Задний ножной тормоз велосипеда что это
Между ножным и ручным тормозом
Когда-то выбор велосипеда ограничивался правильно указанными параметрами роста, маркой и цветом. Сегодня ассортимент настолько разнообразен, что подобрать даже простую городскую модель без минимальных познаний в устройстве современных байков просто невозможно. В частности, это касается разнообразия тормозных систем.
Привычный ножной тормоз
Если в детстве вы учились кататься на велосипеде, то, скорее всего, привыкли пользоваться ножным тормозом. Принцип его работы предельно прост: приводом в данном случае служит цепная передача и, чтобы начать торможение, нужно крутить педали в обратную сторону. Такое устройство отлично работает на синглспидах, но несовместимо с традиционной механической трансмиссией.
Таким образом, ножной тормоз сохранился в качестве атрибута городских велосипедов с фиксированной скоростью. Сам механизм расположен в задней оси, что предполагает ряд преимуществ:
Тем не менее, в ряде случаев ножной тормоз может оказаться недостаточно надежным. К примеру, если цепь сошла или разорвана, когда ноги случайно соскользнули с педалей, задействовать для экстренной остановки ножной тормоз не получится.
Надежный ручной тормоз
Большинство производителей устанавливают ручные тормоза, которые могут дополнять ножной вариант или работать самостоятельно. За годы использования они завоевали репутацию стабильных и безопасных — вне зависимости от конструкции. Все представленные на рынке тормозные системы делятся на ободные и дисковые, те и другие имеют сторонников и противников.
При комплектации городских велосипедов чаще всего применяются ободные тормоза V-Brake. Их отличает хорошая мощность, неприхотливость в обслуживании и простой сервис в случае поломки. Однако в дождливую погоду или на сильном бездорожье такая система легко засоряется, что снижает качество работы.
В качестве альтернативы на продвинутые модели ставят дисковые тормоза с механическим или гидравлическим приводом. Стоит заметить, что стоимость таких систем в разы выше, а устройство значительно сложнее. Тем не менее, в экстремальных условиях дисковые тормоза наиболее надежны. Они не чувствительны к превратностям погоды или особенностям покрытия. Их единственный недостаток — сложность ремонта: если дисковая гидравлика выйдет их строя, придется обращаться в мастерскую.
Какие тормоза лучше?
Оптимальное решение для конкретного байка зависит от его назначения. Так, для ситибайка, который никогда не будет проверять свои силы в глухом бездорожье или на скоростном спуске, ободных тормозов V-Brake более чем достаточно. Некоторые модели для удобства и безопасности велосипедистов комплектуют ножным и ободным ручным тормозом. Таким образом, системы дублируют друг друга, обеспечивая максимальную безопасность.
Основные виды велосипедных тормозов. Их плюсы и минусы.
Тормоз – важнейшая деталь велосипеда, отвечающая за безопасность движения и поэтому проверять его необходимо перед каждой поездкой.
Велосипедные тормоза бывают разных типов:
Каждый из этих тормозов имеет свои плюсы и минусы и предназначен для вполне конкретных вариантов использования. Главная задача любого тормоза – остановить велосипед. И все они ее решают.
Очень сильно выбор тормоза зависит от двух основных причин:
Например, дисковые – самые дорогие, а вибрейковые – значительно дешевле. Конечно, если вопрос денег для Вас вообще не стоит, то дисковые гидравлические тормоза – очень хороший выбор. Но, честно говоря, и тут не все так однозначно – не все в нашей жизни решают деньги.
Итак, попробуем разобраться по-порядку.
Начнем со старых, добрых барабанных тормозов.
Барабанные тормоза
Тормоза этой конструкции используются в дорожных велосипедах уже не один десяток лет. Их конструкция проста и технологически давно отработана. Используются в основном в дорожных и городских велосипедах с одной передачей (в нашем магазине это городские велосипеды Dorozhnik Retro и Dorozhnik Comfort Male).
Принцип работы: тормозные колодки находятся внутри втулки заднего колеса и приводятся в действие при нажатии велосипедистом педали назад. Если тормоз установлен на переднем колесе, то он приводится в действие при нажатие на тормозную ручку, установленную на руле и тормозного тросика.
Практически всегда устанавливаются на детских и одно скоростных подростковых велосипедах. Иногда в сочетании с передним ручным V-brake тормозом. Это очень удачная и надежная комбинация, использующая преимущества их обоих и компенсирующая недостатки друг друга.
