Заговенье на пост что это такое
Заговенье: почему Рождественский пост называют иногда Филипповским
Успеть перед Новым годом
Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Рождественский пост может быть одним из самых радостных времен церковного года. Пищевые ограничения, если не усердствовать и не поститься по строгому уставу без рыбы, не тяжелы и скорее похожи на легкую предпраздничную диету, в воздухе витает уже новогоднее настроение, пахнет мандаринами, корицей и хвоей, хочется собирать подарки и печь пряники…
В реальности же именно на Рождественский пост выпадает самое суетное и раздражающее время. Квартальные и годовые отчеты на работе, давка в магазинах за теми же подарками, постная пища выходит дороже скоромной, а уж пряники… Идите вы подальше с вашими пряниками, тут бы к Новому году ноги не протянуть. Ах, да, Новый год. Не забыть купить елку или достать с антресолей искусственную.
Подумать о грядущем Рождестве получается в лучшем случае по воскресеньям, если все же удается вырваться от бытовых и рабочих забот в храм. В худшем — лежит на сердце тоска по нему, по празднику, такому одновременно детскому и серьезному, придавливает, только вот иногда с паром изо рта на морозе выдыхается: гряди, Господи! Не потеряй меня в этой суете и не дай Тебя потерять!
Именно в эти сложные дни нужна поддержка друзей, которые бы подставили плечо и напомнили: Рождество все ближе, Господь тебя не потеряет, даже если тебе кажется, что Он сейчас бесконечно далеко. Такими друзьями могут стать святые, которых Церковь вспоминает в эти дни. Я хочу предложить читателям «Правмира» иногда хотя бы на несколько минут на нашем извилистом и почти потерянном пути к празднику останавливаться и знакомиться с ними не просто как с персонажами житий, но и как с нашими проводниками к Рождеству.
Первый апостол, которого позвал за Собой Иисус
За день до начала Рождественского поста празднуется память апостола Филиппа — даже сам пост иногда называют Филипповским. В Писании Филипп появляется, что называется, редко, но метко: мало того, что все Евангелия и Деяния Апостолов упоминают его в числе двенадцати, так еще и евангелист Иоанн Богослов рисует его портрет достаточно подробно.
В первой же главе Евангелия от Иоанна читаем (ст.43): «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною». Строго говоря, это вообще первый апостол, которого Христос позвал Сам — Андрей и Иоанн были учениками Иоанна Крестителя и пошли к Нему после указания учителя, а Петра позвал присоединиться к «компании» Андрей, уверенный, что им встретился Мессия.
Что же такого Он увидел в молодом человеке из Галилеи? Разгадать эту тайну поможет следующая сцена. Филипп зовет своего приятеля Нафанаила: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (ст.45).
Призвание Филиппом Нафанаила. Фреска XIV в.
Эта реплика говорит сразу о двух вещах: во-первых, Филипп дает понять, что хорошо знает Писание, во-вторых, обладает способностью мыслить парадоксально и не страдает буквоедством.
Как человек, знающий пророков, он прекрасно знает, что «ничего доброго» в этом смысле из Назарета быть как раз не должно — Мессия должен родиться в Вифлееме.
А вот как человек, обладающий живым и творческим умом, он понимает, что в Священном Писании духом Божьим наполнены не только слова, вышедшие из-под руки авторов, но и пространство между строчками.
Осторожно выскажу еще одно предположение (только предположение). Возможно, Филипп был хорошо знаком и с иудейским преданием. В средневековом иудаизме родилась идея о «двух мессиях»: бен Давид, «Сын Давидов», Царь-Машиах, понимаемый как национальный герой-освободитель; и бен-Иосиф, «Сын Иосифа», страдающий Мессия из колена Иосифова (точнее, сына Иосифа Ефраима), гибнущий в битве за народ и приуготовляющий приход как раз Машиаха бен-Давида. Однако авторитетные иудейские комментаторы предполагали, что само пророчество о страдании Мессии содержится у пророков (удивительно, не правда ли? — скажем мы, христиане). А кроме того, исследователи иудаизма предполагают, что эта концепция актуализировалась после неудачного восстания Бар-Кохбы в конце II века, фактически разрушившего надежды на возрождение Израильского государства на почти два тысячелетия и положившего начало рассеянию евреев.
Бар-Кохбу многие иудеи ошибочно приняли за Машиаха, разочарование было духовной катастрофой, и чтобы как-то поддержать народный дух, раввины предложили идею, очень похожую на христианскую: страдание Мессии было предсказано пророками, но это страдание лишь приуготовляет приход Мессии-Царя. В порядке вольного размышления можно предположить, что предпосылки к такому ходу мысли могли возникнуть гораздо раньше, в эпоху римской оккупации, когда прихода Мессии ждали, но сомнения в политическом и военном успехе были чрезвычайно сильны. И если Филипп был знаком с этой концепцией, то вполне мог узнать в Иисусе, сыне Иосифа, даже и будущего страдальца за народ!
Тщательно смотреть по сторонам
Впрочем, вернемся с зыбких песков гипотез к тексту Евангелия. Еще один эпизод с его участием — Ин. 12; 21-24: «Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода».
Греки обратились к Филиппу — а это значит, что он знал греческий язык! С этого прихода греков начинает «прославляться Сын Человеческий» — уже не Он идет с проповедью по городам и весям, а язычники сами устремляются к Нему, да не за конкретным исцелением, а вообще — потому что хотят Его видеть. И проводником их к Нему становится Филипп. (И кстати, здесь Христос связывает Свое прославление еще с одним пророчеством о Своей скорой крестной смерти. Так что предыдущее наше размышление все же может иметь в себе долю истины…)
Когда мы в последний раз в Евангелии встречаем апостола Филиппа, он просит Спасителя показать им, Своим ученикам, Бога: «Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин.14:8). И в ответ слышит краткое изложение учения о Троице: «Видевший Меня видел Отца… Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела… Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам» (9-10, 16-18).
Это поразительный диалог. Каждый иудей знал: увидеть Бога нельзя. Сам Моисей, величайший из пророков, смог увидеть лишь Его славу, увидеть Его «сзади», как описывает этот непостижимый опыт книга Исход, причем Сам Бог сказал ему: «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). Филипп, внимательно изучавший Закон Моисея, тем более не мог этого не знать. И тем не менее — просит Учителя показать Отца.
Это может значить только одно: Филипп уже понял, что Иисус — намного выше Моисея, Он Сам видел Отца, Которого человеку увидеть невозможно.
То есть он не просто был верным учеником — он прозревал сверхчеловеческую — Богочеловеческую природу Спасителя еще до того, как она была очевидным образом явлена в Воскресении.
Так что присутствие апостола Филиппа перед началом Рождественского поста — далеко не случайное совпадение. Он призывает нас искать и находить Христа, вчитываться в страницы Священной Истории, которая свидетельствует, по Его же собственным словам, о Нем, и тщательно смотреть по сторонам, чтобы не упустить Его из виду, когда Он явится нам одному Ему известным образом…
Что значит заговение?
Многие читатели с детства знакомы с романом Ивана Шмелева «Лето Господне», где так подробно и во всех красках описаны и сами православные праздники, и подготовка к ним, и дни поста. Из повествования, идущего от лица маленького мальчика, узнаем мы и о традиционной кухне, употребляемой в пост, и по его окончании. Здесь же впервые встречаем непонятное слово — «заговеть».
Подготовка к посту
Для человека воцерковленного данное слово объяснять нет необходимости, однако, большинство людей, не придерживающихся православных традиций слово «заговение» ставит в тупик. Говоря простыми словами, заговением именуется последний день перед началом любого поста, в который еще можно кушать мясо, молоко и яйца.
Согласно толковому словарю Владимира Даля, заговеть означает прекращать употреблять в пищу скоромную еду на время поста. Обычно приводят в пример день, именуемый Прощеным воскресеньем, тогда, когда проходит Масленица, о чем сохранилось такое выражение: «Заговляюсь на сыр да на масло, говорят в канун Масляны».
В старину слово «говеть» означало постовать или следовать определенным запретам, связанным с приемом пищи в православной традиции.
Заговенье обычно случается перед одним из значимых православных постов, связанным исконно с сорокадневными скитаниями Иисуса Христа по пустыне. Этот пост, проходящий за 40 дней до Светлой Пасхи, называют Великим.
Согласно церковной традиции заговение накануне Великого поста различается двумя вариантами:
Противоположностью заговения является слово «разговляться», означающее самый первый прием пищи после окончания поста.
В чем суть заговения
Заговение или, если сказать простыми словами — подготовка к посту, на первый взгляд может показаться занятием трудным и даже непосильным, однако, для человека, стремящегося к духовной жизни, пост — хорошее время испытать себя и физически, и в первую очередь, духовно.
Заговенье в народе всегда было связано с особой радостью, ведь в этот день принято было ходить в гости и самим принимать гостей. Хозяйки готовили щедрый стол, демонстрируя свои кулинарные умения.
Может сложиться впечатление, что заговение связано исключительно с отказом от пищи животного происхождения и не подразумевает большего. Но, по старым традициям, которые сложились еще в 5 веке, принято также соблюдать чистоту помыслов и поступков, а также отказаться от любых увеселительных занятий. Время, некогда посвященное так называемым «земным» заботам на период поста должно быть отведено для работы души.
Важно! В дни поста принято было читать Священное Писание, усерднее молиться утром и вечером и, конечно, посещать церковные службы.
Для истинного христианина время, проведенное в приближенности к Богу, самое лучшее, потому как человек, живущий в соответствии с господними заповедями, более радеет о душе и пище духовной, нежели о телесном.
Важно также понимать, что соблюдение поста всегда связано с добровольностью и все запреты не воспринимаются тяготами. Вероятно, по этой причине многие священники говорят о том, что к постованию следует готовить и душу, и тело, неправильно относиться к этому времени всего лишь как к диете. Если человек не готов к посвящению данного времени духовной жизни, то не стоит заставлять себя или, тем более, ориентироваться на кого-то другого и по его примеру придерживаться постных дней.
Кроме того, следует знать, что для некоторых людей по медицинским показаниям действуют ограничения в посте. Не стоит пренебрегать своим здоровьем и мнением докторов, но если существует большая потребность присоединиться к этой духовной традиции, то непременно следует сначала проконсультироваться с лечащим врачом.
Он может составить примерный план питания без ущерба здоровью и потом поговорить с батюшкой, который также скажет о некоторых необходимых послаблениях в посте и благословит на это начинание.
Правила и особенности
Среди тех людей, которые постоянно придерживаются православных традиций, принято несколько раз в неделю ограничивать себя в пище, но при этом уделять больше внимания духовной жизни. Чаще всего для таких дней выбираются среда и пятница.
Особое правило существует в отношении постящихся детей, беременных женщин и стариков. Что касается первых, то к посту допускаются лишь дети, достигшие 7 лет. Известно, что в очень религиозных семьях дети с довольно маленького возраста соблюдают пост, но даже при такой семейной традиции из питания малышей не исключают молочные продукты, оставляя запрет только на мясе.
Беременные женщины и старики могут постовать без ограничений, однако, им следует при этом очень четко отслеживать свое самочувствие и в случае его ухудшения медленно начать вводить те продукты, которые временно запрещены, во избежание серьезных проблем со здоровьем.
Календарь питания Рождественского поста по дням с 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 года
Продукты питания, разрешённые в пост
Рождественский пост
Календарь питания по дням с 28 ноября 2021 года по 6 января 2022 года
28 ноября. Воскресенье
Благословляется рыба
29 ноября. Понедельник
Пища с растительным маслом
30 ноября. Вторник
Пища с растительным маслом
1 декабря. Среда
Монастырский устав: горячая пища без масла
2 декабря. Четверг
Благословляется рыба
3 декабря. Пятница
Монастырский устав: горячая пища без масла
4 декабря. Суббота. Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
Благословляется рыба
5 декабря. Воскресенье
Благословляется рыба
6 декабря. Понедельник
Пища с растительным маслом
7 декабря. Вторник
Пища с растительным маслом
8 декабря. Среда
Монастырский устав: горячая пища без масла
9 декабря. Четверг
Благословляется рыба
10 декабря. Пятница
Пища с растительным маслом
11 декабря. Суббота
Благословляется рыба
12 декабря. Воскресенье
Благословляется рыба
13 декабря. Понедельник
Пища с растительным маслом
14 декабря. Вторник
Пища с растительным маслом
15 декабря. Среда
Монастырский устав: горячая пища без масла
16 декабря. Четверг
Пища с растительным маслом
17 декабря. Пятница
Монастырский устав: горячая пища без масла
18 декабря. Суббота
Благословляется рыба
19 декабря. Воскресенье
Благословляется рыба
20 декабря. Понедельник
Монастырский устав: горячая пища без масла
21 декабря. Вторник
Пища с растительным маслом
22 декабря. Среда
Монастырский устав: горячая пища без масла
23 декабря. Четверг
Пища с растительным маслом
24 декабря. Пятница
Монастырский устав: горячая пища без масла
25 декабря. Суббота
Благословляется рыба
26 декабря. Воскресенье
Благословляется рыба
27 декабря. Понедельник
Монастырский устав: горячая пища без масла
28 декабря. Вторник
Благословляется рыба
29 декабря. Среда
Монастырский устав: горячая пища без масла
30 декабря. Четверг
Пища с растительным маслом
31 декабря. Пятница
Монастырский устав: горячая пища без масла
1 января. Суббота
Благословляется рыба
2 января. Воскресенье
Пища с растительным маслом
3 января. Понедельник
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
4 января. Вторник
Монастырский устав: горячая пища без масла
5 января. Среда
Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
6 января. Четверг
Пища с растительным маслом
Заговенье: приметы и традиции накануне Рождественского поста
Вечером Филиппова дня девушки по традиции занимались гаданием.
Апостол Филипп / matronamosckov.cerkov.ru
Сегодня последний день перед Рождественским или Филипповым постом (в украиноязычной народной традиции также известен, как «Пилипівка»), который начинается 28 ноября 2018 года и продолжается до 6 января 2019 года.
Что такое Заговенье
В этот день православные отмечают Филиппов день или Заговенье. Сегодня чествуют память святого Филиппа, одного из двенадцати апостолов — учеников Иисуса Христа.
В последний день перед Рождественским постом разрешается употреблять скоромную пищу животного происхождения: мясную, молочную и яйца.
По древней славянской традиции Заговеньем называется время, когда воздерживались от работы, обильно ели и веселились в преддверии постовых ограничений.
Накануне закрома заполняли зерном, картошкой, пшеницей и другими овощами. Также на мясо забивали часть скота.
Святой апостол Филипп / Pravoslavie.ru
Почему Заговенье называют Филипповым днем
Пост перед Рождеством для православных христиан – это испытание духа и тела перед праздником рождения в мир Спасителя. За 40 дней до Рождества Христова вспоминается апостол Филипп, который вместе с Симоном-Петром и Андреем (Первозванным), является одним из двенадцати ближайших учеников Христа.
Уже в наши дни в результате раскопок в Иераполисе археологи нашли захоронение, которое, по мнению специалистов, и является усыпальницей апостола Филиппа.
Заговенье: приметы и традиции
На Заговенье православные наводят порядок в холодильнике, прячут подальше продукты, которые не употребляют в пост. При этом верующие завершают все дела, что бы в пост обращать внимание на внутренний благочестивый настрой.
Кроме того, вечером Филиппова дня по традиции занимались гаданием: девушки оставляли от ужина кусок говядины и клали его себе под подушку, зовя суженого «заговеться». После этого во сне можно было увидеть будущего жениха.
Вечером Филиппова дня занимались гаданием / Скриншот
Не редко в старину с Филипповок также начинались так называемые «бабьи засидки», когда женщины собирались в доме: пряли лен и шерсть, а при этом пели тихие песни или беседовали.
В Заговенье перед Рождественским постом выносили во двор еду, которая предназначалась духам, оберегающим домашних животных.
Также в этот праздник в народе существовала традиция задабривания домового. Хозяева дома перед ужином выходили во двор и зазывали его в дом.
Православные отмечают заговенье на Рождественский пост
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Во вторник 26 ноября 2019 года Православная Церковь отмечает заговенье (последний непостный день) на последний в календарном году многодневный пост – Рождественский или Филиппов.
По традиции заговенье приходится на день памяти апостола Филиппа — 27 ноября, поэтому этот пост также еще называют Филипповым, или в просторечии — Филипповки.
Однако в 2019 году 27 ноября выпадает на среду – постный день, поэтому заговенье приходится на день раньше – 26 ноября.
Сам Рождественский пост начнется по традиции 28 ноября, а завершится уже в будущем году – накануне Рождества Христова – 6 января 2020 года.
Читайте также:
О Рождественском посте и его традициях подробнее читайте здесь.
Рождественский Пост.
Согласно Типикону его устав во всем подобен уставу о посте свв. Апп. Петра и Павла.
При совершении т.н. «аллилуйной службы», т.е. службы сугубо постной, подобной Великопостному чину, когда не положено совершение Литургии, полагается вкушать в 9-й час сухоядение (глава 48, ноября 14). В первый день как Рождественского, так и Петрова поста, если только он не приходится на субботу или воскресенье, совершение такой службы рекомендуется обязательно. В другие дни этих постов, когда совершается память малых святых, выбор оставляется за настоятелем.
Типикон назначает праздничными днями, когда совершается полиелейный или бденный праздник и положено две трапезы, вино и елей следующие числа: 16, 25 и 30 ноября, и 4, 5, 6, 9, 17, 20 декабря по ст. стилю. К этим дням присоединяют также праздники в честь русских святых.
С началом Предпразднества Рождества, т.е. с 21 декабря по старому стилю разрешение на рыбу отменяется даже для субботник и воскресных дней.
В сочельники Рождества и Богоявления положен пост, т.е. воздержание от пищи и пития до вечера. Пища положена вареная с елеем один раз в день после вечерни, т.е. не ранее 9-го часа (15.00).
Если же эти дни приходятся на субботу и Воскресение, чтобы не было поста как полного воздержания в субботний или воскресный день, полагается после Литургии св.Иоанна Златоустаго, совершаемой в 6-й час (до 12.00), вкусить «по уломку хлеба и вина вкушаем мало» (глава 48, декабря 25, стр. 352). После вечерни «ядим совершенно, рыбы же не ядим, но с древяномаслием (т.е. с растительным маслом), и сочиво обварено или кутию с медом; испиваем же и вина, в неимущих же странах пием пиво (питье домашнего приготовления – квас, домашнее вино, пиво и т.п.)»
http://azbyka.ru/post-po-tipikonu
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!