Закличка это что такое кратко в литературе
Заклички
Что такое заклички и какое им можно дать краткое определение? В наше время это небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы.
Википедия дает следующее определение:
Российский гуманитарный энциклопедический словарь еще одно определение:
Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Заклинательный характер, заговорные зачины, образы, закрепы в конце песни (например, «ключ и замок словам моим») связывают заклички с заговорами и обрядовыми приговорами. Они придавали особую значимость обряду, исполнение которого должно было вызвать пробуждение земли и наступление тепла.
Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный напев. Говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услыхала. В южнорусских губерниях их иногда пели в такт хороводу, согласовывая ритм пения с размеренным шагом исполнительниц. Крестьянки говорили: «Песни играть в эти дни грех (пост), кликать же можно» (Шереметева М.Е.1930).
Обряды, связанные со встречей весны, сопровождались пением так называемых веснянок. Их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.
Кликанья обычно сопровождались обрядами с птичками, выпеченными из текста (жаворонки, кулики). Птичек подкидывали с высокого места или прикрепляли к шесту, крыше на нитке, чтобы они «летали» на ветру. Все это связывали с приходом весны, весенним возрождением земли.
Весна! Весна красна!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
Всем известны заклички с обращениями к весне, к дождю, к солнцу, к лету, к птицам (жаворонкам), к радуге.
В школе заклички изучают в разных классах:
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЗАКЛИЧКИ Малые жанры фольклора — это небольшие по объёму фольклорные произведения, к ним относится закличка. Фольклор как творчество народа формировался веками и отражал взгляды на окружающий мир и отношения с ним.
Заклички – от слова закликать – «звать, просить, приглашать, обращаться»
Заклички сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Для чего предназначены заклички? Языческая религия, характерная для восточнославянских народов, предусматривала систему определенных отношений между людьми и природой. Считалось, что боги и богини солнца, грома, весны, зимы, других времен года влияли на погоду и урожай. От них напрямую зависело благополучие семей, а значит, вырабатывалась некая форма договорённости с ними, первоначально включавшая разнообразные магические обряды. Сельчане просили отвести засуху, пролить на землю влагу, помочь подняться и окрепнуть всходам и многое другое, связанное с тяжелым каждодневным трудом. Взамен обещали подарки – домашнюю еду, фрукты и овощи, приглашали в гости.
Весна, весна красивая! Приди, весна, с радостью, С радостью, с радостью, С великой милостью: Уроди лѐн высокий, Рожь, овѐс хороший Закличка – это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям, а также просьба о помощи, адресованная растениям, животным и насекомым. Отсюда – повелительные формы глаголов, отрицательные или положительные: не лей, не грей, цвети, расти и тому подобные. Мелодика их произношения может быть разной: плавной и певучей, ритмичной и задорной.
Закличка – это также просьба о помощи, адресованная растениям, животным и насекомым: мышке, божьей коровке, пчелке, черемухе, клюкве и другим.
Божья коровка Лети на небко, Там твои детки Кушают котлетки. Всем по одной, А тебе ни одной.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-372657
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
ОНФ проверит качество охраны в российских школах
Время чтения: 2 минуты
В московских школах придумали новый формат классных часов с участием отцов
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Возвращение к истокам. Малый жанр фольклора закличка
ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ.
Малый жанр фольклора ЗАКЛИЧКА
Класс 4«А», МБУ СОШ с углубленным изучением
отдельных предметов № 89, г. Тольятти
Педагог высшей категории, учитель начальных классов,
МБУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 89, г. Тольятти
Предмет исследования – структура заклички.
Гипотеза исследования заключается в том, что закличка имеет свою особую структуру, по которой возможно сочинить их самостоятельно.
Цель нашего исследования – на основе выявленной структуры текстов данной фольклорной формы составить сборник современных закличек.
Для достижения поставленной цели был определён ряд задач:
• исследовать историю происхождения и содержание закличек, рассказать об этом одноклассникам;
• исследовать структуру и механизм построения заклички;
• на основе исследования сочинить свои заклички и создать сборник.
Что такое закличка?
Происхождение закличек теряется в глубине веков. Жизнь наших предков была тесто связана с земледелием и природой. От благосклонности природных стихий зависел урожай, удача на охоте, наличие достаточного количества пищи. Предки стремились всячески умилостивить силы природы, задобрить одухотворенные светила или явления. Считая их живыми существами, к ним обращались с различными просьбами или жалобами. Существовало множество ритуалов и обычаев связанных с этим. Обрядовые песни заклинательного призывного характера назывались закличками и содержали просьбу-приглашение природных сил, животных, стихий или времени года.
Прежде всего, заклички это часть духовных традиций народа, которые отражают историческое наследие. Знакомство с закличками обогащает наше представление жизни в стародавние времена народа нашей страны.
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Весь хлеб у нас поела!
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
Несмотря на то, что наши предки такие слова считали настоящим магическим заклинанием, сегодня практически никто не верит в то, что заклички могут иметь какую-нибудь магическую силу. Вот почему в настоящее время заклички практически исчезли из живого бытования, хотя до двадцатых годов нашего столетия они записывались повсеместно и в большом количестве.
В настоящее время детские заклички превратились в своеобразную игру, которая учит наблюдать природные явления. Даже во времена моей бабушки заклички уже не воспринимались ритуалом, а просто были игрой. Она говорила, когда лил дождь на улице, босоногие мальчишки и девчонки носились по теплым лужам, и обязательно кричали:
Дождик, дождик пуще!
Как строится закличка?
Для исследования структуры текстов, была собрана копилка закличек.
Таблица 1. Копилка закличек
Нам с тобою веселей.
Только лучше вырастем.
Дождик, дождик, пуще лей!
Чтобы было веселей!
Дождик, дождик, лей, лей!
На меня и на людей!
Солнышко-ведрышко,
Выглянь в окошечко.
Твои детки плачут
По камушкам скачут.
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Выйди радуга – дуга,
На зеленые луга
Своим концом,
Золотым венцом!
На основе этой копилки был составлен «паспорт» заклички
Таблица 2. «Паспорт» заклички
Следующий шаг нашей работы – это анализ содержания текстов.
Таблица 3. Структура и содержание заклички
1 строка – содержит обращение к объекту
во 2-й строке – должна быть выражена просьба о действии объекта
3 строка – выражает наши чувства, состояние.
4-5 строки – для чего (концовка)
Далее была составлена схема структуры заклички и рабочий лист для её составления
Схема 1. Структура заклички.
После всех наблюдений, на классном часе были представлены наши «открытия», и предложено попробовать каждому из ребят составить свою закличку.
Создаём сборник закличек
Всем классом мы собирали новую копилку – объектов для обращения и подбирали рифмы.
Рисунок 1. Копилка объектов для составления закличек.
Затем по выше составленной схеме сочиняли заклички, обращаясь к объектам «копилки». В итоге у нас получился интересный сборник закличек. (Pril 1)
Вывод: гипотеза, что закличка имеет свою особую структуру, по которой возможно сочинить их самостоятельно подтвердилась.
Заклички это часть духовных традиций народа, которые отражают мировоззрение и представляют историческое наследие. Знакомство с закличками обогащает и расширяет наше представления об окружающем мире, углубляет знания о природных явлениях, вызывает появление вопросов и стремление найти ответы.
Интерес детей к традициям и обычаям своего народа, героическим событиям прошлого своей Родины закономерен. Поэтому практическое применение нашему сборнику закличек мы видим на занятиях, в играх детишек структурного подразделения нашей школы – детского сада «Радужка»
Консультация для родителей «Заклички и небылицы»
Елена Давыдова
Консультация для родителей «Заклички и небылицы»
Давно ли вы держали на ладошке божью коровку,повторяя заученное: «Божия коровка, улети на небо…» и зачаровано ловя момент, когда он раскроет свои крошечные крылышки и взлетит?
Да, детство давно ушло, а вместе с ним ушло и ощущение, неразрывной связи с природой, доверие и доброта к окружающему миру, изначально присущая детям. Но у вас есть шанс пережить это ощущение, пусть не такое уж полное, со своим ребенком.
Заклички, как известно, это коротенькие народные песенки – призывы к матери – природе, сопровождающиеся часто игровыми действиями, нередко имитирующими сознательные действия наших предков, которые верили, что мать – природа их услышит и поможет им. Дети очень отзывчивы на такие игры.
С закличками ребенок впитывает красоту окружающего мира, знакомясь со словами,с которыми он не сталкивается в быту: шелкова травица, аленький цветочек, золотым венцом. Он учиться просить ласково, взывая к сочувствию «…твои детки плачут, по камушкам скачут.»
Но вот ребенок подрастает, уже перечитано много книг, он легко ориентируется в окружающем мире, нажит собственный житейский опыт. И вот тогда –то с особым удовольствием воспринимается другой народный фольклор: небылицы – короткие смешные стишки или рассказики, в которых говорится о том, чего на самом деле не бывает. Это ребенок до 3 лет весь мир воспринимает, как чудо, он еще не способен отделить реальность от чудесного. А теперь он большой и понимает, что правда, а что нет, он сам с усами. Он уже умеет фантазировать и может сам выдумать что – нибудь эдакое. Ребенку нелепицы просто необходимы. Благодаря им он утверждается в своих знаниях о мире, ведь он точно знает, что поросенок не может свить гнездо на дубе, а у козла в бороде не могут жить лягушки.Пользуйтесь моментом: проживайте с ребенком неповторимое время, когда вы еще способны ощущать и верить в чудеса. Это помогает в жизни и детям, и взрослым…
ЗАКЛИЧКИ
Загляни в оконышко!
На холодную водицу,
На шелковую травицу,
На аленький цветочек,
На кругленький лужочек!
Солнце, солнце, ты играй,
Своих деток согревай!
По камушкам скачут! Дождик, дождик, веселей!
Закличка это что такое кратко в литературе
Происхождение закличек теряется в глубине веков. Жизнь наших предков была тесто связана с земледелием и природой. От благосклонности природных стихий зависел урожай, удача на охоте, наличие достаточного количества пищи. Предки стремились всячески умилостивить силы природы, задобрить одухотворенные светила или явления. Считая их живыми существами, к ним обращались с различными просьбами или жалобами. Существовало множество ритуалов и обычаев связанных с этим. Обрядовые песни заклинательного призывного характера назывались закличками и содержали просьбу-приглашение природных сил, животных, стихий или времени года.
Связь с заговорами
Заклинательный характер, заговорные зачины, образы, закрепы в конце песни (например, «ключ и замок словам моим») связывают заклички с заговорами и обрядовыми приговорами. Они придавали особую значимость обряду, исполнение которого должно было вызвать пробуждение земли и наступление тепла. В тех местах, где кликание весны утеряло магическую функцию, заклички перешли в детский игровой репертуар, так же, как сходные обращения к солнцу, дождю, насекомым и т.п., мифологический подтекст которых уже в начале 20 века был заслонен бытовыми представлениями.
Заклички в древние времена отличались своим определенным значением, и занимали особое место в религиозных древних ритуалах. Основная прагматическая функция закличек связана с магическим воздействием слова — вынудить природный объект совершить определенные действия, в которых заинтересован субъект ритуала. С помощью закличек можно сбить с пути летящих птиц и завернуть их в круг («Коршун, коршун, колесом, твои дети за лесом привязаны поясом»), выяснить погоду на предстоящий день («Колода, колода, чи буде завтра погода, гу!»), остановить дождь («Не йди, не йди, дощику, зварю тобі борщику. «, «Радуга-дуга, не давай дождя. «); избавиться от головной боли «Аист, аист, пусть у тебя болит голова, а у меня не болит»; от веснушек «Аист, аист, на тебе мои веснушки. «, серб.) и др.
Народный календарь
Исполнение закличек часто юыло приурочено к первому появлению природного объекта после долгого перерыва или с его ожиданием (встреча весны, приветствие птиц). Например, на пятой неделе Великого поста, пекли «жаворонков», раздавали их детишкам или вешали на ветки деревьев и пели закличку:
Жаворонки, прилетите,
Студёну зиму унесите,
Тёплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Исполнение закличек
Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный, печальный напев. В южнорусских губерниях их иногда пели в такт хороводу, согласовывая ритм пения с размеренным шагом исполнительниц. Наиболее архаичны заклички, бытовавшие в зоне русско-белорусско-украинского Полесья. Их исполнение по своим мелодическим характеристикам наиболее близко к древнейшим заклинаниям-возгласам, выкрикам. Эта особенность, характерная в той или иной мере для всех русских закличек, ставила их в ряд ритуально-магических действий и позволяла исполнять их во время Поста, когда запрещалось петь другие песни. Крестьянки говорили: «Песни играть в эти дни грех (пост), кликать же можно».
В настоящее время заклички практически исчезли из живого бытования, хотя до двадцатых годов нашего столетия они записывались повсеместно и в большом количестве.
В настоящее время детские заклички превратились в своеобразную игру, которая учит наблюдать природные явления. Иногда, когда льёт дождь на улице, босоногие мальчишки и девчонки носятся по теплым лужам, и кричат:
Дождик, дождик пуще!
Наварю я гуще!