Загадки эрудит что такое фольклор
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » Литературное чтение » Загадки, стр 4-6. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Загадки, стр 4-6. Л.А. Ефросинина Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы
Что такое Фольклор? Допишите предложение.
Фольклор — это устное народное творчество
2. Схема
Вспомните произведения фольклора. Заполните схему.
В схеме следует отразить восемь произведений, жанров фольклора. Это например Загадки, Скороговорки, Сказки, Пословицы, Былины, Песни, Потешки, Небылицы.
3. Соберите
Соберите загадку, нарисуйте или запишите отгадку.
Здесь зашифрована загадка “В золотой клубочек спрятался дубочек.” Отгадка: Желудь.
4. Соответствие
Отгадайте загадки. Укажите стрелкой тему. Запишите отгадку.
Ответ на первую загадку — книга. Это загадка о книге
Ответ на вторую загадку — стая журавлей. Это загадка о природе.
Ответ на третью загадку — ковшик. Это загадка о доме.
5. Поиск
Вспомните, какие бывают загадки. Заполните таблицу. Для выполнения задания пользуйтесь учебником и учебной хрестоматией.
6. Точное слово
Подчеркните слова, которые помогают найти отгадку.
Зелена, а не луг, Бела, а не снег, Кудрява, а не голова
Это береза. Отгадку помогают найти прилагательные Зелена, Бела, Кудрява.
7. Проба пера
Какая загадка вам нравится? Запишите ее.
Мне нравится загадка: Меня ждут не дождутся, а как увидят — разбегутся. Ответ: Дождь.
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
Загадки
Устное народное творчество
Ответы к стр. 4 — 6
Загадки
1. Эрудит
Что такое логическое фольклор? Допишите предложение.
Фольклор — это произведения устного народного творчества.
2. Схема
Вспомните произведения фольклора. Заполните схему.
3. Соберите
Соберите загадку. Нарисуйте или запишите отгадку.
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь.)
4. Соответствие
Отгадайте загадки, укажите ⇒ тему. Запишите отгадки.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. ⇒ О книге
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. ⇒ О природе
Утка в море,
Хвост на заборе. ⇒ О доме
5. Поиск
Вспомните, какие бывают загадки. Заполните таблицу. Для выполнения задания пользуйтесь учебником и учебной хрестоматией.
Вид загадки | Текст загадки |
1. Описание свойств, признаков | Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз) |
2. Загадки-противопоставления | Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух) |
3. Загадки-сравнения | Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал — там и пропал. (Сахар) |
4. Загадки-описания действий | Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок) |
5. Загадки-вопросы | Кто на себе дом носит? (Улитка) |
6. Точное слово
Подчеркните слова, которые помогают найти отгадку.
Игра-викторина «По страницам русского народного фольклора»
При входе в зал дети выбирают заранее подготовленные жетоны (цветок, солнышко). Таким образом дети делятся на 2 команды.
Мы пришли сюда, чтоб скуку разогнать,
Мы пришли повеселиться, поиграть,
Вместе с вами хором песенки попеть,
На забавы, на потехи посмотреть.
Здравствуйте, дорогие ребята! Мы продолжаем знакомство с русским народным творчеством или с русским фольклором. Давайте вспомним, что такое русский фольклор? (Сказки, загадки, пословицы, поговорки, игры, пестушки, дразнилки, считалки т.д.).
Сегодня мы с вами проведем игру-викторину «По страницам русского народного фольклора».
Конкурс 1 «Нет, без загадки не прожить».
-Что такое загадка? (Это задачка, которую нужно решить.Это поэтическое описание предмета, главных его черт.)
1. С утра на ногах,а куда идут, сами не знают.(башмачки)
2. Что без боли и печали приводит в слезы? (лук)
3. В жарком лете я стою, шапкой зиму достаю. (гора)
5. Все лето стояли, зимы ожидали, дождались поры, помчались с горы.(санки)
6. На дне, где тихо и темно, лежит усатое бревно.(сом)
7. Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)
8. Через нас проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (воздух)
9. На сучках висят шары, посинели от жары.(слива)
10. Без рук, без ног, а в гору лезет. (тесто)
11. Серое сукно тянется в окно. (сумерки)
12. Всегда во рту, а не проглотишь.(язык)
Кто из вас знает, что такое пословица? (Пословица-это жанр фольклора, краткое народное изречение, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.)
Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой и образной.
Сейчас мы узнаем, знаете ли вы пословицы.
Конкурс 2. «Усек с полуслова».
Продолжить следующие пословицы и поговорки.
Баба с возу: кобыле легче;
На Бога надейся: сам не плошай;
Каков поп: такой приход;
Один в поле:не воин;
Дома и стены:помогают;
Дом вести:не рукавом трясти;
По одёжке встречают:по уму провожают;
С миру по нитке: голому рубашка;
Не красна изба углами:красна пирогами;
Поздно встанешь:мало сделаешь;
Книгу читать: как на крыльях летать;
Мир освещается солнцем:а человек знанием.
Конкурс 3. «Знаешь ли ты пословицы?».
Подбери пословицу к тексту.
Игорь проиграл Борису партию в шахматы и, вместо того, чтобы признать себя побежденным, стал горячиться, доказывать, что он по ошибке сделал неправильный ход, что он мог бы легко выиграть. Какой пословицей ответил ему Борис? (После драки кулаками не машут).
В школе перегорел предохранитель и свет погас. Один ученик возился минут 10, ничего у него не вышло. Тогда подошел член кружка юных техников и через полминуты свет загорелся. Какая пословица подходит к этому случаю? (дело мастера боится)
Света села делать уроки, но увидела в окно подруг и попросила у своей мамы разрешения погулять. Какую пословицу напомнила мама Свете? (Кончил дело-гуляй смело. Делу время- потехе час.)
Долго не заходили к Алеше в больницу его новые приятели. Зато друг, с которым Алеша был знаком с самого детства, пришел навестить его в первый же день. Какую пословицу вспомнил Алеша? (Старый друг лучше новых двух).
Конкурс 4 «Бой скороговорок».
Конкурс 5 «Ох, уж эти сказки».
Сказки знают все. А знаете ли их вы, сейчас проверим. Назовите сказки, отрывки из которых вы услышите.
«Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?» (Теремок)
«Не садись на пенек, не ешь пирожок» (Маша и медведь)
«А лиса сидит и приговаривает :»Битый небитого везет»» (Волк и лиса)
«Мышка пробежала, хвостиком махнула:»
«Отворили козлята дверь, волк вбежал в избу и всех козлят съел:» (Волк и семеро козлят)
«Мужик, я тебя заломаю. Не ломай меня, медведушка:» (Мужик и медведь)
Конкурс 6 «Сочини сказку».
Мы продолжаем нашу игру. К нам пришли гости и я хотела бы попросить их встать в круг и сыграть песню из весеннего обряда.(Гости в русских народных костюмах)
Обратите внимание на костюмы наших певцов. В русской одежде преобладают два цвета красный и белый, как символы солнца и света. А когда наступал праздник, тут уже было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним. А как вы думаете, дети участвовали в праздниках и обрядах взрослых? Да, и подтверждением тому была исполненная сейчас песня. Это было детям весело и нетрудно. У детей сложился свой особенный вид народного творчества, под названием детский фольклор.
Как вы думаете, что входит в этот раздел?(считалки, дразнилки, загадки, игры, гляделки, жалелки и т. д.)
Какая команда вспомнит больше считалок.
Сейчас мы подведем итоги, а пока я хочу, чтобы вы ответили на вопросы:
— Узнали ли вы что- то новое?
Умники и умницы
Умные дети — счастливые родители
В.И. Даль. Старик-годовик
Устное народное творчество
Ответы к стр. 6 — 7
1. Таблица
Перечитайте сказку-загадку Владимира Ивановича Даля. Заполните таблицу.
Загадки | Отгадки |
1. Птицы | Месяцы |
2. Четыре крыла | Недели |
3. Семь перьев | Семь дней недели |
4. Одна половина пера белая, а другая — чёрная | День и ночь |
5. Старик-годовик | Год |
2. Точное слово
Перечитайте сказку-загадку. Выберите ту загадку, которая понравилась. Запишите и подчеркните слова, которые подсказывают отгадку.
Загадки
Устное народное творчество
Ответы к стр. 4 — 6
Загадки
1. Эрудит
Что такое логическое фольклор? Допишите предложение.
Фольклор — это произведения устного народного творчества.
2. Схема
Вспомните произведения фольклора. Заполните схему.
3. Соберите
Соберите загадку. Нарисуйте или запишите отгадку.
В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь.)
4. Соответствие
Отгадайте загадки, укажите ⇒ тему. Запишите отгадки.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. ⇒ О книге
Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин. ⇒ О природе
Утка в море,
Хвост на заборе. ⇒ О доме
5. Поиск
Вспомните, какие бывают загадки. Заполните таблицу. Для выполнения задания пользуйтесь учебником и учебной хрестоматией.
Вид загадки | Текст загадки |
1. Описание свойств, признаков | Сам алый, сахарный, кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз) |
2. Загадки-противопоставления | Не ездок, а со шпорами, не сторож, а всех будит. (Петух) |
3. Загадки-сравнения | Бел, как снег, в чести у всех, в рот попал — там и пропал. (Сахар) |
4. Загадки-описания действий | Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок) |
5. Загадки-вопросы | Кто на себе дом носит? (Улитка) |
6. Точное слово
Подчеркните слова, которые помогают найти отгадку.
Литература. 6 класс
Конспект урока
Загадки как малый жанр фольклора
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Загадка – жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.
Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Переносный смысл – это употребление слов в таком значении, которое нельзя воспринимать буквально.
Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость.
1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64
2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320
3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288
4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996, стр. 254
2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400
3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238
4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016, стр. 239
5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Загадка – это малый фольклорный жанр.
Давайте вспомним, что такое фольклор?
В переводе с английского это слово обозначает народную мудрость.
В фольклоре, как виде литературного жанра, отражается всё устное народное творчество, что создавалось веками, из поколения в поколение.
Мы помним с вами, что есть жанры поучительные, хранящие народную мудрость: пословицы, поговорки, притчи, сказки.
А есть развлекательно-познавательные жанры: загадки, частушки, скороговорки.
Частушки – это развлекающие, часто шуточные песенки.
Скороговорки – это фразы, произнося которые нужно потрудиться, выговаривая буквы. Так мы тренируем наш речевой аппарат.
А что же полезного в загадках?
Загадка – это иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.
А чтобы разгадать, нужно хорошенько подумать, проанализировать, разобраться. Загадка – это отличная тренировка для мозга.
А какие же загадки бывают?
Загадки можно разделить на несколько видов: загадки-складки, загадки-шутки, загадки-сравнения, загадки-описания.
Загадки-складки – четверостишие, в котором пропущено слово, которое должно попасть в рифму.
И в клубок свернулась…
Правильно – кошка. Это слово прекрасно рифмуется в загадку.
Загадки-шутки – загадки с подвохом, заставляющие улыбнуться.
У бабушки жили: внук Петя, кот Васька, козёл Борька и кошка с котятами. Сколько внуков жили у бабушки?
Внук только один – мальчик Петя. Все остальные перечисленные персонажи – не люди, и не могут быть внуками бабушки.
Загадки-сравнения – используется иносказание, перенос смысла с одного понятия на другое через схожие признаки и через отрицание их.
Сидит девица в темнице, а коса на улице
Это – морковь. В темнице – в земле в грядке, а коса – это ботва корнеплода.
Загадки-описания описывают предмет, его признаки или действия, но сам предмет не называется.
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём.
Загадки-сравнения в основном построены на метафоре.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с другими на основании общего признака.
Скатерть бела – весь свет одела.
Как вы догадались – это снег.
Золотое решето чёрных домиков полно.
И это подсолнух. Не правда ли, очень образно?
Эпитеты – образные, яркие и красивые определения (прилагательные) при существительных.
В загадках часто встречаются «постоянные эпитеты» – то есть устойчивые словосочетания, встречающиеся в разных текстах и жанрах фольклора.
Самые частые постоянные эпитеты в загадках:
Например, красна девица, а сердце каменное.
Нередок в загадках такой приём, как аллитерация (повтор одних и тех же согласных в предложении) и звукоподражание (изображение в художественном тексте различных звуков природы, звуков, издаваемых животными, человеком):
Суну, посуну, делаю посуду;
Высуну – поколочу и всю вызолочу (ковка).
Гипербола (чрезмерное преувеличение размеров предметов) также используются в загадках:
Пастух рогатый (Небо, звезды и месяц).
Что касается сравнений, тут могут быть и прямое и отрицательное, то есть когда предмет сравнивается от обратного, через отрицание.
Бел как снег, в чести у всех (сахар).
Красна, да не девка,
Зелена, да не дубрава (морковь).
В одной загадке могут использоваться разные выразительные средства.
Загадки, по большому счету, это форма диалога, где один из собеседников загадывает, а другой отгадывает. При этом, все загадки на содержат вопроса, они описательные.
А про что у нас бывают загадки?
Да загадать можно все, что угодно.
Но чаще всего люди придумывали загадки про то, что видели вокруг себя: животные, предметы, явления природы, растения, времена года и многое другое.
Загадки придумывались не только в стародавние времена.
Загадки сочиняются и теперь. Их придумывали и известные детские писатели, такие как С. Маршак, С. Михалков, К. Чуковский. Зачем? Ровно с той же целью, чтобы маленькие читатели с помощью небольших заданий могли развивать мышление и воображение.
Теоретический материал для углублённого изучения
Загадки нужны для того, чтобы передать новым поколениям жизненный опыт предыдущих. С помощью загадок детям объясняют в игровой форме законы окружающего мира, развивают мышление и воображение.
Загадки создавались во все времена. Различные загадки существуют и в фольклоре других народов. Но каждая загадка отражает культуру именно своего народа. Поэтому можно говорить, что загадка, как часть фольклора – это отражение культуры, национального характера и географических особенностей региона, в котором она родилась.
Загадки – жанр свойственный не только русскому фольклору. Существует древнегреческий миф об Эдипе и Сфинксе.
В окрестностях города Фивы поселилось страшное чудовище с женской головой, змеиным хвостом и железной чешуёй. Долго наводило ужас оно на жителей города. И тем, кому нужно был пройти по дороге, где жил Сфинкс, он загадывал загадку: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх?»
Тех, кто не мог отгадать, Сфинкс убивал.
Но однажды перед Сфинксом оказался царь Эдип. Подумав некоторое время, Эдип дал ответ: «Это человек! Когда он маленький – ползает, когда взрослый – ходит, а когда становится стариком – опирается на тросточку».
Загадка была разгадана. А Сфинкс уничтожен, и город спасён.