Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это

Теоретические аспекты межличностных взаимоотношений в трудах отечественных исследователей

Межличностное общение – это взаимодействие индивида с другими индивидами. Межличностное общение отмечается неизбежностью, а также закономерностью возникновения в различных реальных группах. Межличностные субъективные отношения выступают отражением общения между членами одной группы, которые служат предметом изучения для социальной психологии.

Основной целью исследования межличностного взаимодействия или взаимодействия внутри группы выступает углубленное изучение разнообразных социальных факторов, различных взаимодействий индивидов, входящих в эту группу. Если не будет контакта между людьми, то человеческая общность не сможет осуществлять совместную полноценную деятельность, поскольку не будет между ними достигнуто должного взаимопонимания. Например, чтобы учитель смог обучить учеников, то для начала ему необходимо вступить в общение.

Межличностные отношения и их виды

Межличностные отношения – специфическая форма взаимодействия между людьми, основана на чувственном восприятии человека человеком, на оценке тех поступков и действий, которые человек совершает по отношению к своему окружению.

Межличностные отношения – это уникальная связь, свойственная только человеку и во многом определяющая его жизнь, ведь только к человеку применимы понятия «чувства», «разум», «сознание». Эти термины изучаются такими науками как философия или психология и будут частично рассматриваться на последующих уроках.

Уникальность отношений заключается еще и в том, что они всегда носят обоюдный характер, как между отдельными индивидуумами, так и между группами. Общение как первостепенная составляющая отношений может быть прямым (когда люди общаются между собой напрямую) и опосредованным (когда участники не взаимодействуют друг с другом.) Наглядный пример опосредованного общения – это просмотр человеком фильма или присутствие на концерте любимого певца, когда он напрямую никак с ним не общается, но сопереживает ему.

Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Смотреть фото Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Смотреть картинку Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Картинка про Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Фото Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это

Рис. 1. Фанат на концерте ()

Психология межличностного общения

Общение выступает одним из центральных в психологической науке и стоит наряду с такими категориями, как «мышление», «поведение», «личность», «отношения».

Межличностное общение в психологии — это процесс взаимодействия, направленный на взаимное установление, познание, развитие взаимоотношений, а также предполагающий взаимовлияние на состояния, поведение, взгляды, регуляцию совместной деятельности всех участников процесса. В социальной психологии за последние 25 лет исследование проблемы общения получило одно из центральных направлений изучения в психологической науке.

Под общением в психологии понимается реальность человеческих отношений, предполагающая разнообразные формы совместной деятельности индивидов. Общение не выступает только предметом психологического исследования, и одним из методологических принципов раскрытия этой взаимосвязи есть идея единства деятельности и общения. Но характер этой связи по-разному понимается. Иногда общение и деятельность рассматриваются как две стороны социального бытия человека; в других же случаях общение воспринимается как элемент различной деятельности, а деятельность рассматривается как условие общения. Также общение интерпретируется как особый вид деятельности. В процессе общения происходит взаимный обмен деятельностью, представлениями, чувствами, идеями, развивается и проявляется система отношений «субъект-субъект(ы)».

Проблемы межличностного общения зачастую отмечаются в мотивационных, а также операциональных затруднениях, которые соотносятся с двумя сторонами общения — интерактивной и коммуникативной. Проблемы проявляются в аффективной, когнитивной и поведенческой сферах. Для них характерно отсутствие стремления понять собеседника, особенностей его личности, внутреннего состояния, интересов. Проблемы межличностного общения могут отмечаться в следующем: извлечение выгоды от собеседника с применением лести, запугивания, обмана, пускания пыли в глаза, демонстрации заботы и доброты.

Чувства человека

Для человеческих отношений свойственны: комплиментарность (привязанность, симпатия к другому) и акомплиментарность (антипатия, неприятие). Эти два процесса основаны на чувствах. Количество чувств и их оттенков у человека огромно: радость, горе, досада, злость, восторг, отвращение и т.д.

Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Смотреть фото Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Смотреть картинку Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Картинка про Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Фото Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это

Рис. 2. Эмоции человека ()

Билет №29

1. Личность. Межличностные отношения.

