Закономерность онтогенеза отражающая постепенное развитие структуры и функций это что
Онтогенез и присущие ему закономерности
Содержание:
Особенности онтогенеза также изучает наука эмбриология (с греческого «эмбрио» — зародыш и «логос» — наука). Большую роль в развитии данной науки сыграл русский ученый К. Бэр, который обнаружил женскую половую клетку млекопитающих и заложил основные критерии классификации, предоставив эмбриологические убеждения. Большой вклад также внесли такие ученые, как А.О. Ковалевский (1849–1901) и И.И. Мечников (1845–1916), являющиеся родоначальниками теории зародышевых листков и сравнительной эмбриологии, А.Н. Северцов (1866–1936), выдвинувший учение о развитии новых свойств организма на любой стадии онтогенеза.
В течение всей жизни организм постоянно претерпевает различные изменения, обновление конкретной группы генов. Данные процессы никаким образов не нарушают жизнедеятельность организм. Однако, все этапы полностью зависимы от более ранних изменений, которые воздействуют на дальнейшее развитие. Поэтому, отклонения организма могут прервать онтогенез независимо от того, на каком этапе развития находится организм. Довольно частая ситуация бывает с зародышами (выкидыш).
Так, онтогенез характеризуется единством положения и времени, потому что прочно связан с телом организма и движется с ним в одном направлении.
Онтогенез бывает двух видов:
Прямой онтогенез характеризуется однонаправленным развитием без глобальных внешних и внутренних изменений. Зародыш еще с рождения похож по строению на взрослую особь, отличаясь лишь своими размерами и не имеющий развитые половые органы или клетки. Чтобы достичь взрослого состояния, он должен пройти многие стадии развития. Стадии куколки при таком развитии нет. К прямому типу онтогенеза относятся все виды живорождения и яйцерождения. Различают два вида прямого онтогенеза: неличиночный и внутриутробный.
В первом случае большая часть развития зародыша проходит в яйце. Обычно такой онтогенез наблюдается у рыб, птиц и пресмыкающихся, так как их женские половые клетки содержат большой запас питательных веществ. При внутриутробном развитии созревание зародыша и обеспечение всеми нужными питательными элементами для жизнедеятельности организма проходит в материнском организме через плаценту и провизорные органы.
Непрямой онтогенез проходит через стадию личинки. Начальным этапом развития является зародыш, который не способен на самостоятельную жизнедеятельность и совершенно не похожий на взрослую особь. И только лишь после многочисленных линек или метаморфоза образуется взрослый организм.
Выделяют полное и неполное превращение:
В первом, из яйца появляется личинка, слегка похожая на взрослую особь. Далее начинаются многочисленные линьки, несущие за собой рост и развитие органов движения и половых клеток. Такой тип развития существует у тараканов, жесткокрылых и саранчовых.
При полном превращении развитие идет с сильным метаморфозом. В процессе онтогенеза организм меняет форму на каждой стадии. Пример такого развития: появляется личинка, затем она проходит небольшое число линек, превращаясь в куколку. Позже из нее получается взрослая особь(имаго) с необходимыми органами. Такое развитие можно наблюдать у бабочек, пчел, мух и других насекомых.
Закономерности онтогенеза и характеристика ростового процесса
Под воздействием и контролем разнообразных и уникальных факторов среды в ходе роста и развития происходит реализация неповторимого генетического материала (генотипа) в его внешнее проявление (фенотип).
· детерминацию и дифференцировку клеток;
В ходе роста и развития организма происходит реализация неповторимой наследственной программы в ее внешнее проявление под воздействием и контролем разнообразных и всегда уникальных факторов среды.
Морфологическое проявление онтогенетической изменчивости наиболее очевидное для нашего восприятия возрастное событие, за исключением разве что изменений в ходе становления психики. Развитие можно рассматривать как процесс возникновения и преобразования различных особенностей организма. В своем развитии организм человека проходит три этапа:
— Эволюционный этап характеризуется преобладанием количества образующихся структур над разрушающимися, нарастанием массы тела. На этом этапе увеличиваются размеры тела и отдельных органов.
— Стабильный этап онтогенеза характеризуется уравновешенностью процессов образования и разрушения клеток и сохранением их в относительной неизменности. Прекращение роста свидетельствует о наступлении зрелости. В этот период масса тела продолжает увеличиваться за счет жировой ткани.
— Инволюционный этап онтогенеза отличается преобладанием количества разрушающихся структур над образующимися, уменьшением массы и размеров тела. В этот период наибольшей выраженности достигают процессы старения организма.
Характерный для человека процесс роста называют в биологии аллометрическим. В ходе развития органы и части нашего тела увеличиваются непропорционально друг другу. Они растут с разными скоростями по сравнению с остальными соматическими параметрами и относительно друг друга, результатом чего является изменение пропорций тела.
Рис. 4.1. Онтогенез человека
Онтогенетическое развитие человека имеет ряд общих особенностей:
— Непрерывность- рост отдельных органов и систем организма человека идет по ограниченному типу. Нет ни одного параметра, который не находился бы на протяжении жизни в развитии или изменении. Конечные величины каждого признака обусловлены генетически, то есть для каждого из них существует норма реакции.
— Гетерохрония, или разновременностьпроявляется в неодинаковой скорости созревания разных систем организма и разных признаков в пределах одной системы. На первых этапах онтогенеза созревают наиболее важные, жизненно необходимые системы.
— Индивидуальность развития является одной из общих характеристик онтогенеза. Динамика онтогенетического развития каждого человека неповторима и складывается в морфологическую индивидуальность человека.
Процесс онтогенетического развития разделяют на период пренатального развития (внутриутробный этап, который длится с момента образования зиготы в результате оплодотворения до момента рождения) и период постнатального развития (жизнь человека с момента рождения до смерти).
Первой работой, посвященной описанию постнатального развития человека, является описание, опубликованное Ж. Бюффоном в приложении к его «Естественной истории». Граф Филиберт де Монбейяр с 1759 по 1777 гг. наблюдал за развитием своего сына и измерял длину его тела каждые полгода с момента рождения до 18 лет, с систематической тщательностью фиксируя свои измерения (Рис. 4.2.).
Рис. 4.2. Рост длины тела сына графа де Монбейяра с момента рождения до 18 лет. А – абсолютный рост Б – скорость роста (годичный прирост длины тела)
Рис. 4.3. Пубертатный скачек роста длины тела
Закономерность онтогенеза отражающая постепенное развитие структуры и функций это что
Раздел ЕГЭ: 3.3. Онтогенез и присущие ему закономерности. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Причины нарушения развития организмов
Онтогенез (индивидуальное развитие) включает весь период жизни особи от зиготы до смерти. Различают два периода: эмбриональный и постэмбриональный.
Эмбриональный период
Эмбриональный период (зародышевое развитие) — период онтогенеза от образования зиготы в процессе оплодотворения до рождения или выхода из яйцевых оболочек.
Этапы эмбрионального периода
В процессе дробления зигота многократно делится, при этом размеры дочерних клеток-бластомеров становятся всё меньше, так как после деления они не растут. В результате дробления образуется однослойный многоклеточный зародыш — бластула. Он напоминает полый шар с эпителиальной стенкой (бластодермой) и центральной полостью (бластоцелью, или первичной полостью тела), которая заполнена жидкостью.
После дробления наступает процесс гаструляции, который характеризуется перемещением части клеточного материала с поверхности внутрь, на места будущих органов. В результате образуется гаструла. Гаструла — чашевидный зародыш, состоящий из двух слоёв (зародышевые листки): наружный (эктодерма) и внутренний (энтодерма). На этой стадии заканчивается развитие низших животных. Нейрула — стадия закладывания внутренних органов (полости первичной кишки, нервной пластинки, хорды в случае хордовых животных). На этом этапе происходит образование третьего зародышевого листка — мезодермы, которая формируется в виде карманов — целом (вторичная полость тела).
Органогенез — дифференцировка клеток каждого зародышевого листка. В процессе органогенеза образуются ткани и органы.
Из эктодермы формируются нервная система, органы чувств, эпителий кожи с его железами и производными структурами (волосы, перья, когти и др.), эмаль зубов. Производными мезодермы являются все виды соединительной и мышечная ткани, кровеносная, выделительная и половая системы. Из энтодермы образуются эпителий средней кишки и его придаточные железы (печень, поджелудочная железа), жабры и их производные — лёгкие, плавательный пузырь и др., а также щитовидная железа.
Органогенез у хордовых связан возникновением комплекса осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечника — и дальнейшей их дифференцировкой.
Постэмбриональный период
Постэмбриональный период развития начинается рождением или выходом из яйцевых оболочек и заканчивается смертью организма.
Постэмбриональное развитие начинается с выхода новой особи из яйцевых оболочек или (при живорождении) из организма матери. Оно подразделяется на три периода — ювенильный, пубертатный и период старения.
Этапы постэмбрионального периода
1) Ювенильный, продолжается до окончания полового созревания. Развитие организма в этот период может протекать по двум различным путям. Прямое развитие происходит, если из яйца или из организма матери выходит особь, похожая на взрослую, но меньшая по размерам и с несформированной половой системой. Другой тип развития называется непрямым и проходит с метаморфозом. Ювенильный период практически всегда сопровождается ростом организма. С одной стороны, процесс роста запрограммирован генетически, а с другой — зависит от условий существования. У человека рост контролируется целым рядом гормонов, выделяемых гипоталамусом, гипофизом, щитовидной и половыми железами.
2) Пубертатный (т. е. период зрелости). У большинства позвоночных животных он занимает, как правило, большую часть жизни.
3) Старение — это общебиологическая закономерность, свойственная живым организмам. В определенном для каждого вида возрасте в организме начинаются изменения, снижающие возможности этого организма к приспособлению к изменяющимся условиям существования.
Процесс старения запрограммирован генетически, однако до сих пор не создано единой теории, объясняющей старение. Одни исследователи считают, что старение является следствием работы группы генов, которая осуществляет некую «программу старения». Эту точку зрения подтверждает существование редчайшего заболевания человека — прогерии. У ребенка, больного прогерией, проявляются явные, нарастающие признаки старости, и в 10—12 лет он выглядит как очень пожилой человек.
Типы постэмбрионального развития
Это конспект для 10-11 классов по теме «Онтогенез (индивидуальное развитие)». Выберите дальнейшее действие:
Закономерности индивидуального развития. Особенности онтогенеза человека
Общие закономерности онтогенеза и его периоды. Взаимоотношения материнского организма и плода. Роль наследственности и среды в онтогенезе. Тератогоенные факторы среды, влияние алкоголя на организм. Возрастные периоды организма и их характеристика.
Закономерности индивидуального развития. Особенности онтогенеза человека
1.Обшие закономерности онтогенеза. Периоды онтогенеза
В ходе онтогенеза многоклеточных организмов происходит рост, дифференцировка и интеграция частей организма. Существует множество типов онтогенеза (например, личиночный, яйцекладный, внутриутробный). Часть из них будет рассмотрена при изучении отдельных групп организмов.
Эмбриональный период онтогенеза многоклеточных животных включает следующие стадии: зиготы, ее дробления, образования бластулы (однослойного зародыша), гаструлы (двухслойного зародыша) и нейрулы (трехслойного зародыша).
Зигота представляет собой оплодотворенную яйцеклетку (яйцо). Оплодотворение представляет собой процесс слияния сперматозоида с яйцеклеткой. Зигота содержит всю генетическую информацию будущего организма, цитоплазму с органоидами клетки и запас питательных веществ (желток).
По содержанию желтка различают несколько типов яиц: алецитальные (без желтка), олиголецитальные (с малым содержанием желтка), мезолецитальные (с умеренным содержанием желтка) и полилецитальные (с высоким содержанием желтка). Чем больше желтка в яйце, тем больше его размеры. По распределению желтка в яйце различают следующие типы яиц: гомолецитальные (желтка мало, распределен равномерно, ядро в центре), телолецитальные (желтка много, распределен неравномерно, ядро смещено к одному из полюсов), центролецитальные (желтка много, распределен равномерно, ядро находится в центре клетки и окружено желтком).
После появления всех трех зародышевых листков начинаются процессы гистогенеза (дифференцировки тканей) и органогенеза (закладки органов). Эмбриональное развитие завершается выходом организма из яйца или его рождением.
Постэмбриональный период продолжается от перехода организмов к существованию вне яйца или зародышевых оболочек до полового созревания. В постэмбриональном периоде завершаются процессы органогенеза, роста и дифференцировки.
2.Взаимоотношения материнского организма и плода
Находясь в чреве матери, плод не испытывает нужды самостоятельно поглощать пищу и кислород, защищаться от атмосферных осадков или заботиться о поддержании температуры своего тела. Все это обеспечивает ему материнский организм. Однако благодаря разворачиванию генетической программы в организме плода постепенно созревают все те физиологические механизмы, которые понадобятся ему с первой минуты самостоятельной жизни.
Подавлению клеточного иммунитета способствует также повышенный уровень некоторых гормонов (ХГ, кортизола, прогестерона, эстрогенов). При беременности также увеличивается концентрация ряда белков сыворотки крови, обладающих иммуносупрессивными свойствами. Иммунолчгическая толерантность матери формируется под влиянием не только факторов внутренней среды собственного организма, но и клеточных и гуморальных факторов плода. Фетальные лимфоциты могут подавлять иммунологическую активность лимфоцитов матери. Следовательно, пролиферативная активность лимфоцитов и, вероятно, всех других клеток материнского происхождения, попавших в организм плода, будет подавлена, что исключительно важно в охране генетической индивидуальности плода.
Иммуносупрессивным действием обладают также плацентарные гормоны (ХГ, ПЛ), трофобластические специфич. антигены (ТБГ, РР5), стероидные гормоны (эстрогены, прогестерон, кортикостероиды), находящиеся на поверхности плаценты в высокой концентрации. Очевидно, функцию локальной иммуносупрессии в плаценте выполняют и местные Т-лимфоциты-супрессоры. Функция иммунологич. барьера выполняется плацентой не только в пределах самого органа, но и вне его. Трофобласт может отдавать в материнский организм целые клетки и отд. их фрагменты, способные сорбировать аллоантитела в организме матери. В плаценте присутствуют иммунокомпетентные клетки всех типов, не являющиеся её собственными. Иммунокомпетентные клетки матери и плода взаимно сенсибилизированы, и плацента является основным местом их взаимной нейтрализации. Иммуносупрессивные функции плаценты обеспечивает многофакторная система, причём каждый компонент этой системы имеет определенные точки приложения и проявляет своё действие в разные сроки беременности. Нарушение иммунологических отношений в системе мать-плацента-плод приводит к тяжёлым осложнениям беременности.
3.Роль наследственности и среды в онтогенезе. Критические периоды. Тератогоенные факторы среды, влияние алкоголя на организм
Роль наследственности и среды в онтогенезе.
Генетический потенциал человека ограничен во времени, причем довольно жестко. Если пропустить срок ранней социализации, он угаснет, не успев реализоваться. Ярким примером этого утверждения являются многочисленные случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения их в человеческое сообщество они не могли уже в полной мере наверстать упущенное: овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это и есть свидетельство того, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через социальное наследование, только через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.
Для понимания роли наследственности и среды в онтогенезе человека важное значение имеют такие понятия, как «генотип» и «фенотип».
биологические задатки, кодируемые в генах;
среда (социальная и природная);
ум (сознание, мышление).
Взаимодействие наследственности и среды в развитии человека играет важную роль на протяжении всей его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма: эмбрионального, грудного, детского, подросткового и юношеского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.
С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наследственности и среды в исследовании умственных способностей человека. Одни считают, что умственные способности наследуются генетически, другие говорят о том, что развитие умственных способностей определяется влиянием социальной среды.
В норме за 12-14 дней до ожидаемой менструации происходит овуляция, то есть достигшая больших размеров яйцеклетка выходит из яичника, поступает в маточную трубу, где чаще всего и происходит оплодотворение. С этого момента наступает беременность. Оплодотворенная яйцеклетка продолжает свой путь по маточной трубе в течение 4 дней в сторону полости матки.
Период продвижения оплодотворенной яйцеклетки по маточной трубе считается первым критическим периодом беременности (с 12-14 до 10-8 дней до начала очередной менструации). В результате нарушения сложных механизмов регуляции работы маточной трубы яйцеклетка после оплодотворения также может внедриться в стенку трубы (внематочная беременность).
Этот период также проходит еще до предполагаемой менструации, чаще всего тогда, когда женщина еще и не подозревает о своей беременности. Попадая в полость матки, зародыш уже состоит из 16-32 клеток, однако он не сразу внедряется в слизистую матки, а еще в течение двух дней находится в свободном состоянии. Эти два дня с момента попадания оплодотворенной яйцеклетки в полость матки до ее прикрепления к стенке матки составляют имплантационный период. Место внедрения зависит от ряда обстоятельств, однако чаще всего это передняя или задняя стенка матки.
ПЕРИОД ОРГАНОГЕНЕЗА И ПЛАЦЕНТАЦИИ
С 12 недель беременности начинается плодный период внутриутробной жизни плода, который длится до 40 недель. В это время плод уже полностью сформирован, однако физически незрел.
Тератогенные факторы среды.
Известно несколько разновидностей пороков: аплазия (отсутствие органа или его части), гипоплазия (недоразвитие органа), гипотрофия (уменьшение массы органа), гипертрофия (увеличение массы органа), геторотопия, или эктотопия (нетипичная локализация органа или группы клеток), гетероплазия (нарушение дифференцировки тканей), стеноз (сужение канала), атрезия (отсутствие канала или отверстия), персистирование (сохранение эмбриональных структур).
Пороки развития, возникающие под действием тератогенных факторов, называются первичными. Вторичные пороки являются следствием первичных. Так, в результате атрезии водопровода мозга (первичного порока) возникает водянка головного мозга (вторичный порок).
Влияние алкоголя на организм.
При приеме беременной женщиной алкоголя, последний быстро проходит через плацентарный барьер и поступает к плоду. Когда мать пьет, пьет и ребенок. Ребенок подвергается действию алкоголя в большей степени и более длительное время, поскольку амниотическая жидкость является своеобразным резервуаром. Мозг и центральная нервная система еще не родившегося ребенка очень чувствительны и могут быть повреждены на любых сроках беременности. В отличие от матери, ребенок не в состоянии перерабатывать алкоголь со скоростью, характерной для взрослого, в результате, алкоголь задерживается в его организме на долее длительный период времени. Количество потребляемого алкоголя, сроки беременности, метаболизм матери, генетический фон; все это обуславливает тяжесть повреждающего действия на младенца.
Алкоголь негативно влияет на развитие и функционирование мозговой ткани и других органов и систем, что отражается на образе мыслей, поведении, познавательных способностях и внешнем облике ребенка и взрослого. Поскольку развитие и формирование ребенка продолжается и после рождения, малыш может пострадать от алкоголя и при грудном кормлении.
Рассмотрим некоторые аспекты влияния алкоголя на плод во время беременности. Мозг, остальная ЦНС и другие части тела развиваются в течение всей беременности и, следовательно, могут быть повреждены на любом сроке. Однако, первый триместр, когда закладываются и формируются все органы и системы, очевидно, самый уязвимый период, в течение которого могут развиться отклонения от нормы. Алкоголь может поражать растущую клетку, уменьшать их общее количество и нарушать взаимодействие между ними по мере их размножения, влияя на ход развития частей плода, формирующихся в момент вредного воздействия. Ранняя потеря клеток у развивающегося плода ведет к общей задержке роста и низкой массе плода при рождении. Мозговая ткань особенно чувствительна к алкоголю, и поэтому мозг пораженных детей при рождении меньше и часто выявляется дислокация нервных клеток. Во втором триместре высок риск выкидышей. Алкогольные расстройства плода на этом этапе чаще связаны с периодами злоупотребления, частого и бесконтрольного приема алкоголя, запоя. В третьем триместре обычно наблюдается быстрый рост плода, который может быть задержан под влиянием алкоголя. На этом отрезке мозг и все нервные клетки также усиленно развиваются. Различные наблюдения и исследования на животных указывают на чрезвычайную уязвимость нервной системы на этом этапе.
Существует ли безопасный порог потребления алкоголя? Алкоголь, как и другие тератогенные агенты, не имеет безопасного порога употребления. Врачи не могут указать гарантированную безопасную дозу потребления алкоголя в течение беременности. Выраженность отклонений у плода при приеме алкоголя беременной женщиной в каждом случае индивидуальна, хотя почти зависит от срока беременности, количества и частоты потребления алкоголя. Следует отметить, что не имеет значения, какой вид алкоголя принимается. Пиво, вино или более крепкие напитки оказывают одинаковый, негативный эффект в течение беременности. Все разновидности алкоголя токсичны для растущего, развивающегося организма плода. Многие думают, что только крепкие напитки, такие как водка, виски или коньяк, опасны. Однако, это предположение не верно. Любой напиток, содержащий алкоголь, потенциально опасен для плода.
4.Постнатильный онтогенез и его периоды
плод материнский организм наследственность
периодизация постнатального онтогенеза приводится в соответствии с рекомендациями VIII конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965)
— возрастные периоды и их характеристика
1. Новорожденный (1-10 дней); для данного периода характерно вскармливание ребенка молозивом
11. Долгожители (свыше 90 лет)
5.Рост и его закономерности
Развитие имеет сложную организацию во времени. Ценность каждого года и даже месяца жизни человека имеет разное значение, которое определяется прежде всего тем, какое место этот временной диапазон занимает в цикле развития. Так, отставание в интеллектуальном развитии на 6 месяцев для 2-летнего ребенка является очень серьезным показателем неблагополучия, тогда как то же отставание для ребенка 6 лет рассматривается как некоторое снижение темпа развития, а у ребенка 16 лет считается и вовсе незначительным.
Вторая особенность состоит в гетерохронности развития. Это означает, что развитие человека происходит неравномерно как в отношении разных психических процессов, так и в отношении отдельных аспектов индивидуального развития человека. Так, процессы восприятия характеризуются одними сроками развития, тогда как развитие эстетического восприятия человека происходит в зрелые периоды его жизни.
Формирование самосознания человека происходит в процессе всей жизни, но дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально гетерохронность может выражаться в несовпадении физического, хронологического и психологического возраста, в котором могут также наблюдаться неравномерности умственного, социально-психологического и эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные для подросткового возраста. Гетерохронность развития связана с сензитивными и критическми периодами развития.
Критическим периодом является диапазон развития, когда функция или способность могут быть реализованы только в этот период. Критические периоды в человеческом развитии чрезвычайно редки. Они встречаются в период пренатального развития или на самых ранних этапах развития младенца. Если функция или способность не имели возможности актуализации в критический период своего развития, они могут быть потеряны безвозвратно. Примером критического периода в развитии человека может служить развитие бинокулярного зрения у младенцев. Критический период для развития стереоскопического зрения определяется от 13 недель до 2-летнего возраста. Если у ребенка косоглазие (страбизм), поврежден один глаз или врожденная катаракта одного или обоих глаз и дефекты не исправлены в данный период, то стереоскопическое зрение у него будет неразвито, компенсация данного нарушения в более позднем возрасте уже невозможна.
6.Продолжительность жизни человека и животных. Деятельное долголетие
Максимальная продолжительность жизни часто противопоставляется средней продолжительности жизни (или ожидаемой продолжительности жизни при рождении, что чаще используется для человека). Средняя продолжительность жизни зависит от условий обитания представителей группы, чувствительности к болезням, числа несчастных случаев, самоубийств и убийств, тогда как максимальная продолжительность жизни практически исключительно определяется скоростью старения. Эпистемологически, максимальная продолжительность жизни также зависит от начального размера выборки[1]. Чтобы избежать этого эффекта, в исследованиях животных, за максимальную продолжительность жизни обычно берётся средняя продолжительность жизни 10 % наиболее долгоживущих организмов группы, что часто считается альтернативным определением максимальной продолжительности жизни. На практике максимальная продолжительность жизни незначительно превышает среднюю продолжительность жизни представителей группы в наиболее защищённых условиях.
Повышенное артериальное давление (гипертензиия)
Ожирение и неправильное питание
Повышенное содержание холестерина
Низкая физическая активность
Плохое качество воды
Устранив эти факторы можно не только улучшить самочувствие, но и прожить дольше в среднем на 15 лет.