Закрытая специальность что такое
Какие профессии могут исчезнуть из колледжей и техникумов
Реакция общественности не заставила себя ждать. После бурного обсуждения в Интернете проект изменили, и министерство разослало официальный документ, где черным по белому написано: «Минобрнауки в рамках общественного обсуждения учло все конкретные предложения. В результате. принято решение сохранить профессии среднего профобразования: парикмахер; оленевод-механизатор; слесарь-электрик метрополитена; скорняк; овощевод; доменщик; докер-механизатор; часовщик-ремонтник, огранщик алмазов в бриллианты».
Теперь в проекте «запретного» списка осталось около 60 специальностей. В том числе пивовар, рыбак прибрежного лова, изготовитель мороженого, изготовитель эмалированной посуды, электромонтер по наладке медоборудования. А еще там есть профессии из текстильной отрасли, горнодобывающей промышленности, приборостроения, химических технологий.
С производством мороженого похожая картина.
Из-за сложностей с оформлением аккредитации образовательной программы в этом году набора на электромонтеров не было. Тем не менее колледж приготовил все нужные бумаги и был уверен, что возьмет на учебу абитуриентов.
Сейчас спорный документ повторно вынесен на всеобщее обсуждение. И если уж будет принято решение закрыть ту или иную специальность в колледже, то вместе нее должны быть открыты, как минимум, две новые. По мнению экспертов, спрос в России на среднее профобразование в ближайшие годы будет только расти.
Кстати
Прекращается прием в колледжи по 43 профессиям
В России идет перестройка системы профобразования
Министерство просвещения России планирует с конца года прекратить прием в колледжи и техникумы студентов по 43 специальностям. Прием на обучение этим специальностям и профессиям прекратится с 31 декабря текущего года, соответствующий проект приказа размещен на портале проектов нормативных правовых актов.
Какие профессии исчезнут из колледжей и почему, и что еще изменяется в среднем специальном образовании?
Устаревшие профессии отменят
В пояснительной записке говорится, что принять эти меры предлагается «в целях приведения структуры подготовки кадров со средним профессиональным образованием в соответствие с актуальными потребностями на рынке труда, а также укрупнения профессий и специальностей по принципу расширения квалификаций».
Проще говоря, отменят специальности и профессии нескольких типов. Во-первых, невостребованные и устаревшие, не пользующиеся спросом ни у студентов, ни у работодателей. Во-вторых, те, для которых в наше время не нужно длительное обучение, поскольку современные технологии позволяют быстро обучиться им если не прямо на рабочем месте, то, например, на курсах (скажем, водителя троллейбуса или контролера банка).
Наконец, государству выгоднее обучать специалиста более широкого профиля, поэтому исчезнут многие узкие специальности (та же вышивальщица), войдя в состав других. Так что не стоит волноваться, если ваш ребенок мечтал стать парикмахером или ветеринаром! Аналогичные профессии он все же получить сможет, о чем мы расскажем ниже.
Вот каким профессиям, в частности, не будут больше учить в колледжах:
Среди оставшихся 15 профессий, которые мы решили здесь не приводить, большинство связаны с монтажом в отдельных отраслях промышленности.
Список актуальных профессий и специальностей расширен
Правда, пока это лишь рекомендации для разработки и актуализации стандартов среднего профессионального образования в стране, а не конкретные специальности ссузов. Какие-то из них можно получить и сейчас, а прием на какие-то начнется или будет существенно увеличен в ближайшее время.
4 сентября премьер-министр России Михаил Мишустин своим указом расширил перечень наиболее востребованных профессий в экономике России, а точнее, «необходимых для применения в области реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации».
В список вошли 55 специальностей и 35 профессий среднего профессионального образования, в том числе в таких сферах, как робототехника, логистика, медицина, сельское хозяйство, строительство, туризм, социальная сфера и сфера обслуживания.
» Признаться, мы были впечатлены как разнообразием направлений, так и тем, что ряд специальностей в списке совпадает с предлагаемыми в вузах, в том числе престижных.
Понятно, что здесь студенты получат не столь высокую квалификацию, однако колледж может дать хороший старт на пути к желанной профессии! Полный список здесь >>>
Вот некоторые из перспективных профессий среднего звена:
Специальности:
» Нетрудно заметить, что ряд профессий из списка – те же, но предполагающие более высокую квалификацию, чем в списке «вычеркнутых» специальностей.
Например, ветеринарный фельдшер без приставки «младший», «Технология парикмахерского искусства» вместо простого «парикмахера».
