Заложные покойники что это
Кого на Руси называли заложными покойниками?
С понятием “заложные покойники” знакомы лишь немногие, однако их образ широко известен в народных преданиях. Именно так наши предки называли мертвецов, что погибли “нечистой” смертью, то есть подверглись насилию или стали самоубийцами. Считалось, что души таких людей не находят себе покоя после прощания с физической оболочкой.
Заложные покойники оставались на земле, превращаясь в мифических существ. К таким причисляли мавок, навок, русалок, всевозможную славянскую нечисть, чьё происхождение было связано со смертью. Какие поверья ходили в народе о таких покойниках? И почему их назвали заложными?
Название
Впервые термин “заложные покойники” использовал Дмитрий Зеленин, этнограф, значительная часть работ которого посвящена вятским поверьям. Прежде определённого слова, определяющего “нечистых” покойников, не было. На мой взгляд, в каждом регионе имелось своё название для такого рода мертвецов (или использовалось именование определённого их “вида”). К примеру, вятичи могли называть их “ходячими” покойниками.
Но почему же стало распространено именно слово “заложные”? Как утверждает большинство этнографов, связано оно непосредственно со способом захоронения. Человека, умершего неестественной смертью, редко хоронили традиционно.
Иногда души людей не находят покоя после смерти / © Mark Makovey / artstation.com
Нередко тело укладывали лицом вниз, а яму забрасывали (закладывали) ветками и камнями. Заложными покойниками называли людей, что умерли насильственной смертью, от пьянства, а также умерших некрещёных детей, колдунов или ведьм.
Считалось, что такие люди получали проклятие предков, а потому кладбищенская земля не принимала их. Хоронили их за пределами кладбища (например, у перекрёстка дороги, на обочине, в оврагах или на опушке леса).
Души, не нашедшие приюта, часто возвращаются к любимым местам / © Nismiana / deviantart.com
Поверья о заложных покойниках
У славян существовали вполне чёткие понятия о “правильной” и “неправильной” смерти. Но если они достаточно ясны и современному человеку, то существовал и ещё один аспект.
Не меньшее значение играл век человека. К примеру, “неизжитым” веком называли время, которое человек не сумел прожить (из-за гибели в юности или в случае с умершим ребёнком).
Но не менее опасным считался и “пережитый” век. Считалось, что колдуны и ведьмы живут очень долго не по причине крепкого здоровья, а из-за того, что забирают жизнь у других людей. Если старик жил слишком долго, говорили, что он “чужой век заедает”.
Призрак умершего ребёнка проживает неизжитый век / © Shiroitsuki / wallpapershome.ru
И если с жертвами преступлений всё было не так однозначно (порой поговаривали, что невинно убиенную душу Бог принимал к себе), то проще обстоял вопрос с самоубийцами.
Они однозначно причислялись к заложным покойникам. В народе рассказывали, что утопленники или повешенные не могут свободно покинуть землю. Они нарушили правила жизни, самовольно прервав её. Поэтому их душам необходим было “дожить” свой век, скитаясь по земле и совершая далеко не самые приятные поступки.
От себя хочу отметить, что деяния заложных покойников могли быть разными. Кто-то злился на людей и творил зло, а кто-то просто страдал из-за совершённой ошибки, пугая путников и прохожих.
Самоубийцы любят приходить к местам своих захоронений / vesiskitim.ru
Предание о самоубийце
Видимо, так или примерно так выглядит призрак в лесу / traveltimes.ru
Однажды через лес ехал кучер помещика соседнего села. Он увидел Григория, однако не знал, что тот наложил на себя руки. Парень пригласил кучера к себе в гости. Дав согласие, тот оказался на славном пиршестве. Он сидел за широким столом, уставленном яствами.
В одно мгновение Григорий вдруг стал протягивать к гостю руки, что тому показалось странным. Но в этот миг пропели петухи, и хозяин удивительным образом растворился в воздухе. Кучер же, очнувшись, увидел, что стоит по пояс в реке протекавшей через лес. Если бы не крик петуха, заложный покойник явно расправился бы с ним.
Болотница / © Оксана Измайлова / artstation.com
Тайны “превращения”
Часто на Руси рассказывали, что самоубийцы любят приходить к местам своих захоронений. Однако они могли превращаться не только в привидений. К примеру, девушки, покончившие с собой из-за неразделённой любви, нередко обращались в мавок и русалок.
Характер их был неоднозначным. Они могли увлекать к реке молодых людей, после чего топили их в “гиблых местах”. Но также русалки нередко спасали заблудившихся детей, которым указывали верный путь к селению.
Превращение умершего в заложного покойника могло произойти и из-за проклятия. Так, рассказывали, что в одном из селений мать прокляла своего сына, когда тот поднял на неё руку.
Юноша умер, после чего был похоронен согласно обычаям. Но люди нередко встречали его призрак у могилы. Было ясно, что душа проклятого не может найти себе покоя. Когда могилу разрыли, увидели, что покойник в ней не лежит, а сидит. В тот миг, когда мать помолилась и простила сына, тело его обратилось в прах.
Мавок также причисляли к заложным покойникам / oir.mobi
Истории о заложных покойниках часто имеют некоторые жуткие особенности, но есть в них и поучительный элемент. Народ с явным осуждением относился к насилию и самоубийцам, а потому считалось, что и после смерти души таких людей не найдут упокоения. Конечно, заложные покойники считались опасными существами, но вместе с тем они вызывали у людей жалость и искреннюю печаль о том, кто так и не смог найти покой – при жизни и после смерти.
Обзор русской демонографии (9)
Часть 9. Заложные покойники, упыри, оборотни.
Практически все представители отечественной нечисти, с которыми мы познакомились ранее, имеют демоническое происхождение. Исключение, пожалуй, составляют русалки, происхождение которых можно считать смешанным, бесовско-человеческим. Теперь пора перейти к репрезентантам нечистой силы человеческой природы, которых можно отнести к разрядам «уже-не-люди» или «не-совсем-люди». Это, прежде всего, не нашедшие должного упокоения мертвецы, которых называли «заложными покойниками» или «мертвяками». Как разновидность этой категории нечисти можно выделить упырей (вампиров, вурдалаков, еретиков). Здесь же мы познакомимся с такими сущностями, как оборотни, представляющими, как правило, все же мир живых, а не мёртвых, хотя и здесь есть исключения.
Использованные материалы:
Д.Зеленин, «Очерки русской мифологии», СПб, 1906;
С.Максимов, «Нечистая, неведомая и крестная сила», СПб, 1903;
К.Никифоровский, «Нечистики», Вильна, 1907;
П.Чубинский, «Верования и суеверия», 1872;
А.К.Толстой, «Упырь», 1841;
М.Власова, «Новая АБЕВЕГА русских суеверий», 1995.
Многие народы земного шара, в том числе и русский народ, строго различают в своих поверьях два разряда умерших людей. К первому разряду относятся т. н. родители, т.е. умершие от старости предки; это покойники почитаемые и уважаемые, много раз в году «поминаемые». Они пребывают где-то далеко. На место своего прежнего жительства, к родному очагу и к своим потомкам, они являются редко, и то только по особому приглашению, во время поминальных дней. Дело в том, что все заложные покойники находятся в полном распоряжении у нечистой силы; они по самому роду своей смерти делаются как бы работниками и подручными диавола и чертей, вследствие чего и неудивительно, что все действия заложных направлены ко вреду человека. Наконец, для заложных покойников издавна существовал на Руси особый способ погребения, без закапыванья трупа в землю, а после — особые места для обычного их погребения. |
Равным образом, для заложных существуют и особые способы поминовения. Обычного христианского поминовения самоубийцы, а отчасти и другие заложные покойники — лишаются. Народ считает даже грехом упоминать самоубийц в заупокойной молитве, не записывает их имен в поминальницы, в уверенности, что душа самоубийцы уже погибла навеки и сколько бы ни молились о ней — молитва не только не умилостивит Бога, а напротив — прогневает его. |
Где живут заложные покойники после своей смерти? Там же, где живет и нечистая сила, вместе с чертями. Места же жительства нечистой силы весьма многочисленны и разнообразны: прежде всего, конечно, пространство под землей, а затем все стоячие воды на земле: омуты, озера, пруды, а также болота, трясины, овраги, трущобы и все вообще «нечистые места». Во всех этих местах и можно встретить, вместе и рядом с нечистой силой, также и заложных покойников, которые служат большей частью работниками и помощниками чертей, а иногда и сами делаются различными представителями нечистой силы. Заложных покойников, по народному воззрению, земля не принимает. Так, в Саратовской губ. среди народа бытует убеждение, что «проклятые родителями, опившиеся, утопленники, колдуны и прочие, после своей смерти, одинаково выходят из могил и бродят по свету: их, говорят, земля не принимает; тело их будто бы все тлеет, а тень бродит по свету». |
Чем занимаются заложные покойники? Наши источники приписывают им немало дел, и очень различных. Прежде всего, заложные бродят или странствуют по земле, не находя себе покоя. В Нижегородском у. «верует народ в посмертное существование и брожение по земле неестественною смертью умерших, как-то: удавленников, опившихся, отравившихся». В Елисаветградском у. верят, что «души самоубийц и лиц, умерших т. н. наглою смертью, могут странствовать по земле». По мнению крестьян Владимирской губ., проклятым при жизни людям суждено по смерти скитаться по земле, пока они не получат разрешения от этого проклятия. Заложные разным образом тревожат близких им лиц, являясь им наяву и во сне. Герой известного стихотворения А.С. Пушкина «Утопленник» (1828) ежегодно стучит в доме того рыбака, на тоне коего лежало тело утонувшего, и который имел полную возможность похоронить несчастного, но не сделал этого. «Самоубийцы тревожат живущих, особенно тех, которые знали их, имели с ними дело, быть может, обидели их, не оказали им должной любви и поддержки» (Смоленская губ.). |
Заложные пугают людей и животных. Самоубийцы странствуют и пугают людей, проезжающих в ночное время возле их могил. В книге П. Ефименко подробно рассказан случай, как умерший неестественною смертью мертвец побежал, весь в белом, с кладбища г. Пинеги вслед за одним стариком ночью; старик упал без чувств и после был долго болен. Заложным же приписываются и разного рода шутки с прохожими, особливо пьяными, шутки не всегда невинные. В Петровском у. Саратовской губ. в лесу, где удавился молодой крестьянин Григорий, случилось следующее происшествие: кучер соседнего помещика возвращался ночью, под хмельком, домой через этот лесок и встретил там давнишнего своего знакомого, самоубийцу Григория, который пригласил кучера к себе в гости. Тот согласился, и оба отправились в дом Удалова, где пошло угощение. Пир был на славу; но пробило 12 часов, петух запел, и Григорий исчез, а кучер оказался сидящим по колена в реке Узе, протекающей недалеко от села. Эти шутки заложных покойников нередко переходят в прямое нанесение вреда ближним. Больше всего и искуснее всех занимаются этим делом, конечно, умершие колдуны. Но и обычные заложные покойники также иногда не отстают в этом от колдунов. Малорусы Проскуровского у. хоронят удавленников на границе полей, вложивши ему в рот железный гвоздь от бороны и пробивши грудь осиновым колом: «погребенный без этих предосторожностей вишальник мог бы наделать много вреда, так как он обладает силою, позволяющею ему вставать из гроба». Иногда заложным покойникам приписывается также способность насылать на людей болезни и вообще вредить здоровью людей. |
В симбирских поверьях выяснилось новое занятие заложных, а именно: быть «приставниками» при кладах, т.е. стеречь клады в земле, не допуская до них людей. В этом случае заложные заменяют уже самих представителей нечистой силы. Наконец, некоторые заложные покойники получают, так сказать, важные чины в рядах нечистой силы: они становятся лешими, домовыми, кикиморами и т.п., тем самым равняясь с настоящими представителями нечистой силы. По народной вере (во Владимирской губ.), разные лешие, водяные и русалки-шутовки есть не кто иные, как обыкновенные „бывалошные» (т.е. древние) люди, на которых якобы тяготеет родительское проклятие; это те же умершие люди, но лишь „прокляненные» своими родителями, и в частности своими „недобрыми матерями». Загробная жизнь этих „проклятых людей» обречена на пребывание здесь же на земле, в пределах вод: озер, болот и лесных чащ. Вся разница между ними и обыкновенными смертными заключается якобы в том, что они лишены свободного общения с обыкновенными людьми. Образ жизни этих обреченных на изгнание бывалошных людей вполне ясно в народе не обрисовался; известно лишь, что все они являются врагами обыкновенных смертных и всячески стараются завлечь неосторожных в свой полупреисподний мир. |
Особое место среди заложных покойников занимают дети, родившиеся неживыми или умершие неокрещенными. Для таких детей у малорусов существует особое название: потерчатко, потерчук — «дитя, умершее без крещения». Из потерчат, с течением времени, вырастают, с одной стороны, кикиморы, с другой — мавки и русалки. Если дитя умерло и погребено без крещения, то часто можно слышать, как оно жалобно плачет, а если приложиться ухом к его могиле, то этот плач слышится еще явственнее. Чтобы успокоить, нужно тогда сказать, если мужеского пола: «будь Иван или Сцепан», а если женского, то: «будь Анна или Мария!» (Гродненский у.). |
Теперь познакомимся с некоторыми разновидностями заложных покойников. Наиболее известным их подвидом является упырь. Слово «упырь», по всей видимости, родственно термину «вампир», присутствующему во многих европейских языках. Название «упырь» для встающего из гроба мертвеца, пьющего кровь людей или поедающего их, более характерно для западных и южных регионов России. В центральной и северной России таковые чаще именовались «еретиками».