Задеплоить что это значит

Что такое деплой?

Деплой — процесс «разворачивания» веб-сервиса, например, сайта, в рабочем окружении. Рабочее окружение — место, где сайт запускается и доступен для запросов. Это может быть как готовый хостинг, так и своя собственная серверная инфраструктура.

Деплоятся не только веб-сервисы, но любые сервисы, доступные по сети. Даже если эта сеть внутренняя и не доступна для запросов через интернет.

Как это происходит. Разработчики добавляют код в репозиторий. В какой-то момент они решают, что пора доставить его до продакшена. Это может происходить как по регулярному расписанию, например раз в две недели, так и просто по необходимости, вплоть до выкатки после каждого изменения. Во многом количество деплоев зависит от уровня его автоматизации — того, насколько процесс легкий в проведении и откате в случае проблем. На Хекслете деплои выполняются практически после каждого изменения, около 3 деплоев в день.

Каждый раз, когда разработчики решили что все, пора, они создают релиз. Под релизом обычно понимают тег в Git, который фиксирует, что уйдет в деплой. То есть изменения, добавленные в мастер после создания тега, не повлияют на сам тег, а значит мы точно уверены в том, что деплоим.

Для статических сайтов или отдельного фронтенда (только HTML, CSS и статические файлы) деплой сводится к обновлению кода на сервере. В ситуации деплоя бэкенда, как минимум, подключается база данных. В общем случае деплой может быть сложной процедурой, занимающей приличное время. В распределенных системах, состоящих из множества независимых веб-сервисов, вообще не бывает общего деплоя — каждая часть приложения деплоится (выкатывается) независимо.

Стоит сказать, что PaaS-платформы, такие как Heroku, берут деплой полностью на себя. Там достаточно выполнить коммит, и дальше все произойдет само. Цена за это — стоимость самой платформы

Шаги деплоя

Доставка кода на сервер

Возможны разные варианты доставки кода на сервер в зависимости от способа его упаковки. Иногда код просто копируют на сервер как набор файлов, но такое встречается редко, чаще он обновляется через Git. Раньше был популярен способ деплоя через стандартные пакетные менеджеры Linux-дистрибутивов. Сейчас он тоже встречается, и для определенных ситуаций подходит лучше всего.

Обновление базы данных

Новая версия приложения, как правило, требует изменений в базе данных. Для этого во время (или до) деплоя запускают миграции — специальные скрипты, содержащие правила обновления базы данных. Например sql-скрипты:

Запуск и остановка

Где-то в этом процессе происходит остановка старой версии и запуск новой. Если сначала остановить старую версию, а потом выполнить миграции и запустить новую, то мы получим простой (downtime) в работе сервиса. Так действительно работают многие, но это может быть болезненно для бизнеса и частых деплоев. Поэтому самые продвинутые проекты не останавливаются во время деплоя. О том, как это делать — ниже.

Автоматизация

Деплой нужно максимально автоматизировать, от этого зависит Time To Market, ключевая характеристика бизнес-ориентированных приложений. Чем быстрее и чаще мы доставляем изменения пользователю, тем лучше. Быстрее проверяем гипотезы, быстрее вносим исправления, быстрее оправдываем деньги, вложенные в разработку. Без автоматизации разработчики боятся выполнять деплой, он становится обузой, что приводит к снижению числа деплоев и регулярному стрессу для всей команды, с засиживанием на работе до позднего вечера.

Основных способа автоматизации три:

Но даже если автоматизация выполнена, все равно остается задача «запустить деплой». Запуск тоже автоматизируется. Существует целый подход, который называется Непрерывная доставка(continuous delivery). Его сложно внедрить и он не везде подходит, но если получилось, то про деплой забывают. Он выполняется полностью сам без участия людей. Главное в таком варианте — хороший мониторинг и система оповещения (алертинг) для реакции на ошибки.

Zero Downtime Deployment

Если не предпринимать специальных шагов, то каждый деплой будет приводить к остановке (возможно частичной) сервиса. В это время пользователи либо увидят ошибку, либо сообщение о происходящем обновлении. Но такого не происходит на большинстве крупных сервисов в интернете. Почему? Из-за реализации подхода «деплой без даунтайма» (downtime — простои в работе сервиса).

Zero Downtime Deployment выглядит так, как будто сервис никогда не останавливается, но при этом обновляется. Достигается это за счет одновременного запуска старой версии и новой кода. То есть когда деплоится приложение, то сначала поднимается новая версия рядом со старой. И только когда автоматика убеждается, что новая версия запустилась и работает, происходит остановка старой версии. Для выполнения этой процедуры понадобится следующее:

Источник

Понимаем сленг программистов: мини-словарь для начинающих разработчиков

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

Начинающие разработчики не сразу понимают старших товарищей. Фразы вроде «я апишку свитчнул» или «заимпорти другую либу» звучат для новичков как лекция по математическому анализу для первобытного человека. Поэтому мы решили сделать небольшой словарь профессионального сленга программистов.

