Задание по теме что изучает история средних веков 6 класс
Конспект урока по Всеобщей истории «Что изучает история средних веков» 6 класс
Вводный урок «Что изучает история Средних веков» 6-й класс
Тема урока: «Что изучает история средних веков».
Развивающие: активизация терминологических знаний (полученных на уроках в 5 классе) позволит продолжить работу над развитием навыка грамотного использования исторических терминов и понятий в речи учащихся, материал данного урока способствует также выработке умений анализа иллюстративного материала, работы со схемами, картами, историческими источниками.
Воспитательные: тематика урока позволяет обратить внимание учащихся на многообразие и неоднозначность истории, на важность каждого её этапа. Осознание этого, в свою очередь, ведёт к пониманию необходимости уважения и сохранения прошлого, в котором заложено настоящее и будущее человека.
Проектор, компьютер, экран.
Карта «Мир в Средние века»
исторический источник Карта:
Тема урока: «Что изучает история средних веков».
Познакомиться с понятием «Средневековье», знать хронологические рамки средневековья.
1.Место Средневековья в мировой истории. Происхождение термина.
3.Источники по истории Средних веков.
Методические действия учителя
Учебная деятельность учащихся
Заполнение журнала учителем
Дежурный сообщает количество присутствующих
2.Объяснение нового материала (25 мин.)
Объявление темы «Что изучает история средних веков».
Объявление цели урока: Познакомиться с понятием «Средневековье», знать хронологические рамки средневековья.
1.Место Средневековья в мировой истории. Происхождение термина.
Учащимся разъясняется, какая эпоха в мировой (всеобщей) истории называется средневековьем, почему эти века «средние», по отношению к какому периоду времени они являются таковыми.
Термин «средние века» был введен в Эпоху Возрождения (конец XV века) и означал период времени, расположенный между древним миром и Новым временем. Давайте запишем термин в тетрадь.
Средние века – это эпоха в истории человечества, охватывающая период с падения Западной Римской империи (V век) и до начала Великих географических открытий (конец XV века), совпавшая в Западной Европе со складыванием и расцветом феодальных отношений.
Учитель показывает на доске «Ленту времени», разъясняет положение средних веков на ней.
Учащимся даётся представление об этапах истории средних веков. Для этой цели используется схема на доске: «Этапы истории средних веков».
Поэтические названия этапов средневековья предложил голландский ученый Хёизинга и многие историки ими воспользовались.
В науке существуют различные взгляды на начало и завершение средних веков (с начала II тысячелетия, а не с падения Западной Римской империи, по 1453 год и другие точки зрения). В данном случае используется наиболее традиционная точка зрения.
Также можно выделить основной вклад, который внесли средние века в мировую историю:
в это время сформировались многие современные народы и языки;
города стали центрами ремесла и торговли;
возникли институты власти – парламент, суд присяжных, дипломатические службы;
появились университеты, книгопечатание;
огромный вклад во все сферы культуры.
3.Источники по истории Средних веков.
Переходя к рассмотрению вопроса об исторических источниках, актуализируются знания учащихся, полученные в ходе изучения предыдущих курсов истории (пропедевтического в начальной школе, регионального в основной школе, истории древнего мира):
1.Что вы знаете об исторических источниках?
2.Какие вы знаете историчекие источники?
Обобщая ответу учащихся, учитель предлагает следующую схему:
Конспект урока: «Введение в историю Средних веков.»6 класс.ФГОС
Технологическая карта урока
Предмет: Всеобщая история Класс:_______ Дата проведения___________
Введение в историю Средних веков
познакомить ребят с основным содержанием курса «История «Средних веков», дать представление о его специфике и особенностях; определить место учебной дисциплины в образовательном процессе; познакомить со справочным и методическим аппаратом учебника, задачами и структурой курса; вызвать интерес к новому учебному предмету.
предметные: определять хронологические рамки средневековья; объяснять значение и задачи курса «История Средних веков»; характеризовать основные источники средневековой истории;ориентироваться в структуре учебника; устанавливать преемственность между Античностью и Средневековьем;
метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятиям; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
личностные УУД: формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала; осмысливать важность изучения истории для самого себя; выражать свое отношение к роли истории в жизни общества.
История «средних веков», средневековье, исторические источники
схема «Классификация исторических источников»; мультимедийная презентация; лента времени.
Конспект урока по истории 6 класс «Что изучает история средних веков»
Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ *
Способствовать ознакомлению с учебником; создать условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья, этапах и хронологических рамках данного исторического периода; познакомить с историческими источниками, рассказывающими о Средневековье
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».
Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать.
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности
Агибалова, Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской ; под ред. А. А. Сванидзе. – М. : Просвещение, 2016.
Презентация «Что изучает история Средних веков», подготовленная учителем
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, атлас истории Средних веков; карта «Мир в Средние века»
Основное содержание темы, понятия и термины
Знакомство с учебником. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков
о рганизационная структура (сценарий) урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Формы
организации совзаимодействия
на уроке
формируемые умения (универсальные
учебные действия)
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
Работа
с учеб-ником
Знакомит с темой урока, требованиями, предъявляемыми к изучению курса, с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями).
– Найдите в учебнике и назовите основные темы курса.
– Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения предмета
Записывают тему урока
в тетрадь. Знакомятся с учебником. Формулируют задачи курса истории Средних веков
Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике.
Регулятивные: принимают учебную
задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу
Работа
с учебником
III. Актуализация знаний
Беседа по вопросам
– Какую историю вы изучали в 5 классе? (Историю Древнего мира.)
– С какими странами вы познакомились в курсе истории Древнего мира?
(Древним Египтом, Междуречьем, Вавилоном, Китаем, Индией, Древней Грецией, Спартой, Древним Римом.)
Формулируют ответы, приводят примеры
Перечисляют страны из курса истории Древнего мира и кратко их характеризуют
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Беседа по вопросам
IV. Изучение нового материала
изучает история Средних
Комментирует информацию, содержащуюся в презентации, акцентирует внимание на основных моментах (см. Приложение 1)
Слушают учителя, знакомятся с презентацией, делают записи в тетрадь
Устанавливают связь истории Средних веков
с историей Древнего мира, знают происхождение
и смысл понятия «Средневековье»
Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии
с поставленной за-дачей
– Опираясь на текст в учебнике, начертите в тетради «Ленту времени» и обозначьте на ней основные периоды.
– Разделите эпоху Средневековья на основные этапы
Представляют длительность изучаемой исторической эпохи
Познавательные: используют знаково-символические средства.
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
Работа
с текстом учебника
Предлагает прочитать о том, по каким
источникам ученые изучают историю Средних веков, и ответить на следующие вопросы:
– Что такое исторические источники?
(Исторические источники – это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства.)
Работают с текстом учебника, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы
Характеризуют
источники, рассказывающие об исторической эпохе
Познавательные: выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные: вносят в свои действия необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки.
Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения.
Личностные: осо-знают важность сохранения исторического наследия
V. Первичное осмысление
и закрепление знаний
Рассказ учителя «Можно
ли называть Средневековье темным временем?»
После рассказа задает вопросы:
– Почему Средние века часто называют темным временем? (Потому что в этот период в Европе постоянно шли феодальные войны. Различные болезни уничтожали население целых городов; господствовало религиозное сознание, действовал религиозный суд – инквизиция.)
– Какие положительные явления современной жизни берут начало в Средне-вековье? (Средние века подарили лю-
дям множество вещей: были изобретены фарфор, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое. Современные государства Европы появились именно в это время. Современные формы демократии, суд присяжных, такие формы правления, как монархия, берут начало в Средневековье. Первые университеты также были открыты в Средневековье, было доказано, что земля шарообразна, и т. д.)
Слушают рассказ учителя, формулируют
ответы, приводят примеры
Дают характеристику изучаемой эпохи
Регулятивные: принимают учебную задачу и планируют
свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: формулируют устные ответы на поставленные вопросы, выражают собственное мнение, учатся аргументировано его отстаивать
VI. Итоги урока. Реф-лексия
– Какая цель, задачи стояли в начале нашего урока? Смогли ли вы их достичь?
– Что нового вы сегодня узнали?
– Что запомнилось больше всего?
– Довольны ли вы своей работой?
Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу
на уроке, эмоциональное
состояние.
Личностные: проводят самооценку своей учебной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя; принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
Оцени-вание
работы учащихся на уроке
Учебник, с. 7–11; записи в тетрадях
Записывают домашнее задание, уточняют его
Ресурсный материал к уроку
Средневековье – это эпоха в истории человечества между Древним миром и Новым временем, продлившаяся примерно 11 столетий, от гибели Западной Римской империи до эпохи Великих географических открытий.
Эпоху Средневековья принято делить на три этапа:
1) раннее Средневековье (конец V – середина XI вв.) – зарождение отличительных черт эпохи;
2) развитое Средневековье (середина XI–XIII вв.) – период максимального расцвета феодализма, складывание национальных государств;
3) позднее Средневековье (XIV–XV вв.) – период зарождения капиталистических черт в обществе и постепенного разложения феодального строя.
МОЖНО ЛИ НАЗЫВАТЬ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ТЕМНЫМ ВРЕМЕНЕМ?
Все эти явления действительно имели место. Но все ли было только плохо? Современные ученые пришли к выводу, что нет. Средние века подарили нам множество вещей, без которых мы не представляем себе повседневную жизнь: фарфоровую посуду, зеркала, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы и многое другое.
Большинство современных государств образовались именно в это время – Англия, Франция, Нидерланды, Германия и др. В Средние века в Европе зародилась система современной демократии с ее атрибутами – представительными учреждениями (парламентом) и судом присяжных. В основе средневекового законодательства, как и законов многих современных государств, таких как Великобритания, Франция, Германия, США, Россия и пр., лежит римское право, которое было записано и усовершенствовано по приказу византийского императора Юстиниана также в Средние века. Формы правления, которые существуют и сейчас, к примеру монархия, – тоже достижение этого времени.
В Средние века появилось организованное профессиональное обучение в виде университетов, было изобретено книгопечатание, положено начало развитию таких наук, как алгебра, астрономия, люди убедились, что Земля – круглая. Достижения средневековой культуры – это готический и романский стили в архитектуре, литература, живопись эпохи Возрождения. Все это тоже Средневековье.
«Что изучает история Средних веков.»
Содержимое разработки
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
открытого урока по истории в 6 классе
Подготовил учитель истории
Чубанова Залина Вагифовна
Директор МКОУ «Гарахская ООШ»
Абдулкадиров Биласан Абдулкадирович
Учитель истории МКОУ «Гарахская ООШ»
Чубанова Залина Вагифовна
Тема: Что изучает история Средних веков.
Цель: дать представление об эпохе Средних веков, основных источниках знаний о данном периоде истории человечества.
Основные понятия: история, средние века, исторический источник, вещественный исторический источник, письменный исторический источник, этнографический источник.
Оборудование: учебник Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, М.Л. Несмелова «Конспекты уроков для учителя истории 6-7 класс», ноутбук, проектор, презентация.
Добрый день! Рада приветствовать вас на уроке истории.
За лето вы хорошо отдохнули, набрались сил, чтобы покорять новые вершины, чтобы пополнять свои знания.
В этом учебном году нам предстоит совершить увлекательное путешествие в Средневековье.
Верным помощником в нашем путешествии будет учебник.
Давайте его откроем.
— Что мы можем с вами увидеть на форзаце?
— Какие разделы будем изучать? Дома самостоятельно прочитайте раздел «Как работать с учебником?», обратите внимание на символические значки, которые вам необходимо знать и пользоваться.
— Теперь давайте вспомним, какие знания по истории Древнего мира вы смогли сохранить после каникул.
территории, где возникли первые цивилизации;
территорию Римской империи.
Вспомним основные даты:
753 г. до н.э. – Основание Рима
74-71 годы до н.э. – Восстание Спартака
395 г. н.э. – Разделение Римской империи на два государства
А теперь попробуйте вспомнить определения:
Цивилизация – ступень общественного развития, следующая за варварством (появление государств, общ. неравенства, письма, писаного права)
Государство – форма политической организации общества, признаками которой являются: территория, столица, войско, казна, письменность
Демократия – власть народа, политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений
Республика – форма правления, при которой у власти находятся правители, избранные на определенный срок
— Что изображено на слайде?
Достижения римской цивилизации связывают древность и Средневековье. Давайте вспомним, какие исторические личности сыграли важнейшую роль в установлении империи? Что нового внесли римляне в обустройство городов? Каковы основные идеи христианского учения? Именно христианство стало важным связующим звеном между древностью и Средневековьем, способствовало формированию новой культуры, поэтому мы с вами будем много говорить о христианстве.
Сегодня мы с вами приступаем к изучению Нового курса истории – Средние века или, как его ещё называют, Средневековья. И мы с вами должны постараться ответить на такие вопросы:
Что изучает история Средних веков;
По каким источникам изучается Средневековье;
На какие периоды подразделяется Всеобщая история
Изучение нового материала.
— Первобытные общества, Египет фараонов, державы Передней Азии, ранние государства Индии и Китая, античные Греция и Рим – всё это Древний мир.
В древности люди научились добывать огонь и плавить металлы, возводить храмы и строить корабли, писать иероглифами, клинописью и буквами. В древности были построены египетские пирамиды, Великая китайская стена, афинский акрополь и римский Колизей. В древности устраивались Олимпийские игры и человеческие жертвоприношения. В древности жили Конфуций и Будда, Моисей и Иисус Христос.
Как много вместила в себя эта эпоха – самая длинная в истории человечества.
Учёные выделяют в истории большие пласты или периоды (эпохи), которые сменяют друг друга:
2) Древний (античный мир)
Как назывался курс истории, который вы изучали в 5 классе?
Каковы же временные границы Средневековья? Споров по этому поводу очень много, но все учёные придерживаются такой точки зрения: эпоха Средних веков начинается с конца V века (476), с формальной даты гибели Римской империи и образования первых варварских королевств, и длится тысячу лет – до конца XV – начала XVI века.
Откуда же такое странное название «средние века»?
Сами люди того времени не могли считать, что живут в средние века. Для того, чтобы возникло такое название, на смену этой эпохе должна была прийти следующая.
Возникло оно уже в XVI веке, т.е. в начале Нового времени, когда многие восхищались достижениями античности, а века, наставшие вслед за падением Рима, считали временем культурного упадка, дикости и суеверий, нашествий и войн. Вот это тысячелетие и назвали «Средние века», т.е. своеобразный переходный период.
Это название, в котором уже заложена отрицательная оценка этого времени, сохранилось. Но сейчас мы уже с уверенностью можем сказать, что эта эпоха не была «темным временем» с бесконечными войнами, разрушениями, невежеством. Ведь это время трудолюбивых крестьян, благородных рыцарей, вдохновенных поэтов. В эту эпоху совершено немало открытий и создано много великих произведений искусства. Т.е. прекрасного и мудрого в этой эпохе ничуть не меньше, чем в любой другой.
Понятие «Средние века» появилось у тех учёных, которые изучали историю Западной и Центральной Европы. Можно ли применить этот термин по отношению к истории Азии, Африки и Америки? Учёные об этом спорят, ведь история европейцев отличается от истории народов Азии, Америки и Африки. И всё же историки находят общие черты в исторических судьбах народов Востока. Ведь каждый народ пережил своё Средневековое время. Но основное внимание мы уделим Европе.
Термин «Средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в среде гуманистов. Им обозначали большой исторический отрезок между двумя «просвещёнными» эпохами – Древностью (античностью) и Возрождением, уже самим названием подчеркнув, что эта эпоха была «ненастоящей».
Слово «средневековье» придумали лишь тогда, когда эта эпоха клонилась к своему закату. И понимали, это слово примерно так: были светлые времена Древней Греции и Древнего Рима, когда царили образование, наука, культура, разум. В наше время мы снова становимся культурными и образованными, не хуже, чем в античности.
А что посредине? Посреди лежат мрачные столетия всеобщей дикости, общего упадка Европы. Попусту пропавшее время. Это время дикости, антисанитарии, сжигания ведьм на костре и всевластия католической церкви. Это образ средневековья – мрачный.
Средние века были якобы временем, когда умели ценить благородство, мужество, достоинство. Прекрасные рыцари и благородные дамы. Это время благородных разбойников и мудрых королей. Это образ средневековья – светлый или романтичный.
Какая же точка зрения верная?
Это нам и предстоит выяснить в течение изучения курса Средние века.
Посмотрите на линию времени, и вы увидите, какое место занимают Средние века в истории человечества.
Откуда мы черпаем знания по истории Средневековья?
— Давайте вспомним, что такое исторический источник?
— На какие виды подразделяются источники?
1.Вещественные источники (ювелирные изделия, картины, иконы, статуи, предметы быта, монеты, мебель).
Во многих старинных городах и сейчас можно видеть целые кварталы, застроенные средневековыми домами, крепостные стены и башни, величественные храмы, замки.
Но вещественные исторические источники не могут всего рассказать о жизни людей.
2. Письменные источники (стихи, романы, поэмы, песни, повести, хроники). Неоценимую помощь ученым оказывают многочисленные письменные исторические источники, которые сохраняются в хранилищах документов — архивах. Когда люди дарили, завещали, покупали землю или ценные вещи, они оформляли документы. К деловым документам относятся и описания владений, отчеты управляющих имениями, брачные и другие контракты. Особую группу документов составляют записи законов и указов правителей, решения судов, международные соглашения.
3. Этнографические источники (свадебные и похоронные обряды)
От Средних веков сохранилось много исторических сочинений, хроник (т. е. летописей), писем, описаний путешествий и автобиографий, где события располагались в той последовательности, в какой они происходили. Нередко авторы не только описывали события, но и пытались сгруппировать, объяснить, оценить их. От Средних веков до нас дошло также немало произведений художественной литературы и сочинений ученых. До изобретения книгопечатания в середине XV в. (и долго после этого) документы были рукописными.
4. Художественно-изобразительные источники (фрески на соборах и храмах, книги, гербы, флаги и т.д.)
Многое могут рассказать о жизни людей произведения искусства: рисунки в книгах и на коврах, картины, иконы, фрески и статуи в храмах. Жития святых и рыцарские романы, частная переписка и поэзия, архитектурные сооружения, книги философов также открывают внимательному исследователю мысли и чувства средневекового человека