Зал абонемента занимает в библиотеке что это
Составь рассказ о библеотеке допиши предложения 1) зал абонимента занимает?
Составь рассказ о библеотеке допиши предложения 1) зал абонимента занимает.
2) алфавитный каталог книг находится.
3) в библеотеке часто проходят выставки.
4) недавно была встреча с детским писателем.
5) на празднике книги было.
1)зал абонемента занимает огромную площадь 2)алфавитный каталог книг находится на столе у библиотекаря3) в библИотеке часто проходят выставки новых детских книг4) недавно была встреча с детским писателем, где присутствовало очень много ребят5) на празднике книги было очень интересно и все дети были радостны.
Помогите с заданием : обратись к тематическому каталогу библеотеки?
Помогите с заданием : обратись к тематическому каталогу библеотеки.
Составьсписок произведений фантастической литературы которые ты хотел бы прочитать.
Составить рассказ про библиотеку?
Составить рассказ про библиотеку?
Читальный зал, Алфавитный каталог книг, выставки.
Составить рассказ о библиотеке 2 класс Библиотека находится на улице?
Составить рассказ о библиотеке 2 класс Библиотека находится на улице.
Большой читальный зал распологается на.
Зал абонемента занимает.
Алфавитный каталог книг находится.
В библиотеке часто проходят выставки.
Недавно была встреча с писателем детским.
На празднике книг было.
Составить список детских писателей в алфавитном порядке?
Составить список детских писателей в алфавитном порядке.
Нужно продолжить?
Зал абонемента занимает.
Алфавитный каталог книг находится.
В библиотеке часто проходят выставки.
Помогите пожалуйста дописать предложения по литературному чтению 2 класс?
Помогите пожалуйста дописать предложения по литературному чтению 2 класс.
Библиотека находится на улице.
Большой читальный зал располагается на.
Зал абонемента занимает.
Алфавитный каталог книг находится.
В библиотеке часто проходят выставки.
Недавно была встреча с детским писателем.
На празднике книги было.
Какие книги соответствуют этой теме?
Как лучше организовать эту выставку?
Предложи список книг.
В библиотеке часто проходят выставки___________________?
В библиотеке часто проходят выставки___________________?
Была встреча с детским писателем____________?
На празнике книги было______________?
Сочинение о современном детском писателе о его книгах?
Сочинение о современном детском писателе о его книгах.
Вот все на картинке. 789.
Эзоп писал басни в прозе.
Трус — грязная шкура, прячется хмуро, провел век, а не человек Храброму города брать, а трусу и от родного дома бежать.
Же есть красота для меня? Раньше я никогда особенно не задумывался над этим. Ну да, красиво, ну и что! А недавно задумался над тем, а что было бы, если бы в нашей жизни не стало красоты красоты окружающей нас природы, красоты музыки и живописи, кр..
День библиотек: как правильно пользоваться библиотекой?
Несмотря на широкое распространение Интернета и, казалось бы, его всеобъемлющие учебные ресурсы, библиотеки по-прежнему остаются важным источником учебной и художественной литературы. Ведь если найти хорошо известную книгу по экономике во Всемирной сети или на полках магазина проблем не составит, то разыскать редкий, десятилетия назад написанный фундаментальный труд будет уже не так легко. Для этого и нужны библиотеки. Как и сотни лет назад, они верно служат студентам, ученым и просто любителям всевозможного чтения.
Библиотеки: знакомые незнакомцы
Разновидностей библиотек очень много: это национальные и региональные, школьные и университетские, частные и муниципальные, специальные и публичные… Внутри каждой крупной библиотеки выделяют свои отделы, например: отдел литературы по искусству, отдел литературы на иностранных языках, отдел делового чтения, отдел краеведения, отдел нотных изданий и кинофотодокументов, отдел книгохранения и многие другие.
Ответ на вопрос «Как пользоваться библиотекой?», кажется, лежит на поверхности: приходи и пользуйся! Но когда мы впервые попадаем в определенную библиотеку (особенно крупную), возникают вопросы и путаница. Куда идти? Где искать книги? Как и у кого спрашивать необходимую литературу? Толком во всем разобраться получится только раза с третьего-четвертого. Да и то, если поможет библиотекарь или бывалый читатель.
Так что для экономии времени и более эффективной работы лучше, придя в библиотеку, сразу знать, в какой отдел обращаться, какие существуют общие правила пользования, что вправе требовать от сотрудников библиотеки вы, и что вправе требовать от вас они.
Абонементы и читальные залы
Практически каждая библиотека обслуживает читателя в двух основных формах: посредством абонемента и читального зала. В отделах библиотечного абонемента читатели получают книги и любой интересующий их материал (журналы, карты, брошюры, иллюстрации) в свое полное распоряжение на определенный срок. Учебная литература при вузах выдается на весь учебный год. На каждого читателя в абонементе заводится собственный формуляр, куда будут вписываться все книги и сроки получения-сдачи литературы. Он хранится в библиотеке.
В читальных залах можно заниматься с книгами и другими материалами только в помещении библиотеки. В крупных библиотеках читальных залов несколько, каждый из них имеет свою специализацию. Искать литературу, например, по экономике следует в отделе экономической и деловой литературы (названия отделов могут быть разными в разных библиотеках). Вам понадобится название интересующей книги и автор. Если испытываете затруднение в поиске информации — обращайтесь к библиотекарю, который укажет стеллаж с литературой на интересующую вас тему.
Работа с периодическими изданиями (журналами, газетами, альманахами) осуществляется в отдельном читальном зале.
В залах абонементов могут рядами стоять стеллажи с книгами, открытые для свободного доступа к фондам. В некоторых библиотеках в отделе абонемента свободного доступа к книгам нет. Тогда нужную вам книгу библиотекари приносят сами. Внутри абонемента существует свое разделение. Разграничивают учебную литературу и художественные книги.
В случае несвоевременного возврата книги с вас вправе потребовать штраф (за каждый просроченный день). В случае утери вас могут попросить купить аналогичную утерянной книгу или потребовать выплатить соответствующую сумму. Если книга вам еще нужна, а срок сдачи наступил, вы можете продлить его на такой же период.
Каталог — ключ к нужной литературе
Каталог — это сердце каждой библиотеки. Именно в этом отделе собраны данные обо всех книгах каждого из отделов библиотеки, какой большой бы она ни была. В зале каталога стоят шкафы с бесчисленными ящичками, в каждом из которых собраны карточки, на них написаны выходные данные и собственный библиотечный номер каждой книги. Каталог нужен для более эффективного и удобного поиска литературы.
Понятно, что выставить все книги многотысячного фонда на полках — невозможно, поэтому большинство изданий располагается в книгохранилище. Читатель находит в каталоге карточку с библиотечными координатами нужной книги и заполняет специальное требование, по образцу. В требовании указывается название книги, автор, место издания, год и, самое главное — шифр, присвоенный книге. Затем с выписанными данными вы идете в интересующий отдел и отдаете требования библиотекарю. Через некоторое время вам принесут нужную литературу.
Все больше библиотек обзаводятся электронными каталогами. В определенной программе библиотечного компьютера вы должны ввести полностью или частично данные интересующей книги и подождать, когда программа выдаст результат.
В каталоге книги объединены и упорядочены несколькими способами. Первый — по разделам. Вы можете не знать названий и авторов книг, в которых будет освещена ваша тема. В этом случае проще найти (с помощью библиотекаря) ящик с соответствующим названием, например, «Экономическая теория», и перелистать все имеющиеся там карточки-книги. Если автор известен — тогда вам подойдет алфавитная система поиска. Вы находите ящик с первой буквой фамилии интересующего автора и ищете среди карточек нужную книгу. Но если авторов несколько, по алфавиту можно найти только название. Для периодики и изданий на иностранных языках существуют отдельные системы в каталоге.
Пользоваться каталогом нужно уметь обязательно. Просто подойти к библиотекарю и спросить: «А нет ли такой синей книги по экономике не помню какого автора?» недопустимо.
Что еще нужно знать о библиотеках
Если вы — иногородний и местной прописки у вас нет, то брать книги на абонементе на дом вы можете только под залог, который после сдачи книги возвращается.
Для удобства пользователей в крупных библиотеках установлены копировальные аппараты. Вы можете взять книгу из хранилища, откопировать нужные страницы и отправиться заниматься домой.
Работая в библиотеке, бережно относитесь к книгам и другим материалам, полученным из фондов.
При получении литературы внимательно осмотрите её. В случае обнаружения каких-либо дефектов сообщите об этом библиотекарю. Иначе ответственность за порчу книг и других материалов будете нести вы, поскольку взяли их последним.
И главное правило в библиотеке: уважайте себя и других читателей, соблюдайте тишину и чистоту. А вежливое обращение к библиотекарю — гарантия получения необходимой консультации и нужной литературы!
Продолжить : «Зал абонемента занимает?
Продолжить : «Зал абонемента занимает.
Зал абонемент занимает в библиотеке.
Помогите пожалуйста дописать предложения по литературному чтению 2 класс?
Помогите пожалуйста дописать предложения по литературному чтению 2 класс.
Предложения : Библиотека находится на улице.
Большой читальный зал располагается на.
Зал абонемента занимает.
Алфавитный каталог книг находится.
В библиотеке часто проходят выставки.
Недавно была встреча с детским писателем.
На празднике книги было.
2. Какое место в творчестве Некрасова занимают темы труда и русской женщины?
Зал абонемента занимает?
Зал абонемента занимает?
В предложении < ; < ; псы залились в хлевах> ; > ; помогите поставить ударение в словах залились и хлевах?
В предложении < ; < ; псы залились в хлевах> ; > ; помогите поставить ударение в словах залились и хлевах.
Чем занимался Троекуров?
Чем занимался Троекуров?
Чем занимался Дубровский?
Кто такой Хагур?
Составьте четыре словосочитания, используя в роли главного слова существительное : ОТКЛИК ; ОКЛИК ; АБОНЕМЕНТ ; АБОНЕНТ.
Нужно продолжить?
Зал абонемента занимает.
Алфавитный каталог книг находится.
В библиотеке часто проходят выставки.
Составь рассказ о библеотеке допиши предложения 1) зал абонимента занимает?
Составь рассказ о библеотеке допиши предложения 1) зал абонимента занимает.
2) алфавитный каталог книг находится.
3) в библеотеке часто проходят выставки.
4) недавно была встреча с детским писателем.
5) на празднике книги было.
Что это?
Вот все на картинке. 789.
Эзоп писал басни в прозе.
Трус — грязная шкура, прячется хмуро, провел век, а не человек Храброму города брать, а трусу и от родного дома бежать.
Же есть красота для меня? Раньше я никогда особенно не задумывался над этим. Ну да, красиво, ну и что! А недавно задумался над тем, а что было бы, если бы в нашей жизни не стало красоты красоты окружающей нас природы, красоты музыки и живописи, кр..
Литературное чтение 2 кл Как дописать предложения в рассказе о библиотеке?
Литературное чтение 2 класс Как дописать предложения в рассказе о библиотеке?
Составь рассказ о библиотеке. Допиши предложения.
В задании надо рассказать о библиотеке, в которую ходит ваш ребёнок. Школьная библиотека тоже подойдёт.
От себя предложу такой вариант:
Библиотека находится на улице Троицкий проспект.
Большой читальный зал располагается на торце здания.
Зал абонемента занимает часть первого этажа.
Алфавитный каталог книг находится в отделе художественной литературы.
В библиотеке часто проходят выставки работ школьников и детей из детских домов.
Недавно была встреча с детским искателем, на которую я с удовольствием сходила с родителями.
На празднике книги было весело, там проводили викторины, дарили конфеты и закладки для книг.
Пример выполнения задания «Составь рассказ о библиотеке. Допиши предложения.»:
Рассказ о библиотеке.
Библиотека находится на улице Маяковского, сразу напротив выхода из станции метро Пролетарская. Большой читальный зал располагается на на втором этаже, он светел и просторен, в нем нельзя шуметь.
Зал абонемента занимает первый этаж, в него можно пройти, оставив в гардеробе верхнюю одежду. Алфавитный каталог книг находится с правой стороны от входа.
В библиотеке часто проходят выставки книг, детского творчества и рисунков, фотографий.
Недавно была встреча с детским писателем Миляниным, который рассказал о своей новой книге «Путешествие в страну Кокодорию» и ответил на все вопросы читателей».
На празднике книги было много людей, как учащихся школ, так и их родите
Рассказ о библиотеке можно составить такой.
Библиотека находится на красивой улице маршала Жукова. Большой читальный зал располагается на первом этаже. Зал абонемента занимает небольшое помещение рядом с читальным залом. Алфавитный каталог книг находится при входе в читальный хал возле окна. В библиотеке часто проходят выставки, посвященные русским писателям. Недавно была встреча с детским писателем, который рассказал о творчестве и познакомил со своими произведениями. На празднике книги было много школьников, они читали стихи.
Небольшой, но уютный читальный зал разместился на первом этаже, недалеко от центрального входа.
Зал абонемента в нашей детской библиотеке не один, их два. Оба зала находятся на первом этаже.
В нашей библиотеке часто силами сотрудников и читателей проводятся интересные выставки, посвященные различным событиям и праздникам.
Недавно, две недели назад, в библиотеке была организована встреча с молодым детским писателем из нашего города Евгением Скворушкиным, на которой автор рассказал своим юным читателям о творческих планах и презентовал свою новую книгу.
На прошедшем недавно празднике детской книги было очень весело.
2) Главным героем сказки является утенок Алеша. Утенка можно назвать смелым. Он был точно таким же, как другие утята. Но другие утята очень боялись стрекозу. Алеша заверил их, что бояться нечего. Он действительно помог другим утятам, доказав, что является храбрым не только на словах, но и на деле. Он был готов помочь другим.
3) Если бы героем сказки был мальчик, а не утенок, то события могли бы разворачиваться несколько иначе. Например, так:
Каждое утро дети выходили играть на улицу. Все дети очень хотели играть на площадке. Там были качели, песочница и много других развлечений. Но один злой мальчик обижал всех и не позволял играть на детской площадке. Пришел Алеша. Он увидел, что дети расстроены. Узнав об их беде, он сказал, что поможет им. На следующий день он смело подошел к тому мальчику и поговорил с ним. Мальчик больше не стал мешать другим детяим играть на площадке. Все дети стали играть вместе.
4) К иллюстрациям можно составить примерно такой план:
Ко второй ллюстрации можно составить следующий план:
Новое в организации обслуживания пользователей
Ирина МИХНОВА, Антон ПУРНИК
Как сделать пространство библиотеки умным, комфортным и безопасным, чтобы людям не хотелось его покидать? Вопрос непростой. Попробуем воспользоваться разумным советом кэрролловской Алисы: «Лучший способ объяснить — это самому сделать». Итак, пространство библиотеки начинает полноценно «работать», когда её ресурсы сформированы, размещены и раскрыты таким образом, чтобы они соответствовали ожиданиям пользователей и были им легко доступны.
Совмещение функций абонемента и читального зала
Разделение обслуживания на абонемент и читальный зал было присуще абсолютному большинству российских общедоступных библиотек буквально до последнего времени.
Понятно, почему это разделение существовало в советское время: книжные магазины пусты, издания дороги, невозвраты, и кражи (в том числе для пополнения домашних собраний) были обычным явлением. Поэтому актуальные, популярные книги, на которые был реальный спрос, можно было читать только в помещении библиотеки. Дублетные экземпляры книг, причём не самого лучшего качества, часто непрофильных, давних лет издания, поступали на абонемент.
Впервые мы реализовали идею объединения читального зала и абонемента в единый универсальный зал ещё в 1993 году. Почему мы вспомнили о столь давнем опыте?
Потому что реальные инновации, как правило, возникают в силу необходимости что-то изменить, внедрить новое при отсутствии явных возможностей для этого.
Тогда от управления культуры Западного административного округа Москвы нам, специалистам Научно-внедренческого центра «Библиомаркет» (первой в стране негосударственной организации, работавшей в библиотечной сфере), поступил заказ создать на базе центральной библиотеки ЦБС «Киевская» актуальный на тот момент Центр деловой информации (ЦДИ). А помещений было всего два: читальный зал (с подсобным фондом) и абонемент. Ситуация вполне типичная для множества небольших библиотек страны. Иного выхода не было, как только собрать весь фонд в одном зале (он стал называться универсальным залом), а другой «отдать» под специализированную службу с фондом изданий по праву, экономике, управлению и предпринимательству.
Сейчас вполне целесообразным для библиотеки с фондом свыше 50 тысяч единиц хранения видится сочетание отраслевых и специализированных залов.
В РГБМ, к примеру, 5 отраслевых залов:
Наряду с фондом отраслевых залов, посетители библиотеки могут пользоваться коллекциями и подборками профильных изданий в специализированных залах и службах. Таковы:
Придание залам обслуживания многофункциональности
Есть разные подходы к размещению печатных, электронных, мультимедийных ресурсов в пространстве библиотеки. Очень часто под конкретные виды ресурсов выделяют отдельные помещения (например, мультимедийный зал, зал электронных ресурсов, зал периодики, патентный отдел, нотно-музыкальный отдел, игротека и др.).
Наш опыт свидетельствует: чем разнообразнее ресурсы, представленные в зале, тем больше у пользователей возможностей для выбора того или иного носителя или формата издания. Чем шире их выбор, тем охотнее и дольше они задерживаются в зале, потому что могут удовлетворить большинство своих образовательных и познавательных потребностей в одном месте. Это экономит самое ценное для человека — его свободное время.
Например, многие классические и некоторые современные художественные произведения представлены в виде печатных и электронных книг, в журнальных версиях. Существуют записи многих из них в авторском исполнении на виниле или в формате аудиокниги. Есть экранизации, диафильмы, музыкальные версии и даже комиксы, сделанные по мотивам произведений.
В РГБМ это чётко просматривается в зале художественной литературы и искусства: здесь есть всё перечисленное выше, включая технические устройства для чтения, прослушивания, просмотра, музицирования и т. д. Это даёт посетителям зала дополнительные возможности переключиться с одного вида работы на другой, проявить себя.
Чем больше носителей информации находится в пределах доступности человека, тем больше у него возможностей воспользоваться ими и тем больше вариантов выбора.
Понятно, что у небольших библиотек нет такого разнообразия ресурсов и технических устройств. Но здесь важны собственно идеи комплексности (один ресурс поддерживает и провоцирует обращение к другому) и замещения (нет произведения на одном носителе — предлагаем на другом).
Организация фонда в пределах одного зала
Предлагаем вашему вниманию несколько советов, учёт которых при организации фонда в пределах того или иного зала обеспечивает, с нашей точки зрения, большую степень его открытости и доступности группам читателей с разными потребностями.
1. Размещайте издания в зависимости от их ценности и уровня читательского спроса. При размещении фонда в том или ином зале важно учитывать ценность изданий и уровень читательского спроса:
2. Располагайте особо важные и актуальные коллекции на линии движения читателей. В разделе «Ресурсы» мы упоминали международный проект Book Patchwork, в рамках которого происходит книгообмен молодёжной литературой с зарубежными библиотеками. В зале литературы на иностранных языках эта коллекция популярных книжных новинок, расставленная на полках по странам, пользуется невероятным спросом. И логично, что она выдвинута на «передний план» — находится на пути следования читателей из одного зала в другой. Мимо неё не пройти.
Аналогичным образом можно выдвигать вперёд другие востребованные читателями тематики.
3. Проводите регулярную ротацию фонда в открытом доступе. Речь идёт о регулярном, непрерывном обновлении отдельных частей фонда в залах обслуживания. Самые очевидные случаи — размещение новых поступлений за счёт изъятия из открытого доступа малоспрашиваемых изданий и «подтягивание» из хранения второго экземпляра выданной книги (возможно, уже не подлежащего выдаче на дом). Эти, казалось бы, простые действия (прежде всего, для зала художественной литературы) осуществляются отнюдь не везде.
И, безусловно, в составе и содержании фонда открытого доступа отражаются как изменения в общественной жизни страны, смена общественных, политических, экономических приоритетов, так и изменения в структуре спроса на те или иные темы, жанры, имена.
4. Обеспечивайте максимальную открытость и доступность ресурсов читателям с разными потребностями. Идея максимальной открытости и доступности фонда читателям напрямую связана с идеей создания на базе абонемента и читального зала единого зала обслуживания (универсального зала). На первый взгляд, особых проблем с тем, чтобы открыть фонд читателям, нет. Можно просто передвинуть кафедру. Но многие ещё помнят размещение фонда эпохи книжного дефицита (либо дефицита денег на закупку книг): самое ценное и новое — в читальном зале или в подсобке абонемента (чтобы не украли), в открытом доступе — ветхое, неактуальное и малоинтересное. Изменить «библиоцентристское» сознание библиотекарей, начинавших работать в советскую эпоху, бывает непросто. Да и объединение фондов — весьма трудоёмкое дело. Однако нельзя не отметить, что в последние годы полностью или частично открытые фонды появились уже в немалом числе библиотек.
Делаются попытки открыть весь фонд, ликвидируя при этом книгохранение или подсобный фонд. Это позволяет, по их мнению, решить задачу высвобождения помещений для публичных мероприятий, клубной работы — одним словом, увеличить пространство для общения людей.
Как можно эргономично реализовать эту задачу, мы видели в одной из публичных библиотек Квебека (Канада). Там весь 100-тысячный фонд выведен в один зал, поделённый разными визуальными способами на сегменты (в том числе есть зона для детей). Стеллажи — не выше 5 полок с метровыми расстояниями между ними. Книги все в прекрасном состоянии (каждая обложка с индексами на корешке закатана в полиэтиленовую плёнку). Как удалось так расставить? Пространство библиотеки было просторным и целостным.
А если библиотека размещена на небольшой площади, как этого можно добиться? Лишь увеличив число «книгомест» в зале. За счёт чего? Вы правы: добавив в залы новые стеллажи, уменьшив проходы между ними, увеличив число полок. Но делать этого не стоит: в отличие от книгохранения, главный в зале обслуживания — посетитель, и ему должно быть в нём удобно.
В последние 2—3 года наметилась тенденция, когда принципы размещения фондов в залах вырабатывают не библиотекари, исходя из своего видения ситуации, а им их диктуют дизайнеры. В ходе модернизации в залах многих публичных библиотек страны стали размещать стеллажи в 10–13 полок — часто до потолка. Появились полки с книгами над окнами, стали встраивать в стеллажи посадочные места и поверх них устанавливать лестницы, чтобы, стоя на них, дотянуться до верхней полки.
По задумке дизайнеров, у посетителя должно создаваться впечатление, будто он буквально погружён в мир книг. Но так мыслят именно дизайнеры, не знакомые с принятыми в мире подходами к библиотечному обслуживанию. Ведь при таком размещении фонда, при общем затруднённом доступе к нему напрочь игнорируются интересы и потребности, в частности, посетителей с ограниченными физическими возможностями. (Как-то мы спросили автора такого дизайнерского решения: «А как добираться до верхних полок, если под ними, по вашему проекту, будет стоять диван?». «Легко, — ответил он. — Нужно просто попросить людей на время подняться с дивана».) Поэтому стоит придерживаться правила: расстояние между стеллажами в общедоступных библиотеках должно быть не менее метра, а высота стеллажей — не более пяти-шести полок.
Говоря о Квебекской библиотеке, мы подчеркнули: в зале стояли только «актуальные», пользующиеся спросом, в хорошем состоянии книги. В принципе, в зарубежных публичных библиотеках в открытом доступе находятся книги, изданные в последние 5—10 лет, остальные уходят в депозитарии. А что мы часто видим на стеллажах в залах обслуживания? Старые, порой ветхие, «морально устаревшие», непрофильные издания — что скрывать, именно они пока составляют основу фонда большинства наших публичных библиотек.
5. Организуйте открытый доступ к фонду так, чтобы расстановка книг была интуитивно понятна пользователям. Библиотечные специалисты, заканчивавшие профильные вузы и колледжи, знают, что существует много видов расстановки фонда (содержательного типа, нормального типа, систематическая, тематическая, предметная, алфавитная, хронологическая, географическая, языковая, форматная, нумерационная, инвентарная, крепостная). На практике обычно сочетают два и более признака, наиболее характерных для фонда конкретной библиотеки. Примером может служить расстановка фонда художественной литературы. В качестве базовой в залах обслуживания принята расстановка в соответствии с библиотечной классификацией — как правило, в публичных библиотеках это ББК. Она известна и в целом понятна библиотекарям (без неё невозможна работа в режиме читального зала), но на абонементе найти по ББК книгу без помощи библиотекаря бывало очень сложно.
В условиях открытого доступа нужна более простая, интуитивно понятная пользователю расстановка книг на стеллажах — на языке потребностей и в понятиях, привычных для тех или иных социально-возрастных категорий пользователей библиотеки.
В РГБМ в отраслевых залах активно используется сочетание традиционной и «интуитивной» расстановок печатного фонда. Но если это достаточно просто реализовать в зале литературы по общественным и гуманитарным наукам, то в части естественных и технических наук это оказывается непростым делом. В настоящее время в этом зале книги на стеллажах, стоящих вдоль стен, расставлены по ББК (и рядом со стеллажами — разъяснения, где на полках размещён тот или иной шифр). В центре зала на низких стеллажах — названия разделов сформулированы на языке, понятном пользователям (техносфера, органическая химия, анатомия человека, туризм/путешествия, занимательно о науке и технике, рыбы и птицы, мода и т. п.).
Надо сказать, что библиотекари всё чаще заглядывают в книжные магазины, покупатели которых обычно выбирают книгу самостоятельно, и заимствуют нестандартные и рациональные способы размещения книг на полках в торговых залах. И это правильно.
Оптимальные условия для работы пользователей с печатными изданиями
Предложим ещё несколько советов, следование которым добавит «позитива» отношению людей к библиотеке как к месту, где учитывают их интересы, права, особенности, возможности.
1. Подавляющую часть фонда старайтесь выдавать на дом. К этому библиотекари приходят, когда объединяют фонды читального зала и абонемента. Вето, как правило, накладывается только на справочно-энциклопедические, редкие, особо ценные, книги в единственном экземпляре. При этом возникает вопрос: как выделить в общем фонде книги, которые нельзя брать на дом. Мы делали это достаточно просто: размещали на корешке книги небольшую яркую наклейку (например, использовали красный кружок на клеевой основе) и «подстраховывали» её соответствующим штампом зала на первой странице книги.
2. Создавайте для читателей специальные пространства и удобные места для работы с печатными и электронными материалами. Вряд ли сегодня стоит возражать против того, что на территории библиотеки в равной мере должны быть учтены интересы пришедших готовиться к занятиям и желающих просто отдохнуть за чтением хорошей книги.
Обычно в первом случае рабочие места приближены к фонду (удобно, когда они размещены между стеллажами), столы оснащены розетками для подключения личных электронных устройств. Но это не значит, что нужно «забивать» помещения стационарными столами со стульями. Для этого существуют складные стулья и мобильные столы (в РГБМ по мере увеличения числа людей, желающих работать с материалами в библиотеке, было организовано несколько десятков мобильных «посадочных мест»).
Иное дело — «свободное» чтение, чтение для души. Места, предназначенные для этого, должны предусматриваться не только в залах обслуживания, а на всём пространстве библиотеки (включая приспособленные для этого подоконники). Сегодня достаточно много незатратных способов сделать места чтения комфортными для людей.
Кое-что из арсенала РГБМ: локальный свет, маленькие подушки — под спину, подставки — под ноги, недорогие флисовые пледы — для тех, кто мёрзнет, «ведёрко» с нитками — для любителей вязания, даже простенькие мини-степперы — для тех, кто любит перемежать сидение на стуле с лёгким «бегом на месте»…
Оказалось, тот, кто читает книгу для удовольствия, как правило, не жаждет делать это в обществе себе подобных, а стремится найти уголок, своего рода «личное пространство». А что касается молодёжи, то здесь неизбежно возникает проблема поиска «парного места».
Одним словом, если мы хотим, чтобы люди оставались в библиотеке, нужны не только книги, которые хочется читать, но и удобные, комфортные места.
3. Не стоит переоценивать роль больших, постоянно действующих книжных выставок. Рекомендуем отойти от крупных, постоянно действующих тематических экспозиций, размещаемых часто под стеклом и при входе в библиотеку и имеющих, по мысли их организаторов, некую самостоятельную просветительскую функцию. Не стоит также пытаться выложить на любую выставку всё, что есть в фонде, имеющее отношение к её тематике. Это бывает правомерно в случае, если цель выставки — продемонстрировать тематическую полноту и временнýю глубину библиотечного собрания по тому или иному поводу.
Лучше делать выставки небольшими, располагать их в непосредственной близости к книжным полкам и на краткий срок, привязывая к событиям в общественной, культурной жизни страны (города, села), той или иной личности и другим актуальным событиям, происходящим как вне, так и внутри библиотеки.
Изменение функций сотрудников залов обслуживания
По нашему глубокому убеждению, в век активного, тотального распространения информации библиографы должны находиться именно в залах обслуживания. Не человек должен идти с запросом к библиографу, а тому следует быть рядом с пользователем. Современный человек настроен на комплексное обслуживание и хочет получить все информационно-библиотечные услуги в одном месте.
Возможно, кто-то сочтёт целесообразным последовать нашему примеру: вывести из структуры библиотеки справочно-библиографический отдел и ввести библиографов в залы обслуживания. Поскольку библиотекари и библиографы обладают разными профессиональными знаниями и навыками, задача администрации — предоставить им возможность пройти дополнительное обучение, овладеть навыками сложного, многоаспектного поиска информации.
Однако, решившись на такой шаг, нужно быть готовым к сопротивлению со стороны «старых кадров».
Вот как это проходило в РГБМ. В 2007 году из структуры библиотеки был выведен справочно-библиографический отдел, и его функции (вместе с фондом) были переданы залам обслуживания. Разумеется, для того времени столь решительный шаг был негативно воспринят сотрудниками библиотеки. Покуситься на целостность справочно-библиографического фонда! Но когда «отступать стало некуда», сотрудники отдела сами приняли решение и быстро перераспределили справочно-энциклопедические и библиографические издания по отраслевым залам.
На первом этапе в залах стояли две кафедры: библиотекаря и библиографа. За ними были закреплены разные функции. Спустя некоторое время, после прохождения достаточно серьёзной, регулярной дополнительной подготовки, все библиотекари овладели умением вести поиск информации разного уровня сложности и по разным источникам, а библиографы — логикой (и техникой) взаимодействия с пользователями в режиме «нон-стоп».
Идея ведения справочно-библиографического и информационного обслуживания в универсальных и отраслевых залах особенно хорошо начинает работать, когда в действие вступают технологии. И сегодня сотрудники залов занимаются, среди прочего, формированием заказов на комплектование фонда, редактированием электронного каталога под задачи зала, оцифровкой, ретроконверсией, сканированием обложек книг и т. п. А для посетителей они теперь в большей степени консультанты, просветители, организаторы чтения.
Целесообразно, чтобы все сотрудники залов обслуживания ежегодно сдавали своего рода небольшой экзамен на умение искать ответы на читательские запросы по печатному и электронному фондам, электронному каталогу, удалённым БД и сетевым ресурсам. Эти «проверки на прочность» стоит предварять циклом групповых и индивидуальных занятий — хорошо если в библиотеке есть свои специалисты, способные и научить, и принять «экзамен».
Учёт интересов нецелевых групп пользователей
У каждой библиотеки есть нецелевые группы пользователей. Это хорошо просматривается на примере специализированных библиотек.
У детской библиотеки целевыми группами являются дети: их интересам и потребностям соответствует фонд библиотеки, определённым образом оформляется и организуется пространство библиотеки, ради них проводятся основные мероприятия. И тот факт, что всё больше внимания уделяется родителям (подбирается литература, проводятся разного рода беседы, лекции и прочее), всё равно не делает тех равноправными целевыми потребителями услуг детской библиотеки. Здесь взрослые выступают в конкретной социальной роли — родителей, через них происходит, как правило, взаимодействие библиотекаря с маленькими читателями. Ещё совсем недавно родители в ожидании детей, с которыми занимались библиотекари, скучали в коридоре. В последнее время в некоторых детских библиотеках создаются так называемые родительские залы. Иное дело — семейные библиотеки. Для них в равной мере важны и родители, и дети.
В молодёжной библиотеке, наоборот, дети, приходящие с молодыми родителями, — нецелевая группа пользователей, но забота о ней, проявленная библиотекой, облегчает взрослому доступ к её ресурсам и услугам. Вместе с тем, если библиотека, куда мама или папа привели ребёнка, им самим нравится, это, как правило, служит для того хорошим примером. Поэтому наличие в молодёжной библиотеке детской комнаты — благо для всех: и для родителей, и для детей, и для будущего самой библиотеки.
Для молодёжной библиотеки нецелевыми группами являются также люди пожилого возраста. Честно признаемся, до 2007 года, когда в РГБМ началась «перестройка», сюда ходили в меньшей степени школьники за программной литературой и в большей — пожилые люди из расположенных рядом домов. Вся обстановка библиотеки соответствовала этому. Тогда нам предстояло не только реконструировать пространство библиотеки, но создать новый её образ, который был бы близок именно молодёжной аудитории.
На первом этапе делалась попытка выделить отдельное помещение для пожилых людей, которые задерживались в библиотеке в основном ради чтения свежей периодики. Очень быстро мы поняли, что это не проявление уважения к интересам этой группы пользователей, а, скорее, их дискриминация.
Да, многое в новом облике библиотеки вначале не нравилось и даже раздражало пожилых людей. Но прошло время, изменилось отношение в обществе к возрасту, старшее поколение стало получать удовольствие от пребывания в среде более молодых. И тогда библиотека стала специальным образом учитывать интересы этой немногочисленной, но уважаемой нецелевой группы пользователей.
В зарубежных публичных библиотеках, как мы знаем, есть отдельные пространства для детей, подростков, молодёжи. Такой комплексный учёт интересов разных возрастных групп пользователей начинает преобладать и при модернизации российских публичных библиотек. Именно это отражено в требованиях для российских дизайнеров, разрабатывающих проекты новых библиотек, о которых мы говорили в начале раздела.
Учёт особенностей поведения и обеспечение психологической комфортности пребывания
Фактически всё сказанное выше имеет прямое отношение к одному из основных принципов организации пространства библиотеки — зонированию. Если помните, в числе требований к дизайн-проектам было следующее: функциональное зонирование пространств библиотек должно обеспечивать комфортное пребывание для всех возрастных групп (дети, подростки, взрослые), а также учитывать шумовой и температурно-влажностный режимы помещений.
Скажем больше, с учёта особенностей поведения людей (а мы-то с вами знаем, насколько они разные, посетители наших библиотек) и обеспечения для каждого психологической комфортности и начинается конструирование пространства библиотеки.
Приведём опять близкий нам пример РГБМ. Человек входит в библиотеку, попадает в фойе, из которого ведут две «дороги»: налево и направо (библиотека занимает весь первый этаж 8-этажного дома, и длина «взлётной полосы», как когда-то назвали дорожку из одного конца библиотеки в другой, около 200 метров).
Повернёшь налево — попадёшь в зону так называемого делового чтения, предназначенную для спокойной, требующей тишины работы, прежде всего, в целях самообразования и подготовки к учебным занятиям (там литература по общественным, гуманитарным, естественным и техническим наукам, на иностранных языках). «Из зала в зал переходя», попадаешь в последний под названием «101 точка чтения». Он предназначен для совсем тихого чтения…
Пойдя направо, попадаешь в зону досугового (свободного) чтения, где можно вести себя более раскованно. Тут сосредоточены специализированные залы и службы, предоставляющие дополнительные услуги. Здесь работают фрилансеры, занимаются со своими подопечными репетиторы, будущие архитекторы и дизайнеры работают с графическими программами. Кто-то слушает и записывает музыку, рисует, играет в шахматы, читает комиксы, рассматривает редкие книги, родители занимаются с детьми. В отдельной комнате часто небольшие группы готовят совместные проекты — споры бывают бурными. Здесь же расположены кафе, книжная лавка, отдел оперативной полиграфии. И в конце этой «линейки» — зал художественной литературы и искусства, где уже стоит умерить свою потребность в общении — тут тоже есть те, кто много и углубленно читает. Но здесь также смотрят видеофильмы, упражняются на электропианино, слушают аудиокниги — обязательно в наушниках.
Как уже говорилось, сначала человек формирует среду, затем среда воздействует на человека и предлагает свои правила поведения в ней.
Обеспечение правил поведения, интуитивно понятных посетителям
Как-то ещё в 90-е, будучи в Германии, мы обратили внимание на детишек, которые ехали на велосипедах. К багажнику был прикреплен флагшток с опознавательным флажком, который был выше голов пешеходов. Тем самым ребёнок на велосипеде становился заметен в толпе. И вот тогда один наш коллега сказал: «Видите? И мы должны поддерживать порядок не организационными, а технологическими методами». Иными словами, с помощью технологий делать так, чтобы поступить неправильно было бы просто невозможно, и относиться к людям так, будто они никогда и не собирались поступить неправильно.
Например, RFID позволяет ходить с книгами, своими и библиотечными, по всему пространству библиотеки. А установленная в зале телефонная будка «а-ля Лондон» с выходом в городскую сеть служит также для разговора по мобильному телефону. И это понятно каждому без слов.
Это, так сказать, технологические методы регулирования поведения человека. А организационные — это запрещения и назойливые предупреждения, о которые подчас «спотыкаются» посетители библиотеки.
Хотя всегда найдётся человек, общение с которым заставляет вносить в «Правила поведения пользователей в библиотеке» некое новое ограничение. Разумные ограничения, безусловно, должны быть. Наш опыт показал, что сложно учесть все возможные действия, не совместимые с «нормами общежития», которые способен совершить человек, но стараться нужно. Сегодня всех «нарушителей» интересует документальное подтверждение правомерности или неправомерности их действий.
Далее. Каждый из нас по себе знает, насколько тяжело бывает ориентироваться в незнакомом или сложно «сконструированном» пространстве. (Здесь мы не рассматриваем проблему передвижения по библиотеке слабовидящих и незрячих.)
Для этого существует навигация по библиотеке — потолочная, напольная, уличная, навигация в виде стендов. Она не должна вызывать затруднения, часто бывает важным на подступах к библиотеке расставить поясняющие указатели. Установка же уличной навигации (в нашем случае — три указателя в метро: на станции, в переходах и у выхода) требует согласований с городскими структурами.
Кроме того, все помещения, куда есть доступ для посетителей, должны иметь чёткое указание на его предназначение, часто для этого используется инфографика. (В РГБМ есть залы, окрашенные в разные цвета, и длительное время по полу «шли» разноцветные пунктиры, каждый из которых «утыкался» в «свой» зал.)
Часто в некоторых местах библиотеки размещают направляющие таблички (стойки со стрелками), которые ориентируют уже в местах предоставления тех или иных услуг или проведения мероприятий. А если позволяют финансовые возможности, то для этих целей хорошо использовать электронное информирование (плазменные телевизоры или информационные панели).
Наконец, в ряде библиотек не решена до конца задача размежевания открытой для пользователей и служебной зон. Такое мы наблюдали даже в новых, только выстроенных зданиях библиотек. Поэтому первым нашим принципиальным решением по изменению пространства библиотеки было отсечение служебной зоны от пользовательской. В настоящее время проход из зоны в зону осуществляется по электронному ключу. Кроме того, там стоят дополнительные радиочастотные ворота, защищающие фонд от несанкционированного выноса.
Это важно не только для организации работы сотрудников и посетителей, но и для минимизации числа запретов.