Зал абонемента в библиотеке что это
библиотечный абонемент
3.2.2.25. библиотечный абонемент: Форма библиотечного обслуживания, предусматривающая выдачу документов для использования вне библиотеки (на определенных условиях)
Смотреть что такое «библиотечный абонемент» в других словарях:
Библиотечный абонемент — форма библиотечного обслуживания, предусматривающая выдачу на определенных условиях документов для использования вне библиотеки. См. также: Библиотечное обслуживание Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь
библиотечный абонемент — Форма библиотечного обслуживания, предусматривающая выдачу документов для использования вне библиотеки (на определенных условиях). [ГОСТ 7.0 99] Тематики информационно библиотечная деятельность EN lendingloan FR prêt de bibliothèque … Справочник технического переводчика
библиотечный абонемент — Rus: библиотечный абонемент Eng: loan; lending Fra: prêt de bibliothèque Форма библиотечного обслуживания, предусматривающая выдачу документов для использования вне библиотеки (на определенных условиях). ГОСТ 7.0 [3.2.2.25] … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
Заочный библиотечный абонемент — библиотечный абонемент, предоставляющий читателям возможность получения произведений печати и других документов непосредственно по месту жительства или работы путем пересылки по почте. По английски: Loan by correspondence См. также: Библиотечное… … Финансовый словарь
заочный библиотечный абонемент — Библиотечный абонемент, предоставляющий читателям возможность получения произведений печати и других документов непосредственно по месту жительства или работы путем пересылки по почте. [ГОСТ 7.0 99] Тематики информационно библиотечная… … Справочник технического переводчика
заочный библиотечный абонемент — 3.2.2.26. заочный библиотечный абонемент: Библиотечный абонемент, предоставляющий читателям возможность получения произведений печати и других документов непосредственно по месту жительства или работы путем пересылки по почте Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
заочный библиотечный абонемент — Rus: заочный библиотечный абонемент Eng: loan by correspondence Fra: prêt de bibliothèque par correspondance Библиотечный абонемент, предоставляющий читателям возможность получения произведений печати и других документов непосредственно по месту… … Словарь по информации, библиотечному и издательскому делу
Абонемент — (от фр. abonner подписывать) договор, по которому одна сторона (абонент[1]) имеет право пользоваться каким либо имуществом или право требовать оказания определенных услуг от другой стороны периодически, в течение срока действия… … Википедия
абонемент — и абонент, запомните, кто есть кто в этой парочке, и тогда можете пользоваться этими словами без боязни ошибиться и произнести какую нибудь нелепицу вроде: «Мой библиотечный абонент истек». Итак, абонемент – это право пользования чем либо в… … Словарь ошибок русского языка
АБОНЕМЕНТ — 1) заранее приобретенное, полученное право пользоваться в течение фиксированного срока услугами, благами, посещать отдельные заведения; например, библиотечный абонемент; 2) документ, удостоверяющий указанное право. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь
Формы организации библиотечного обслуживания
Библиотеки призваны организовать обслуживание населения так, чтобы любой человек, независимо от того, где он живет, работает или учится, имел возможность пользоваться библиотекой. Библиотеки стремятся создать все условия, использовать все пути и возможности, чтобы довести до каждого пользователя нужную ему информацию и обеспечить максимальное использование книжных фондов.
В мировой и отечественной практике используются следующие формы библиотечного обслуживания: стационарное обслуживание (абонемент, читальный зал), внестационарное обслуживание (библиотечный пункт, коллективный и бригадный абонемент, библиобус, книгоношество, заочный библиотечный абонемент), использование фондов других библиотек (межбиблиотечный абонемент, международный МБА, внутрисистемный обмен).
Стационарное обслуживание
Абонемент
Абонемент – отдел библиотеки, в котором производится выдача произведений печати и некнижных материалов, имеющихся в ее фондах, для использование их вне стен библиотеки на определенных условиях ( срок, обеспечение сохранности и т.д.).
В массовых и научных библиотеках в настоящее время применяются различные формы организации абонемента, основанные на принципе общего, группового, функционального или отраслевого обслуживания (общий, групповой, функциональный, отраслевой). Выбор формы организации абонемента зависит от числа и состава читателей, от числа работников, от помещения.
При общем абонементе читатели обслуживаются на одной кафедре выдачи. Один библиотекарь выполняет в этом случае все функции по работе с читателями: ведет запись читателей, принимает книги, рекомендует литературу и помогает в выборе книг в фонде, записывает взятые произведения. Как правило, общий абонемент организуется в библиотеках в случае невозможности выделения на абонементе больше одного работника.
При групповом абонементе библиотекари специализируются на работе с определенной группой читателей, выделенной по социально-демографическим признакам (возраст, образование, профессия).
При функциональном абонементе работа с читателями распределяется между библиотекарями по операциям. Например, один записывает читателей в библиотеку и принимает у них книги, второй консультирует читателей в фонде, третий оформляет выдачу книг. Подобное разделение функций способствует рациональной организации труда библиотекарей, экономному расходованию рабочего времени. При этом необязательно, чтобы один и тот же работник занимался, например, только оформлением выдачи. Библиотекари могут выполнять те или иные функции попеременно.
При отраслевом абонементе работа с читателями распределяется между библиотекарями так, что каждый ведает определенной частью фонда и специализируется по литературе своего отдела, что позволяет ему оказывать читателям более квалифицированную помощь. Работник абонемента принимает участие в комплектовании своей части фонда, ведет справочно-библиографичекую и массовую работу.
▲ Преимущества и недостатки каждого вида абонемента выясните в учебнике (7,С.255-258 ), запишите в рабочую тетрадь.
Значительные особенности имеет абонемент с открытым доступом фонду. Открытый доступ к фонду – система обслуживания, предоставляющая читателям возможность непосредственного поиска и выбора произведений печати и других документов в фонде библиотеки. На абонементе открытый доступ организуется, как правило, к большей части фонда (за исключением ценных изданий).
▲ С историей появления открытого доступа в практике библиотек ознакомьтесь в учебнике (5,С.91)
Преимущества открытого доступа очевидны: он ведет к сближению читателей с книгами, к более широкому использованию фондов библиотек. Библиотекарь может консультировать читателей у самих полок. Книжные выставки устраиваются по всему помещению абонемента. Поскольку более подготовленные читатели выбирают книги самостоятельно, библиотекарь больше времени может уделить тем, кто нуждается в его помощи. Открытый доступ к универсальному фонду способствует разностороннему чтению. Время читателей расходуется более рационально: вместо того, чтобы стоять в очереди, они знакомятся с фондом, просматривают книги, находят необходимую литературу.
При открытом доступе необходима правильная расстановка книжного фонда, сближение родственных разделов, целенаправленное раскрытие фонда путем организации иллюстрированных выставок, активное использование библиотекарем и читателем библиографических пособий. Однако не все читатели могут легко ориентироваться системе расстановки книг. Слабо подготовленные читатели не в состоянии решить, какому именно изданию отдать предпочтение, нуждаются в помощи библиотекаря. Пожилые люди с трудом достают книги, находящиеся на книжных полках. Библиотекарю следует помнить, что открытый доступ – право, но не обязанность читателя, необходимо с ним считаться и, если он пожелает, чтобы его обслужили, не направлять к стеллажам (4,С.59-66, 5,С91-92; 7,С259-260).
Техника обслуживания на абонементе включает ряд операций: запись читателей и оформление читательского билета, запись выданных им изданий в формуляр читателя и учет их, прием книг от читателя, учет всей работы, выполняемой на абонементе. Весь круг вопросов характеризуется в учебном пособии (4,С.49-51) и в книге (6,С.62-67). Эти материалы и правила оформления документации нужно хорошо знать.
Обслуживания на абонементе начинается с записи читателя и осуществляется с «Правилами пользования библиотекой».
Во многих библиотека читатель получает читательский билет.
На каждого читателя заполняется формуляр – основной документ на абонементе. Он служит для учета количества читателей и выдачи книг, для отчетности и государственной статистики.
В массовых библиотеках в формуляр записывают данные о читателе, сведения о выданных книгах, заметки библиотекаря. Указывается дата выдачи, инвентарный номер, индекс отдела, автор и заглавие книги. Читатель расписывается в получении книги.
В дополнение к читательскому формуляру оформляется регистрационная карточка, которая хранится в алфавитной регистрационной картотеке.
Прием книг от читателя осуществляется следующим образом: библиотекарь сверяет инвентарный номер книги с записанным в читательском формуляре, вычеркивает его и расписывается за каждое возвращенное наименование в отдельности.
Предварительный учет читателей и выдаваемой им на абонементе литературы ведется библиотекарем в листке статистики, а затем данные о работе, выполненной на абонементе в течение дня, в том числе и о выданных на дом книгах, фиксируются в специальном разделе «Дневника работы библиотеки». Структура и правила заполнения «Дневника» должны быть изучены самостоятельно (по месту работы заочника). Нужно учесть, что 1-я и 2-я части «Дневника» (соответственно «Учет читателей и посещаемости» и «Учет выданных книг и других материалов») заполняются ежедневно в конце рабочего дня или перед началом следующего. Ежемесячно подводятся итоги работы за истекший месяц, и эти данные с нарастающим итогом переносятся на следующие страницы «Дневника». Остальные части «Дневника» заполняются постепенно, по мере выполнения отдельных видов работы.
Читальный зал
Читальный зал – специально оборудованное помещение, используемое для предоставления читателям произведений печати и других документов в его пределах. Из читального зала брать книги и другие документы, как правило, не разрешается. Исключение представляет «ночной абонемент»: когда за плату разрешается брать на дом издания из подсобного фонда читального зала с условием их возврата на следующий день или после выходного дня работы библиотеки.
▲ Историю читальных залов узнайте в учебнике (5,С.86 )
Организация обслуживания читателей в читальном зале отличается некоторыми особенностями, а именно: во-первых, читатель имеет право на получение изданий не только из фонда читального зала, но и из фонда всей библиотеки; во-вторых, все периодические издания, справочные и библиографические издания, сосредоточенные в читальном зале, находятся в распоряжении читателей; в-третьих, количество книг, выдаваемых одному читателю, не ограничивается; в-четвертых, в случае необходимости читатель получает консультацию работника читального зала по самостоятельной работе над книгой.
В зависимости от фонда, количества и уровня подготовки пользователей выделяют два вида читальных залов: общие и специализированные.
Общие читальные залы предназначены для удовлетворения разносторонних интересов различных категорий пользователей.
Специализированные читальные залы организуются для более полного удовлетворения профессиональных запросов специалистов путем активного использования фондов библиотек. В наиболее крупных научных библиотеках читальные залы дифференцируются: а) по отраслям знания и комплексам наук (залы естественных, общественных, технических наук), б) по характеру и виду изданий и других материалов (залы текущих периодических изданий, новых поступлений, справочно-библиографических материалов, микрофильмов, нотных изданий и аудиовизуальных материалов и др.), в) по уровню подготовки читателей (общие и научные читальные залы, читальные залы для академиков, докторов наук и профессоров).
Существенную роль в работе читального зала играет подсобный фонд. На подсобные фонды читальных залов приходится значительная часть книговыдачи.
Правильно подобранный подсобный фонд облегчает индивидуальную работу с читателями, способствует полному и быстрому удовлетворению читательских запросов. Подсобный фонд комплектуется в соответствии с назначением читального зала, с интересами и запросами его посетителей.
Поскольку подсобные фонды читальных залов предназначены для оперативного удовлетворения запросов читателей на актуальную литературу, то в них должны быть главным образом представлены издания, вышедшие за последние годы.
Желательно, чтобы подсобный фонд читального зала был открыт для читателей полностью или, если этой возможности нет, частично, в первую очередь следует обеспечить открытый доступ к справочной литературе и текущим периодическим изданиям.
Техника работы по обслуживанию читателей в читальном зале та же, что и на абонементе, а именно: на читателя пользующегося читальным залом заводится читательский формуляр, учет выданной литературы ведется предварительно на «листке статистики», а затем данные за день обобщаются и записываются в специальный дневник, схема которого аналогична схеме дневника работы абонемента. Особенность заключается в следующем: вместо записи выданных книг библиотекарь вынимает книжные формуляры до возврата книги. При сдаче литературы книжные формуляры вновь вкладываются в издания (в соответствии с инвентарными номерами).
Важно иметь в виду, что в читальных залах с открытым доступом к книжным фондам учет выдачи ведется путем подсчета книг и других изданий, снятых читателем с полок и возвращенных после использования библиотекарю(6,С.67-68).
День библиотек: как правильно пользоваться библиотекой?
Несмотря на широкое распространение Интернета и, казалось бы, его всеобъемлющие учебные ресурсы, библиотеки по-прежнему остаются важным источником учебной и художественной литературы. Ведь если найти хорошо известную книгу по экономике во Всемирной сети или на полках магазина проблем не составит, то разыскать редкий, десятилетия назад написанный фундаментальный труд будет уже не так легко. Для этого и нужны библиотеки. Как и сотни лет назад, они верно служат студентам, ученым и просто любителям всевозможного чтения.
Библиотеки: знакомые незнакомцы
Разновидностей библиотек очень много: это национальные и региональные, школьные и университетские, частные и муниципальные, специальные и публичные… Внутри каждой крупной библиотеки выделяют свои отделы, например: отдел литературы по искусству, отдел литературы на иностранных языках, отдел делового чтения, отдел краеведения, отдел нотных изданий и кинофотодокументов, отдел книгохранения и многие другие.
Ответ на вопрос «Как пользоваться библиотекой?», кажется, лежит на поверхности: приходи и пользуйся! Но когда мы впервые попадаем в определенную библиотеку (особенно крупную), возникают вопросы и путаница. Куда идти? Где искать книги? Как и у кого спрашивать необходимую литературу? Толком во всем разобраться получится только раза с третьего-четвертого. Да и то, если поможет библиотекарь или бывалый читатель.
Так что для экономии времени и более эффективной работы лучше, придя в библиотеку, сразу знать, в какой отдел обращаться, какие существуют общие правила пользования, что вправе требовать от сотрудников библиотеки вы, и что вправе требовать от вас они.
Абонементы и читальные залы
Практически каждая библиотека обслуживает читателя в двух основных формах: посредством абонемента и читального зала. В отделах библиотечного абонемента читатели получают книги и любой интересующий их материал (журналы, карты, брошюры, иллюстрации) в свое полное распоряжение на определенный срок. Учебная литература при вузах выдается на весь учебный год. На каждого читателя в абонементе заводится собственный формуляр, куда будут вписываться все книги и сроки получения-сдачи литературы. Он хранится в библиотеке.
В читальных залах можно заниматься с книгами и другими материалами только в помещении библиотеки. В крупных библиотеках читальных залов несколько, каждый из них имеет свою специализацию. Искать литературу, например, по экономике следует в отделе экономической и деловой литературы (названия отделов могут быть разными в разных библиотеках). Вам понадобится название интересующей книги и автор. Если испытываете затруднение в поиске информации — обращайтесь к библиотекарю, который укажет стеллаж с литературой на интересующую вас тему.
Работа с периодическими изданиями (журналами, газетами, альманахами) осуществляется в отдельном читальном зале.
В залах абонементов могут рядами стоять стеллажи с книгами, открытые для свободного доступа к фондам. В некоторых библиотеках в отделе абонемента свободного доступа к книгам нет. Тогда нужную вам книгу библиотекари приносят сами. Внутри абонемента существует свое разделение. Разграничивают учебную литературу и художественные книги.
В случае несвоевременного возврата книги с вас вправе потребовать штраф (за каждый просроченный день). В случае утери вас могут попросить купить аналогичную утерянной книгу или потребовать выплатить соответствующую сумму. Если книга вам еще нужна, а срок сдачи наступил, вы можете продлить его на такой же период.
Каталог — ключ к нужной литературе
Каталог — это сердце каждой библиотеки. Именно в этом отделе собраны данные обо всех книгах каждого из отделов библиотеки, какой большой бы она ни была. В зале каталога стоят шкафы с бесчисленными ящичками, в каждом из которых собраны карточки, на них написаны выходные данные и собственный библиотечный номер каждой книги. Каталог нужен для более эффективного и удобного поиска литературы.
Понятно, что выставить все книги многотысячного фонда на полках — невозможно, поэтому большинство изданий располагается в книгохранилище. Читатель находит в каталоге карточку с библиотечными координатами нужной книги и заполняет специальное требование, по образцу. В требовании указывается название книги, автор, место издания, год и, самое главное — шифр, присвоенный книге. Затем с выписанными данными вы идете в интересующий отдел и отдаете требования библиотекарю. Через некоторое время вам принесут нужную литературу.
Все больше библиотек обзаводятся электронными каталогами. В определенной программе библиотечного компьютера вы должны ввести полностью или частично данные интересующей книги и подождать, когда программа выдаст результат.
В каталоге книги объединены и упорядочены несколькими способами. Первый — по разделам. Вы можете не знать названий и авторов книг, в которых будет освещена ваша тема. В этом случае проще найти (с помощью библиотекаря) ящик с соответствующим названием, например, «Экономическая теория», и перелистать все имеющиеся там карточки-книги. Если автор известен — тогда вам подойдет алфавитная система поиска. Вы находите ящик с первой буквой фамилии интересующего автора и ищете среди карточек нужную книгу. Но если авторов несколько, по алфавиту можно найти только название. Для периодики и изданий на иностранных языках существуют отдельные системы в каталоге.
Пользоваться каталогом нужно уметь обязательно. Просто подойти к библиотекарю и спросить: «А нет ли такой синей книги по экономике не помню какого автора?» недопустимо.
Что еще нужно знать о библиотеках
Если вы — иногородний и местной прописки у вас нет, то брать книги на абонементе на дом вы можете только под залог, который после сдачи книги возвращается.
Для удобства пользователей в крупных библиотеках установлены копировальные аппараты. Вы можете взять книгу из хранилища, откопировать нужные страницы и отправиться заниматься домой.
Работая в библиотеке, бережно относитесь к книгам и другим материалам, полученным из фондов.
При получении литературы внимательно осмотрите её. В случае обнаружения каких-либо дефектов сообщите об этом библиотекарю. Иначе ответственность за порчу книг и других материалов будете нести вы, поскольку взяли их последним.
И главное правило в библиотеке: уважайте себя и других читателей, соблюдайте тишину и чистоту. А вежливое обращение к библиотекарю — гарантия получения необходимой консультации и нужной литературы!
Зал абонемента в библиотеке что это
Добро пожаловать!
Вы лишь переступите
Порог Библиотеки. Чудный миг!
Вас ожидают дивные открытья,
Познания и мудрость в мире книг!
I ЭТАЖ
Фонд абонемента универсальный и свободен для доступа читателей. Читатель может получить не более 3-5 книг сроком до 30 дней. В случае, если на книги нет спроса со стороны других читателей, то их можно продлить ещё на один срок.
За невозвращенную вовремя литературу введена штрафная санкция.
На абонементе всё сделано для того, чтобы каждый читатель был в атмосфере уюта и доброжелательности и нашел именно ту книгу, которая ему необходима.
Сектор организации и использования фонда является главным книгохранением района. Фонд ОИФ насчитывает более 18 тыс. книг. Это литература самого различного содержания: по технике, экономике, социологии, педагогике, медицине, истории, художественная…
Если вы не нашли нужную литературу на абонементе или в читальном зале, то библиотекарь поможет вам воспользоваться книжными фондами хранения или закажет её по межбиблиотечному абонементу (МБА) в Государственную универсальную научную библиотеку г.Красноярска. Эта услуга платная. С правилами оформления заказа и пользования МБА можно познакомиться на абонементе и в читальном зале библиотеки.
В зале проводятся мероприятия для читателей библиотеки и гостей нашего села: презентации, слеты, чтения, встречи и многое другое.
Гостиная – любимое место встречи, где собираются любители книги на литературные праздники, вечера. Здесь проходят занятия Общественного народного университета старшего поколения.
Добро пожаловать! Мы рады видеть вас!
Зал абонемента в библиотеке что это
Календарь событий
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Отдел абонемента
Отдел является самостоятельным структурным подразделением РГБИ, с 1967 г. функционирует как филиал и расположен по адресу: ул. Петровские линии, д. 1.
Отдел абонемента производит запись читателей на абонемент РГБИ, осуществляет библиотечное обслуживание, выполняет тематические запросы на базе своего фонда, изучает круг пользователей и их информационные потребности, организует юбилейные выставки и выставки новых поступлений.
Выдача документов на дом производится в режиме бесплатного и залогового абонементов.
Кроме обязательного бесплатного библиотечно-библиографического обслуживания отдел осуществляет дополнительные (платные) услуги: копирование материалов, тематический подбор изданий и материалов, заказ книг по телефону, бронирование находящихся на руках изданий, размещение рекламной информации.
Отдел обслуживает не только пециалистов культуры, артистов театра и кино, режиссеров, драматургов, художников, но и жителей микрорайона “Тверское” ЦАО столицы, а абонемент РГБИ, предоставляя свои фонды, поддерживает учебный процесс многих художественных и творческих учебных заведений.
Около 10 лет над отделом шефствует Анастасия Вертинская, президент Благотворительного фонда русских актеров. Благодаря ее финансовой поддержке фонд пополнился многими ценными изданиями, немало книг было передано в дар из личной библиотеки актрисы.
Информация о фонде
Фонд насчитывает 65 000 единиц хранения и входит в основной фонд РГБИ. Около половины фонда отдела составляют отечественная и зарубежная художественная литература и драматургия. Значительная часть фонда – издания о театре, музыке, кино, изобразительном искусстве и архитектуре.
Ежегодно фонд пополняют от 500 до1000 новых изданий. Информация о них представляется в Информационном бюллетене новых поступлений.
Периодическую печать представляют в фонде абонемента более 40 изданий, среди которых известные литературно-художественные журналы, журналы по театру, кино, драматургии, изобразительному и декоративно-прикладному искусству, дизайну, интерьеру.
Наиболее ценные издания фонда выдаются на дом под залог.
Каталоги и картотеки
В отделе ведутся два алфавитных каталога (читательский и служебный) и несколько картотек, отражающих содержание журналов: роспись литературно-художественных и драматургических журналов (проза, поэзия, драматургия); названия пьес и киносценариев; пьесы с небольшим количеством ролей (для 1-4 исполнителей); одноактные пьесы; сценарии праздников и театрализованных представлений; предметная картотека (включая персоналии).
Для пользователей в отделе оборудованы рабочие места для самостоятельного поиска в электронном каталоге и базах данных РГБИ.