Под личностью понимают устойчивую систему социально-значимых черт, характеризую­щих индивида как члена того или иного общества. Личность — это продукт общественного раз­вития и включения индивидов в систему социальных отношений путем активной предметной дея­тельности и общения.

Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окру­жающими его людьми. Такие взаимосвязи с одним человеком, группой (большой или малой) назы­ваются межличностными отношениями. Они могут быть классифицированы по различным основа­ниям.

1. Официальные и неофициальные. Официальными называют отношения, которые складываются между людьми в силу их должностного положения (например, учитель — ученик, директор школы — учитель, Президент РФ — глава Правительства РФ и т.д.). Такие отношения строятся на основе официально утвержденных правил и норм (например, на основе Устава образовательного учрежде­ния, Конституции РФ и др.), с соблюдением каких-либо формальностей. Отношения, которые возни­кают между людьми в связи с их совместной работой, также могут называться деловыми.

2. Неофициальные отношения (их часто называют личными отношениями) не регулируются нор­мами права, для них не существует соответствующей юридической основы. Они складываются меж­ду людьми вне зависимости от выполняемой работы и не ограничены установленными формальными правилами.

В основе межличностных отношений лежат определенные чувства людей, их отношение к дру­гому человеку. Чувства колеблются между двумя полюсами — симпатией (внутреннее расположе­ние, привлекательность человека) и антипатией (внутреннее недовольство человеком, неудовлетво­ренность его поведением). Человек воспринимает другого человека прежде всего на основе внешнего облика, а потом уже, складывая свои впечатления от его слов, поступков и черт характера, формиру­ет общее впечатление о нем. Следовательно, в основе восприятия любой личности лежит взаимо­связь характера, поведения и внешнего облика человека.

Ученые-психологи выделяют несколько факторов, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей. К ним можно отнести:

1) неумение различать намерения и мотивы действия людей;

2) неумение понимать состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними;

3) наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у человека задолго до первого знакомства (например: «А что он может мне сказать такого, что я не знаю. »);

4) наличие стереотипов, в соответствии с которыми все люди заранее относятся к определенной категории (например: «Все мальчишки грубияны», «Все девчонки не умеют держать язык за зуба­ ми»);

5) стремление делать преждевременные заключения о личности человека задолго до того, как о нем получена достаточная и исчерпывающая информация;

6) отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей, стремление пола­ гаться только на собственное мнение.

Нормальные отношения между людьми складываются при наличии желания и потребности со­чувствовать, сопереживать другим людям, ставить себя в положение другого человека.

Самой широкой формой межличностных отношений является знакомство. В определенных ус­ловиях знакомство перерастает в более тесные межличностные отношения — дружбу и любовь. Дружбой можно назвать положительные межличностные взаимоотношения, основанные на взаим­ной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь.

Любовь — высшее духовное чувство человека, богатое разнообразными эмоциональными пере­живаниями, основанное на благородных чувствах и высокой морали, сопровождаемое готовностью сделать все возможное для благополучия любимого человека.

2. Определите, о каком виде юридической ответственности идет речь в перечисленных слу­чаях: а) ответственность наступает только за совершение преступления. Реализуется ответст­венность в наиболее жесткой форме государственного принуждения — лишения свободы; б) от­ветственность выражается в таких мерах, как выговор, строгий выговор, увольнение и др.; в) ответственность выражается в возложении на виновного обязанности возместить причиненyый им имущественный вред. Приведите примеры правонарушений, за которые последует со­ответствующий вид юридической ответственности.

A) Уголовная ответственность — это правовое последствие совершения преступления, заклю­чающееся в применении к виновному мер государственного принуждения в виде наказания. Привле­чение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследо­вание и судебное разбирательство. От других форм юридической ответственности она отличается повышенной тяжестью. Уголовная ответственность возникает с момента совершения преступления, но реализуется постепенно, начиная с момента привлечения лица в качестве обвиняемого и прекра­щается либо по отбытии наказания, либо освобождения от уголовной ответственности, либо в силу актов об амнистии или помиловании. Совершение преступления является юридическим фактом, вле­кущим возникновение специфических юридических отношений между виновным и государством, осуществляющим правосудие. Все составы преступлений зафиксированы в Уголовном кодексе РФ, например: убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышлен­ное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасило­вание (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кража (ст. 158), гра­ беж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163) и др.

Б) Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, который наступает за совершение дисциплинарного проступка, т.е. за нарушение служебных обязанностей, которые ус­танавливаются Трудовым кодексом РФ, правилами внутреннего трудового распорядка, должност­ными инструкциями, действующими на предприятиях и в организациях, уставами и др. (например, за опоздание на работу, прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии и т.д.). Применяется к на­рушителям трудовой, служебной дисциплины. Заключается в наложении дисциплинарных взыска­ний администрацией того предприятия, где трудится работник, или вышестоящим в порядке подчи­ненности органом.

B) Гражданско-правовая ответственность — это установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав дру­гого лица. Заключается она в применении к правонарушителю (должнику) в интересах другого лица (кредитора) либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера (возмеще­ние убытков, уплату неустойки, возмещение вреда). Неправомерное поведение может состоять в не­добросовестности продавца, продавшего некачественный товар, в совершении незаконной сделки, в причинении имущественного ущерба и морального вреда и т.д. В качестве гражданско-правовых санкций применяются: ограничение дееспособности; признание сделки недействительной; растор­жение договора; взыскание удвоенной суммы задатка; выселение из жилого помещения; взыскание неустойки, убытков, компенсация морального вреда и др.

3. Вы решили укрепить свое здоровье и приобрести все необходимое для занятий лыжным спортом. Определившись с предметами покупки, вы оценили свои денежные ресурсы. Осталось выбрать место и условия покупки. Есть несколько вариантов выбора: объявления в газете, ме­стный потребительский рынок, крупный универмаг, специализированный магазин. Как осуще­ствить доступную и качественную покупку желаемого? Предложите ваши действия и обоснуйте ваш выбор.

При выборе подходящего варианта необходимо учитывать следующее.

1. Объявление в газете. Во-первых, если давать объявление, публикация займет достаточно дол­гое время — не менее 1 недели. При изучении тех объявлений, которые уже опубликованы, следует понимать, что, как правило, там размещается информация о товарах, бывщих в употреблении. С од­ной стороны, цены, вероятно, на такие товары ниже, но необходимо потратить достаточно многовремени на телефонные звонки и выезды, чтобы увидеть товар.

2. Местный потребительский рынок не дает достаточных гарантий качества товара, но предлагает его по сравнительно небольшим ценам.

3. В крупном универмаге уровень цен, как правило, выше, чем в предыдущих вариантах, но он предлагает гарантированное качество.

4. Специализированный магазин предлагает, как правило, более высокие цены, но ассортимент товаров позволяет удовлетворить любые вкусы и гарантирует высокое качество. Если даже необхо­димого товара нет, то его можно заказать.

Стереотипы

Именно положительные или негативные чувства вырабатывают у человека определенные стереотипы к другому человеку, социальной группе.

Стереотипы – схематические стандартизированные образы или представления о социальном объекте, эмоционально окрашенные и обладающие высокой устойчивостью. Эта зафиксированная в человеческом сознании оценка чего-либо может быть опасна, и в первую очередь своим примитивизмом, упрощением.

В межличностных отношениях стереотипы могут складываться по отношению к другим народам (англичане – чопорные, немцы – пунктуальные), и отдельным индивидуумам. Человеку, по мнению ученых, свойственно создавать стереотипы. Для того чтобы правильно и объективно оценить другого человека, нужно разобраться в том, что он представляет собой на самом деле. Это достаточно длительный процесс, ведь первое впечатление чаще всего бывает ошибочно.

Межличностное общение в молодежной среде

Подростковый и юношеский возраст — это критический период в процессе межличностной эволюции. С 14 лет идет формирование межличностных отношений, в которых разную роль играют отношение к субъектам действительности: к пожилым людям, к родителям, к одногруппникам, к преподавателям, к друзьям, к собственной личности, к представителям другой религии и национальности, к больным и наркоманам.

Психологический мир подростка зачастую обращен к внутренней жизни, молодой человек часто задумчив, фантазирует. Этот же период отмечается нетерпимостью, раздражительностью, склонностью к агрессии. К 16 годам наступает этап самопознания и самоутверждения, что отмечается в повышенной наблюдательности. Постепенно у молодых людей степень неприемлемого, а также непринимаемого принимает тенденцию к увеличению. Это происходит от того, что молодежь становится очень критичной в отношении реальности.

Проблемы межличностного общения в молодежной среде проявляются в виде конфликтов среди студентов, которые дестабилизируют эмоциональный фон в коллективе, в группе. Зачастую конфликты, ссоры в молодежной среде происходят из-за неумения или из-за отсутствия сострадания и нежелания уважать окружающих. Нередко протесты происходят из-за отсутствия степени воспитанности, а также нарушения культуры поведения. Зачастую протест носит адресный характер, т.е. направлен против виновника конфликтной ситуации. Как только конфликт разрешается, молодой человек успокаивается.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций, взрослым рекомендуется придерживаться спокойного, вежливого тона в общении. Следует отказаться от категорических суждений в адрес подростка, особенно это касается вопросов моды и музыки.

Взрослым необходимо стараться идти на компромисс, уступать в споре, избегая синдрома красной тряпки. Особенно болезненно, если скандал будут наблюдать друзья или сверстники молодого человека, поэтому взрослым следует уступать и не язвить, ведь только добрые отношения способствуют налаживанию отношений.

Дружба

Дружба – это самая глубокая форма межличностных взаимодействий между людьми, которые не связаны кровным родством. Дружба подразумевает под собой взаимное доверие, чуткое отношение друг к другу.

Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Смотреть фото Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Смотреть картинку Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Картинка про Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Фото Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это

Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Смотреть фото Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Смотреть картинку Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Картинка про Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Фото Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это

Отношения между людьми могут быть официальными и неофициальными. Известно понятие официальной дружбы, в основном касающееся политических лидеров.

Источник

Феномен личного влияния. Психологические характеристики лидерства

Общение как средство социального влияния

Стороны общения:

КОММУНИКАТИВНАЯ – обмен информацией,

ПЕРЦЕПТИВНАЯ – восприятие, понимание друг друга партнерами по общению,

ИНТЕРАКТИВНАЯ – обмен жестами, действиями и тп.

Понятие коммуникативного влияния. Виды коммуникативного влияния: характеристика, правила использования.

Коммуникативная сторона общения (обмен информацией) предполагает воздействие одного субъекта процесса общения на поведение другого, то есть посредством общения изменяется состояние участников коммуникативного процесса.

Коммуникативное влияние — это психологическое воздействие одного субъекта коммуникативного процесса на другого интересующего человека с целью изменения его поведения в нужную сторону. Эффективность коммуникации зависит от того, насколько удалось это

воздействие. Очень часто возникают затруднения во взаимообмене информацией, то есть коммуникативные барьеры могут обуславливаться социальными или психологическим различиями. Такого рода барьеры порождены объективно-социальными причинами, принадлежностью партнеров к разным социальным группам. С другой стороны, барьеры при коммуникации могут носить и психологический характер, могут возникнуть вследствие индивидуальных, психологических особенностей общающихся (например чрезвычайная стеснительность, скрытость, боязливость), иногда в силу сложившихся между общающимися особого рода отношений – неприязни, недоверия друг к другу и т.п.

Виды коммуникативного влияния

Каждый человек имеет точки привязки – это любые отражения, зафиксированные в сознании человека. Точки привязки носят индивидуальный характер, из всего потока воспринимаемой действительности, каждый для себя фиксирует лишь определенные отражения.

Правило: Для того, чтоб процесс влияния состоялся, прежде всего, необходимо установить хотя бы основные точки привязки интересующего субъекта.

Влияние на человека сводиться к контролю точек привязки его сознания.

Правило: с точки зрения управляющего, надо добиться, чтобы каждая точка привязки и все вместе точки привязки были под контролем управляющего. Соответственно, цель состоит в том, чтобы в сознании все неконтролируемые точки вытеснены и заменены контролируемыми.

Механизмы влияния с использованием точек привязки:

1. управление отражением наиболее эффективный способ.. Заключается в возможном ограничении самостоятельного формирования отражения, и предоставлении готового отображения.

Создание отражения требует от мозга умственного труда. Если мозг приучен к потреблению, а не созданию, то он с удовольствием пользуется готовыми образами.

Рассмотрим два варианта управления отражением

Первый вариант — управление отражения через изменение внешней формы без изменения содержания, придание объекту нового вида, изменение его оболочки.

Второй вариант – отсечение, изолирование самого предмета через использование яркой внешней оболочки.

2. Управление прошлыми, настоящими и будущими точками привязки

Для управления прошлым, необходим контроль над воспоминаниями, а соответственно влияющий субъект должен получить информацию об отражениях прошлого.

Рассмотрим управление точками привязки будущего – желаниями. Природа человека такова, что правильное управление желаниями гораздо, чем управление прошлым или настоящим. Ради будущего человек готов жертвовать настоящим, и тем более, прошлым. Удовольствие человеку доставляет процесс достижения определенной цели, процесс выполнения определенного желания. Поэтому наиболее полного влияния на человека можно добиться за счет задания его целей.

Операции с точками привязки для управления будущими точками привязки

Глава 9. Феномен личного влияния

Понятие личного влияния

В психологической литературе нам чаще встречается определение понятия «влияние», чем определение понятия «личное влияние». Психологическое влияние определяется как «процесс и результат изменения одним субъектом поведения, психики другого субъекта» (Конюхов, 1996, с. 17) или как «воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств, с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие» (Сидоренко, 1997, с. 125). Личное же влияние понималось еще в начале XX века как «способность действовать на характер другого лица притягивающе или отталкивающе и иметь при этом успех» (Майнгардт, 1992, с.10). Мы также понимаем под личным влиянием определенное свойство индивида, личностное качество, некую сущностную силу человека, а именно его способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только поведение человека, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер.

способность воздействовать на другого побуждающим, сдерживающим, успокаивающим либо другим развивающим образом, изменяя при этом не только поведение человека, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер.

При этом главным результатом и высшей целью личного влияния является изменение, происходящее в сознании и душе другого человека, а не выгодные для влияющего изменения в действиях. Акцент на развивающем аспекте влияния сделан нами намеренно, чтобы четче провести грань между личным влиянием, с одной стороны, и давлением и манипулированием, с другой. Использование последних нередко содержит в себе разрушительное начало. Автор «Основ психотехники» Гуго Мюнстерберг отмечал, что основной составляющей феномена личного влияния является обогащение или изменение личности, обладающее постоянством, как бы незначительно оно ни было, и остающееся в распоряжении личности как новая часть его системы знания (Мюнстерберг, 1922,136 с.). Если целями воздействия влияющего становятся только личный успех, личная выгода и удовлетворение собственных потребностей, то это скорее будет проявлением «личностного» влияния, а не «личного». Личностное влияние бывает задействовано практически в каждом акте человеческого общения и взаимодействия в социуме, когда мы удовлетворяем какую-либо из потребностей своей личности: потребность в безопасности, любви, власти, самоуважении. Когда же в действие вступают высшие или духовные потребности – потребность в самоактуализации и мотивация роста, либо потребность в служении другим людям и мотивация помощи, – проявляется способность личного влияния, которая в большей степени связана с сущностью человека, а не с его личностью, роли которой определяет социум. Но как для проявления потребностей в самоактуализации и росте нужны, по А. Маслоу, «хорошие», здоровые условия, так и для проявления способности личного влияния высшего уровня нужна здоровая, зрелая индивидуальность (Цит. по: Хьелл, Зиглер, 1997). Осуществить истинно личное, или «сущностное», влияние может человек, освободившийся от всех «личностных» пристрастий, от философских догм, предрассудков, стереотипов, социальных норм, отказавшийся от чувства значимости, превосходства, самодостаточности, обладающий творческим или расширенным уровнем сознания. Личное влияние – это акт творчества, а творчество совершается не столько во внешнем мире, сколько внутри человека, который стремится к самопознанию и самосовершенствованию.

