Загадки противопоставления что это
Загадки противопоставления 3 класс примеры с ответами
Если вы ищите загадки с противопоставления для 2-3 класса с примерами и ответами, то вы попали туда, куда нужно. На нашем сайте greednews.su, прямо на этой странице вы можете найти более 30 загадок такого рода для школы и для детей.
В наше время дети не совсем понимают школьную программу и им приходится объяснять всё либо в шуточной форме, либо в форме загадок. Второй способ наиболее эффективен, т.к он развивает логику и память у детей и вырабатывает быстроту восприятия слов, которые вы говорите. Загадки могут подойти для любого урока в начальных классах. Загадка представляет собой некое выражение, в котором изображается один предмет посредством других, которые имеют между собой какое-то сходство, посредством этих данных человеку необходимо назвать ответ на загадку. Однако, загадки обычно бывают с подвохом и их не так просто отгадать! Тут нужно потрудиться и включить свой мозг, чтобы решить. Также и с загадками противопоставления. Они относятся к устной форме народного творчества, малого фольклорного жанра. В основном они описывают какие-то признаки предмета. Например, яйцо. Из мертвого-живое, из живого-мёртвое, тут есть некое противопоставление и необходимо узнать, что это за предмет. Таких загадок очень много и они могут вполне сойти за какую-либо тему урока в школе. Лучше всего начните с простых загадок, а под конец урока загадайте такую, чтобы дети ломали голову и пытались отгадать, так будет наиболее продуктивнее и развлекательные.
Противопоставление
Противопоставление — это специальное средство речи, которое заключается в противопоставлении предметов, явлений, образов, состояний.
Загадки противопоставления что это
Новинки
Популярное
В отличие от головоломок со сравнениями, загадки противопоставления основаны на парадоксе. Имеется ввиду нечто неожиданное, что, казалось бы, идет вразрез со здравым смыслом и общепринятым мнением. Вот и получается, что когда вы даете быстрый ответ, он оказывается ложным, поэтому нужно читать внимательнее, подключать воображение и искать нестандартное решение. Приведем пример загадки с противопоставлением: Не грамотен, а весь век пишет. Первым приходит на ум какой-то человек, но стоит подумать еще, как начинаешь понимать, что речь о неодушевленном предмете, а в итоге осознаешь, что это карандаш. Предлагаем вам готовый сборник загадок-противопоставлений для 3 класса — пользуйтесь, чтобы разнообразить подачу материала!
Не дирижер, а во фраке, птица, а не летает.
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не голова.
Из живого — мертвое,
Из мертвого — живое.
Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно.
И по крыше тут да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной:
Иголок очень много,
А нитки — ни одной.
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это?
Не усат, а бородат,
И сердит на всех ребят,
Но не дедушка он всё же.
Угадайте, дети, кто же?
Летит, а не птица, воет, а не зверь.
Щиплет, а не рак.
Шипит, а не гадюка.
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает.
Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита.
Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится.
Живут сестра и брат:
Одну всякий видит,
Да не слышит,
Другого всякий слышит,
Да не видит.
Я хожу,
А он остаётся.
Не бык, а с рогами, не человек, а с бородой.
Что такое загадки противопоставления?
Автор: mr_zagadka · Опубликовано 20.10.2014 · Обновлено 11.12.2019
Загадки-противопоставления построены на парадоксе. Само слово «парадокс» означает неожиданное явление, которое противоречит здравому смыслу, расходится с общепринятым мнением. Ведь и действительно загадки построены необычно, а если вы находите на них быстрые отгадки, то, как правило, они являются ложными, ведь для каждой такой задачи надо искать нестандартные решения.
Разнообразные художественные средства мы используем для составления головоломок: сравнения, отрицания, противопоставления, гиперболы, эпитеты, но зачастую душой загадки бывает метафора. Благодаря ей можно провести скрытое сравнение, сопоставить весьма далекие предметы, явления, действия. Метафора загадок необычна, фантастична и парадоксальна. Она привлекает внимание, а иногда и вовсе взрывает устоявшееся представление об окружающем мире. Например, как в самой популярной детской головоломке воображение рисует образ живого существа без рук, да без ног, но которое умеет рисовать. А ведь речь идет в этой задачке про мороз.
Метафоры строятся таким образом, чтобы отгадывающий каждый раз попадал в ловушку. К примеру:
Этот зверь в зиму ест, все лето — спит,
Тело — тепло, да крови в нем нет,
Захочешь сесть — сядешь,
Но с места не свезет.
Первое, что сразу же приходит в голову, это «медведь», но, задумавшись, ведь все наоборот – это грозное животное спит зимой, а не летом. Далее можно подумать, что здесь речь идет о рыбе, у которой нет крови, но ведь рыба холодная. Отгадка же проста – это русская печка. Здесь очень качественно показан основной прием построения народных головоломок – метафорический принцип, через который можно раскрыть сущность мира.
Загадки-противопоставления всегда имеют оригинальную, неожиданную отгадку, которая иногда и вовсе вызывает улыбку и вопрос: «И как я сам не догадался».
Если вам известны механизмы построения загадки-противопоставления, то это помогает лучше понять их содержание, найти оптимальный путь решения, выбрать прием отгадывания, а также правильно объяснить и доказать правильность отгадки. Такие знания помогут и если школьник решил составлять интересные загадки про мультфильмы самостоятельно.
Очень сложные загадки с ответами уже давно прочно закрепились в школьной программе, педагоги и психологи уверены, что их изучение и разгадывание положительно сказывается на общем развитии ребенка, и особенно на умении быстро и логически мыслить, находить ответы на совершенно разные вопросы в нестандартных жизненных ситуациях.
Загадки на логику смешные и прикольные уже давно стали частью и развлекательных конкурсных программ на различных мероприятиях: от школьных утренников до взрослых корпоративных вечеринок.
Многие из противопоставлений известны нам с раннего детства, это один из первых видов головоломок с которыми знакомят малыша родители и воспитатели в детском саду. Например, такая:
Хоть не луна, а круглая
Хоть не дубрава, а зеленая
Хоть и не мышка, а хвостик есть
В этой детской задачке речь идет о репе.
Попробуйте придумать противопоставления и самостоятельно, опираясь на признаки каждого предмета и находя схожие с другими предметами или явлениями.
Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок
Ирина Ломова
Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок
«Развитие мыслительных процессов у дошкольников посредством использования загадок»
Работая с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, я столкнулась с тем, что они не умеют отгадывать загадки. Нередко на, казалось бы, простейшую загадку ответ не может дать ни один ребенок. Дети молчат, смущаются и не могут высказать даже какие-либо предположения.
Начав анализировать, почему так происходит, я пришла к выводу,что причин несколько: у детей небольшой объем знаний об окружающем мире, они не умеют делать умозаключения, не понимают образности выражений, плохо воспринимают на слух задание (в основном у детей развит визуальный тип восприятия, они не могут сконцентрировать свое внимание, детям редко загадывают загадки в семье и у них нет опыта их отгадывания.
Я решила заниматься гимнастикой для ума с ребятами ежедневно. Ведь для них это обучающая игра.
Определила, какие бывают загадки:
— С описанием свойств и признаков;
— Загадки-противопоставления;
— Загадки с описанием действий;
— Загадки-вопросы.
Так как загадки бывают разных видов,я решила идти по принципу от простого к сложному: скрупулезно подбирала задачи по возрасту, исходя из жизненного опыта детей, постепенно их усложняя. Начинать логично с того,что им близко и понятно: животные, игрушки, предметы, используемые в повседневной жизни, а уже затем касаться таких тем, как природные явления, буквы, цифры, части тела человека…
Также сперва я решила загадывать загадки, где в концевой рифме уже заложен ответ. Перед загадыванием накануне читала ребятам о том или ином объекте, предмете, явлении; проводила рассматривание иллюстраций, обсуждение, обследовательские действия с целью приобретения детьми определенных знаний. И только на следующий день загадывала загадки, чтобы дети могли активизировать свою память. Например, прежде чем загадать загадку про белку (лексическая тема «Дикие животные»):
— рассмотрела с детьми картину с изображение белок, которые
делают запасы на зиму;
— прочитала рассказ Г. Скребицкого «Белочка – хлопотунья»,
— перед изобразительной деятельностью предложила
обследовать игрушку Белка.
После такой подготовительной работы загадала загадку:
Все в дупле ее успехи —
В холод зимний, в летнем зное
Все мелькает в пышной хвое!
Что за рыженькая стрелка?
Ну, конечно, это… (Белка).
Помня о том, что у многих детей лучше развита зрительная память, всегда использовала демонстрационный материал.
По такой же схеме я стала подготавливать детей к разгадыванию других загадок, более сложных.Здесь необходима более серьезная подготовительная работа:
• Проведение игр на развитиелогического мышления: «Какой предмет лишний?», «Чего не хватает?», «Как назвать одним словом?», «Назови свойства предмета»…;
• Проведение игр–экспериментов, в которых дети опытным путем получают ответы на поставленные задачи;
• Расширение кругозора посредством чтения художественной литературы и обсуждения прочитанного; обучение пониманию смысла образных выражений, сравнений;
• Придумывание рифмы к словам;
• Обсуждение необычных ситуаций,решить которые можно различными способами: «Что делать, если на улице пошел дождик, а ты забыл взять зонт?», «Как помочь плачущему малышу?».
Хочу отметить, что дети с нетерпением стали ждать момента, когда я буду загадывать им загадки. У них появился азарт, желание первым дать правильный ответ.
В подготовительной группе, когда у детей жизненный опыт становится богаче, можно предложить воспитанникам загадки из разных областей без предварительной подготовки. Например,про зеркало: «Рта нет, а про всякого правду скажет». Очень интересно наблюдать, как дети сначала высказывают просто какие-то слова-предположения (человек, радио, компьютер). В сложных случаях я даю детям подсказку, но не явную,например: это предмет или это относится к живой природе… В данном случае подсказка не понадобилась, т. к. один ребенок сказал слово «глаза». Я ответила, что глаза играют большую роль для отгадки, они нам помогают что-то увидеть. Тут дети назвали и газету, и книгу, и вдруг… правильный ответ!
В дальнейшем мы с детьми стали сами придумывать загадки, зарисовывать их и предлагали родителям принять участие в их разгадывании. Здесь интересны такие виды загадок, где используется сравнение или противопоставление. Для этого ребятам необходимо вспомнить цвет, форму, размер, различные функции объекта или предмета, провести сравнительный анализ… Например, я предложила создать загадку про апельсин.Результатом совместного творчества детей получилась следующая задачка для родителей: «Круглый, как колобок; яркий, как солнце; сочный, как арбуз; ароматный, как лимон; кожица, как у лягушки. Что это?» А вот загадкас отрицанием про воздушный шарик: «Летит, а не ракета; упругий, а не мячик; легкий, а не перышко; цветной, а не радуга».
Новый подход к активизации мыслительных процессов у старших дошкольников Значение физкультминуток Помогают детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение,.
Развитие мыслительных процессов у детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности Цель: содействие интеллектуальному развитию детей при помощи современных образовательных технологий. Для её реализации я поставила перед.
Развитие познавательной активности дошкольников посредством использования технологии исследовательской деятельности в ДОУ ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ Актуальность Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного.
Развитие речи младших дошкольников посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний,.
Развитие словаря старших дошкольников посредством отгадывания загадок «Здравствуй, весна» «Здравствуй, весна!» Старшая группа «Смелые» Возраст детей (4-5 лет) Выполнила воспитатель: Войтенко Елена Николаевна. Программное содержание:.
Методический семинар «Познавательное развитие дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ-технологии» Методический семинар : «Познавательное развитие дошкольников посредством использования элементов ТРИЗ технологии» 1 слайд Добрый день уважаемые.
Развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников посредством использования лего-конструирования Развитие конструктивной деятельности, технического творчества дошкольников посредством использования лего-конструирования. Старший воспитатель.
Развитие мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием математических блоков З. Дьенеша Развитие мыслительных процессов детей старшего дошкольного возраста с использованием математических блоков З. Дьенеша. «Мышление начинается.
Развитие словаря дошкольников посредством использования художественной литературы Дошкольный возраст- возраст интенсивного формирования речи, это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения. Речь выполняет.
Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.
Загадки
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, ярко и лаконично передавать образы предметов.
Мне стало интересно, откуда же берутся истоки такого поэтического явления, созданного с помощью слов.
В древности, знание загадок и умение их разгадывать было просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек, считался сильным, мудрым. Их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Так, во многих русских народных сказках, человек становится богатым или даже царем благодаря загадкам, отгадывание загадки ведет героя к исполнению желания, спасает от опасности.
Возможно, что древними загадками являются и те, в которых речь идет о стихиях природы, и которые были навеяны мифическими представлениями.
Ой, вы, гой еси, добры молодцы и красны девицы! А слыхали ли вы загадки древнерусские :
Сито свито, золотом покрыто. Кто ни взглянет, тот заплачет (солнце)
Два быка бодутся, вместе не сойдутся (небо и земля)
Поле полянское, стадо лебедянское, пастух вышинский (месяц, пасущий звездное стадо)
Шли козы мостом, увидели зарю, попадали в воды (звезды)
Мать толста, дочь красна, сын храбер под небеса ушел (печь, огонь, дым) Что любишь, того не купишь, а чего не любишь — не продашь (молодость и старость)
Древнегреческие загадки хранили божественную мудрость, в них искали смысл жизни. Ученые прибегали к загадкам в дидактических целях, поэты охотно вплетали изречения в форме загадок в свои произведения. Римляне были несколько менее склонны к подобным упражнениям ума, однако, и Цицерон, и Вергилий забавлялись в часы досуга сочинением загадок.
Христианское Священное писание также не избежало загадок, которые играют заметную роль в некоторых сюжетах (например, история Соломона и царицы Савской ). Под влиянием христианства появилось множество произведений, содержание которых – «мудрые вопросы» о библейских сущностях и происхождении всего на Земле.
В Европе средних веков мода на загадки была заметной: сочиняемые известными поэтами и писателями загадки отличались поэтичностью формы, мудростью и остроумием. Зачастую в основе этих сочинений лежали характерные народные загадки с мифологическим содержанием.
В германской литературе был распространен мотив состязания в загадках между много путешествовавшим путником и хозяином постоялого двора.
В русском и славянском фольклоре распространены загадки из цикла сказаний о «мудрой девице»: их смысл, в целом, сводится к тому, что «невеста не глупее жениха». В прочих вариантах жених должен отгадать загадки, чтобы получить в жены прекрасную царевну, или чтобы победить мифического злодея.
Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
И знайте: большая была бы беда,
На грязной, немытой шее
У вас жили бы гадкие змеи
И ядовитыми жалами
Кололи бы вас, как кинжалами.
А в каждом невымытом ухе
Засели бы злые лягухи,
И если б вы, бедные, плакали,
Они бы смеялись и квакали.
Вот, милые дети, какая беда
Была бы, когда бы не я да вода.
Берите меня, умывайтесь, купайтесь,
(Кусок мыла)
_______________________________________________________
Если разделить загадки по категориям, то получим такой список:
загадки-описания свойств, признаков предмета: С бородой родится, и вс ё ж никто не удивится (козел)
загадки-противопоставления: Круглая, а не луна, зеленая, а не дубрава, хвостик есть, и всё-таки не мышь (репа)
загадки-вопросы: Кряхтит, кряхтит, вверх ползет, не досмотришь – упадет, но не больно ему. Почему? (тесто)
загадки-сравнения: Кафтан на мне одет зеленый, а сердце прямо как кумач, на вкус, как сахар, сладок я, а с виду сам похож на мяч (арбуз)
Разновидностей загадок много. Это детские и взрослые загадки, различные головоломки, ребусы, шарады, задачи на сообразительность. Загадки разделяются и тематически: есть летние, зимние, про животных, про еду, растения и одежду, про людей и их профессии, про транспортные средства. Можно заглянуть в содержание любого сборника загадок и поразиться их количеству и разнообразию. Есть даже такие сложные загадки, которые остаются неразгаданными до сих пор. Есть задачки с подвохом, которые хотят только сбить с толку, а не получить ответ.
Смешная и серьезная, загадка пришла к нам из глубины веков, растеряв сакральность, но сохранив богатство и образность родного языка. К ней обращались писатели и поэты, и, возможно, многие ученые начали свой путь познания с детского изумления и восторга перед загадкой.
для работы были использованы материалы с сайта: