Закрыт въезд в россию что делать
Вопросы вынесения решения о запрете въезда на территорию РФ, основания установления запрета и еще несколько важных аспектов по данной теме.
Следует начать с того, что основания и порядок принятия решения о запрете въезда на территорию Российской Федерации определены Федеральным законом Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года
№ 12 «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства».
В МВД России решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принимаются подразделениями по вопросам миграции. В рамках компетенции такие решения принимаются в следующих случаях:
1. за неоднократное (два и более раза) в течение трех лет привлечение к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, сроком на три года со дня вступления в силу последнего постановления о привлечении к административной ответственности;
2. если в период своего предыдущего пребывания в РФ иностранный гражданин не выехал из РФ до истечения 30 суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию РФ по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или смертью близкого родственника, проживающего в РФ, либо вследствие непреодолимой силы или иных явлений стихийного характера, сроком на 3 года со дня выезда из РФ;
3. если в отношении иностранного гражданина вынесено решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации либо передаче РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, сроком на 5 лет со дня административного выдворения за пределы РФ, депортации, реадмиссии;
4. если в отношении иностранного гражданина неоднократно (два и более раза) выносилось решение об административном выдворении за пределы РФ, о депортации либо передаче РФ иностранному государству в соответствии с международным договором РФ о реадмиссии, сроком на 10 лет со дня административного выдворения за пределы РФ, депортации, реадмиссии;
5. если в отношении иностранного гражданина неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за совершение административного правонарушения, связанного с посягательством общественный порядок и общественную безопасность либо с нарушением режима пребывания (проживания) ИГ в РФ или порядка осуществления ими трудовой деятельности в РФ, сроком на 5 лет со дня вступления в силу последнего постановления об административном правонарушении;
6. если иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в РФ превысил срок пребывания в 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180суток, сроком на 3 года со дня выезда из РФ;
7. если иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в РФ превысил срок пребывания в 180 суток, но не более 270 суток со дня окончания предусмотренного ФЗ, сроком на 5 лет со дня выезда из РФ;
8. если иностранный гражданин в период своего предыдущего пребывания в РФ не выехал из РФ и находился в РФ непрерывно свыше 270 суток со дня предусмотренного ФЗ срока временного пребывания в РФ, сроком на 10 лет со дня выезда из РФ.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом № 114-ФЗ.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.
Решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации является основанием для последующего отказа во въезде в Российскую Федерацию.
Одним из критериев, влияющих на положительное решение о запрете въезда иностранным гражданам на территорию Российской Федерации, является наличие самого события административного правонарушения, а также, в обязательном порядке, наличие ранее совершенных административных правонарушений иностранным гражданином, независимо от назначенного ему административного наказания (предупреждение, штраф и др.). Также следует отметить, что уплата иностранным гражданином штрафных санкций не является основанием для не запрета или открытия или ему въезда на территорию Российской Федерации.
В случае выявления сотрудниками полиции неоднократных нарушений иностранным гражданином действующего миграционного законодательства, производится сбор необходимого пакета документов, включающего в себя копии ранее составленных протоколов об административных правонарушениях, копии документа, удостоверяющего личность нарушителя, справку ЗИЦ ГУ МВД России по г. Москве, подтверждающих наличие у иностранного гражданина административных правонарушений, а также ходатайства о запрете въезда иностранного гражданина на территорию Российской Федерации. Собранный пакет документов направляется в подразделение по вопросам миграции для принятия решения о запрете въезда иностранному гражданину.
Действующим методом, направленным на запрет въезда иностранному гражданину на территорию РФ, является так называемое «заочное» решение о запрете въезда. В случае, если иностранный гражданин задержан за совершение административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность или за правонарушение в области миграционного законодательства, не влекущее в качестве административного наказания выдворение за пределы РФ, сотрудник полиции после составления материалов об административном правонарушении и принятия соответствующего решения уполномоченным органом, материал об административном правонарушении направляет в территориальное подразделение по вопросам миграции, где иностранный гражданин проверяется по базам данных МВД России и при наличии у него ранее совершенных правонарушений подразделениями по вопросам миграции выносится решение о запрете ему въезда в РФ.
В случае нарушения ИГ и ЛБГ режима пребывания на территории Российской Федерации, выразившегося в нахождении на территории РФ свыше установленного законодательством срока, в последующем въезде на территорию РФ ему будет оказано.
Кроме того, при наличии у иностранного гражданина, совершившего два и более правонарушения, всех необходимых документов для пребывания на территории РФ, в том числе действующего патента на трудовую деятельность, разрешения на работу в РФ, при предоставлении необходимых документов в подразделение по вопросам миграции может быть принято решение об аннулировании иностранному гражданину указанных документов.
Решение о неразрешении въезда принимается в срок не более 1 месяца со дня выявления соответствующих обстоятельств.
Теперь о порядке информирования. ИГ, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомляются об этом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, принявшим решение о неразрешении въезда, в срок не более 3 рабочих дней со дня принятия решения о неразрешении въезда. Указанное уведомление направляется либо вручается под роспись иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, по месту их пребывания (проживания) на территории Российской Федерации либо по месту их фактического местонахождения на территории Российской Федерации.
В случае невозможности установления фактического местонахождения на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда, уведомление о принятом в отношении них решении о неразрешении въезда не направляется (не вручается).
Так в случае если уведомление получено не было следует обратиться с заявлением в подразделение по вопросам миграции для получения информации из центрального банка данных.
Получить информацию о наличии оснований для неразрешения въезда на территорию РФ можно также на сайте ГУВМ МВД России, направив соответствующий запрос. Запрос направляется посредством заполнения установленной формы, ответ вы также получите в электронном виде.
Важно отметить, что для оспаривания решения о запрете на въезд, необходимо обратиться в подразделение, вынесшее решение или вышестоящее подразделениес заявлением о пересмотре решения о неразрешении въезда на территорию РФ, приложив нотариально заверенные копии документов, подтверждающих устранение обстоятельств, являвшихся основанием для установления запрета.
Если уполномоченный орган МВД не удовлетворил ваше заявление или решение вынесено другим органом, то обжаловать решение можно только в судебном порядке.
Отмена карантина при въезде в Россию с 15 июля: как на самом деле
Что случилось. С 15 июля иностранцы и граждане РФ, прибывающие в Россию регулярными рейсами, могут не соблюдать обязательный режим изоляции в течение двух недель. Теперь достаточно сдать анализ на COVID-19 — и карантин не понадобится.
А вот те россияне, что приезжают из других стран вывозными рейсами, должны, как и раньше, две недели находиться дома или в обсерваторе.
Что можно иностранцам. Раньше все, кто попадал в Россию из другой страны, должны были две недели соблюдать режим обязательной изоляции. Нельзя было даже выйти за продуктами или вынести мусор. В основном это касалось россиян, потому что почти всем иностранцам вообще запретили въезд в страну.
Теперь некоторым иностранным гражданам разрешили въезд. И если за три дня до визита сдать анализ на COVID-19 и получить отрицательный результат, карантин иностранцу с регулярного рейса вообще не нужен. Видимо, логика в том, что регулярные рейсы будут разрешены только из тех стран, где ситуация с вирусом уже не очень опасная.
Если анализа нет, его нужно сдать в течение трех дней после прибытия. Правда, в постановлении не указано, нужно ли эти три дня быть на карантине.
Если иностранец приехал на работу. В постановлении главного санврача написано, что в этом случае соблюдение изоляции обязательно. Никаких оговорок по поводу анализа там нет. Есть другое требование: к работе не допустят без анализа. Поэтому сдавать его все равно нужно, но соблюдать карантин придется в любом случае.
Что с вывозными рейсами. Сейчас россияне возвращаются в страну специальными вывозными рейсами. Их организуют, чтобы доставить граждан РФ из других стран домой. После такого возвращения россияне должны 14 дней находиться на карантине — то есть соблюдать режим обязательной изоляции. Для них карантин пока не отменяется.
Что с регулярными рейсами. Россия начинает обсуждать возобновление сообщения с другими странами. Когда разрешат регулярные рейсы из других государств, обязательная изоляция россиянам, которые прибыли таким способом, будет не нужна. Но в течение трех дней после возвращения придется сдать анализ на COVID-19. Результат нужно будет загрузить на портал госуслуг — в ту форму, что заполняют при въезде в РФ.
Отмена решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства по линии МВД России
Где получить информацию о наличии принятого в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации?
В настоящее время на официальном Интернет-сайте МВД России ( http :// мвд.рф ) в подразделе «Проверка наличия оснований для неразрешения въезда в РФ» раздела «Информационные сервисы» во вкладке «Сервисы» иностранный гражданин может получить информацию о наличии либо отсутствии оснований для неразрешения въезда на территорию Российской Федерации по линии МВД России, а также о территориальном органе МВД России принявшем решение об ограничении въезда в Российскую Федерацию (при наличии таких оснований).
Куда необходимо обращаться с заявлением для отмены решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства?
В соответствии с действующим порядком решение о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации может быть пересмотрено территориальным органом МВД России, принявшим такое решение.
Основанием для отмены решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию является наличие близких родственников – граждан Российской Федерации, наличие действительных разрешения на временное проживание либо вида на жительство, необходимость экстренного лечения на территории Российской Федерации, действительные разрешение на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации либо патент, необходимость экстренного лечения на территории Российской Федерации и другие обстоятельства, при документальном подтверждении таких обстоятельств.
Таким образом, с заявлением о пересмотре решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации необходимо обращаться в Управление МВД России по субъекту Российской Федерации, которым принято решение об ограничении въезда в Российскую Федерацию, с обязательным приложением копий документов, заверенных в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате и подтверждающих наличие указанных обстоятельств.
Кроме того, правомерность принятого решения иностранный гражданин вправе обжаловать в городском суде общей юрисдикции в соответствии с подведомственностью дел, установленной Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации. Иск предъявляется по месту нахождения ответчика (территориального органа МВД России, принявшего решение).
С 1 октября 2021 года снят запрет на высылку из России нарушителей миграционного законодательства
Закончился срок, в течение которого иностранные граждане и лица без гражданства, нарушившие миграционное законодательство и не имеющие законных оснований нахождения на территории Российской Федерации, могли обратиться в органы внутренних дел с заявлением об урегулировании своего статуса.
В отношении законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе урегулировавших свой статус до 30 сентября 2021 года, по-прежнему приостановлено течение сроков временного пребывания, временного и постоянного проживания, постановки на учет по месту пребывания, без необходимости совершения действий для их продления. При этом такие лица вправе обратиться с заявлениями о предоставлении государственных услуг в сфере миграции.
После снятия введенных Российской Федерацией временных ограничений на транспортное сообщение с иностранным государством, о чем будет издан соответствующий акт Правительства Российской Федерации, предусмотренные Указом меры будут действовать еще 90 суток.
Иностранные граждане, на 15 марта 2020 года не имевшие законных оснований для пребывания в Российской Федерации и до 30 сентября 2021 года не обратившиеся в органы внутренних дел для урегулирования законности своего пребывания, считаются незаконно находящимися в Российской Федерации и подлежат привлечению к административной ответственности.
КС пояснил порядок вынесения внесудебных запретов иностранцам на въезд в Россию
20 мая Конституционный Суд вынес Определение № 884-О по жалобе на положение законодательства, которым регламентируется запрет на въезд иностранцев на территорию России.
12 декабря 2016 г. гражданин Республики Узбекистан Отабек Поянов въехал на территорию России и в нарушение установленных законом сроков в 90 дней пребывал на территории страны 297 дней. Только 4 октября 2017 г. он выехал из России.
15 января 2018 г. Отабек Поянов вновь прибыл в Россию, на этот раз он покинул страну 11 марта, т.е. в установленные законом сроки. В феврале 2019 г., когда он в третий раз попытался попасть на территорию России, ему было отказано во въезде, при этом решением ГУ МВД России по Пермскому краю Поянову был запрещен въезд в страну сроком до 4 октября 2022 г., т.е. на 5 лет с момента выезда из России в 2017 г.
Отабек Поянов обратился в суд, однако тот отказал в удовлетворении административного иска. Суд посчитал, что ГУ МВД России по Пермскому краю действовало в рамках предоставленных дискреционных полномочий, а отсутствие нарушений законодательства в период пребывания заявителя в России в 2018 г. не влияет на правильность принятого решения, так как правовое значение имеет только период незаконного пребывания в 2017 г. Суд также отметил, что вынесение решения об административном выдворении иностранного гражданина за пределы территории Российской Федерации является самостоятельным основанием для принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
После того как апелляция и кассация оставили решение первой инстанции в силе, Отабек Поянов обратился в КС. По его мнению, положения подп. 13 ч. 1 ст. 27 Закона о порядке выезда из РФ и въезда в РФ не соответствуют Конституции, поскольку предусматривают наказание за нарушение миграционного законодательства, налагаемое во внесудебном порядке, без ограничений по срокам его применения. Также, указал он, оспариваемые положения содержат неопределенность в вопросе о том, какой период следует считать предыдущим, что позволяет произвольно принимать решение о неразрешении иностранным гражданам въезда в Россию и фактически создает для иностранных граждан те же неблагоприятные последствия, как и за нарушения законодательства, образующие состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП.
Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, Конституционный Суд заметил, что ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП предусмотрена ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания). В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП срок давности привлечения к ответственности за данное нарушение составляет один год со дня совершения правонарушения. При этом в случае если иностранный гражданин не выехал, его действия образуют состав правонарушения, объективная сторона которого выражается в пребывании на территории РФ без документов, подтверждающих право на это. Соответственно, правонарушение является длящимся, в связи с чем срок давности по нему должен исчисляться с момента обнаружения (ответ на вопрос 16 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда за первый квартал 2010 г.).
Как указал КС, в случае заявителя, который нарушил условия пребывания и уклонялся от выезда из России по истечении разрешенного срока пребывания вплоть до 4 октября 2017 г., возможность привлечения его к административной ответственности на момент принятия решения от 4 февраля 2019 г. о неразрешении заявителю въезда в Россию отсутствовала. Закон о порядке выезда и въезда в Россию предусматривает, что если иностранный гражданин превысил срок пребывания, находился на территории страны непрерывно свыше 180 суток, но не более 270, то въезд в Россию ему не разрешается на срок 5 лет со дня выезда (подп. 13 ч. 1 ст. 27). Соответственно, в таком случае уполномоченные органы вправе и должны принять решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию за нарушение обязанности, установленной п. 1 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан, не обусловленное привлечением лица к административной ответственности.
Данная мера, отметил Конституционный Суд, направлена на предупреждение новых правонарушений со стороны иностранного гражданина (лица без гражданства), находящегося за пределами территории России, и в силу этого не может быть увязана с производством в порядке, предусмотренном КоАП, в том числе с необходимостью привлечения лица к ответственности по ст. 18.8 КоАП. Таким образом, принятие указанного решения не обусловлено обязательным предварительным привлечением лица к административной ответственности. При этом субъект, в отношении которого принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, правомочен оспорить данное решение в суде. Суд в рамках процедур, предусмотренных гл. 22 КАС, рассматривает требование об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, принявшего соответствующее решение, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями.
Применительно к вопросу о сроке, в течение которого может быть принято решение о неразрешении въезда иностранному гражданину, следует исходить из содержания подп. 13 ч. 1 ст. 27 Закона о порядке выезда и въезда в Россию, согласно которому въезд иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в течение 5 лет со дня выезда с нарушением миграционных правил, отметил КС. В период этого срока уполномоченный орган вправе принять решение о неразрешении въезда.
«Такой запрет на въезд носит временный характер, содержит четкие границы начала данного срока (день выезда из Российской Федерации с нарушением установленного разрешенного срока пребывания), это обусловлено целевым предназначением оспариваемой нормы, связанным с исключением возможности нахождения на территории Российской Федерации лица, которое в период предшествующего пребывания не соблюдало ее законы и правила пребывания, что имело место в деле заявителя», – указывается в определении.
Конституционный Суд заметил, что в жалобе заявитель указал на неопределенность термина «период предыдущего пребывания», полагая, что не должны учитываться допущенные им ранее нарушения, за которые он не привлекался к административной ответственности и не выдворялся из России. Между тем законодательство, регулирующее вопросы миграции, исходит из необходимости учета всей информации, характеризующей иностранного гражданина в Российской Федерации. При принятии решения об ограничении въезда уполномоченными органами должны учитываться все обстоятельства, в том числе его поведение в период пребывания в стране ранее. Среди прочего оценивается и тот факт, что таким лицом было допущено превышение срока временного пребывания независимо от того, въезжал впоследствии такой субъект в Российскую Федерацию снова или нет.
Руководитель административной практики ЮК «Миграционный Юрист» Андрей Фоменко указал, что Конституционный Суд фактически разъяснил правила вынесения решений о неразрешении въезда и нежелательности пребывания. «КС обратил внимание, что МВД не обязано выносить решение о запрете въезда в день выезда иностранного гражданина из России, как и в день окончания срока незаконного пребывания или в день какого-то иного события. Проверка по каждому случаю запрета на въезд проводится минимум тремя сотрудниками, и это занимает время», – отметил юрист.
Андрей Фоменко указал, что законодательно установлен лишь пресекательный срок действия такого решения – 5 лет с даты окончания нелегального пребывания в России. «Почему иностранного гражданина пустили в Россию после длительного незаконного пребывания, а потом отказали во въезде? Дело в том, что так же, как и большинство правонарушений в сфере правил дорожного движения выявляются дорожными камерами, правонарушения в сфере миграции выявляются алгоритмами информационных систем. Возможно, второй раз иностранному гражданину удалось въехать на территорию России, так как решение о неразрешении въезда в отношении него еще не было принято либо он воспользовался новым паспортом и базы данных не идентифицировали его как нарушителя режима пребывания в предыдущий период. Нарушения конституционных прав в порядке и сроках принятия решения о неразрешении въезда нет, и странно было их там искать», – посчитал Андрей Фоменко.
В комментарии «АГ» Адвокат КА г. Москвы «Минушкина и партнеры» Анна Минушкина заметила, что КС принял определение, заслушав заключение судьи, что уже означает важность данного вопроса и имеющейся неопределенности в применении нормы права, и дал конкретные разъяснения:
КС также отметил, что права иностранных граждан в рассматриваемом случае не нарушаются, поскольку решение о неразрешении въезда может быть обжаловано в судебном порядке по нормам КАС, при котором суды проверяют решения на предмет их законности и обоснованности. «В настоящий момент имеется уже несколько определений ВС, позволяющих судам применять некий тест на предмет законности или незаконности таких решений. Можно смело говорить, что практика сформировалась. Верховным Судом разъяснены понятия соразмерности и обоснованности данных решений», – указала Анна Минушкина.
Адвокат АБ «Юсланд» Ольга Цейтлина отметила, что, как посчитал КС, вопрос автоматического принятия решения о запрете въезда без учета личных обстоятельств нивелируется наличием процедуры обжалования данного решения в судебном порядке. «Спорно, на мой взгляд, что решение о неразрешении въезда за предыдущие нарушения может быть принято в течении 5 лет (в течение всего срока запрета). Норма не выглядит определенной, при том что срок привлечения к административной ответственности составляет всего один год. КС на это ответил, что необходимо учитывать все обстоятельства, в том числе его поведение в период пребывания в стране ранее. Среди прочего оценивается и тот факт, что таким лицом было допущено превышение срока временного пребывания независимо от того, въезжал впоследствии такой субъект в Российскую Федерацию снова или нет», – указала адвокат.
Однако, посчитала Ольга Цейтлина, автоматическая система запрета на въезд не может учитывать все личные обстоятельства, которые за 5 лет могут и измениться (рождение детей, брак, заболевание, изменение ситуации в стране исхода). «Данное дело показывает, что по некоторым вопросам лучше в КС не обращаться, так как это только усугубляет положение, закрепляя отрицательные тенденции правоприменительной практики», – подчеркнула адвокат.