Задержка моторного развития что это
Задержка психомоторного развития у детей
Задержка развития у ребенка делится на 2 основных вида – специфическую и неспецифическую.
От вида зависит лечение и прогноз на будущее. Поговорим об основных признаках задержки умственного и психофизического развития у детей.
Доброкачественная неспецифическая задержка психомоторного развития.
Запаздывание становления двигательных, психических и речевых функций на любом возрастном этапе без появления патологических синдромов.
Не связана с повреждением мозга. Легко поддается коррекции.
С возрастом компенсируется при благоприятных условиях внешней среды без лечения.
ЗПР – задержка психического развития – это другая история, о ней тут.
Диагноз устанавливается при замедлении темпа созревания мозга без качественных изменений.
Выделяют тотальную (равномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется равномерное отставание в развитие всех функций, и парциальную (неравномерную) доброкачественную неспецифическую задержку психомоторного развития, при которой выявляется отставание лишь одной или нескольких функций при сохранности остальных.
При осмотре у таких детей спонтанная двигательная активность достаточно выражена, преобладает флексорный гипертонус мышц, рефлексы симметричны и количество стигм дисэмбриогенеза не превышает 4-5 стигм.
Период от 1 до 3 месяцев жизни
Период от 3 до 6 месяцев жизни
Запаздывание становления цепных симметричных рефлексов (отсутствие поворотов со спины на живот и опоры на руки в положении на животе)
Период от 6 до 9 месяцев жизни
Период от 9 до 12 месяцев жизни
В каждый возрастной период возможно выпадение не всех, а отдельных элементов психомоторного развития в каждый возрастной период (ребенок что-то делает, а что-то не делает).
При благоприятных условиях внешней среды отставание ликвидируется в течение 1-2 возрастных периодов без назначения лечения.
Специфическая задержка психомоторного развития.
Нарушение становления двигательных, психических и речевых функций, связанная с повреждением мозговых структур, проявляющаяся патологическими синдромами и не компенсирующаяся самостоятельно.
Специфическая задержка психомоторного развития возникает в результате :
Вначале специфическая задержка психомоторного развития может быть парциальной, но в дальнейшем обычно развивается тотальная (генерализованная) задержка психомоторного развития с равномерным нарушением двигательных, психических и речевых функций, сопровождающаяся диспропорциональностью соматического развития..
Специфическая задержка психомоторного развития 1 степени (легкая).
Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал с тенденцией к постепенному сокращению временного дефицита по мере роста ребенка.
Ребенок догоняет своих сверстников в формировании двигательных, психических и речевых функций на первом году жизни при своевременном назначении и проведении правильного лечения
Специфическая задержка психомоторного развития 2 степени (средней тяжести).
Запаздывание психомоторного развития ребенка не более чем на 1 возрастной интервал при отсутствии тенденции к постепенному сокращению временного дефицита, который сохраняется на протяжении всего первого года жизни. Иногда отмечается нарастание временного дефицита по мере усложнения формирующихся функций.
Двигательные, психические и речевые функции формируются у ребенка с некоторым постоянным запаздыванием по отношению к психомоторному развитию сверстников даже при своевременном назначении и проведении правильного лечения.
Специфическая задержка психомоторного развития 3 степени (тяжелая).
Запаздывание психомоторного развития ребенка более чем на 1-2 возрастных интервала с развитием стойкого временного дефицита с тенденцией к усилению по мере роста ребенка.
Стойкие нарушения двигательных, психических и речевых функций без выраженной тенденции к их развитию.
О клинических синдромах острого и восстановительного периодов поражений ЦНС у новорожденных и детей раннего возраста читайте в статье: Признаки поражения ЦНС у детей раннего возраста.
Задержка моторного развития
Причины задержки моторного развития
Симптомы задержки моторного развития
Чтобы точно определить наличие отклонений в моторике малыша, необходимо знать определенные симптомы и признаки. Каждая мама должна принимать неотложные меры, если:
Мамам необходимо бить тревогу, если к концу XII месяца малыш не может совершить несколько шагов, в два годика не говорит и 10-ти слов, в три года ребенок часто падает, плохо говорит и не проявляет интереса к играм.
Диагностика задержки моторного развития
Врачи стараются обнаружить болезнь на ранних сроках. Поэтому при появлении на свет младенца у него берут кровь для определения генетических заболеваний: гипотиреоза, галактоземии, муковисцидоза, адреногенитального синдрома и фенилкетонурии. У младенца оценивается степень гипоксии по шкале Апгар. Потом наблюдение за малышом производит педиатр. Кроме того, регулярный осмотр малыша (в 1, 3, 6 и 12 месяцев) осуществляет детский невролог. Детям проводят УЗИ мозга с целью выявления возможных поражений.
Лечение задержки моторного развития
Большинство симптомов болезни исчезает самостоятельно после достижения детьми определенного возраста. При серьезных отклонениях ребеночку назначаются массажи, витаминные и сосудистые препараты. В особо тяжелых ситуациях применяются ноотропы, рефлекторные стимуляции.
Профилактика задержки моторного развития
Для предупреждения регрессии заболевания врачи назначают детям курсы лечебной зарядки, массажи и водные процедуры. Назначается физиотерапия и электрофорез. Доктор индивидуально подбирает лучшие методы профилактики, чтобы исключить появление нарушений психомоторного характера в развитии детей.
Задержка моторного развития
Задержка моторного развития или ЗМР – это особенность физического развития малыша, при которой он не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. Симптомы синдрома ЗМР проявляются уже в первые месяцы жизни младенца, поэтому заботливые родители должны предельно внимательно следить за физическим состоянием своего малыша.
Причины ЗМР
Развитие моторных навыков напрямую зависит от работы отделов мозга, отвечающих за правильную осанку и координацию движений. Малыш начинает самостоятельно двигаться тогда, когда его опорно-двигательный аппарат сформировался, за что отвечает наследственная генетическая программа. Однако всегда есть риск – что-то может пойти не так во время беременности, родов, в первые дни/недели/месяцы жизни крохи.
Основными причинами синдрома ЗМР специалисты называют:
О причинах отставания в моторном развитии можно говорить очень много и долго. Нужно понимать, что в этом вопросе многое зависит от унаследованного алгоритма моторного развития. Малыш может пойти в 7 месяцев, но это не значит, что он станет лучшим атлетом, чем тот, кто пошел в 11,5 месяцев.
Главная задача родителей – здраво смотреть на развитие своего ребенка и при наличии малейших симптомов ЗМР не тешить себя иллюзиями и не откладывать поход к специалисту. Очень часто задержка психомоторного развития переходит в гораздо более страшный диагноз – ДЦП. Поэтому здесь надежды на «авось пронесет» быть не должно.
Когда бить тревогу?
Если ваш ребенок по поведению и моторному развитию отличается от сверстников, это еще не повод впадать в панику. Но это тревожный звоночек. У каждого малыша собственные физиологические особенности и генетика. Однако если к определенному возрасту у него не сформировалась моторика и двигательные навыки, тогда стоит незамедлительно обратиться за квалифицированной помощью и начать реабилитационную программу как можно раньше и в комплексе.
Диагностика ЗМР
Чем раньше будет обнаружена проблема в моторном развитии, тем выше шансы на успешную терапию с наименьшими потерями для физического здоровья ребенка. Физическое развитие детей тесно связано с процессами мышления, психоэмоциональным состоянием, речевыми нарушениями. Отстающие в моторном развитии детки хуже усваивают двигательные навыки, чаще страдают от неправильной осанки и нарушений координации движений. Им намного сложнее научится складывать кубики и пазлы, ловить мячик, ездить на велосипеде. Серьезные проблемы возникнут во время обучения чтению и письму.
Еще в роддоме специалисты стараются обнаружить патологию в развитии новорожденного – делают анализ крови на генетические заболевания, оценивают младенцев по шкале Апгар. В дальнейшем малыш наблюдается у педиатра, проводятся регулярные осмотры у детского невролога.
Лечение ЗМР
Программа лечения должна быть комплексной и основываться на анализе проблем и потребностей маленького пациента. Системный, строго индивидуальный подход – центральная ось любого комплекса реабилитационных мер. Поэтому в терапевтическом процессе активное участие принимает сплоченная команда узкоспециализированных врачей – невролог, педиатр, реабилитолог, ортопед, психолог. Часто к процессу лечения подключаются логопеды и дефектологи, поскольку ЗМР накладывает свой отпечаток на речевое развитие детей.
В нашем Центре работают специалисты с опытом работы не только в России, но и в странах Европы, США. В профессиональном арсенале врачей – современные методики, доказавшие свою эффективность, богатейший практический опыт и желание поделиться своими знаниями с родителями больных деток.
Мы воспринимаем родителей как самых главных наших помощников, стараемся обучить их всем тем методикам, которые используем в реабилитационном процессе. Комплексный системный подход к лечению – это гарантия стабильного результата и положительной динамики в реабилитации деток с ЗМР любой степени сложности.
Мы стремимся не просто помочь малышу научится переворачиваться, держать головку, сидеть, ползать, ходить, но и избежать вторичных деформаций, таких как контрактуры суставов, вывихи тазобедренных суставов, нестабильность голеностопного сустава. Все эти патологии тормозят нормальное развитие моторики.
Программа лечения ЗМР включает:
Для закрепления результата и предотвращения регрессии мы также рекомендуем занятия ЛФК, которые проходят в нашем Центре в игровой интересной форме. Позитивный настрой маленьких пациентов способствует более быстрому и глубокому усвоению новых движений, а упражнения выполняются без физических и эмоциональных пыток.
Для нас очень важно, чтобы малыши чувствовали себя комфортно на занятиях и верили в успех реабилитации вместе с нами.
Задержки развития: как распознать и что делать?
Почти все родители внимательно следят за календарями развития и списками умений, которые дети должны освоить к определённому возрасту. Приятно, когда малыш развивается в соответствии с ними или даже немного опережает, но одна мысль о возможных задержках в развитии может заставить понервничать даже самых спокойных родителей.
Детский Монтессори центр «Созвездие» подготовил памятку для родителей, в которой мы расскажем, что можно считать настоящей задержкой в развитии, когда волноваться не стоит и, главное, что способствует гармоничному развитию малыша.
Пять сфер развития ребенка
Развитие ребенка можно рассматривать с пяти различных сторон:
Когнитивное развитие
Сюда относятся все умения, связанные с обработкой информации: мышление, память, внимание. Именно от этих навыков в первую очередь зависит способность к обучению и познанию этого мира. Развитие когнитивных навыков – это про способность классифицировать предметы, считать, называть цвета и формы, выявлять закономерности и т.д.
Эмоциональное и коммуникативное развитие
Сюда относятся навыки взаимодействия с другими людьми и умение выражать и контролировать эмоции. В младенчестве развитие этой сферы начинается с улыбки и гуления в присутствии знакомых людей. Позже к развитию коммуникативных и эмоциональных навыков можно отнести способность заводить знакомства со сверстниками, выражать свои чувства, уметь обращаться за помощью и т.д.
Речевое развитие
Развитие крупной и мелкой моторики
Сюда относится владение собственным телом: под мелкой моторикой в первую очередь понимается степень развития и контроля мышц рук и пальцев, а крупная моторика относится к владению крупными мышцами тела, влияющими на общую координированность и ловкость малыша. Развитие навыка начинается с первых дней жизни, когда малыш учится хватать предметы рукой, держать голову, переворачиваться, ползать и т.д. В более взрослом возрасте сюда подключается способность использовать столовые приборы и пишущие принадлежности, изготавливать различные поделки, а также бегать, прыгать, выполнять различные гимнастические упражнения.
Развитие бытовых навыков
В этой категории находятся все навыки самообслуживания: способность самостоятельно кушать, одеваться, принимать душ и ходить в туалет, организовывать рабочее пространство и т.д.
Для каждой из этих категорий существует примерный список умений на разный возраст. Вот, например, список когнитивных навыков трёхлетки:
Знает основные цвета и может их называть,
Имеет представление о времени суток (утро, день, вечер, ночь),
Может запоминать и пересказывать простые истории,
Может находить простые сходства и различия предметов (например, большой/маленький),
Может следовать простым инструкциям (например, принеси свою рубашку и положи её в корзину).
Полные списки умений для разных возрастов можно найти в других статьях на нашем сайте или обратиться к литературе по детскому развитию (например, «Календарь развития ребенка» Елены Храмовой).
Небольшие отличия во времени и порядке приобретения различных навыков никак не должны напрягать родителей. Например, если малыш не переворачивается к 4 месяцам, но остальное его состояние не беспокоит маму, значит это явление можно смело списать на индивидуальные особенности развития и ожидать освоения этого навыка в ближайшем будущем. Совсем по-другому стоит реагировать, если малыш того же возраста не только не переворачивается, но и плохо держит голову лёжа на спине и животе и не удерживает в руках предметы.
В отличие от сложностей с отдельными навыками, которые можно списать на индивидуальные особенности развития, целый комплекс из нескольких неосвоенных к определённому возрасту умений может сигнализировать о задержке в одной или нескольких сферах развития.
Что нужно знать о задержках развития?
Задержка развития – это не просто «слегка отстаёт» или «развивается медленнее сверстников». Это значит, что ребенок регулярно не справляется с освоением навыков типичных для своего возраста. Такая задержка может проявляться в одной сфере или сразу нескольких.
Узнав, что у малыша задержка развития, родители склонны винить в этом себя и выбранный способ воспитания, но на самом деле мы почти не в силах повлиять на причины, вызывающие задержки развития, но можем помочь ребенку их преодолеть
Например, задержки речевого развития не случаются из-за билингвальности семьи или слишком раннего налегания на занятия английским. А вот временная потеря слуха (например, из-за тяжело протекающего отита) вполне может вызвать подобные нарушения.
Существует три основных фактора, которые учёные связывают с задержками детского развития:
Сложности при рождении: недоношенность, низкий вес и гипоксия при рождении часто вызывают задержки в развитии в первые годы жизни,
Неблагоприятная среда: отравления, плохое питание матери и ребенка, прием родителями алкоголя и курение, неблагоприятная атмосфера в семье и травмы,
Болезни ребенка: хронический отит, нарушения зрения, ослабления организма из-за инфекций и травмы.
Как вы видите, большая часть причин лежит в физическом состоянии малыша, а значит, если вы замечаете у ребенка сложности в развитии, в первую очередь нужно обсудить ваши опасения с педиатром, который владеет информацией о развитии малыша до рождения и с первых дней жизни. Детальное обследование ребенка поможет восстановить полную картину нарушений, а значит подобрать оптимальный способ их компенсации.
Как бы не было сложно признать задержку в развитии у собственного ребенка, только полное обследование и сотрудничество с детскими врачами, психологами и логопедами поможет вам решить проблему быстро и эффективно.
Кризис развития, задержка развития и нарушение развития: в чём разница?
В первую очередь родители должны понимать, что возрастные кризисы никак не связаны с нарушениями в развитии малыша. Если он стал хуже себя вести, стал капризным и требовательным, начал отказываться даже от несложных задач, возможно речь идёт о совершенно нормальном этапе развития, когда прошлые умения и образ жизни уже перестали удовлетворять растущее желание познавать новое и становиться самостоятельнее. Обычно специалисты выделяют следующие кризисы развития: кризис одного года, кризис трёх лет, кризис семи лет и кризис подросткового возраста. У всех детей кризисы развития проходят по-разному, но в целом скорость и их разрешения и остота конфликтов в этот период зависит от воспитательных стратегий родителей и их внимания к ребёнку. При поддержке родителей малыши быстро осваивают новый этап своей жизни и их поведение нормализуется.
Возрастные кризисы – это абсолютно нормальные этапы развития ребенка. Тем не менее характер их протекания во многом зависит от родителей, поэтому, если вам стало сложно справляться с малышом, можно обратиться к детскому психологу, чтобы найти новые способы общения с подрастающим ребенком.
Что касается задержки развития и нарушения развития, иногда эти два термина употребляются буквально как синонимы, но на самом деле разница между нарушением и задержкой достаточно большая, хоть и на первых порах разграничить их не всегда удаётся.
Задержка развития – это состояния, при которых малыш «застрял» на определенном этапе и не может сделать следующий шаг. Задержки развития могут случаться как из-за здоровья малыша, так и из-за особенностей среды развития. Обычно при правильном подходе к коррекции и достаточном внимании родителей к сфере, вызывающей затруднения, через некоторое время ребенок полностью догоняет сверстников и от задержки не остаётся и следа.
Нарушения развития – это состояния, при которых малыш не может просто «перерасти» проблему или «догнать» сверстников позже. Это качественно другой склад ума или состояние здоровья малыша, вызванные рядом причин: травмы головы, отравления, генетические нарушения и тп. В некоторых случаях (например, сложных генетических нарушениях) нарушения развития необратимы и поддаются лишь небольшой коррекции, в большинстве же случаев грамотный подход и внимательное отношение к ребенку позволяют исправить нарушение в значительной степени.
К сожалению, не всегда можно сразу сказать, что именно является причиной сложностей малыша, но следует помнить, что внимание к сфере развития, вызывающей затруднение, и своевременное подключение специалистов обычно позволяет малышу быстрее догнать сверстников.
Помните, что первые годы жизни ребенок развивается очень быстро, а значит даже небольшие задержки, оставленные без внимания, могут обрасти новыми проблемами буквально через несколько месяцев. Именно поэтому мы рекомендуем вести дневник развития ребенка, делиться с педиатром всеми своими наблюдениями и не стесняться задавать любые вопросы о развитии малыша.
Выводы
Небольшое отставание в освоении отдельных навыков не может считаться задержкой или нарушением развития малыша. Совсем другое дело, если вы замечаете, что малыш постоянно сталкивается со сложностями в одной или нескольких сферах своего развития.
У таких явлений может быть много различных причин, которые чаще всего кроются в состоянии здоровья малыша. Именно поэтому внимательное отношение к здоровью ребенка и регулярное посещение педиатра так важны для гармоничного развития детей.
Заключение
К счастью, настоящие задержки и нарушения развития встречаются у детей относительно редко, обычно же речь идёт о небольших сложностях в освоении отдельных навыков. Такие проблемы достаточно легко решаются с помощью посещения специализированных развивающих занятий.
Педагоги сети детских Монтессори центров «Созвездие» имеют большой опыт помощи малышам и их родителям в подобных ситуациях. На первых занятиях мы внимательно расспрашиваем родителей о всех особенностях ребенка, проводим всестороннюю диагностику малыша и предлагаем различные варианты занятий в зависимости от пожеланий родителей.
Запишитесь на первое бесплатное занятие в детский Монтессори клуб «Созвездие», мы будем рады вам помочь!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
Задержка моторного развития ЗМР ребёнка: причины, особенности и закономерности по месяцам
Каждый ребёнок – это личность со своим набором индивидуальных качеств. Из-за этого развитие каждого ребёнка протекает по – разному, соответственно их различию между друг другом. У развития имеются принятые нормы и принципы и, если оно идёт не так, как запланировано, родители детей начинают пугаться и бить тревогу. Часто родители беспокоятся просто так, это вам подтвердит любой опытный врач, но порой их опасения оказываются верными и у ребёнка обнаруживают задержку моторного развития.
Как её можно распознать и обнаружить? Как он проявляется, из каких симптомов состоит? Действительно ли это настолько опасно? На все эти вопросы попробуем найти ответ в этой статье, разберёмся во всех нюансах и найдёт необходимые ответы. Если у вас есть опасения касательно заболевания собственного ребёнка и вы только что в них убедились, срочно направляйтесь в клинику – это важно!
Задержка моторного развития ребёнка
После рождения ребёнка заметить подобную проблему бывает довольно трудно. Сложно, но можно в некоторых случаях. Зачастую, начиная беспокоиться, родители замечают физические отклонения, а не саму задержку. Она обычно обнаруживается у детей чуть позже – как минимум в первые 3 года жизни.
Очень важно заметить недуг как можно раньше, ведь если задержка находится ещё только на ранней стадии, её можно вылечить. Чем раньше заметишь, тем раньше начнётся лечение у врачей. По статистике, большинство детей, регулярно занимающихся с врачами, нивелируют все отклонения и возвращаются в нормальный ритм физиологического развития.
Но как понять, что у ребёнка проявляется задержка моторного развития? На самом деле, необязательно быть квалифицированным врачом, чтобы заметить что-то неладное. Пускай, развитие детей действительно протекает по – разному, но отклонение есть отклонение, поэтому проявляется ярко и чётко. Если дитя к определённому возрасту не способен делать то, что уже попросту обязан, стоит задуматься. Помните, главное с этим не медлить. Если на приёме у доктора окажется, что это ложный вызов останется радоваться. А если опасения подтвердятся – вы спасёте ребёнка.
Если за год своей жизни ребёнок не научился держать голову, воспринимайте это как мощный сигнал. Срочно обращайтесь к неврологу. В список подобных сигналов также можно отнести неспособность сидеть, ползать или ходить. Если за 6 месяцев малыш не научился сидеть, за 9 даже не начал ползать, а к году не попробовал встать на ноги, то это ненормально.
Не менее важный сигнал – это то, как ребёнок есть. Если он держит ложку неуверенно или неловко, а его одногодки уже вовсю самостоятельно принимают пищу, стоит моментально идти к врачу за консультацией. Можно привести ещё много примеров, но вы и сами поняли принцип: любой намёк на отклонение является сигналом. Помните, сходить к врачу совсем несложно, хотя бы для перестраховки.
Причины нарушения
На самом деле, причин для подобных нарушений, не только задержки в моторике, может быть уйму, чаще всего они исходят от матери и обстановки вокруг неё. Например, если будущая мама употребляет табачные изделия, алкогольную продукцию, часто нервничает – это ведёт к возможному диагнозу в будущем. На потенциальную задержку у ребёнка также влияют родовые травмы, нестабильная обстановка в семье, плохой климат, вредное производство и так далее.
Как это вылечить? Что может предложить врач? Эти вопросы чаще всего задают взволнованные родители. Одного ответа не существует, ведь как говорилось ранее: «каждый ребёнок – индивидуальность». Поэтому и вариантов лечения множество, всё зависит от специфики случая. Главное, что могут сделать мама с папой – это следовать всем рекомендациям доктора, не отклоняясь ни на сантиметр. Только тогда у ребёнка будет шанс побороть опасный недуг.
Кроме того, не следует бояться, если врач назначает применение сосудистых препаратов, потому что нарушение двигательных функций у детей первого года жизни может проявляться мышечной дистонией, когда одни мышцы напряжены, а другие наоборот чрезмерно расслаблены. Именно мышечная дистония в некоторых случаях может вызвать задержку в развитие моторики и нарушения в двигательном аппарате ребёнка. Препараты для сосудов, которые, возможно, выпишет доктор будут способствовать предотвращению подобной ситуации.
Проблемы с мышечным тонусом могут возникнуть из-за множества факторов. Зачастую проблемы встречаются ЦНС – головном и спинном мозге. Всё это в целом в особенности влияет на развитие у малыша гипоксии, что ведёт к недостатку кислорода в организме, а в дальнейшем к ишемической болезни сердца.
К слову, последнее также располагает к гипоксии, а это крайне опасно. Представьте или вспомните, каково это находиться в закрытом помещение с закупоренными окнами? А теперь вообразите, что чувствует ребёнок при регулярной нехватки кислорода в организме? Именно, исходя из этих представлений, врач выбирает тот или иной способ лечения.
Сосудистыми препаратами доктор, скорее всего, не ограничится и вкупе с ним добавит обязательный массаж, водные процедуры, регулярную гимнастику (дома или в специализированном центре). Ребёнок должен постоянно находится под тщательным наблюдением невролога и педиатра. Это поможет врачам лучше отслеживать динамику лечения. Если улучшений не будет, врачи назначат УЗИ головного мозга (НСГ).
Особенности моторного развития
Крайне неправильно сравнивать детей или гордиться тем, что ваш ребёнок начал ходить быстрее или самым первым заговорил. Развитие детей сильно отличается и порой то, что кажется отклонением, на самом деле является особенностью, а не болезнью. Да, один малыш может начать ходит в 5 месяцев, а другой сделает это через 2 месяца. Как правило, мамочки вторых малышей расстраиваются в таких ситуациях, но этого делать не стоит.
Порой организм малыша работает не так, как хотелось бы многим родителям. У кого-то организм развивается быстрее, у кого-то медленно, всё зависит от обстоятельств, среды и головного мозга. Ребёнок банально не сможет нормально ходить, пока его осанка и мускулатура не разовьётся в должной степени. И тут можно делать всё, что угодно: заставлять, тренировать, просить…Пока организм ребёнка не разовьётся, он не пойдёт – точка.
Важно не мешать ребёнку, он должен прийти к этому самостоятельно, лучше не торопить события, а придерживаться норм и рамок. Например, ребёнок должен сделать первые шаги к году. Если не сделал, значит стоит бить тревогу и идти к врачу. Самое лучшее в начале развития помогать ребёнка, то есть оказывать ему внимание, заботиться, делать массаж, гулять.
Выполняя всё это, однажды наступит момент, когда организм малыша разовьётся, его осанка и мускулы придут в нужную форму и он сам встанет, возьмёт игрушку и поползёт, главное – это родительское терпение. К тому же ведь многое исходит от папы и мамы, возможно, в семье есть какие-либо генетические или хронические заболевания. Если родители ребёнка тоже поздно начали говорить, ходить или сидеть, то от малыша не стоит ждать большего. Он уже запрограммирован генетически.
Закономерности моторного развития у детей до 1 года
Понятное дело, что всё – это статистика и отдельно взятые случаи, прошедшие процесс компиляции и анализа, но это нормы, которых стоит придерживаться. Да, если ваш ребёнок отклоняется всего на 1 или 2 месяца – это не страшно, а даже нормально. Но если отклонения увеличиваются, и разница составляет более 2 месяцев, стоит срочно обратиться к неврологу.