Закинули тоньку в ильмень озеро что значит

И устроил есми святому Пантелемону монастырь и
посадил есми в нем игумена Аркадия. А боле в тое землю,
ни в пожни, ни в ТОНИ не вступатися ни князю, ни епископу,
ни болярину ни кому. А хто ловит рыбу, доложа игумена.
Грамота кн. Изяслава Мстиславича Пантелемонову монастырю, 1147 г.

См. картины из Википедии/тоня; https://ru.wikipedia.org/wiki/

* «Новая Сосновая рыболовная тоня», Соловки, XIX век.
* «Остров Малая Муксалма», Соловки, XIX век.
* «Кирилловская рыбная тоня», Соловки, XIX век.

1) Существующая этимология

В Словаре Академии Российской 1789 г. указано: «Тоня, Тонька. 1. Место, где рыбу ловят неводами. 2. Закидывание и вытаскивание невода вместе взятое. Закинуть тоню. По чему тоня?».
Составители Словаря… очевидно не смогли связать специальный рыбацкий термин с лексиконом русского языка.

б) И.И. Стрезневский. Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, Санкт петербург, 1912, т. 3; https://www.litres.ru › Языкознание › И. И. Срезневский
Тоня – рыбная ловля, место, где ловят рыбу. …Селъ есми, господине, на тои ТОНИ, на море, рыбу ловить, и тоть, господине, Мощалка, пришедъ съ своими товарыщами, да меня, господине, с ТОНИ сбил. Прав. гр. Ник. Кор. Мон. 1530 г.

в) Словарь Владимира Даля

ТОНЯ ж. сев. (тонуть?) ватага, рыбалка южн. рыболовня, рыбачий стан, притон, становище, промысел; рыбная ловля, неводное рыболовное заведение, и самое место это. … Тонская избушка, арх. рыбачья, ватажная. Тонная ловля. Тонник, тонщик, тоншик, арх. хозяин тони; вообще, рыбак на тоне. …

г) Этимологический словарь Макса Фасмера

Тоня, «место, где закидывается невод», с.-в.-р. (Даль), укр. тоня – то же, также «опасное, глубокое место», др.-русск. тон;а «место рыбной ловли» (см. Срезн. III, 979), словен. tonja «глубокое место, лужа, болото», чеш. tune – то же, польск. ton, tonia, н.-луж. ton «бездонное место в воде, болоте».
Из *tорnь или *tорniа, связанного с топить (см.) (см. Мi. ЕW 358; Брюкнер 573; Голуб – Копечный 396). Едва ли правильно отделяют от этого слова тоня «рыбачья сеть», сближая последнее с тене;то (см.); ср. Зубатый, AfslPh 16, 415; Траутман, ВSW 323.

2) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка (тоня – 147 топонимов)

а) Сотная из писцовых книг Василия Агалина и подьячего Степана Федорова на Варзужскую волость (1575.05.06)

Варзужские ж волости старые угодья по морскому берегу от Умские межи тони живущие: половина речки Оленицы Варзужских жильцов, а другую половину тое речки ведают Умляня, а ловят забором; тоня на Оленье Рогу, тоня Варничная, тоня по конець Ильменева, тоня Ильменево Дворище, тоня Лодочнои Ручеи, (далее следуют 48 названий рыболовных участков, тони)
Да в реке в Варзуге тони, а ловят на них красную ж рыбу семгу неводы и гарвами: на усть реки Варзуги тоня Рендокота, тоня Гверстище, тоня на Великом Острову, тоня на Сиговце на другои стороне, тоня в Кошу на наволоке, да по тои же реке по Варзуге вверх тоня в Кузониме, тоня в Верхнеи Кузониме, тоня под сопками по конец Вичаного острова, (далее следует название 15 рыболовных участков (тони)).
По морскому ж берегу от речки от Каменки реки и тони: речка Каменка, а в неи заборишко, тоня Песчанка, тоня Подмошечья, тоня Вострои Наволок, (далее следуют 30 наименований рыболовных участков (тони)), …Пялицы, речка Пялица, а в неи заборишко, половину тое [речки] ведают Варзужаня, а другую половину тое речки ведают Терские лопари, то им межа».

б) Межевая («с книг письма») Осипа Тимофеевича Плещеева, Михаила Ивановича Протопопова и дьяка Посника Шипилова на угодьи Тр.-Ип. монастыря от смежных угодей Чудова монастыря и поместных земель Ивана Чулкова и Ивана Федоровича Басманова в Костромском у (1594.12.31)

«А в том урочище тонь: на Сеземе на верхней изголови тоня, да тоня Двои Гачки, тоня Меледа, тоня Севрижья, тоня Скориха, тоня Мытища, да воложка круг Сеземского острова, да воложка ж круг Осередка острова, да Борщинская заводь». …
«Да по государеву цареву и великого князя Федора Ивановича всеа Русии наказу, к Троецкому к Ипатцкому монастырю дана тоня государя царя и великого князя Федора Ивановича всеа Русии езовые рыбные ловли в реке в Костроме от реки от Волги вверх рекою Костромою по речку по Игуменку по старую их троетцкую ипатцкую тоню, а дана была в оброк шюнетцким и самитцким и миским крестьяном, а на той тоне пониже речки Игуменки полоец Дубенка вешняя ловля».

в) Царская грамота новгородскому воеводе князю Ивану Голицыну о дозволении крестьянам села Сытина ловить безоброчно рыбу как в Сытинской губе озера Ильменя, так и в поименованных в грамоте озерах, а ловцам стоять в речке Нише (1656.02.14)

Били намъ челомъ отца нашего и богомолца великого государя, святейшого Никона, патріарха московского и всеа Великія и Малыя и Белыя Росіи, строенья, Новогородцкого уезду, пречистые Богородицы Иверскаго монастыря архимаритъ Діонисей съ братьею: монастырская де ихъ вотчина въ Новогородцкомъ уезд;, въ Сытинскомъ погосте, село Сытино съ деревнями близко Илменя озера, а прежъ де сего изстари того села Сытина крестьяне, какъ было то село въ вотчин; за Троицкимъ Сергіевымъ монастыремъ, лавливали рыбу въ Илмени озере въ Сытинской губе неводами и кереводами, а ловцы де стаивали въ речьке Нише; да ихъ же де крестьяне лавливали рыбу въ речьке Репине, возле Черной Грязи, да въ озерке возле берегу Матрюнина Носи тоня, …».

г) Досмотр зданий, движимого имущества, земляных угодий и рыбных ловель Васильевского, что против Ладоги, за рекою Волховом, монастыря (1666.02.01)

Того жъ Васильевского монастыря рыбныхъ ловель, на реки на Волхове, подъ Победищемъ, полтони зимнея, ловитца рыба: сигъ, сырть, судокъ; подъ извозомъ полтони зимнея, ловитца рыба такая жъ; на Стачеве место зимнее, ловитца рыба тажъ; противъ монастыря подъ городомъ Ладогою тоня съ зачепомъ, а ловитца рыба неводомъ, летомъ…».

3) Рыболовство в Древней Руси

Из письменных источников ясно, что в жизни древнерусского общества рыболовство занимало важное место, особенно в северных районах Руси, где земледелие было затруднено по климатическим условиям. Колонизация северных территорий, уклад христианской жизни (посты, постная пища), создание системы монастырей на крупных реках, озерах и морских островах способствовали развитию товарного рыболовства.
Известно, что многие виды рыб регулярно мигрируют, что связано с поиском пищи и размножением, рыболовство «привязано» к миграциям рыбы и естественно к климатическим условиям данной местности. Рыба (соленая, копченная, сушенная, мороженная) была распространенным товаром на рынках Русского государства, рыбный промысел необходимо требовал создание соответствующей инфраструктуры для ловли, обработки, хранения и перевозки продукта.

Промысловый лов рыбы велся неводами, крупными сетями, достигавшими в длину до 500 метров, а в высоту 4-10 м. Исследователи полагают, что рыболовецкие артели вели промысел рыбы на реках, Чудском, Онежском и Ладожском озере, на озере Ильмень и даже на побережье Ледовитого океана. Для рыболовства на крупных реках, озерах и в прибрежных морских водах необходимы приспособленные для этой цели суда, обычно использовали лодки-боты, в каждой местности были свои конструкции (названия) таких судов. Конец невода прикрепляли к вбитому в грунт колу, лодками завозили невод (разматывая) на глубину, затем другой конец доставляли на берег. Невод с рыбой вытаскивали на берег при помощи воротов или силою животных.

См. древнерусская миниатюра XVI века, ловля рыбы неводом https://www.booksite.ru/enciklopedia/job/302.jpg

Правом владения рыбными угодьями обладали владельцы земли: цари, дворянство, духовные лица и монастыри, и иногда люди низшего сословия, также были участки, где промысел вели все желающие; рыболовство – важная отрасль феодальной вотчины, известны «рыболовные» деревни и слободы. Из документов старорусского периода следует, что основная масса рыбных угодий была поделена и закреплена за обществами (деревнями), которые поставляли рабочую силу и занимались изготовлением сетей и судов. Эти промысловые участки в документах носят название – ТОНИ (тоня); лов рыбы на чужой тони считался преступлением.

Тони были обустроены для жизни и деятельности, имелись жилые дома (иногда церковь, часовня), производственные и хозяйственные помещения: ледники, места обработки рыбы, склады, причалы, садки (малые пруды), где находилась выловленная живая рыба до морозов. В путину там размещались лодки (суда), жили и работали рыбаки (сезон миграции рыбы несколько месяцев), обрабатывали и хранили выловленную рыбу.

4) Обобщение и вывод

Опираясь на древнерусские акты, мы можем вывести содержание (образ) «тони».

* Обустроенное место промыслового лова рыбы, закрепленное за какой-либо общиной (деревней), принадлежащее светскому или духовному феодалу (монастырю), имеющее четко указанные границы; межевание водной территории.

* Временные поселения рыбаков на время миграции рыбы (путины), имеющее необходимую инфраструктуру для жизни и деятельности: дома, склады, ледники, судна, причалы; т.е. рыболовецкий стан.

Этимология термина «тоня» не отработана, в русском языке слово фиксируется примерно с 1147 года, исследователям связать с каким-либо языком слово не удалось.

Целесообразно рассмотреть термин в связи с лексикой сакрального иврита и библейскими образами. Сознание и мышление средневекового человека было религиозным, в северо-восточном регионе Руси монастыри владели значительными земельными и водными угодьями. В XII веке известно 70 крупных монастырей, 50 из них были в северо-восточном регионе, в XV веке, в ходе монастырской колонизации было образовано 254 монастыря.

5) Терминология иврита и библейский образ

* ТОНЯ, термин прочитан наоборот – яНОТ, аиНОТ = ивр. НАА пристанище, жилище, притон, дом, пастбище; форма НЕОТ (НОТ) пристанище, жилище, дом.

* См. стронг иврита 4999, НЕОТ жилище, дом.
* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета, Вильно, 1878
http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_291.htm

б) Вариант истолкования. Тоня – межевание водной территории

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корни – ТОНЯ = Т+ОНЯ.

* Т = иврит ТЕА (Т) ограничивать, межевать.
* ОНЯ = иврит ОНИ, ОНИА корабль, судно.

* Общий вид
ТОНЯ = Т+ОНЯ = ивр. ТЕА (Т) ограничивать, межевать + ОНИ, ОНИА корабль, судно; т.е. межевание водной территории.

в) Библейский образ

* Иеремия 25:37: «Истребляются мирные селения (НЕОТ) от ярости гнева Господня».
* Плач Иеремии 2:2: «Погубил Господь все жилища (НЕОТ) Иакова, не пощадил, разрушил в ярости Своей укрепления дщери Иудиной, поверг на землю, отверг царство и князей его, как нечистых».

Таким образом, в термине «тоня» заложена мысль об узаконенном властью определенном месте проведения рыбного лова, которое одновременно являлось и временным жилищем рыбаков, рыбачим станом.

Источник

Проезентация к уроку литературы в 7 классе. Былина «Садко» : комментированное чтение с пояснениями устаревших слов.

Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть картинку Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Картинка про Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит

Описание презентации по отдельным слайдам:

Былина “Садко” Урок литературы в 7 классе Учитель русского языка и литературы КОГОБУ СОШ ЦДОД Лянгузова Оксана Михайловна Комментированное чтение былины с пояснением устаревших слов.

Господин Великий Новгород Новгород Великий — один из древнейших русских городов, расположенный неподалеку от озера Ильмень, на реке Волхов, вытекающей из Ильменя и впадающей в Ладожское озеро. Крупный торговый и ремесленный центр, стоял на пересечении двух важнейших торговых путей — «из варяг в греки» и Волго-Балтийского пути

Как тут-то связали невод шелковой И поехали ловить в Ильмень- озеро. Закинули тоньку в Ильмень- озеро, Добыли рыбку — золоты перья; Закинули другую тоньку в Ильмень-озеро, Добыли другую рыбку — золоты перья; Третью закинули тоньку в Ильмень-озеро, Добыли третью рыбку — золоты перья. Тоня, тони, жен. 1. Место, где ловят рыбу. || Рыболовное предприятие в таком месте. 2. Одна закидка невода. «В иную тоню воз вытащить, в иную ничего.» (Толковый словарь Ушакова)

Начал Садко выгружать со черлёных со кораблей Именьице — бессчётну золоту казну. Как повыгрузил со черлёныих кораблей, Состроил церкву соборную Миколе Можайскому. Не стал больше ездить Садко на сине море, Стал поживать Садко во Нове-граде.

Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осажденного в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящим над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал как бы град Можаеск в знак охранения его. Николай (Микола) Можайский

Сюжет былины “Садко” в других видах искусства И.Е.Репин ”Садко” Б.Ольшанский “Садко в подводном царстве” Живопись

Опера Н. А. Римского-Корсакова “Садко” Музыка

Кинематограф «Садко» — Фильм-сказка, поставленный в 1952 г. режиссёром Александром Птушко.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть картинку Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Картинка про Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит

Номер материала: ДБ-024219

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть картинку Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Картинка про Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит

Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть картинку Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Картинка про Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть картинку Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Картинка про Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть картинку Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Картинка про Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит

Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка

Время чтения: 2 минуты

Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть картинку Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Картинка про Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит

В России утверждены новые аккредитационные показатели для школ и колледжей

Время чтения: 2 минуты

Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть картинку Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Картинка про Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит

В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения

Время чтения: 1 минута

Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть картинку Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Картинка про Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит

В России отцы охотнее дают деньги детям на карманные расходы, чем матери

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Как немецкая камбала братьев Гримм стала русской Золотой рыбкой?

После истории о попе и Балде ещё одной сказкой, где Пушкин воспроизвёл особенности народного стиха, стала «Сказка о рыбаке и рыбке», написанная второй Болдинской осенью в 1833 г. и опубликованная в 1835 г.

Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть картинку Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Картинка про Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит

В рукописи поэта эта сказка помечена как «18 песнь сербская», что говорит о том, что поначалу он хотел включить её в свой цикл «Песни западных славян». Об этом свидетельствует и её нерифмованный сказовый стиль.
Сравните, например:

«Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…»

с отрывком из «Песен…»:

«Полюбил королевич Яныш
Молодую красавицу Елицу,
Любит он ее два красные лета,
В третье лето вздумал он жениться…»

Если с размером всё ясно, то с народными источниками сюжета дела обстоят сложнее.
Какое-то время считалось, что основой произведения Пушкина была аналогичная сказка, отраженная в сборнике русских народных сказок А. Афанасьева (более нигде в русском фольклоре подобный сюжет не встречается). Но М. Азадовский вполне справедливо указал, что сказка в сборнике настолько похожа на вариант Пушкина, что почти наверняка мы имеем дело с обратным заимствованием, когда авторское произведение уходит в народ (также произошло и с «Коньком-Горбунком» Ершова).

Зато подобный сюжет мы легко можем обнаружить в сборнике братьев Гримм в «померанской» сказке «О рыбаке и его жене». Давайте же посмотрим, как гениальное перо Пушкина превращает немецкую сказку в исконно русскую.

Во-первых, поэт заменяет волшебную камбалу (которая к тому же заколдованный принц) на золотую рыбку без родословной.
Хотя почему же без родословной? Похожий образ можно встретить в былине о Садко, где герой ловит в озере Ильмень «рыбу — золотое перо».

Из былины о Садко:
«…Закинули тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли рыбку — золоты перья;
Закинули другую тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли другую рыбку — золоты перья;
Третью закинули тоньку в Ильмень-озеро,
Добыли третью рыбку — золоты перья».

Пушкин даже хотел перенести действие сказки на это самое озеро (первый зачин сказки звучал так: «На Ильмене на славном озере…»), но потом оставил «самое синее море». Возможно из-за поэтического эффекта, когда «гнев» моря нарастает сообразно амбициям старухи (в сказке Гримм оно тоже меняется).

«Видит, — море слегка разыгралось…»
«Помутилося синее море…»
«Не спокойно синее море…»
«Почернело синее море…»
«Видит, на море черная буря…»

Если у Гримм старуха сразу требует себе новый дом, то у Пушкина появляется, ставшее хрестоматийным, корыто.
Была в немецкой сказке и сцена, где жена рыбака просит сделать её самим… римским папой! Столь забавная просьба брала свои истоки в средневековой легенде (порождённой падением нравов в Ватикане ) о том, что одно время в Риме действительно правила женщина под именем Иоанна VIII.
Пушкин шутку оценил и даже написал этот отрывок.

«Воротился старик к старухе.
Перед ним монастырь латынский —
На стенах монахи
Поют латынскую обедню.
Перед ним вавилонская башня.
На самой на верхней на макушке
Сидит его старая старуха,
На старухе сорочинская шапка,
На шапке венец латынский,
На венце тонкая спица,
На спице Строфилус птица».

Но в окончательную версию он так и не вошёл, потому что «латынская обедня» сразу лишала сказку русского колорита.
Впрочем, и колоритом Пушкин старался не злоупотреблять — например, убрал «конкретную» строчку «Я тебе госпожа и дворянка, а ты мой оброчный крестьянин».

Зато поэт внёс самое важное изменение в сюжет сказки Гримм. Если в немецком варианте рыбак вместе с женой поднимается по «карьерной лестнице» и пользуется всеми благами, то у Пушкина старуха начинает относиться к старику как к своему рабу, и даже не пускает на порог.

«Молвил: „Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна“.
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
„Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!“…»

Изменил Пушкин и последнюю просьбу старухи. У Гримм, вслед за римским папой, жена вполне логично хочет стать Богом. У Пушкина же поначалу старуха хотела стать «владычицей солнца», но потом поэт изменил просьбу на «владычицу морскую». Это сразу же усилило наглость притязаний старухи — ведь теперь она хотела обрести власть над самой благодетельницей («…Чтоб служила мне рыбка золотая / И была б у меня на посылках»).

Блестяще и то, что в конце сказки — там, где камбала Гримм прямо говорит: «Ступай домой, сидит она снова на пороге своей избушки» — возмущённая Золотая рыбка впервые не отвечает на просьбу:

«Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море…»
,

что усиливает развязку, которая позже войдёт в поговорку:

«Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто»
.

Так сказка из немецкого сборника стала исконно русской — и по слогу, и по духу.

На этом рассказ о сказках Пушкина не закончен. До встречи!

Источник

Реконструкторы старинной ильменской соймы в Старорусском районе восстанавливают язык рыбаков

Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Смотреть картинку Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Картинка про Закинули тоньку в ильмень озеро что значит. Фото Закинули тоньку в ильмень озеро что значит

Ильменская сойма – разновидность лодок для плавного лова рыбы, которой пользовались местные рыбаки, – известна как минимум с начала XX века.

Фотография ©: Интернет-сообщество «ВКонтакте» «Ильменская сойма»

Напомним, минувшим летом на берегу Ильмень в деревне Устрека Старорусского района группа добровольцев, людей, неравнодушных к истории страны, новгородской земли, промыслового судоходства, объединилась вокруг уникального дела – восстановления технологии строительства ильменской соймы, последнего представителя народных парусников в России.

Автором идеи выступил москвич Владимир Щетанов, один из основателей Водлозерской артели – сообщества, созданного для поддержки и освещения работы группы исследователей и любителей самобытного мореходства.

Его помощниками стали Александр Мякошин, последний судостроитель на Ильмене, который когда-то строил соймы, Сергей Демешев, старорусский рыбак в пятом поколении, кормщик и большак рыбацкой артели в Устреке, и рыбаки Алексей Кузьмин и Владимир Клевцов.

К осени сойма была почти полностью построена. Судостроителям осталось сделать мостки – палубу, шалашку – каюту, проластить и просмолить лодку, сшить паруса, изготовить мачты и отпорки, обзавестись снастями.

Но объединённые общими идеей и делом добровольцы восстанавливают не только лодку, но возвращают из прошлого множества полузабытых слов, которыми когда-то пользовались ильменские рыбаки в Поозерье и Заозерье.

В своем интернет-сообществе в социальной сети «ВКонтакте» «Ильменская сойма» они делятся новыми познаниями со своими подписчиками и на днях представили «небольшой словарик», с которым очень любопытно ознакомиться и сегодня. Заглавными буквами выделено ударение в слове.

– кормщик (на Ильмене даже чаще говорят «коромщИк») – капитан судна;

– ПоозЕрье – северо-западный берег от Новгорода до устья р. Веряжа;

– поозЕры – старожилы деревень Поозерья;

– заозЕры – старожилы южного побережья Ильменя;

– ужИнский/Устрецкий – житель деревни Ужин/Устрека;

– сбежать – отойти (от берега);

– бежать – идти под парусом;

– тОнька – веревка, с помощью которой управляют парусом;

– пАрщик – напарник (на другой лодке);

– растеряться – потерять друг друга (в озере);

– ватАман – руководитель ловецкой артели:

– кормовИк – кормовой парус;

– косынЯ – отклонение от прямоугольной формы паруса;

– подихОж – наверное, скорее всего.

Напомним, проект Владимира Щетанова предполагает не только строительство соймы, её оснащение, но и испытание её мореходных и эксплуатационных качеств на Ильмене, съёмку чертежа и создание отчетного видео о строительстве и технике плавного лова рыбы.

Видео, фотографии, рисунки после завершения работ будут доступны всем желающим – как учёным, так и всем тем, кто интересуется историей России, новгородского края, рыбного промысла и народного мореходства. Часть информации уже можно найти в сообществе проекта в ВКонтакте «Ильменская сойма».

Ильменская сойма – разновидность лодок для плавного лова рыбы, которой пользовались местные рыбаки, – известна как минимум с начала XX века. В 90-е годы на смену деревянным соймам пришли железные, оснащенные моторами лодки, и строительство деревянных сойм прекратилось.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *