Загадка иносказание что это

Консультация для родителей, молодых воспитателей «Поговорим о загадках»

Консультация для родителей, молодых воспитателей «Поговорим о загадках»

Загадка – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать.

Загадки – задачи, загадки – вопросы – это тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность.

Загадки – иносказания, загадки – вопросы – тоже требуют сообразительности, нестандартного мышления, увидеть в обыкновенном – необыкновенное, а в обычном – необычное.

Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть – вопрос, вторая – ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок – вопросов и загадок – задач. Вопросительная форма завуалирована в загадках – иносказаниях и загадках – описаниях. Однако вопрос не обязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по настоящему только в устной форме, вопрос можно передать и интонацией. О вопросительной сущности первой части загадок – иносказаний и загадок – описаний говорит необходимость ответить лишь на первую их часть. Ответ же предполагает наличие вопроса.

Загадки – иносказания и загадки – описания отличаются от загадок – вопросов и загадок – задач тем, что созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями, а загадки – вопросы, загадки – задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, но ума.

Развивая мышление, загадки стремятся через своё «поэтическое» окошко познакомить человека с окружающим его миром, привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые не видимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.

О чём загадки? Обо всё, что окружает человека, и о нём самом.

Закутана, запутана (капуста)

Течёт, течёт – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит (река)

Одного охотники убили.

Сколько осталось? (один – убитый)

Каких камней в море нет? (сухих)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Общее понятие «Загадки». Виды загадок

Загадка иносказание что это. Смотреть фото Загадка иносказание что это. Смотреть картинку Загадка иносказание что это. Картинка про Загадка иносказание что это. Фото Загадка иносказание что это Гаяна Фарсаданян
Общее понятие «Загадки». Виды загадок

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.

Виды загадок с примерами

1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.

Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.

Пример детской загадки-обманки:

Кто грызёт на ветке шишку?

3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.

У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?

Ответ: (Да, если трактористы – женщины).

Какое слово всегда звучит неверно?

4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:

Типичная математическая загадка «Поезда»:

Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?

Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.

Простая математическая задача на счет:

Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?

5. Сюжетные загадки.

Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.

Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:

Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.

6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.

Простейшая логическая загадка:

Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?

Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).

Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.

7. Юмористические (“дурацкие”) загадки

обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.

Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?

Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!

8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.

Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!

9. Шарады, анаграммы, ребусы

Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.

«Понятие «Педагогика сотрудничества» В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления.

Картотека игр на понятие величины в подготовительной группе Подготовительная к школе группа «Новогодние елочки» Цель: закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.

Консультация «Понятие «нравственное воспитание» в современном образовании» Нравственное воспитание – это процесс приобщения детей к моральным ценностям общества. Подрастая, ребенок постепенно знакомится с принятыми.

Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи 1.1 Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи Расстройство процессов становления произношения у детей с различными речевыми дефектами.

Загадка иносказание что это. Смотреть фото Загадка иносказание что это. Смотреть картинку Загадка иносказание что это. Картинка про Загадка иносказание что это. Фото Загадка иносказание что этоФотоотчет «Общее родительское собрание» 28 марта 2019 года в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №8 «Белоснежка» проведено общее родительское.

Загадка иносказание что это. Смотреть фото Загадка иносказание что это. Смотреть картинку Загадка иносказание что это. Картинка про Загадка иносказание что это. Фото Загадка иносказание что этоОбщее родительское собрание «Не играй с огнем» В МДОУ д/с №1 «Родничок» п. Горный состоялось общее родительское собрание на тему: «Не играй с огнем». Так как противопожарная безопасность-одна.

Понятие и типы связной речи дошкольников В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности,.

Источник

Литература. 6 класс

Конспект урока

Загадки как малый жанр фольклора

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Загадка – жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.

Переносный смысл – это употребление слов в таком значении, которое нельзя воспринимать буквально.

Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость.

1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64

2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320

3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288

4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255

1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996, стр. 254

2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400

3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238

4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016, стр. 239

5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Загадка – это малый фольклорный жанр.

Давайте вспомним, что такое фольклор?

В переводе с английского это слово обозначает народную мудрость.

В фольклоре, как виде литературного жанра, отражается всё устное народное творчество, что создавалось веками, из поколения в поколение.

Мы помним с вами, что есть жанры поучительные, хранящие народную мудрость: пословицы, поговорки, притчи, сказки.

А есть развлекательно-познавательные жанры: загадки, частушки, скороговорки.

Частушки – это развлекающие, часто шуточные песенки.

Скороговорки – это фразы, произнося которые нужно потрудиться, выговаривая буквы. Так мы тренируем наш речевой аппарат.

А что же полезного в загадках?

Загадка – это иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.

А чтобы разгадать, нужно хорошенько подумать, проанализировать, разобраться. Загадка – это отличная тренировка для мозга.

А какие же загадки бывают?

Загадки можно разделить на несколько видов: загадки-складки, загадки-шутки, загадки-сравнения, загадки-описания.

Загадки-складки – четверостишие, в котором пропущено слово, которое должно попасть в рифму.

И в клубок свернулась…

Правильно – кошка. Это слово прекрасно рифмуется в загадку.

Загадки-шутки – загадки с подвохом, заставляющие улыбнуться.

У бабушки жили: внук Петя, кот Васька, козёл Борька и кошка с котятами. Сколько внуков жили у бабушки?

Внук только один – мальчик Петя. Все остальные перечисленные персонажи – не люди, и не могут быть внуками бабушки.

Загадки-сравнения – используется иносказание, перенос смысла с одного понятия на другое через схожие признаки и через отрицание их.

Сидит девица в темнице, а коса на улице

Это – морковь. В темнице – в земле в грядке, а коса – это ботва корнеплода.

Загадки-описания описывают предмет, его признаки или действия, но сам предмет не называется.

Меня слепым зовут всегда,

Но это вовсе не беда.

Я под землёй построил дом,

Все кладовые полны в нём.

Загадки-сравнения в основном построены на метафоре.

Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с другими на основании общего признака.

Скатерть бела – весь свет одела.

Как вы догадались – это снег.

Золотое решето чёрных домиков полно.

И это подсолнух. Не правда ли, очень образно?

Эпитеты – образные, яркие и красивые определения (прилагательные) при существительных.

В загадках часто встречаются «постоянные эпитеты» – то есть устойчивые словосочетания, встречающиеся в разных текстах и жанрах фольклора.

Самые частые постоянные эпитеты в загадках:

Например, красна девица, а сердце каменное.

Нередок в загадках такой приём, как аллитерация (повтор одних и тех же согласных в предложении) и звукоподражание (изображение в художественном тексте различных звуков природы, звуков, издаваемых животными, человеком):

Суну, посуну, делаю посуду;

Высуну – поколочу и всю вызолочу (ковка).

Гипербола (чрезмерное преувеличение размеров предметов) также используются в загадках:

Пастух рогатый (Небо, звезды и месяц).

Что касается сравнений, тут могут быть и прямое и отрицательное, то есть когда предмет сравнивается от обратного, через отрицание.

Бел как снег, в чести у всех (сахар).

Красна, да не девка,

Зелена, да не дубрава (морковь).

В одной загадке могут использоваться разные выразительные средства.

Загадки, по большому счету, это форма диалога, где один из собеседников загадывает, а другой отгадывает. При этом, все загадки на содержат вопроса, они описательные.

А про что у нас бывают загадки?

Да загадать можно все, что угодно.

Но чаще всего люди придумывали загадки про то, что видели вокруг себя: животные, предметы, явления природы, растения, времена года и многое другое.

Загадки придумывались не только в стародавние времена.

Загадки сочиняются и теперь. Их придумывали и известные детские писатели, такие как С. Маршак, С. Михалков, К. Чуковский. Зачем? Ровно с той же целью, чтобы маленькие читатели с помощью небольших заданий могли развивать мышление и воображение.

Теоретический материал для углублённого изучения

Загадки нужны для того, чтобы передать новым поколениям жизненный опыт предыдущих. С помощью загадок детям объясняют в игровой форме законы окружающего мира, развивают мышление и воображение.

Загадки создавались во все времена. Различные загадки существуют и в фольклоре других народов. Но каждая загадка отражает культуру именно своего народа. Поэтому можно говорить, что загадка, как часть фольклора – это отражение культуры, национального характера и географических особенностей региона, в котором она родилась.

Загадки – жанр свойственный не только русскому фольклору. Существует древнегреческий миф об Эдипе и Сфинксе.

В окрестностях города Фивы поселилось страшное чудовище с женской головой, змеиным хвостом и железной чешуёй. Долго наводило ужас оно на жителей города. И тем, кому нужно был пройти по дороге, где жил Сфинкс, он загадывал загадку: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх?»

Тех, кто не мог отгадать, Сфинкс убивал.

Но однажды перед Сфинксом оказался царь Эдип. Подумав некоторое время, Эдип дал ответ: «Это человек! Когда он маленький – ползает, когда взрослый – ходит, а когда становится стариком – опирается на тросточку».

Загадка была разгадана. А Сфинкс уничтожен, и город спасён.

Источник

Конспект урока на тему «Загадки»

Цель урока. Познакомить с происхождением и природой загадок; развивать умение отгадывать и сочинять загадки.

— На доске записаны два текста. Определите, к какому жанру они относятся.

Лежал, лежал,
Да и в речку побежал. (Снег)

Круглая, а не месяц,
Жёлтая, а не масло, с хвостиком, а не мышь. (Репа)

— Как вы определили, что это загадки?

II . Этап усвоения новых знаний. Работа с термином «загадка».

Сегодня мы с вами сами сочиним загадку. А для этого нужно вспомнить, что же такое загадка?

-Например, красное коромысло через реку повисло. В этой загадке 2 предмета, один спрятан за другой, который каким-то образом на него похож или имеет с ним общие свойства.

-А какой же предмет спрятан за коромыслом? (Радуга)

-В чем же схожи радуга и коромысло? (В форме и в цвете)

-Как вы думаете, почему коромысло, сравниваемое с радугой, именно красное?

(Слово «красное» не простое прилагательное, а эпитет. Сравните: красна девица в сказках, значит, «красное» от «красивое», радуга ведь красивая, она состоит из 7 разных цветов)

-В загадках люди приближают к себе явления природы, сравнивая их с повседневными конкретными вещами. Радуга напоминала людям коромысло, отсюда и родилась загадка.

Во многих сказках герою предлагается отгадать загадку, и от правильности ответа будет зависеть его жизнь или судьба.

В Древней Греции был город Фивы, как рассказывает легенда, жило там страшное чудовище Сфинкс, он загадывал загадку людям, а тех, кто не мог отгадать, съедал. Только одному герою удалось разгадать загадку Сфинкса. Попробуйте и вы отгадать эту загадку:

Что ходит утром на 4-х ногах, в полдень на 2-х ногах, а вечером на 3-х ногах?

Ответ: человек. ( Утро сравнивается с малышом, который еще не умеет ходить, полдень с человеком в расцвете жизненных сил, вечер – со стариком, опирающемся на трость.)

II I. Происхождение загадок

— Ребята, а вы знаете, как появились загадки?

Загадки являются одним из малых жанров фольклора. Они развивают нашу сообразительность. Раньше их сочиняли взрослые люди, и они несли ответственность за них, так как зачастую от загадок зависела жизнь человека.

Происхождение загадок относится к глубокой древности. Учёные предполагают, что их происхождение связано с условной, тайной речью, к которой человек прибегал, не желая давать настоящие названия животным, предметам и явлениям. Охотник, боясь неудачи, окружал своё занятие тайной. Не говорил, куда он идёт. Человек стал употреблять «подставные” слова. С этими «подставными” словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путём указания на какие-либо признаки, например: «Пошёл по тух-туху. Взял с собой тав-тавту, нашёл я храп-тахту; кабы не тав-тавта, съела бы меня храп-тахта” («Пошёл я за лошадью, взял с собой собаку и встретился с медведицей”).

III. Как «сделана” загадка?

Загадки бывают четырёх основных типов:

«Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана». (Здесь иносказательно представлена капуста).

«Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит- не выбежит». (В этой загадке нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке).

«Без чего человеку жить нельзя?»

IV . Знакомство с литературными загадками

Многие детские поэты сочиняют загадки, следуя народным образцам. Авторские загадки легче отгадываются.

Мы ходим ночью, ходим днём,
Но никуда мы не уйдём.
Мы бьём исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас.
(С.Маршак)

Жил на свете человек,
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной… [дорожке]
(К.Чуковский)

Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо, —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
(К.Чуковский)

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная.
(К.Чуковский)

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(К.Чуковский) (Крапива)

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт — заплачет она и умрёт.
(К.Чуковский) (Сосулька)

V . Этап закрепления знаний. Сочинение загадки.

— Ребята, посмотрите в окно. Что мы видим в небе? (Солнце)

— А какими признаками оно обладает? (Круглое, желтое)

— Какого цвета оно бывает вечером, во время заката летом? (Красного)

— Каким мы видим его зимой или дождливой осенью? (Тусклое, белое, в дымке)

— Какую пользу оно приносит миру, всему живому? (Светит и греет)

— А в какое время суток солнце согревает нас своим теплом, дарит свет? (Утром, днем)

— Ребята, а с чем вы можете сравнить солнце? (Цыпленок, одуванчик, блестящая монетка и т. д.)

( В ходе беседы Учитель составляет схему солнца с лучами, на которых пишет ответы учащихся).

— Солнце обладает многими признаками, его можно сравнить со многими вещами и явлениями. Значит, его можно спрятать за предмет, имеющий хотя бы один общий с солнцем признак.

Итак, давайте каждый ряд придумает загадку про солнышко. На это дается 5 минут.

— Каждая группа читает свою загадку, затем учитель спрашивает, какая загадка получилась лучше, какая понравилась больше.

— Желтое светило в облаке застыло.

— Ярко-желтый одуванчик как-то бросил в небо мальчик.

И остался одуван греть, светить на радость нам.

— Желтое, светящее, тепло приносящее.

— Днем горит, ночью спит, утром будит, но молчит.

VI . Подведение итогов урока. Задание на дом.

— Молодцы, ребята! У вас получились разные загадки. А теперь давайте подведем итог. Назовите основные признаки загадки? (Маленький объем, один предмет прячется за другой, «ищем общие признаки: форма, функции, цвет).

Дома прочитать статью в учебнике с. 18-21, ответить на вопрос 1 (стр. 21), придумать и записать в тетради свою загадку.

Источник

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемАлиса Ярунина

Похожие презентации

Презентация на тему: » ТИПЫ ЗАГАДОК : загадки-иносказания, загадки-вопросы, загадки-задачи. загадки-замещения: загадки-отрицания: загадки – сравнения: загадки – иносказания:» — Транскрипт:

5 ТИПЫ ЗАГАДОК : загадки-иносказания, загадки-вопросы, загадки-задачи. загадки-замещения: загадки-отрицания: загадки – сравнения: загадки – иносказания: загадки-описания,

6 Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.

8 В болоте плачет, а из болота нейдет

10 Маленький мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, крохи собирает, В полях ночует, коноплю ворует.

11 Армяк вид верхней одежды крестьян из толстой ткани

13 Висит сито, не руками свито.

15 Кто над нами вверх ногами?

17 Не по рыбам, а сети расставляет.

21 Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

23 Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает

25 Алый сапог в земле горит.

27 Сто одежек и все без застежек.

29 Ни окон, ни дверей – полна горница людей.

31 Телятки гладки привязаны к грядке

33 Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь

35 Жёлтая курица под тыном дуется.

37 Сам алый сахарный, кафтан зеленый бархатный.

39 Золотое решето черных домиков полно.

41 Красная девица сидит в темнице, а коса на улице.

44 1П1П 2В2В 3В3ВЕТЕР 4Р4Р Ч Д 5О5О 6В6ВОЛК 7Р7РЕКА 8С8С С А А Н 9С9С 10 КОМАР 11 Ж 12 БАРАН С 13 ЛУК Х 14 КНИ 15 ГА К 16 К 17 ОЧАН А Р 18 З 19 Т В Р 20 П ИЛА 21 ОРЕХ Б М П С 22 ГОРОХ К Р

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *