Заложные покойники что это

Кого на Руси называли заложными покойниками?

С понятием “заложные покойники” знакомы лишь немногие, однако их образ широко известен в народных преданиях. Именно так наши предки называли мертвецов, что погибли “нечистой” смертью, то есть подверглись насилию или стали самоубийцами. Считалось, что души таких людей не находят себе покоя после прощания с физической оболочкой.

Заложные покойники оставались на земле, превращаясь в мифических существ. К таким причисляли мавок, навок, русалок, всевозможную славянскую нечисть, чьё происхождение было связано со смертью. Какие поверья ходили в народе о таких покойниках? И почему их назвали заложными?

Название

Впервые термин “заложные покойники” использовал Дмитрий Зеленин, этнограф, значительная часть работ которого посвящена вятским поверьям. Прежде определённого слова, определяющего “нечистых” покойников, не было. На мой взгляд, в каждом регионе имелось своё название для такого рода мертвецов (или использовалось именование определённого их “вида”). К примеру, вятичи могли называть их “ходячими” покойниками.

Но почему же стало распространено именно слово “заложные”? Как утверждает большинство этнографов, связано оно непосредственно со способом захоронения. Человека, умершего неестественной смертью, редко хоронили традиционно.

Заложные покойники что это. Смотреть фото Заложные покойники что это. Смотреть картинку Заложные покойники что это. Картинка про Заложные покойники что это. Фото Заложные покойники что этоИногда души людей не находят покоя после смерти / © Mark Makovey / artstation.com

Нередко тело укладывали лицом вниз, а яму забрасывали (закладывали) ветками и камнями. Заложными покойниками называли людей, что умерли насильственной смертью, от пьянства, а также умерших некрещёных детей, колдунов или ведьм.

Считалось, что такие люди получали проклятие предков, а потому кладбищенская земля не принимала их. Хоронили их за пределами кладбища (например, у перекрёстка дороги, на обочине, в оврагах или на опушке леса).

Заложные покойники что это. Смотреть фото Заложные покойники что это. Смотреть картинку Заложные покойники что это. Картинка про Заложные покойники что это. Фото Заложные покойники что этоДуши, не нашедшие приюта, часто возвращаются к любимым местам / © Nismiana / deviantart.com

Поверья о заложных покойниках

У славян существовали вполне чёткие понятия о “правильной” и “неправильной” смерти. Но если они достаточно ясны и современному человеку, то существовал и ещё один аспект.

Не меньшее значение играл век человека. К примеру, “неизжитым” веком называли время, которое человек не сумел прожить (из-за гибели в юности или в случае с умершим ребёнком).

Но не менее опасным считался и “пережитый” век. Считалось, что колдуны и ведьмы живут очень долго не по причине крепкого здоровья, а из-за того, что забирают жизнь у других людей. Если старик жил слишком долго, говорили, что он “чужой век заедает”.

Заложные покойники что это. Смотреть фото Заложные покойники что это. Смотреть картинку Заложные покойники что это. Картинка про Заложные покойники что это. Фото Заложные покойники что этоПризрак умершего ребёнка проживает неизжитый век / © Shiroitsuki / wallpapershome.ru

И если с жертвами преступлений всё было не так однозначно (порой поговаривали, что невинно убиенную душу Бог принимал к себе), то проще обстоял вопрос с самоубийцами.

Они однозначно причислялись к заложным покойникам. В народе рассказывали, что утопленники или повешенные не могут свободно покинуть землю. Они нарушили правила жизни, самовольно прервав её. Поэтому их душам необходим было “дожить” свой век, скитаясь по земле и совершая далеко не самые приятные поступки.

От себя хочу отметить, что деяния заложных покойников могли быть разными. Кто-то злился на людей и творил зло, а кто-то просто страдал из-за совершённой ошибки, пугая путников и прохожих.

Заложные покойники что это. Смотреть фото Заложные покойники что это. Смотреть картинку Заложные покойники что это. Картинка про Заложные покойники что это. Фото Заложные покойники что этоСамоубийцы любят приходить к местам своих захоронений / vesiskitim.ru

Предание о самоубийце

Заложные покойники что это. Смотреть фото Заложные покойники что это. Смотреть картинку Заложные покойники что это. Картинка про Заложные покойники что это. Фото Заложные покойники что этоВидимо, так или примерно так выглядит призрак в лесу / traveltimes.ru

Однажды через лес ехал кучер помещика соседнего села. Он увидел Григория, однако не знал, что тот наложил на себя руки. Парень пригласил кучера к себе в гости. Дав согласие, тот оказался на славном пиршестве. Он сидел за широким столом, уставленном яствами.

В одно мгновение Григорий вдруг стал протягивать к гостю руки, что тому показалось странным. Но в этот миг пропели петухи, и хозяин удивительным образом растворился в воздухе. Кучер же, очнувшись, увидел, что стоит по пояс в реке протекавшей через лес. Если бы не крик петуха, заложный покойник явно расправился бы с ним.

Заложные покойники что это. Смотреть фото Заложные покойники что это. Смотреть картинку Заложные покойники что это. Картинка про Заложные покойники что это. Фото Заложные покойники что этоБолотница / © Оксана Измайлова / artstation.com

Тайны “превращения”

Часто на Руси рассказывали, что самоубийцы любят приходить к местам своих захоронений. Однако они могли превращаться не только в привидений. К примеру, девушки, покончившие с собой из-за неразделённой любви, нередко обращались в мавок и русалок.

Характер их был неоднозначным. Они могли увлекать к реке молодых людей, после чего топили их в “гиблых местах”. Но также русалки нередко спасали заблудившихся детей, которым указывали верный путь к селению.

Превращение умершего в заложного покойника могло произойти и из-за проклятия. Так, рассказывали, что в одном из селений мать прокляла своего сына, когда тот поднял на неё руку.

Юноша умер, после чего был похоронен согласно обычаям. Но люди нередко встречали его призрак у могилы. Было ясно, что душа проклятого не может найти себе покоя. Когда могилу разрыли, увидели, что покойник в ней не лежит, а сидит. В тот миг, когда мать помолилась и простила сына, тело его обратилось в прах.

Заложные покойники что это. Смотреть фото Заложные покойники что это. Смотреть картинку Заложные покойники что это. Картинка про Заложные покойники что это. Фото Заложные покойники что этоМавок также причисляли к заложным покойникам / oir.mobi

Истории о заложных покойниках часто имеют некоторые жуткие особенности, но есть в них и поучительный элемент. Народ с явным осуждением относился к насилию и самоубийцам, а потому считалось, что и после смерти души таких людей не найдут упокоения. Конечно, заложные покойники считались опасными существами, но вместе с тем они вызывали у людей жалость и искреннюю печаль о том, кто так и не смог найти покой – при жизни и после смерти.

Источник

Обзор русской демонографии (9)


Часть 9. Заложные покойники, упыри, оборотни.

Практически все представители отечественной нечисти, с которыми мы познакомились ранее, имеют демоническое происхождение. Исключение, пожалуй, составляют русалки, происхождение которых можно считать смешанным, бесовско-человеческим. Теперь пора перейти к репрезентантам нечистой силы человеческой природы, которых можно отнести к разрядам «уже-не-люди» или «не-совсем-люди». Это, прежде всего, не нашедшие должного упокоения мертвецы, которых называли «заложными покойниками» или «мертвяками». Как разновидность этой категории нечисти можно выделить упырей (вампиров, вурдалаков, еретиков). Здесь же мы познакомимся с такими сущностями, как оборотни, представляющими, как правило, все же мир живых, а не мёртвых, хотя и здесь есть исключения.

Использованные материалы:
Д.Зеленин, «Очерки русской мифологии», СПб, 1906;
С.Максимов, «Нечистая, неведомая и крестная сила», СПб, 1903;
К.Никифоровский, «Нечистики», Вильна, 1907;
П.Чубинский, «Верования и суеверия», 1872;
А.К.Толстой, «Упырь», 1841;
М.Власова, «Новая АБЕВЕГА русских суеверий», 1995.

Многие народы земного шара, в том числе и русский народ, строго различают в своих поверьях два разряда умерших людей. К первому разряду относятся т. н. родители, т.е. умершие от старости предки; это покойники почитаемые и уважаемые, много раз в году «поминаемые». Они пребывают где-то далеко. На место своего прежнего жительства, к родному очагу и к своим потомкам, они являются редко, и то только по особому приглашению, во время поминальных дней.

Дело в том, что все заложные покойники находятся в полном распоряжении у нечистой силы; они по самому роду своей смерти делаются как бы работниками и подручными диавола и чертей, вследствие чего и неудивительно, что все действия заложных направлены ко вреду человека. Наконец, для заложных покойников издавна существовал на Руси особый способ погребения, без закапыванья трупа в землю, а после — особые места для обычного их погребения.

Равным образом, для заложных существуют и особые способы поминовения. Обычного христианского поминовения самоубийцы, а отчасти и другие заложные покойники — лишаются. Народ считает даже грехом упоминать самоубийц в заупокойной молитве, не записывает их имен в поминальницы, в уверенности, что душа самоубийцы уже погибла навеки и сколько бы ни молились о ней — молитва не только не умилостивит Бога, а напротив — прогневает его.

Где живут заложные покойники после своей смерти? Там же, где живет и нечистая сила, вместе с чертями. Места же жительства нечистой силы весьма многочисленны и разнообразны: прежде всего, конечно, пространство под землей, а затем все стоячие воды на земле: омуты, озера, пруды, а также болота, трясины, овраги, трущобы и все вообще «нечистые места». Во всех этих местах и можно встретить, вместе и рядом с нечистой силой, также и заложных покойников, которые служат большей частью работниками и помощниками чертей, а иногда и сами делаются различными представителями нечистой силы.

Заложных покойников, по народному воззрению, земля не принимает. Так, в Саратовской губ. среди народа бытует убеждение, что «проклятые родителями, опившиеся, утопленники, колдуны и прочие, после своей смерти, одинаково выходят из могил и бродят по свету: их, говорят, земля не принимает; тело их будто бы все тлеет, а тень бродит по свету».

Чем занимаются заложные покойники? Наши источники приписывают им немало дел, и очень различных.

Прежде всего, заложные бродят или странствуют по земле, не находя себе покоя. В Нижегородском у. «верует народ в посмертное существование и брожение по земле неестественною смертью умерших, как-то: удавленников, опившихся, отравившихся». В Елисаветградском у. верят, что «души самоубийц и лиц, умерших т. н. наглою смертью, могут странствовать по земле». По мнению крестьян Владимирской губ., проклятым при жизни людям суждено по смерти скитаться по земле, пока они не получат разрешения от этого проклятия.

Заложные разным образом тревожат близких им лиц, являясь им наяву и во сне. Герой известного стихотворения А.С. Пушкина «Утопленник» (1828) ежегодно стучит в доме того рыбака, на тоне коего лежало тело утонувшего, и который имел полную возможность похоронить несчастного, но не сделал этого. «Самоубийцы тревожат живущих, особенно тех, которые знали их, имели с ними дело, быть может, обидели их, не оказали им должной любви и поддержки» (Смоленская губ.).

Заложные пугают людей и животных. Самоубийцы странствуют и пугают людей, проезжающих в ночное время возле их могил. В книге П. Ефименко подробно рассказан случай, как умерший неестественною смертью мертвец побежал, весь в белом, с кладбища г. Пинеги вслед за одним стариком ночью; старик упал без чувств и после был долго болен.

Заложным же приписываются и разного рода шутки с прохожими, особливо пьяными, шутки не всегда невинные. В Петровском у. Саратовской губ. в лесу, где удавился молодой крестьянин Григорий, случилось следующее происшествие: кучер соседнего помещика возвращался ночью, под хмельком, домой через этот лесок и встретил там давнишнего своего знакомого, самоубийцу Григория, который пригласил кучера к себе в гости. Тот согласился, и оба отправились в дом Удалова, где пошло угощение. Пир был на славу; но пробило 12 часов, петух запел, и Григорий исчез, а кучер оказался сидящим по колена в реке Узе, протекающей недалеко от села.

Эти шутки заложных покойников нередко переходят в прямое нанесение вреда ближним. Больше всего и искуснее всех занимаются этим делом, конечно, умершие колдуны. Но и обычные заложные покойники также иногда не отстают в этом от колдунов. Малорусы Проскуровского у. хоронят удавленников на границе полей, вложивши ему в рот железный гвоздь от бороны и пробивши грудь осиновым колом: «погребенный без этих предосторожностей вишальник мог бы наделать много вреда, так как он обладает силою, позволяющею ему вставать из гроба». Иногда заложным покойникам приписывается также способность насылать на людей болезни и вообще вредить здоровью людей.

В симбирских поверьях выяснилось новое занятие заложных, а именно: быть «приставниками» при кладах, т.е. стеречь клады в земле, не допуская до них людей. В этом случае заложные заменяют уже самих представителей нечистой силы.

Наконец, некоторые заложные покойники получают, так сказать, важные чины в рядах нечистой силы: они становятся лешими, домовыми, кикиморами и т.п., тем самым равняясь с настоящими представителями нечистой силы. По народной вере (во Владимирской губ.), разные лешие, водяные и русалки-шутовки есть не кто иные, как обыкновенные „бывалошные» (т.е. древние) люди, на которых якобы тяготеет родительское проклятие; это те же умершие люди, но лишь „прокляненные» своими родителями, и в частности своими „недобрыми матерями». Загробная жизнь этих „проклятых людей» обречена на пребывание здесь же на земле, в пределах вод: озер, болот и лесных чащ. Вся разница между ними и обыкновенными смертными заключается якобы в том, что они лишены свободного общения с обыкновенными людьми. Образ жизни этих обреченных на изгнание бывалошных людей вполне ясно в народе не обрисовался; известно лишь, что все они являются врагами обыкновенных смертных и всячески стараются завлечь неосторожных в свой полупреисподний мир.

Особое место среди заложных покойников занимают дети, родившиеся неживыми или умершие неокрещенными. Для таких детей у малорусов существует особое название: потерчатко, потерчук — «дитя, умершее без крещения». Из потерчат, с течением времени, вырастают, с одной стороны, кикиморы, с другой — мавки и русалки. Если дитя умерло и погребено без крещения, то часто можно слышать, как оно жалобно плачет, а если приложиться ухом к его могиле, то этот плач слышится еще явственнее. Чтобы успокоить, нужно тогда сказать, если мужеского пола: «будь Иван или Сцепан», а если женского, то: «будь Анна или Мария!» (Гродненский у.).

Теперь познакомимся с некоторыми разновидностями заложных покойников. Наиболее известным их подвидом является упырь. Слово «упырь», по всей видимости, родственно термину «вампир», присутствующему во многих европейских языках. Название «упырь» для встающего из гроба мертвеца, пьющего кровь людей или поедающего их, более характерно для западных и южных регионов России. В центральной и северной России таковые чаще именовались «еретиками».

Упырь нападает на человека всегда сзади. Упыри бывают двух родов: живые и мертвые. Отличительные признаки их те, что у мертвого лицо красное, он навзничь лежит в гробу и никогда не разлагается, а у живого лицо тоже красное, хотя бы он был и старик, и чрезвычайно крепкое телосложение. Если крестьяне подозревают, что умерший — упырь, ему пробивают осиновым колом грудь, чтобы он не мог причинить вреда. Чтобы избавиться от посещений упыря, надо класть на окне кусочек железа.

По общераспространенным поверьям, упыри, еретики и еретицы преследуют людей, кусают их, пьют кровь, загрызают, поедают. Особенно опасны они ночью, до пения петухов. Однако, если не оглядываться на него, еретик-колдун не страшен. Боится он лутошки, ладана, травы «чертогона». Могилы подозреваемых в «хождениях» колдунов разрывали, поворачивали покойников ниц, подрезали им пятки, вбивали в спину осиновый кол.

В Сибири, Поволжье, на севере России, в некоторых других районах еретиками, наряду с покойниками-колдунами, именуются и вообще все беспокойные, вредящие мертвецы, которые выходят из могил: еретик — это который помрет, а затем ходит.

Причиной беспокойства умершего и обращения в еретика могло быть и его непогребение, погребение не «по правилам» без должных обрядов, проклятье (заклятье) близких, тайный сговор с нечистой силой. По поверьям Сургутского края, люди, которые становились еретиками, порою не отличались при жизни ничем особенным и лишь перед смертью предупреждали домашних, чтобы их опасались. Всех «сомнительных покойников» оставляли на несколько дней в церкви, без погребения.

Нередко, в представлении крестьян, «ходил» не сам умерший, но обратившийся в него нечистый: «Были три мушшыны и три невестки. Оны ушли промышлять, эти мужья-то. Промышляли ходили — зашли в избушку; избушку истопили и угорели до смерти. И, значит, пришли еретики к ним, свои платья сняли, ихно платье на себя надели. К жонам и пришли к ихним, вроде как мужья пришли. » (Архангельская губ.).

Популяризации темы упырей в России в немалой степени поспособствовал Алексей Константинович Толстой, написавший в 1841 году повесть «Упырь» и издавший ее под псевдонимом Краснорогский. Вот небольшой фрагмент из этого произведения.

Незнакомец оглянулся, отошел от камина и, пристально посмотрев на Руневского, отвечал:

— Нет, я никого не ищу; мне только странно, что на сегодняшнем бале я вижу упырей!
— Упырей? — повторил Руневский, — как упырей?
— Упырей, — отвечал очень хладнокровно незнакомец. — Вы их, Бог знает почему, называете вампирами, но я могу вас уверить, что им настоящее русское название: упырь а так как они происхождения чисто славянского, хотя встречаются во всей Европе и даже в Азии, то и неосновательно придерживаться имени, исковерканного венгерскими монахами, которые вздумали было все переворачивать на латинский лад и из упыря сделали вампира. Вампир, вампир! — повторил он с презрением, — это все равно что если бы мы, русские, говорили вместо привидения — фантом или ревенант!

— Но однако, — спросил Руневский, — каким бы образом попали сюда вампиры или упыри?

Вместо ответа незнакомец протянул руку и указал на пожилую даму, которая разговаривала с другою дамою и приветливо поглядывала на молодую девушку, сидевшую возле нее. Разговор, очевидно, касался до девушки, ибо она время от времени улыбалась и слегка краснела.

— Знаете ли вы эту старуху? — спросил он Руневского.
— Это бригадирша Сугробина, — отвечал тот. — Я ее лично не знаю, но мне говорили, что она очень богата и что у нее недалеко от Москвы есть прекрасная дача совсем не в бригадирском вкусе.
— Да, она точно была Сугробина несколько лет тому назад, но теперь она не что иное, как самый гнусный упырь, который только ждет случая, чтобы насытиться человеческою кровью. Смотрите, как она глядит на эту бедную девушку; это ее родная внучка. Послушайте, что говорит старуха: она ее расхваливает и уговаривает приехать недели на две к ней на дачу, на ту самую дачу, про которую вы говорите; но я вас уверяю, что не пройдет трех дней, как бедняжка умрет. Доктора скажут, что это горячка или воспаление в легких; но вы им не верьте!

Как видим, упыри могут обладать не только пугающей внешностью, но и выглядеть вполне респектабельно. Хотя, наметанный глаз все равно не обманешь.

А.К. Толстой также поспособствовал внедрению в русский язык неологизма «вурдалак», придуманного и использованного Пушкиным в одноименном стихотворении 1836 года («Трусоват был Ваня бедный. «). Рассказ А.К. Толстого «Семья вурдалака», написанный им в ранней молодости на французском языке, был опубликован уже после его смерти, в 1884 году.

Еще один персонаж, которого можно также считать разновидностью заложных покойников — это стрига. Так ее называли в Белоруссии и Малороссии, в Польше — «стржига», в Румынии и Молдавии — «стригóй». В отличие от упырей, человек сразу рождался с характерными признаками стриги, а именно: имел два сердца, две души и два ряда зубов. После смерти одна душа отлетала, а вторая продолжала функционировать. Стриги вели ночной образ жизни, нападая на людей, высасывая из них кровь и поедая внутренности. По другим поверьям, стриги питались жизненной энергией людей, особенно детей, изводя порой таким образом целые деревни.

А.С. Пушкин не с потолка взял основу для придуманного им термина «вурдалак». Он использовал искаженное слово «волколак» (волкодлак, вовкулака), обозначающее оборотня, принимающего образ волка.

Оборотни не имеют отношения к заложным покойникам. По большинству свидетельств, в волков, медведей и других животных превращаются вполне себе живые люди. Пожалуй, из всех фигурантов нашего обзора оборотни — едва ли не самые безобидные существа. По крайней мере, как утверждают источники, они небезнадежны.

Бесовские надобности создают отдельных оборотней, которые ради корыстных или вредоносных целей из обыкновенных мирных людей преобразуются в разных животных, и демоническуио деятельность проявляют только в таком именно перерождении. Посему оборотня гораздо труднее узнать, чем ведьмака или колдуна: его выдает разве что усталый вид да ироническая улыбка, полунамеки, свидетельствующие о том, что он что-то такое знает, что-то такое сделал.

Подобно ведьмакам и колдунам, оборотни приобретают свой дар путем предварительного уговора с нечистою силою: однако, многие оборотни владеют и средствами вполне естественными, достигают уменья обращаться помимо нечистой силы — личной практикой, наставлением опытных оборотней. Вследствие сего, за малыми исключениями, оборотни не имеют такого лютого конца жизни, какой неизбежен для колдунов, и, если греховная душа их не избегает заслуженной кары, так в данном случае она несет наказание обычных грешников.

Оборотни заботливо охраняют тайны своего перерожденья и выдают их разве при конце жизни самым близким лицам. Практическая польза от перерожденья в оборотней часто не окупает риска, как это известно из истории оборотней.

Чтобы оборотиться в произвольное животное, человек втыкает в уединенном месте леса, отдаленной пустоши, двенадцать одинаковых ножей в землю, острием вверх, и троекратно кувыркается через них, стараясь не стронуть ножей с места. За первым кувырком человек теряет подробные очертания своего лица: за вторым — остается бесформенным живым существом, а за третьим приобретает полный вид животного, в которое желательно оборотиться. Когда наступит время переоборотиться, оборотень вновь кувыркается троекратно через те же ножи, но с обратной стороны, причем изменение существа его следует в обратном же порядке.

Для обращения в волка, лисицу, хорька или ласку достаточно семи ножей, через которые совершается троекратное кувырканье. Но чтобы оборотиться в мелкую птичку, в пресмыкающееся или насекомое, можно обойтись и без ножей, единственно при помощи осинового пня, на котором, при рубке дерева, не положено крестного знамения: человек хватается зубами за верхний край пня и стремительно кувыркается через него — по другую сторону он сразу становится желаемым животным.

Если сам оборотень стронул с места один из предметов, через которые кувыркался, или это сделал сторонний, а тем паче унес предметы, оборотень навсегда остается в принятом виде, разве что его выручит посвященный в тайны подобного перерожденья близкий человек. Бывали случаи, когда злополучный оборотень падал от пули, попадал в капкан, силок, в охотничьи сети. Снимая шкуру с убитого оборотня, находили под нею истлевшую одежду, ожерелье, серьги, кольца, а во всем теле его — человекоподобную форму. Зная все это, оборотни прибегают к опасному риску в крайних случаях, при соблюдении самых строгих предосторожностей.

Заложные покойники что это. Смотреть фото Заложные покойники что это. Смотреть картинку Заложные покойники что это. Картинка про Заложные покойники что это. Фото Заложные покойники что это

Обращенные в волков люди страдают, скучают и стараются держаться поближе к жилью. На Вологодчине записан рассказ о том, как занозивший лапу оборотень второй год подряд приходит к мужику за помощью в овин. На второй год мужик убивает волка и обнаруживает под его шкурой человека в кумачной рубахе.

Кроме превращений на свадьбах, в поверьях XIX-XX вв. засвидетельствовано и обращение в волка «по ветру» и по проклятию матери. Обращенный волком мог вновь стать человеком по окончании заклятья; волк-оборотень превращается в человека после того, как его накрывают кафтаном. По поверьям, бытующим в Новгородской области, чтобы сделать оборотня человеком, необходимо накормить его «благословленной едой», то есть такой едой, которую благословили. Однако для этого нужно отыскать, угадать оборотня среди волков, а сделать это непросто.

Познакомимся еще с несколькими свидетельствами об оборотнях, их особенностях и воззрениях на них среди населения разных регионов России.

Что касается великорусских воззрений на волколаков и оборотней, то мы имеем возможность представить подкрепление в сообщениях, полученных нами от корреспондентов из лесных и подмосковных, южных и черноземных губерний.

Так, из Смоленской губернии (из Дорогобужского уезда) г. Гринев пишет:
«Вера в оборотней среди народа существует и теперь, хотя далеко и не в такой степени, как это было сравнительно немного времени тому назад».

Из Новгородской губ. (Череповецкого уезда) сообщают:
«В настоящее время в оборотней редко кто верит: есть несколько стариков, которые говорят, что оборотни есть».

Из Вологодской губ. (Тотемского уезда):
«Людей оборачивали в волка или медведя когда-то очень давно, когда были сильные колдуны; впрочем, есть вера, что и ныне «в зырянах» еще есть такие колдуны, что могут человека пустить волком».

Из Рязанской губ. (Скопинский уезд): «в оборотней крестьяне верят и боятся встречи с ними». Из Саратовской (Хвалынский у.): «в оборотней народ верит и представляет их в виде свиньи, коровы, собаки, козла или вообще чудовища. Люди в оборотней обращаются сами собой, для чего надо воткнуть два ножа в рот, прочитать заклинание и три раза перекувыркнуться».

Из Калужской губ. (Мещовского у.): «Узнать оборотней легко можно по тому, что у них задние ноги имеют колена вперед, как у человека, а не назад, как у волка. Людям они вреда не делают, кроме тех, кто их испортил; те не должны им попадаться навстречу».

И еще одно свидетельство очевидцев, буквально леденящее душу своей инфернальностью:

Из Пензенской губ. пишут: «при въезде в село Шигонь, Ипсарского уезда, в восточной стороне, находится пересохший ручей, называемый Юр. Из-под моста по ночам выходят гусь и свинья, происхождение которых неизвестно, и нападают на проходящих, особенно на пьяных. По мнению народа, эти животные — оборотни».

Село Шигонь сейчас относится к Республике Мордовия и расположено примерно в 30 км к северо-западу от Саранска. Я смотрел по яндексовской карте — там, конечно, уже не осталось и следов от пересохшего ручья Юр и моста через него. Но все же, если среди моих читателей есть обитающие в тех местах, им надо быть предельно осторожными!

Ну, и в завершение, чтобы было не так страшно — как водится, пара котегов. Только не простых, а, конечно же — оборотней.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *