Задержка пмр что это
Задержка моторного развития
Задержка моторного развития – это запаздывание становления или недостаточное развитие двигательных функций у детей первого года жизни. Характеризуется отсутствием или более поздним появлением возрастных навыков: удержания головки, переворачивания, сидения, ползания, стояния, ходьбы. Отставание обнаруживается при физикальном обследовании (календарный метод). Из инструментальных исследований показана НСГ, церебральная КТ/МРТ, электромиография, ЭЭГ. При выявлении двигательной дисфункции рекомендуется раннее начало кинезитерапии, массажа, физиотерапии. Проводятся медикаментозные курсы.
МКБ-10
Общие сведения
Задержка моторного развития (ЗМР) ‒ формирование физиологических двигательных реакций c отставанием на 2 и более месяцев. Состояние психических и двигательных функций является основным критерием оценки здоровья ребенка. Своевременное освоение детьми раннего возраста новых статических и локомоторных навыков свидетельствует о правильном функционировании нервной и опорно-двигательной систем. Задержка моторного и психомоторного развития, напротив, указывает на двигательную недостаточность и мозговую дисфункцию. Распространенность ЗМР в детской популяции неизвестна, однако отмечается ее тесная корреляция с перинатальным поражением ЦНС.
Причины
Статико-моторная недостаточность чаще всего является следствием перинатальной церебральной патологии, но также может быть связана с наследственными синдромами, сопутствующими заболеваниями. Основные причины задержки психомоторного развития:
Иногда встречается темповая ЗМР – она возникает при неудовлетворительном уходе за детьми, но быстро компенсируется при создании благоприятных условий. Факторы, замедляющие моторное развитие:
Факторы риска
Группу риска по задержкам развития составляют следующие категории детей:
Задержка психомоторного развития у детей: основные причины и их лечение
За последние десятилетия увеличилось количество детей, у которых выявляется задержка психомоторного развития. У ребенка с таким диагнозом имеется насущная потребность в медицинском и педагогическом вмешательстве в развитие. В большинстве случаев выраженная задержка речевого развития у ребенка сопровождается нарушением зрительно-пространственных навыков и двигательной неловкостью, а впоследствии и отставанием умственного развития от своих сверстников. Поэтому используется также термин «психоречевое развитие». Аномалия встречается у мальчиков намного чаще, чем у девочек. Суммарная распространенность патологии в общей структуре психических заболеваний составляет 8-10%.
Причины возникновения задержки у ребенка
При задержке развития ребенка чаще всего отмечается наследственная отягощенность – наличие у родителей подобных или родственных расстройств, что свидетельствует о большой роли генетических факторов в возникновении большинства, но не всех случаев. Также определенное влияние имеют средовые факторы, но их роль менее значительна. Глубинные причины возникновения задержки психомоторного развития (ЗПР) различаются, поэтому отклонение принято классифицировать на:
Первичную патологию у ребенка могут вызвать следующие факторы:
Вторичная задержка психомоторного развития у детей до года может быть спровоцирована следующими системными патологическими особенностями:
Причиной возникновения ЗПР в послеродовом периоде являются инфекционные патологии и различные (в том числе психические) травмы, перенесенные в раннем возрасте.
В зависимости от причины возникновения нарушения ЗПР классифицируют на:
Симптомы и диагностика ЗПР
Задержка психомоторного развития по коду МКБ-10 относится к классу F80-89 – «Нарушения психологического развития». У ребенка с врожденными причинами ЗПР, признаки отставания могут проявиться в раннем возрасте. Симптомы отклонений у детей разного возраста могут различаться:
Кроме признаков отклонений в формировании речевой функции, при ЗПР отмечается отставание психического созревания – быстрая утомляемость, незрелая эмоционально-волевая функция, отклонение в мышлении (неразвитое воображение, ограниченный объем памяти, неумение переключать внимание, затрудненное восприятие новой информации). Сниженный умственный уровень, ограниченный набор эмоциональных проявлений затрудняют общение со сверстниками. У таких детей часто имеются характерные признаки синдромов, связанных с генетическими аномалиями.
Визуальные признаки задержки развития.
Для детей с ЗПР характерно стремление к получению удовольствия, поэтому они быстро бросают занятия, требующие сосредоточенности и напряжения, игровая деятельность носит, как правило, примитивный характер.
Нарушение психического и речевого развития могут сочетаться с отставанием в физическом созревании, иногда ЗПР соседствует с ДЦП.
Признаки патологии во многом схожи с симптомами других психических нарушений, например, с аутизмом, синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Для постановки правильного диагноза необходима дифференциальная диагностика.
С детьми проводят беседу, специальные тесты, позволяющие оценить уровень развития эмоционально волевой сферы, способность к общению с окружающими, а также внимание, объем памяти, особенности логического мышления. Кроме психологического и педагогического обследования назначают медицинское, которое проводят с помощью:
Эти методики позволяют обнаружить структурные нарушения ЦНС и аномалии речевого центра у ребенка. Комплекс методик позволяет поставить ранний диагноз и своевременно начать лечение. Без правильного лечения проблемы углубляются, влияя не только на характер, межличностные отношения, но и на социальный статус.
Лечение задержки психомоторного развития
Детям с ЗПР необходима помощь врачей разного профиля: невропатологов, психологов, логопедов-дефектологов. Лечение должно происходить по индивидуально разработанной системе и включать:
Психологи и логопеды помогают ребенку овладеть речевыми навыками, применяя в игровой и предметно-практической деятельности специальные приемы стимуляции речевой активности и навыков межличностного общения. Воздействие оказывают на все анализаторы – зрительные, слуховые, тактильные, т.к. они имеют связь с речевым, двигательным и другими центрами нервной системы и их раздражение стимулирует функции и активность мозговой деятельности.
Для активации эмоционально-волевой сферы в клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» с детьми занимаются психологи, используя:
Специалисты применяют методики тренировки внимания, увеличения объема памяти, стимуляции логического мышления, восприятия. Результат будет зависеть от поддержки родителей, т.к процесс должен быть непрерывным.
Домашние занятия по развитию мелкой моторики рук у девочки с ЗПР
Установлено, что мелкая моторика помогает активизировать мышление и речь. Поэтому если у ребенка выявлена задержка психомоторного развития, лечение включает лепку, конструирование, собирание пазлов.
В клинике Мануальной Медицины «Galia Ignatieva M.D» мы лечим подобные нарушения, применяя инновационные методики лечения, которые обязательно включают методы физического развития – физкультуру, специальные упражнения, активные игры. Двигательный механизм также связан с психикой.
Механизм воздействия на ЦНС ребенка многогранный и требует терпения, регулярной работы, сотрудничества врачей, педагогов и родителей. Поэтому рекомендуется помещать детей с синдромом психомоторной задержки в специальные группы дошкольных и младших школьных учреждений. Эти группы имеются в профильных учреждениях VII вида, в которых детям помогают адаптироваться в социальной среде, научиться общению с одногодками и взрослыми окружающими, не зависеть от помощи взрослых в элементарных бытовых действиях.
Задержка психомоторного развития у детей, лечение которой происходит по адекватно разработанной схеме, имеет хороший прогноз. При раннем обнаружении признаков аномалии у ребенка и комплексном подходе особенности психомоторного состояния удается успешно скорректировать.
Профилактика
Задержка психомоторного развития, прогноз излечения которой в большинстве случаев благоприятный, требует особого подхода, длительного комплексного воздействия, динамического наблюдения специалистов. По прогнозам ученых, количество детей с ЗПР будет продолжать расти, если игнорировать меры профилактики:
Родители должны знать возрастные особенности ребенка, нормы, признаки аномалий формирования психических, эмоциональных, речевых навыков и своевременно отмечать их, обращаясь за профессиональной помощью.
Задержка психомоторного развития
Диагноз можно найти во многих историях развития детей дошкольного возраста. Специалисты подтверждают, проблема ЗПМР действительно является частой и актуальной, ведь она включает в себя нарушения сразу двух важнейших уровней: психического и моторного. Среди причин задержки психомоторного развития выделяют различные заболевания и состояния, которые могут приводить к расстройству функций или органическим поражениям головного мозга. Они могут возникать в различное время: в период беременности, сразу после рождения или в первые месяцы жизни ребенка. Такие случаи являются наиболее тяжелыми и, как правило, дополнительно сопровождаются специфической неврологической симптоматикой. Также выделяют и «доброкачественный» механизм формирования ЗПМР, который связан с индивидуальными и генетическими особенностями конкретного ребенка.
Слабовыраженные минимальные поражения головного мозга
Депрессия, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания.
Неправильные стили воспитания, неполная семья, низкий образовательный уровень родителей.
Функциональная незрелость ЦНС
Слабость процессов торможения и возбуждения
Как распознать задержку психомоторного развития (ЗПМР)?
Задержка психомоторного развития занимает промежуточное положение между вариантом нормы и патологией и легко может перейти из одного в другое. Родители должны уметь выявлять ЗПМР максимально рано и своевременно обращаться за специализированной помощью. Признаки, которые могут указывать на задержку психомоторного развития:
Довольно часто при ЗПМР наблюдаются такие симптомы, как обильное слюнотечение, гиперактивность, неусидчивость, плохая память, агрессивность, повышенная утомляемость. Эти признаки наблюдаются не только при задержке психомоторного развития, но при других заболеваниях, в том числе и генетических. Поэтому ставить диагноз «ЗПМР» может только врач, при необходимости проведя комплексное исследование, в которое могут быть включены:
Для выявления задержки психомоторного развития могут быть назначены консультация невролога, логопеда, психолога и других узких специалистов. Только после сбора всей необходимой информации и ее анализа специалисты смогут поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение ЗПМР.
Методы лечения задержки психомоторного развития
Задержка психомоторного развития
Диагноз можно найти во многих историях развития детей дошкольного возраста. Специалисты подтверждают, проблема ЗПМР действительно является частой и актуальной, ведь она включает в себя нарушения сразу двух важнейших уровней: психического и моторного. Среди причин задержки психомоторного развития выделяют различные заболевания и состояния, которые могут приводить к расстройству функций или органическим поражениям головного мозга. Они могут возникать в различное время: в период беременности, сразу после рождения или в первые месяцы жизни ребенка. Такие случаи являются наиболее тяжелыми и, как правило, дополнительно сопровождаются специфической неврологической симптоматикой. Также выделяют и «доброкачественный» механизм формирования ЗПМР, который связан с индивидуальными и генетическими особенностями конкретного ребенка.
Слабовыраженные минимальные поражения головного мозга
Депрессия, неприятие ребенка, алкоголизм, наркомания.
Неправильные стили воспитания, неполная семья, низкий образовательный уровень родителей.
Функциональная незрелость ЦНС
Слабость процессов торможения и возбуждения
Как распознать задержку психомоторного развития (ЗПМР)?
Задержка психомоторного развития занимает промежуточное положение между вариантом нормы и патологией и легко может перейти из одного в другое. Родители должны уметь выявлять ЗПМР максимально рано и своевременно обращаться за специализированной помощью. Признаки, которые могут указывать на задержку психомоторного развития:
Довольно часто при ЗПМР наблюдаются такие симптомы, как обильное слюнотечение, гиперактивность, неусидчивость, плохая память, агрессивность, повышенная утомляемость. Эти признаки наблюдаются не только при задержке психомоторного развития, но при других заболеваниях, в том числе и генетических. Поэтому ставить диагноз «ЗПМР» может только врач, при необходимости проведя комплексное исследование, в которое могут быть включены:
Для выявления задержки психомоторного развития могут быть назначены консультация невролога, логопеда, психолога и других узких специалистов. Только после сбора всей необходимой информации и ее анализа специалисты смогут поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение ЗПМР.
Методы лечения задержки психомоторного развития
Задержка пмр что это
Симптомы разнообразные, причин множество, но все это либо врожденное, либо приобретенное во время внутриутробного развития или во время первых месяцев жизни малыша. Приобрести во время внутриутробного развития можно благодаря интоксикации препаратами или гипоксии плода. Также причинами отставания в развитии психомоторных функций служат органические поражения, которые слабо выражены и нарушение головного мозга, даже если оно минимальное.
В основном родители сами замечают минимальное отставание в развитии любых моторных навыком своего ребенка, но если родители этого не видят, то на это указывает им невролог на обычном плановом осмотре.
Базовые моторные навыки у ребенка:
Надо помнить про рамки норм ребенка до 11 месяцев. Активность мышц тела не должен быть высокой или низкой.
Последствия
Если моторные навыки не меняются своевременно, движения не автоматируются, мышечный тонус нарушен, то это приведет к трудностям в будущем: развитие замедлится или вовсе остановится. У ребенка с такими проблемами могут появится: нарушенная координация, моторная неуклюжесть, плохая мелкая моторика, гиперреактивность, неверное зрительно-пространственное представление и многое другое.
Это связано с тем что области головного мозга тесно друг с другом взаимодействуют и осуществляют разные функции, такие как речевые, моторные или когнитивные.
Диагностика и лечение
Чем раньше обнаружится проблема с движениями, тем оказанная помощь будет намного эффективнее. Оптимизировать функции ребенка получится у профессионалов быстрее. Невролог — это первый специалист, к которому необходимо обращаться. Именно он подтвердит или опровергнет диагноз, назначит дальнейшее обследование. Например, компьютерную томографию, ЭЭГ. После посещения данного специалиста можно идти к нейропсихологу. Он назначит коррекцию для пациента, но при этом согласует ее с врачом неврологом. А уже после ребенка можно вести к логопеду, он займется коррекцией дефектов речи.