Как считают эксперты, пользоваться популярностью в ближайшем будущем и в перспективе будут специальности в четырех областях: работе с данными, логистике, медицине и туризме.
Справка: напомним, в 2021 году новосибирские абитуриенты могли поступить на пять новых специальностей:
Две первые из них входят в ТОП-50 самых востребованных профессий.
Всего за последние 10 лет в региональных колледжах и техникумах были открыты 88 новых профессий и специальностей, 33 из которых — из перечня наиболее востребованных.
Перетряска специальностей и профессий с учетом изменения рынка – важная часть общей перестройки системы среднего профессионального образования в России. Важной частью этой перестройки станет программа «Профессионалитет».
Что такое программа «Профессионалитет»
Программа «Профессионалитет» будет реализовываться с 1 сентября 2022 года. Вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что на реализацию проекта планируется выделить около 30 млрд руб.
Программа предполагает сокращение сроков обучения в колледжах. После оптимизации сроков обучения студентов колледжей и техникумов, согласно планам Министерства просвещения, те, кто получает рабочую профессию, будут сидеть за партами два года, а получающие более технологичную специальность — три.
По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, это не означает ухудшения качества обучения: образовательные технологии и производство развиваются такими темпами, что нужные навыки можно получить быстрее, чем раньше.
По информации Института развития профессионального образования, под новые образовательные стандарты с сокращенными сроками обучения подпадут более 100 профессий и специальностей.
Кроме того, замдиректора департамента госполитики в сфере среднего профобразования и обучения Маргарита Скворцова сообщила, что для колледжей будет разработана цифровая платформа, позволяющая создать индивидуальные образовательные программы для студентов. Платформу планируют запустить с 1 сентября 2022 года в рамках программы «Профессионалитет».
Справка: по итогам приемной кампании 2021 года количество первокурсников вузов и ссузов практически сравнялось, составив в каждом случае около одного миллиона двухсот тысяч. Среднее профессиональное образование выбрали 60% выпускников девятых классов.
Сейчас в России более 3,6 тысячи колледжей и техникумов, в которых учится около 3,3 миллиона студентов, из них 2,2 миллиона – на бюджетной основе.
Перечень открытых наименований закрытых специальностей[*]
Приказ Минобрнауки России от 01.01.2001 №4
Прикладная математика и информатика
Физика конденсированного состояния вещества
Физика кинетических явлений
Физика пучков заряженных частиц и ускоритльная техника
Ядерные реаторы и энергетические установки
Физика конденсироанного состояния вещества
Физика атомного ядра и частиц
Физика кинетических явлений
Организация и технология защиты информации
Комплексная защита объектов информатизации
Противодействие техническим разведкам
Исследование природных ресурсов аэокосическими средствами
Вакуумная и компрессорная техника физических установок
Проектирование технических и технологических комплексов
Электроракетные двигатели и энергтические установки
Космические лтательные аппараты и рагонные блоки
Испытание летательных аппаратов
Системы жизнеобеспечения и оборудования летательных аппаратов
Лазерные системы в ракетной технике и космонавтике
Стартовые и технические комплксы ракет и космических аппаратов
Динамика полета и управление движением летательных аппаратов
Авиационная и ракетно-космическая теплотехника
Прицельно-навигационные системы летательных аппаратов
Автоматизированные системы управления боевыми авиационными комплексами
Системы приводов летательных аппаратов
Робототехнические системы авиационного вооружения
Системы жизнеобеспечения и защиты ракетно-космических аппаратов
Судовые энергетические установки
Морская акустика и гидрофизика
Автоматические системы управления морской техникой
Корабельне автоматизированные комплексы и информационно-управляющие системы
Многоцелевые гусенечные и колесные машины
Транспортные комплексы ракетной техники
Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие
Высокоэнергетические устройства автоматических систем
Управляющие, пилотажно0навигационные и электроэнергетические комплесы летательных аппаратов
Электрооборудование летательных аппаратов
Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации
Оптико-электронные приборы и системы
Электрониа и автоматика физических установок
Средства связи с подвижными объектами
Системы управления летательными аппаратами
Взрыватели и системы управления средствами поражения
Вычислительные машины, комплексы, системы и сети
Автоматизированные систмы обработки информации и управления
Химическая технология материалов современной энергетики
Химическая технология органических соединений азота
Химическая технология полимерных композиций, порохов и твердых рактных топлив
Технологияэнергонасыщенных материалов и изделий
Технология пиротехнических средств
Химическая технология сиснтетических биологически активных веществ
Технология средств химической защиты
Радиационная безопасность человека и окружающей среды
Прикладные математика и физика
[*] Прием иностранных граждан на обучение по открытым наименованиям закрытых специальностей допусается только с разрешения федерального органа исполнительной власти, на который возложены функции учредителя образовательного учреждения (приказ Минобрнауки России от 01.01.2001 г. № 000)
Словарь абитуриента: сложные термины простым языком
34738 | 02 мая 2020 |
Объясняем простым языком термины, которые должен знать каждый поступающий, чтобы правильно выбрать место обучения и не запутаться при поступлении в вуз.
Понравилось | 233 |
Мы обнаружили, что многие абитуриенты путают термины, которые необходимо знать, чтобы не запутаться при поступлении. Так, например, мы обнаружили большую путаницу в терминах “направление подготовки”, “специальность”, “профиль подготовки”, “образовательная программа”, “кафедра” итп.
Сразу скажем, что мы не хотим давать четкие определения терминам, их можно загуглить. Мы хотим разжевать суть понятным языком. Начнём по порядку.
Направление подготовки.
Самый важный термин, который нужно знать абитуриенту – это направление подготовки. Многие путают его с профилем, специальностью, профессией.
Путаница с термином “специальность” произошла после введения Болонской системы в вузах России. Если вкратце и грубо, то эта система предполагает упразднение программ подготовки специалистов (5 лет обучения) в пользу программ подготовки бакалавров (4 года обучения). До этого термин “направления подготовки” можно было приравнять к термину “специальность”. Теперь базовое высшее образование – это подготовка не только специалистов, а и бакалавров. Однако, до сих пор выбирая себе место обучения абитуриенты ищут именно “специальность”, что теперь некорректно и сильно усложняет жизнь. Так как появились направления подготовки не только специалитета, а и бакалавриата, то теперь корректно выбирать не специальность, а направление подготовки. Соответственно, теперь есть направления подготовки бакалавров и направления подготовки специалистов. Список направлений подготовки строго регламентирован его можно посмотреть у нас на сайте тут https://tabiturient.ru/np/. Это очень важно понимать и желательно его изучить.
Профиль подготовки.
Незнание того, что есть конкретный список направлений подготовки приводит к тому, что возникает путаница с другим термином – профиль подготовки или специализация (не путать со специальностью/специалитетом). Мы обнаружили, что в нашем поиске по направлению подготовки люди часто пишут что-то вроде “национальная экономика”, “программирование” итп. На самом деле, таких направлений как “национальная экономика” и “программирование” не существует. Есть направление подготовки “Экономика”, где есть профиль “национальная экономика”, есть направление подготовки “Прикладная математика и информатика”, где есть профиль “системное программирование».
Формулировка профиля подготовки может быть абсолютно любой. Это решает сам вуз. Если речь идет о направлении подготовки “Экономика”, то вузы любят приписывать что-то вроде “мировая экономика и политика”, “инновационный бизнес”, “финансовая аналитика” итп. Очень часто (не всегда) профили – это всего лишь приписки в рекламных целях для привлечения абитуриентов. Согласитесь, инновационный бизнес звучит привлекательней, чем экономика. По факту же, очень часто, эта приписка означает лишь то, что программа “Экономика” с профилем инновационный бизнес от программы “Экономика” общего профиля отличаются лишь тем, что у первой будет полгода такой предмет. Даже в дипломе этот профиль записан не будет. Будет записано только направление подготовки, в данном случае будет написано “освоил(а) программу бакалавриата по направлению 38.03.01 Экономика”. Справедливости ради хочется ответить, что есть программы, где этот профиль действительно важен и учебные планы программ очень отличаются, но сейчас речь не об этом. Нам важно донести мысль, что не стоит путать направление подготовки и профиль.
Кафедра.
Будучи студентом, я когда-то работал в приемной комиссии. Самое большое негодование у меня вызывала фраза абитуриента “хочу поступить на кафедру макроэкономики”. Пожалуйста, забудьте вообще о кафедрах. Я постоянно вижу, что на нашем сайте ищут какие-то кафедры и хотят туда поступить. Простым языком говоря, кафедра – это объединение преподавателей или научных сотрудников. Все, что нужно знать абитуриенту о кафедре, это то, что он будет прикреплен к ней, когда будет писать диплом. Подробно рассказывать об этом не буду. Хочу лишь донести ту мысль, что на кафедры никто не поступает. Вот пример. Есть кафедра физкультуры. Даже если Вы будете учиться на Менеджменте и писать диплом на кафедре управления персоналом, то все равно будете иметь дело с преподавателями кафедры физкультуры.
