Задолженность и недоимка в чем разница
Недоимка и её роль в налоговом учёте
Недоимка – это термин, который можно обнаружить еще в юридических документах 19 века. Тогда с крестьян взимались налоги, но у большинства не находилось средств для выплат. Образовывались недоимки. Тот, тяжелый для простых людей, период закончился, однако термин используется и сейчас.
Что собой представляет недоимка?
Согласно НК, недоимка — это налоги или обязательные платежи, которые не были выплачены.
Попросту говоря, это задолженность. Недоимку взыскивают как с физических, так и с юридических лиц. Выплаченные средства направляются в бюджет государства.
Недоимки по налогам
Налоговые отчисления предполагают установленную дату их оплаты. Если предприятие не сделает выплаты, то начисляется недоимка. Начисления формируются со следующего дня после просрочки. Неустойка начисляется ежедневно вплоть до даты оплаты задолженности и пени.
Если должник не выплачивает долг в полном объеме, пеня взыскивается в принудительном порядке. То есть, через суд. Сумма долга списывается с банковских счетов. Если средств нет, происходит арест собственности.
Если прошло много времени, никакие меры принуждения на должника не действуют, задолженность признается безнадежной. В этом случае она списывается.
ВАЖНО! К формированию недоимки могут привести возмещения от налогового органа за переплату налогов.
Недоимки по страховым взносам
Существуют следующие виды недоимок по страховым взносам:
Наличие долга предполагает начисление пени по ставке, соответствующей текущей ставке ЦБ РФ. Предприятие, в котором есть наемные работники, должно уплачивать взносы до 15 числа месяца, следующего за отчетным.
Как выявляется недоимка?
Недоимка, в большинстве случаев, выявляется следующим образом:
Недоимка может быть обнаружена в результате налоговой проверки.
Обнаруживается при следующих обязательствах:
Найти недоимку может сам владелец предприятия в процессе проверки документов. В этом случае он должен незамедлительно провести оплату.
Порядок взыскания
Взыскание в принудительном порядке происходит в том случае, если должник отказывается оплатить их добровольно.
Сам кредитор не имеет права реализовывать принудительные меры в отношении дебитора. Делается это исключительно через суд.
Нельзя сразу отправиться в судебный орган. Нужно сначала попробовать решить проблему в досудебном порядке. Для этого должнику сначала направляется требование о добровольной выплате долга, в состав которого входит начисленная пеня. Требование составляется по установленной форме. Направляется оно в течение 3 месяцев с даты появления задолженности. Требование вручается лично в руки. Также оно может быть направлено заказным письмом. В документе обязательно указываются следующие пункты:
В требовании также может не указываться сроков. В этом случае дебитору нужно погасить долг в течение 10 дней.
Если должник никаких выплат не делает, то кредитор имеет право обращаться в суд. После получения исполнительного документа начинается производственный процесс. В процессе его реализуются меры принуждения:
Если задолженность не выплачивается в течение длительного времени, она признается безнадежной и аннулируется.
Особенности начисления пени
Пеня начисляется ежедневно. Размер ее определяется в процентном соотношении от задолженности. К примеру, долг человека перед налоговой составляет 1000 рублей. Пеня определена в размере 0,1%. Просрочка составила 10 дней. То есть, и пеня будет равна 10 рублей. Недоимка определяется на основании текущей ставки рефинансирования ЦБ.
Учет пени
Как фиксировать пеню в бухучете? В расходах учитывать неустойку не требуется, так как она является необоснованной. Для отражения пени в документах используются проводки. Для отслеживания неустоек можно создать вспомогательные субсчета «Пени». Сумма неустоек указывается на счете «Убытки».
При выплате пени оформляется два платежных поручения. На документах проставляются разные коды бюджетной классификации. Данные коды включают в себя 12 знаков.