Слова и фразы в словаре отсортированы по алфавиту. Кстати, словарь можно дополнять. Пиши в комментариях термины, с которыми вы сталкивались на работе.

Аджайл — от англ. Agile. Общий термин, описывает ценности и принципы гибкой разработки программного обеспечения, а также практические подходы к разработке. Понятие Agile стало популярным после публикации Манифеста гибкой разработки программного обеспечения в 2001 году.

Айдишник — id, идентификатор.

Альфа — этап разработки программного обеспечения, на котором разработчики добавляют в программу новые функции, а тестировщики испытывают программу. Это внутренний или непубличный этап.

Апишка — API, программный интерфейс приложения или интерфейс прикладного программирования.

Аутсорс — аутсорсинг, передача компанией части операционной деятельности другой компании.

Адаптив — адаптивный дизайн, адаптация интерфейса к использованию на разных экранах.

Баг — от англ. Bug — жучок, клоп. Ошибка в программе.

Бахнуть — что-то быстро сделать, изменить или дополнить функциональность приложения.

Бета — бета-версия, приложение на стадии публичного тестирования.

Бот — сокращение от «робот». Ботом называют программу, которая автоматизирует интерфейс. Пример — автоответчик в чате.

Бэкенд — от англ. Back-end. Программно-аппаратная или серверная часть приложения.

Бэкап, бэкапить — резервная копия или процесс создания резервной копии приложения.

Ворнинг — от англ. Warning — предупреждение. Предупреждающее сообщение в интерфейсе.

Войтивайти — шуточное, обозначает процесс переквалификации далёкого от сферы IT специалиста в разработчика.

Выкатить — сделать доступным для пользователей. Например, «выкатили новую версию сайта» значит сделали новую версию сайта доступной для пользователей.

Выпадашка — выпадающее меню, то же, что и «дропдаун».

Галера — компания, в которой платят низкие зарплаты и не ценят разработчиков.

Гит — система контроля версий Git или сервис GitHub.

Г****окод — плохой, некачественный код. Объяснение термина есть в статье нашего студента.

Градиент — плавный переход из одного цвета в другой.

Движок — в веб-разработке так называют системы управления контентом.

Дебажить — устранять ошибки, баги.

Деплой, деплоить — развёртывание, публикация рабочей версии приложения. Пример: задеплоить сайт — перенести сайт с тестового на рабочий сервер, сделать его доступным для пользователей.

Джун, джуниор — от англ. Junior. Младший разработчик. Специалист без опыта или с минимальным опытом работы.

Дезигнер — презрительно-снисходительное название дизайнера.

Драй — от англ DRY, don’t repeat yourself. Принцип программирования, предлагающий избегать повторений кода.

Дропдаун — выпадающее меню, то же, что и «выпадашка».

Жаба — язык программирования Java.

Жабаскрипт — язык программирования JavaScript.

Залить — загрузить. Например, «залить файлы на сервер».

Запилить — сделать что-то, добавить какую-то функциональность.

Змея — язык программирования Python.

Исходник — файлы, в которых находится исходный код приложения, или сам исходный код.

Итерация — повторение. «Мы сделали несколько итераций» — мы повторили шаг несколько раз.

Коммит, коммитить — от англ. To commit — совершать. В контексте работы над приложением — сохранять код в репозитории.

Костыль — код, который нужен, чтобы исправить несовершенство ранее написанного кода.

Это интересно На Хекслете есть раздел с бесплатными курсами. Здесь есть курсы по логике, английскому языку, операционным системам, по языкам и инструментам программирования. Регистрируйтесь и учитесь бесплатно!

Либа — от англ. Library — библиотека. Речь идет о библиотеках кода, например, React.

Линтер — общее нарицательное название программ, которые анализируют код и предупреждают разработчика об ошибках.

Лист — от англ. List — список.

Локалка — локальный. Например, локальный сервер или сеть.

Мидл — от англ. Middle — средний. Уровень разработчика, следующий за джуниором. Опыт и уровень знаний миддла позволяет ему самостоятельно решать серьезные задачи.

Мёржить — от англ. Merge, сливать. Речь идет об объединении или слиянии веток кода.

Меншить — от англ. Mention — упоминание. Речь идёт об упоминаниях в чатах или соцсетях. «Менши меня, когда будет готово» значит «упомяни меня, когда будет готово».

Навбар — навигационный блок на сайте или в интерфейсе программы.

Накатить — внести изменения, задеплоить новую версию приложения. Противоположное термину «откатить».

Откатить — удалить изменения, вернуть предыдущую версию приложения. Противоположное термину «накатить».

Ось — операционная система.

Падаван — ироничное название стажёра или джуниора.

Пилот — пробная (пилотная) версия продукта.

Питон — язык программирования Python.

Подвал — то же, что и «футер». Элемент структуры страницы, который находится в нижней части и содержит служебную информацию.

Поплыла вёрстка — некорректное отображение страницы в браузере.

Продакшн или продакшен (продакшн-код) — обозначение кода для рабочей версии приложения.

Пушить — использовать команду push, публиковать что-то.

Пэхапэ — язык программирования PHP, то же, что и «пыха».

Пыха — язык программирования PHP, то же, что и «пэхапэ».

Релиз — программное обеспечение на стадии публичного использования. Стабильная версия программы, которая прошла тестирование.

Рекурсия — описание процесса с помощью самого процесса. Например, выражение «рекурсивный вызов функции» описывает ситуацию, в которой функция вызывает сама себя.

Репа — репозиторий, хранилище данных. Например, код программы можно хранить в репозитории на GitHub.

Ридми — файл Readme, в котором содержится информация о программе.

Ругаться, например, линтер ругается — сообщения об ошибках в коде, работе сервиса и так далее.

Сабж — от английского Subject — тема, предмет. «По сабжу» — по теме обсуждения.

Свитчнуть, свичнуть — переключить. От английского switch.

Сетка — модульная сетка, используется для дизайна и вёрстки страниц.

Сеньор, синьор — от англ. Senior — старший разработчик.

Стек — изначально абстрактный тип данных. В разговорной речи используется для обозначения списка технологий, которые использует разработчик или компания. Пример: «Наш стек — HTML/CSS, JavaScript, React».

Софт — от англ. Software — программное обеспечение.

Софт-скилы — от англ. Soft skills — знания и качества специалиста, прямо не связанные с профессиональной деятельностью. Примеры: коммуникабельность, проактивность.

Темплейт — от английского template — шаблон.

Тестировщик — специалист по тестированию программного обеспечения.

Тимлид — от английского Team leader — руководитель команды. Координатор группы программистов.

Убить — удалить что-то. Например, «убить профиль» означает удалить профиль.

Фидбек — от англ. Feedback — обратная связь.

Фича — функция, возможность. От англ. Feature.

Фреймворк — от англ. Framework — каркас. Инструмент разработки, набор типовых шаблонных решений, упрощающих работу программиста. Примеры: Laravel, Bootstrap.

Фронтенд — от англ. Front-end — клиентская часть приложения.

Хатэмээль, хатээмэль — HTML, язык гипертекстовой разметки.

Хардкодить — статически прописывать в коде данные, которые должны вычисляться динамически. Плохая практика, антипаттерн в программировании.

Хацкер, кулхацкер — ироничное название начинающего специалиста, который считает себя опытным программистом. От английского hacker и cool hacker.

Хедер, хэдер — элемент структуры веб-страницы, находится в верхней части и содержит логотип, меню, служебную информацию.

Цэмээс, цээмэс — от англ. CMS — content management system, система управления контентом.

Цээсэс — от англ. CSS — Cascading Style Sheets, каскадные таблицы стилей.

Юзать — от английского to use — использовать.

Ява — язык программирования Java.

Яваскрипт — язык программирования JavaScript.

ЯП — язык программирования.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

С нуля до разработчика. Возвращаем деньги, если не удалось найти работу.

Источник

Docker: На старт. Внимание. Деплой

Как часто вам приходилось настраивать окружения сервера для деплоя вашего приложения (например веб-сайта)? Наверняка чаще чем хотелось бы.

В лучшем случае, у вас был скрипт, который все это делал автоматически. В худшем случае, это могло выглядеть вот так:

Выше я описал то, что называется vendor lock-in. Для разработки приложений, в частности серверного типа, это явление становится большой проблемой. В данной статье мы рассмотрим одно из возможных решений — Docker. Вы узнаете, как создать, задеплоить и запустить приложение на его основе.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

/Disclaimer:/ Это не обзорный доклад о Docker. В конце этой статьи приведен список полезной литературы, которая описывает работу с Docker лучше. Это первая точка вхождения для разработчиков, которые планируют деплоить node.js приложения при помощи Docker контейнеров.

Разрабатывая один из своих проектов, я столкнулся с отсутствием подробных статей, что породило немалое количество велосипедов. Этот пост с небольшим опозданием пытается исправить недостаток информации по теме.

Что это такое и с чем его едят?

Простыми словами, Docker — это абстракция над LXC контейнерами. Это значит, что процессы, запущенные при помощи Docker, будут видеть только себя и своих потомков. Такие процессы называются Docker контейнерами.

