Загузынил что это такое
Значение слова «лядащий»
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: рулька — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «лядащий»
Предложения со словом «лядащий»
Цитаты из русской классики со словом «лядащий»
Отправить комментарий
Предложения со словом «лядащий»
– Нет, братцы, это компрессы, чтобы, значит, не простужались, потому народ-то больно лядащий.
Ушёл вон от мира, ибо сей мир греховен зело, – вздыхая, проговорил с сокрушённым видом лядащий монашек.
Лядащий народ – что и говорить!
Синонимы к слову «лядащий»
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
диалектизмы
Полезное
Смотреть что такое «диалектизмы» в других словарях:
ДИАЛЕКТИЗМЫ — (от диалект) языковые (фонетические, грамматические и др.) особенности, присущие диалектной речи, вкрапливаемые в литературный язык. Иногда используются в качестве стилистического средства в художественных произведениях … Большой Энциклопедический словарь
Диалектизмы — Диалектизмы характерные для территориальных диалектов языковые особенности, включаемые в литературную речь. Диалектизмы выделяются в потоке литературной речи как отступления от нормы (языковой). Различаются диалектизмы фонетические: например, в… … Лингвистический энциклопедический словарь
диалектизмы — (от диалект), языковые (фонетические, грамматические и др.) особенности, присущие диалектной речи, вкрапливаемые в литературный язык. Иногда используются в качестве стилистического средства в художественных произведениях. * * * ДИАЛЕКТИЗМЫ… … Энциклопедический словарь
ДИАЛЕКТИЗМЫ — (от греч. diálektos говор, наречие), слова или устойчивые сочетания в составе литературного языка, свойственные местным говорам. Различают Д. фонетические (передающие особенности звуковой системы говора), словообразовательные… … Литературный энциклопедический словарь
Диалектизмы — характерные для территориальных диалектов языковые особенности, вкрапливаемые в литературную речь. Д. выделяются в потоке литературной речи как отступления от нормы. Различаются Д. фонетические: например, цоканье, т. е. произношение… … Большая советская энциклопедия
диалектизмы — мн. 1. Характерные для диалектов [диалект I] особенности, выявляющиеся при сопоставлении с литературным языком. 2. Диалектные слова или обороты речи, используемые как стилистические средства в языке художественной литературы. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Диалектизмы — Диалектизм лингвистический термин, объединяющий старые более узкие термины традиционной стилистики: «вульгаризм», «провинциализм» и другие, и обозначающий слово или выражение всякого диалекта, территориального или социального, введенное в… … Википедия
диалектизмы — 1) Слова из разных диалектов, нередко используются в языке художественной литературы со стилистической целью (для создания местного колорита, для речевой характеристики персонажей). 2) Фонетические, морфологические, синтаксические,… … Словарь лингвистических терминов
диалектизмы — слова и выражения, присущие народной речи, местному говору (черевики туфельки, баз двор, бирюк одинокий и угрюмый человек). Д. используются в художественном тексте, как и другая лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (просторечные… … Словарь литературоведческих терминов
диалектизмы — слова из разных диалектов, нередко используются в языке художественной литературы со стилистической целью (для создания местного колорита, для речевой характеристики персонажей) … Толковый переводоведческий словарь
Сергей Есенин
Есенин Сергей Александрович (1895–1925) – поэт, прозаик. Окончил Константиновское земское четырехгодичное училище (1909), Спас-Клепиковскую церковно-учительскую школу (1912), приступил к занятиям на историко-философском отделении Московского городского народного университета имени А.Л. Шанявского (1913). Стихотворение «Береза» в журнале «Мирок» (1914, январь) – его поэтический дебют. «Факт появления Есенина был осуществлением долгожданного чуда», – писал Сергей Городецкий о своем первом знакомстве в 1915 году с девятнадцатилетним Сергеем Есениным. Этого чуда действительно ждали долго. Предтечей есенинской «Радуницы» в XX веке была «Ярь» самого Сергея Городецкого, «Сосен перезвон» Николая Клюева, заставившие говорить о «провозвестнике новой силы». Поэты и прозаики «новокрестьянской школы» Сергей Клычков, Пимен Карпов тоже оказались его предтечами. Со временем уже не Есенин будет входить в круг «крестьянских поэтов», а они составят ближайшее есенинское окружение, получат известность благодаря Есенину. Но и вырезаны будут под корень, чтобы не осталось никаких побегов для возрождения после всеобщей и полной маяковизации поэзии. Александра Ганина расстреляют в марте 1925 года, незадолго до гибели Есенина, Николая Клюева – в 1934-м, Сергея Клычкова, Ивана Приблудного, Василия Наседкина, Петра Орешина, Павла Васильева – в 1937-м. Один из идеологов Пролеткульта, Георгий Устинов, будто накаркал в 1922 году: «Чуют ли поэты свою гибель? Конечно. Ушла в прошлое дедовская Русь, и, вместе с нею, с меланхолической песней отходят и ее поэты». «По мне Пролеткульт не заплачет. // И Смольный не сварит кутью», – меланхолически вздыхает Николай Клюев. И Есенин, самый одаренный поэт переходящей эпохи и самый неисправимый психобандит, вторит своему собрату: «Я последний поэт деревни. »
Но ведь уничтожалась не просто крестьянская а именно христианская Русь. Есенин в своих первых журнальных публикациях 1915 года и в «Радунице» 1916 года предстал невиданным до того времени чудом народного религиозного поэта. Это были уже не просто отдельные религиозные мотивы и темы, как у Алексея Кольцова или же Ивана Никитина, а новая молитвенная поэтика:
Так в одном из самых ранних стихотворений 1910 года предстает его «пантеизм», о котором Николай Вентцель писал после первых есенинских публикаций: «Это не всепоглощающий тютчевский пантеизм, для которого между „я» и природой не было грани и который нашел такое полное выражение в поэтической формуле: „Все во мне и я во всем»». У Есенина такое слияние с природой мы не находим, но она для него – обширный храм, и потому все в ней может считаться священным, все может возбуждать молитвенный восторг». Таким предстал он в ранних стихах. Характерен отзыв Николая Клюева на одну из первых публикаций Есенина в «Ежемесячном журнале». «Какие простые неискусные песенки Есенина в июньской книжке – в них робость художника перед самим собой и детская, ребяческая скупость на игрушки-слова, которые обладателю кажутся очень серьезной вещью», – писал он о «Троице» редактору журнала В.С. Миролюбову еще до переписки и знакомства с самим Есениным. В его предсмертном «Черном человеке» есть строки:
В простой крестьянской семье,
С голубыми глазами.
Ведь эти строки звучат как заклятье Ивану, не помнящему родства, которое Есенин не смог преодолеть. Его «Инония» заканчивается молитвой нового человека:
Проливай свой свет!
Новый в небосклоне
Наша правда – в нас!
«В начале 1918 года, – писал он в автобиографии „О себе» (1925), – я твердо почувствовал, что связь со старым миром порвана, и написал „Инонию»». Такую же инонию – иной, новый мир возвестили «двенадцать» Александра Блока и «Христе» Андрея Белого. «Поэмы Блока, Есенина, Белого, – напишет в 1918 году Иванов-Разумник, – поэмы „пророческие», поскольку каждый подлинный „поэт» и есть „пророк». И все истинные поэты всех времен – были «пророками» вселенской идеи своего времени, всегда через настоящее провидели в будущем Инонию».
Все трое в своих поэмах отреклись от старого мира, хотя тот же Есенин за два года до «Инонии» произносил как клятву:
. О Русь, малиновое поле
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить,
Ты на туманном берегу.
Но не любить тебя, не верить –
Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи,
И не расстанусь с долгим сном,
Когда звенят родные степи
После «Инонии» он отдал эти цепи, расстался с долгим сном. В 1920 году он напишет Александру Ширяевцу: «Брось ты петь эту стилизованную клюевскую Русь с ее несуществующим Китежем и глупыми старухами, не такие мы, как это все выходит у тебя в стихах. Жизнь, настоящая жизнь нашей Руси куда лучше застывшего рисунка старообрядчества. Все это, брат, было, вошло в гроб, так что же нюхать эти гнилые колодовые останки? Пусть уж нюхает Клюев, ему это к лицу, потому что от него самого попахивает, а от тебя нет». Ответ Ширяевца Сергею Есенину не сохранился, но в это же время на замечание Ходасевича о том, что «народа такого, каков у вас в стихах, скоро не будет», он ответил от имени всех новокрестьянских поэтов, включая Есенина: «Отлично знаю, что такого народа, о каком поют Клюев, Клычков, Есенин и я, скоро не будет, но не потому ли он и так дорог нам, что его скоро не будет. И что прекраснее: прежний Чурила в шелковых лапотках, с припевками да присказками, или нынешнего дня Чурила в американских штиблетах, с Карлом Марксом или „Летописью» (журналом М. Горького. – В.К.) в руках, захлебывающейся от открываемых там истин. Ей-богу, прежний мне милее. »
К этому же времени относятся и есенинские строки:
Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
Это было последнее молитвенное стихотворение последнего поэта деревни. Во всех последующих исчезает сама молитвенная лексика, в них уже нет ни звездных псалмов, ни лесного аналоя, ни причащенья у ручья, ни утреннего канона, ни вечерни полевой глухомани, ни зоревого заре псалма, ни молитвословного ковыля, ни молебна птичьих голосов. В «Письме к матери» не случайно появляются строки:
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
И он действительно уже никогда не вернется к этому старому. Через два года напишет:
Стыдно мне, что я в Бога верил,
Горько мне, что не верю теперь.
Но это же стихотворение 1923 года заканчивается покаянными строками, свидетельствующими о том, что Есенин не допускал мыслей о самоубийстве:
. Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, –
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
. И теперь, когда вот новым светом
И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом
Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью,
Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью
На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый,
Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой
Все любя, спокойно умереть!
В том-то и дело, что ему не дали умереть по-христиански – все любя. Тайне его смерти выражена в строках Игоря Северянина: «И Богу вновь раскрыл раскаясь, сени // Неистовой души своей Есенин. »
После расстрела Алексея Ганина 30 марта 1925 года смертный приговор был вынесен и Сергею Есенину. Его не смогла спасти ни «Песнь о великом походе» ни сборник «О России и революции» с другими «коммунистическими стихами». Он был приговорен как «последний поэт деревни», который должен был стать таким же последним поэтом русской деревни как расстрелянный Николай Гумилев – русского дворянства. Через одиннадцать лет будут расстреляны все остальные поэты из ближайшего окружения Есенина: Николай Клюев, Сергей Клычков, Петр Орешин, Иван Приблудный, Василий Наседкин, хотя с «есенинщиной» было покончено уже в 20-е годы. Последнюю черту подвели книги «Упадочные настроения среди молодежи. Есенинщина» (издательство Коммунистической академии, 1927) и «Есенин – есенинщина – религия» Г. Покровского (издательство «Атеист», 1929).
В нашей антологии Сергей Есенин представлен молитвенными стихами, созданными до «Инонии».
Литературно-лингвистическая игра по творчеству С. Есенина (презентация)
Описание разработки
Здравствуй дорогой Сергей Есенин!
Мы пришли, стихи твои любя,
Здесь поэты разных поколений-
Все, кто шел приветствовать тебя!
Не уйти тебе в закат янтарный,
И твоим напевам не стихать,
Ты живешь – и люди благодарны
Правде сердца твоего стиха!
Вопрос 1.
Вставьте пропущенные слова в строки, объясните их значение:
Старый кот к _____крадется…
Щенки______заползают в _____.
А в окне на сени________.
У порога в _______ квас…
Скатые, дежка, махотка, драчены, кудлатые.
Содержимое разработки
«Большое видится на расстоянье…» (познавательная литературно-лингвистическая игра для старшеклассников, посвященная творчеству С.А. Есенина)
Разработал: учитель МБОУ «Средняя школа №3 «Центр развития образования» г. Рязани Храмчихина Екатерина Валентиновна
Вставьте пропущенные слова в строки, объясните их значение:
Старый кот к _____крадется…
Щенки______заползают в _____.
А в окне на сени________.
У порога в _______ квас…
Скатые, дежка, махотка, драчены, кудлатые.
дёжка – деревянная кадка для теста; кудлатые – лохматые, с волнистыми волосами или шерстью;
скатые – скат крыши (наклон); махотка – крынка, горшок, кувшин.
У стихотворений Есенина особый метафорический язык, понятен ли он вам? Вспомните, что это за образы:
Образ реки или озера – один из основных в творчестве Есенина. Очень часто у него есть второе, метафорическое значение. А в былинах и сказках упоминается река СМОРОДИНА . Несмотря на, казалось бы, красивое название, нашим предкам она представлялась зловещей, несущей гибель. Почему?
Как эти предметы связаны с творчеством поэта и православными традициями, которые в нем неоднократно были отражены? Вспомните строки.
Это символы православных праздников: Яблочный Спас, Троица, Рождество.
Троицыно утро, утренний канон, В роще по б ерезкам белый перезвон.
Пахнет яблоком и медом по церквам твой кроткий Спас.
Новое восславят Рождество поля, И, как пес, пролает За горой заря.
Автор отождествляет здесь себя с лирическим героем. Когда же на самом деле родился поэт? Почему же в стихотворении речь идет о другом времени года ( о каком именно)? Как это связано с фольклором?
Есенин родился осенью – 3 октября 1895г.
Купальница – языческий праздник, отмечают его в июле, он совпадает с православным праздником великомученицы Агриппины или Агрофены. Бабушка Есенина тоже носила имя Агрофена – именно поэтому герой называет себя «внуком купальской ночи».
В стихотворении упоминаются весна (вешние), зима(как снежинка таю), лето(в Купальницу) – герой показывает свою связь с природой во всех ее проявлениях.
В лирике Есенина встречаются три основных цвета. Какие это цвета? Объясните их символическое значение? Приведите примеры.
Это основные цвета в иконописи.
Отговорила роща золотая…
Как (от какого слова) образована фамилия С.Есенина? Вспомните изменения, произошедшие в языке.
Старославянскому слову есень соответствует древнерусское осень (общеславянское jelenь). Е заменяется на О в начале слова. Например, Елень-Олень.
Очень часто из-за использования диалектизмов в стихотворениях Есенина появляются «темные места», т.е. непонятные читателю. Попробуйте догадаться, кто такой парагуш (карагуш). В случае затруднения, воспользуйтесь словарем. «Санки озера» – берег, «люлюка» – трубка, «квелый» – хилый.
В санках озера над лугом
Запоздалый окрик уток.
Под окном от скользких елей
Тень протягивает руки,
Тихих вод парагуш квелый
Курит люльку на излуке.
В стихотворении С.Есенина есть такие строки:
Дьяк – это церковный чин,
Загузынил – запел или запричитал, а вот что же значит слово ЛЕДАЩИЙ, если слово ледать означает сохнуть? Что это за лексический прием?
В основе стихотворений С. Есенина метафоричность фольклорных загадок. Отгадайте некоторые из них, посвященные явлениям природы:
В стихотворении С. Есенина есть такие строки:
Смотрят с завистью подружки
Подумайте, чему же завидуют подружки юной красавицы? Объясните свой ответ.
Косники – ленты для волос, которые вплетали в косы
Вспомните строки, где речь идет о них?
Плач овцы, и вдали на ветру
Машет тощим хвостом лошаденка,
Заглядевшись в неласковый пруд.
На дворе обедню стройную
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Ах, как много на свете кошек, Нам с тобой их не счесть никогда.
«С кем мне поделиться Той грустной радостью, что я остался жив?»
«Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс.»
Этот литературный прием не так часто встречается в лирике Есенина. Назовите его. Дайте определение.
Мать с ухватами не сладится, нагибается низк О.
Какая особенность рязанского говора проявляется в стихотворении «В хате»?
НизкО, холоднО, веселО.
Назовите темы стихотворений Есенина, приведите примеры.
Поэтический словарь/Диалектизмы
← Джир | Поэтический словарь/Диалектизмы автор Александр Павлович Квятковский (1888—1968) | Диалог → |