Цель: дать представление о национальном характере России, этническом виде лица и о национальном костюме разных народов; познакомить с национальными праздниками.
Личностные результаты
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения
Планируемые результаты (предметные)
Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, находят средства ее осуществления; умеют определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, работать коллективно в парах и группах, оценивать правильность выполнения действий, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: умеют ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт. Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий
Образовательные ресурсы
Учебник: «Окружающий мир» (авт.А.А.Плешаков), рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» (авт. Н.А.Соколова); картинки-пазлы (для групповой работы); презентация
Этапы урока
Ход урока
Формы контроля
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный момент
Долгожданный дан звонок. Начинается урок. Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Влево, вправо повернулись И друг другу улыбнулись.
Актуализация знаний
Повторение
— На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. — Вспомните, как называется наша страна? — Какие главные символы страны запомнили? — Что означают три цвета флага? — Что символизирует герб?
Дети повторяют пройденный материал
Формулированиетемы, планирование деятельности
— Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по нашей стране. — Посмотрите на слайд, действительно, наша страна занимает огромную территорию и населяют ее разные народы. (Показывает карту России, рисунки с изображением кукол в национальных костюмах) — Подумайте, что связывает друг с другом все народы России? — Какова тема нашего урока? — Я предлагаю вам совершить путешествие «В гости к народам России» — Так какую цель мы поставим перед собой? Какие новые знания будем открывать? Прочитать (с.12) в учебнике. — Почему нам нужно знать о народах России? — Подумайте над этим вопросом во время нашего путешествия.
Высказывают свое мнение
Формулирование темы и цели урока
2 группа— Кавказ (Слайд) — Наш маршрут – (отвечает представитель 2 группы) на Кавказ. Какие особенности костюмов народов Кавказа? Чеченцы – отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины – основное население Кавказа. Кавказ – родина многих народов со своей культурой, языком, традициями. Очень интересна кавказская свадьба (Рассказ сопровождается показом презентации)
Дети отмечают наличие кинжала, папахи и т.д
3 группа— Уральские горы (Слайд) — Наш самолёт летит к Уральским горам. Народы Урала хорошо сохранили свои традиции. На юге Уральских гор живут башкиры – четвёртый по численности народ России.
— Уральские горы
4 группа— Крайний Север (Слайд) — Крайний север – это самый холодный и дальний край нашего Отечества, где дольше всех гостит зима. Люди одеваются в одежду из оленьего меха. Праздники народов Севера связаны с природой, одним из значимых является Вороний праздник- праздник встречи весны — Чем отличаются люди разных национальностей? — Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои. Также свои традиции, праздники, обычаи — Много различий между народами, но еще больше между ними общего. — Подумайте, что может объединять, связывать друг с другом народы России? — А сейчас отправимся в главный город нашей страны.
— внешний вид, костюмы
Проверка домашнего задания
— Нетерпеливый Муравьишка еле дождался, чтобы спросить у вас, что же рассказали вам родители о нашем родном городе. Год образования? Герб? Достопримечательности? Знаменитые люди? — В какой области находится наш город? Какие народы населяют наш край? — Россия – это крупнейшее многонациональное государство. На ее землях живут более 180 национальностей. Много народов живет на нашей земле, и все они составляют единую и дружную семью. Все они являются равноправными гражданами России. В нашем городе проживают люди более 100 национальностей. В дальнейшем мы более подробно познакомимся с национальными традициями. — Вернёмся к нашему проблемному вопросу: Почему нам нужно знать о народах России?
Дети рассказывают сообщения, которые подготовили дома
Итог. Рефлексия
— Какая была тема урока? — Какую цель ставили? — Достигли цели? — Узнали, почему Россию называют союзом братских народов? — Важны ли для вас знания и умения, полученные сегодня на уроке? — Оцените свою деятельность на уроке, используя один из смайликов: зелёный, красный, жёлтый.
Учащиеся показывают один из смайликов и объясняют свой выбор
Беседа для детей «Какие народы живут в нашей стране»
Нина Марковская Беседа для детей «Какие народы живут в нашей стране»
Беседа
«Какие народы живут в России»
Тема: Какие народы живут в России.
Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.
Оборудование и материалы: иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах и куклы, одетые в национальные костюмы, иллюстрации или предметы национальных промыслов народов России.
Предварительная работа: чтение сказок народов России.
Ход Занятия
— В какой стране мы живём? (Россия)
Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих. А народов этих очень много. Русские, чуваши, мордва, башкиры, татары – в средней полосе России, чукчи, ненцы – на севере, осетины, ингуши – на юге страны. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции.
— Что такое традиции? (Ответы детей)
Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.
— Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)
А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Итак, у каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.
У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. Каждый народ по капле вносит свой вклад в сокровищницу культуры и истории нашего государства. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны.
Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди. чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая, ведь на севере так холодно! Она сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должны быть тёплой и удобной. Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.
— Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщин, кафтан, шапка, штаны у мужчины.)
— Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме? (На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент.)
— А посмотрите, какой красивый мордовский национальный костюм. Обязательный атрибут мордовского женского костюма – красивый пояс – пулай.
Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.
У каждого народа свой язык. Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.
Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение.У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку.
Все сказки похожи одна на другую.
— Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)
Да, в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.
— Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)
Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.
Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. (Воспитатель показывает образцы народных промыслов.)
— Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки.)
Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать.
У каждого народа есть свои любимые блюда. Сегодня мы попробуем некоторые из них.
Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги, блины.
У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины.
У осетин и ингушей – халва, пахлава.
Татары делают вкусные сладости, например чак –чак.
— Наша страна сильна своим единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.
Беседа «В нашей группе дружат мальчики и девочки» Цель: 1. Продолжение работы по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми; 2. Формирование знаний детей о правилах знакомства.
Чтение стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря-океаны». Беседа о защитниках нашей Родины в средней группе с ОВЗ Воспитатель:Колесникова Е. В. Образовательная область: «Речевое развитие»; художественная литература. Педагогическая цель: продолжать развивать.
Конспект НОД «Где живут овощи и фрукты» для детей младшей группы ДОУ Конспект НОД «Где живут овощи и фрукты» для детей младшей группы ДОУ. Воспитатель: Турчук О. С. Цель НОД: формировать у детей младшего дошкольного.
Познавательная беседа для детей 6–7 лет «Какие звери живут в лесу?» Цель: Вызвать интерес, доставить радостное настроение при ознакомлении с дикими животными. Задачи: Расширять представления об особенностях.
Проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «В доме с хозяином дружно живут — значит, домашними все их зовут» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Колокольчики» «В доме с хозяином дружно живут.
Проект «Какие птицы живут на территории нашего детского сада» для детей 5–7 лет Название проекта: «Какие птицы, живут на территории нашего детского сада»Возраст детей, на которых рассчитан проект 5-7 лет Состав проектной.
Знакомство с зимующими птицами. Беседа с детьми младшей группы «Как живут птицы зимой?» Беседа с детьми младшей группы. Как живут птицы зимой? Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме как и люди.
— Каждый из нас принадлежи к какому-то народу, национальности. Некоторые из вас уже побывали в других местах нашей страны. Какие народы, кроме русских вы знаете?
— Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке?
— Откройте учебник на стр.12
Ребята, давайте с вами рассмотрим представителей некоторых народов России и сравним их лица и костюмы.
Русский народ: девушки носили длинные рубахи с рукавами, поверх нее надевали сарафан, на голове заплетали одну косу и украшали голову лентой или венцом.
Парни носили рубахи, которые подпоясывали узким поясом и были порты, это так назывались штаны. Из обуви носили лапти.
Татарский народ : в татарском национальном костюме преобладают белые, красные, синие, зеленые цвета. Татарские девушки надевали на голову бархатный калфак, расшитый бисером или жемчугом.
Основа мужского костюма это штаны и рубаха, которую шили очень свободной, длинной до колен. Штаны шили из полосатой ткани.
Представители сильного пола надевали сорочки двух видов. Это могла быть короткая рубашка или длинная рубашка, которая доставала до колен. Штаны не отличались разнообразием: узкие, суконные. Рубашки часто дополнялись шейными платками. –
Бурятский народ : Мужская одежда- летний и зимний халат, который обязательно опоясывался. Шапки.
Женская одежда- Девочки носили длинные платья, которые подпоясывались, чтобы подчеркнуть тонкую, гибкую талию. На голове девушки носили кушаки.
Осетинскийнарод: Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения. Мужчины на голове носят папахи с 3х лет, значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет.
Чукотский народ : Одеваются очень тепло, т.к живут на севере, шьют одежду из шкур животных в основном оленей, шубы, на ногах унты.
— Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз.
Только ли внешне отличаются друг от друга представители разных народов?
— Все народы живут в одной стране, единой семьей. Вместе трудятся, отдыхают, решат проблемы, но у каждого народа есть свои традиции.
Традиция- это то, что перешло от одного поколения к другому. Например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)
— А еще все народы отмечают праздники, какие праздники вы знаете.
— Кроме этих праздников народы России отмечают и национальные праздники. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Русский народный праздник- Масленица (связан с проводами зимы и встречей весны. Разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы)
Пасха- (Светлое Христово Воскресение (воскресение Иисуса Христа). Сегодня этот важнейший христианский праздник отмечается в России очень широко. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы).
Ежегодно в нашей стране проводится национальный праздник татар и башкир – Сабантуй – праздник урожая. Отмечается он в воскресенье. К нему готовятся заранее — убирают и белят в доме, готовят угощения для гостей
Праздник Курбан – байрам отмечается в Башкирии, Татарстане, Чечне и других исламских государствах. В этот день принято совершать полное омовение, закалывать овец и есть баранину, раздавать милостыню (делиться угощением из баранины). Праздник показывает милосердие, величие Бога и то, что люди должны исполнять повеление Бога, каким бы трудным оно не было.
Новруз – религиозный праздник начала нового года у татар и башкир. На праздничный стол складывают круглые лепёшки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов.
Важную роль в жизни народов России играет религия.
Религия- совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа, которые являются предметом поколения.
Особенно распространены в нашей стране такие религии как христианство, ислам, иудаизм, буддизм.
— Детям раздается картинка с одним из народов России, которую нужно раскрасить.
— Назовите название национальностей, которые изображены на рисунке.
— Ребята, кто назовет, какие народы проживают в России?
— Чем различаются представители разных народов?
— А какие народы населяют наш край, Новосибирскую область.
— Какие русские народные праздники вы запомнили?
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Конспект урока по окружающему миру «Что мы знаем о народах России», 1 класс, программа «Школа России»
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
муниципального образования город Нягань
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
«Что мы знаем о народах России»
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Тема урока: «Что мы знаем о народах России?», 1 класс, окружающий мир.
Место и роль урока, занятия в изучаемой теме: 1 класс, I четверть, окружающий мир, программа «Школа России», автор программы и учебника Плешаков А.А., урок открытия нового знания
Образовательные ресурсы : учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. Стр. 12-13,
рабочая тетрадь Окружающий мир. 1 класс. Часть 1. стр.5-6.
-карточки с заданиями (для работы в группах)
-карточки «Костюмы народов России», цветные карандаши
-фонограмма песни «Барыня»
Познакомить с народами, проживающими в России, с национальными костюмами народов, проживающих на территории России, с традиционными праздниками народов России;
Развивать универсальные учебные действия:
— умение понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации учебника; сравнивать национальные костюмы представителей разных народов;
— развивать интерес к национальным праздникам через народные игры;
— обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;
— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
Воспитывать уважительное отношение ко всем народам России;
— воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе и работе в парах.
Формы, методы, технологии обучения: групповая и индивидуальная работа, практическая работа, дидактическая игра, игровая технология, ИКТ, приём драматизации, развитие универсальных учебных навыков, проблемно-диалогическая технология, демонстрационно-тренировочный приём.
Планируемые образовательные результаты:
— знать названия некоторых народов, населяющих Россию. Уметь называть отличия народов друг от друга и что их связывает в единую семью.
— уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
— уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
— высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
— вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
— перечислять некоторые народы, проживающие на территории Российской Федерации;
— находить информацию о народах своего края.
— работать по предложенному учителем плану.
— уметь оформлять свою мысль в устной форме;
— слушать и понимать речь других;
— совместно договариваться о правилах поведения и общения в группе и следовать им.
— уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Содержание учебного материала
Методы и приемы работы
Формы организации учебной деятельности
Формирование универсальных учебных действий:
I.Мотивация к учебной деятельности
актуализируем требования к ученику со стороны учебной деятельности
Учитель: «На прошлом уроке мы вместе с Муравьем Вопросиком путешествовали по нашей стране. Слайд 2 Муравей
— Вспомните, как называется наша страна? Как называется ее столица?
Мотивация учащихся к учебной деятельности
проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу
Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.
Включение в учебный процесс
Личностные УУД : развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватное представление о ней.
Подготовка рабочего места.
II.Актуализация знаний и умений
актуализировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.
Звучит Гимн Слайд 2 ЗВУК
— Какое чувство возникло у вас, когда вы слушали гимн? (Чувство гордости, восторга, радости)
— Как вы понимаете слова гимна «Братских народов союз вековой?» Слайд 2 Рисунок Народы
Рисунки с изображением кукол в национальных костюмах.
— Действительно, наша страна занимает огромную территорию. И населяют её люди разных национальностей.
— Какие народы населяют Россию?
-Что мы знаем о народах России?
Показывает политическую карту России, рисунки с изображением кукол в национальных костюмах.
Сообщение, наблюдение, беседа, слушание.
Проявление интереса к материалу изучаемого материала.
Представление собственного опыта, высказывание собственных мыслей.
Демонстрируют знания- незнания по теме.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Регулятивные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале
III.Постановка проблемного вопроса.
темы и целей урока.
— организовать постановку цели урока; формулирование цели и задач урока
— Рассмотрите на рисунках представителей некоторых народов России. Сравните лица и костюмы людей.
— Люди разных народов отличаются друг от друга внешним видом: овалом лица, цветом волос, разрезом глаз. И национальные костюмы у каждого народа свои.
— Подумайте, что связывает друг с другом все народы России?
— Какова тема нашего урока?
— Я предлагаю вам совершить путешествие «В гости к народам России» на Слайд 2 Самолётике
— Так какую цель мы поставим перед собой? Какие новые знания будем открывать?
Дети с помощью учителя формулируют цель урока – открыть новые знания о народах России.
— Почему нам нужно знать о народах России?
Используя приём «яркое пятно» (рисунки), создаёт ситуацию для выявления знаний-незнаний учащихся по теме урока; помочь детям формулировать цели и задачи урока.
Учить выделять, что сегодня на уроке узнают.
Совместно выдвигают варианты формулировок цели и задач, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях.
Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. высказывают свои предположения. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему.
Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между
целью учебной деятельности и её мотивом.
IV.Открытие нового знания.
организовать изучение нового материала;
формировать умение делать выводы;
развитие умения извлекать необходимую информацию, организация диалога, позволяющего выявить связи между изученными и новыми знаниями
— Думайте над этим вопросом во время нашего путешествия.
— Летим в Поволжье. Здесь нас встречает татарский народ . Слайды 4,5.
-Татары – вторая по численности народность на территории России. Национальная одежда татар состояла из шаровар и рубашки. Сверху надевали халаты, кафтаны. На голову мужчины надевали тюбетейку, зимой шапку на меху. Женщины – вышитую бархатную шапочку и платок. На ноги одевали сапоги-ичиги.
— Наш маршрут – на Кавказ. Слайды 6,7. Какие особенности костюмов народов Кавказа?
Чеченцы – отличные воины, стрелки, это отражается в их народном костюме. Осетины – основное население Кавказа. Кавказ – родина многих народов со своей культурой, языком, традициями.
— Наш самолёт летит к Уральским горам. Слайды 8, 9. Народы Урала хорошо сохранили свои традиции. На юге Уральских гор живут башкиры – четвёртая по численности народ России.
— Пора возвращаться на родину, в Ханты-Мансийский округ. Слайды 10,11.
Какие коренные народы проживают в нашем округе? Ханты в переводе на русский язык означает – люди. Расскажите об особенностях их костюмов.
Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.
Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели и учебных задач. Выделяет соподчиненность целей и задач.