Закрытие небесных врат что это
История об умирающем шамане: празднование «Закрытия Небесных врат»
У хакасов есть такой праздник, Уртун-Тойы, который проводится в день осеннего равноденствия. Он символизирует окончание сельскохозяйственного сезона и является обычным праздником урожая, который распространен практически во всех культурах земного шара. Люди устраивают большой пир, сопровождающийся жертвоприношениями духам, которых благодарят за обильный урожай и просят дать такой же в следующем году. После него наступают холода, что в традиционных обществах означало суровую пору, когда придется выживать в основном на накопленных за лето ресурсах.
Откачали. Били в бубны, звали его пением заклинаний, звенели колокольчиками и совершали прочие магические телодвижения. Татарин очнулся, повел мутным глазом на всех окружающих, которые, млея от удачного завершения событий, ласково ему улыбались, и начал страшно ругать всех последними словами. Оказывается, он хотел умереть и, собственно, уже почти помер, как нерадивые собратья его вернули с того света. Окружение выпало в осадок. Татарин пригрозил всем камчой и, виляя по степи как бриг под порывами шквалистого ветра, пошел за водкой. Через 20 минут с другого конца степи раздался закономерный крик о том, что Татарин опять пытается умереть. История решила закольцеваться и окуклиться.
Впрочем, теперь на всякий случай от него держат водку подальше, поскольку справедливо подозревают, что если Татарин опять выпьет, то точно решит умереть, а реанимационной бригады шаманов рядом уже не будет.
«Закрытие небесных врат»
Дайджест событий 2015 года
Весь год мы рассказывали важные и необычные новости. Новости, которые станут историей. Пришло время вспомнить, каким был этот год.
Как уверяет ректор оригинального заведения, всегоза полгода здесь научат не только эффектно плавать с гигантским хвостом, но и раскроют все секреты мифических сирен.
Инопланетное присутствие в Сирии активизировалось. За последние пару месяцев уфологи зафиксировали здесь такое количество НЛО, сколько раньше не наблюдали и за год. Специалистов настораживает также характер поведения пришельцев. Они уже практически не скрываются и ведут себя открыто. Множественные видеоролики – тому доказательство. Чего же добиваются инопланетные гости?
Женщина, известная как самая молодая мать за всю историю человечества, умерла в Перу. На момент смерти Лине Ванессе Медине было 82 года. Есть версия, что она скончалась после того, как вспомнила свои первые роды — было это в пятилетнем возрасте.
Огромные геоглифы обнаружены в степях на севере Казахстана. Созданы эти рисунки с помощью курганов, траншей и валов, и выполнены в пяти основных формах, а самый крупнейший геоглиф вмещает в себя 101 курган.
Части тел внезапно приходят в движение, когда помещение закрывается на ночь. Эту паранормальную активность удалось обнаружить с помощью видеокамер.
Как проходит обряд «Закрытие небесных врат»
Такие большие тайлаганы, как открытие или закрытие небесных врат, всегда продолжительны, так как состоят из нескольких ритуалов. Обряд прошел в воскресенье на берегу Иркута. На тайлаган приехали жители Иркутска и округа.
Людей не испугал даже плохой прогноз погоды. Впрочем, как это часто бывает на шаманских обрядах, день выдался теплым и солнечным. Видимо, духам понравились подарки, которые приготовили им люди.
Подношений в этот день было много. Каждый человек пришел не с пустыми руками — взяли с собой печенье, конфеты и чай с молоком. Кроме лакомств на столе каждого из девяти шаманов, которые в этот день проводили тайлаган, были водка, сигареты, шелковая рубашка и синий хадак.
— Лето — это пора наибольшей активности духов, — пояснил член правления религиозной организации шаманов «Байкал» Виталий Балтаев. — Осенью они уходят в верхний мир. Во время осеннего традиционного обряда мы просим духов, чтобы и зимой они о нас позаботились.
Самые главные подарки богам — это баран и роща из 14 молодых берез, которые сначала срубили, а потом поставили в землю зеленым островком. В конце праздника они были преданы огню, который, по поверью, и доставил подарки до адресата.
До того как начались обряды, зрители с трудом различали шаманов: они выглядели совершенно обычно, ничем не выдавая себя. Костюмы их были развешаны на жердях и ждали своего часа. Только перед камланием избранники духов надели свои синие наряды с богатым убранством разноцветными лентами.
Первым ритуалом стало совместное камлание и чтение молитв, которое сопровождалось боем в бубны. Если в этот момент закрыть глаза, то возникает ощущение, что это и не бубны вовсе, а топот табуна лошадей. И это недалеко от правды. Потому что именно бубен переносит шамана в иной мир.
В этот день на острове вообще происходило много чудесного. Например, когда шаманы стали совершать обряд оживления берез, в небе появились стаи черных птиц. Они раскинули крылья и долго кружили над поляной.
— Это хороший знак, это слетелись наши онгоны, почтили нас своим присутствием, — сказала шаманка Эльвира Аюшинова. — Еще во время камлания часто бывает, что в хорошую сторону меняется погода. Например, если с утра небо было затянуто и синоптики обещали дождь, то после обрядов небо становится чистым, светлым.
Птиц видели все. Но были и такие люди, которые утверждали, что лицезрели самих спустившихся на землю онгонов. Или заметили «изменение спектра берез», когда шаманы проводили обряд их оживления.
— Да-да, я закрыла глаза, посмотрела на них и увидела, как они буквально заполыхали, — рассказала одна из зрительниц. Девушка во время обрядов сидела в позе лотоса, или стояла с закрытыми глазами, или подыгрывала шаманам в колокольчик.
Среди людей выделялся мужчина, как оказалось, знахарь славянской системы целительства Жива Владимир Гаряж. В этот сентябрьский день он ходил по лесу босым, напитывался энергией и благодарил духов за прожитое лето.
— Как ни называй, все едино, — рассуждал он. — И в славянской традиции, и в шаманизме в основе всех явлений природы живут духи.
Иркутянка Марина Новиченко в этот день просила у духов здоровья для себя и своих близких. Целительница с шаманскими корнями, она и сама проводит обряды, поэтому относится к ним серьезно и с уважением.
— Иркутская область — это бурятская земля, здесь живет много шаманистов. Шаманские ритуалы полезны и интересны не только для них, но и для всех людей. Ведь духи даруют благословение и исполняют просьбы обратившихся — о здоровье, успехе, благополучии, — говорит она.
В Бурятии шаманы закрыли «Небесные врата»
В ритуале принимают участие не только шаманы, но и простые люди
Осенний тайлган (обряд) поклонения «Закрытие небесных врат» провели 16 сентября в Бурятии. Шаманы из религиозной организации «Тэнгэри» попросили небожителей о покровительстве. Молебен проводится традиционно перед холодами, когда «боги засыпают», сообщает «Восток-Телеинформ» со ссылкой на «Тэнгэри».
— Когда Тэнгэри собирается ко сну, их предупреждают, что именно этот человек пришел помолиться, и во сне они видят его. Шаманы просят, чтобы человек прожил до их пробуждения, чтобы его жизнь была счастливой, человек не подвергался никакому негативу, — отметил Верховный шаман межрегионального центра шаманов «Хаан Тэнгэри» Баир Цырендоржиев.
Согласно легенде, с неба спускаются тринадцать сыновей и отправляются в северную сторону. На обряде эти божества входят в тела тринадцати наиболее опытных шаманов. Боги говорят свои пожелания до весны. Участие в обряде, который традиционной прошел в районе новой Комушки, приняли шаманы из Бурятии, Иркутской области и Забайкалья. С собой верующие обычно берут печенье, конфеты, молоко, чай, заваренный с молоком.
Добавим, тайлган является традиционным общественным праздником бурят, проводимым шаманами. Это семейное или коллективное молебствие. Слово «тайлган» в переводе означает «чествование богов». С давних времен дата проведения тайлгана изменялась каждый год и ее выбор зависел от множества факторов: цикла сельскохозяйственных работ, времени кочевки, определенных «знаков» природы, а, следовательно, и высших сил. Главными целями проведения тайлгана являлись просьба у высших сил благополучного года, хорошего урожая и травостоя, увеличения скота, счастья в семьях, избежание бед и несчастий для рода. Все обрядовые мероприятия призваны пробуждать в верующих уверенность в гармоничном и долгом сосуществовании с силами природы, способствовать процветанию народа, приумножению богатств и продолжению рода.
Закрыли небесные врата
Замысловатые узоры шаманского наряда оберегают человека, который его носит
Тахилы — столы с подношениями божествам
Только избранный духами может стать шаманом
Момент, когда в шамана вселился онгон
Во время молитвы паломники обращаются к духам местности
Шаманы Прибайкалья провели обряд, чтобы жители региона благополучно пережили зиму
Сентябрь — традиционное время, когда на берегу Иркута шаманы проводят обряд, посвященный покровителям, 13 местным божествам — хатам. Тайлаган «Закрытие небесных врат» завершает этап наиболее активной деятельности духов, которые уходят в верхний мир на покой, берут паузу. Но и в этот период шаманы просят божеств оградить всех людей от невзгод и страданий. Сами при этом они проходят через церемонию далга, которая дарует всем счастье, удачу и денежное благополучие.
— Два самых главных молебна, которые проводят шаманы в течение года, это открытие и закрытие небесных врат, — рассказывает Баир Тулунов, заместитель председателя религиозной организации шаманов «Байкал». — Каждый раз, когда мы встречаем и провожаем божеств, просим у них благополучия и защиты. Божеств много, но в этот раз мы призывали тех, что живут на нашей территории, — 13 северных хатов. Среди них хозяин Иркута, хозяйка Ангары и Буха-нойон — прародитель бурятских племен: булагат, эхиритов и хори.
Подготовка к большому тайлагану всегда занимает не меньше двух дней. Накануне шаманы режут белого барана, ставят и украшают березовую рощу. Также они накрывают тахилы — столы с угощениями. Свои подношения (чай, конфеты, печенье, молоко) приносят и паломники. Позже на продукты призывается далга — счастье, удача, благополучие. В процессе ритуала частью продуктов угощают божеств, оставшуюся пищу уносят домой и съедают, не уронив ни крошки. Считается, что это позволит всем участникам ритуала стать более богатыми — как в духовном, так и в материальном плане, а основное действо поможет людям и животным пережить зиму, остаться здоровыми и благополучными.
Место проведения ритуала также выбрано не случайно. Здесь, где Иркут впадает в Ангару, испокон веков проводили свои молебны те, кто занимался торговлей. За столетия земля пропиталась энергетическими свойствами, которые позволяют людям легче вступать в контакт с божествами. Во время молебна шаманы впадают в транс, призывая родовых онгонов (предков), уверяют, что в этот момент божества вселяются в шамана, после чего паломники могут лично обратиться к любому из них и попросить защиты.
— Вхождение в онгон — обязательная часть обрядов, — говорит Баир Тулунов. — Шаман больше не принадлежит себе, его телом владеет дух. Люди чаще всего обращаются к шаманам с бытовыми вопросами. Приходят к нам и буддисты, и православные, и мусульмане. И это нормально — ведь шаманизм является самой толерантной и древней религией. Когда-то все люди на земле были язычниками, потому что зависели от природы, и просили божеств быть милостивыми к ним. Так что наши молебны — это возвращение к своим корням, к духовности. Когда же человек становится духовно богатым, то и жизнь его становится более осмысленной и легкой.
Следующий большой тайлаган пройдет в феврале, в канун Сагаалгана — Нового года по восточному календарю.
Справка
Слово «тайлаган» («тахил») происходит от древней общемонгольской формы «тахиху», перешедшей в «тайху», что означает «чествование богов».
Сроки и цели проведения обрядов определялись циклом сельскохозяйственных работ, временем кочевки. Главное их назначение — просьба у богов, эжинов, благополучного года, урожая, травостоя, умножения скота, счастья в семьях, избежания бед и несчастий. Тайлаганы могли быть семейными и коллективными молебствиями.
Обычно тайлаганы устраивались на вершинах гор, откуда открывается широкий обзор расположенных у подножия улусов, — хозяин местности обычно живет там, откуда может обозревать свои владения. Иногда эти обряды устраивали у подножия горы, на берегу реки или озера, каждый тайлаган имел свое постоянное живописное место проведения.
У большинства бурят были обязательны три больших тайлагана: весенний, летний, осенний. Из всех тайлаганов самым торжественным и многолюдным был Ехэ тайлаган — большое жертвоприношение, проводимое в начале лета.