она положила 5 пончиков, а на вторую на вторую на 2 пончика меньше.
Сколько всего пончиков испекла бабушка?
Сколько рыбок в двух аквариумах?
У Тани было 10 тетрадей. Она использовала 4 тетради.
На сколько больше тетрадей осталось, чем Таня использовала?
У Юры было 12 счетных палочек. Для решения примеров он использовал сначала 3, а потом еще 4 палочки.
Сколько палочек у него осталось?
У Вани было 20 рублей. На покупку карандаша и ручки он истратил 6 и 8 рублей.
Сколько рублей осталось у Вани?
Задачи с составлением таблиц по из условию:
I тип:
На 3 одинаковые шторы израсходовали 18 м ткани. Сколько таких штор можно сшить из 30 м такой же ткани?
В двух одинаковых пакетах 4 кг муки. Сколько килограммов муки в пяти таких пакетах?
Задачи с составлением рисунка по условию:
Два года назад Юле было 10 лет. Сколько лет будет Юле через 6 лет?
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Краткая запись условия задач в 1-4 классе начальной школы
Для того, чтобы наглядно представить задачу и облегчить себе процесс ее решения, составляется краткая запись условия задачи. В краткой записи фиксируются величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т. п. и знаки, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т. п.
Краткую запись задачи можно выполнять в виде опорной схемы, таблицы, чертежа, с помощью геометрических фигур.
Для того чтобы краткая запись в максимальной степени способствовала решению задачи, нужно:
1) Краткую запись составлять на основе анализа текста задачи;
2) В краткой записи должно быть минимальное количество условных обозначений;
3) Количество вопросительных знаков в краткой записи должно соответствовать количеству действий в задаче;
4) Форму краткой записи выбирать такую, чтобы она более наглядно представляла условие задачи.
Основные виды краткой записи в начальной школе
Краткая запись в зависимости от типа задач:
Возможны вариации перечисленных вариантов краткой записи в зависимости от условия задачи. Возможна и запись в виде таблиц и рисунков.
Примеры задач:
— Витя собрал коллекцию из 18 камней и разложил на коробки поровну. Сколько камней в каждой банке?
Простая задача на деление на равные части, оформляем такие задачи в виде таблицы
В 1 коробке Количество коробок Всего камней
? к. 3 к. 18 к.
— 8 приглашений разложили в конверты, по 2 в каждый. Сколько использовали конвертов?
— Трое друзей решили сложится поровну и купить мяч стоимостью 60 рублей. Сколько денег должен дать каждый из них?
На 1 чел. денег Количество чел. Всего денег
поровну 3 чел. 60 руб.
— Одну деталь мастер должен делать за 45 мин, а делает за 38 мин. Сколько времени сэкономит мастер, когда он сделает 8 деталей?
Составная задача на разностное сравнение, лучше оформить в виде таблицы.
— Вера посадила 9 луковиц, по 3 луковицы в ряд. Сколько получилось рядов?
Это простая задача на деление по содержанию. Такую задачу нагляднее оформить картинкой.
— В детский сад привезли два бидона с молоком, по 20 л в каждом. За завтраком дети выпили 12 л молока. Сколько литров молока осталось?
Задача на нахождение остатка.
— В куске ткани было 24 м ткани. Из 10 м этой ткани сшили одинаковые детские костюмы, а из остальной ткани-7 одинаковых детских пальто. Сколько метров ткани расходовали на одно пальто.
— В парк привезли 33 куста роз. Когда на нескольких клумбах посадили по 6 кустов, то осталось еще 15 кустов. Сколько было клумб?
— В прятки играли 12 ребят. К ним присоединились 3 девочки и 4 мальчика. Сколько всего ребят стали играть в прятки?
— У Саши было 6 наклеек. Он подарил другу 2 наклейки. Потом Саша купил еще 5 наклеек. Сколько наклеек стало у Саши?
— На полянке паслись 14 коров, а овец на 10 больше. Сколько животных паслись на полянке?
— В первый день вырыли 5м траншеи, во второй на 3м меньше, чем в первый, в третий на 1м больше, чем во второй. На сколько больше вырыли траншей в первый и во второй день вместе, чем в третий?
— На двух полках было 17 кг меда. Со второй полки продали 5 кг и на 2 полках стало поровну. Сколько кг меда было на 1 полке?
Нагляднее представит задачу запись в виде схемы.
Пояснения к решению задач
Эта форма работы над составной задачей предусматривает проверку умения учащихся по данным действиям решения задачи пояснить, на какой вопрос и с какой целью отвечает действие. Таким образом, в конце каждого действия пишем пояснение, что именно мы нашли этим действием. Такая форма работы помогает учащимся увидеть другие отношения, вести необходимую цепочку логических рассуждений, анализировать и делать выводы.
Ответ задачи
Если использовались пояснения, ответ можно записать кратко. Если же не использовались, пишем полный ответ.
Задача без краткой записи что
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА БУДУЩЕГО, ПРОВЕРЕННАЯ ПРОШЛЫМ
Этот сайт посвящен возрожденным классическим традициям образования.
С глубокой благодарностью к великим педагогам прошлого, оставившим нам это бесценное наследие.
АЛТУШКИНА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА
Руководитель проекта
Как перед многими мамами, передо мной когда-то встала проблема школьного обучения своих подросших детишек. Отдавать их в школу было безумно жалко. Я точно знала, что им там будет плохо, хотя и не могла тогда ясно сформулировать, почему…
ГОРЯЧЕВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА
Разработчик филологического блока
Бывают ли в жизни чудеса.
В самом начале 2008 года мне позвонили из Екатеринбурга. За полторы тысячи километров от Москвы состоятельная многодетная мама, озадаченная образованием своих детишек, нашла мои публикации, посвящённые К. Д. Ушинскому, его учебным книгам, и обратилась ко мне за советами. Это был подарок свыше!
КОСТЕНКО ИГОРЬ ПЕТРОВИЧ
Разработчик математического блока, канд. физико-математич. наук, доцент
Более 140 опубликованных работ — научно-математических, научно-методических, историко-педагогических, в том числе учебник по теории вероятностей (изд. 2004 г. и 2012 г.) и монография «Проблема качества математического образования в свете исторической ретроспективы» (2013 г.).
НИФОНТОВА ЕЛИЗАВЕТА МИХАЙЛОВНА
Разработчик математического блока,
тренер-методист
Я работаю в Русской классической школе учителем математики и методистом уже более восьми лет. В эту школу я попала чудом, иначе не скажешь. Вспоминаю своё собеседование с учредителем школы — Татьяной Анатольевной.
БАЛАКАЕВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ
Разработчик программ по истории
По образованию я юрист. Окончил Свердловский юридический институт по специальности «правоведение». После получения диплома работал в Институте философии и права УрО РАН. Потом судьба привела меня в школу, и я стал учителем истории.
МАЛЮГА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Преподаватель начальной школы,
тренер-методист
Учителем начальных классов я работаю более 20 лет.
Начинала преподавать по программе традиционного обучения (математика М. И. Моро, Г. В. Бельтюкова; русский язык Т. Г. Рамзаевой, чтение М. И. Горецкого). Немного поработала и по программе «Школа 2100».
ШИПОВА НАТАЛЬЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Преподаватель филологии,
тренер-методист
Выбрать профессию учителя — это взять на себя огромную ответственность за юные души твоих учеников, а учитель-словесник вдвойне в ответе за то, какими людьми станут его ученики, с каким отношением к жизни, к людям, к Родине они выйдут из школы.
КОЧЕВА НИНА ВАСИЛЬЕВНА
Педагог дошкольного и начального образования,
тренер-методист
Я начала работать по этой программе десять лет назад. За спиной у меня к этому времени был многолетний опыт работы в общеобразовательной школе. И я думаю, что именно он помешал мне сразу принять и оценить новую программу.
КОСТЕНКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Преподаватель
церковнославянского языка
По образованию я тренер-преподаватель. До работы в Русской классической школе был детским тренером по карате. Многого достиг как сам, будучи спортсменом, так и на тренерском поприще, и считал, что спорт — это призвание на всю мою жизнь…
ПЕТРОВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
Преподаватель филологии
По специальности я учитель английского и немецкого языков. В Русской классической школе работаю с 2011 года. Моё знакомство с РКШ началось с расписания уроков, которое я случайно увидела, будучи в гостях.
ВОЛКОВА ВЕРА БОРИСОВНА
Секретарь
Русской классической школы
Русская Классическая Школа стала частью моей жизни очень стремительно, буквально в течение одного дня.
Август 2012 года. Я уже полгода работаю секретарём в школе — приказы, документы, справки. А школа не обычная, средняя, а Русская классическая.