Задолженность по социальному страхованию и обеспечению к чему относится
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
СЧЕТ 69 «РАСЧЕТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ
СТРАХОВАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ»
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» предназначен для обобщения информации о расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению и обязательному медицинскому страхованию работников организации.
К счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут быть открыты субсчета:
69-1 «Расчеты по социальному страхованию»,
69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»,
69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».
На субсчете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию» учитываются расчеты по социальному страхованию работников организации.
На субсчете 69-2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» учитываются расчеты по пенсионному обеспечению работников организации.
На субсчете 69-3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию» учитываются расчеты по обязательному медицинскому страхованию работников организации.
При наличии у организации расчетов по другим видам социального страхования и обеспечения к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» могут открываться дополнительные субсчета.
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» кредитуется на суммы платежей на социальное страхование и обеспечение работников, а также обязательное медицинское страхование их, подлежащие перечислению в соответствующие фонды. При этом записи производятся в корреспонденции со:
По дебету счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» отражаются перечисленные суммы платежей, а также суммы, выплачиваемые за счет платежей на социальное страхование, пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование.
СЧЕТ 69 «РАСЧЕТЫ ПО СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ
Как устроен ФСС
И для чего он нужен
В нашей стране три государственных внебюджетных страховых фонда — медицинский, пенсионный и социальный. У каждого из них свои задачи, и между собой эти фонды не пересекаются.
О пенсионном фонде мы уже рассказывали, теперь разберемся с тем, как устроен и какие функции выполняет фонд социального страхования.
Что такое фонд социального страхования
Социальное страхование — это система, по которой государство защищает людей, временно оставшихся без дохода по каким-то причинам — например, из-за болезни. Фонд социального страхования — ФСС — существует, чтобы государство могло контролировать расходы на социальное страхование граждан.
Действующий ФСС РФ создан в 1991 году. Суть фонда в том, что в нем копятся страховые взносы от работодателей за их работников и от всех, кто страхует себя добровольно. Эти деньги фонд тратит на возмещение заработка тем, кто попал в ситуацию временной нетрудоспособности, то есть не может работать из-за болезни, несчастного случая на производстве или беременности и родов. Поясним на примере.
Кирилл приходил на работу во все рабочие дни, исправно выполнял свои обязанности и получал зарплату. В один день он на работу не вышел — заболел гриппом, открыл больничный лист и остался лечиться дома.
Работодатель не будет платить Кириллу зарплату, ведь тот дома, лечится и свои трудовые функции не исполняет. Но Кирилл без денег не останется: его застраховали на такие случаи, поэтому он получит пособие, которое компенсирует отсутствие зарплаты из-за болезни. За первые 3 дня заплатит работодатель, за остальные дни болезни — ФСС.
На месте Кирилла может быть любой человек, работающий по трудовому договору или застраховавшийся добровольно — адвокат, ИП, глава крестьянского (фермерского) хозяйства.
Но ФСС занимается не только выдачей пособий по временной нетрудоспособности — расскажем подробнее о его функциях и задачах дальше.
Нормативная база. ФСС в своей работе руководствуется как общими нормативными актами о социальном страховании, так и специальными — об организации деятельности фонда. Например, фонд работает в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 № 101. В этом положении расписано, какие органы входят в ФСС, какие задачи они решают и за какие средства они это делают.
Согласно ст. 2.2 закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ ФСС — это страховщик по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. А по закону от 24.07.1998 № 125-ФЗ — страховщик на случай производственной травмы или профессионального заболевания.
Тарифы страховых взносов на ОСС — обязательное социальное страхование — на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством указаны в ст. 425 НК РФ.
Вся деятельность по обязательному социальному страхованию в России регулируется только на федеральном уровне — регионы не принимают решений и не издают собственные нормативные акты.
Правовой статус
Фонд социального страхования — это государственный фонд, который работает согласно федеральным законам, указам президента и постановлениям правительства, а его бюджет и имущество принадлежат государству.
При этом фонд — внебюджетный, то есть его деньги не учитываются в федеральном бюджете. Это значит, что государство не может взять деньги из ФСС и направить, например, на реализацию программы поддержки малого бизнеса. Деньги фонда в любом случае уходят на пособия по временной нетрудоспособности, социальные расходы и отдельные виды социального обеспечения, например программы по уменьшению производственного травматизма, — дальше расскажем об этом подробнее.
И ФСС РФ, и его отделения в регионах — это некоммерческие юридические лица в форме учреждений. Учреждения всегда создаются для управленческих, социально-культурных или иных подобных функций, у них есть гербовая печать со своим наименованием, счета в банках. Это значит, что по многим вопросам фонд и его региональные отделения могут самостоятельно принимать решения. Например, сами решают текущие хозяйственные вопросы, взаимодействуют с местными жителями и организациями.
Структура
Система ФСС состоит из трех уровней — федерального, регионального и местного.
Как устроена система ФСС
Уровень | Что входит |
---|---|
Федеральный | Председатель, правление ФСС, центральный аппарат ФСС |
Региональный | Региональные отделения |
Местный | Филиалы региональных отделений |
Председатель ФСС РФ выполняет управленческие функции — руководит фондом, вносит проект бюджета фонда на утверждение правительству, утверждает структуру и штатное расписание работников, принимает меры по результатам ревизий и т. д.
Председателя назначает Правительство РФ по предложению министра труда России. У председателя есть шесть заместителей.
Правление ФСС РФ — это коллегиальный орган, на заседаниях которого обсуждают проект бюджета фонда, его исполнение, отчеты о результатах деятельности региональных отделений, проекты нормативных актов по вопросам государственного социального страхования. Заседания проводят по мере необходимости.
В правлении 35 человек: председатель фонда и его первый заместитель, представители министерств, общероссийских объединений профсоюзов, работодателей, инвалидов, Госдумы, Совета Федераций и региональных отделений ФСС. Члены правления назначаются Правительством РФ, периодически происходит ротация — смена людей в составе правления ФСС.
Центральный аппарат ФСС РФ контролирует и обеспечивает деятельность фонда. В центральном аппарате несколько департаментов и управлений, каждое из которых выполняет свои функции. Например, часть департаментов отвечают за кадровое и финансовое обеспечение, другие — за страхование рисков, существующих на производстве, контроль поступления страховых взносов, контрольно-ревизионную работу, обеспечение клиентского обслуживания, деятельность центров реабилитации и т. д.
Региональные отделения организовывают и контролируют работу филиалов фонда, которые создают для работы со страхователями и застрахованными лицами.
В региональных отделениях ФСС создаются координационные советы — это собрания представителей фонда и других ведомств, объединений профсоюзов, работодателей. На таких собраниях обсуждаются различные важные для деятельности фонда вопросы. Например, как исполняется бюджет фонда, реализуются государственные программы, проходят проверки и население обеспечивается санаторно-курортным лечением.
Филиалы региональных отделений работают «на земле», они:
Филиалы — это обособленные подразделения региональных отделений, а не отдельные юридические лица. Это значит, что они могут действовать только в пределах полномочий, которыми их наделяют региональные отделения, выполняют все или часть их функций, представляют интересы и действуют от имени региональных отделений, а не от своего собственного.
Центральных отраслевых отделений фонда фактически сейчас нет, хотя они до сих пор фигурируют в Положении о ФСС. Раньше такие отделения нужны были для работы ФСС в отдельных отраслях, например атомной энергетике, промышленности, ракетно-космической отрасли и др. Но потом принцип управления изменился с территориально-отраслевого — это управление и на территориях, и в отраслях — на территориальный, и все отраслевые отделения ликвидировали.
Функции и задачи ФСС
Основная цель ФСС — обеспечить застрахованных лиц гарантированными пособиями, выплатами и некоторыми видами социальных услуг для их оздоровления, лечения или реабилитации. Чтобы достигать эту цель, фонд выполняет следующие задачи.
Собирает взносы от страхователей на ОСС по временной нетрудоспособности и материнству, от несчастных случаев на производстве и профессиональных травм, то есть наполняет фонд.
Выплачивает пособия, которые компенсируют временно утраченный доход людям, которые по каким-то причинам потеряли возможность трудиться и зарабатывать. Вот какие выплаты считаются основными:
Участвует в разработке программ охраны здоровья работников. Например, в 2018 году ФСС стал партнером программы по продвижению концепции «нулевого травматизма», разработанной Международной ассоциацией социального обеспечения. А в 2019 году при участии ФСС был разработан и утвержден комплекс мер по стимулированию работодателей и работников к улучшению условий труда и сохранению здоровья работников, а также по мотивированию граждан к ведению здорового образа жизни.
Готовит предложения о размерах тарифов страховых взносов. Эти тарифы затем утверждаются Госдумой и Советом Федерации РФ и фиксируются в федеральных законах, в том числе в налоговом кодексе.
Отвечает на вопросы по страхованию от населения и страхователей. Вопросы поступают через горячую линию и форму обращения на сайте, ответы на них публикуются там же на сайте, в информационных буклетах, оглашаются на вебинарах по разъяснению законодательства и т. д.
Контролирует страхователей. ФСС ведет учет работодателей и добровольно застраховавшихся лиц, проверяет отчетность, проводит камеральные и выездные проверки.
Работает со своими специалистами — готовит кадры и повышает их квалификацию.
Доходы ФСС
Под доходами фонда понимаются все деньги, которые поступают в него и могут быть потрачены на достижение его цели и выполнение задач.
Бюджет фонда социального страхования формируется за счет страховых взносов, перечисляемых работодателями и гражданами, вступившими в добровольное страхование. Кроме того, в доходы ФСС идут:
Деньги от взносов поступают на счета территориального казначейства, хранятся там, а при наступлении страхового случая оттуда перечисляются на счета работников.
Виды социального страхования
При этом страхование может быть обязательным и добровольным.
Обязательное социальное страхование касается всех лиц, занятых по трудовому договору. Страховые взносы за них платят страхователи — их работодатели.
Добровольное социальное страхование доступно для индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин коренных малочисленных народов Севера — все они могут застраховаться, но только на случай временной нетрудоспособности или материнства.
Для добровольного страхования нужно встать на учет в ФСС — подать заявление в филиал регионального отделения — и ежегодно уплачивать взносы в ИФНС по месту жительства. Если за предыдущий год взнос был уплачен, то в текущем году при наступлении страхового случая можно будет получить пособие.
Кто подлежит обязательному социальному страхованию
По закону на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством обязательно страхуют:
От несчастных случаев и профессиональных травм обязательно страхуют только тех, кто работает по трудовому договору, и осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду.
Работодатели страхуют не только работников — граждан России, но и иностранных граждан и лиц без гражданства.
Страховые взносы
Часть бюджета ФСС пополняется за счет страховых взносов.
Кто обязан платить. Все работодатели — организации и индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, ИП, члены КФХ и другие лица, которые застраховали себя добровольно.
Виды взносов. Работодатели перечисляют два вида страховых взносов:
Предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие лица, которые добровольно себя застраховали, уплачивают страховые взносы только на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Страховые взносы ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством перечисляются по реквизитам налоговой инспекции. Собранные деньги налоговая потом передает ФСС для распоряжения.
При этом страховые взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатели перечисляют сразу в ФСС.
Тарифные ставки отчислений. Основной тариф взноса на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — 2,9%. То есть чтобы понять размер взноса за работника, его зарплату нужно умножить на 2,9%.
Чем менее опасная работа, тем меньше тариф, и наоборот. Например, к 1 классу относится деятельность агентов по оптовой торговле мебелью, значит, за работников, которые занимаются продажей мебели оптом, платят взносы по самому низкому тарифу — 0,2%.
Другой пример: добыча угля считается деятельностью с самым высоким классом профессионального риска, поэтому за шахтеров платят взносы по самому дорогому тарифу — 8,5%.
Тариф устанавливает ФСС на основании заявления и справки-подтверждения вида деятельности, что подает организация ежегодно до 15 апреля. Если организация не подаст эти документы, то ей установят самый высокий тариф исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.
Сниженные тарифы на взносы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены для работодателей, использующих труд инвалидов 1, 2 или 3 группы.
Предельная база для начисления страховых взносов — это сумма дохода работника, после достижения которой работодатель перестает платить за него страховые взносы. Она установлена только для страховых взносов на ОСС на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Для ОСС от несчастных случаев на производстве предельной базы нет — работодатель уплачивает взносы ежемесячно независимо от зарплаты.
Когда производится выплата. Страховые взносы за работников в ИФНС и ФСС работодатели перечисляют ежемесячно до 15 числа.
Те, кто страхуются добровольно, могут уплатить взносы в любое время в течение года.
Как и когда предоставляется отчетность. По страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работодатель ежеквартально сдает в ИФНС расчет по форме КНД 1151111.
Если в организации больше 10 человек, то расчет отправляют электронно.
От тех, кто застраховался добровольно, никакая отчетность не требуется.
Задолженность по социальному страхованию и обеспечению к чему относится
Счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»
Операции по дебету счета
Погашена задолженность органам социального страхования и социального обеспечения наличными из кассы
расходный кассовый ордер (ф. N КО-2)
Осуществлены выплаты и расходы за счет фонда социального страхования (без предварительного отражения задолженности)
расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49), платежная ведомость (ф. N Т-53)
Перечислены со счетов организации задолженности по единому социальному налогу (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования)
выписка банка, платежные поручения (ф. N 0401060)
Начислены пособия и выплаты работникам за счет средств фонда социального страхования
листок нетрудоспособности, расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49), расчетная ведомость (ф. N Т-51)
Начислена задолженность работникам по прочим операциям (новогодние подарки детям и т.п.), оплачиваемым за счет средств соцстраха
расчетно-платежные ведомости (ф. N Т-49), расчетная ведомость выплат (ф. N Т-51)
Операции по кредиту счета
Начислена задолженность по единому социальному налогу с оплаты труда работников, занятых приобретением и доставкой оборудования
расчетно-платежные ведомости (ф. N Т-49), лицевые счета работников (ф. N Т-54)
Начислена задолженность по единому социальному налогу с оплаты труда работников, занятых в сфере вложений во внеоборотные активы (строительство хозяйственным способом, монтаж оборудования, приобретение, доставка и обкатка машин, приобретение и доставка животных основного стада и рабочего скота, закупка и выращивание многолетних насаждений и т.п.)
расчетно-платежные ведомости (ф. N Т-49), расчетная ведомость (ф. N Т-51), лицевые счета работников (ф. N Т-54)
Начислена задолженность по единому социальному налогу с оплаты труда работников, занятых приобретением материально-производственных запасов и животных на выращивании и откорме
расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49), лицевые счета работников (ф. N Т-54)
Начислена задолженность по единому социальному налогу с оплаты труда персонала основного и вспомогательных производств
расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49), расчетная ведомость (ф. N Т-51), лицевые счета работников (ф. N Т-54)
Начислена задолженность по единому социальному налогу с оплаты труда общепроизводственного и общехозяйственного персонала
расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49), расчетная ведомость (ф. N Т-51), лицевые счета работников (ф. N Т-54)
Начислена задолженность по единому социальному налогу с оплаты труда работников, занятых исправлением брака
расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49), расчетная ведомость (ф. N Т-51), лицевые счета работников (ф. N Т-54)
Начислена задолженность по единому социальному налогу с оплаты труда работников, занятых гарантийным ремонтом имущества
расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49), расчетная ведомость (ф. N Т-51), лицевые счета работников (ф. N Т-54)
Начислена задолженность по единому социальному налогу с оплаты труда персонала обслуживающих производств и хозяйств (детские учреждения, жилищно-коммунальное хозяйство и т.п.)
расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49), расчетная ведомость (ф. N Т-51), лицевые счета работников (ф. N Т-54)
Начислена задолженность по единому социальному налогу с оплаты труда персонала, занятого сбытом продукции и в торговле
расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49), расчетная ведомость (ф. N Т-51), лицевые счета работников (ф. N Т-54)
Возвращены излишне перечисленные суммы по единому социальному налогу на счета организации
Произведено возмещение превышения расходов (производимых за счет фонда социального страхования в организации) над суммой начисленных платежей
Отражена корректировка, путем обратной записи, по излишне начисленным суммам пособий за счет социального страхования
Начислена задолженность по единому социальному налогу по прочим операциям с работниками (в части расчетов с виновными лицами)
Начислена задолженность по единому социальному налогу с оплаты труда работников, занятых в сферах, не относящихся к обычным видам деятельности (выбытие и реализация основных средств и других активов и т.п.)
расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49), расчетная ведомость (ф. N Т-51), ведомости начисления взносов и др.
Начислена задолженность по единому социальному налогу с оплаты труда, производимой за счет образованных резервов предстоящих расходов (отпускные, ремонтные работы и т.п.)
расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49), расчетная ведомость (ф. N Т-51), ведомости начисления взносов и др.
Начислена задолженность с оплаты труда работников, занятых на работах, затраты по которым включают в расходы будущих периодов (например, строительство летних лагерей)
расчетно-платежная ведомость (ф. N Т-49), расчетная ведомость (ф. N Т-51), ведомости начисления взносов и др.
Начислена сумма пеней и штрафных санкций по взносам единого социального налога
Начислена задолженность по единому социальному налогу с сумм оплаты работников, занятых предотвращением и ликвидацией последствий чрезвычайных обстоятельств (пожары, стихийные бедствия)
Бухгалтерский учет расчетов с внебюджетными фондами
Внебюджетные фонды в учете организации
Над любой организацией всегда есть надзор контролирующих органов. Одни смотрят на корректность уплаты налогов, другие — на правильность перечисления взносов с зарплаты сотрудников.
Государственные внебюджетные фонды созданы с целью обеспечения прав граждан на пенсионное, медицинское и соиальное страхование. Бюджет фондов формируется за счет средств, поступающих от работодателей.
В 2021 году контролирующими органами — фондами для нас являются ФНС и ФСС. В первый мы отчитываемся по рассчитанным и уплаченным страховым взносам, взносам на пенсионное, медицинское и социальное страхование, во второй — сдаем расчет по начислению взносов в соцстрах.
Напомним, что в 2017 году Фонды передали администрирование взносов в ФНС. Что делать, если Фонды передали налоговикам неверное сальдо расчетов, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Страховые взносы, которые уплачиваются работодателями во внебюджетные фонды, призваны обеспечить социальную поддержку населению страны — как трудоспособному, так и пенсионерам. Поэтому контроль над этими платежами достаточно высок. Соответственно, высок и риск начисления штрафов за неполное перечисление денежных средств либо несвоевременное предоставление документов для осуществления данного контроля. Поэтому бухгалтерский учет на этом участке так важен.
Есть несколько видов начислений:
Взносы уплачивают организации и ИП, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам (зарплату работникам, плату за оказание услуг физлицам).
ВАЖНО! Если работодателем выступает ИП, то он обязан уплатить взносы отдельно за себя и отдельно за своих сотрудников!
Какие выплаты облагаются взносами:
Подробнее об обложении взносами расчетов по договорам ГПХ читайте в нашей статье «Договор подряда и страховые взносы — нюансы обложения».
Также существует закрытый перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами и взносами на «травматизм». Например, это выплаты физическому лицу, не связанные с его трудовой деятельностью, — то есть выплаты вне трудовых отношений либо в рамках контракта ГПХ — возвращаемый заем или материальная помощь членам семьи умершего сотрудника.
Подробнее о таких выплатах читайте в нашей статье «Что не подлежит обложению страховыми взносами».
Страховые тарифы и база для расчета взносов
Для каждого физического лица организация или ИП рассчитывают взносы индивидуально в зависимости от получаемого дохода. База для обложения взносами считается нарастающим итогом в течение календарного года. По некоторым видам дохода облагаемая база лимитируется. Действующие в 2021 году лимиты смотрите здесь.
Итоговая величина взносов — это облагаемая база, умноженная на соответствующий страховой тариф (ставку).
На данный момент действуют следующие ставки:
Задолженность по социальному страхованию и обеспечению к чему относится
Утверждены Приказом МНС от 29.12.2000 БГ-3-07/466
Методические указания о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса)
Принудительное взыскание задолженности с организаций
Средства, поступающие на лицевые счета по коду 1400305 классификации доходов бюджетов Российской Федерации, перечисляются органами федерального казначейства на счета по учету доходов федерального бюджета.
В соответствии с Указанием Центрального банка Российской Федерации от 05.01.2001 N 898-У и Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2001 N 5н 0 порядке работы банков с расчетными документами на перечисление (взыскание) денежных средств в государственные социальные внебюджетные фонды в связи с введением с 1 января 2001 года единого социального налога (взноса) (доведено до Управлений МНС России по субъектам Российской Федерации письмом МНС России от 17.01.2001 N ФС-6-07/35@) неисполненные платежные поручения плательщиков взносов и инкассовые поручения Фондов будут переоформлены банками по новым реквизитам.
Взыскание задолженности по страховым взносам может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов плательщиков, за исключением ссудных и бюджетных счетов.
Согласно статье 46 Кодекса не производится взыскание платежей в Фонды с депозитного счета плательщика, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет плательщика, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.
Принудительное взыскание задолженности с физических лиц
Зачет (возврат) изли?/не уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов и единого социального налога (взноса)
Порядок зачета или возврата изли?/не уплаченной суммы налога, сбора, а также пени определен статьей 78 Кодекса.
Согласно пункту 5 статьи 78 Кодекса, по заявлению налогоплательщика и по ре?/ению налогового органа сумма изли?/не уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, пога?/ение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который направлена изли?/не уплаченная сумма налога.
С введением единого социального налога (взноса) предусмотрено обособление долей этого налога, уплачиваемых налогоплательщиками отдельными платежными поручениями по каждому Фонду и зачисляемых на лицевые счета органов федерального казначейства, открытые в банках на балансовом счете 40101 Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно статье 9 Федерального закона N 118-ФЗ, суммы изли?/не уплаченных страховых взносов в Фонды по состоянию на 1 января 2001 года подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Кодексом.
Таким образом, если по страховым взносам в какой-либо Фонд по состоянию на 1 января 2001 года имеются изли?/не уплаченные суммы, то по ре?/ению налогового органа, принятому на основании письменного заявления налогоплательщика, эти суммы могут быть зачтены в счет предстоящих платежей той доли единого социального налога (взноса), которая подлежит зачислению в этот Фонд.
Переплата по страховым взносам, образовав?/аяся по состоянию на 1 января 2001 года в результате уплаты этих взносов в порядке неденежных расчетов (натуроплата, векселя и т.п.), также засчитывается в счет уплаты единого социального налога (взноса) в соответствующий Фонд.
Зачет сумм страховых взносов или доли единого социального налога (взноса), изли?/не уплаченных (взысканных) в один Фонд, в счет пога?/ения задолженности по страховым взносам или доле единого социального налога (взноса), образовав?/ихся по другому Фонду, не производится.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 года N 1462-р Минтруду России поручено до 28 декабря 2000 года провести выверку с плательщиками сумм уплаты страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и при установлении фактов изли?/не уплаченных (взысканных) сумм осуществить до 16 января 2001 года их возврат за счет имеющихся остатков на счетах Государственного фонда занятости населения Российской Федерации.
?псходя из вы?/еизложенного, зачет изли?/не уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов в Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации в счет предстоящих платежей по единому социальному налогу (взносу) или иным налогам, поступающим в федеральный бюджет, не производится. Также указанные суммы не подлежат возврату за счет средств от поступления единого социального налога (взноса) или из федерального бюджета.
Порядок возврата изли?/не взысканного налога, а также пени определен статьей 79 Кодекса.
Возврат изли?/не уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов и единого социального налога (взноса) осуществляет орган федерального казначейства на основании заключений налоговых органов в следующем порядке:
— по единому социальному налогу
Возврат осуществляется с лицевого счета, открытого органу федерального казначейства для перечисления единого социального налога (взноса) в бюджет того Фонда, по которому у плательщика образовалась переплата.
?пзли?/не уплаченные (взысканные) суммы налога также подлежат возврату в пределах остатков средств на начало дня и дневных поступлений средств на вы?/еназванный лицевой счет соответствующего Фонда.
Выдержки из Приложения
к Методическим указаниям о порядке взыскания задолженности плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и единого социального налога (взноса)
ПЕРЕЧЕНЬ
законодательных и иных правовых актов, в соответствии с которыми в 1998-2000 годах производилась уплата страховых взносов в Фонды:
//
по Фонду социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ):
— Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 83-ФЗ 0 бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1999 год;
— Федеральный закон от 14 июля 1999 г. N 164-ФЗ 0 бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 1998 год;
— Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;
— Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 24-ФЗ 0 бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год;
— постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 г. N 101 0 Фонде социального страхования Российской Федерации;
— постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 3 июня 1999 г. N 22 0б изменении размера пени, начисляемых на недоимки по платежам в Фонд социального страхования Российской Федерации;
— постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 1 0 начислении пени на недоимку по платежам в Фонд и применении мер ответственности к страхователям и банкам за нару?/ение порядка уплаты страховых взносов;
— постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 2 0 порядке предоставления в 2000 году отсрочек (рассрочек) пога?/ения сумм задолженности по обязательным перечислениям в Фонд социального страхования Российской Федерации;
— методические рекомендации по проведению налоговыми органами документальных проверок по полноте и правильности уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования (приложение к письму Госналогслужбы России от 27 декабря 1999 г. N ШС-6-07/630@);
— письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 24 февраля 1999 г. N 02-10/05-920 «О тарифах страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации»;
— письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 24 ноября 1999 г. N 02-10/05-6150 (разъясняет порядок применения части первой Кодекса) ;
— письмо Фонда социального страхования Российской Федерации от 6 апреля 2000 г. N 02-18/05-2322 (обзор практики применения законодательства о социальном страховании в части назначения и выплаты пособий, а также по вопросам начисления пени и применения мер ответственности в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации).
//