Задолженность в пользу что означает
Что означает задолженность в пользу, как возвращаются деньги
Ведение предпринимательской деятельности всегда связано с разными финансовыми рисками. Для их снижения бизнесмены постоянно контролируют правильность и своевременность перечисления денег по текущим контрактам. Иногда недостаточно пользоваться помощью только одного бухгалтера. Поэтому, чтобы гарантировать возврат денег от контрагента, оформляется задолженность в пользу, причем по-другому она называется актом сверки.
Понятие задолженности в пользу лица
Это определение появилось впервые в Италии, оно характеризует остаток или расчет. Сейчас оно используется в бухучете и не обладает принципиальной смысловой нагрузкой. Стандартно задолженность в пользу лица представлена разницей между полученными и оплаченными суммами.
По-другому такое понятие называется сальдо или актом сверки. Документ выступает в качестве гарантии возврата средств.
Назначение акта сверки
Он представлен бухгалтерским документом, в котором фиксируется:
Внимание! Акт не относится к первичной документации, так как не выступает доказательством уплаты денег, а также он не может изменить материальное состояние каждого участника.
Обычно документ составляется по инициативе бухгалтера, работающего в компании-участнице.
Правила составления акта
Документ формируется в двух экземплярах, так как должен иметься у каждого контрагента. Любой участник сделки имеет право настоять на его составлении. Но в нем обязательно ставится подпись уполномоченного лица, представленного директором предприятия или непосредственным индивидуальным предпринимателем. Допускается доверить этот процесс доверенному лицу, имеющему нужные полномочия.
Внимание! Требуется подпись главного бухгалтера предприятия, так как он представлен должностным лицом, имеющим право второй подписи на финансовой документации.
Если есть подпись исключительно бухгалтера, то документация применяется для внутреннего пользования в качестве способа контроля взаиморасчетов. Дополнительно ставится печать компании. В документации обязательно отражаются фактические расчеты. Один экземпляр отправляется контрагенту для сверки данных. Если отсутствуют расхождения, то акт признается партнером, поэтому подписывается его представителем.
Если же при изучении документа появляются претензии или расходятся сведения, это отражается в специальной строке акта или допускается составлять отдельную документацию. Контрагент имеет право не подписывать такой акт, что ведет за собой отказ от признания долга.
Когда необходим акт
Акт сверки представлен технической документацией, показывающей основные расчеты между двумя контрагентами. Его рекомендуется составлять только в некоторых случаях, когда это действительно необходимо и оправданно. Процесс выполняется в следующих ситуациях:
Внимание! Иногда акт сверки составляется при проведении инвентаризации счетов, причем процедура выполняется в любой момент времени или каждый год.
На показатели из бухгалтерской отчетности сведения из акта сверки не влияют, так как даже при выявлении расхождений или неточностей не получится изменить отчеты и декларации.
Понятие дебиторской задолженности
Она представлена средствами, которые должны выплатить компании другие фирмы-должники, физические лица или вовсе государство. Все должники называются дебиторами. Долг появляется, если фирма уже отгрузила товар, за который не получила плату. Другая ситуация представлена оплатой товаров авансом, но при этом организация еще не получила свою покупку.
Внимание! К дебиторской задолженности относится переплата налоговых отчислений или выдача займа работнику.
Появляется долг в момент, когда участники одного соглашения не могут одновременно исполнить обязательства по контракту. Например, сначала фирма оплачивает товар, а только после этого выполняется его отгрузка. Такой разрыв приводит к появлению дебиторской задолженности у одного участника. Долг может исчезнуть через несколько часов или дней, а иногда он не погашается в течение нескольких лет.
Что делать при наличии задолженности
Если у компании появляется дебиторская задолженность, это негативно влияет на деятельность, поскольку фирма недополучает положенные средства. Поэтому приходится разными способами взыскивать с должников деньги. Если вовсе выявляется безнадежная задолженность, то ее приходится списывать, так как невозможно получить деньги от недобросовестных контрагентов.
Таблица 1. Действия фирмы при возникновении дебиторских долгов.
Управление задолженностью
Особенности метода
Процесс позволяет выявить сомнительную или безнадежную задолженность. Он выполняется в любой момент времени по инициативе предприятия. Но дополнительно инвентаризация обязательна при выявлении кражи или ликвидации фирмы. Результаты проверки оформляются особым актом.
Направление напоминаний контрагентам
Первоначально определяются даты, когда должны погашаться долги партнерами. После этого каждому дебитору направляется документ, напоминающий о наличии задолженности. При этом указываются даты, которые приводятся в официальных контрактах.
Принудительное взыскание долга
Если в установленные сроки контрагенты не возвращают деньги, то приходится обращаться в суд для принудительного взыскания средств. После принятия решения суда исполнительный лист передается приставам, которые снимают деньги со счетов или вовсе настаивают на банкротстве неплательщика.
Проверка платежеспособности должника
Дебиторы могут находиться на стадии банкротства, поэтому придется оперативно вносить контрагента в список кредиторов, чтобы получить средства после конкурсного производства. Узнать нужные сведения можно в отделении ФНС или с помощью выписки из ЕГРЮЛ.
Внимание! Основные меры ответственности за неисполнение денежных обязательств приводятся в ст. 395 ГК. Причем если долг меньше 400 тыс. руб., то компания-кредитор имеет право подать иск на получение судебного приказа, после чего начинается принудительное взыскание средств с неплательщика.
По таким делам срок исковой давности составляет три года, но в некоторых ситуациях увеличивается до 10 лет.
Видео о том, как взыскивать задолженность:
Может ли акт использоваться в суде
Если между партнерами возникают серьезные разногласия, то акт сверки может использоваться в качестве доказательства на судебных заседаниях. Он используется кредитором, который пытается взыскать с контрагента неполученную сумму, представленную дебиторской задолженностью. Но практика показывает, что судьи неоднозначно относятся к этой документации. Это обусловлено следующими причинами:
Поэтому каждое разбирательство в суде обладает своими нюансами, которые влияют на решение судьи. Но иногда именно этот документ, подписанный обоими участниками, положительно влияет на вердикт. Желательно к акту прикладывать деловую переписку, претензии и иные официальные напоминания дебитору о необходимости возврата долга.
Сроки сверки
Предприятия самостоятельно устанавливают оптимальные сроки, в течение которых происходит сверка расчетов. Хотя акт составляется за определенный временной промежуток, размер долга определяется на конкретное число.
Обычно сверка проводится за отчетный год или определенный период, в конце которого бухгалтер составляет отчет для руководителя. Иногда требуется акт за тот период, в течение которого компании сотрудничали на основании официального контракта.
О дебиторской и кредиторской задолженностях на видео:
Нормативное регулирование
В законодательстве отсутствуют точные сведения относительно правильности заполнения акта сверки. Поэтому компании самостоятельно разрабатывают оптимальный образец акта сверки задолженности в пользу лица. Для этого учитываются особенности работы и потребности организаций. Такие возможности указаны в письме Минфина № 07-05-04/02.
В ФЗ № 402 содержатся основные виды первичных документов, к которым не относится акт сверки. Поэтому основное его назначение заключается в сборе доказательств для суда, если дебитор откажется в установленные сроки погашать долг.
Правила заполнения
Акт составляется с учетом исполненных и оставшихся обязательств по договору. При этом проверяется соответствие вносимых сведений с данными из бухгалтерских документов. Поэтому бухгалтер, занимающийся формированием документа, обязан изучать контракты, дополнительные соглашения, счета-фактуры и другие бумаги.
В акт включаются сведения:
Информация вносится в отдельную таблицу, где содержатся расчеты. В левой части содержатся данные по операциям фирмы-составителя акта, а справа располагаются данные о действиях партнера. Документ подписывается обоими участниками после тщательного изучения текста и сверки данных.
Сальдо в акте
Так как документ содержит информацию о расчетах между двумя компаниями, то в конце выводится резюме. Первые сведения в акте представлены задолженностью в пользу одной фирмы. Во время чтения текста первоначально придется знакомиться с сальдо, которое может быть дебетовым или кредитовым.
Если остаток на начало срока, за который формируется документ, совпадает с информацией из бухгалтерских справок, то данные считаются сверенными и верными. Далее проверяется сальдо на конец срока.
Внимание! Если правильно читать документ, то бухгалтер сможет узнать, насколько своевременно и грамотно отражены хозяйственные операции между двумя партнерами.
Начальное и конечное
Для поиска остатка задолженности нужно изучать первые цифры в акте. Необходимое значение приводится цифрами или словами.
Конечное сальдо позволяет провести сверку состояния расчетов. Оно важно для компаний, в которых бухгалтерам приходится фиксировать много входящих документов.
Совпадение конечного сальдо говорит о том, что все расчеты за указанный период проведены верно обеими компаниями, поэтому отсутствуют какие-либо проблемы или нарекания. Если же появляются расхождения, это приводит к дополнительным проверкам всех операций, совершенных за проверяемый период.
Отрицательное и положительное
Бухгалтеры обязаны учитывать и дебетовое, и кредитовое сальдо. Если имеется положительнее сальдо, это говорит о наличии переплаты или дебиторской задолженности. Закрыть такое сальдо можно возвратом излишних выплат или начислениями будущего периода.
Отрицательное сальдо говорит о наличии кредиторской задолженности или недоимке. Это нередко становится основанием для начисления штрафов, неустоек или пени.
Развернутое
Данный показатель приводится в таблице. Обычно бухгалтеры пытаются указывать развернутые и понятные значения, которые не вызовут дополнительных вопросов у контрагента.
Если же делать только свернутое сальдо, это приведет к искажению результатов, низкому качеству инвентаризации или ошибкам.
Дебет и кредит
Они требуются для компании, которая занимается составлением акта сверки. Дебетовая часть находится слева, а также означает отгрузки товаров. Кредитовая часть располагается справа, а также представлена оплатами от покупателя.
У второй компании стороны поменяются, а долг закрывается отгрузками.
Письмо по взаимозачету
После сверки данных нередко появляются дополнительные вопросы или искажения. Поэтому для получения правильных результатов фирмы отправляют друг другу письма, содержащие сведения о выявленных нарушениях или их отсутствии.
Письма по взаимозачету отправляются только с уведомлением о вручении, а также с описью вложения. В них указываются реквизиты организаций, номер договора, по которому они сотрудничают, а также иные важные сведения по сверке. С помощью такого общения можно получить идеальную сверку. Эти письма дополнительно выступают доказательством в суде, так как в них фиксируется дебиторская задолженность.
Компании для сверки расчетов используют специальные акты сверки задолженности в пользу. Эти документы составляются по инициативе любого предприятия, а также позволяют выявить дебиторскую задолженность. Они часто используются в суде в качестве доказательства кредитора. С их помощью выводится положительное или отрицательное сальдо.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
Акт сверки
Чтобы не ошибиться во взаиморасчётах, юридические лица и ИП составляют акт сверки по итогам периода.
Что такое акт сверки
Акт сверки взаиморасчётов — документ, который составляют два юридических лица или юридическое лицо и ИП, чтобы согласовать платежи и понять, должен ли один другому.
Это не обязательный документ: он оформляется, если обе стороны согласны его подписать. Несмотря на это, акт сверки использует большинство организаций во всех сферах экономики.
Для чего используется
Обычно компании сверяют данные по определённым договорам или счетам-фактурам за конкретный период времени. Цель составления акта сверки — найти и зафиксировать расхождения по всем поступлениям денег.
Выявленная задолженность помогает сторонам договориться о сроках её погашения. Акт сверки вместе с договором, счетами-фактурами, накладными станет подтверждением нарушения сроков при обращении в суд.
Акт сверки взаиморасчётов нужно составлять ежегодно, чтобы вернуть долги, если они есть. Статья 196 Гражданского Кодекса устанавливает срок исковой давности по делам, связанным с возвратом задолженности. А по ст. 200 ГК РФ, подать заявление в суд можно не позже трёх лет с момента обнаружения задолженности.
Если в течение трёх лет вы ничего не сделаете, то должник в суде может сослаться на то, что срок давности истёк. Суд примет решение в его пользу, а вы не получите свои деньги.
Срок исковой давности можно прервать. Для этого нужно составить и подписать акт сверки в течение трёх лет после появления задолженности. Если должник, подписавший акт, так и не выплатил долг, то можно обратиться в суд, который вынесет решение о прерывании срока давности. И у вас будет ещё три года на взыскание задолженности.
Кто участвует в составлении документа
Любая из сторон договора может запросить акт сверки взаиморасчётов. Его составляет бухгалтер по финансовым документам: счетам, счетам-фактурам, актам выполненных работ и т.д.
Перед отправкой документа контрагенту его подписывает главный бухгалтер, руководитель организации или другое уполномоченное лицо. Акт сверки будет иметь юридическую силу, если его подписал руководитель организации или у бухгалтера есть доверенность, которая позволяет ему подписывать все важные документы организации.
Как провести сверку по расчётам
Акт сверки составляют по одной из позиций:
Лучше составлять акт после получения денег, закрывающих договор, или после того, как товар был поставлен.
Бывает, что акт сверки составляют при проведении инвентаризации имущества и средств организации. Обычно после проведения такой проверки обнаруживают дебиторскую или кредиторскую задолженность. По итогам инвентаризации нужно сразу составить акт сверки и отправить контрагенту.
Как сделать акт сверки
Общепринятой стандартной формы составления акта нет. Документ оформляют в свободной форме или по собственному шаблону.
Обычно акт состоит из вводной части, в которой указывают название документа, дату его составления, назначение и реквизиты организаций, которые его подписали, и таблицы, в которых указывают даты перечисления денег и поступления товаров, реквизиты подтверждающих документов, суммы дебета и кредита.
Акт распечатывают в двух экземплярах. Каждая из сторон получает свой.
Подписанные и заполненные акты направьте контрагенту. Контрагент проверяет информацию, указанную в документе. Если расхождений нет, то контрагент подписывает акт, один экземпляр оставляет себе, второй — отправляет обратно.
С 2016 года документы можно не заверять печатью. Но лучше это сделать, потому что без печати акт сверки будет недействителен в суде.
Чтобы вторая сторона скорее подписала акт сверки, укажите сроки, в которые контрагент должен вернуть второй экземпляр обратно.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Как создать акт в Эльбе
Эльба формирует акт сверки в разделе «Контрагенты» → нужный контрагент → создать новый → период для сверки. В акте появятся данные из разделов «Деньги» и «Документы».
Например, если у ИП в Эльбе есть исходящая накладная, входящий акт и поступление в разделе «Деньги» от одного ООО, то акт сверки будет выглядеть так:
По этому акту ООО должен ИП 119 400₽, и если ООО его подпишет, то согласится с задолженностью.
Статья актуальна на 04.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Сверка расчетов с контрагентами. Бланки взаиморасчетов и примеры заполнения
Согласно Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ в обязательном порядке должна предшествовать инвентаризация всех активов и обязательств.
Инвентаризация расчетов с поставщиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности числящихся на балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженностей.
При этом, достоверно оценить правильность отражения сумм задолженности позволяет сверка расчетов контрагентами.
Для чего нужен акт сверки расчетов с контрагентами
Если задолженность, отраженная в акте сверки, совпадает по данным организации и данным контрагента, то это означает, что все хозяйственные операции с указанным контрагентом отражены в учете правильно и своевременно и операции по отгрузке товаров, оказании услуг, выполнении работ, по получению и перечислению денежных средств не пропущены и не «задвоены».
Таким образом, акт сверки позволяет не только выявить ошибки в ведении бухучета, но и избежать разногласий с контрагентами.
Кроме этого, если дебитор организации подписывает документ, то он соглашается с состоянием расчетов и выражает готовность погасить свою задолженность.
Акт сверки расчетов с контрагентами также служит основанием для списания безнадежных долгов после окончания срока их исковой давности.
Акт сверки расчетов с контрагентами можно использовать при обращении в суд с целью взыскания с контрагента долга за поставленные товары или оказанные услуги.
За какой период необходимо осуществлять сверку расчетов с контрагентами
При инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами и кредиторами организации следует провести сверку взаимных расчетов со своими контрагентами по состоянию на 31 декабря отчетного года, которые оформляются актами сверки взаиморасчетов.
Порядок осуществления сверки расчетов с контрагентами
Организация, которая является инициатором сверки, информирует другую компанию о необходимости проведения сверки и составления акта.
После этого первая организации выявляет по своим данным сумму задолженности и сообщает об этом второй организации.
Если вторая организация согласна с величиной задолженности, то первая организация оформляет акт, распечатывает его в двух экземплярах, подписывает у своего руководителя и передает на подпись во вторую фирму.
Если же у второй организации есть возражения по поводу суммы задолженности, то необходимо поступить следующим образом:
Форма акта сверки взаиморасчетов
В законодательстве не предусмотрено унифицированной формы данного документа.
Поэтому, форму акта сверки взаиморасчетов организация разрабатывает самостоятельно.
При этом форму следует утвердить как приложение к учетной политике.
Отметим, что акт сверки не является первичным учетным документом, подтверждающим совершение хозяйственной операции, так как не влияет на финансовое состояние сторон.
Поэтому отражать в акте все реквизиты, установленные для первичных документов в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», не обязательно.
При оформлении акта сверки, рекомендуется указывать следующую информацию:
Она включает в себя четыре столбца.
Правая часть таблицы остается незаполненной; данные туда записываются контрагентом при проведении им сверки.
Таким образом, в акт вносятся в хронологическом порядке записи обо всех проведенных организацией с участием конкретного контрагента операциях за определенный период.
После чего подсчитываются обороты по дебету и кредиту и определяется итоговая сумма задолженности (конечное сальдо) на определенную дату.
Если проблем и ошибок не возникло, то суммы, полученные после заполнения первой и второй вкладки, будут выглядеть зеркально в таблице.
Чтобы акт сверки стал правомерным, он должен быть подписан с обеих сторон уполномоченными лицами.
Акт сверки может быть подписан уполномоченными лицами единоличным исполнительным органом организации (например, генеральным директором, финансовым директором и т.д.) либо представителем, действующим на основании выданной таким органом доверенности.
ВНИМАНИЕ!
15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее
Что такое дебиторская задолженность
И чем она отличается от кредиторской
Дебиторская задолженность — все, что должны предприятию другие компании, государство или клиенты-физлица. Каждый такой должник называется дебитором. Дебиторская задолженность, например, появляется, когда компания продала товар, но деньги не получила. Тогда долг покупателя за товар — это дебиторская задолженность. Бывает и наоборот: если фирма перечислила предоплату, а товар не поставили. Переплата налогов или заем сотруднику тоже приводят к дебиторской задолженности.
Чем дебиторская задолженность отличается от кредиторской
Если дебиторская задолженность — это то, что должны компании, то кредиторская — наоборот, когда та сама задолжала контрагенту. Еще к кредиторской задолженности относятся и кредиты.
Примеры видов задолженности
Дебиторская задолженность | Кредиторская задолженность |
---|---|
Переплата по налогам | Неоплаченная пеня по налогам из-за просрочки |
Предоплата поставщику за товар | Долг перед поставщиком за отгруженный товар |
Заем работнику на покупку жилья | Остаток задолженности по кредиту перед банком |
Когда образуется дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность появляется в тот момент, когда две стороны одного договора не могут выполнить обязательства одновременно. Например, сначала одна компания отгружает товар, а другая только потом платит за него. Из-за этого разрыва и появляется задолженность: у одного контрагента — дебиторская, у другого — кредиторская. Такой долг может существовать несколько часов, а может зависнуть на годы.
Для продавца было бы идеально, если бы все покупатели вносили предоплату, но на практике такого не бывает. Поэтому клиентам дают отсрочку платежа. Это выгодно участникам сделки: покупатель может, например, перепродать дороже еще не оплаченный товар, а продавец наращивает рынок сбыта. Чем больше у компании клиентов, тем быстрее растет дебиторская задолженность.
Виды дебиторской задолженности
Дебиторскую задолженность можно классифицировать по нескольким признакам.
По срокам погашения — на долгосрочную и краткосрочную. Краткосрочная — долг, погашаемый в течение года с момента заключения договора. Например, если оплата за отгруженные материалы должна поступить через два месяца. Долгосрочная — со сроком погашения больше года. Например, заем для сотрудника.
По срокам погашения обязательств — на нормальную или просроченную. Срочная, или нормальная, — когда еще не пришло время гасить долг. Например, компания поставила клиенту товар, но по договору тот может заплатить в течение 10 дней. Спустя неделю его задолженность еще считается нормальной. Просроченная задолженность появляется, когда указанные в договоре сроки вышли. Например, тот же покупатель не оплатил товар даже спустя месяц.
По основаниям возникновения — в зависимости от того, кто должен компании:
По вероятности погашения — на сомнительную и безнадежную. Сомнительная не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Безнадежная — с истекшим сроком исковой давности. Если компания-должник ликвидирована или у приставов не получается взыскать деньги, то долг тоже считают безнадежным. А еще, когда должника исключили из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой.
Управление дебиторской задолженностью
Когда появляется безнадежная дебиторская задолженность, компания недополучает прибыль и остается без оборотных средств. Если таких долгов становится много, предприятие не может закупать сырье, производить продукцию, платить зарплаты и налоги — это чревато не только убытками, но и банкротством. Поэтому задача менеджеров — возвращать долги, а в идеале — предотвращать подобные ситуации. Такая работа называется управлением дебиторской задолженностью.
Вот какие методы можно использовать для управления дебиторской задолженностью:
Основные задачи управления задолженностью
Чтобы партнеры платили в сроки, сотрудники компании проверяют дебиторов еще до того, как заключить сделку, а также составляют договоры так, чтобы клиенту было невыгодно становиться должником. Например, прописывают штрафы за просрочку платежа.
Кроме того, компания должна контролировать объем просроченной дебиторской задолженности и выставлять претензии недобросовестным клиентам. Управление дебиторской задолженностью подразумевает и взыскание долгов со злостных неплательщиков через суд.
Участники управления задолженностью
Проблемы долгов касаются не только финансистов компании. В управлении дебиторской задолженностью участвуют и другие подразделения. Например, сотрудники службы безопасности проверяют контрагентов, менеджеры по продажам и бухгалтеры мониторят неплатежи, юристы составляют претензии и взыскивают долги в суде. В свою очередь руководство компании организует процесс, контролирует его, мотивирует сотрудников.
Процесс управления задолженностью
Процесс управления дебиторской задолженностью делят на четыре этапа:
Сотрудники компании ведут учет долгов, периодически отчитываясь перед руководством, изучают причины произошедшего, возвращают уже имеющиеся долги и делают так, чтобы не копились новые.
Инвентаризация дебиторской задолженности
Бухгалтерия должна минимум раз в год проводить инвентаризацию всех обязательств компании и ее имущества вне зависимости от места его нахождения. Дебиторскую задолженность тоже надо инвентаризировать.
Инвентаризация помогает обнаружить сомнительную и безнадежную дебиторскую задолженность. Инвентаризацию расчетов с дебиторами, покупателями и поставщиками оформляют специальным актом.
По результатам инвентаризации бухгалтерия составляет справку, которая касается расчетов с дебиторами. В ней указывают данные должника, сумму долга и причину возникновения. Сюда же прилагают документы, которые подтверждают наличие долга, а также доказательства, что компания пыталась взыскать долг. Например, претенциозные письма.
Если задолженность признают безнадежной, то бухгалтерия может ее списать.
Расчет дебиторской задолженности
Дебиторскую задолженность рассчитывают не только когда надо организовать процесс управления ей, но и составляя бухгалтерский баланс. Универсальной формулы для расчета дебиторской задолженности нет, в каждой компании это делают по-разному, так как структура дебиторской задолженности может отличаться. Чтобы рассчитать задолженность, надо собрать информацию по всем счетам бухучета, где она числится, проанализировать суммы долга, количество дебиторов, сроки погашения. После этого бухгалтерия сверяет суммы с контрагентами, а также выявляет сомнительные долги.
Оборачиваемость дебиторской задолженности
Оборачиваемость дебиторской задолженности — это отношение выручки компании от реализации товаров или услуг к средней дебиторской задолженности. Коэффициент оборачиваемости показывает, сколько раз за год компания получила от контрагентов сумму, которая равна среднему остатку дебиторской задолженности. Среднюю дебиторскую задолженность считают так: сумму долгов контрагентов на начало года складывают с долгами на конец года и делят на два.
Коэффициент оборачиваемости = (Продажи в кредит или Выручка) / (Средняя дебиторская задолженность)
Взыскание дебиторской задолженности
Полный размер долга складывается из самой задолженности и неустойки, пеней или штрафов. Если в договоре нет санкций, то кредитор имеет право потребовать пеню с учетом ставки ЦБ.
Долг начинают взыскивать с досудебной претензии: компания направляет контрагенту письмом претензию, требуя вернуть долг. Если должник это уведомление игнорирует или отказывается возвращать долг, необходимо обращаться в суд.
Если долг меньше 400 тысяч, то кредитор может сразу подать заявление о выдаче судебного приказа. Если больше — исковое заявление о взыскании дебиторской задолженности в арбитражный суд. К иску прикладывают копию претензии, ответ на нее (если имеется), а также документы, которые подтверждают долг — акты, счета и т. д.
Если суд удовлетворит требования, то в арбитраже выдадут исполнительный лист, по которому долг будут взыскивать судебные приставы.
Кредитор имеет право взыскать долг и в рамках банкротного дела. Если компанию внесут в реестр кредиторов, то она может рассчитывать на выплату долга из денег, которые выручат от продажи имущества.
Срок исковой давности
Минимальный срок давности по такому иску — три года. Максимум — 10 лет для ситуаций, когда срок исковой давности приостанавливается.
Дата начала течения срока исковой давности может быть разной в зависимости от обстоятельств и условий договора:
Если срок давности по какой-то из этих причин приостанавливали, а потом возобновили, но до даты истечения осталось меньше шести месяцев, то срок давности увеличивается до полугода.
Кроме этого, срок давности может прерваться, а потом начаться заново — если должник признает, что долг существует, погасит какую-то часть суммы или начнет переговоры о реструктуризации.
Если срок давности истек, то кредитор должен списать дебиторскую задолженность.
Сроки погашения долгов
Срок погашения дебиторской задолженности — это математический показатель, который показывает финансовую устойчивость компании. Его рассчитывают, когда нужно оценить, например, ликвидность компании, или темпы прироста дебиторской задолженности. Срок погашения показывает средний период, который проходит от поставки товара покупателю до погашения дебиторской задолженности. Показатель рассчитывают по специальной формуле:
Срок погашения = Длительность периода × (Долг дебитора / Выручка от продаж)
Срок погашения и длительность периода считают в днях, а дебиторский долг и выручку — в рублях.
Срок погашения показывает среднее число рабочих дней, которые нужны компании, чтобы взыскать дебиторскую задолженность. Чем ниже результат, тем быстрее дебиторская задолженность превращается в реальные деньги. Высокий срок погашения свидетельствует о том, что у компании трудности со взысканием долгов.
Списание дебиторской задолженности
Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности, а также долги, нереальные для взыскания, списываются. Сделать это можно только на основании инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя компании. «Нереальность взыскания» определяет кредитор, руководствуясь собственными соображениями.
Важно, что если кредитор признал долг нереальным для взыскания и списал его как убыток, то сама задолженность в балансе не аннулируется. Ее нужно отражать еще пять лет с момента списания, так как у должника могут появиться деньги.
Списание дебиторской задолженности. Положение по ведению бухгалтерского учета
Доказать, что долг погасить нельзя, можно выпиской из ЕГРЮЛ о ликвидации дебитора, решением суда об отказе в удовлетворении требований кредитора или актом судебного пристава, где говорится, что долг взыскать невозможно.
Как снизить дебиторскую задолженность
Чтобы нормальная задолженность не превратилась в просроченную, компания должна контролировать процесс платежей контрагентов: проверять надежность контрагентов; разрабатывать систему предоплаты за товар для каждого клиента индивидуально; прописывать в договоре пени и штрафы за просрочку оплаты; контролировать все расчеты с контрагентами; взыскивать долги сразу после первых дней просрочки — рассылать претензии, а после обращаться в суд.
Страхование дебиторской задолженности
Если есть подозрения, что покупатель превратится в должника, компания может застраховать дебиторскую задолженность. Это практикуют при сотрудничестве с организациями, которые приобретают товар в рассрочку или под реализацию. Страхует долг страховая компания.
Страховой случай наступает не только если контрагент вовремя не платит по договору или нарушает график платежей, но и когда покупателя признают банкротом.
Перед тем как заключить договор страхования, кредитор должен предоставить страховщику реестр старения дебиторской задолженности, список клиентов, покупающих товар в рассрочку, и другую информацию о компании-кредиторе.
Существует два распространенных вида такого страхования.
Страхование по полису — на каждую отгрузку с отсрочкой платежа выписывается полис, где указывают дату отгрузки, номер накладной, сумму долга и кредитный лимит. Выплаты производят по заявлению кредитора в пределах лимита.
Генеральная схема не предусматривает полис на каждую сделку. Продавец и страхователь заключают одно общее соглашение, которое касается всех покупателей, работающих по системе рассрочки.
Страхование дебиторской задолженности дает возможность переложить работу по проверке покупателя на страховую компанию. В договор включают сделки только с действительно рискованными клиентами. Фактически страховщик выполняет роль службы безопасности для продавца. Но часто страховые компании стараются составить договор так, чтобы страхователю было тяжело получить выплату. Поэтому надо внимательно читать договор — какие страховые случаи в нем перечислены, какие лимиты ответственности прописаны, какие документы надо предоставить, чтобы получить выплату и т. д.
Продажа дебиторской задолженности
Компания может сама взыскивать долг, а может продать его. Цена будет меньше самого долга, но кредитор избавит себя от досудебной переписки с должником, судебных разбирательств и волокиты с приставами. Есть несколько вариантов, как оформить такую сделку.
По договору уступки требования — цессии, если такая процедура предусмотрена в договоре, на основании которого появился долг. По сути цессия — это соглашение, в соответствии с которым кредитор передает кому-то свои права требования долга.
Переуступку можно оформить как трехсторонний договор, возмездную или безвозмездную цессию. При этом если речь идет о недвижимости, то цессию обязательно надо регистрировать в Росреестре.
Через факторинг работают, когда продавцу срочно нужны деньги, а покупателю важно работать с отсрочкой платежа. Банк или факторинговая компания кредитуют поставщика, выкупая его дебиторскую задолженность. Вот как это работает
Банк или факторинговая компания дают возможность продавцу сразу получить деньги, а покупателю заплатить потом — например, после перепродажи товара. При этом, в случае чего, взыскивать долг будет уже не продавец, а факторинговая компания.
Через вексель — если покупатель передает вексель в счет оплаты товара, то кредитор может потом передать эту ценную бумагу или продать кому-то. Преимущество векселя в том, что сам он — уже подтверждение долга, никаких дополнительных документов, например для суда, не требуется.