Устнавливают на передних и задних колесах, хотя чаще всего на задних колесах односкоростных велосипедов.
Маленький, но важный нюанс:
Для наиболее эффективного использования этих тормозов во время движения, педали, когда Вы их не крутите, лучше всего держать в горизонтальном положении или одна чуть выше другой. Тогда велосипедист, слегка нажимая одной ногой назад, сразу начинает потихоньку притормаживать. Если ситуация на дороге становится экстремальной – такое положение ног позволят остановить несущийся байк с минимальным временем и тормозным путем.
Поэтому опытные велосипедисты, когда не крутят педали во время езды, всегда держат их либо горизонтально, либо одну выше другой, но не вертикально. Это дает возможность в нужный момент сразу начать тормозить или прибавить скорости.
Весь тормозной механизм находится внутри втулки заднего или переднего колеса. Обслуживания практически ни какого не нужно – служат весь срок жизни велосипеда. Не подвержены никаким погодным и механическим воздействиям, работают «и в дождь и в зной», в любой грязи и на любой «восьмерке», зимой и летом. Не боятся падений и ударов – именно поэтому идеально подходят для детских и подростковых моделей.
Есть у них и свои недостатки.
Для их установки нужны специальные втулки и на заднем колесе работают только на односкоростных велосипедах.
Если цепь слетает со звездочки – тормоза уже не работают. Правда эту проблема, как и вертикально расположенные педали, решается установкой на переднее колесо дублирующих тормозов. Обычно это V-brake.
Иногда еще в качестве недостатков говорят, что они имеют больший вес, чем вибрейки, втулка и спицы испытывают при торможении более значительные нагрузки, чем на дисковых и вибрейках, а при длительном торможении сильно нагреваются. Однако, для городских и дорожных велосипедов, на которых устанавливают барабанные тормоза, это не имеет никакого решающего значения.
Принцип барабанных тормозов так же используется в планетарных втулках, которые сочетают в себе возможность переключения передач и тормоз.
Ободные тормоза
Бывают нескольких видов и представлены на рисунке.
Идея работы. Тормозные колодки прижимаются к ободу колеса и тормозят велосипед.
Мы остановимся только на V-brake типе. Сейчас они наиболее распространенные и установлены на большинстве продаваемых в нашем магазине моделей.
Связано это с их хорошим тормозным усилием, малым весом, низкой ценой (очень простая конструкция), дешевизной и легкостью в обслуживании. Поменять тормозные колодки, подтянуть тросик можно где-угодно с помощью шестигранника.
Тормоз V-brake на велосипеде Discovery | Устройство ободных тормозов типа V-brake |
Плохо работают если на колесе «восьмерка», или не правильно настроен зазор между ободом и колодкой. Необходимо время от времени подтягивать ослабевающий тросик.
При попадании на обод колеса песка или грязи он и колодки быстро изнашиваются. Вообще в грязи характеристики торможения резко ухудшаются. Хотя здесь есть нюансы. Первое, отнюдь не все велосипедисты ездят по большой грязи – слишком тяжелое это занятие. Второе. В грязи слишком быстро не поедешь и в тормозах большой необходимости нет. К тому же колесо в грязи вообще теряет контакт с поверхностью и тут уже никакой тормоз не поможет. Для того чтобы грязь не мешала торможению, ставят специальные колодки с грязе-отводящими канавками.
При максимальном усилии на тормоз штаны вилки и перья рамы подвергаются расширению, хотя для устранения этого недостатка устанавливают специальные коромысла, придающие дополнительную жесткость.
Как видно из перечисленных выше недостатков большинство из них для среднего велосипедиста не играют принципиальной роли, так что ободные тормоза – практически лучший выбор по цене и качеству работы для бюджетных велосипедов с переключением скоростей.
Интересное видео о настройке V-brake тормозов
Дисковые тормоза.
Пришли в велосипеды из мотоспорта и бывают двух видов – механические и гидравлические.
Дисковый тормоз на велосипеде Formula | Устройство дискового тормоза |
Идея работы проста дисковых механических тормозов. К прикрепленному ко втулке колеса стальному диску справа и слева прижимаются тормозные колодки с помощью специального механизма.
Для горного велосипеда это самый эффективный тип тормозов. Работают, так же как и ножные барабанные тормоза, при любых температурах, им не страшны «восьмерки» на колесах, в них не попадает грязь и никак не страдают обода колес, так как при торможении нагревается ротор. Не требуют постоянных подстроек (особенно гидравлические), легко дозировать усилие кучкой тормоза. Еще одна «фишка» дисковых тормозов – быстрота срабатывания. Из-за короткого рычага ход ручки меньше чем на вибрейках. И не нужно жать ручку тормоза до упора. Да, тормозные колодки более износоустойчивые, хотя и дороже колодок для ободных тормозов.
Среди недостатков дисковых тормозов, прежде всего, хочется отметить их цену. Она значительно выше, чем у V-brake. Они тяжелее вибрейков и требуют повышенной жесткости амортизационной вилки. Сюда же относят и сложность замены колодок. Да, есть момент, если при смазке велосипеда вы случайно попали маслом на ротор и поехали – скорее всего, придется менять колодки, потому что они пропитаются маслом. Так что смазывайте внимательно, не капайте маслом.
Так же при наличии заднего дискового тормоза – проблемно установить на велосипед багажник. Нужны багажники специальной конструкции.
Хочется остановиться еще на одном нюансе дисковых тормозов. Чем больше диаметр ротора, тем выше эффективность торможения. Как говорят они более «стоповее».
Если вес байкера 100 кг и даже более или при будущих поездках планируется, что нагрузка на велосипед будет порядка этих величин (например, будете брать в велопоход тяжелые рюкзаки), то тем более просто необходимо брать ротор как минимум диаметром 180 мм, а еще лучше 203 мм. Если с деньгами туговато, а дисковые тормоза нужны, лучше ставьте на переднее колесо ротор большего диаметра, чем на заднее. Это связано с тем, что переднее колесо при торможении играет большую роль, чем заднее.
В нашем магазине все типы тормозов оптимально подобраны к тем моделям, на которых установлены. Поэтому перед покупкой внимательно проанализируйте где, как и когда Вы собираетесь ездить, а так же оцените свой бюджет.
Видео и о настройке Дисковых тормозов
Роллерные тормоза
Предыдущие три вида тормозов – самые распространенные на территории постсоветских стран. Каждый из них, как говорилось выше, имеют свои плюсы и минусы.
Инженеры компании Shimano решили сконструировать тормоза, сочетающие в себе плюсы всех предыдущих типов и не имеющих их минусов. От дисковых тормозов они должны были перенять эффективность и мощность, от барабанных – надежность и неприхотливость в обслуживании.
Роллерный тормоз на переднем колесе велосипеда | Общий вид роллерного тормоза |
Идея роллерных тормозов в том, что тормозной барабан закреплен на левой стороне втулки (серий Nexus и Nexave), которая и тормозится, замедляя вращение колеса.
Само торможение происходит за счет силы трения, возникающего между тормозными колодками и рабочей поверхностью тормозного барабана. Тормозные колодки раздвигаются роликовым механизмом при нажатии на ручку тормоза. А усилие от ручки на роликовый механизм передается при помощи тросика. Для отвода тепла, возникающего при торможении, на внешнем корпусе барабана устанавливается радиатор.
Схематично принцип работы роллерного тормоза показан на рисунке справа.
К достоинствам роллерных тормозов относят, то что:
Нельзя сказать, что идея создать идеальный тормоз совсем не состоялась. Однако, как всегда бывает в жизни и у этих тормозов проявились свои недостатки. Отчасти они связаны с коммерческим принципами компании Shimano, отчасти с законами физики и принятыми инженерными решениями.
Недостатки роллерных тормозов:
Как бы там ни было, но этот тип тормозов не получил на территории стран СНГ большого распространения, хотя в магазинах его можно найти и установить.
Стремянные тормоза
В заключении скажем пару слов о них. Это старый тип тормозов и сейчас не используется.
Все о велосипедах
Рассказываем обо всем, что связано с велосипедами
Ножной тормоз велосипеда: плюсы и минусы
Ножной тормоз велосипеда
Благодаря этому устройству обеспечивается плавность при торможении заднего колеса, являющегося ведущим. Ножные тормоза на велосипеде называют еще медальными или барабанными. Располагается узел на оси заднего колеса, применяется в качестве основного механизма торможения либо дополняется передним аналогом, приводимым в действие рукой. Устанавливался такой тормоз на старые советские велосипеды, синглспиды, новые модели с фиксированной передачей либо с планетарным переключателем скоростей.
Как работает ножной тормоз
Приводной элемент в велосипедном транспорте – цепь, которой и активируется процесс торможения. Достаточно начать вращение педалей в обратном направлении, начинает действовать рычаг привода, за которым срабатывает конус тормоза. Колодки расширяются, начинается их трение по барабану. От того, какое усилие приложено к педалям, зависит быстрота остановки колеса.
Все устроено просто и эффективно, механизм установлен в корпус из металла, практически исключающий попадание внутрь воды и грязи, что существенно продлевает эксплуатационный период. Со временем, когда колодки сильно изнашиваются, конус углубляется все больше, тем самым увеличивая расширение. Это вынуждает при торможении приложить большие усилия, но эффективность процесса от этого не снижается.
Колесо с ножным тормозом: плюсы и минусы
Из достоинств выделяются следующие:
К сожалению, есть и определенные недостатки:
Когда необходимы ремонтные работы или профилактические мероприятия
Тормозная система барабанного типа устойчива к изнашиванию и достаточно долговечна. И все же узел требует периодических проверок, наладки или полной замены. Для проверки рабочего состояния устройства велосипедные педали прокручивают назад. Если механизм пребывает в исправном состоянии, включение тормоза произойдет после того, когда обратный педальный ход совершит четверть колесного оборота. Если включение тормоза происходит позже, система срабатывает некорректно. Учитывая особенности расположения системы, втулку заднюю с ножным тормозом самому разбирать не рекомендуется – лучше обратиться к опытному специалисту.
Переборка планетарной втулки с ножным тормозом
Рабочий процесс опишем для взрослой модели велосипеда, хотя на детском варианте он ничем не отличается.
Необходимые инструменты
Для работы понадобятся гаечный и конусный ключи на 17 и 15 мм соответственно, отвертка, смазка. Рекомендуется использовать Mobil XHP 222, но вполне можно обойтись обычным литолом. Важно, чтобы смазочный материал был пластичным, а не жидким.
Разбираем втулку
Начинать следует с той стороны, где располагается звездочка. При помощи отвертки срываем кольцо-стопор, фиксирующее звезду, снимаем саму деталь и пыльник, берем ключ на 15 мм и выполняем им захват конуса, а вторым ключом на 17 мм немного откручиваем контргайку.
Сняв конус вместе с контргайкой, откручиваем и извлекаем правую половину муфты, в которой находится подшипник. После этого вытаскиваем левую часть с рычагом тормозной системы.
Чистка и смазка
Используя ветошь или туалетную бумагу, максимально удаляем остатки старой смазки. После этого внутренние части втулки промываем жидким средством либо растворителем. Некоторые предпочитают использовать в этих целях WD-40 – тоже неплохое решение.
Каждую деталь протираем насухо. Внутрь втулочного корпуса закладываем смазку, ей же обрабатываем поверхности, с которым подшипник вступает во взаимодействие.
Основная задача – сборка левой половины муфты и установка ее во втулку вместе с тормозными колодками. В муфту вставляем шайбу, потом – пружинку, усики которой направляются наружу, наносим на конус, расположенный возле тормозного рычага, смазку, ставим на него подшипник, который своими шариками должен упереться во втулочную чашку, а с противоположной стороны подпереться конусом.
Собираем втулку
В конусе имеются отверстия, в которые необходимо попасть усиками. Вторую часть муфты смазываем, кладем тормозные колодки, выступы которых должны лечь на участки между выступами конуса. Придерживая конструкцию, вставляем ее во втулочный корпус.
Подшипник с большим диаметром вставляем в корпус шариками вперед, а более мелкий – в правую зону муфты, где все поверхности уже смазаны.
Муфту следует закрутить, после чего прикручиваем конус с контргайкой, все затягиваем: колесо должно крутиться легко, но не давать люфт. Остается поставить пыльник, звездочку, застопорить все кольцом, уложив его в специальную канавку.
Особенности замены тормозных колодок
Когда расходные элементы изрядно износились, и тормоза не выполняют свои функции, колодки необходимо заменить. Выбирая новые, помните, что изготовитель занимается выпуском не только велосипедов, но и ремонтных комплектов к ним.
Тормозной барабан со временем истирается, люфт увеличивается. Для компенсации этого процесса необходимо приобрести колодки несколько большие по размеру – ремонтные.
Сравниваем с ручными тормозами
Всю информацию о ножной системе мы получили, уточнили ее положительные и отрицательные стороны. Чтобы провести сравнение с ручным аналогом, необходимо несколько слов сказать о нем.
Многие производители используют его в качестве дополнения к ножной системе либо в виде самостоятельного тормоза. За весь эксплуатационный срок они зарекомендовали себя, как стабильно работающие и безопасные конструкции.
Для комплектации моделей, предназначенных для катания по городским улицам, в большинстве случаев устанавливают ободной тормоз V-Brake, отличающийся неплохим показателем мощности, неприхотливостью обслуживания и несложным сервисом при ремонте. Но на плохой дороге система быстро засоряется, качество работы ее снижается.
Какая из тормозных систем лучше, сказать сложно – окончательный выбор зависит от предназначения велосипедного транспорта. К примеру, ситибайк, никогда не эксплуатировавшийся на плохих дорогах или крутых спусках, обойдется ободной тормозной системой, на другие модели лучше поставить полный комплект, чтобы увеличить безопасность движения. Систему будут дублировать друг друга в работе, что не так уж и плохо при экстремальном катании.
Регулировка ножных тормозов велосипеда
Любителям неспешных прогулок прекрасно подойдут велосипеды с одной передачей – синглпеды. Однако некоторых пугает то, что на руле отсутствуют тормозные ручки. Чтобы остановить разогнавшийся байк, приходится вращать педали назад. Поскольку такая конструкция достаточно удобна и надежна, она применяется не только на старых советских «Аистах», «Камах» и «Салютах», но и на современных моделях.
То, что регулировка ножных тормозов велосипеда не нужна, будет приятной новостью для любителей спокойной езды. Однако каждый механизм имеет свой срок службы. А продлить его сможет регулярное техническое обслуживание.
Принцип работы ножного тормоза
Приводом велосипеда является цепь, она же запускает в действие ножной тормоз. Когда велосипедист крутит педали в обратную сторону, приходит в действие приводной рычаг, а за ним и тормозной конус. Это расширяет колодки, которые начинают тереться о барабан. Чем большее усилие прикладывается к педали, тем быстрее перестанет крутиться колесо. Принцип простой и эффективный. Так как весь механизм находится в металлическом корпусе с пыльниками, туда не попадают грязь и влага.
Это значительно увеличивает ресурс механизма, который способен служить долгие годы. Но по мере износа тормозных колодок конус все сильнее и сильнее уходит вглубь, увеличивая расширение. Хотя это заставляет прикладывать больше усилий при торможении, невозможна ситуация внезапного снижения эффективности торможения. Она уменьшается довольно плавно, что не вызывает дискомфорта.
Когда велосипедист почувствовал, что его не устраивает работа тормозов, следует обратиться к специалисту, замена колодок сделает работу тормозов более четким. Но эту работу можно провести и самому, ничего сложного в этом нет. Хотя для самостоятельного проведения ТО необходимо будет провести подготовительную работу.
Регулировка ножных тормозов велосипеда – как поменять колодки
При выборе новых колодок следует учесть, что один и тот же производитель выпускает не только основной, но и ремонтный вариант. Дело в том, что происходит истирание тормозного барабана, растет люфт. Чтобы его компенсировать, потребуется купить колодки для ножных тормозов увеличенного размера, то есть ремонтные. Еще понадобятся два ключа, которые называют «семейные велоключи». Поскольку есть несколько систем ножных велотормозов, перед покупкой колодок требуется определиться с моделью. Современные компании используют свои типоразмеры, и заказывать запчасти лучше на сайте производителя.
С моделями советских велосипедов ситуация гораздо проще, здесь была принята унификация. Хотя разборка каждого такого механизма имеет свои особенности, действует единый порядок действий:
Дальнейшие действия будут зависеть от модели велосипеда. На «Салют», «Каму», «Урал» и большинство других советских байков устанавливалась втулка типа ТОРПЕДО. Аналоги и сейчас встречаются на рынке, и купить запчасти достаточно легко.
Втулка типа ГАЗ ставилась на «Школьник», популярный велосипед среди подростков. Хотя сейчас «Школьник» найти практически невозможно, молодежь предпочитает более современные модели.
Втулка типа ИДИ очень близка по конструкции к ТОРПЕДО, однако имеет чуть больший вес. Поэтому ее ставили на взрослые дорожные велосипеды.
Поскольку с переборкой втулок велосипедов с ножным тормозом обычно не возникает проблем, их обслуживание рекомендуется проводить один раз в два года, или каждые 5 000 км. пробега. Необходимо разобрать, прочистить тряпкой, смоченной керосином, и снова собрать. Перед сборкой смазать все трущиеся детали литолом или иной густой смазкой.