Срок давности взыскания
Срок давности в НК не оговорен. Сроки, указанные в ГК, не применимы к недоимкам. На основании чего определяется время для взыскания? В НК указаны сроки взыскания суммы через суд. Структура должна обратиться в судебное учреждение в течение трех лет. Это срок исковой давности. Взыскание происходит в течение следующего времени:
ВАЖНО! Нужно сказать, что судебное взыскание – процесс длительный. Кредитору проще получить задолженность в досудебном порядке. Однако это касается долгов ЮЛ или ФЛ. Если долги возникли перед государственными структурами (налоговые органы, ПФР, страховые компании), то обычно взыскание происходит быстро. Если размер долгов не превышает 50 000 рублей, то кредиторы могут обратиться в мировой суд. Дело рассматривается быстро и без присутствия дебитора. Однако должник может оспорить решения. Для этого ему необходимо направить соответствующий документ в мировой суд, который принимал решение.
Резюме
Недоимка представляет собой задолженность, образованную вследствие того, что предприятие не вносит налоговые отчисления, взносы в страховые фонды, ПФР. Обнаруживается недоимка в ходе проверок, выявленных ошибок в платежных документах самим руководителем компании. Подлежит взысканию в судебном порядке. Сначала кредитор направляет дебитору требование об оплате. Если должник никак не реагирует на требования, кредитор вправе обратиться в судебный орган. Взыскание происходит посредством снятия средств с банковских счетов, ареста имущества.
Легальное понятие недоимки дается в ст. 11 Налогового кодекса РФ. Здесь под недоимкой понимается сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
В судебной практике имеются положения, разъясняющие состав недоимки. Верховный Суд РФ указывает, что при решении вопроса о том, совершено ли сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, в крупном размере, судам следует иметь в виду, что взысканные или подлежащие взысканию пени и штрафы в сумму недоимок не включаются [1, п. 21].
Схожие понятие встречаются в литературе. Например, указывается, что «недоимка представляет собой сумму задолженности по тому или иному виду налога либо сбора, не поступившей в бюджет соответствующего уровня либо государственный внебюджетный фонд» [10, с. 39-40].
Возникают вопросы о соотносимости понятия недоимки с другими близкими налогово-правовыми понятиями, например, с понятием задолженности по уплате авансовых платежей. Здесь следует учитывать, позицию ВАС РФ о том, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т.е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода [2, п. 17]. С учетом указанной позиции налоговые органы разъяснили, что «авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу статьи 11 Кодекса неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу» [3].
Исходя из легального определения недоимки она может возникать лишь у налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Суммы налогов и сборов, не перечисленные банками, не могут именоваться недоимкой, так как к моменту возникновения обязанности банков перечислить сумму налога или сбора она с учетом положений ст. 45 НК РФ является уже уплаченной. В определенной мере этот подход подтверждается ст.ст. 60, 133 НК РФ, которые не употребляют применительно к задолженности банков понятие недоимки. Экономисты критикуют такое понимание недоимки. В частности, указывается, что «в настоящее время юридическое определение недоимки, приведенное в HK РФ, обусловливает сокращение ее размеров де-юре, но не уменьшает, а наоборот увеличивает ее де-факто из-за того, что денежные средства в виде налоговых платежей, еще не полученные финансовыми органами, а соответственно, и получателями бюджетных средств, являются исполненной обязанностью налогоплательщиков и приравненных к ним лиц. Поэтому для исполнения бюджета де-факто требуется изменить юридическое определение недоимки, которой следует считать сумму налога или сбора, не внесенную на соответствующие бюджетные счета в установленный законодательством о налогах и сборах срок [5]. В определенной мере широкое понимание недоимки, включающей также задолженность банков по перечислению средств в бюджеты, содержится в вышеуказанном определении А.С. Титова, который в содержание определения недоимки включает указание на то, что это средства, не поступившие в бюджет.
В ряде случаев законодатель использует понятие «задолженность», содержание которого аналогично понятию «недоимка». Так, при определении содержания требования об уплате налога и сбора в п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ указано, что требование об уплате налога должно содержать сведения о «сумме задолженности по налогу». При этом в п. 2 данной статьи указано, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Таким образом, можно сделать вывод, что законодатель в данном случае под «задолженностью по налогу» подразумевает именно недоимку, и основанием возникновения задолженности по налогу является недоимка [4].
Возникает вопрос о соотношении понятий недоимка и задолженность по налогам и сборам. В экономической литературе существует три основных подхода к определению структуры задолженности по налогам и сборам: налоговая задолженность равнозначна недоимке; задолженность определяется как недоимка, увеличенная на суммы отсроченных (рассроченных платежей) и приостановленных к взысканию платежей; и задолженность включает помимо недоимки пени и штрафы [9].