Для того, чтобы иметь возможность создавать какие-то абстракции на базе таких контейнеров, в Docker существует образ (/docker image/). На базе Docker образа можно конфигурировать и создавать контейнеры.

Существуют тысячи готовых Docker образов с уже предустановленными базами данных, веб серверами и прочими важными элементами. Еще одно преимущество Docker состоит в том, что это очень экономичный по потреблению памяти инструмент, так как он использует только необходимые ему ресурсы.

Знакомимся ближе

На установке долго останавливаться не будем. Процесс за последние несколько релизов упростили до нескольких кликов/команд.

В этой статье мы разберем деплой Docker приложения на примере серверного Node.js приложения. Вот его примитивный, исходный код:

У нас есть как минимум два способа упаковки приложения в Docker контейнер:

Для начала скачаем официальный node.js образ:

Команда docker pull скачивает Docker образ. После этого можно выполнить команду docker run. Это создаст и запустит контейнер на базе скачанного образа.

Эта команда запустит index.js файл, произведет маппинг 3000 порта на 80 и выведет id созданного контейнера. Уже лучше! Но на одном CLI далеко не уедешь. Давайте создадим Dockerfile для нашего сервера.

Данный Dockerfile описывает образ, от какого наследуется текущий вариант, а также директорию, в которой начнут выполнятся команды контейнера и команда копирования файлов из директории, в которой запускается сборка образа. Последняя строчка указывает, какая команда запустится в созданном контейнере.

Наш контейнер готов. Мы можем запускать его при помощи команды docker run. Таким образом, мы решаем vendor lock-in проблему. Запуск приложения уже не зависит от окружения. Код доставляется вместе с Docker образом. Эти два критерия позволяют нам деплоить приложение в любое место, где мы можем запустить Docker.

Деплой

Не так страшны первые 99% как оставшиеся 99%.

После того, как мы выполнили все инструкции выше, сам процесс деплоя уже становится делом техники и вашего окружения разработки. Мы рассмотрим 2 варианта деплоя Docker:

Ручной деплой

Данный вариант хорош, если у вас нет какой-либо среды непрерывной интеграции. Сперва нужно загрузить Docker образ в место, доступное staging серверу. В нашем случае это будет DockerHub. Каждому пользователю он бесплатно предоставляет один приватный репозиторий образа и неограниченное количество публичных репозиториев.

Авторизуемся для доступа к нашему DockerHub:

Загружаем туда наш образ: docker push username/helloworld-with-docker:0.1.0.

Далее заходим на staging сервер (напоминаю, на нем уже должен быть предустановлен Docker).

Для деплоя нашего приложения на сервере нам потребуется выполнить всего одну команду:

И все! Проверьте локальный регистр образов. Если не найдете нужный результат, введите username/helloworld-with-docker для проверки DockerHub регистра. Образ с таким именем найдется в регистре, так как мы его туда уже загрузили. Docker скачает его, создаст на его основе контейнер и запустит в нем ваше приложение.

Теперь каждый раз, когда вам нужно будет обновить версию вашего приложения, вы можете делать push с новым тегом и просто перезапускать каждый раз контейнер на сервере.

P.S. Данный способ не рекомендуется, если есть возможность воспользоваться Travis-CI.

Деплой при помощи Travis-CI

Первым делом добавим в Travis-CI данные DockerHub. Они будут хранится в переменных окружения.

Далее нам нужно авторизоваться и загрузить образ:

Также доставка образа может запускаться из Travis-CI различными способами:

Источник

5 способов деплоя PHP-кода в условиях хайлоада

Если бы хайлоад преподавали в школе, в учебнике по этому предмету была бы такая задача. «У соцсети N есть 2 000 серверов, на которых 150 000 файлов объемом по 900 Мб PHP-кода и стейджинг-кластер на 50 машин. На серверы код деплоится 2 раза в день, на стейджинг-кластере код обновляется раз в несколько минут, а еще дополнительно есть „хотфиксы“ — небольшие наборы файлов, которые выкладываются вне очереди на все или на выделенную часть серверов, не дожидаясь полной выкладки. Вопрос: считаются ли такие условия хайлоадом и как в них деплоить? Напишите не менее 5 вариантов деплоя». Про задачник по хайлоаду можем только мечтать, но уже сейчас мы знаем, что Юрий Насретдинов (youROCK) точно бы решил эту задачу и получил «пятерку».

Понятие «деплой кода»

Процесс деплоя обычно состоит из нескольких этапов.

Старая система деплоя в Badoo

Если у вас есть файл с образом файловой системы, то как его смонтировать? В Linux нужно создать промежуточное Loop-устройство, привязать к нему файл, и после этого уже это блочное устройство можно смонтировать.

Loop-устройство — это костыль, который нужен в Linux, чтобы смонтировать образ файловой системы. Есть ОС, в которых этот костыль не требуется.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

Как происходит процесс деплоя с помощью файлов, которые мы тоже называем для простоты «лупами»? Есть директория, в которой находится исходный код и автоматически сгенерированное содержимое. Берем пустой образ файловой системы — сейчас это EXT2, а раньше мы использовали ReiserFS. Монтируем пустой образ файловой системы во временную директорию, копируем туда все содержимое. Если нам не нужно, чтобы на продакшн что-то попадало, то копируем не все. После этого размонтируем устройство, и получаем образ файловой системы, в котором находятся нужные файлы. Дальше архивируем образ и заливаем на все серверы, там разархивируем и монтируем.

Другие существующие решения

Для начала давайте поблагодарим Ричарда Столмана — без его лицензии не существовало бы большинства утилит, которые мы используем.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

Способы деплоя PHP-кода я условно разделил на 4 категории.

Деплой на основе системы контроля версий svn up

Я выбрал SVN не случайно — по моим наблюдениям, в таком виде деплой существует именно в случае SVN. Система достаточно легковесная, позволяет легко и быстро провести деплой — просто запускаете svn up и всё готово.

Но у этого способа есть один большой минус: если вы делаете svn up, и в процессе обновления исходного кода, когда из репозитория приходят новые запросы, они будут видеть состояние файловой системы, которой не существовало в репозитории. У вас будет часть файлов новых, а часть старых — это неатомарный способ деплоя, который не подходит для высокой нагрузки, а только для небольших проектов. Несмотря на это, я знаю проекты, которые все равно так деплоятся, и у них пока все работает.

Деплой на основе утилиты rsync

Есть два варианта, как это сделать: заливать файлы с помощью утилиты напрямую на сервер и заливать «поверх» — обновлять.

rsync в новую директорию

Поскольку вы сначала целиком заливаете весь код в директорию, которой еще не существует на сервере, и только потом переключаете трафик, этот способ атомарный — никто не видит промежуточного состояния. В нашем случае создание 150 000 файлов и удаление старой директории, в которой тоже 150 000 файлов, создает большую нагрузку на дисковую подсистему. У нас весьма активно используются жесткие диски, и сервер где-то в течение минуты не очень хорошо себя чувствует после такой операции. Поскольку у нас 2000 серверов, то требуется 2000 раз залить 900 Мб.

Эту схему можно улучшить, если сначала залить на какое-то количество промежуточных серверов, например, 50, и потом уже с них доливать на остальные. Так решаются возможные проблемы с сетью, но проблема создания и удаления огромного количества файлов никуда не исчезает.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

rsync «поверх»

Отправка изменений работает так. Rsync составляет списки файлов на стороне сервера, с которого осуществляется деплой, и на принимающей стороне. После этого считает stat от всех файлов и отправляет весь список на принимающую сторону. На сервере, с которого идет деплой, считается разница между этими значениями, и определяется, какие файлы нужно послать.

В наших условиях на этот процесс уходит примерно 3 Мб трафика и 1 секунда процессорного времени. Кажется, что это немного, но у нас 2000 серверов, и на все получается не меньше одной минуты процессорного времени. Не такой уж это и быстрый способ, но однозначно лучше, чем отправка целиком через rsync. Осталось как-то решить проблему с атомарностью и будет почти идеально.

Деплой одним файлом

Какой бы одиночный файл вы бы не заливали, это относительно просто сделать с помощью BitTorrent или утилиты UFTP. Один файл проще распаковать, можно атомарно заменить в Unix, и легко проверить целостность файла, сгенерированого на билд-сервере и доставленного на конечные машины, посчитав MD5 или SHA-1 суммы от файла (в случае rsync вы не знаете, что находится на конечных серверах).

Для жестких дисков последовательная запись это большой плюс — на незанятый винчестер файл на 900 Мб запишется за время порядка 10 секунд. Но все равно нужно записывать эти самые 900 Мб и передавать их по сети.

Лирическое отступление про UFTP

Эта Open Source утилита изначально создавалась для передачи файлов по сети с большими задержками, например, через сеть на основе спутниковой связи. Но UFTP оказалась пригодной и для заливки файлов на большое количество машин, потому что работает по протоколу UDP на основе Multicast. Создается один Multicast-адрес, на него подписываются все машины, которые хотят получить файл, и свичами обеспечивается доставка копий пакетов на каждую машину. Так мы перекладываем нагрузку по передаче данных на сеть. Если ваша сеть это выдержит, то этот способ работает намного лучше, чем BitTorrent.

Вы можете попробовать эту Open Source утилиту у себя на кластере. Несмотря на то, что она работает по протоколу UDP, у нее есть механизм NACK — negative acknowledgement, который заставляет переотправлять потерянные при доставке пакеты. Это надежный способ деплоя.

Варианты деплоя одним файлом

tar.gz

Вариант, который сочетает в себе недостатки обоих подходов. Мало того, что вы должны записать 900 Мб на диск последовательно, после этого вам нужно случайным чтением-записью еще раз записать те же 900 Мб и создать 150 000 файлов. По производительности этот способ еще хуже, чем rsync.

phar

PHP поддерживает архивы в формате phar (PHP Archive), умеет отдавать их содержимое и инклюдить файлы. Но не все проекты легко поместить в один phar — нужна адаптация кода. Просто так код из этого архива не заработает. Кроме того, в архиве нельзя поменять один файл (Юрий из будущего: в теории все-таки можно), требуется перезалить архив целиком. Также несмотря на то, что phar-архивы работают с OPCache, при деплое кеш нужно сбрасывать, потому что иначе будет оставаться мусор в OPCache от старого phar-файла.

hhbc

Этот способ нативен для HHVM — HipHop Virtual Machine и его использует Facebook. Это что-то вроде phar-архива, но в нем лежат не исходные коды, а скомпилированный байт-код виртуальной машины HHVM — интерпретатора PHP от Facebook. В этом файле запрещено что-либо менять: нельзя создавать новые классы, функции и некоторые другие динамические возможности в этом режиме отключены. За счет этих ограничений виртуальная машина может использовать дополнительные оптимизации. Как утверждает Facebook, это может принести до 30% к скорости исполнения кода. Наверное, для них это хороший вариант. Здесь также нельзя поменять один файл (Юрий из будущего: на самом деле можно, потому что это sqlite-база). Если вы хотите поменять одну строчку, нужно передеплоить весь архив заново.

Для этого способа запрещено использовать eval и динамические include. Это так, но не совсем. Eval использовать можно, но если он не создает новые классы или функции, а include нельзя делать из директорий, которые находятся вне этого архива.

loop

Это наш старый вариант, и у него есть два больших преимущества. Первое — он выглядит, как обычная директория. Вы монтируете loop, и для кода все равно — он работает с файлами, как на develop-окружении, так и на production-окружении. Второе — loop можно смонтировать в режиме чтения и записи, и поменять один файл, если нужно все-таки что-то срочно поменять на продакшн.

Но у loop есть минусы. Первый — он странно работает с docker. Об этом расскажу чуть позже.

Второй — если вы используете symlink на последний loop в качестве document_root, то у вас возникнут проблемы с OPCache. Он не очень хорошо относится к наличию symlink в пути, и начинает путать, какие версии файлов нужно использовать. Поэтому OPCache приходится сбрасывать при деплое.

Еще проблема — требуются привилегии суперпользователя, чтобы монтировать файловые системы. И нужно не забывать их монтировать при старте/рестарте машины, потому что иначе будет пустая директория вместо кода.

Проблемы с docker

Если вы создаете docker-контейнер и пробрасываете внутрь него папку, в которой смонтированы «лупы» или другие блочные устройства, то возникает сразу две проблемы: новые точки монтирования внутрь docker-контейнера не попадают, и те «лупы», которые находились на момент создания docker-контейнера, нельзя отмонтировать, потому что они заняты docker-контейнером.

Естественно, это вообще несовместимо с деплоем, потому что количество loop-устройств ограничено, и непонятно, как новый код должен попадать в контейнер.

Мы пробовали делать странные вещи, например, поднимать локальный NFS-сервер или монтировать директорию по SSHFS, но у нас это по разным причинам не прижилось. В результате в cron мы прописали rsync от последнего «лупа» в настоящую директорию, и она раз в минуту выполняла команду:

Здесь /var/www/ — это директория, которая продвинута в контейнер. Но на машинах, где есть docker-контейнеры, нам не нужно часто запускать PHP-скрипты, поэтому то, что rsync неатомарный, нас устраивало. Но все равно этот способ очень плохой, конечно. Хотелось бы сделать систему деплоя, которая хорошо работает с docker.

rsync, 2 директории и realpath_root

Этот способ предложил Расмус Лердорф, автор PHP, а он-то знает, как деплоить.

Как сделать атомарный деплой, причем в любом из способов, о которых я рассказал? Берете symlink и прописываете его в качестве document_root. В каждый момент времени symlink указывает на одну из двух директорий, и вы делаете rsync в соседнюю директорию, то есть в ту, в которую код не указывает.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

Используйте эту константу при обращении ко всем файлам внутри кода, который вы используете на продакшне. Так вы получите свойство атомарности: запросы, которые приходят до того, как вы переключили symlink, продолжают инклюдить файлы из старой директории, в которой вы ничего не меняли, а новые запросы, которые пришли уже после переключения symlink, начинают работать из новой директории и обслуживаться новым кодом.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

Но это нужно прописывать в коде. Не все проекты к этому готовы.

Rasmus-style

Расмус предлагает вместо ручной модификации кода и создания констант немножко модифицировать Apache или же использовать nginx.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

У этого способа интересные плюсы — в OPCache PHP приходят уже настоящие пути, они не содержат symlink. Даже самый первый файл, на который пришел запрос, уже будет полноценным, и не будет никаких проблем с OPCache. Поскольку используется document_root, то это работает с любым PHP-проектом. Вам не нужно ничего адаптировать.

Не требуется fpm reload, не нужно сбрасывать OPCache при деплое, из-за чего сильно нагружается сервер процессора, потому что должен распарсить все файлы заново. В моем эксперименте сброс OPCache примерно на полминуты повышал потребление процессора в 2-3 раза. Хорошо бы его переиспользовать и этот способ позволяет это делать.

Теперь минусы. Поскольку вы не переиспользуете OPCache, и у вас 2 директории, то нужно хранить по копии файла в памяти под каждую директорию — под OPCache требуется в 2 раза больше памяти.

Есть еще ограничение, которое может показаться странным — нельзя деплоиться чаще, чем раз в max_execution_time. Иначе будет та же проблема, потому что пока идет rsync в одну из директорий, еще могут обрабатываться запросы из нее.

Если вы используете Apache по какой-то причине, то нужен сторонний модуль, который также написал Расмус.

Расмус говорит, что система хороша и я тоже её вам рекомендую. Для 99% проектов она подойдет, причём как для новых проектов, так и для существующих. Но, конечно же, мы не такие и решили написать своё решение.

Новая система — MDK

В основном наши требования ничем не отличаются от требований для большинства веб-проектов. Мы всего лишь хотим быстрый деплой на стэйджинге и продакшн, малое потребление ресурсов, переиспользование OPCache и быстрый откат.

Но есть еще два требования, которые, возможно, отличаются от остальных. Прежде всего это возможность применять патчи атомарно. Патчами мы называем изменения в одном или нескольких файлах, которые что-то правят на продакшене. Мы хотим это делать быстро. В принципе, с задачей патчей система, которую предлагает Расмус, справляется.

Также у нас есть CLI-скрипты, которые могут работать по несколько часов, и они все равно должны работать с консистентной версией кода. В таком случае приведенные решения, к сожалению, нам либо не подходят, либо мы должны иметь очень много директорий.

Поэтому мы придумали новую систему и назвали ее MDK. Расшифровывается как Multiversion Deployment Kit — многоверсионный инструмент для деплоя. Мы его сделали, исходя из следующих предпосылок.

Взяли архитектуру хранения деревьев из Git. Нам же нужно иметь консистентную версию кода, в которой работает скрипт, то есть нужны снапшоты. Снапшоты поддерживаются LVM, но там они реализованы неэффективно, экспериментальными файловыми системами, наподобие Btrfs и Git. Мы взяли реализацию снапшотов из Git.

Я люблю Go, поэтому для скорости написали систему на Go.

Как работает Multiversion Deployment Kit

Мы взяли идею снапшотов у Git. Я ее немножко упростил и расскажу, как она реализована в MDK.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

Допустим, у нас есть некоторая иерархия файлов, в которой корневая карта ссылается на определенные версии файлов из других карт, а они, в свою очередь, ссылаются на другие файлы и карты, и фиксируют определенные версии. Мы хотим поменять какой-то файл.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

Возможно, вы уже видели подобную картинку: меняем файл на втором уровне вложенности, и в соответствующей карте — map*, обновляется версия файла three*, модифицируется ее содержимое, меняется версия — и в корневой карте тоже меняется версия. Если мы что-то меняем, то получаем всегда новую корневую карту, но все файлы, которые мы не меняли переиспользуются.

Ссылки остаются на те же файлы, что и были. Это основная идея создания снапшотов любым способом, например, в ZFS это реализовано примерно так же.

Как MDK лежит на диске

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

На диске у нас есть: symlink на самую свежую корневую карту — код, который будет обслуживаться из веба, несколько версий корневых карт, несколько файлов, возможно, с разными версиями, и во вложенных директориях лежат карты для соответствующих директорий.

Предвижу вопрос: «И как же этим обрабатывать веб-запрос? На какие файлы будет приходить пользовательский код?«

Да, я вас обманул — есть и файлы без версий, потому что если вам приходит запрос на index.php, а у вас его нет в директории, то сайт работать не будет.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

У всех PHP-файлов есть файлы, которые мы называем заглушками, потому что они содержат две строчки: require от файла, в котором объявлена функция, которая умеет с этими картами работать, и require от нужной версии файла.

Сделано это так, а не симлинками на последнюю версию, потому что, если из файла a.php вы заинклюдите b.php без версии, то, поскольку написано require_once, система запомнит, с какой корневой карты она начала, будет использовать именно ее, и получать согласованную версию файлов.

Для остальных файлов у нас есть просто symlink на последнюю версию.

Как деплоить с помощью MDK

Модель очень похожа на git push.

Пример

Допустим, есть файл с именем «one» на сервере. Присылаем к нему корневую карту.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

В корневой карте прерывистыми стрелками отмечены ссылки на файлы, которых у нас нет. Мы знаем их имена и версии, потому что они находятся в карте. Запрашиваем их у сервера. Сервер присылает, и оказывается, что один из файлов — это тоже карта.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

Смотрим — у нас вообще ни одного файла нет. Опять запрашиваем файлы, которых не хватает. Сервер их присылает. Больше карт не осталось — процесс деплоя завершен.

Задеплоить что это значит. Смотреть фото Задеплоить что это значит. Смотреть картинку Задеплоить что это значит. Картинка про Задеплоить что это значит. Фото Задеплоить что это значит

Можно легко догадаться, что будет, если файлов 150 000, а изменился один. Увидим в корневой карте что не хватает одной карты, пойдем по уровню вложенности и получим файл. По вычислительной сложности процесс почти не отличается от копирования файлов напрямую, но при этом сохраняется консистентность и снапшоты кода.

У MDK минусов нет:) Он позволяет быстро и атомарно деплоить небольшие изменения, а скриптам работать сутками, потому что мы можем оставлять все файлы, которые деплоили в течение недели. Они будут занимать вполне адекватное количество места. Также можно переиспользовать OPCache, а CPU почти ничего не ест.

Мониторить достаточно сложно, но можно. Все файлы версионируются по содержимому, и можно написать cron, который будет проходить по всем файлам и сверять имя и содержимое. Также можно проверять, что корневая карта ссылается на все файлы, что в ней нет битых ссылок. Более того, при деплое проверяется целостность.

Можно легко откатить изменения, потому что все старые карты на месте. Мы можем просто перекинуть карту, там сразу будет все что нужно.

Для меня плюс то, что MDK написана на Go — значит, быстро работает.

Я опять вас обманул, минусы все же есть. Чтобы проект работал с системой, требуется существенная модификация кода, но она проще, чем может показаться на первый взгляд. Система очень сложная, я бы не рекомендовал ее реализовывать, если у вас нет таких требований, как у Badoo. Также все равно рано или поздно кончается место, поэтому требуется Garbage Collector.

Мы написали специальные утилиты, чтобы редактировать файлы — настоящие, а не заглушки, например, mdk-vim. Вы указываете файл, она находит нужную версию и ее редактирует.

MDK в цифрах

У нас на стэйджинге 50 серверов, на которых мы деплоимся за 3-5 с. По сравнению со всем, кроме rsync, — это очень быстро. На продакшн мы деплоимся порядка 2 минут, небольшие патчи — 5-10 с.

Если вы по какой-то причине потеряли вообще всю папку с кодом на всех серверах (чего никогда не должно случиться :)) то процесс полной заливки идет около 40 минут. У нас это случилось один раз, правда ночью в минимум трафика. Поэтому никто не пострадал. Второй фейл был на паре серверов в течение 5 минут, так что это не достойно упоминания.

Система не в Open Source, но если вам интересно, то пишите в комментариях — может быть выложим (Юрий из будущего: система всё ещё не в Open Source на момент написания этой статьи).

Заключение

Слушайте Расмуса, он не врет. По моему мнению, его способ rsync совместно с realpath_root — лучший, хотя «лупы» тоже работают вполне неплохо.

Думайте головой: посмотрите то, что нужно именно вашему проекту, и не пытайтесь создать космический корабль там, где достаточно «кукурузника». Но если все-таки у вас требования похожи, то и система, похожая на MDK, вам подойдет.

Мы решили вернуться к этой теме, которая обсуждалась на HighLoad++ и, возможно, тогда не получила должного внимания, потому что была лишь одним из многих кирпичиков достижения высокой производительности. Но теперь у нас есть отдельная профессиональная конференция PHP Russia, полностью посвященная PHP. И вот тут уж оторвемся по полной. Обстоятельно поговорим и про производительность, и про стандарты, и про инструменты — много про что, включая рефакторинг.

Подпишитесь на Telegram-канал с обновлениями программы конференции, и увидимся 17 мая.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *