Закипел антифриз в расширительном бачке что делать
Почему закипает антифриз
Основная задача охлаждающей жидкости – охлаждать двигатель во время работы и не дать ему обледенеть зимой при отрицательной температуре. Но, что делать, если сам антифриз в расширительном бачке кипит? В нашей статье мы попытаемся разобраться в этой проблеме и дать ответ на интересующий вас вопрос.
К чему может привести кипение охладителя в расширительном бачке
Основная и даже, можно сказать, «глобальная» неприятность, причиной которой может стать закипание антифриза в расширительном бачке, – это перегрев двигателя. Он может быть слабой, средней и высокой степени. Последствия от него тоже могут быть самыми разными, вплоть до невозможности исправления поломок в моторе. Таким образом, предельно важно следить за тем, чтобы уровень и температура охладителя были в норме.
Что будет, если перегреется двигатель 
Причины закипания охлаждающей жидкости
Теперь рассмотрим более детально каждую причину
Недостача антифриза
Антифриз закипает в расширительном бачке, если его там очень мало. Помните, что его уровень не должен быть ниже соответствующей отметки. Если охладитель заканчивается, долейте еще. Но, знайте, что использовать нужно антифриз одного класса и цвета. Лучше приобретать охлаждающий материал в соответствии с рекомендациями производителя и не заливать одновременно современный антифриз и тосол.
Также стоит учесть и тот факт, что, если антифриз неожиданно «закончился», возможно, произошла его утечка. Ее причину нужно найти и устранить.
Почему появилась утечка? Антифриз может вытекать через микротрещинку, отверстие или испаряться через неплотно закрытую крышку расширительного бачка.
Неисправный вентилятор для охлаждения двигателя
Когда двигатель нагревается до определенной температуры, датчик это фиксирует и происходит замыкание цепи включения электровентилятора. Когда температура опустится до нужного уровня, датчик снова «среагирует» на это и разомкнет цепь. Если же мотор вентилятора сломается или выйдет из строя сам датчик, то последовательность действий прервется, и, как следствие, процесс охлаждения двигателя автомобиля не будет осуществляться. О последствиях этого мы уже говорили. Чтобы узнать, происходит закипание антифриза в двигателе из-за поломки вентилятора охлаждения или нет, нужно нагреть мотор так, чтобы его температура немного превысила сто градусов. Если вентилятор не заработал в этот момент, значит, причина перегрева, скорее всего, в нем.
Воздушная пробка
Если в систему охлаждения попадает хотя бы небольшой пузырек воздуха, он будет мешать нормальной циркуляции охладителя. Такое возможно, если недавно производилась замена тосола.
Некачественный охлаждающий материал
Причиной закипания антифриза в двигателе может быть то, что он, просто напросто, был изготовлен недобросовестным производителем и имеет очень низкое качество. В наше время, к сожалению, никто не застрахован от подделок. Поэтому лучше покупать антифриз в специализированных магазинах, нежели на маленьких раскладках из рук или среди рыночного барахла. Так что, во избежание дальнейших неприятностей, лучше сразу приобрести качественный товар и сэкономить на дорогостоящем ремонте из-за неисправностей, вызванных дешевой подделкой.
Прогорела прокладка
Если прогорела прокладка головки цилиндров, то вполне возможно закипание антифриза. Причина этому – нарушение целостности системы, отвечающей за охлаждение. Если действительно из-за этого перегревается двигатель, то в бачке вы увидите небольшие воздушные пузырьки, также уровень тосола будет быстро снижаться.
Причина в системе охлаждения
Решение этих проблем довольно простое. Если установлен насос от другого производителя, то понятно, что его лопасти могут не соответствовать необходимым размерам. Это приведет к маленькому давлению в охлаждающей системе. Поэтому неподходящий водяной насос нужно заменить.
Так как радиатор подвергается воздействию окружающей среды, в частности, ветра и песка, он может чересчур загрязниться пылью, мелкими камушками.
В таком случае, грязь будет мешать свободному прохождению воздуха через радиатор. Чтобы устранить помеху, почистите или помойте радиатор. После этого все придет в норму.
Сломанный термостат
Когда температура достигает отметки в девяносто градусов, термостат открывает клапан и «запускает» охладитель в большой круг охлаждающей системы. Если термостат не открывает клапан, то антифриз не попадает в большой круг, а циркулирует только по малому.
Чтобы узнать, в термостате ли причина того, что в системе кипит тосол, нужно проверить температуру патрубков, которые начинают большой круг. Если они совсем не теплые, то, скорее всего, причина перегрева «сердца» автомобиля именно в неисправности термостата. Верным решением в данном случае будет его замена.
Срок эксплуатации антифриза закончился
Все охладительные материалы имеют свои эксплуатационные возможности. Со временем вещества, имеющиеся в охладителе, отрабатывают свое. Поэтому время от времени нужно заливать новый антифриз. О том, что наступила пора это сделать, будет свидетельствовать изменение его цвета.
Итак, если закипает антифриз в расширительном бачке, последствия могут быть самыми плачевными, а ремонт автомобиля – очень дорогостоящим. Надеемся, мы смогли объяснить вам, какими могут быть причины этого, и наша статья поможет вам разрешить эту проблему.
Закипел антифриз в расширительном бачке — причины закипания и что делать
В современных автомобилях полноценная работа мотора обеспечивается за счет использования качественного хладогена. Антифриз циркулирует внутри системы, постоянно охлаждает ДВС до нужного температурного уровня в 90 градусов Цельсия.
Несколько раз я сталкивался с ситуацией, когда антифриз начинал кипеть в расширительном бачке. Через какое-то время появлялись течи, и емкость мне приходилось менять. Пока не разобрался в причинах проблемы, так и не удалось устранить неполадку. В представленном материале я расскажу о том, что делать, если закипел антифриз и в чем может заключаться причина произошедшего.
Что такое антифриз и зачем он нужен в автомобиле?
Хладоген (антифриз) имеет низкую температуру замерзания и высокий показатель кипения. Смесь получается в результате объединения воды и концентрата. Иногда антифриз продается в готовом виде. В советские времена в качестве хладогена использовали тосол. Продукт был популярен у автолюбителей, но имел низкие показатели качества.
Изначально, моторы охлаждались обычной водой, но постепенно, от нее пришлось отказаться, поскольку в морозы вода замерзала, а при излишне высоких температурах, быстро закипала. При таких условиях, движку наносился существенный вред, и это приводило к дополнительным тратам на ремонт или на замену отдельных частей.
Антифриз – это более практичный состав, способный выдерживать температуру до +125 градусов. В морозы вещество тоже не застывает. Максимально допустимая минусовая температура – 40 градусов. Конечно, есть и низкокачественные антифризы, которые закипают уже при +85 градусах.
Такие продукты стоит избегать, поскольку они могут навредить мотору и сократить его срок службы. Несмотря на описанные качества, даже очень дорогие и надежные составы могут закипеть. Связано это с разными причинами, о которых я расскажу далее.
По какой причине антифриз может закипеть?
Есть несколько причин и условий, при которых хладоген может закипеть. Каждая ситуация требует внимательного рассмотрения, поэтому, я бы хотел остановиться на случаях закипания антифриза более подробно.
Ситуация №1 — В расширительном бачке недостаточно антифриза
Данная проблема случается нередко, но и решить ее можно очень просто. При минимальном количестве хладогена в бачке, жидкость будет закипать очень быстро. Чтобы не допустить перегрева, можно действовать двумя способами:
Принятые меры позволят предотвратить последующие закипания и вернуть систему в работоспособное состояние.
Ситуация №2 — Наличие протечек и нарушение герметичности системы охлаждения
Если уровень ОЖ продолжает уменьшаться, значить проблема заключается в нарушении целостности системы или емкости. Для урегулирования ситуации достаточно проверить отдельные элементы системы и определить где протекает. Когда не удается найти место протечки своими руками, то стоит обратиться в СТО.
Ситуация №3 — Неисправность термостата
Термостат – это прибор, который устанавливает нужные температурные отметки для охладителя и устанавливает параметры движке. Когда температурный уровень выше 90 градусов Цельсия, то между частями системы открывается специальный клапан. Вещество из малого круга попадает, сначала в большой, потом в радиатор и охлаждается.
Если термостат неисправен, то клапан не срабатывает, а хладоген начинает бурлить и вспениваться в расширительном бачке. Для проверки работоспособности прибора, потребуется заглушить машину. Порядок действий аналогичный в предыдушем случае — проверка работы патрубков. Если один холодный, а другой горячий, значит, прибор неисправен. Прибор контроля придется менять.
Ситуация №4 — Повышенное давление в системе и неисправность радиатора
По аналогии с термостатом, может отказать и радиатор. Особенно часто, подобное нарушение случается во время жары. Чтобы решить проблему, достаточно заглушить мотор и дать ему остыть.
Иногда, датчик, находящийся внутри машины, указывает на нормальное положение, но оххладитель все равно закипает. Здесь проблема может быть в давлении. При увеличении температурного уровня, давление на смесь повышается. Как результат – кипение.
Ситуация №5 — Засорение системы и образование накипи
Отложения образуются в трубках радиатора или в самом устройстве. Это снижает охлаждающие способности агрегата и антифриз закипает. Для исправления ситуации достаточно промыть устройство или заменить.
Причиной возникновения такого нарушения может стать использование некачественного антифриза. Чтобы не доводить систему до негативного состояния, необходимо, уделить внимание выбору подходящей охлаждающей жидкости.
Заключение
В конце обзора, я бы хотел представить несколько кратких выводов:
Причины закипания антифриза в расширительном бачке
Нормальная работа двигателя внутреннего сгорания возможна лишь при условии его непрерывного охлаждения. Оно происходит за счёт принудительной циркуляции антифриза по каналам в корпусе двигателя. Однако нередки случаи повышения температуры охлаждающей жидкости до уровня кипения. Игнорирование такой ситуации может привести к печальным последствиям и дорогостоящему ремонту. Поэтому каждый автовладелец должен чётко знать порядок действий при закипании антифриза.
Почему закипает антифриз
Существует множество причин закипания охлаждающей жидкости (ОЖ) в расширительном бачке, основные из которых:
Во всех этих случаях охлаждающая жидкость не успевает остывать. Её температура постепенно растёт и при достижении 120 о С начинается кипение.
Кипение антифриза в расширительном бачке сопровождается белым паром
Основу антифриза составляет этиленгликоль — химическое соединение из группы спиртов. Он не позволяет ОЖ замерзать на морозе. При закипании же этиленгликоль начинает испаряться. Его пары токсичны и опасны для нервной системы человека.
Низкий уровень антифриза в бачке
При закипании прежде всего следует проверить уровень антифриза в бачке. Делать это следует только после полного остывания ОЖ. При обнаружении недостатка жидкости в зависимости от ситуации следует выполнить следующие действия.
Если антифриза в расширительном бачке мало, его следует долить
Неисправность термостата
Термостат — это регулятор температуры антифриза в системе охлаждения двигателя. Он ускоряет прогрев двигателя и поддерживает нужный ему тепловой режим работы.
ОЖ в системе охлаждения циркулирует по большому или малому контуру. Когда термостат ломается, его клапан заклинивает в одном положении (обычно в верхнем). При этом большой контур не работает. Весь антифриз идёт только по малому кругу и не успевает полностью остывать.
При поломке термостата задействуется только один круг охлаждения
Определить, что неисправен именно термостат, можно следующим образом.
Если термостат сломался в черте города, нужно доехать до ближайшего автосервиса и заменить его. В противном случае следует аккуратно продолжать движение, периодически (каждые 5–6 км) доливая воду в расширительный бачок. Заливать воду в бачок можно только при остывшем двигателе. Таким способом можно добраться до ближайшего автосервиса и заменить термостат.
Видео: неисправности термостата
Проблемы с радиатором
Радиатор перестаёт нормально работать в трёх случаях.
Радиатор покрыт грязью и нуждается в срочной промывке
Во всех этих случаях можно продолжать движение с регулярными остановками через каждые 7–8 километров.
Некачественный антифриз
При использовании ОЖ низкого качества в первую очередь пострадает помпа. Она начнёт ржаветь, появятся смолистые отложения. По причине сильной кавитации она может даже разрушиться.
Кавитация при использовании некачественного антифриза разрушает помпу
В результате крыльчатка помпы будет вращаться медленнее или совсем остановится. Антифриз перестанет циркулировать по охлаждающим каналам двигателя и начнёт быстро нагреваться и закипать. Закипание будет наблюдаться и в расширительном бачке.
Более того, крыльчатка помпы может просто раствориться в некачественном антифризе. Известны случаи, когда ОЖ оказывалась настолько агрессивной, что вызывала мощную химическую коррозию внутренних частей помпы и разрушала их за несколько дней. В этих обстоятельствах вал помпы продолжает вращаться фактически без крыльчатки нет. Давление в системе охлаждения падает, антифриз перестаёт циркулировать и закипает.
Эксплуатация автомобиля с неисправной помпой почти всегда приводит к необратимым повреждениям двигателя. Поэтому при поломке помпы следует взять машину на буксир или вызвать эвакуатор.
Вспенивание антифриза
ОЖ в расширительном бачке может не только закипать, но и вспениваться без повышения температуры. Антифриз остаётся холодным, но на его поверхности появляется белая шапка из пены.
Антифриз в расширительном бачке вспенивается при попадании в систему воздуха
Основные причины вспенивания следующие.
В первых трёх случаях достаточно слить старый антифриз из системы, промыть её и залить новую ОЖ в соответствии с рекомендациями производителей.
В последнем случае повреждённую прокладку придётся менять. Для того чтобы определить, что повреждена именно прокладка, нужно внимательно осмотреть головку блока цилиндров. Если на ней видны следы масла, то прокладка изношена.
Последствия закипания антифриза
При закипании антифриза двигатель перегревается. Специалисты различают три уровня перегрева: слабый, средний и сильный.
Слабый перегрев наблюдается, когда двигатель работает с закипевшим антифризом не более пяти минут. Существенных повреждений за это время, скорее всего, не произойдёт.
Для среднего перегрева двигатель должен проработать с кипящим антифризом 10–15 минут. При этом:
При сильном перегреве двигатель может просто взорваться. Даже если этого не произошло, последствия будут катастрофическими:
Таким образом, вероятность закипания антифриза в расширительном бачке зависит от множества факторов. Некоторые факторы легко устранимы, другие требуют вмешательства специалистов. В любом случае следует избегать перегрева двигателя. Чем раньше водитель заметит кипение антифриза, тем легче будет разобраться с его последствиями.
Почему закипает антифриз: причины и способы устранения
Чтобы поломка авто не случилась в самый неподходящий момент, водителю следует периодически заглядывать под капот с целью проконтролировать уровень жидкостей. Касается это и охлаждающей жидкости, которая выполняет важную функцию – обеспечивает нормальную работу двигателя. Охлаждение двигателя происходит с помощью тосола или антифриза, которые циркулируют по системе из шлангов и трубок, и забирают лишнее тепло от силового агрегата. Иногда водители сталкиваются с таким неприятным явлением, как закипание антифриза. Рассмотрим, закипел антифриз в расширительном бачке, что делать в этой ситуации.
Охлаждающая жидкость: особенности и назначение
Моторное масло, заливаемое в двигатель, проверяют специальным щупом, который вставляется в отдельное отверстие. Для проверки охлаждающей жидкости данных инструментов не потребуется. Узнать ее уровень можно визуально. На стенках расширительного бачка, где находится тосол, имеются специальные риски, отмечающие максимальный и минимальный уровень заполнения. Если жидкость находится посередине, доливать ее не нужно.
Осуществлять проверку охлаждающей жидкости нужно только при остывшем двигателе, и лучше это делать до выезда из гаража. Если после осмотра замечено падение уровня антифриза, то, скорее всего, имеется его утечка, и произошла разгерметизация системы. Если самостоятельно найти место повреждения не удается или нет времени, нужно залить полный бачок и проследить, происходит ли снижение уровня. Если жидкость продолжает вытекать, следует обратиться в автосервис. Для доливки антифриза нужно открыть крышку бачка и с помощью воронки залить его до требуемого уровня. Затем нужно завести автомобиль и подождать несколько минут. Если снижения уровня жидкости не произошло, можно закрывать крышку и начинать движение.
Антифриз (тосол) – жидкость ядовитая, поэтому необходимо беречь глаза и открытые участки кожи от ее попадания. Сливать жидкость при замене на землю нельзя, лучше для этого использовать специальную тару. Впоследствии ее можно сдать на утилизацию на специальное предприятие. Если необходимо, нужно выполнить замену антифриза. Для слива старой жидкости нужно открутить краник или пробку, расположенную в нижней части силового агрегата. Также потребуется слить ее из расширительного бачка и радиатора. Чтобы осуществить данную процедуру, необходимо слегка открутить пробку бачка. Так жидкость будет вытекать активнее.
Затем откручивается пробка и сливается охлаждающая жидкость с рубашки охлаждения двигателя. Предварительно стоит подготовить емкость соответствующего размера и подставить ее под отверстие слива. Вентиль слива или нижнюю пробку нужно открутить и у радиатора. Скорость слива можно регулировать, подкручивая или закручивая крышку бачка. Когда процедура будет завершена, все пробки вновь закручиваются.
Если в системе имеются загрязнения, мешающие движению антифриза и препятствующие передаче тепла, можно выполнить промывку. Раньше для этого использовалась уксусная эссенция, лимонная кислота. Сейчас же можно приобрести специальные составы – промывочные концентраты.
Причины закипания антифриза
Многие водители задаются вопросом, почему закипает антифриз в расширительном бачке. На самом деле, этому есть объяснение. Рассмотрим основные причины.
Самой распространенной проблемой является низкий уровень хладагента. Если произошло закипание, нужно первым делом провести проверку наличия жидкости в бачке. Сделать это необходимо после остывания. Если во время проверки выяснится, что антифриза действительно недостаточно, то нужно предпринять следующие действия:
Если охлаждающую жидкость не заливали в течение нескольких лет, то нужно долить ее до определенного уровня. После этого разрешено ехать дальше.
Если водитель знает, что заливал ОЖ в течение последних недель, но ее уровень приблизился к критической отметке, то ему следует изучить целостность бачка. Возможно, хладагент вытек. В данной ситуации следует обратиться в автомастерскую.
Закипание возникает из-за отсутствия работоспособности радиатора. К примеру, это случается, когда теплопроводность трубок уменьшается из-за большого скопления накипи. Со временем сильная закупорка перестает охлаждать жидкость.
Если трубки засорены полностью, то хладагент перестает циркулировать. Это приводит к повышению его t и дальнейшему закипанию.
Сломанный вентилятор приводит к неспособности радиатора охлаждать жидкость. О появлении неисправности говорит странный шум, возникающий при включении двигателя.
Система охлаждения включает в себя устройство под названием термостат. Именно он позволяет откорректировать t антифриза. С его помощью создается быстрый прогрев двигателя, а также поддержка нужного теплового режима во время работы. Если термостат сломается, большой контур функционировать не будет. Жидкость будет «ходить» по малому кругу, и соответственно, не остынет до нужной температуры. Обнаружить неполадку можно самостоятельно, потрогав патрубки термостата. Если патрубок, подключенный к основному радиатору горячий, а остальные нет, то это говорит о проблемах в устройстве. Решить ее можно заменой и обращением в СТО.
Последствия
Выяснив, почему закипает антифриз, водитель должен разобраться в последствиях. Если охлаждающая жидкость закипит, это приведет к перегреву «движка». По степени перегрев бывает слабый, средний и сильный.
Слабый перегрев представляет собой процесс, когда антифриз кипел не больше 10 минут. Причиной этому чаще всего является выход из строя термостата или вентилятора. Как только автовладелец заметит перегрев, ему нужно отключить мотор. В противном случае начнется плавление поршней. Но это не особо страшная ситуация, в частности для иномарок. Хуже всего будет, если из-под капота повалит густой дым. В данной ситуации нужно срочно обратиться к мастерам.
Средний перегрев возникает, когда кипение антифриза достигло 20 минут. От среднего перегрева больше последствий, чем от слабого. Чаще всего он провоцирует искривление головок блока цилиндров, возникновение на них трещин, расплавление прокладок БЦ, протекание масла через сальники.
Слабый и средний перегрев чаще всего возникает из-за плохого технического обслуживания. Что касается сильного перегрева, он несет в себе более разрушительные последствия. При сильном кипении страдают практически все элементы двигателя. Иногда мотор взрывается, но это случается редко.
Высокие температуры заставляют сгорать и плавиться поршни, текучий металл стекает на стенки цилиндров, после чего поршни перестают нормально функционировать. Моторное масло также перегревается, теряет свои свойства и перестает смазывать трущиеся элементы. Работа коленчатого вала затрудняется, поскольку к нему налипают расплавленные частицы. Поршень «ломает» собой коленвал, пробивает стенку БЦ и двигатель выходит полностью из строя.
Опасно ли это?
Разобравшись, почему кипит антифриз в расширительном бачке, водитель начинает задумываться об опасности ситуации. Ничего опасного в бурлении нет, если охлаждающая жидкость не вытекает, а мотор не перегревается. Но не нужно думать, что любое бурление безобидное. Кипение приводит как раз к перегреву ДВС, от которого разрушаются остальные детали системы. При кипении нужно действовать быстро.
Что делать, если антифриз закипел?
Поняв, почему закипел антифриз в бачке, водителю придется устранить проблему. Сначала необходимо выключить мотор, а затем прощупать радиатор снизу. Если область холодная, значит, неисправность находится в термостате. К сожалению, отремонтировать термостат невозможно. Требуется замена. Если наблюдается сильная утечка жидкости, значит, заклинена помпа.
Если антифриз кипит, то водителю не следует перегружать мотор. Но можно включить печь и вентилятор для быстрого охлаждения. После остановки нужно открыть капот, чтобы «движок» немного остыл на воздухе. Запрещено открывать бак с охлаждающей жидкостью, так как пар может обжечь лицо. Спустя полчаса нужно вызвать помощь и добраться до станции обслуживания. Если возможности получить помощи нет, то следует аккуратно долить антифриз и доехать до мастерской самому, включив при этом печку для охлаждения. Во время движения не стоит забывать контролировать температуру нагрева мотора. При повышении t до +100°С следует остановиться и подождать падения градуса.
Профилактика
Чтобы избежать бурления хладагента, необходимо заливать высококачественный антифриз. Если до замены автомобиль работал слаженно, а после замены ОЖ возникло кипение, значит, дело в низкосортном антифризе. Подделкой является вещество, которое выкипает при температуре 90°С. В этой ситуации требуется слив хладагента и промывка всей системы.
Покупая антифриз, водитель должен обратить внимание на некоторые нюансы. На упаковке пишется температура закипания и давление при бурлении. Чтобы не допускать перегрева мотора, следует заранее на панели приборов выставить значение 95 градусов. Достигнув его, двигатель будет запускать в работу вентилятор.
Меры предосторожности
Каждый водитель должен знать о мерах предосторожности. Во-первых, запрещено открывать крышку бака при закипании антифриза. Горячая струя может сильно обжечь лицо и кожу.
Если требуется проверить температуру нагрева у трубок, то сделать это следует аккуратно. Лучше всего не прикасаться к ним руками, а использовать термопасту, либо специальный термометр.
Подведем итоги
В данном материале были перечислены все причины, по которым возникает бурление антифриза. Если водитель не может понять, почему это произошло, ему следует обратиться в СТО. Главное не допускать сильного перегрева мотора, иначе он выйдет из строя. Чтобы избежать появления проблемы, нужно периодически осматривать систему и покупать только качественные жидкости.