Загадка что такое звук
Загадка что такое звук
Новинки
Популярное
В логопедической практике очень часто используют различные шарады. Они не просто позволяют вызвать интерес у ребенка, вовлечь его в учебный процесс, но и заинтересовать. Загадка про звук – активно используется логопедами в начале урока. Услышав от малыша отгадку, специалист может тут же переключиться на его звуковой анализ.
Представленная подборка четверостиший отлично подойдет и для родителей, которые могут заниматься с детьми в домашних условиях. Подобные головоломки способны и верно поставить проблемное звучание тех или иных букв, и проверить сообразительность малыша, и расширить его кругозор.
Звуки тянутся, поют, Без преград они живут.
Цветом они красные, Это звуки…
Что за птица:
Песен не поет,
Гнезд не вьет,
Людей и груз везет?
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы.
Заворчал живой замок,
Лег у двери поперек.
Две медали на груди,
Лучше в дом не заходи.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Распустился ландыш в мае,
В самый праздник, в первый день.
Май цветами провожая,
Раскрывается …
Слово «зайка» начинаю,
Цифру три напоминаю.
На́ пол выронив утюг,
мы услышим звучный…
Что разбившийся бокал,
то и колокол издал.
Теплоходу теплоход
издалёка подаёт.
Камнепад, случившийся в горах,
порождает этот бах-бабах
В грозу разносится вокруг
его особой силы звук.
Конспект занятия по естествознанию для детей 5-6 лет по теме «Что такое звук?»
Конспект организованной учебной деятельности
Учить опр е делять ис т о чники з в у к а в прир о де. рас с у жд а ть о т о м, к акие пр е дметы и о б ъе к ты, к а к ой з в ук и з да ю т и п о чем у
Картинки спецмашин: пожарной, полиции, скорой помощи; поезда и самолета.
дыбыс – з в ук – sound.
Ход организованной учебной деятельности
П е да г ог со з дает б ла г оприятную а тм о с фе р у для раб о ты на занятии.
Г оры, в о з дух и лист в а, Птицы, з в ери и л е с а, Г р о м, т ум аны и р о с а. Чело в ек и время го да – Э т о в с е вок р уг …прир о да .
П е дагог: К ак вы д у м аете, прир о да жи в ая? Мо ж ет ли она с нами раз г о в ари в а ть или м о лч а ли в а? К акие з в уки прир о ды бы в а ю т? К т о эти з в уки и з дает? Выдвига ю т пр е дп о л о ж ения.
Определяют тему занятия – «Источники звука в природе».
Что такое звук? Звук – это то, что можно слышать или издавать.
Педагог предлагает послушать звуки за окном и определить, какие звуки слышны? Кто их издает?
У человека из звуков складываются слова, а в природе из звуков звучит живая музыка. Педагог предлагает презентацию и прослушивание записей: горные реки, звуки джунглей, пение птиц. Кто издает живые звуки? Какие звуки можно отнести к живой и неживой природе? По голосу можно узнавать человека. А можем распознать животное по тем звукам, которые выдает оно?
Игра «Кто как голос подает».
Педагог называет животное, а ребята досказывают глагол
(что делает?) и подражают животным (звуки зверей озвучиват мальчики, птиц – девочки, насекомых – все вместе):
волк – воет; воробей – чирикает; ворона – каркает; голубь –воркует; гусь – гогочет; ежик – фыркает; жук – жужжит; змея.
шипит; кабаны, свиньи – хрюкают; коза – блеет; корова –
мычит; кошка – мяукает, мурлычет; кузнечик – стрекочет;
кукушка – кукует; курица – кудахчет, квохчет; лошадь – ржет;
лягушка – квакает; осел – ревет; петух – поет, кукарекает;
пчела – жужжит; слон –трубит; собака – лает; сова – ухает;
сорока – трещит, стрекочет; тигр, лев – рычит; утка – крякает;
цыпленок – пищит. А рыба. (интрига) молчит.
К о г да и п о чему жи в о тные и з да ю т з в уки? Выдвига ю т пр е дпол о ж ения ( к о г да при б лижае т ся опасн о сть, к о г да г о л о дные. ).
П е да г ог пр е длагает в о спи т анни к ам ра з делиться на г р уппы и сыгр а ть з в у к о в ую сцен к у » К у аныш и Ай с у лу в а у ле».
К т о с т учит за окн о м?
– Д о ждь идет по т раве ( щ е л чки по лис т ам б у маги). – К т о шуршит за окн о м?
– Ветер в мокрой т раве (ш е л е с т ят б у с ами). К т о жу р чит за окн о м?
– С о ло в ей у реки ( свис т у ль к а). К т о м о лчит за окн о м?
– Т ам ни к т о не м о лчит: Т ам лошад к а спешит
И к опытцем с т учит ( л о жки ).
Вы в о д: з в ук в аше г о г о л о с а, у дарившись о дно в е дра, в озвра-щае т ся к в ам. В э т о м загад к а в озникно в ения э х а. З в ук м о ж ет о т раж а ться. Н а пример, у дариться о стену г оры и о т с к о чить обр а тно – п о лучи т ся эх о. А т ак к ак з в уки по в о з ду х у двига ю т ся не о чень быс т ро, т о эх о т о ж е надо немно г о п о д о жд а ть.
Работа (выполнение заданий).
– Обведи красным карандашом картинки, которые можно
отнести к звукам неживой природы, и зеленым карандашом
– к звукам живой природы
– Подумай, как звучит природа утром. Дети описывают свои картины.
Вывод: звуки мы издаем и слышим. Много звуков есть в живой и неживой природе.
Педагог предлагает воспитанникам подумать и назвать основные источники звука в городе (поезд, машины «скорая, пожарная, полиция). Даёт прослушать звуковые сигналы служебных машин. Поясняет, что специальный звуковой сигнал – это сирена.Попросите детей оценить свою работу на занятии, за-
красить полоски у колокольчика карандашом любого цвета:
– одна полоска – ничего не понял;
– две – понял, но не могу объяснить;
– три – все понял, могу объяснить другому.
Воспроизводят : опр е делить з в уки на слух; • назы в а ть прир о дные з в уки; назы в а ть ис т о чники з в у к а.
Понимают : что т а к о е ис т о чник з в у к а.
Применяют: о б ъяснить, ч т о т а к о е ис т о чник з в у к а, при в о дить примеры.
Игра «Умники и умницы» по теме «Загадки звуков, букв, слогов». 1-й класс
Разделы: Логопедия
Класс: 1
Ключевые слова: умники и умницы
Цель: обобщить сведения по звуковобуквенному составу русского языка, уяснить смыслоразличительную роль фонемы, проводить звукобуквенный анализ слов с установлением соответствия между звуками и буквами, закрепить навык деления слов на слоги, опираясь на знания о слогообразующей роли гласных букв; предупредить ошибки на перестановку, недописывание слогов, повторить тему «Ударение». Развивать слуховое внимание, кратковременную память, мышление; воспитывать умение играть по правилам.
Объяснение правил игры «Умники и умницы».
Представление участников: ведущего, жюри, теоретиков, агонистов.
Отбор участников первого агона
Ведущий. Отгадайте загадки. Загадки будут о буквах.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три. (З) (Слайд №2)
Да, вы правильно решили:
Букву пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. (Ч) (Слайд №4)
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла. (О) (Слайд №6)
На калитку посмотри:
В ней ты буковку найди!
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок. (И) (Слайд №7)
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью,
Ой, смотри, что получилось:
Получилась буква : (Ю) (Слайд №8)
Первый агон
Зеленая дорожка. Отгадай слово по первым звукам названий картинок. (Слайд №9)
Желтая дорожка. Назови недостающую картинку, чтобы из первых звуков названий картинок получилось слово. (Слайд №10)
Красная дорожка. Отгадай слово по первым слогам названий картинок. (Слайд №11)
Задание 2 (Слайд №12)
Зеленая дорожка. Назови слова, в которых количество букв равно количеству звуков:
Голос, огонь, долина, юг, война, Яша, лень, шум, олень, медаль, Юра, январь, тишина, цель, пень, яблоко, ёлка, речь, пою.
Желтая дорожка. Назови слова, в которых количество букв больше количества звуков:
Голос, огонь, долина, юг, война, Яша, лень, шум, олень, медаль, Юра, январь, тишина, цель, пень, яблоко, ёлка, речь, пою.
Красная дорожка. Назови слова, в которых количество букв меньше количества звуков:
Голос, огонь, долина, юг, война, Яша, лень, шум, олень, медаль, Юра, январь, тишина, цель, пень, яблоко, ёлка, речь, пою.
Желтая дорожка. Придумай слова, в которых количество звуков равно 3, 4, 5.
Зелёная дорожка. Назови четвёртое лишнее слово в ряду. Объясни, почему оно лишнее?
Пчела, муха, шмель, комар.
Объявление победителя первого агона (победителя может и не быть, если агонисты сошли со своих дорожек, сделав больше ошибок, чем допущено).
Отбор участников второго агона
Ведущий. Отгадайте загадки, назови гласную букву.
Белый камешек растаял
На доске следы оставил. (Мел)
Он самый первый входит в дом,
А все за ним идут хвостом. (Ключ)
Второй агон
Зеленая дорожка. Назови овощи так, чтобы по первым звукам названий овощей можно было составить слово ГРОМ (горох, редис, огурец, морковь). (Слайд №14)
Желтая дорожка. Назови школьные принадлежности так, чтобы по первым звукам названий школьных принадлежностей можно было составить слово ПАУК (пенал, альбом, учебник, карандаш). (Слайд №15)
Красная дорожка. Назови фрукты так, чтобы по первым звукам названий фруктов можно было составить слово САБЛЯ (слива, апельсин, банан, лимон, яблоко). (Слайд №16)
Зеленая дорожка. Какую одну и туже букву нужно вставить в конце слов, чтобы получились новые слова, назови эти слова: (Слайд №17)
Желтая дорожка. Какие буквы нужно вставить в середину слов, чтобы получились новые слова, назови эти слова: (Слайд №18)
КОТ (КРОТ) СОН (СЛОН) СУК (СТУК)
Красная дорожка. Какие буквы нужно убрать из середины слов, чтобы получились новые слова, назови эти слова: (Слайд №19)
КРОШКА (КОШКА) КРАТЕР (КАТЕР) ОБВАЛ (ОВАЛ)
Зеленая дорожка. Составь слово из букв разрезной азбуки: (выставляются буквы на магнитах)
Желтая дорожка. Отгадай ребус. ( РАНА) (Слайд №20)
Зелёная дорожка. Прочитай слово по точкам: (Слайд №21)
Объявление победителя второго агона.
Отбор участников третьего агона
Ведущий. Отгадайте загадки, назови ударную гласную букву.
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краску.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка)
5. Всегда во рту, а не проглотить. (Язык)
(боль, моль, роль, соль)
Зелёная дорожка. Какое слово неправильно разделено на слоги: (Слайд №25)
Жёлтая дорожка. Найди слово, при перестановке слогов которого можно составить новое слово: (Слайд №26)
Зелёная дорожка. Составь слова из данных слогов: (Слайд №27)
(усы, носы, носики, кино, косы, усики, осы)
Объявление победителя третьего агона.
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
В гостях у «фонетических» загадок
Наталья Путилова
В гостях у «фонетических» загадок
Будет Наша Встреча!
– Ведь они СОГЛАСНЫЕ…даже также названы!
Всем напомним Мы сейчас:
Но преграда на пути:
Воздушной целенаправленной струи…
Сейчас Стишок подскажет Вам
Какой ЗВУК РЕЧИ Спрятан там….
Вы ДОЛЖНЫ УГАДАТЬ и ПРАВИЛЬНО его
1. Нам губы звук этот смыкает!
Звуку голос помогает.
ЕСЛИ ГОЛОС есть — мычанье,
ЕСЛИ нет — тогда. молчанье!
Угадай Букву по методике
в соответствии со словами текста)
Мчались к морю мы в машине
Мостик вдруг ломается.
Мостик сломанный совсем
Стал похож на букву «?».
Мост не будем мы чинить,
Чтобы «?» не позабыть.
2. Напряженно, языком
На десну, наверх нажмем….!
Звук мы звонко произносим.
Звуку помогает носик!
Его легко запомнить можно.
В начале слов услышишь ты!
Нож, нора, наряд, насос,
Носорог, награда, нос!
Её наборщик набирает
И нам сразу объясняет:
— Она легко запоминается.
Букву эту написать
Нам поможет детвора:
Чтобы лесенка была
3. Нам губы звук смыкает.
ГОЛОС в горлышке дрожит,
Голос по губам бежит!
Поиграй-ка наш дружок
На губах, как балалайка!
Он — бренчит, бубнит, бормочет,
Этот звук быть звонким хочет!
Буква словно —бегемот:
Бублики, блины, банан.
Стал живот, как барабан!
Стройной быть старается,
4. Этот звук пускает пар…
Полный чая самовар!
Каша на плите пыхтит…
Из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает,
Путь по рельсам пробегает.
Паром пышет пароход.
Плавно по реке плывет,
— мы губы сложим вместе.
— мы выдохнем порезче
Нету голоса у звука!
Нарисуй пенал, планшет,
Палку, помидор, пакет —
Просто пишется она:
—Две стены и потолок
Нам нарисовал мелок «…»!
5. Зубками губу прикусим,
Между ними голос пустим.
Воздух, ветер, воды, волны.
Словно звук виолончели,
Словно струны вдруг запели.
Так над свежею листвою
Веет ветерок весною.
Буква очень важная,
Грудь колесом, живот надут
— Как будто нет важнее тут.
К единице три приставим
Что за букву мы составим?
6. Этот звук произносим мы с вами,
Губку прикусив зубами.
Воздух выбежит из щели
Верно мы сказать сумеем.
Звучит негромко, глухо,
Нету голоса у звука:
Фабрика, фонарь, фасон,
Она на филина похожа,
И фонарь напомнит тоже.
— и встала — руки в боки!
— мы выдохнем невольно
— Чем ты, буква, недовольна?
Она фырчит: — Какая скука!
Я служу глухому звуку!
Буква «В», моя сестренка,
Звук обозначает звонкий!
— Фу! Не фыркай, не фырчи!
Нам слова свои прочти
Про красивое, смешное,
Фокусник, факир, фонтан,
Фрукт, фантазия, фазан,
Флейта, флаг, фагот, фанфара,
Факел, фант, фламинго, фара!
7. Этот звук мы словно «долбим»
Его звонко произносим:
Вверх, в десну язык ударит,
Голос звонкий звук украсит:
— Дождик, дом, дупло, дубленка
Доктор, дыня, дача, дно,
Вот ещё подсказка нам
Давненько это было – встарь,
В дудочку дудел дударь.
Подскажите дружно вслух
И какой же это звук?
Буква «…» на дом похожа,
Дачку «…» напомнит тоже.
Две доски углом сложили,
Снизу доску положили.
На коротких ножках дом.
Звуку там удобно в нём!
Дорога. Двор. Дворняжка у порога.
8. Языком, передним краем,
В верхнюю десну ударим.
И выдохнем сильнее,
Чтобы было всем слышнее:
Он не звонкий, он— глухой,
Он короткий и взрывной!
— Как в лесу топор стучит?
— Как— в поле трактор тарахтит,
и твердит его мотор?
— Вспоминай как топает танцор?
Чтобы букву знал Ты прочно,
Токарь выточит нам точно:
Два столбика: один стоит,
А второй на нем лежит.
Первый звук определяй:
Таблица, трактор, табуретка,
Тарелки, тапочки, таблетка
И букву сразу угадай….
9. Как гогочут ГУСИ убегая от бабуси?
Гром гремит, грачи галдят,
Галки громко гомонят?
Небо посильней толкай!
Произносить нам этот звук
Это звонкий звук друзья!
Звонко он звучит кругом:
Гомон, гогот, грохот, гром!
Га-га-га! — так гусь гогочет.
Букву нам представить хочет!
Шея — палочка прямая,
К ней приставлена другая,
Как гусиная головка.
Гусь представил очень ловко
10. Спинкой языка попробуй
Стукнуть сильно, быстро в небо.
Глубже, ниже опускай!
К — короткий, К — взрывной,
К — без голоса, глухой!
К — как камень,крепкий звук:
Кость, кремень, камин, каблук,
Контур, куст, капкан, кора,
Кнопка, каска, конура.
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
11. Спинку языка попробуй
Приподнять повыше к нёбу!
Кончик языка — пониже,
С Вами мы легко подышим …
Голосом его подчеркну!
Хвоя, хлопок, холод, хлев,
Хобот, хор, характер, хлеб.
Она такая — хохотушка
И хорошая хвастушка!
На своих ногах-ходулях!
На руках легко пройдусь!
Ох! Люблю я хохотать,
Хлопать, хмыкать, хлопотать,
Но хочу вам похвалиться:
Не люблю я хныкать, хлюпать,
Хмуриться, хандрить и хрюкать!
Хватит хмурых разговоров,
Хохотать давайте хором:
Ха-ха-ха! Хе-хе-хе! Хы-хы-хы!
12. Спинку языка повыше
Кончик языка — внизу.
Это звонкий звук всегда!
Произносится он мягко,
если ушки «навострить»!
Нужно быть внимательным
В конце слов звучит:
Соловей, муравей, веселей!
В середине произносим:
Зайка, лайка, Чайка, змейка
Этот звук назвать Мы просим?
В пузырек налили йод.
Написали так: Й О Д.
Пробка выскочила вдруг,
Слышен звонкий,краткий звук:
— Й од — давно пора бы знать
— Слово с кратким «….» писать!
Буклет «Влияние загадок на речевое развитие дошкольников» Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные.
Картотека загадок. Картотека загадок по лексическим темам: овощи, фрукты, осень, деревья, ягоды, одежда, обувь, посуда, продукты питания, дикие и домашние.
Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в старшей логопедической группе. «Звук И» Конспект НОД по формированию фонетических средств языка в старшей логопедической группе. Составила С. Ю. Яшкина, учитель-логопед Тема: Звук.
Конспект НОД «Составление загадок» Конспект НОД по теме: «Составление загадок». Задачи: 1. Развивать умение выделять признаки объекта, понимать сравнение, произнесенное педагогом.
Литературная гостиная «Вечер загадок» (подготовительная группа) НОД по развитию речи. Литературная гостиная «Вечер загадок». Придумывание загадок. Занятие для детей подготовительной группы. Цель: познакомить.
Обучение дошкольников составлению загадок. Одной из проблем дошкольного воспитания является обучение детей выразительной речи. Под выразительностью понимается эмоциональная окрашенность.
Викторина «Гласные звуки» для детей подготовительной группы
Викторина «Гласные звуки»
Отгадай загадки, напиши ответы.
1. Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Цветом они красные,
Это звуки___
2. Я нашёл сучок в лесу, Он похож на букву …
3. В этой букве нет углов
И она бы укатилась,
Если масса разных слов
Без нее бы обходилась!
4. Если сделаю я губки
Очень тоненькою трубкой,
Звук потом произведу,
То услышишь ты звук…
5. Что за гласная такая,
Не простая, а двойная,
И поклясться я готов —
Нет ее в начале слов!
6. Врач умеет очень просто
Наше горло проверять —
Он всегда при этом просит
Этот звук нас называть.
7. В названии какого овоща есть звук «У»: томат, кабачок, огурец, баклажан.
8. Вставь гласный. В каком слове есть звук «И».
9. Сколько гласных звуков в слове. Напиши цифру рядом со словом.
10. В каком слове звук «О»в середине слова: ОКНА, СТОЛ, КИНО.
11. Какое слово начинается и заканчивается гласным звуком?
12. Придумай слова, в которых есть только эти гласные звуки.
Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Гласные звуки [а], [о], [у], [и], [э], [ы]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнить произношение гласных звуков. • Продолжать развивать навыки звукового анализа и синтеза,.
Конспект НОД по развитию речи «Гласные звуки» в старшей группе Цель: закрепление звуков [О], [У], [Э], [А], [И], [Ы]. Задачи: 1. Формировать навыки звукового анализа; 2. Формировать понятия «звук», «гласный.
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.
Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.
Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.
Логопедическое занятие в старшей группе для детей с ФФН «Звуки речи. Гласные и согласные» по сказке «Заюшкина избушка» Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки речи. Гласные и согласные». Тема: «В гостях у зайчика и лисы» (на примере русской.