Захаровна что увлекла кузякина
В чем секрет ошеломительного успеха фильма «Любовь и голуби»
Владимир Меньшов – живой классик отечественного кино. За свою долгую режиссерскую карьеру он снял всего пять полнометражных игровых картин, но сразу три из них стали подлинными народными хитами. Оскароносная мелодрама «Москва слезам не верит», веселый фарс середины 90-х «Ширли-мырли», а между ними – предперестроечная лирическая комедия «Любовь и голуби», снятая по сценарию сибирского драматурга Владимира Гуркина и выпущенная на экраны в застойном 84-м.
История непутевого деревенского работяги Василия Кузякина, завязавшего на южном отдыхе курортный роман с экстравагантной городской женщиной и бросившего ради нее родной дом с любимой женой и детьми, прекрасно известна многим российским зрителям. И если с ключевым образом фильма – чистыми благородными голубями, летающими в небесной выси и хранящими любовь друг к другу, несмотря на расстояния – все в общих чертах понятно: эти голуби и есть моральный идеал для давшего слабину Василия, то главная мысль картины – вовсе не комическая – прячется между строк.
По сути, центральный эпизод фильма – рассказ главного героя младшей дочери о Володьке-дурачке, добродушном, отзывчивом и работящем слабоумном парне, которого любила вся деревня и которого убили в пьяной драке, да не кто-нибудь, а «шабашники из города». Именно от Володьки, которого Василий Кузякин знал еще в детстве, герой унаследовал бескорыстную любовь к голубям и именно его путь много лет спустя повторил сам, пусть и не в столь трагичной форме. Он и сам бесхитростный и беззлобный Васька-дурачок, покупающий голубей на последние деньги, а затем внезапно сталкивающийся с загадочным миром города и его манящими соблазнами.
Противопоставление деревни и города, человека земли и человека современной цивилизации – ключевое для философии фильма. Вспомните, чем именно увлекает Василия на чужбине разлучница Раиса Захаровна в исполнении Людмилы Гурченко? Вовсе не женской красотой или социальным положением, а знаниями. И невдомек Василию, что продвинутость его городской пассии фиктивна, знание – ложно, а свобода – мнима. Вся та чепуха, которую Раиса Захаровна рассказывает Василию об экстрасенсах, телекинезе и гуманоидах, нужна лишь для того, чтобы заполнить бездумное существование одинокой женщины.
Позже, попав в закрытое пространство городской квартиры и окунувшись в чуждый быт, Василий – человек земли, природы и воли – быстро осознает, что такая жизнь ему не по нраву, а Раису Захаровну, запавшую на Василия не столько от большой любви, сколько от тоски и жажды новых впечатлений, глубоко раздражает его деревенское нутро.
Неслучайно для Раисы Захаровны голуби всего лишь «глупые птахи», ведомые «инстинктом размножения». Неслучайно старшая дочь Василия Людка не находит в городе счастья, уходит от мужа и возвращается в родительский дом. Неслучайно даже то, что поглаженный галстук (неслыханная проблема для советской деревни!) завязать обратно может только она, побывавшая в городе и приобщившаяся к благам цивилизации.
Комедия Владимира Меньшова плоть от плоти советская. И смех, и грех – главное отличительное свойство ее специфически русского юмора. Буффонадные погони в духе Гайдая, забавные режиссерские камео, как у Рязанова, крылатые цитаты в стиле Данелии. Вместе с тем «Любовь и голуби» вещь не только веселая, но и местами крайне чудная – необычная, странная. Много вы видели комедий, пусть и лирических, где безо всякого комизма показаны похороны? Где сценарист между делом отсылает зрителей то к Афгану, то к Великой Отечественной? И где концентрированный фарс чередуется с мощнейшими драматическими сценами в духе камерных семейных шедевров Бергмана?
Утонченный интеллигент Сергей Юрский блестяще исполняет роль пронырливого и крайне изобретательного провинциального алкоголика. Для нашего зрителя типаж понятный и родной: веселый дед из дома напротив, главный интерес которого на закате жизни – выпить тайком от мегероподобной жены. Последнюю виртуозно играет Наталья Тенякова – актриса, которой на момент съемок было меньше сорока и которая легко перевоплотилась в образ импульсивной деревенской старушки. Что характерно, Юрскому она была супругой и в фильме, и в жизни.
Помимо этого картина пестрит волшебными пространственно-временными парадоксами. Дядя Митя, спасаясь от бабы Шуры, демонстрирует чудеса телепортации, Василий Кузякин падает с домашнего порога прямо в Черное море, а звездное южное небо тревожным текстом предупреждает будущего изменника о грядущей беде. В причудливом мире этой комедии военный оркестр появляется вдруг из ниоткуда, а цветы на деревьях распускаются моментально сами собой.
Однако в конечном счете массовому зрителю вряд ли есть дело до этих фокусов, равно как ему плевать на допотопные титры или скудный саундтрек фильма. И неважно, что действие оригинальной пьесы, на основе которой написан сценарий, разворачивается в Восточной Сибири, а съемки проходили в Карелии. Главное достоинство картины не в монтажных трюках и не в визуальной образности. Куда важнее высочайшее актерское мастерство, живые персонажи, искрометные реплики и до боли знакомые нашим людям обстоятельства быта и сюжетные перипетии, которыми всегда славились лучшие советские комедии. А с этим у фильма Владимира Меньшова полный порядок!
А вы знали, почему настоящие Кузякины обиделись на создателей фильма «Любовь и голуби»?
«Я чуть не умерла от горя, а он сделал из этого комедию!» — настоящая Надежда Кузякина обиделась на автора сценария фильма «Любовь и голуби».
Немногие знают, что сюжет известного фильма «Любовь и голуби» взят из реальной жизни многодетной семьи, проживающей в городке Черемхово Иркутской области. Более того, автор сценария Владимир Гуркин даже сохранил настоящие имена и фамилию этих людей, чем вызвал их обиду после премьеры фильма. Позже ему пришлось извиняться и задабривать всех Кузякиных подарками.
А началось всё в середине 70-х, когда по заданию главрежа театра «Современник» Галины Волчек, сценарист и прозаик Владимир Гуркин решил написать лирическую пьесу для московского театра. С детства он помнил историю своих соседей в городе Черемхово, когда глава почтенного семейства поехал по профсоюзной путевке на курорт и увлёкся там своей же одинокой землячкой. Василию Кузякину и правда показалось, что его жизнь с супругой это всего лишь привычка, а Раиса Захаровна является женщиной его мечты. Несмотря на троих детей, после отпуска он вернулся не домой, а в дом своей новой пассии. Надежда прокляла мужа и строго настрого запретила детям с ним видеться.
Василий Кузякин и его экранный образ в исполнении Александра Михайлова
Надежда Кузякина в исполнении Нины Дорошиной
Людмила Кузякина и актриса Янина Лисовская
Через полгода Василий осознал, что это всего лишь блажь, а его настоящий дом и семья возле Надежды. Он попробовал вернуться и попросить прощения, но жена даже не пустила его на порог. Ему пришлось поселиться в старой бане у соседей, где он не оставлял надежду, что рано или поздно Надя его простит. Так прошел почти год. В конце концов она дала согласие на свидание с ним, но при условии соблюдения тайны. Они стали встречаться тайком от всех, пока Надежда не поняла, что опять беременна. Дальше всё скрывать было бессмысленно, и они опять стали жить вместе на радость своим детям.
Вот такая житейская история и легла в основу веселой мелодрамы Гуркина. Когда он её писал, то временно сохранил реальные имена своих прототипов, чтобы потом подобрать подходящие псевдонимы. Но когда закончил пьесу, то понял, что лучше этих имен и фамилии ему уже не придумать. Он изменил лишь имя разлучницы, назвав её Раисой Захаровной.
В театре пьесу ждал успех, и вскоре было принято решение её экранизировать. Когда прошла всесоюзная премьера фильма, в небольшом городке Черемхово все конечно же узнали своих земляков. Кузякины стали знаменитостью среди горожан, но сами Надежда и Василий обиделись на автора Владимира Гуркина, которого они знали лично. Лишь спустя время, когда сценарист извинился и преподнес дорогие подарки за счет своего авторского гонорара, Кузякины его простили.
В честь своих знаменитых земляков и героев этого легендарного фильма, в 2011 году в Черемхове был установлен памятник.
«Любовь и голуби»: как Сергея Юрского обвинили в «унижении достоинства простых колхозников»
16 марта Сергею Юрскому исполнилось бы 84 года. Он не дожил до этого дня совсем немного.
Кадр из фильма «Любовь и голуби» (1984 г.)
Но зато с нами навсегда остались его экранные герои — смешные и трагичные, трогательные и мудрые. Такие узнаваемые…
Среди самых любимых образов Юрского для наших зрителей — дядя Митя из фильма «Любовь и голуби». А ведь он мог сыграть в этой картине совсем другую роль.
Дяде Мите не дали «развернуться»
Сцены с участием дяди Мити, деревенского пьяницы, получились в фильме самыми смешными. Их могло бы быть намного больше, если бы не безжалостная цензура. В стране шла антиалкогольная кампания, и фильм Владимира Меньшова возмущенные чиновники обвинили в пропаганде пьянства.
А в адрес персонажа Сергея Юрского было сказано, что он «унижает достоинство простых колхозников», выставляя их в виде недалеких пьянчужек. Так фильм лишился половины метража — из двухсерийной картины получилась укороченная версия, чиновники вырезали множество эпизодов.
Александр Михайлов, исполнитель роли Василия, вспоминал потом, что эти эпизоды были невероятно остроумными, и сожалел, что уникальные негативы были уничтожены — восстановлению первоначальный вариант не подлежит.
Юрский мог сыграть Василия, а Шутов — дядю Митю
В главной роли — отца семейства, случайно «оступившегося» на курорте, — режиссер с самого начала видел Александра Михайлова, но тот долго отказывался из-за своей занятости. Поэтому Меньшов принялся пробовать других актеров, одно время хотел снять в роли Василия Сергея Юрского… Но потом Михайлов все-таки нашел время на съемки, и Юрскому достался другой персонаж.
Евгений Шутов в фильме «Мужские тревоги» (1986 г.)
А на роль деревенского алкоголика вначале пробовали артиста Евгения Шутова. Но у того получался очень уж реалистичный образ, и, если бы с ним в паре играла «настоящая», не комичная, бабушка, зритель бы почувствовал фальшь всей ситуации.
Меньшов рискнул, решив сделать подчеркнуто театрализованное действо, и снял в этих ролях Сергея Юрского и его жену Наталью Тенякову. С их появлением каждая сцена стала по-настоящему смешной.
Настоящие Кузякины
Автор пьесы, по которой Меньшов снял свой фильм, — Владимир Гуркин, сибирский драматург и актер. К сожалению, о нем сегодня мало кто помнит, а ведь по его сценариям, кроме «Любовь и голуби», были сняты и другие известные фильмы — «Роковые яйца», «Кадриль», «Люди добрые»…
С Кузякиными по-соседски дружила семья Гуркина. Дело было в городке Черемхово, в Сибири. Сосед дядя Вася увлекался разведением голубей и учил маленького Володю обращаться с птицами.
Кадр из фильма «Любовь и голуби» (1984 г.)
А однажды примерный семьянин дядя Вася завел курортный роман. И всю эту скандальную историю Гуркину рассказала его мама — большая мастерица устных рассказов и баек. Многие ее выражения вошли в пьесу без изменений, это Валентина Петровна так говорила — поехали на курорт органы движения лечить, поотрывать бы им эти органы!
Вообще многое из характеров своих родителей Гуркин «подарил» персонажам пьесы — создавая образы Василия и Нади, он в первую очередь думал о маме и отце.
А вот соседи Кузякины обиделись на драматурга — ведь он прославил их на всю страну и даже не изменил фамилию! А он просто увлекся — и забыл, что фамилию лучше бы придумать другую, уж очень хорошо она подходила главным героям.
«Умерла, дедушка, твоя бабушка»
Вдова драматурга, Людмила Гуркина, рассказывала, что и эпизоды с дядей Митей тоже взяты из жизни. Однажды к ним с мужем пришел местный актер — они тогда жили в Омске.
Начал плакать: мол, помните нашу актрису Мину, она умерла, тело в больнице, дайте выпить. Сердобольные Гуркины с трудом отыскали посреди ночи спиртное, убитый горем актер всю ночь пил, а на следующий день супруги узнали: Мина жива, с ней все в порядке, играет в спектакле.
Характеры же дяди Мити и бабы Шуры драматург «срисовал» с собственного деда и двоюродной бабушки.
Тайна Раисы Захаровны
Особо стоит сказать о персонаже Людмилы Гурченко — она сыграла разлучницу Раису Захаровну. Когда родные и друзья Гуркина увидели пьесу «Любовь и голуби», они ахнули — до того Раиса Захаровна была похожа на одну их общую знакомую, с которой когда-то Гуркин вместе учился, — и манерами, и речью! Потом эта дама заняла важный пост, и ни в одном интервью Гуркин не раскрыл ее имени, уважая личное пространство подруги юности.
Как роль сибирской деревни сыграл карельский городок
Поначалу Владимир Меньшов хотел снимать «народную комедию» в маленьком городке Черемхове Ирскутской области, где прошло детство Гуркина, но потом передумал — выбрал Карелию за ее потрясающе красивую природу. Съемки вели в городке Медвежьегорске.
Двор Валентины Петровны, мамы Гуркина, выглядел в точности так же, как и двор многих сибиряков: он был застелен досками, чтобы не таскать в дом грязь с улицы. Эту деталь Меньшов использовал в своем фильме, сразу добившись узнаваемости.
Кадр из фильма «Любовь и голуби» (1984 г.)
Дом, похожий на дом Кузякиных, арендовали у хозяев, пристроили голубятню… Словом, сделали все, как в жизни. А голуби внесли в фильм особую щемящую нотку — Василий, так и оставшийся в душе мальчишкой, не может жить без своих пернатых.
«Дяди Мити больше нет…» — жители Медвежьегорска помнят и любят Юрского
Жители Медвежьегорска до сих пор часто вспоминают, как в их городке снимали легендарный фильм. Ведь многие из них снимались тогда в массовке — и взрослые, и дети. Сергей Жиц — местный житель, работающий на Беломорканале водолазом, вспоминал, что 10-летним мальчишкой наблюдал за съемками «Любовь и голуби», правда, сам в кадр не попал, зато попали его друзья — Олег Зайцев и Алексей Рязанов: они сидели на скамейке, пока взрослые отплясывали на деревенской танцплощадке. «Когда дядя Митя прыгает вниз к реке, их лица показывают во весь экран: мальчишки смотрят вслед убегающему», — рассказывает Сергей.
Кадр из фильма «Любовь и голуби» (1984 г.)
Внимательно пересматривая фильм, Сергей каждый раз находил новое знакомое лицо. Например, когда Меньшов в кадре объявляет фигуру кадрили, за его спиной находится военрук местного ПТУ. В роли музыканта военного оркестра снялся учитель истории из Медвежьегорской школы — Евгений Тумаш. Когда Ленька на катере останавливается возле причала, где сидят с пивом Василий и дядя Митя, за рулем катера сидит еще один местный житель — мастер училища.
А бородатый любитель «халявного» пива, с удовольствием допивающий нетронутые кружки за героями фильма, — Михаил Колесников. Когда-то он преподавал, по словам Сергея Жица, в художественной студии.
Еще Сергей рассказал о том, что новый хозяин дома, стоящего на месте сгоревшего когда-то «дома Кузякиных», восстановил киношную голубятню. Правда, вместо живых голубей в окошке видны искусно выполненные муляжи, но все равно — и жители, и гости Медвежьегорска с удовольствием приходят сюда полюбоваться «той самой» голубятней из фильма.
Узнав о смерти Сергея Юрского, которого все местные жители очень любят и уважают, Сергей Жиц написал стихи — искренние, сердечные и трогательные:
Светлой памяти С.Юрского от жителей станции «Медвежья гора»
Я услышал чуть рассвет,
Лед сбивая с проруби:
«Дяди Мити больше нет
Из «Любовь и Голуби».
Дал завод вдали гудок.
Стала речка в скорби
Белый свой менять платок
В полынье на черный.
По дворам пошла молва:
«Человек был сложный!».
С ним прощается Москва
И наш край таежный.
Как же вышло, дядя Мить,
Сбылись сны худые…
Много лет с тобою мы
Жили, как родные.
Постоим мы у крыльца,
Где любовь «такА» воспета.
Слезы падают с лица
На ковер еловых веток.
Эх, тебе бы жить да жить,
Голубь в небе вьется.
Ты уходишь, дядя Мить!
Память остается…
Память и памятники
Память Владимира Гуркина, умершего в 2010 году, увековечили в Черемхове — назвали театр его именем, поставили памятник «Любовь и голуби» и памятник троим драматургам — Александру Вампилову, Михаилу Варфоломееву и Владимиру Гуркину.
Может быть, через какое-то время появится и памятник Сергею Юрскому — и неважно, в каком образе — дяди Мити, Остапа Бендера или мэтра Роше.
«Любовь и голуби»: чуб Меньшова из парика Гурченко
Когда 23 года назад Владимир Меньшов показывал перед худсоветом свою новую картину «Любовь и голуби», критики отзывались о ней крайне негативно: «Меньшову изменило чувство меры», «Картина оставляет ощущение перебора и безвкусицы». Герой фильма Василий Кузякин на это бы веско заметил: «Ешкин кот!» А дядя Митя философски добавил бы: «Что характерно…»
Ну а время, как всегда, показало, кто был прав…
ПРОСТАЯ СЛУЧАЙНОСТЬ
Все-таки полезно кинорежиссерам посещать театры. По крайней мере, для Владимира Меньшова поход в «Современник» оказался судьбоносным. После дебютной картины «Розыгрыш» и суперуспешной мелодрамы «Москва слезам не верит» режиссер безрезультатно искал материал для третьего фильма. Читал много сценариев, пытался писать сам, брался за художественную литературу. Ничто не трогало, ничто не цепляло. А ответственность перед новой работой была громадная: если бы она провалилась, все тут же радостно заговорили бы о том, что «Оскар» за «Москва слезам не верит» киноакадемики дали Меньшову случайно.
Но мы-то знаем, что ничего случайного не бывает.
Оказался же режиссер в театре на спектакле «Любовь и голуби» по пьесе сибирского автора Владимира Гуркина с Ниной Дорошиной в главной роли. И сразу понял: нашел! Материал захватил Меньшова: «Спектакль я смотрел в ноябре, а уже на следующий год приступил к съемкам…» Три месяца длился подготовительный период — пробы, выбор натуры, три месяца шли съемки, столько же ушло на выпуск — монтаж, озвучание, перезапись. Конечно, пьесу драматурга надо было приблизить к кинематографическим законам. «Сложно было понять, как снимать кино, — вспоминает режиссер. — Но в какой-то момент я решил, что не стану «окинематографичивать» пьесу, переписывать ее. Наоборот, буду театрализовывать кино». Поэтому в картине появились своеобразные театральные подмостки — если помните, во дворе, где живет семья Кузякиных, — деревянный настил.
На нем-то и разыгрываются драмы и комедии сибирского семейства. Появился и ведущий, объявляющий смены сцен: «Фигура первая. Рабочая», «Фигура вторая. Печальная», «Фигура третья. Разлучная». Да и некоторые приемы, такие как выход Василия из родного дома и тут же его падение в море, — ход театральный. Впрочем, дорабатывать некоторые сцены режиссеру пришлось.
В пьесе Гуркина совершенно не был прописан образ Раисы Захаровны, которая уводит Василия из дома. «Я долго выпытывал у драматурга: какая она, как выглядит, как говорит? — рассказывает Меньшов. — Но понял, что сам Володя не имел о ней четкого представления. Тогда я стал самостоятельно придумывать, поскольку хорошо себе представляю этот тип женщин».
Летающие тарелки, общение с космосом, телепатия, чудеса, ясновидение, знахарки, о которых безостановочно рассказывает Василию эта дама, — выдумка режиссера. В то время подобные разговоры были популярны. «В итоге Людмиле Гурченко было что играть, — комментирует Меньшов. — Ее героиня не просто разлучница, она — интеллектуалка, точнее псевдоинтеллектуалка. Раиса взяла Василия не своими женскими чарами, а познаниями. Он признается, что за всю жизнь столько не узнал, сколько от нее».
НАДЮХА, ВАСИЛИЙ И ДР…
Это сейчас, когда прошло более 20 лет после выхода картины, кажется, что никто другой не мог бы сыграть героев — Надежду, Василия, Раису Захаровну, дядю Митю и бабу Шуру.
А когда шли пробы, режиссер сомневался. Единственный актер, в котором он был изначально уверен, — Александр Михайлов. «Но тогда его кандидатура вызывала сомнения у худсовета, ведь он всегда играл положительных героев, а тут какой-то простой деревенский мужик, да еще уходит из семьи. Пробовал я и других претендентов: Бориса Сморчкова, Виктора Борцова. Меня уговаривали: сыграй сам, но я был нацелен на Сашу. Слава богу, что он смог сниматься». А вот в роли супруги Кузякина Надежды Меньшов видел кого угодно, но только не Нину Дорошину, блестяще игравшую свою героиню на сцене «Современника». Почему — понятно: не хотел повторять театральную постановку. И пробовал Любовь Полищук, которая подходила по возрасту героине. Но все же утвердил Дорошину. «Она оказалась для меня самой трудной актрисой. Нина уже не могла ничего переделать в своей роли, поскольку у нее уже сложился образ Надежды, которую она раз семь в месяц играла в театре!
И на изменения шла с большим трудом».
На роль Раисы Захаровны режиссер искал манерную даму. Предложил роль Татьяне Дорониной, но та почему-то испугалась играть такую героиню. Потом пробовал Ольгу Яковлеву. И, конечно, свою жену Веру Алентову, но ее как раз в тот момент утвердили на роль в другом фильме. В результате группа уехала в экспедицию в Медвежьегорск, где снимали блок о деревенской жизни героев, так и не решив вопрос, кто же будет играть Раису Захаровну. И вдруг, уже в процессе работы, пришла идея пригласить Людмилу Гурченко. Разыскали актрису, которая в это время отдыхала в Пицунде, дали телеграмму. Гурченко приехала в Медвежьегорск на пробы к Меньшову…
Дядю Митю тоже искали долго.
Пока режиссер не вспомнил, как Сергей Юрский, будучи еще совсем молодым, тридцатилетним, блестяще играл старика в питерском БДТ. «Складывалось одно к одному: появился Юрский, и тут же решили позвать его жену, блестящую актрису Наташу Тенякову. Хотя уговаривал ее долго. Тенякова не любит сниматься, критически относится к тому, как она выглядит на киноэкране. Но когда она поняла, что мы с помощью пластического грима «спрячем» ее за внешностью старухи, согласилась. К тому же я ее соблазнил грибами. Пообещал, что там, где будут проходить съемки, очень много грибов… Кстати, не обманул: в Карелии грибов фантастическое количество. В свободное время она с мужем ходила их собирать, и вечерами в гостинице шкворчали сковородки…»
Что характерно, «веселым старичкам» Наталье Теняковой и Сергею Юрскому было еще далеко до преклонного возраста своих героев: ей тогда не исполнилось и 40, ему еще не было 50 лет! Ну а роль ведущего, объявляющего номера, Владимир Меньшов придумал прямо во время съемок. И сам ее сыграл. Правда, для завершения образа героя требовался чуб, торчащий из-под косо надетой кепки. Его изготовили из того, что нашлось на площадке, точнее, из… парика Людмилы Гурченко, надетого задом наперед!
«ЭХ, ВАСЯ, ВАСЯ!»
Многие фразы, ставшие после выхода фильма крылатыми, звучали уже в пьесе. «Ешкин кот», «Я твоим голубям бошки-то поотрываю» принадлежат Владимиру Гуркину. Как и обращение Надежды к дочери: «Людк, а Людк!» Однако то, как выразительно произносит его Нина Дорошина, дорогого стоит.
В одной из сцен Гурченко решила это повторить: когда ее героиня, выбегая из дома Василия, в сердцах кричит: «Людк, а Людк… Тьфу, деревня!» Сибирский говорок, свойственный Кузякиным, давался актерам легко. На съемках присутствовал драматург, а у него, коренного сибиряка, был сильный говор. Артисты быстро это подхватывали.
Хотя характеры пьесы «Любовь и голуби» были уже изначально прописаны яркими, во время репетиций и съемок фильма актеры и режиссер привносили много своего. Сцены, когда дядя Митя приходит к Василию, листает календарь в поисках повода выпить и грустно замечает, что День взятия Бастилии прошел впустую, вообще не было. Ее написал Владимир Меньшов: «Многое придумывалось прямо на съемках.
Я знал, про что будет сцена, но не знал, как ее снять. И только когда отступать было некуда, оставалось 30 минут до команды «Мотор!», садился за сценарий. В фильме много и актерских импровизаций. Больше всех над выдумками хохотал я, хотя это считается плохой приметой. Суеверные кинематографисты считают: если снимаешь комедию и сам смеешься, значит, зрителю будет неинтересно. Но я ничего не мог поделать: надрывался до колик в животе, даже на 10-м дубле…»
До последнего режиссер не знал, как снять сцену драки Надежды и Раисы Захаровны. Сначала все должно было происходить в кадре, но после репетиций Владимир Валентинович понял: выходит не слишком красиво. Тогда и решил спрятать дерущихся женщин за занавесочку.
А спрятав, тут же придумал следующий ход: когда «занавес» открывается, в руках у героини Дорошиной оказывается красный помпон от несуразной беретки разлучницы.
А еще Меньшов хотел, чтобы в фильме были танцы: «Мечтал выстроить параллельную танцевальную линию. И так всем этим надоел, что, когда на три дня уехал из экспедиции в Москву, группа соорудила в Медвежьегорске танцевальную площадку». Актеры учились танцевать, вызвали самодеятельный ансамбль из Карелии, хореографа из Москвы. Но тот так усложнял па, что в конце концов Меньшов сам взялся за хореографию и поставил «ручеек» в исполнении Дорошиной, Теняковой, Юрского и Лисовской.
В последний момент режиссер придумал, что во время сцены любви Надежды и Василия на берегу реки распустится сухое дерево.
Нашли фокусников, те накрутили на дерево «волшебные трости», дергали их за веревочки, и те расцветали пышными цветами… Не давала покоя Меньшову и квартира, в которой живет Раиса Захаровна. Уговорил декораторов прорезать в кухонной двери раздаточное окно. «Я когда-то увидел подобное в одной квартире: большая дубовая дверь, в ней окошко, через которое подаются блюда. В хрущевке нашей героини это выглядело забавно». Добавила красок и Людмила Гурченко. Для начала привлекла к съемкам собственную собачку. А потом придумала, что ее Раиса Захаровна разводит… кактусы. За эту деталь Меньшов тут же ухватился, и жилплощадь разлучницы уставили растениями, о которые постоянно кололся неверный Василий.
СЕЛО, ГОЛУБИ И МОРЕ
Кстати, о селе… Хотя в пьесе дело происходит в сибирской деревне, уезжать на съемки в столь далекие края Меньшов не решился. Прежде всего из-за дороги, которая отнимала бы у слишком занятых актеров много времени. Поэтому натуру искали в Карелии. Выбор пал на Медвежьегорск: «Тут мне понравился пейзаж: вода, возвышенности, не характерные, кстати, для Карелии. Да и добираться более-менее удобно: поездом мы доезжали до Петрозаводска, а потом на машине, правда, по очень плохой дороге». И все равно собрать всех актеров вместе на одной площадке бывало задачей не из простых. Один приезжал на съемки, другой уезжал на спектакль. И так постоянно. Для финальной сцены, чтобы собрать всех артистов, пришлось даже использовать вертолет! Дорошину в воздухе уже
Приземлившись, она вошла в кадр. А через 20 минут Михайлов улетал в Москву. В доме, во дворе которого на месяц устроилось кинематографическое семейство Кузякиных, все время съемок жили его настоящие хозяева. Пока переставляли аппаратуру, они ухаживали за огородом и живностью. Кстати, их собака снялась в одном из эпизодов фильма. Добрые люди не возражали, даже когда группа выстроила на их участке летнюю кухню, настил из досок и голубятню. Между прочим, после завершения съемок эта голубятня простояла еще много лет, пока беспокойные родители не разобрали ее от беды подальше — слишком уж часто их дети лазили наверх. А голуби на съемках были дрессированные, так что особенных хлопот группе не доставляли и все команды выполняли слаженно. Кроме одного случая. В финале летит стая голубей, а один из них резко пикирует вниз.
«Сняли мы их полет в небе, потом подзываем голубя, а он ни в какую. Потратить много пленки на этот кадр я не мог, съемку остановил. Но когда смотрел материал, выяснилось, что один голубь все же ненадолго отстает от стаи. Этого оказалось достаточно…» — рассказывает Меньшов. А вот сцены в интерьерах дома Кузякиных и квартиры Раисы Захаровны снимались в Москве. «Это сейчас, когда стала лучше пленка, надо меньше света, стали снимать в настоящих интерьерах, — рассказывает режиссер. — Тогда это было невозможно. Только в декорациях. На одну молнию за окном, когда Надежда читает письмо от мужа, ушло сколько времени!» Да что там молния! Куда более сложной сценой оказался «выход» Василия из дома на курорт. В фильме герой прощается с домашними, открывает дверь и тут же падает в море, где уже плавает Раиса Захаровна. На словах выглядит просто, на деле — одна из сложно продуманных декораций и опасный трюк.
Съемка этого эпизода проходила в Кобулети, на двухуровневом пирсе. Для начала выстроили часть декорации дома. Прикрепили ее к подъемному крану, стоящему на верхнем уровне пирса. Когда Михайлов открывал дверь и падал, кран тут же поднимал декорацию. А в это время водолазы под водой сдирали с актера костюм, и через секунды он уже выплывал на поверхность, знакомился с дамой и выходил на пирс. Эта часть снята безостановочно, одним куском! Кстати, в этом эпизоде есть и еще один кинематографический обман. Потому что осенью — именно тогда снималась эта сцена — Владимир Меньшов заставил сыграть артистов жаркое лето. Нагнали массовку, которая по команде заныривала в 14-градусную воду. Труднее всего было Людмиле Гурченко — для нее, оказывается, нет ничего страшнее холода.
Но она выдержала не только первый, но и второй дубль, который режиссер решил сделать для подстраховки. Чтобы поддержать актеров, Меньшов сам потом запрыгнул в море. Как вспоминает, вода была обжигающе холодной, зато после этого все дружно согревались водкой.
Но вот чего не ожидали ни режиссер, ни актеры, закончив работать над картиной, — как примут фильм на просмотре члены художественного совета. А приняли они его в штыки. Одни замечания чего стоят: «Подумать, целесообразна ли сцена с цветами на дереве», «Сократить количество выпивок!», «Сократить танцы — очень нудно», «Интеллигентные Тенякова и Юрский играют неинтеллигентных людей». «Мы попали под каток антиалкогольной кампании, набравшей к тому времени серьезные обороты, — вспоминает Владимир Валентинович. — От меня требовали исправить картину — выкинуть все сцены, где присутствует бутылка, и, вообще, всего дядю Митю, так как он постоянно находится в подпитии».
Меньшов отказался резать фильм, и тогда его в приказном порядке отстранили от работы, а на перемонтаж назначили художественного руководителя «Второго творческого объединения» и редактора. Три месяца те кропотливо трудились, исправляя допущенные ошибки. «Я видел их вариант, на просмотр меня хитростью заманил министр кинематографии. Увиденное было дико, нелепо. И это стало понятно всем. Тогда министр меня спросил: «Ну что? Будешь исправлять?» — «А вы не видите, что это нельзя исправить. » В результате чиновники уговорили режиссера на две маленькие поправки. Но упрямый Меньшов сделал только одну, о чем, правда, до сих пор сожалеет. У сцены, где Василий и дядя Митя на причале пьют пиво, а потом, после того как их спугнули жены, разбегаются, было продолжение.
Оставленные шесть кружек пива за минуту выпивал проходивший мимо мужчина. «Сильно пьющего элемента» с удовольствием сыграл местный, медвежьегорский мужик, которого второй режиссер заприметил среди любопытных на съемочной площадке и предложил роль… Некоторые эпизоды режиссер убрал по собственному решению. Картина выходила слишком длинной, и Меньшов решил сократить хронометраж до 101 минуты. Так, «уменьшилась» жизнь Василия в квартире у Раисы Захаровны и его «взаимоотношения» со стиральной машиной, исчез сон Кузякина.
Из-за перемонтажа на «Любовь и голуби» потратили больше денег, чем было запланировано, за что режиссер и директор лишились части гонорара. У Меньшова из зарплаты вычли 10 процентов, а у директора Александра Литвинова — даже 20.
Причиной стала его объяснительная записка: «Перерасход произошел по вине дирекции киностудии «Мосфильм», которая не заняла принципиальной позиции и заставила делать перемонтаж…» Только почти через год после завершения съемок «Любовь и голуби» вышла на экран. Без рекламы, ярких плакатов, публикаций в прессе. Ее не посылали ни на один фестиваль. Лишь через несколько лет Владимир Меньшов показал картину на фестивале комедийных фильмов в Испании и тут же получил главный приз. «Конечно, жаль, что у фильма такая непростая судьба, — признается он. — Уверен, что он смог бы завоевать много наград». Впрочем, «Любовь и голуби» и так заслужил главную награду — народную любовь. А разве может быть что-то выше этого?