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

Анализ ответов проведенного среди студентов опроса (В. М. Поголыиа, 1998) на тему «Что такое личное влияние и с чем оно у вас ассоциируется?» показал, что в обыденном сознании людей личное влияние воспринимается, с одной стороны, как некая данность, харизма, врожденный дар, а с другой – как то, что приобретается: сильный характер, авторитет, ответственность, умудренность опытом, знания. Отмечается, что это процесс воздействия и взаимодействия, у которого есть результат в виде какого-либо изменения. В ответах присутствуют и положительно окрашенные ассоциации, связанные с доверием, добровольностью, взаимностью, и отрицательные, связанные с властью, манипулированием и давлением.

Более ярко эта неоднозначность проявилась при сравнении понятий «значимый» и «влиятельный». По нашему мнению, оба эти понятия имеют непосредственное отношение к феномену личного влияния, затрагивая его различные аспекты. И тот и другой воздействуют на других людей, но один – более явно, с прямым эффектом, а второй – более опосредованно, результат его влияния часто отсрочен во времени.

Сравнение понятий «значимый человек» и «влиятельный человек» в представлении студентов наглядно демонстрирует, что существуют два различных аспекта влияния: 1) внутренний, глубоко личный, затрагивающий чувства, установки, мировоззрение и жизненную позицию человека в целом, и 2) внешний, поведенческий, часто ситуативный, не требующий доверительности и взаимопроникновения.

Объясняя термин «значимый», мы идем в глубину чувств, затрагивая самое сокровенное, тогда как, объясняя термин «влиятельный», мы касаемся повседневно важных, но более поверхностных отношений. Ответы испытуемых также показали, что «влиятельный» в большей степени ассоциируется со словами «властный, опытный», а термин «значимый» со словами «близкий, дорогой, любимый».

Общее у этих двух слов, по определениям студентов, заключается в следующем: и «значимый», и «влиятельный» являются важными, уважаемыми людьми, с чьим мнением считаются. И тот и другой отличаются неравнодушным отношением к другому, способны изменить его мнение, повлиять на принятие решения. Они побуждают к действию, не позволяют оставаться равнодушным. Могут сочетаться в одном лице.

Различия между понятиями «значимый» и «влиятельный»

Значимый человекВлиятельный человек
1. Более близкие эмоциональные отношения, присутствует «духовная» связь, симпатия. Значим только для меня. 2.Его влияние я выбираю сам, добровольно стремлюсь быть рядом. Двусторонний контакт на основе свободы и взаимодоверия. Оставляет право выбора. 3. Этот человек дорог и любим, за него беспокоишься, ради него можно пожертвовать всем. 4. Полное доверие, не нужно скрывать свои чувства, можно быть самим собой. 5. Его присутствие необходимо, без него трудно. Важно ощущать, что он рядом, и важно то, что он вообще есть. 6. Дает ощущение собственной полноценности, нужности, значимости. 7. Он необязательно самый влиятельный и может ничего не добиться в обществе, в карьере, но быть значимым для меня. Им восхищаешься, общение с ним радует. 8. Его влияние является поддержкой для меня, он умеет выслушать, понять, простить, быть верным. 9. Ему просто доверяешь, его положительные оценки всегда хочется получать. 10. Благодаря ему я сам что-то меняю в своей жизни, всебе. 11. Его влияние более бессознательно.1. Более отдаленные, более «холодные»,официальные отношения, меньше эмоциональная близость. Влиятельный не только для меня. 2. Необязательно присутствие добровольного стремления и желания быть рядом. Может быть принудительный контакт и давление. Не всегда есть право выбора. 3. Необязательно, чтобы он был лично дорог или ты волновался за его судьбу. 4. Вызывает настороженность, есть боязнь допустить ошибку. 5. Без него можно обойтись. 6. По отношению к нему чувствуешь себя более слабым, ощущаешь его превосходство в чем-либо. 7. Может обладать статусом, связями, социальным влиянием, быть «высокопоставленным» и использовать это для достижения своих целей. Он многого достиг. 8. Воздействует, используя свои умения и навыки, поворачивая ситуацию так, как ему удобно. Может управлять людьми. 9. С ним заставляют считаться его знания, жизненный и профессиональный опыт, из которого я могу извлечь выгоду. 10. Он помогает мне в неопределенной ситуации, есть зависимость от него. 11. Более сознательное влияние.

(См. Погольша В. М. Социально-психологический потенциал личного влияния.

Дис…. канд. психол. наук. – СПб., 1998.)

Личное влияние осуществляется только тогда, когда оба субъекта взаимодействия проявляют добрую волю к общению, когда один человек передает другому – в открытой, ненасильственной форме – нечто свое, личное (знания, жизненный опыт), а другой искренне хочет перенять это, а не взять силой или выманить хитростью. Очевидно, что взаимодействие людей на таком уровне не может происходить в атмосфере суетливости или агрессивности, когда сознание «засорено» сугубо личностными потребностями. Оно требует наличия в отношениях хотя бы минимального доверия, самораскрытия и снисхождения к позиции партнера.

человек, с которым существует эмоциональная близость, обеспечивающий удовлетворение потребности в защите, поддержке, подражании, авторитете, дружбе и доверии.

Сложность, многоаспектность способности личного влияния подтверждается также и представлениями обыденного сознания.

Таким образом, личное влияние – это сложный феномен, представляющий собой и личностную способность, и процесс взаимодействия, и результат воздействия, который не всегда очевиден. Он может проявляться на различных уровнях, в зависимости от развитости самосознания человека и его духовности. Его природа многоаспектна и связана с проявлениями различных биосоциальных свойств человека, а его явные и скрытые эффекты сопряжены как с повседневными поверхностными контактами, так и с более глубокими доверительными отношениями.

Похожие работы

Виды и формы влияния

Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Смотреть фото Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Смотреть картинку Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Картинка про Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это. Фото Зафиксированная в человеческом сознании оценка чего либо это

Влияют на окружающих, на мир и себя — все и всегда, хотя по разному и в разных формах. Влияние может быть рациональное и нет, открытое и скрытое, осознаваемое и нет, намеренное и случайное, правомерное и выходящее за рамки цивилизованных отношений….

У влияния есть виды и формы. По виду, различают влияние (воздействие) на внешнее и на внутреннее, личное и социальное, намеренное и случайное, правомерное и не цивилизованное. Подробнее о самых главных и основных видах влияния…

Воздействие на внутреннюю жизнь человека

Как можно влиять на тело и на внешнее окружение человека — известно хорошо. Человека толкнули, он упал. Или — у человека украли кошелек, без денег его возможности уменьшились. Или — человек конфликтовал, его уволили, конфликты прекратились. В первую очередь это физические и социальные (ситуативные или административные) воздействия, и недооценивать их нельзя.

Однако психологам гораздо интереснее изучать воздействие на внутреннюю жизнь человека, воздействие на разум или чувства человека, обращение к его сознанию или бессознательному. Называть это психологическим воздействием также не совсем правильно, поскольку психологический канал — только один из способов влияния на внутреннее, уровней и видов воздействия — множество. Воздействие на внутреннюю жизнь идет по разным каналам, а именно обращение к его духу или его разуму, воздействие на его чувства или даже телесное состояние… Путь к сердцу мужчины идет через его желудок — это во многом правда, поскольку наша внутренняя жизнь и телесное состояние сильно связаны. Эффективно воздействовать на свою внутреннюю жизнь человек может, используя самые разнообразные внешние возможности — используя внешнюю память, внешнее внимание и даже внешние побуждения.

Внутреннее и внешнее взаимно влияют друг на друга: не только внешнее влияет на внутреннее, но и внутреннее влияет на внешнее. Воспитание верности и патриотизма дает реальные социальные результаты: пусть нет денег и нечего есть, пусть идти тяжело и опасно, но если люди знают, что нужно спасать Родину — у них силы появляются.

Социальное влияние

Социальное влияние — влияние общества на поведение конкретных людей; это влияние, направленность и способ которого определяется встроенными в нас социальными автоматизмами реагирования, окружающими людьми, обществом в целом. Например, это может быть административное воздействие, или влияние, направленное на создание представления о себе, других людях, социальных группах и социальных явлениях. Механизмы социального влияния универсальны и действенны, и в управленческой деятельности их нельзя ничем заменить. Что влияет на убедительность сообщения? Что заставляет нас верить и соглашаться, побуждает чувствовать и действовать? Выделяют шесть основных механизмов (методов) социального влияния: взаимный обмен, обязательство и последовательность, социальное доказательство, благорасположение, авторитет и дефицит.

Социальное влияние противопоставляют личному, индивидуальному влиянию, направленность и способ которого определяется самим человеком, его индивидуальными особенностями и склонностями.

Неосознанное влияние

Влияние бывает намеренное, в этом случае оно обычно осознаваемое, и неосознаваемое, чаще всего влияние случайное. Чем менее образованны люди и в большей степени они живут малоосознаной жизнью, тем в большей степени они влияют друг на друга, сами того не замечая. Самое присутствие определенного человека зачастую приводит к тому, что на других людей начинают действовать его обаяние, его способность неосознанно заражать других своим состоянием или побуждать их к подражанию. Нередко люди осуждают те или иные формы влияния (обвинения и манипуляции, внушение и дрессировку) только в силу того, что не замечают, как сами их повсеместно используют.

Цивилизованное воздействие

Цивилизованные люди также влияют друг на друга, но делают это осознанно, преимущественно обращаясь к разуму (а не чувствам и бессознательному) и в соответствии с выработанными договоренностями (а не просто «очень захотелось»). Если нет четких договоренностей, правомерность воздействий определяется нравственными принципами и правилом территорий, согласно которому все делится на области: твое, мое и наше. На своей территории — хозяин я, все определяю я, и без моего разрешения влиять на меня нельзя. На твоей территории — хозяин ты, ты там можешь делать все что хочешь, а я могу только то, что мне разрешили. На общей территории нам нужно договариваться.

Цивилизованные люди заботятся о том, чтобы взаимодействие между ними было более осознанным, созидательным и эффективным.

Формы и стили влияния

По форме и стилю, обычно различают влияние прямое и нет (косвенное), открытое и скрытое, направленное на разум или на чувства, влияние по-доброму и силовое, линейное и полевое влияние.

Стиль, когда один человек склонен обсудить спорные вопросы, изложив и аргументируя свою позицию — это стиль Переговорщика. Влияние на чувства мягко и по-доброму, через побуждение и заинтересовывание, — это стиль Душки. Силовое влияние, стиль Силовика — это влияние на чувства через принуждение и заставление. При этом общей чертой этих стилей влияния является то, что это влияния прямые и непосредственные. Когда влияние производится не напрямую, а косвенно или опосредованно, через кого-то или через что-то, в синтон-подходе​ говорится о стиле Тактике.

В открытом влиянии очевидно, кто влияет, как влияет и зачем. Пример открытого адресного коммуникативного влияния — обращение. Если в обращении факт влияния заметен, то в скрытом влиянии что-то скрыто: то ли не виден автор влияния, то ли как он это делает, то ли трудно расшифровать, зачем. Большинство скрытых влияний носят характер манипуляций, и отношение к ним сильно не однозначное. Скрытое влияние — показатель когда-то глупости, когда-то — лукавства, когда-то мастерства…

Иногда различают линейное и полевое влияние. Пуля оказывает линейное воздействие. Газ в химической атаке — полевое воздействие. Психологи феноменологического направления вслед за Куром Левиным часто говорят о психологическом поле, более научно ориентированные специалисты иногда упоминают моторные поля.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *