Загадка иносказание что это
Консультация для родителей, молодых воспитателей «Поговорим о загадках»
Консультация для родителей, молодых воспитателей «Поговорим о загадках»
Загадка – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать.
Загадки – задачи, загадки – вопросы – это тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность.
Загадки – иносказания, загадки – вопросы – тоже требуют сообразительности, нестандартного мышления, увидеть в обыкновенном – необыкновенное, а в обычном – необычное.
Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть – вопрос, вторая – ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок – вопросов и загадок – задач. Вопросительная форма завуалирована в загадках – иносказаниях и загадках – описаниях. Однако вопрос не обязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по настоящему только в устной форме, вопрос можно передать и интонацией. О вопросительной сущности первой части загадок – иносказаний и загадок – описаний говорит необходимость ответить лишь на первую их часть. Ответ же предполагает наличие вопроса.
Загадки – иносказания и загадки – описания отличаются от загадок – вопросов и загадок – задач тем, что созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями, а загадки – вопросы, загадки – задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, но ума.
Развивая мышление, загадки стремятся через своё «поэтическое» окошко познакомить человека с окружающим его миром, привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые не видимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.
О чём загадки? Обо всё, что окружает человека, и о нём самом.
Закутана, запутана (капуста)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит (река)
Одного охотники убили.
Сколько осталось? (один – убитый)
Каких камней в море нет? (сухих)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Общее понятие «Загадки». Виды загадок
Гаяна Фарсаданян
Общее понятие «Загадки». Виды загадок
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?
Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.
Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.
Виды загадок с примерами
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).
Какое слово всегда звучит неверно?
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
Типичная математическая загадка «Поезда»:
Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.
Простая математическая задача на счет:
Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?
5. Сюжетные загадки.
Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:
Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.
6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
Простейшая логическая загадка:
Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.
7. Юмористические (“дурацкие”) загадки
обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!
8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!
9. Шарады, анаграммы, ребусы
Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.
«Понятие «Педагогика сотрудничества» В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления.
Картотека игр на понятие величины в подготовительной группе Подготовительная к школе группа «Новогодние елочки» Цель: закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.
Консультация «Понятие «нравственное воспитание» в современном образовании» Нравственное воспитание – это процесс приобщения детей к моральным ценностям общества. Подрастая, ребенок постепенно знакомится с принятыми.
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи 1.1 Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи Расстройство процессов становления произношения у детей с различными речевыми дефектами.
Фотоотчет «Общее родительское собрание» 28 марта 2019 года в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №8 «Белоснежка» проведено общее родительское.
Общее родительское собрание «Не играй с огнем» В МДОУ д/с №1 «Родничок» п. Горный состоялось общее родительское собрание на тему: «Не играй с огнем». Так как противопожарная безопасность-одна.
Понятие и типы связной речи дошкольников В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности,.
Литература. 6 класс
Конспект урока
Загадки как малый жанр фольклора
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Загадка – жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.
Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Переносный смысл – это употребление слов в таком значении, которое нельзя воспринимать буквально.
Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость.
1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64
2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320
3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288
4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996, стр. 254
2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400
3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238
4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016, стр. 239
5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Загадка – это малый фольклорный жанр.
Давайте вспомним, что такое фольклор?
В переводе с английского это слово обозначает народную мудрость.
В фольклоре, как виде литературного жанра, отражается всё устное народное творчество, что создавалось веками, из поколения в поколение.
Мы помним с вами, что есть жанры поучительные, хранящие народную мудрость: пословицы, поговорки, притчи, сказки.
А есть развлекательно-познавательные жанры: загадки, частушки, скороговорки.
Частушки – это развлекающие, часто шуточные песенки.
Скороговорки – это фразы, произнося которые нужно потрудиться, выговаривая буквы. Так мы тренируем наш речевой аппарат.
А что же полезного в загадках?
Загадка – это иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.
А чтобы разгадать, нужно хорошенько подумать, проанализировать, разобраться. Загадка – это отличная тренировка для мозга.
А какие же загадки бывают?
Загадки можно разделить на несколько видов: загадки-складки, загадки-шутки, загадки-сравнения, загадки-описания.
Загадки-складки – четверостишие, в котором пропущено слово, которое должно попасть в рифму.
И в клубок свернулась…
Правильно – кошка. Это слово прекрасно рифмуется в загадку.
Загадки-шутки – загадки с подвохом, заставляющие улыбнуться.
У бабушки жили: внук Петя, кот Васька, козёл Борька и кошка с котятами. Сколько внуков жили у бабушки?
Внук только один – мальчик Петя. Все остальные перечисленные персонажи – не люди, и не могут быть внуками бабушки.
Загадки-сравнения – используется иносказание, перенос смысла с одного понятия на другое через схожие признаки и через отрицание их.
Сидит девица в темнице, а коса на улице
Это – морковь. В темнице – в земле в грядке, а коса – это ботва корнеплода.
Загадки-описания описывают предмет, его признаки или действия, но сам предмет не называется.
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём.
Загадки-сравнения в основном построены на метафоре.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с другими на основании общего признака.
Скатерть бела – весь свет одела.
Как вы догадались – это снег.
Золотое решето чёрных домиков полно.
И это подсолнух. Не правда ли, очень образно?
Эпитеты – образные, яркие и красивые определения (прилагательные) при существительных.
В загадках часто встречаются «постоянные эпитеты» – то есть устойчивые словосочетания, встречающиеся в разных текстах и жанрах фольклора.
Самые частые постоянные эпитеты в загадках:
Например, красна девица, а сердце каменное.
Нередок в загадках такой приём, как аллитерация (повтор одних и тех же согласных в предложении) и звукоподражание (изображение в художественном тексте различных звуков природы, звуков, издаваемых животными, человеком):
Суну, посуну, делаю посуду;
Высуну – поколочу и всю вызолочу (ковка).
Гипербола (чрезмерное преувеличение размеров предметов) также используются в загадках:
Пастух рогатый (Небо, звезды и месяц).
Что касается сравнений, тут могут быть и прямое и отрицательное, то есть когда предмет сравнивается от обратного, через отрицание.
Бел как снег, в чести у всех (сахар).
Красна, да не девка,
Зелена, да не дубрава (морковь).
В одной загадке могут использоваться разные выразительные средства.
Загадки, по большому счету, это форма диалога, где один из собеседников загадывает, а другой отгадывает. При этом, все загадки на содержат вопроса, они описательные.
А про что у нас бывают загадки?
Да загадать можно все, что угодно.
Но чаще всего люди придумывали загадки про то, что видели вокруг себя: животные, предметы, явления природы, растения, времена года и многое другое.
Загадки придумывались не только в стародавние времена.
Загадки сочиняются и теперь. Их придумывали и известные детские писатели, такие как С. Маршак, С. Михалков, К. Чуковский. Зачем? Ровно с той же целью, чтобы маленькие читатели с помощью небольших заданий могли развивать мышление и воображение.
Теоретический материал для углублённого изучения
Загадки нужны для того, чтобы передать новым поколениям жизненный опыт предыдущих. С помощью загадок детям объясняют в игровой форме законы окружающего мира, развивают мышление и воображение.
Загадки создавались во все времена. Различные загадки существуют и в фольклоре других народов. Но каждая загадка отражает культуру именно своего народа. Поэтому можно говорить, что загадка, как часть фольклора – это отражение культуры, национального характера и географических особенностей региона, в котором она родилась.
Загадки – жанр свойственный не только русскому фольклору. Существует древнегреческий миф об Эдипе и Сфинксе.
В окрестностях города Фивы поселилось страшное чудовище с женской головой, змеиным хвостом и железной чешуёй. Долго наводило ужас оно на жителей города. И тем, кому нужно был пройти по дороге, где жил Сфинкс, он загадывал загадку: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх?»
Тех, кто не мог отгадать, Сфинкс убивал.
Но однажды перед Сфинксом оказался царь Эдип. Подумав некоторое время, Эдип дал ответ: «Это человек! Когда он маленький – ползает, когда взрослый – ходит, а когда становится стариком – опирается на тросточку».
Загадка была разгадана. А Сфинкс уничтожен, и город спасён.
Конспект урока на тему «Загадки»
Цель урока. Познакомить с происхождением и природой загадок; развивать умение отгадывать и сочинять загадки.
— На доске записаны два текста. Определите, к какому жанру они относятся.
Лежал, лежал,
Да и в речку побежал. (Снег)
Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не масло, с хвостиком, а не мышь. (Репа)
— Как вы определили, что это загадки?
II . Этап усвоения новых знаний. Работа с термином «загадка».
Сегодня мы с вами сами сочиним загадку. А для этого нужно вспомнить, что же такое загадка?
-Например, красное коромысло через реку повисло. В этой загадке 2 предмета, один спрятан за другой, который каким-то образом на него похож или имеет с ним общие свойства.
-А какой же предмет спрятан за коромыслом? (Радуга)
-В чем же схожи радуга и коромысло? (В форме и в цвете)
-Как вы думаете, почему коромысло, сравниваемое с радугой, именно красное?
(Слово «красное» не простое прилагательное, а эпитет. Сравните: красна девица в сказках, значит, «красное» от «красивое», радуга ведь красивая, она состоит из 7 разных цветов)
-В загадках люди приближают к себе явления природы, сравнивая их с повседневными конкретными вещами. Радуга напоминала людям коромысло, отсюда и родилась загадка.
Во многих сказках герою предлагается отгадать загадку, и от правильности ответа будет зависеть его жизнь или судьба.
В Древней Греции был город Фивы, как рассказывает легенда, жило там страшное чудовище Сфинкс, он загадывал загадку людям, а тех, кто не мог отгадать, съедал. Только одному герою удалось разгадать загадку Сфинкса. Попробуйте и вы отгадать эту загадку:
Что ходит утром на 4-х ногах, в полдень на 2-х ногах, а вечером на 3-х ногах?
Ответ: человек. ( Утро сравнивается с малышом, который еще не умеет ходить, полдень с человеком в расцвете жизненных сил, вечер – со стариком, опирающемся на трость.)
II I. Происхождение загадок
— Ребята, а вы знаете, как появились загадки?
Загадки являются одним из малых жанров фольклора. Они развивают нашу сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.
Происхождение загадок относится к глубокой древности. Учёные предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам и явлениям. Охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек стал употреблять «подставные” слова. С этими «подставными” словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: «Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта” («Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей”).
III. Как «сделана” загадка?
Загадки бывают четырёх основных типов:
«Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана». (Здесь иносказательно представлена капуста).
«Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит- не выбежит». (В этой загадке нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке).
«Без чего человеку жить нельзя?»
IV . Знакомство с литературными загадками
Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются.
Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас.
(С.Маршак)
Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной… [дорожке]
(К.Чуковский)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(К.Чуковский)
Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная.
(К.Чуковский)
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(К.Чуковский) (Крапива)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт — заплачет она и умрёт.
(К.Чуковский) (Сосулька)
V . Этап закрепления знаний. Сочинение загадки.
— Ребята, посмотрите в окно. Что мы видим в небе? (Солнце)
— А какими признаками оно обладает? (Круглое, желтое)
— Какого цвета оно бывает вечером, во время заката летом? (Красного)
— Каким мы видим его зимой или дождливой осенью? (Тусклое, белое, в дымке)
— Какую пользу оно приносит миру, всему живому? (Светит и греет)
— А в какое время суток солнце согревает нас своим теплом, дарит свет? (Утром, днем)
— Ребята, а с чем вы можете сравнить солнце? (Цыпленок, одуванчик, блестящая монетка и т. д.)
( В ходе беседы Учитель составляет схему солнца с лучами, на которых пишет ответы учащихся).
— Солнце обладает многими признаками, его можно сравнить со многими вещами и явлениями. Значит, его можно спрятать за предмет, имеющий хотя бы один общий с солнцем признак.
Итак, давайте каждый ряд придумает загадку про солнышко. На это дается 5 минут.
— Каждая группа читает свою загадку, затем учитель спрашивает, какая загадка получилась лучше, какая понравилась больше.
— Желтое светило в облаке застыло.
— Ярко-желтый одуванчик как-то бросил в небо мальчик.
И остался одуван греть, светить на радость нам.
— Желтое, светящее, тепло приносящее.
— Днем горит, ночью спит, утром будит, но молчит.
VI . Подведение итогов урока. Задание на дом.
— Молодцы, ребята! У вас получились разные загадки. А теперь давайте подведем итог. Назовите основные признаки загадки? (Маленький объем, один предмет прячется за другой, «ищем общие признаки: форма, функции, цвет).
Дома прочитать статью в учебнике с. 18-21, ответить на вопрос 1 (стр. 21), придумать и записать в тетради свою загадку.
Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлиса Ярунина
Похожие презентации
Презентация на тему: » ТИПЫ ЗАГАДОК : загадки-иносказания, загадки-вопросы, загадки-задачи. загадки-замещения: загадки-отрицания: загадки – сравнения: загадки – иносказания:» — Транскрипт:
5 ТИПЫ ЗАГАДОК : загадки-иносказания, загадки-вопросы, загадки-задачи. загадки-замещения: загадки-отрицания: загадки – сравнения: загадки – иносказания: загадки-описания,
6 Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.
8 В болоте плачет, а из болота нейдет
10 Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи собирает, В полях ночует, коноплю ворует.
11 Армяк вид верхней одежды крестьян из толстой ткани
13 Висит сито, не руками свито.
15 Кто над нами вверх ногами?
17 Не по рыбам, а сети расставляет.
21 Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.
23 Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает
25 Алый сапог в земле горит.
27 Сто одежек и все без застежек.
29 Ни окон, ни дверей – полна горница людей.
31 Телятки гладки привязаны к грядке
33 Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь
35 Жёлтая курица под тыном дуется.
37 Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный.
39 Золотое решето черных домиков полно.
41 Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.
44 1П1П 2В2В 3В3ВЕТЕР 4Р4Р Ч Д 5О5О 6В6ВОЛК 7Р7РЕКА 8С8С С А А Н 9С9С 10 КОМАР 11 Ж 12 БАРАН С 13 ЛУК Х 14 КНИ 15 ГА К 16 К 17 ОЧАН А Р 18 З 19 Т В Р 20 П ИЛА 21 ОРЕХ Б М П С 22 ГОРОХ К Р