Замечено что слух и зрение функционируют уже у плода ответ
Материалы для самопроверки к главе 3
Дата добавления: 2014-10-24 | Просмотров: 5051
Вопросы для самопроверки
1. Что такое анализатор? Из каких частей он состоит?
2. Какие виды ощущений вы знаете? Дайте им краткую характеристику.
3. Охарактеризуйте основные свойства восприятия.
4. Приведите конкретные примеры факторов, влияющих на восприятие.
5. Что такое биологические часы? От чего зависит восприятие времени?
6. Какие биоритмы накладывают отпечаток на жизнь человека?
7. В чем причины негативного воздействия сменной работы на человека? Какие рекомендации следует соблюдать сестринскому персоналу, чтобы снизить отрицательное влияние сменной работы на жизнедеятельность?
8. Перечислите плюсы и минусы сенсорной адаптации.
Глава 3. Ощущения. Восприятие. Представления 75
9. Чем образы представления отличаются от образа восприятия?
В чем сущность представлений?
10. Каким образом личностные особенности пациента влияют
на процесс лечения?
11. Что такое схема тела? Как она влияет на формирование ВКБ?
12. Какие нарушения ощущений и восприятия вы знаете?
13. Почему правильнее говорить не об ощущении боли, а о ее восприятии?
14. Какие факторы влияют на восприятие боли?
15. Можно ли оценить уровень испытываемой человеком боли? Каким образом?
16. Какие методы лечения и облегчения боли существуют?
17. В каком документе зафиксировано право пациента на снижение боли?
18. Как сестринский персонал может использовать образы представлений пациента в своей работе?
1. Замечено, что слух и зрение функционируют уже у__ плода.
2. Боль сильнее, когда она привлекает все___ человека.
5. Встречаются люди с полной__ нечувствительностью к боли.
6. У пациента с ампутированной конечностью могут возникать
8. Если пациент жалуется на боли в желудке, а при обследовании никакой патологии не обнаруживается, то скорее всего он страдает болями.
11. Чувство дискомфорта, бессонница, страх, скука, грусть, заброшенность восприятие боли.
12. Шкалу оценки боли у детей можно применять с____ лет и
13. Ощущение равновесия относится к___ ощущениям.
14. Циркадианный ритм имеет периодичность примерно___ ч.
76 •♦■ Раздел I. Обшая психология
2. Профессия накладывает отпечаток на восприятие окружающего.
3. В большинстве случаев сигналы, поступающие из внутренних органов, не осознаются.
4. Воспитание влияет на ощущение боли.
5. Формирование образа представления предполагает непосредственное действие предмета на органы чувств.
6. Потеря доверия к медперсоналу может усиливать восприятие боли.
7. Пациент не может самостоятельно управлять своей болью.
8. Палочки позволяют различать цвета.
9. Состояние носа влияет на оценку потребляемой пищи.
10. Примерно 50% людей не могут приспособиться к сменному
графику работы.
Выбрать правильный ответ
1. Нарушения восприятия:
2. Человек зашел в полутемную комнату и увидел там сидящего чело
века. Это:
г) все ответы верны.
3. Недостаток внешних раздражителей может привести к:
а) жалобам на скуку;
б) поискам острых ощущений;
в) углубленному самоизучению;
г) все ответы верны.
4. На ощущение боли может влиять:
б) аутогенная тренировка;
г) опыт общения с медицинскими работниками;
д) все ответы верны.
5. Иллюзии могут возникнуть у здорового человека:
Глава 3. Ощущения. Восприятие. Представления ■♦■ 77
а) отсутствие чувствительности;
б) повышенная чувствительность;
в) пониженная чувствительность;
г) неприятные ощущения неопределенного характера внутри тела.
7. Апперцепция — это:
а) восприятие внешних признаков человека;
б) зависимость восприятия предметов и явлений от предшеству
ющего опыта данного человека;
в) восприятие, возникающее без реального объекта;
г) искаженное, ошибочное восприятие реального объекта.
8. Интероцептивные ощущения:
а) в большинстве случаев не осознаются;
б) отражают движения нашего тела;
в) отражают качественные особенности окружающих предметов;
г) помогают распознавать запахи;
д) позволяют различать цвета.
Восприятие времени: Состояние:
1. Время течет быстрее, чем А. При плохом настроении. обычно. Б. при осмысленной работе.
2. Время течет медленнее, В. После приема кофе. чем обычно. Г. После приема алкоголя.
Д. при ожидании неприятностей.
Е. При ожидании приятного.
Дополнительные вопросы и задания
1. Вспомните из курса фармакологии, что такое двойной слепой метод.
2. Прокомментируйте английскую пословицу: «Если кошку не гладить, то у нее высыхает спинной мозг».
3. Как вы будете проводить профилактику атрофии клеток сенсорных систем у новорожденных и младенцев?
78 *♦■ Раздел I. Обшая психология
массы тела, иммунитета и даже интеллекта, а в какой — самые низкие и почему.
5. Представители каких профессий чаще других испытывают сенсорный голод?
6. Проанализируйте лозунг: «Долой сенсорную депривацию!».
7. Что бы вы посоветовали приятельнице, которая жалуется вам на скуку?
8. Чем опасна эмоциональная адаптация медицинского работника?
9. Почему мы часто «ищем очки, которые у нас на лбу»?
10. Приведите примеры иллюзий и галлюцинаций.
11. С точки зрения влияния феромонов на взаимоотношения между людьми подумайте над вопросом: мыться или не мыться.
12. Прокомментируйте суждение: «Боль для человека — возможная точка личностного роста».
Ответы
1. семимесячного; 2. внимание; 3. релаксация; 4. колбочек; 5. врожденной; 6. фантомные ощущения (боли); 7. сладкое, соленое, кислое, горькое; 8. психогенными; 9. красного, синего, зеленого; 10. феромонами; 11. усиливают; 12. 3; 13. интероцептивным; 14. 24.
1 — неверно; 2 — верно; 3 — верно; 4 — верно; 5 — неверно; 6 — верно; 7 — неверно; 8 — неверно; 9 — верно; 10 — неверно.
Выбрать правильный ответ
1. г; 2. г; 3. г; 4. д; 5. а; 6. в; 7. б; 8. а.
Эксперимент с крысятами
1-е место — 1-я группа; 2-е место — 3-я группа, 3-е место — 2-я группа.
При использовании материала ссылка на сайт Конспекта.Нет обязательна! (0.045 сек.)
Познавательные процессы здорового и больного человека (стр. 7 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8 |
Для развития слуховой модальности полезно:
- ежедневно дома по 30 мин ходить с завязанными глазами, при этом разговаривать с домашними и пытаться определить по голосу их эмоциональное состояние и местоположение; «смотреть» телевизор с закрытыми глазами, пытаться на слух определить степень готовности пищи и т. д. Для развития кинестетической модальности полезно: лежать в ванне с закрытыми глазами и ушами; гладить белье и определять степень его выглаженное™ с закрытыми глазами; сложить в мешочек мелкие предметы из разных материалов и пытаться определить их на ощупь; с закрытыми глазами наложить венозный жгут на чье-нибудь плечо и с помощью пальпации определить ширину, глубину залегания вены, ее направление, подвижность, уплотнения стенки.
Замечено, что слух и зрение функционируют уже у ____ плода. Боль сильнее, когда она привлекает все ____ человека. Одним из простейших нефармакологических методов управления болью является __________. Встречаются люди с полной _____ нечувствительностью к боли. У пациента с ампутированной конечностью могут возникать ________ ________. Выделяют 4 группы вкусовых ощущений: _____, _____, _____, _____. Если пациент жалуется на боли в желудке, а при обследовании никакой патологии не обнаруживается, то скорее всего он страдает________ болями. Чувство дискомфорта, бессонница, страх, скука, грусть, заброшенность _________ восприятие боли. Шкалу оценки боли у детей можно применять с ____ лет и старше. Ощущение равновесия относится к _______ ощущениям. Непроизвольное внимание связано с общей ___ личности. Человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его _______. Послепроизвольное внимание характеризуется _______ волевого процесса. Условием успешного распределения внимания является _____ одного из одновременно осуществляемых видов деятельности. Немедикаментозной формой лечения СДВГ является перестройка окружающей среды ребенка с целью ____ количества отвлекающих стимулов. Успех учебной деятельности прежде всего зависит от ______ внимания.
17. Мышление бывает импульсивным и ______, наглядно-действенным, словесно-логическим и _______, конвергентным и _______, патогенным и ________, продуктивным и ______.
18. Мышление достигает наивысших результатов к ____ годам.
19. Способность видеть вещи в новом свете называется ________.
20. _______ — отрицание или утверждение чего-либо.
21. Беспорядочные и быстрые действия с целью нащупать правильное решения характерны для ________ мышления.
22. Расстройства интеллекта бывают приобретенными и ________.
23. Саногенное мышление направлено на психическую регуляцию ______ человека.
24. Исключение рефлексии, мечтательность, застревание на обидах, чувстве вины характерны для _______ мышления.
Ответы:1. семимесячного; 2. внимание; 3. релаксация; 4. врожденной; 5. фантомные ощущения (боли); 6. сладкое, соленое, кислое, горькое; 7. психогенными; 8. усиливают; 9. 3; 10. интероцептивным. 11. направленностью; 12. ожиданиям; 13. снижением; 14. автоматизация; 15. снижения; 16. произвольного, 17 рефлексивным; наглядно-образным; дивергентным; саногенным; репродуктивным; 18. 30—40; 19. креативностью; 20. суждение; 21. импульсивного; 22. врожденными; 23. эмоционального состояния; 24.патогенного.
Выбрать правильный ответ
Человек зашел в полутемную комнату и увидел там сидящего человека. Это:
Проверка слуха у новорожденных и детей раннего возраста
Полезные статьи и актуальная информация от специалистов по слуху «Аудионика»
Нарушения слуха различной степени тяжести диагностируют у 0,1-0,3% новорожденных. Негативные факторы могут повреждать структуры уха, головной мозг малыша во время беременности, в родах или уже после рождения. Вероятность глухоты или тугоухости выше у детей, что родились раньше срока, длительно находились в отделении интенсивной терапии. Проверка слуха у новорожденных проводится в первые несколько дней жизни и позволяет оценить, нуждается ли ребенок в помощи или наблюдении у отоларинголога.
Как проверяют слух у новорожденных
Нарушения слуха, которые выявляются в периоде новорожденности, чаще связаны:
Для диагностики нарушений слуха применяют субъективные и объективные методики. Субъективные связаны с получением от ребенка ответа, как он слышит, понимает звуки и до определенного возраста технически недоступны. Объективное исследование основано на регистрации рефлекторных, физиологических реакций на стимуляцию звуком.
Первая проверка проводится в условиях роддома. Она включает в себя визуальный осмотр, инструментальные методы диагностики. Результат заносится в медицинскую документацию, которую выдают родителям при выписке. Если в медицинском учреждении не было возможности провести обследование, его не стоит откладывать на более поздний срок. При первом посещении педиатра на дому можно уточнить, как проверить слух у новорожденного, если процедура по каким-то причинам не была проведена в условиях роддома.
Для чего врачи так «спешат»? Слух обеспечивает связь ребенка с внешним миром, воспитание в «звучащей» среде формирует нейронные связи. Особенно это важно для детей с поражениями головного мозга вследствие осложнений беременности, родов. В первые годы жизни компенсаторные способности нервных клеток наиболее высоки, раннее обращение за помощью — шанс на своевременную реабилитацию.
К сожалению, нарушения слуха невозможно «перерасти», отсутствие своевременной реабилитации приводит к нарушениям в психическом развитии — страдает речь, интеллект, эмоциональная сфера.
Что такое аудиологический скрининг
Объединенная комиссия по слуху у детей в США более 10 лет назад создала стандартны диагностики (так называемый Принцип 1-3-6), которых придерживаются во всем мире:
К методикам оценки слуха у новорожденных предъявляют особые требования: они должны быть безболезненными, неинвазивными, недорогими, обладать высокой чувствительностью.
Обследование включает в себя:
Метод ОАЭ, или как его называют, проверка слуха у новорожденных в роддоме аппаратом, рекомендуют проводить не ранее 4 дня от момента рождения: в более раннем возрасте у ряда малышей эмиссия не регистрируется. Во время исследования в ухо ребенка поступает звуковой сигнал. В норме он проводится в среднее ухо, внутреннее ухо, затем возвращается обратно и регистрируется в наружном слуховом проходе с определенной задержкой от времени подачи. Возвращенный сигнал очень слаб, чтобы уловить его, используют высокочувствительный микрофон.
Проверка слуха у детей раннего возраста
После выписки из роддома родители наблюдают за малышом и оценивают, как он начинает реагировать на звуки, речь, пытается «говорить» сам. Состояние слуха до 1 года оценивают с помощью безусловно-рефлекторных методик, которые описывают изменение поведения малыша в ответ на звук: реакция вздрагивания, испуга, широкое раскрытие глаз, расширение зрачков, поворот головы в направлении источника звука, движения конечностей, изменение частоты дыхания, сердцебиения. Родители должны обратиться к врачу, если замечают хотя бы один пункт из списка:
Такие особенности в развитии могут сопровождать ребенка с рождения — самостоятельно, в сочетании с другой патологией или же возникают внезапно после травмы, инфекционного заболевания, приема препаратов.
При подозрении на ухудшение слуха родители могут провести тесты с крупой, помещенной в герметичные емкости (например, от шоколадного яйца). Одну из них оставляют пустой, в другие насыпают манку, гречку, горох и последовательно потряхивают ими на расстоянии до 20 см от уха, оценивая реакцию малыша. От размера крупинок зависит громкость звука. Пустая емкость используется для контроля. При отсутствии реакции на звук следует немедленно обратиться к отоларингологу.
Проверка слуха у детей до 3 лет врачом включает в себя сбор анамнестических сведений (наследственность, перенесенные заболевания, прием препаратов), осмотр наружного уха, тимпанометрию с использованием высокочастотного зонда. Поведенческие методы недостоверны, так как ребенок еще не в состоянии усваивать инструкции и сохранять произвольное внимание продолжительное время.
Даже незначительное снижение слуха нарушает развитие ребенка и может привести к его социальной изоляции. Своевременно обследование поможет вовремя обнаружить заболевание и оказать квалифицированную помощь.
Кречетов Владимир Васильевич
Специалист по слуху «Аудионика». Сертификат об обучении в Москве у ведущих сурдоакустиков компании WIDEX
Развитие зрения у ребенка с рождения до 1 года.
Автор статьи
Сразу после рождения, ребенок способен различать лишь оттенки черного и белого цветов. Нервные клетки сетчатки и зрительных центров мозга еще не окончательно сформированы. Также в это время еще не развита способность к фокусировке глаз на близко расположенном предмете (конвергенция и аккомодация). Поэтому может казаться, что малыш смотрит как бы «сквозь» предметы.
Однако, уже через несколько дней после рождения, дети способны отличить лицо матери от лица постороннего человека. Возможно, это происходит благодаря тому, что они ориентируются на контрастную границу роста волос (некоторые исследователи прятали этот участок лица под шапочкой и младенцы «теряли» свою маму). Чтобы малышу было легче, старайтесь не сильно менять прическу в первый месяц после родов. Другие исследования предполагают, что детям в этом возрасте легче различить двигающийся объект, чем статичный. Поэтому, уже через 2-3 дня после рождения, они способны реагировать на выражение лица матери, если оно расположено на расстоянии около 30 см от глаз младенца.
Некоторые дети рождаются с разными по цвету глазами. Это состояние называется гетерохромия, оно может передаваться по наследству, либо вызываться мутацией генов, которые отвечают за распределение меланина. Иногда оно может быть признаком воспаления, пигментного невуса радужки или синдрома Горнера. Если вы заметили разный цвет глаз у вашего ребенка, не откладывайте визит к офтальмологу.
Глаза ребенка на первом месяце жизни не слишком чувствительны к свету. На самом деле, количество света, которое требуется младенцу, чтобы вообще заметить, что свет есть (порог светочувствительности) в 50 раз больше, чем требуется взрослому человеку. Поэтому можно спокойно оставить свет в детской, это никак не помешает вашему малышу отдыхать, но вам станет легче наблюдать за ним во время сна. Способность различать цвета появляется у младенцев довольно быстро. Уже через неделю после рождения, они могут различать красный, оранжевый, желтый и зеленый. Чуть больше времени требуется на то, чтобы начать различать синий и фиолетовый. У синего цвета более короткая длина волны, для его восприятия в человеческом глазу отведено меньше рецепторов. Также в это время можно заметить периодическое отклонение глаз ребенка от оси. Они могут отклоняться как кнутри, так и кнаружи, вместе или по-отдельности. Это нормально, но если вы замечаете постоянное отклонение какого-либо глаза, нужно не откладывая обратиться к врачу.
В районе 1 месяца после рождения требуется пройти первичный осмотр офтальмолога, на котором врач сможет, в том числе, исключить серьезную врожденную патологию, например, врожденную катаракту, пороки развития глаз. Несмотря на то, что эти состояния очень редко встречаются, они должны быть диагностированы как можно раньше для минимизации их воздействия на развитие остроты зрения младенца.
На втором и третьем месяце жизни зрение ребенка продолжает активно развиваться. Острота зрения повышается, глаза перестают периодически косить и появляется способность фокусировки на близких предметах. В это время малыш уже хорошо следит за движущимся объектом и начинает тянуться к предметам, которые видит. Также расширяется их поле зрения, ребенок может переводить взгляд с одного предмета на другой не поворачивая головы. Их глаза становятся более чувствительными к свету, в возрасте 3 месяцев, порог световосприятия лишь в 10 раз превышает порог взрослого человека. Поэтому, на время сна и отдыха малыша лучше приглушать свет в его комнате. В это время следует почаще менять расположение кроватки ребенка в комнате, или игрушек, которые его окружают, чтобы он мог получить представление о различных формах предметов. В то время, пока он бодрствует, выкладывайте его на животик почаще, поощряйте его ползать, вкладывайте ему в ручку игрушки. Это стимулирует развитие бинокулярного зрения, даст ребенку возможность точнее определять взаимоудаленность объектов и развивает аккомодацию (настройку изображения на резкость).
Это возраст, когда ваш ребенок уже довольно подвижен. Он активно ползает и в день проползает расстояния, которое вы даже не можете себе представить. Ему лучше удается оценить удаленность предметов, лучше получается захватывать и кидать вещи. Это очень важный этап в развитии ребенка. В это время очень трудно уберечь его от возможного вреда. Шишки, синяки, повреждения глаз и другие возможные травмы появляются в результате освоения ребенком окружающего пространства. Поэтому очень важно убрать подальше все чистящие средства и острые предметы. Для развития зрения ребенка в этот период предложите ему игрушки, которые можно разобрать на детали и собрать обратно, сортируйте игрушки по форме и цвету, катайте друг другу небольшой мяч. В возрасте 1 года ребенку предстоит очередной осмотр офтальмолога. В это время врач сможет более точно определить возможные особенности рефракции малыша, сравнить полученные результаты с данными предыдущих осмотров и составить план дальнейших посещений. Ведь именно на первом году жизни ребенок растет быстрее, чем во все последующие года, а вместе с ним растет и меняется строение его глаз. К тому же, чем старше становится ребенок, тем легче удержать его внимание во время осмотра, тем точнее результаты осмотра. Большинство методов диагностики зрения требуют определенного положения глаз и взора маленького пациента. Поэтому, старайтесь запланировать посещение врача в такое время, которое не нарушало бы привычный режим ребенка. Малыш должен быть готов к игре, а не сонным или голодным. Если есть возможность, не совмещайте осмотр офтальмолога с осмотрами других врачей, взятием анализов или прививками или начните именно с проверки зрения.
Какие патологии плода выявляет узи?
Период вынашивания малыша является прекрасным этапом каждой женщины. Но, к сожалению, его могут омрачать различные исследования и плохое самочувствие будущей мамы. Но данный период переживает не только женщина, но и будущей малыш. Он, в свою очередь, проходит несколько стадий развития. Поэтому важно прислушиваться к любому движению плода.
Отклонения могут иметь врожденный и приобретенный характер. При этом причиной их развития может стать все что угодно: наследственная предрасположенность, стрессовые ситуации, нехватки витаминов или негативное влияние медикаментов. Первые патологии проявляются еще на этапе момента зачатия малыша, а остальные диагностирования на всем периоде вынашивания.
Какие аномалии можно выявить при помощи ультразвука?
Одним из самых точных и надежных методов считается проведение ультразвукового обследования. Большинство родителей всегда волнуются перед проведением процедуры, ведь врач может выявить патологию плода.
При помощи ультразвукового исследования можно обнаружить патологии в виде:
1. Пороков центральной и нервной системы.
2. Отсутствия брюшной передней стенки.
3. Патологии позвоночного канала у плода.
4. Пупочной грыжи.
5. Отсутствия конечностей.
6. Синдрома Дауна.
Все вышеперечисленные аномалии выявляются до двенадцатой недели беременности. В большинстве случаев врачи рекомендуют провести прерывание беременности.
На двадцатой неделе ультразвуковое диагностирование помогает выявить патологии в развитии внутренних органов. Ближе к тридцатой неделе обследование позволяет подтвердить или опровергнуть диагноз, так как малыша уже очень хорошо видно.
Что нельзя увидеть при помощи ультразвука?
Существуют такие пороки развития, которые разглядеть совсем невозможно. К ним относятся:
1. Слепота.
2. Умственная отсталость.
3. Глухота.
4. Небольшие пороки сердечной мышцы.
5. Заболевания на генетическом уровне.
6. Патологии на хромосомном уровне.
Благодаря ультразвуковому исследованию выявляется около восьмидесяти процентов аномалий развития. К сожалению, в некоторых случаях патологии обнаруживаются только поле рождения. Зачастую генетики предлагают сделать аборт или провести преждевременные роды, так как некоторые пороки несовместимы с жизнью. А иногда бывает и такое, что диагностирование и врачи ошибаются, а малыш рождается абсолютно здоровым.