Загадки признаки что это
Общее понятие «Загадки». Виды загадок
Гаяна Фарсаданян
Общее понятие «Загадки». Виды загадок
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки.Важно подумать над вопросами : кто? какой? на что похож? что делает?
Загадка – жанр народного (позднее и авторского) творчества, суть которого – иносказательное и метафорическое описание какого-либо предмета или явления.
Загадка – это один из видов фольклорного жанра, который подразумевает поэтическое иносказательное воспроизведение явления или предмета.
Виды загадок с примерами
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
2. Загадки-обманки отличаются тем, что в них подразумевается одно решение, а на самом деле, за игрой слов или другим обманным приемом, кроется совсем другое.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
3. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У трех трактористов есть брат Сергей, а у Сергея братьев нет. Может ли такое быть?
Ответ: (Да, если трактористы – женщины).
Какое слово всегда звучит неверно?
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например, красивая русская загадка:
Типичная математическая загадка «Поезда»:
Два товарных поезда, оба длинной по 250 м, идут навстречу друг другу с одинаковой скоростью 45 км/ч. Сколько секунд пройдет после того, как встретились машинисты, до того как встретятся кондукторы последних вагонов?
Ответ: (В момент встречи машинистов расстояние между кондукторами будет 500 м. т. к. каждый поезд идет со скоростью 45+45=90 км/ч, или 25 м/с.искомое время равно 500:25=20 секунд.
Простая математическая задача на счет:
Из города вышел гонец, который идет каждый день по 12 верст. Вдогонку ему послали гонца, который разгоняется медленно, но верно. В первый день проходит версту, во второй – две, в третий – три, и т. д. Когда второй гонец нагонит первого?
5. Сюжетные загадки.
Существует особый разряд сюжетных загадок, в которых сюжет грает основную роль, являясь одновременно фоном и набором условий загадки.
Во-первых, это известная игра “данетки”, которая позволяет компании участников расследовать сложную и таинственную ситуацию, задавая ведущему вопросы, на которые можно отвечать только “да” или “нет”.Пример данетки:
Постепенно, выясняя ситуацию, игроки узнают, что гараж стоит в пустыне, и что человек приехал на рефрижераторе, привез с собой куб льда, поставил его под крюк, взобрался на него, и, когда куб растаял, естественным образом оказался повешенным.
6. Логические загадки решаются с помощью проверки истинности каждого суждения по отдельности и различных комбинаций суждений. Так же, их всегда можно решить с помощью логических уравнений.
Простейшая логическая загадка:
Два гроссмейстера сыграли пять партий в шахматы. Каждый из них выиграл и проиграл одинаковое число партий. Они не сыграли ни одной партии в ничью. Как такое могло случиться?
Ответ: (Такое возможно, если гроссмейстеры играли не друг с другом).
Эта логическая загадка одновременно является загадкой-обманкой.
7. Юмористические (“дурацкие”) загадки
обычно не отгадываются, а имеют характер анекдота, просто выраженного в форме загадки или вопроса.
Что это – зеленое, белое, квадратное и летает?
Ответ: Квадратный бело-зеленый арбуз!
8. Оптические иллюзии чаще всего не являются загадками. Обычно это просто картинки, демонстрирующие те или иные свойства обмана зрения.
Пример: Посчитайте, сколько черных и белых точек на этой картине!
9. Шарады, анаграммы, ребусы
Существует множество видов загадок, использующих филологические приемы. Обычно, суть их сводится к тому, чтобы вычленить из слов слоги или буквы, и с помощью правильно вычлененных слогов или букв составить новые слова. Основные виды таких загадок: шарада, анаграмма, ребус.
«Понятие «Педагогика сотрудничества» В условиях современных тенденций к гуманизации и широкой демократизации образования, становления в связи с этим нового педагогического мышления.
Картотека игр на понятие величины в подготовительной группе Подготовительная к школе группа «Новогодние елочки» Цель: закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров.
Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.
Консультация для родителей «Как гармонизировать общее эмоциональное состояние ребенка» Эмоциональное ощущение мира ребенком мы часто можем видеть в детских работах (рисунках, аппликации, лепке). Если ребенок спокоен и счастлив,.
Консультация «Понятие «нравственное воспитание» в современном образовании» Нравственное воспитание – это процесс приобщения детей к моральным ценностям общества. Подрастая, ребенок постепенно знакомится с принятыми.
Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи 1.1 Понятие о фонетико-фонематическом недоразвитии речи Расстройство процессов становления произношения у детей с различными речевыми дефектами.
Фотоотчет «Общее родительское собрание» 28 марта 2019 года в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №8 «Белоснежка» проведено общее родительское.
Общее родительское собрание «Не играй с огнем» В МДОУ д/с №1 «Родничок» п. Горный состоялось общее родительское собрание на тему: «Не играй с огнем». Так как противопожарная безопасность-одна.
Понятие и типы связной речи дошкольников В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности,.
Литература. 6 класс
Конспект урока
Загадки как малый жанр фольклора
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Загадка – жанр устного народного творчества: иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.
Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с каким-либо другим на основании их общего признака.
Переносный смысл – это употребление слов в таком значении, которое нельзя воспринимать буквально.
Фольклор – устное народное творчество, народная мудрость.
1. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 кл. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 64
2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. М.: Паритет, 2007, стр. 320
3. Полухина В. П., Коровина В. Я., Журавлёв В. П. и др. Литература. 6 кл.: Учеб. в 2 ч. – М.: Просвещение, 2018, стр. 288
4. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы: 6 кл. – М.: Просвещение, 2018, стр. 255
1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996, стр. 254
2. Беломестных О. Б., Корнеева М. С., Золотарёва И. В. Поурочное планирование по литературе. 6 класс. – М.: ВАКО, 2002, стр. 400
3. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н. В. Беляева. – М.: Вербум – М., 2004, стр. 238
4. Беляева Н. В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Н. В. Беляева. – М.: Просвещение, 2016, стр. 239
5. Демиденко Е. Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2007, стр. 79
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Загадка – это малый фольклорный жанр.
Давайте вспомним, что такое фольклор?
В переводе с английского это слово обозначает народную мудрость.
В фольклоре, как виде литературного жанра, отражается всё устное народное творчество, что создавалось веками, из поколения в поколение.
Мы помним с вами, что есть жанры поучительные, хранящие народную мудрость: пословицы, поговорки, притчи, сказки.
А есть развлекательно-познавательные жанры: загадки, частушки, скороговорки.
Частушки – это развлекающие, часто шуточные песенки.
Скороговорки – это фразы, произнося которые нужно потрудиться, выговаривая буквы. Так мы тренируем наш речевой аппарат.
А что же полезного в загадках?
Загадка – это иносказательное описание предмета или явления, которое нужно разгадать.
А чтобы разгадать, нужно хорошенько подумать, проанализировать, разобраться. Загадка – это отличная тренировка для мозга.
А какие же загадки бывают?
Загадки можно разделить на несколько видов: загадки-складки, загадки-шутки, загадки-сравнения, загадки-описания.
Загадки-складки – четверостишие, в котором пропущено слово, которое должно попасть в рифму.
И в клубок свернулась…
Правильно – кошка. Это слово прекрасно рифмуется в загадку.
Загадки-шутки – загадки с подвохом, заставляющие улыбнуться.
У бабушки жили: внук Петя, кот Васька, козёл Борька и кошка с котятами. Сколько внуков жили у бабушки?
Внук только один – мальчик Петя. Все остальные перечисленные персонажи – не люди, и не могут быть внуками бабушки.
Загадки-сравнения – используется иносказание, перенос смысла с одного понятия на другое через схожие признаки и через отрицание их.
Сидит девица в темнице, а коса на улице
Это – морковь. В темнице – в земле в грядке, а коса – это ботва корнеплода.
Загадки-описания описывают предмет, его признаки или действия, но сам предмет не называется.
Меня слепым зовут всегда,
Но это вовсе не беда.
Я под землёй построил дом,
Все кладовые полны в нём.
Загадки-сравнения в основном построены на метафоре.
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета или явления с другими на основании общего признака.
Скатерть бела – весь свет одела.
Как вы догадались – это снег.
Золотое решето чёрных домиков полно.
И это подсолнух. Не правда ли, очень образно?
Эпитеты – образные, яркие и красивые определения (прилагательные) при существительных.
В загадках часто встречаются «постоянные эпитеты» – то есть устойчивые словосочетания, встречающиеся в разных текстах и жанрах фольклора.
Самые частые постоянные эпитеты в загадках:
Например, красна девица, а сердце каменное.
Нередок в загадках такой приём, как аллитерация (повтор одних и тех же согласных в предложении) и звукоподражание (изображение в художественном тексте различных звуков природы, звуков, издаваемых животными, человеком):
Суну, посуну, делаю посуду;
Высуну – поколочу и всю вызолочу (ковка).
Гипербола (чрезмерное преувеличение размеров предметов) также используются в загадках:
Пастух рогатый (Небо, звезды и месяц).
Что касается сравнений, тут могут быть и прямое и отрицательное, то есть когда предмет сравнивается от обратного, через отрицание.
Бел как снег, в чести у всех (сахар).
Красна, да не девка,
Зелена, да не дубрава (морковь).
В одной загадке могут использоваться разные выразительные средства.
Загадки, по большому счету, это форма диалога, где один из собеседников загадывает, а другой отгадывает. При этом, все загадки на содержат вопроса, они описательные.
А про что у нас бывают загадки?
Да загадать можно все, что угодно.
Но чаще всего люди придумывали загадки про то, что видели вокруг себя: животные, предметы, явления природы, растения, времена года и многое другое.
Загадки придумывались не только в стародавние времена.
Загадки сочиняются и теперь. Их придумывали и известные детские писатели, такие как С. Маршак, С. Михалков, К. Чуковский. Зачем? Ровно с той же целью, чтобы маленькие читатели с помощью небольших заданий могли развивать мышление и воображение.
Теоретический материал для углублённого изучения
Загадки нужны для того, чтобы передать новым поколениям жизненный опыт предыдущих. С помощью загадок детям объясняют в игровой форме законы окружающего мира, развивают мышление и воображение.
Загадки создавались во все времена. Различные загадки существуют и в фольклоре других народов. Но каждая загадка отражает культуру именно своего народа. Поэтому можно говорить, что загадка, как часть фольклора – это отражение культуры, национального характера и географических особенностей региона, в котором она родилась.
Загадки – жанр свойственный не только русскому фольклору. Существует древнегреческий миф об Эдипе и Сфинксе.
В окрестностях города Фивы поселилось страшное чудовище с женской головой, змеиным хвостом и железной чешуёй. Долго наводило ужас оно на жителей города. И тем, кому нужно был пройти по дороге, где жил Сфинкс, он загадывал загадку: «Кто утром ходит на четырёх ногах, днём на двух, а вечером – на трёх?»
Тех, кто не мог отгадать, Сфинкс убивал.
Но однажды перед Сфинксом оказался царь Эдип. Подумав некоторое время, Эдип дал ответ: «Это человек! Когда он маленький – ползает, когда взрослый – ходит, а когда становится стариком – опирается на тросточку».
Загадка была разгадана. А Сфинкс уничтожен, и город спасён.
Про загадки №1
Загадки возникли на Руси в глубокой древности. Их сложил народ. Как и сказки, они в течение многих веков передавались из уст в уста.
В загадках задуманный предмет изображается хитро и замысловато, чтобы отгадывающий поломал голову над ответом.
«Думать хорошо, а отгадать и того лучше»,- говорит пословица.
Большинство загадок построено на сопоставлении двух предметов: предмет, который загадывается, изображается с помощью другого, чем-то похожего.
Они названы в загадке «братцами», так как похожи друг на друга, как родные братья. Братья «пошли в воду купаться», потому что нельзя набрать воды в ведро, не окунув его в воду, не намочив.
В других загадках указываются лишь признаки или действия того предмета, который нужно отгадать:
Два конца, два кольца,
С хвостиком, а не мышь.
Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки,
А все на одном месте.
Иногда разгадать загадку помогают особо подобранные слова. Когда мы произносим такие слова вслух, слышатся звуки, напоминающие те, которые издает загаданный предмет. Вот, например, загадка о косе и косьбе:
Ходит щучка по заводи, Ищет щучка тепла гнезда, Где бы щучке трава густа. Загадки не только интересны, но и красивы. Часто они представляют собой короткие стихотворения, занимательные и остроумные:
На семьдесят дорог;
Никто его не подберет:
И в наше время создаются загадки.
Могучим работником выглядит в новой загадке трактор: «Идет силач добывать калач». Есть загадки о самолете, железной дороге, радио, телефоне и других изобретениях.
Много интересных и забавных загадок сочинили для детей и наши советские поэты. Вот какую загадку о пиле придумал С. Я. Маршак:
Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
А о чем написал свою загадку «Чудесная пещера» К. И. Чуковский, вы наверняка догадаетесь сами:
я с радостью этим зверям отдаю.
I. Дом а домашнее хозяйство.
сидят на одной палочке.
2. Маленький, горбатенький всё поле обскакал,
целый год пролежал.
3. Утка в море, хвост на заборе.
II Домашние животные.
5. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
6. Посередь двора стоит копна, спереди вилы, сзади метла.
7. Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу.
8. Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник, а первый на селе работник.
9. По земле ходит, неба не
ничего не болит, а всё
III. Трудовые процессы.
10. Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.
11. Летят гуськи, дубовые носки,
говорят: то-то-ты, то-то-ты.
12. Ела-ела дуб-дуб, поломала зуб-зуб.
IV. Явления природы
13. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогат.
14. Без рук, без ног, а ворота отворяет.
15. Красные коромысла через речку повисли.
16. Летит орлица по синему
V. Техника.
17. Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит.
19. Без языка живёт,
Загадка даёт в скрытом виде (иносказательно) ряд характерных признаков предмета, по которые надо его угадать.
Например:
Это замок. Отчего он сравнивается с собачкой? Он похож внешне: свернулся, как собачка. Кроме того, замок делает то же, что и собачка: стережёт дом.
Загадки строятся не только на основании зрительного сходства, но и на подражании звукам, издаваемые тем предметом, который требуется отгадать. Таковы, например, в разделе «Трудовые процессы» загадки о косьбе, о молотьбе, о пиле.
Загадки создаются народом с самых древних времён. Они отражают мудрость, одарённость, остроумие народа. Они знакомят нас со старым бытом трудового крестьянина, с предметами древнего крестьянского хозяйства.
Почему про петуха загадывается: «Всех я вовремя бужу, хоть часов не завожу»? А потому, что обычно в дореволюционное время в деревне петух заменял часы.
Народ создаёт много интересных загадок про нашу жизнь, про современную технику. Часто загадка смешит, но в то же время она учит наблюдательности, развивает сообразительность, смекалку.
Доклад на педагогическом совете «Методика отгадывания загадок»
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ЗАГАДКОЙ.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадка — своеобразное образное описание предмета, его характерных особенностей.
Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.
Основные признаки загадки:
1.По содержанию это замысловатое описание, которое надо расшифровать.
2. Описание оформляется в виде вопросительного предложения.
3. Описание даётся лаконично.
4. Загадке свойственен определённый ритм.
Таким образом, перед детьми ставится логическая задача и поэтому р азгадывание загадок:
развивает способность к анализу, обобщению;
формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения;
развивает память, внимание, воображение;
развивает активный словарь, обогащает словарный запас;
знакомит детей с образным строем речи;
формирует навыки использования речи – доказательства и речи – описания;
развивает творческое, нестандартное мышление;
развивает чувство юмора;
Неудивительно, что в настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры при организации словарной работы.
Работа с загадкой осуществляется по двум направлениям: отгадывание загадки и составление (придумывание) загадки.
Разумеется, сначала дети учатся отгадывать «готовые» — народные, авторские загадки .
Моё выступление об отгадывании загадок.
При отборе воспитателем загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.
Именно, в зависимости от вышеупомянутых критериев, детям предъявляются загадки различного вида.
ДЕТИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА с удовольствием отгадывают загадки, в которых указываются реальные признаки угадываемого предмета, его внешнего вида. Эти загадки называются описательные (прямые).
И нам велят. (Морковь)
Для этого же возраста подходят загадки с рифмующейся отгадкой:
На голове гребешок.
Кто же это? (Петушок)
Или загадки по типу «Доскажи словечко». Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они способствуют развитию интеллекта, будят фантазию и воображение, но, главное, помогают получить первые представления о рифме.
Сама я ледяная.
Моя юбка – кружевная.
Я кружусь как балеринка.
Угадали? Я …
В огороде пусто,
Если нет …
Тематика для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые ему интересны: об игрушках, домашних животных, предметах быта, продуктах питания. Загадки для малышей не должны быть длинными, а описания подробными: большое количество признаков только запутает ребенка.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
В этом же возрасте также популярны загадки с рифмующимися отгадками:
С неба падают зимою
И окружаться над землею
Легкие пушинки, белые … (снежинки).
Но, дети этого возраста уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть сравнения, метафоры, образы. Но жизненный опыт в этом возрасте пока еще не велик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы детям из их повседневной жизни или в связи с частыми повторениями на занятиях.
Скатерть бела, всю землю одела (зима).
Пушистая вата плывет куда-то,
Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
Вывод: лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для младшего и среднего возраста.
При отборе загадок для работы с детьми СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА необходимо учитывать достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний отображают содержание программы познавательно–речевого развития.
При солнце, при месяце
— предполагающие несколько отгадок, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Без ран болит. (Ветер, туча, солнце, сердце).
— включающие в себя метафоры
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).
— загадки, «расшифровка» которых строится на постепенном исключении неверных сопоставлений:
С крыльями, а не птица. (жук).
Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму — получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора. Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
С пальмы вниз, на пальму снова
Молода – похожа на серп,
Поживет – станет, как лепешка. (Месяц, луна).
Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления.
Итак, отгадывание загадки.
выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.
Учитывая, что загадка по своей сути есть логическая задача необходимо знать и ошибки, допускаемые детьми при их отгадывании :
— Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.
— Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
— Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.
Поэтому рекомендуется соблюдать в строгой последовательности порядок выполнения мыслительных операций :
установить, в общем виде, что нужно искать;
установить, где нужно искать;
выявить все оставшиеся признаки;
объединить установленные признаки;
сделать итоговый вывод.
Загадывая детям загадки, лучше придерживаться тематического плана, повторять загадки по несколько раз, чтобы дети их лучше запоминали и выделили признаки.
Если ребенок пропускал в своем доказательстве какой-либо признак или связь, можно задавать вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку:
Хвост пушистою дугой, Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый, По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле. Чтоб зимою жить в тепле.
Если ребенок доказывает, опираясь на один признак: «Это белка, потому что живет в дупле». Мы показываем несостоятельность доказательства: «Разве только белки живут в дупле? Ведь в дупле еще живут и птицы и пчелы». Тогда ребенок обращал внимание и на другие признаки (хвост пушистою дугой, острозубый, темноглазый), что делает ответ более доказательным.
Для отгадывания загадок с отрицательными сравнениями целесообразно научить дошкольников применять прием перегруппировки признаков. Ребенок должен уметь, выделять группу признаков, имеющихся у загаданного предмета или явления. Так, загадка: «Жидко, а не вода, бело, а не снег» после перегруппировки признаков будет иметь следующий вид: жидко, бело; не вода, не снег.
Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях рекомендуется не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.
Для развития у детей навыков описательной речи предлагается проводить анализ языка загадки. После того как дети отгадают загадку, спросить: «Нравится ли загадка? Что в ней особенно понравилось и запомнилось? Что в ней непонятно и трудно? Какие слова и выражения кажутся непонятными? И т.д.»
Подобные вопросы развивают у детей чуткость к языку, помогают замечать выразительные средства в загадках, развивают речь ребенка. Важно, чтобы дети не только запоминали образные выражения загадки, но и сами создавали словесный образ предметов, то есть пытались находить и свои варианты описаний.
Таким образом, анализ загадки помогает не только лучше понимать и быстрее отгадывать ее, но и приучает детей внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить их, употреблять в своей речи и самим создавать точный, яркий образ.
Где и когда использовать загадки?
Загадки используются как средство проверки и закрепления знаний в занимательной форме. Тогда их уместно применять во время детской деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности.
Используя загадку в ОД, её можно предложить детям в начале деятельности (занятия, наблюдения, беседы). В подобных видах работы загадка вызывает интерес и дает повод для более подробного разговора об интересующем объекте или явлении. Данные формы фольклора вносят определенную «живинку» в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно привлекавшихся вещах.
Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.
Всем известно, что при необходимости загадка всегда найдет свое продолжение в продуктивной деятельности детей.
Дети могут отгадывать загадки индивидуально или хором. Индивидуальное отгадывание предполагает обязательное поощрение детей. В этом случае важно, чтобы во время занятия похвалы удостоились все дети группы (причем не обязательно за отгадку). При отгадывании загадок можно использовать педагогический прием «Помоги»: дети помогают «незнающей, неумеющей» игрушке отгадать загадки. Ситуация успеха помогает ребенку чувствовать уверенность в себе, компетентным (снимает комплекс неполноценности, если он был раньше).
Как преподносить загадку?
Основная задача воспитателя во время загадывания загадок – обеспечить полноценное восприятие детьми загадки. Все должно быть направлено к этой цели: и выразительность передачи, и организация детей, и методические приемы загадывания загадки.
Воспитатель детского сада является посредником между загадкой и детьми, так как дети дошкольного возраста – только слушатели, а не читатели. От воспитателя зависит, как дети примут загадку.
1. Чем выразительнее читает воспитатель загадку, тем внимательнее слушают ее дети, тем лучше они воспримут и проанализируют ее содержание. Загадки могут быть прочитаны по книге, наизусть без книги, рассказаны. Выбор способа передачи зависит от вида загадок, от возраста слушателей и ситуации.
Например, занятие – знакомство с весенними растениями.
Он и мачеха и мать,
Как цветочек этот звать?
В белой шубке стоит дед,
Если дунешь – шапки нет!
Увиденная отгадка лучше запомнится ребенку во всех ее подробностях, если ребенок будет ее рассматривать в момент наибольшей заинтересованности, выискивая те, признаки, по которым он узнал предмет.
Подведем итог. Сформулируем основные требования к загадкам и их успешному применению
загадыванию загадок должно предшествовать ознакомление детей с предметами, их характерными признаками;
загадки должны быть доступны детям с точки зрения, как содержания, так и формы. Сначала дети отгадывают загадки, построенные на прямом описании характерных признаков («Длинное ухо, комочек пуха, прыгает ловко, грызёт морковку»), постепенно вводятся загадки, содержащие метафору, т.е. такие, в которых описание предмета даётся через сравнение с другими предметами («Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы проливает»);
обучение отгадыванию загадок должно осуществляться на наглядном материале и на основе соотнесения словесного образа с реальным предметом (рассматривание предметов);
отгадывание загадок должно сопровождаться рассуждениями и доказательствами, объяснениями образного описания;
загадывание и отгадывание загадок следует проводить в игровой форме.
А теперь загадка для вас, уважаемые коллеги.
Что нужно сделать, если вы сели в машину, а ноги до педалей не достают? (Пересесть на водительское кресло)
А что нужно сделать, если вы сели на водительское кресло, а ноги до педалей по-прежнему не достают? (Повернуться лицом к рулю)
Самый известный полупроводник? (Сусанин)
Есть представитель животного мира, который утром ходит на четырёх, в полдень на двух, вечером на трёх? Кто же это? Человек.
Утром (в детстве) на четырёх, днём (во взрослом состоянии) на двух, вечером (в старости, с костылём) на трёх ходит человек.
Желаю, чтобы у нас, как дольше был, полдень.
ВСЕМ УДАЧИ В РАБОТЕ С ЗАГАДКОЙ!
Использовался интернет источник http://nsportal.ru/
2. Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.
3. Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7