Задержка рейса: 15 фактов, которые должен знать пассажир
1. Не важно, летите вы регулярным или чартерным рейсом, национальным перевозчиком или авиакомпанией-лоукостером — ваши права в случае задержки рейса одинаковы. Они регулируются базовыми законами о защите прав потребителей и отраслевыми подзаконными актами: в России это Федеральные авиационные правила и Воздушный кодекс, в Европе — регламент EC № 261/2004, а на международных рейсах вас дополнительно защищают Варшавская или Монреальская конвенции.
2. Авиакомпания должна сообщить вам, почему и на сколько задерживается рейс. Эта обязанность установлена пунктом 74 Федеральных авиационных правил. За информацией обращайтесь к представителю авиакомпании.
3. Если рейс задержал российский перевозчик и позже вы собираетесь подавать претензию, то поставьте штамп о задержке на маршрутную квитанцию или посадочный талон. Сделать это можно у сотрудника авиакомпании или на стойке информации. В Европе этот штамп нужен, только если вам отказали в посадке из-за овербукинга, а если рейс перенесли, то положенную компенсацию вы получите и без печати.
4. В России при переносе рейса вы можете рассчитывать на 25 рублей за каждый час задержки, но не больше половины цены билета — это штраф за просрочку доставки пассажиров, а еще на неустойку 3% за опоздание по закону «О защите прав потребителей».
5. В Европе, если ваш рейс задержали и вы попали в пункт назначения с опозданием больше чем на 3 часа, вам выплатят от 250 до 600 евро. Чтобы получить деньги, заполните заявление на сайте авиакомпании.
6. При задержке международного перелета вы можете претендовать на компенсацию по Монреальской или Варшавской конвециям или Регламенту ЕС № 261/2004 — он действует на рейсах внутри Евросоюза и вылетающих из него, а также на рейсах, прилетающих в ЕС, если их выполняют европейские перевозчики.
7. Компенсацию выплачивают, если рейс задержан по вине авиакомпании — например, из-за поломки или позднего прибытия самолета. Если вы застряли в аэропорту из-за нелетной погоды, то компенсация не полагается.
8. Если в США вам отказали в посадке из-за овербукинга и пересадили на другой рейс, то должны выплатить до 1350 долларов. Исключение — если вы добрались до пункта назначения с опозданием меньше часа: тогда авиакомпания вам ничего не должна.
9. При задержке рейса больше 2 часов российская авиакомпания должна бесплатно предоставить пассажирам напитки, при задержке больше 4 часов — горячее питание. Дальше вам должны выдавать горячие блюда каждые 6 часов днем и каждые 8 часов ночью.
10. Ребенку младше семи лет и сопровождающему взрослому должны предложить комнату матери и ребенка — там дети в спокойной обстановке могут поспать, поесть и поиграть.
11. Размещение в гостинице по российским правилам полагается при задержке рейса от 6 часов ночью и от 8 часов днем. Трансфер из аэропорта до гостиницы и обратно авиакомпания тоже организует бесплатно. В Европе вас бесплатно поселят в отель при переносе рейса на следующий день.
12. Если ваш рейс задержали, вы имеете право отказаться от перелета и вернуть полную стоимость билета, даже если он куплен по невозвратному тарифу. В Европе это можно сделать при задержке от 5 часов, в России минимальное время не установлено.
13. Про свой отказ от перелета и желание оформить возврат стоимости билета сообщите авиакомпании. Если просто уехать домой, это будет считаться неявкой на рейс, и деньги вам не вернут.
14. Авиакомпании часто предлагают перелет другим бортом, иногда даже другого перевозчика. В этом случае с вас не имеют права брать доплату. Все расходы несет виновная в задержке сторона, то есть авиакомпания, чей билет вы покупали.
15. Если вы летите с пересадкой по одному билету и опоздали на второй рейс из-за задержки первого, то вас бесплатно пересадят на другой стыковочный. Если билетов было два, даже одной авиакомпании, то разбираться со вторым рейсом придется самому: к примеру, обменять его на новый по обычным правилам тарифа.
Многие из нас пользуются авиаперелетами. Кто-то путешествует, а кто-то по рабочим вопросам. И зачастую рейсы задерживают. Причинами задержки могут быть: плохие погодные условия, технические неполадки в самолете, большая загрузка воздушного пространства аэропорта, внутренние проблемы авиакомпании и многое другое. Но как поступить в случае задержки рейса?
Что обязана предоставить авиакомпания:
1. Вне зависимости на сколько рейс задержан всем пассажирам с маленькими детьми (до 7 лет) должна быть предоставлена комната матери и ребенка;
2. При задержке рейса на 2 часа и более, Вы имеете право на два телефонных звонка или сообщения по электронной почте. Кроме этого, авиакомпания должна обеспечить всех пассажиров прохладительными напитками;
3. При задержке рейса более 4-х часов перевозчик обязан обеспечить всех горячим питанием. Питание авиакомпания должна предоставлять каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь в ночное. Как правило, пассажирам выдают талоны на питание в один из ресторанов или кафе аэропорта;
4. В случае задержки самолета на 8 часов и более в дневное время (6 и более в ночное) авиакомпания должна разместить своих пассажиров в гостинице. Также, перевозчик обязан организовать трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно и хранение багажа в камере хранения.
Последовательность действий при задержке авиарейсов:
1. Найдите представителя авиакомпании. Он может быть на стойке, где проходила регистрация на рейс, а также в кассе авиакомпании в аэропорту. Если Вы уже прошли предполетный досмотр, то сотрудника можно найти у гейта, откуда по плану должен был вылетать самолет.
2. От представителя авиакомпании Вам нужно получить отметку о задержке рейса, а также талоны на питание (или напитки, или гостиницу) в зависимости от того, на какой срок задержали рейс.
В случае если не нашли представителя авиакомпании, Вы можете поставить отметку у сотрудника аэропорта, для этого обратитесь на стойку информации. Отметку ставят на маршрутную квитанцию. Сюда же ставят печати о выдаче напитков, питания и т.п.
Задержка рейса нередко сопряжена с дополнительными материальными затратами. На этот случай предусмотрена материальная компенсация. Ее Вам выплатят только в том случае, если задержка произошла по вине авиакомпании. Размер компенсации составляет 25% от минимальной заработной платы за каждый час задержки, но не более 50%от стоимости билета.
Если самолет не вылетел вовремя из-за погодных условий, технической неисправности самолета или любых других обстоятельств, которые не зависят от авиакомпании, то материальная компенсация Вам не положена.
Что делать если Вы опоздали на стыковочный рейс?
Здесь необходимо посмотреть какой у Вас билет:
Что делать если отменили самолет за несколько дней?
В данной ситуации Вы имеете право на следующее: осуществить замену билетов (составление альтернативного маршрута перевозки); вернуть денежные средства (если авиакомпания взяла на себя ответственность).
Что делать если отменили самолет в день вылета?
Если же Вас готова перевезти другая авиакомпания, то возможны два варианта: бесплатное переоформление билета, если отмена произошла по вине перевозчика; переоформление билета с доплатой, если перевозчик не виноват.
Обязанности авиаперевозчиков регулируются Федеральными авиационными правилами «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», а также Воздушным Кодексом РФ.
Для получения материальной компенсации по прилету напишите заявление с приложением посадочного талона и документа, который подтверждает задержку рейса в адрес авиакомпании. В случае отказа от выплаты материальной компенсации, такой спор подлежит рассмотрению по существу с последующим вынесением обязательного для исполнения решения в рамках гражданского судопроизводства.
Версия для печати
Версия для MS Word
Защита прав потребителей
(c) Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, 2006-2021 г.
Адрес: Республика Крым, г.Симферополь, ул.Набережная, 67
В России отмена рейсов затрагивает в среднем более тысячи пассажиров каждый день. Такие данные привел AirHelp. Всего же отмена авиарейсов в 2020 году коснулась почти 360 000 россиян. То есть проблема достаточно частая, и столкнуться с ней может любой пассажир. Юристы советуют сразу, как только в аэропорту объявили о задержке, обращаться к работнику авиакомпании за разъяснениями. Сотрудник обязан сообщить причину задержки или отмены рейса, примерное время отправления, если рейс задержан, и держать в курсе всех изменений.
п. 99 Федеральных авиационных правил
Пассажир задержанного рейса может рассчитывать и на денежную выплату. У него есть два пути: отказаться от перелета и вернуть стоимость неиспользованной части билета или требовать компенсации убытков, штрафа и морального вреда.
В большинстве случаев вопрос с возвратом стоимости билета решается оперативно, авиакомпания одобряет сумму и отправляет ее на счет пассажира.
Елена Соплина, ведущий юрист INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) INTELLECT (ИНТЕЛЛЕКТ) Федеральный рейтинг. группа Цифровая экономика группа Интеллектуальная собственность (Защита прав и судебные споры) группа Интеллектуальная собственность (Регистрация) группа ТМТ (телекоммуникации, медиа и технологии) 15 место По количеству юристов 24 место По выручке на юриста (более 30 юристов) 40 место По выручке Профайл компании ×
Получить компенсацию
Сложнее обстоят дела с получением компенсации убытков, штрафа и морального вреда, считает Соплина. Как и в случае с возвратом стоимости билета, сначала нужно обратиться в авиакомпанию. Досудебный порядок обязателен, без него исковое заявление могут вернуть или оставить без рассмотрения.
Куликов говорит, что многие авиакомпании платят на стадии претензии, хотя некоторые отказывают, даже когда виноваты: «Они надеются, что пассажир не пойдет в суд». Присяжнюк полагает, что до суда в основном доходят дела, в которых авиаперевозчик, скорее всего, выиграет.
Разный размер компенсации
Размер компенсации будет зависеть о того, какой это был перелет: внутренний или международный. В первом случае применяются нормы Воздушного кодекса, во втором – Монреальская конвенция; в апреле 2017 года Россия ратифицировала ее положения, и с этого времени российские авиапассажиры международных рейсов получили усиленную защиту. Свое регулирование есть и на территории Евросоюза.
Порядок взыскания для международных и внутренних рейсов не имеет принципиальных отличий, считает Туренко. Разве что может понадобиться составить претензию на национальном языке перевозчика.
Если говорить о положениях российских и европейских норм, то они во многом похожи. Ст. 5 кодекса ЕС и ст. 794 ГК, ст. 795 ГК указывают, что авиакомпания виновата в задержке рейса, если:
Присяжнюк продолжает, что национальное и международное право созвучны и в вопросе освобождения перевозчика от ответственности перед пассажиром. Так, по общему правилу, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что задержка рейса была вызвана обстоятельствами непреодолимой силы (ст. 19 Монреальской конвенции, ст. 401 ГК, ст. 120 ВК).
Обстоятельство непреодолимой силы – это чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство.
Это обстоятельства, которые перевозчик никак не мог предусмотреть и которые от него не зависят. Например, стихийные бедствия или погодные условия, войны и забастовки, ограничения перелетов по инициативе государства. Закрытие границ из-за пандемии – это тоже обстоятельство непреодолимой силы.
Практика в пользу авиаперевозчиков
Чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства исключают ответственность за задержку рейса. Так, по делу № 2-188/2017 пассажир авиакомпании «Сибирь» пытался взыскать с перевозчика почти 32 000 руб. (материальный ущерб, компенсация морального вреда и штраф за просрочку доставки пассажира). Свои требования он объяснял тем, что вылет самолета задержался почти на девять часов. Из-за этого он опоздал на другой рейс, который должен был доставить его на отдых. В итоге в отель он приехал только спустя сутки и вместо семи дней смог отдохнуть всего шесть. Авиаперевозчик утверждал, что вылет отложился из-за плохих погодных условий. Автозаводский райсуд г. Нижнего Новгорода пришел к выводу, что «неблагоприятные метеорологические условия» – это обстоятельства непреодолимой силы. Первая инстанция решила, что в таком случае перевозчик освобождается от ответственности. В удовлетворении иска пассажира суд отказал. Решение «засилила» и апелляция.
Хотя туман или сильный ветер – серьезные аргументы для судов, опускать руки не стоит, считает Соплина. Истцу она рекомендует выяснить погодные минимумы для конкретного экипажа, самолета и даже аэродрома (у всех свои).
Соплина говорит, что авиаперевозчики во избежание ответственности часто ссылаются в суде и на технические акты, якобы подтверждающие неисправность воздушного судна в день задержки рейса. Но техническая неисправность может произойти и по вине перевозчика, к примеру, несвоевременное прохождение технического осмотра судна. Поэтому пассажиру следует внимательно изучать представленные доказательства, в случае необходимости привлекать специалистов или экспертов, уверена Соплина.
Практика в пользу пассажира
Вылет по маршруту Омск-Москва задержался, из-за этого один из пассажиров опоздал на стыковочный рейс до Бордо (Франция). Ему пришлось покупать новые билеты. Убытки (46 000 руб.), компенсацию морального вреда (25 000 руб.), неустойку (177 000 руб.) и штраф он попытался взыскать с «Уральских Авиалиний». Перевозчик настаивал, что рейс задержали, потому что самолет поздно прибыл с предыдущего рейса и на нем устраняли неисправность – снижение уровня гидрожидкости. Но суд отверг эти аргументы: ответчик не доказал, что поломка была серьезной и могла угрожать жизни и здоровью людей. В итоге с авиакомпании в пользу клиента взыскали почти 84 000 руб., в том числе стоимость новых билетов (дело № 2-391/2020, решение вступило в силу).
К похожему выводу пришел Верховный суд Татарстана по делу № 33-6809/2015. Он указал, что суду не представлено бесспорных доказательств технической неисправности самолета и отмены рейса по этой причине. Саратовский областной суд, рассматривая дело № 33-8479/2015, пришел к выводу, что техническую неисправность воздушного судна нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы.
Опытом взыскания компенсации по регламенту ЕС поделился юрист Владимир Мамонтов. В деле № 33-37248/2018 ему удалось отсудить с авиакомпании € 1 600. В 2017 году Мамонтов купил путевку в Грецию на четырех человек. В нее входил перелет из Москвы в Ираклион и обратно. Но в связи с поздним прибытием самолета обратный рейс задержали почти на семь часов. Тогда Мамонтов обратился к ООО «Северный ветер» с претензией: он просил выплатить каждому из пассажиров по €400 (согласно регламенту ЕС за задержку при перелетах на расстояние более 1 400 км в одну сторону). Авиакомпания предложила только компенсацию в размере 175 рублей на каждого пассажира (в соответствии с Воздушным кодексом). А вот суд решил, что семье все-таки положены выплаты по регламенту ЕС. Но в таком случае не подлежат применению нормы закона о защите прав потребителей, то есть нельзя рассчитывать еще на неустойку, штраф и компенсацию морального вреда. Останкинский районный суд Москвы взыскал в пользу каждого члена семьи € 400. Апелляция это решение оставила без изменения.
Подобные споры – редкость, говорит Туренко. По ее словам, практика взыскания компенсации, предусмотренной регламентом ЕС, находится только на стадии формирования. Это касается и выплат компенсаций за задержку международных рейсов.
Пассажиры не обращаются в суды за компенсацией массово, потому нет ничего удивительного в том, что за три с небольшим года (Россия в 2017 году ратифицировала Монреальскую конвенцию) судебная практика лишь начинает формироваться и не является обширной.
Ольга Туренко, адвокат Бородин и Партнеры Бородин и Партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) (mid market) группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции ×
В целом Туренко признает, что вероятность получить деньги за задержку рейса невелика. Но удачные примеры на практике все же встречаются. Соплина в таких спорах советует уточнить, почему не был предоставлен резервный самолет, осуществляли ли во время задержки рейса взлет и посадку другие воздушные судна, был ли открыт аэродром на прием и отправление самолетов.
Татьяна Мацукова, юрист ЮК Юридическая компания «Генезис» Юридическая компания «Генезис» Региональный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения ×
Роспотребнадзор опубликовал памятку о правах авиапассажиров при задержке рейсов.
При решении вопроса о том, явилось или не явилось неисполнение обязательства по перевозке прямым следствием так называемой непреодолимой силы, необходимо исходить из ее определения, приведенного в пункте 3 статьи 401 ГК РФ, т.е. из фактического наличия «чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств».
Особо следует иметь в виду, что пунктом 2 статьи 795 ГК РФ закреплено правило, согласно которому «в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату». В целях досудебного взыскания штрафа, предусмотренного статьей 120 ВК РФ, перевозчику пассажиром в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя предъявляется претензия в соответствии со статьей 124 ВК РФ. Причем согласно положениям статьи 126 ВК РФ при внутренних воздушных перевозках претензии могут быть предъявлены в течение шести месяцев.
Кроме того, поскольку в условиях задержки авиарейсов со стороны перевозчиков могут допускаться помимо прочего нарушения прав пассажиров на информацию, в целях выявления и своевременного пресечения связанных с этим противоправных действий следует иметь в виду, что положениями пункта 1 статьи 106 ВК РФ закреплена обязанность перевозчика не только по организации обслуживания пассажиров воздушных судов, но и по обеспечению их точной и своевременной информацией о движении воздушных судов и предоставляемых услугах.
При этом в соответствии с требованиями пункта 99 ФАП:
«при перерыве в перевозке по вине перевозчика, а также в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:
— предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до семи лет;
— два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
— обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
— доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;
— организация хранения багажа».
Все услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы.
В соответствии с п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. № 17 ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за качество исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги), если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо (статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности»).
В связи с этим обратить внимание судов на то, что, например, по делам по спорам, возникающим в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта, надлежащим ответчиком и исполнителем договора перевозки с потребителем признается туроператор, который в соответствии с пунктом 2 статьи 638 ГК РФ вправе без согласия арендодателя по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки.
Также следует учесть, что 3 апреля 2017 года принят Федеральный закон «О присоединении Российской Федерации к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок» (№ 52-ФЗ от 3 апреля 2017 года), таким образом Российская Федерация присоединилась к Монреальской конвенции 1999 года. Авиапассажирам Монреальская конвенция гарантирует максимальные компенсации от авиакомпаний за нарушение правил перевозки – задержку или перенос рейса, повреждение или утрату багажа, нанесение вреда здоровью. Таким образом, при задержке авиарейса по вине авиакомпании пассажиры могу рассчитывать на большую компенсацию, чем прежде, теперь максимальная компенсация может составить более 300 000 руб.
Федеральное агентство по туризму рекомендует туристам ознакомиться с данной информацией при планировании поездок.
За дополнительными разъяснениями пассажиры могут обращаться на «горячую линию» Роспотребнадзора по телефону 8 (800) 100-00-04, а также на «горячую линию» Управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту по телефону 8 (499) 623-36-04.
Задержали чартерный рейс: что делать в этом случае
Содержание
Неважно, каким рейсом вы летите. В случае задержки каждый пассажир имеет право на получение определенного комплекса услуг на время задержки, выплату компенсации и возмещение убытков в полном объеме. Отличается лишь размер компенсации и условия ее выплаты, что зависит от страны вылета и прилета, а также местонахождения авиакомпании.
И тот и другой документ будет доказательством обоснованности ваших требований в дальнейшем.
Компенсация при внутренней перевозке (по России)
В этом случае размер компенсации установлен ст. 120 Воздушного кодекса РФ и составляет 25 % от МРОТ за каждый час задержки рейса, но не более 50 % от стоимости билета.
Чтобы получить компенсацию вам необходимо в течение 6 месяцев со дня задержки рейса обратиться в авиакомпанию с письменной претензией (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ), в которой надо указать следующее:
Вручить претензию можно непосредственно в офисе (представительстве) авиакомпании, потребовав поставить на вашем экземпляре отметку о вручении и печать организации-перевозчика. При отказе от подписи отправьте еще один экземпляр по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения.
Если отказали
Вы имеете право обратиться в суд. В иске, помимо требования о выплате компенсации за задержку рейса, вы имеете право также потребовать взыскания с авиакомпании компенсации морального вреда и штрафа в размере 50 % от суммы, которая будет присуждена судом, за отказ в удовлетворении ваших требований в добровольном порядке (в соответствии со ст. 13 и 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»), а также понесенных вами судебных издержек.
Если задержка рейса произошла из-за обстоятельств, которые не зависят от перевозчика (обстоятельства непреодолимой силы), или из-за устранения неисправности самолета, которая угрожает жизни или здоровью пассажиров, то в этом случае авиакомпания освобождается от обязанности выплаты компенсаций пассажирам. Однако факт наступления таких обстоятельств должен быть доказан перевозчиком.
Компенсация при международной перевозке
Если вы летите авиакомпанией, которая зарегистрирована на территории Евросоюза, или летите из Европы в города России или из одной европейской страны в другую, то размер компенсации определяется в соответствии с Монреальской конвенцией и зависит от времени задержки и дальности расстояния:
Предъявить требование о выплате компенсации вы можете в течение нескольких лет, в зависимости от норм, действующих в стране, где зарегистрирована авиакомпания, или в стране вылета (если авиакомпания не европейская). Обычно этот срок составляет два года. Максимальный срок – шесть лет (Великобритания).
Претензия с требованием выплаты компенсации составляется на английском языке и направляется в авиакомпанию онлайн или в письменном виде (в зависимости от правил авиаперевозчика).
В претензии следует указать, на основании каких пунктов закона вам полагается компенсация, сумму компенсации, на которую вы претендуете, и описать обстоятельства задержки рейса. К претензии нужно приложить копии авиабилета, посадочного талона и справки о задержке рейса.
Если отказали
Вы вправе обратиться в контролирующие организации в стране вылета. Кроме того, вы можете подать к авиакомпании иск в суд того европейского города, в котором расположен главный офис перевозчика. Если же авиакомпания не европейская, то иск надо подавать в стране вылета при условии, что у перевозчика есть там представительство.
Если вы не хотите или не можете заниматься общением с авиакомпанией самостоятельно, можно обратиться в одну из компаний, которые занимаются разрешением таких ситуаций и могут по заявке пассажира обратиться в суд (например, AirHelp, Compensair и др.).
На что еще имеете право?
При любом виде авиаперевозки при задержке рейса (вне зависимости от причины) вы имеете и другие права:
1) Право на предоставление следующих услуг:
2) Право требовать возмещения причиненных убытков
Например, в случае задержки вы вынуждены были оплатить стоянку машины, приобрести новый билет на стыковочный рейс или другой вид транспорта до места назначения, пропустили оплаченные заранее экскурсии или понесли иные незапланированные убытки.
Требование о возмещении убытков предъявляется вместе с требованием о выплате компенсации с приложением копий документов, подтверждающих убытки.
Узнавайте о новых материалах Роскачества первыми, подписывайтесь на нашу рассылку!