Вуз.
Вуз – высшее учебное заведение. Далее грубая терминология. Если вуз включает в себя несколько институтов и факультетов, он называется университетом, высшей школой или академией. Если вуз включает в себя только совокупность факультетов, то он называется институт. Когда у вуза появляется несколько институтов, то он называется не институт, а университет.
Путаница заключается в том, что институт может быть как самостоятельным вузом, так и находиться внутри какого-то учебного заведения.
Более того, вуз будучи университетом может называться институтом. Например, МФТИ (Московский Физико-Технический Институт). Когда-то действительно был институтом. Теперь он университет. Название сохранено, видимо, из-за того, что хотели сохранить бренд.
Сейчас осталось очень мало институтов как самостоятельных вузов. Как правило, институты сейчас находятся внутри каких-то университетов, высших школ, академий.
Образовательная программа.
Обратите внимание, что Вы поступаете именно на образовательную программу. Не на факультет, не на кафедру, не на направление подготовки, а именно на образовательную программу.
Каждая образовательная программа реализуется в рамках вышеупомянутого направления подготовки. Образовательная программа может быть в составе факультета или института. У образовательной программы может быть профиль подготовки. Лекции будут вестись преподавателями разных кафедр. Для наглядности, чтобы понять, что такое образовательная программа, давайте возьмем НИУ ВШЭ. Если вы перейдете на страницу со списком проходных баллов ВШЭ по направлению “Экономика” тут https://tabiturient.ru/vuzu/hse/proxodnoi/?1112, Вы обнаружите, что есть 5 разных программ. Эти 5 программ находятся на 3 разных факультетах. Они имеют разные профили (кстати, профили могут пересекаться).
Хоть все они ведут подготовку по направлению Экономика и даже профили у них будут одинаковые, им выделено разное количество бюджетных мест, стоимость обучения у всех разная, у каждой образовательной программы свой собственный учебный план и даже преподаватели. Придя в приемную комиссию, нужно четко понимать на какую именно образовательную программу Вы поступаете. Нельзя просто нести документы в ВШЭ на экономику или менеджмент.
Теперь Вы знаете чем отличается направление подготовки от профиля и образовательной программы 🙂 Надеемся, нам удалось хоть немного разжевать термины, которые помогут Вам более точно определиться с местом обучения.
Понравилось | 233 |
К сожалению, только авторизированные пользователи могут оставлять комментарии. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь
Стоп-лист вузов 2021: куда нельзя поступать
Что происходит?,ВУЗЫ И КОЛЛЕДЖИ
Как поступить в вуз и сохранить свои нервы, время и деньги? Как не попасть в худший вуз? Рассказываем, какие проблемы бывают у вузов, что они значат для вас.
Лишенные лицензии вузы
Самая серьезная проблема вузов.
Худшие вузы России: куда нельзя поступать
Без лицензии вузы не имеют права вести образовательную деятельность. Обучение в таком учреждении не несет никакой ценности. Это и есть чёрный список вузов.
г. Москва
Академический международный институт
Институт бизнеса, психологии и управления
Институт индустрии моды
Институт международных социально-гуманитарных связей
Институт экономики бизнеса
Индустриальный институт
Международная академия оценки и консалтинга
Московский институт аналитической психологии и психоанализа
Московский институт банковского дела
Муниципальный институт г. Жуковского
Московский институт права
Московский институт физической культуры и спорта
Московский новый юридический институт
Современная гуманитарная академия
Столичный гуманитарно-экономический институт
Институт технологии туризма
г. Санкт-Петербург
Невский институт управления и дизайна
Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права
Регионы
Барнаул: Алтайская академия экономики и права
Екатеринбург: Уральский гуманитарный институт
Новосибирск: Новосибирский гуманитарный институт
Самара: Самарский институт бизнеса и управления
Сочи: Сочинский институт моды, бизнеса и права
Приостановлены лицензии:
г. Москва
Московский институт телевидения и радиовещания
Институт информационных технологий, экономики и менеджмента
Это лишь часть вузов и списки постоянно обновляются: кто-то возвращает себе право обучать студентов, кто-то его теряет. Будьте осторожны! Некоторые недобросовестные вузы не сообщают об отзыве лицензии и продолжают принимать документы.
Вузы, лишенные аккредитации
Только аккредитованные учреждения могут выдавать дипломы государственного образца. Вузы без аккредитации могут набирать студентов, вести учебный процесс. Но диплом вы получите установленного образца, который на рынке труда ценности не имеет. Также такие учреждения не имеют права предоставлять отсрочку от армии.
Выборка вузов, которые недавно лишились аккредитации:
г. Москва
Институт Содружества Независимых Государств
Институт журналистики и литературного творчества
Московская академия экономики и права
Международный славянский институт
Московский институт банковского дела
Московская гуманитарно-техническая академия
Первый московский юридический институт
г. Санкт-Петербург
Балтийский институт экологии, политики и права
Институт телевидения, бизнеса и дизайна
Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии
Санкт-Петербургский институт экономики, культуры и делового администрирования
Смольный институт Российской академии образования
Регионы
Астрахань: Институт мировой экономики и финансов
Екатеринбург: Уральский институт коммерции и права
Екатеринбург: Уральский финансово-юридический институт
Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний
Казань: Казанский институт финансов, экономики и информатики
Краснодар: Кубанский социально-экономический институт
Курск: Региональный финансово-экономический институт
Нижний Новгород: Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
Нижний Новгород: Нижегородская правовая академия
Новосибирск: Сибирский независимый институт
Новосибирск: Новосибирский институт экономики, психологии и права
Томск: Томский институт бизнеса
Хабаровск: Приамурский институт агроэкономики и бизнеса
Челябинск: Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина
Спустя год после лишения аккредитации вуз может попытаться вернуть ее.
Вуз может быть лишен аккредитации полностью или только по некоторым направлениям. Если статус потерян в течение учебного года, вы имеете право на перевод в другое учебное заведение на аналогичных условиях обучения. При этом можете выбрать другую специальность. Для перевода нужно написать заявление.
Неэффективные вузы
Каждый год Минобрнауки проводит мониторинг эффективности вузов. При проверке анализируется:
Если вуз отстает от нормы по четырем и более показателям, он признается неэффективным. На исправление ситуации у таких учреждений есть девять месяцев. Самым слабым вузам грозит реорганизация или лишение лицензии.
Для того, чтобы узнать уровень эффективности интересующего вуза, нужно прокрутить главную страницу вниз и после раздела с регионами указать полное название вашего института в поисковой строке.
Страница «Высшей школы экономики» (г. Москва) — здесь можно сравнить показатели выбранного вуза со средними показателями
«Неэффективными» могут быть признаны не только малоизвестные учебные заведения, но и топовые вузы страны. Это может быть связано, например, с их узкой направленностью. Кроме результатов мониторинга стоит посмотреть на рейтинг вуза, поискать отзывы студентов и изучить преподавательский состав.
Реорганизованные вузы
Чаще всего реорганизация вузов проводится с целью повышения качества образования. Наиболее слабые учебные заведения присоединяют к сильным. Происходит это только по взаимному согласию обеих сторон.
Самые крупные процессы реорганизации за последние годы:
На самом деле реорганизация для студентов и абитуриентов несет только положительные изменения. У них появится возможность получить более качественное образование в сильном вузе. Студенты, которые обучались в учреждении в момент его присоединения, с их письменного согласия переходят в новый вуз.
Памятка для абитуриентов
Нет лицензии
Нет аккредитации
Запрет на обучение студентов
Нельзя получить диплом государственного образца и отсрочку от армии
Искать другой вуз для поступления
Реорганизованный
Присоединение к более сильному вузу
Поступать в объединенный вуз
Неэффективный
Не соответствует установленным нормам эффективности. Возможно, есть проблемы с качеством образования и оснащенности
Узнать рейтинг вуза, изучить отзывы и преподавательский состав
Поступать с низкими баллами
Памятка для студентов
Лишен лицензии
Обучение в вузе прекращается в течение пяти рабочих дней
Писать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения
Лишен аккредитации
Можно продолжить обучение. Но по итогам вы получите диплом негосударственного образца
Писать заявление о переводе в другой вуз с аналогичными условиями обучения
Реорганизован
В вашем дипломе будет написано название нового вуза
Неэффективен
Скоро сменится ректор, начнется процесс переустройства вуза
Быть готовым перейти в другой вуз в случае лишения лицензии или реорганизации
Не спешите с выбором вуза. Проверьте несколько раз, все ли с ним в порядке. Тогда вам не придется тратить время зря. И помните, что из любой ситуации можно найти выход.