Выше недоимка определялась в материальном смысле. Однако в отдельных случаях предлагается рассматривать ее также в юридическом смысле. Здесь также имеется несколько подходов. В одних работах указывается, что «недоимка в соответствии с действующим законодательством является противоправным деянием, направленным на нарушение существующих правил поведения в налоговой сфере, поэтому может быть определена еще и как налоговое правонарушение» [10, с. 43]. В то же время другие ученые считают, что «недоимка в юридическом смысле представляет собой скорее не правонарушение, а объективно противоправное деяние, которое заключается в неисполнении налогоплательщиком (иным лицом) обязанности уплатить (перечислить) сумму налога (сбора) в рамках возникшего налогового обязательства» [6, с. 13].
Как представляется, современное законодательство идет по второму пути, не рассматривая недоимку обязательно как правонарушение. Одно из основных значений использования понятия недоимки заключается в том, что именно ее наличие является юридическим фактом, влекущим возникновение отношений по принудительному исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Как указывается в литературе, по действующему законодательству о налогах и сборах взыскивать можно только недоимку, пени и штрафы, а вовсе не налоги, которые уплачиваются налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) и, соответственно, взимаются налоговыми и иными уполномоченными органами [8].
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 г. N 64 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления».
2. Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».
3. Письмо ФНС России от 19.11.2012 г. N НД-4-8/19411@.
4. Галкин А.В. Основания возникновения налоговой задолженности // Налоги. 2009. N 5. С. 23-27.
7. Лебедев К.Н. Понятие, состав и правовой режим кредиторской задолженности // Хозяйство и право. 1998. N 11.
9. Пронин С.Б. Взыскание задолженностей по налогам с организаций. М.: ООО «Журнал «Горячая линия бухгалтера», 2006.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Авторы материалов сборника
государственного аграрного университета имени Императора Петра I.
Отсрочка и рассрочка по налогам: как погасить долг перед бюджетом, если не хватает денег
Налоговая нагрузка с каждым годом растет. Если не заплатить бюджету вовремя, могут заблокировать счета или взыскать имущество. В помощь бизнесу НК РФ предусматривает возможность получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов и взносов. Но воспользоваться ей непросто. Расскажем, как платить налоги частями или позже установленного срока.
Что такое рассрочка и отсрочка по налогам
Организации, индивидуальные предприниматели и физические лица могут уплатить налоги, сборы и страховые взносы позже, если на это есть достаточные основания. Изменение срока возможно в двух формах:
Наталья Данилова, УФНС России по Челябинской области: «Срок, на который можно получить отсрочку или рассрочку, зависит от вида налога и бюджета, в который поступает налог. По налогам и сборам в региональные и местный бюджет — на срок не более одного года, по федеральным налогам в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и страховым взносам — на срок не более трех лет».
Кто может получить отсрочку или рассрочку
Как отмечает Артем Балюра, УФНС России по Свердловской области, «отсрочка или рассрочка по уплате налогов, сборов, страховых взносов может быть предоставлена заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность уплаты возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка».
Все основания, по которым бизнес может получить отсрочку или рассрочку, перечислены в п. 2 ст. 64 НК РФ:
По основанию из п. 7 ФНС может предоставить только рассрочку по уплате налога на сумму, не превышающую стоимость чистых активов, и только под банковскую гарантию. Отсрочка невозможна.
Список оснований исчерпывающий, но субъекты РФ и муниципальные образования могут предусмотреть дополнительные основания для отсрочки или рассрочки.
Любое из обстоятельств для отсрочки или рассрочки нужно подтвердить. Это непросто. Например, чтобы определить, угрожает ли компании банкротство при единовременной уплате налога, проводится финансовый анализ по методике, утвержденной приказом Минэкономразвития от 26.06.2019 № 382. Как отмечает Артем Балюра, УФНС России по Свердловской области, «целесообразно, если налогоплательщик сам проведёт такой анализ, прежде чем подавать заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки».
Если хотите получить рассрочку по доначисленным в ходе налоговой проверки платежам, нужно проходить еще по нескольким критериям (п. 5.1 ст. 64 НК РФ):
От доли доначислений зависит срок рассрочки, ее дадут на следующий период:
Кому отсрочку и рассрочку не дадут
В Налоговом кодексе предусмотрен ряд случаев, в которых отсрочку получить точно не удастся (ст. 62 НК РФ):
Какую сумму налога можно взять в рассрочку или отсрочку
Данилова Наталья, УФНС России по Челябинской области: «Отсрочку и рассрочку можно получить на всю сумму налога или на ее часть. Но размер перенесенного платежа не может быть выше стоимости чистых активов организации. Это ограничение не применяется в случаях, когда налогоплательщик не получил бюджетное финансирование или государство не оплатило выполненный государственный (муниципальный) заказ, а также в связи с коронавирусом».
Правила оценки чистых активов утверждены приказом Минфина от 28.08.2014 № 84н. Их стоимость определяется как разница между активами и обязательствами. При этом из активов исключают дебиторскую задолженность учредителей, а из обязательств — доходы будущих периодов.
Какой процент взимается в случае отсрочки или рассрочки по налогам
Процента за отсрочку и рассрочку начисляют практически во всех случаях. Но для некоторых оснований есть свои особенности.
Основание | Ставка процента |
---|---|
Ущерб в результате форс-мажора, задержка финансирования, неоплата выполненного госзаказа, коронавирус | Проценты не начисляются |
Угроза банкротства при единовременной уплате налога, сезонная деятельность, таможенные пошлины, доначисления по решению налоговой проверки | ½ ключевой ставки ЦБ РФ на остаток задолженности |
Доначисления по результатам налоговой проверки | Полная ключевая ставка ЦБ РФ |
Проценты включайте в состав внереализационных расходов. Это делается в конце каждого месяца соответствующего периода.
Как получить отсрочку или рассрочку: пошаговая инструкция
Чтобы перенести сроки уплаты налогов, понадобится собрать документы, заручиться обеспечением обязательств и получить согласие ФНС России, финансового органа субъекта, муниципального образования.
Собрать пакет документов
Чтобы перенести сроки уплаты налогов и других платежей в бюджет, нужно подготовить заявление. В нем укажите причины, по которым не можете вовремя выполнить обязательства. Рекомендуемая форма утверждена приложением № 1 к Приказу ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@.
К заявлению приложите документы, перечисленные в п. 5, 5.1 ст. 64 НК РФ:
Артем Балюра, УФНС России по Свердловской области: «В приложениях к Порядку, утвержденному Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@, приведены рекомендуемые формы представляемых документов. В частности, заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налога и обязательства, предусматривающего на период изменения срока уплаты налога соблюдение условий, на которых принимается решение о предоставлении отсрочки или рассрочки».
Больше всего вопросов возникает при подготовке документов, подтверждающих право на отсрочку (рассрочку).
«Если налогоплательщик обращается за изменением срока уплаты налога в связи с сезонностью деятельности, нужно приложить документ, который подтвердит, что доля доходов от сезонных видов деятельности не менее 50 % общей величины ваших доходов. При этом отрасль деятельности организации или ИП должна входить в Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 № 382).
Задержку финансирования можно подтвердить гарантийными письмами главных распорядителей бюджетных средств. В них должна быть информация о задержке финансирования из бюджета конкретной бюджетной организации, а также о сумме недофинансирования на дату подачи заявления о предоставлении отсрочки по уплате налога», — поясняет Наталья Данилова, УФНС России по Челябинской области.
Подготовить обеспечение обязательств
Налоговая не переносит сроки уплаты налогов, если нет гарантии, что налогоплательщик заплатит. Обеспечить свои обязательства можно одним из трех способов: залогом имущества, банковской гарантией или через поручительство третьих лиц. Когда вы подаете заявление о рассрочке доначисленных в ходе проверки сумм, налоговая примет только банковскую гарантию. В остальных случаях уполномоченный орган может выбрать любой из этих трёх способов.
Вид обеспечения | Пояснение | Нарушение обязательств |
---|---|---|
Залог имущества | Если вы нарушите обязательства, налоговая заберет имущество, продаст его и из вырученных средств компенсирует свои убытки | |
Банковская гарантия | Банк погасит ваш долг перед налоговой, если вы не сможете сделать это вовремя. После этого вам придется рассчитываться с банком на предусмотренных договором условиях | |
Поручительство третьих лиц | Поручители несут субсидиарную ответственность вместе с налогоплательщиком, который подал заявление. | Если вы погасите обязательства не полностью, то налоговая обратит взыскание и на поручителя. Взыскание с поручителя производится в бесспорном порядке (без суда) |
Подать документы в уполномоченный орган
Собранные документы нужно в течение месяца с момента их подписания направить в уполномоченный орган. Если в них появятся какие-то изменения, у вас будет семь дней, чтобы оповестить об этом налоговую и представить новые документы.
Уполномоченный на принятие решения орган зависит от платежа, по которому вы хотите изменить срок. Для удобства эта информация приведена в таблице.
Вид налога | Уполномоченный орган | Основание (НК РФ) |
---|---|---|
Налог на прибыль организаций, НДС и прочие федеральные налоги | ФНС по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований (через УФНС по субъекту РФ) | пп. 1 п. 1 ст. 63, п. 2 ст. 63 (согласование), п. 16 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@ |
НДФЛ, который уплачивает ИП, в части доходов, с которых налог не удерживают налоговые агенты | ||
НДФЛ, подлежащий уплате физическими лицами (не ИП), в части доходов, с которых не удерживают налог налоговые агенты | УФНС России по согласованию с финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований | пп. 6 п. 1 ст. 63, п. 2 ст. 63 (согласование), п. 17 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@ |
Государственная пошлина | Органы, уполномоченные совершать юридически значимые действия, за которые подлежит уплате госпошлина (гл.25.3 НК РФ) | пп. 4 п. 1 ст. 63 |
Налоги, подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза | ФТС России или уполномоченные ею таможенные органы | пп. 3 п. 1 ст. 63 |
Страховые взносы с 01.01.2017 | ФНС (через Управление по субъекту РФ) | пп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ, п. 16 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@ |
Региональные налоги | УФНС по субъекту РФ по согласованию с финансовыми органами соответствующих субъектов РФ, муниципальных образований | пп. 2 п. 1 ст. 63, п. 3 ст. 63 (согласование), п. 17 Приказа ФНС РФ № ММВ-7-8/683@ |
Местные налоги |
Копию заявления, поданного в уполномоченный орган, нужно в пятидневный срок направить в налоговую инспекцию по месту учета (п. 5 ст. 64 НК).
Срок принятия решения — 30 рабочих дней со дня получения заявления. Налогоплательщик может ходатайствовать о том, чтобы уплату налогов приостановили на время рассмотрения заявки.
Положительное решение вступает в силу со дня, который в нем указан. При этом пени, начисленные за срок просрочки, включаются в сумму долга. Когда срок переносят под залог имущества, то решение вступает в силу только после заключения договора залога.
Если налоговая откажет в предоставлении рассрочки или отсрочки, то должна назвать причину. Отказ можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде (п. 9 ст. 64 НК РФ).
Инвестиционный налоговый кредит — еще один способ изменить срок уплаты налога
Инвестиционный налоговый кредит (далее — ИНК) позволяет организациям платить только часть налогов в течение срока от 1 года до 10 лет. Его можно взять на уплату налога на прибыль, региональных и местных налогов.
Платежи по налогу уменьшаются по договору на предоставление ИНК. Но есть ограничение: за каждый отчетный период платеж по налогу можно уменьшить не более чем в два раза. При этом кредит за весь налоговый период не должен быть больше 50 % от суммы налога к уплате (ст. 66 НК РФ).
Размер кредита зависит от оснований, по которым компания прибегает к ИНК (ст. 67 НК РФ). Перечень закрытый, и все причины связаны с видом деятельности компании, а не с ее финансовой ситуацией. Например, на ИНК могут рассчитывать те, кто ведёт научные исследования, создает новые технологии, выполняет гособоронзаказ и инвестирует в возобновляемые источники энергии.
Подготовила Елизавета Кобрина, редактор-эксперт
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.