Замерзающий переохлажденный туман что это
Если Вы увидите этот необычный и жуткий туман, бегите без оглядки!
Вести машину в густом тумане очень опасно. Но лишь немногие люди знают, что туман может быть смертелен не только из-за плохой видимости на дорогах.
Жители Венгрии недавно убедились в этом на собственном опыте, когда сельскую местность накрыло густым замерзающим туманом, превращающим все на своем пути в ледяные скульптуры. Хотя все это похоже на кадры из фэнтезийного фильма, все это было взаправду! И это было на самом деле опасно!
Венгерская метеорологическая служба сделала эти примечательные фотографии редкого природного явления и теперь вы можете их увидеть!
То, что случилось в Венгрии, начиналось как обычный осенний туман. Но неожиданно все изменилось. Происшедшее можно было принять за сценку из диснеевского «Холодного сердца» (оригинальное название Frozen, «замерзшие»), только это было на самом деле! И представляло опасность.
Так как температура начала быстро падать, влага в тумане начала замерзать. За этим последовало редкое метеорологическое явление, насколько красивое, настолько же и опасное.
Этот природный узор, известный как «замерзающий туман», замораживает все, встречающееся на его пути. Он может быстро покрыть «одеялом» толстого льда целый лес. И все это происходит в мгновение ока…
Эти фотоснимки, сделанные Венгерской метеорологической службой, показывают, насколько сильным может быть подобный замерзающий туман. Только представьте, что вас угораздило находиться в этом лесу, когда по нему катится такой туман!
Он и выглядит небезопасно. И не только потому, что водителю сложно вести машину, для пешеходов и животных опасностей не меньше. Можно почувствовать себя Белыми Ходоками из «Игры престолов», не правда ли?!
Несмотря на опасность, которую из себя представляет замерзающий туман, он, несомненно, очень красив. Некоторые из этих фотографий можно даже принять за произведения изобразительного искусства. Природа действительно может быть великолепна, даже когда представляет опасность для нас, людей.
Замерзающий туман, по сути, является жидкостью. Только супер-холодной жидкостью, соприкасающейся с чем-либо. Но вода в атмосфере, такая как вода в обычном тумане, может оставаться в жидком состоянии и в том случае, если температура опускается ниже уровня замерзания воды.
Но при контакте с любым объектом эта жидкость превращается в «замерзающий туман». Объект, конечно же, подвергается воздействию очень холодного воздуха, потому и поверхность объекта очень сильно охлаждается. В этот момент влага из относительно теплого тумана быстро замерзает, в результате чего и получаются такие «картины».
Очень необычно, не правда ли?
Подобный метеорологический феномен может напомнить сцену из фильма «Послезавтра», когда полярный «супершторм» моментально все замораживает. Конечно, замерзающий туман выглядит не столь драматично, но смысл такой же! Только посмотрите, каким коварным может быть этот туман.
Все еще не убеждены? Посмотрите этот видеоролик, показывающий, насколько быстро может двигаться эта штука. И как быстро вам придется от нее убегать, чтобы не превратиться в ледышку!
Очередное напоминание, что природа легко может затмить Голливуд. Надеемся, подобного никогда не случится у вашего дома!
Воронеж накроет замерзающий туман
В регионе будет неблагоприятная для автомобильных поездок погода
Читать все комментарии
Войдите, чтобы добавить в закладки
В Воронеже и области завтра, 28 ноября, ожидается опасное метеорологическое явление — замерзающий туман. Об этом свидетельствуют прогнозы синоптиков. Также в регионе ожидаются осадки.
Как мы уже писали, морозный антициклон в Воронежской области сменяет Черноморский циклон. Он принесёт потепление и дожди. В четверг днём температура воздуха поднимется до 2 градусов выше нуля. Уже утром возможен туман. По данным воронежского гидрометцентра, столбики термометров будут подниматься вплоть до воскресенья, 1 декабря. В пятницу и субботу днём будет необычно тепло — около 6 градусов выше нуля.
Портал РП 5 предупреждает, что с завтрашнего утра местами ожидается так называемый замерзающий туман. Он ограничит видимость на дорогах, но доставит и другие неудобства. Переохлаждённый туман состоит из капель, замерзающих при соприкосновении с землей. Как отмечают синоптики, он вызывает сильный гололед, может привести к обледенению не только дорог, но и деревьев, проводов, машин, самолётов.
Гидрометцентр России указывает, что в Воронежской области объявлен жёлтый уровень погодной опасности. Гололёд прогнозируется как минимум до 21 часа 28 ноября. Автомобилистам стоит быть осторожнее на дорогах.
Если вы хотите, чтобы ваши сообщения публиковались на «МОЁ! Online» без предварительной модерации, пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите
= 1 комментарий в режиме инкогнито
Использование режима инкогнито не даёт права нарушать правила общения на сайте!
Сетевое издание, зарегистрировано 30.12.2014 г. Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС77-60431 от 30.12.2014 г.
Учредитель: ООО «Издательский дом «Свободная пресса»
Главный редактор редакции «МОЁ!»-«МОЁ! Online» — Ирина Викторовна Булгакова
Редактор отдела новостей «МОЁ! Online» — Полина Александровна Листопад
Адрес редакции: 394049 г. Воронеж, ул. Л.Рябцевой, 54
Телефоны редакции: (473) 267-94-00, 264-93-98
Мнения авторов статей, опубликованных на портале «МОЁ! Online», материалов, размещённых в разделах «Мнения», «Народные новости», а также комментариев пользователей к материалам сайта могут не совпадать с позицией редакции газеты «МОЁ!» и портала «МОЁ! Online».
Есть интересная новость?
Звоните: (473) 267-94-00, 264-93-98. Пишите: web@kpv.ru, moe@kpv.ru
По вопросам размещения рекламы на сайте обращайтесь:
или по телефону в Воронеже: (473) 267-94-13, 267-94-11, 267-94-08, 267-94-07, 267-94-06, 267-94-05
Подписка на новости: RSS
Наш партнёр:
Альянс руководителей
региональных СМИ России
Данные погоды предоставляются сервисом
Все права защищены ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» 2007–2021. Любые материалы, размещенные на портале «МОЁ! Online» сотрудниками редакции, нештатными авторами и читателями, являются объектами авторского права. Права ООО ИД «СВОБОДНАЯ ПРЕССА» на указанные материалы охраняются законодательством о правах на результаты интеллектуальной деятельности. Полное или частичное использование материалов, размещенных на портале «МОЁ! Online», допускается только с письменного согласия редакции с указанием ссылки на источник. Все вопросы можно задать по адресу web@kpv.ru. В рубрике «От первого лица» публикуются сообщения в рамках контрактов об информационном сотрудничестве между редакцией «МОЁ! Online» и органами власти. Материалы рубрик «Новости партнёров» и «Будь в курсе» публикуются в рамках договоров (соглашений, контрактов) об информационном сотрудничестве и (или) размещаются на правах рекламы. Партнёрский материал — это статья, подготовленная редакцией совместно с партнёром-рекламодателем, который заинтересован в теме материала, участвует в его создании и оплачивает размещение.
Атмосфера и климат
Сайт об атмосфере, климате и метеорологии
Возникновение тумана
Туман, особенно часто встречающийся на побережьях, в действительности бывает слоистым облаком, расположенным непосредственно у земной поверхности. Этот плотный покров сконденсированного водяного пара образуется в результате охлаждения воздуха, содержавшего насыщенный пар.
Туман представляет собой слоистое облако на земной поверхности, состоящее из микроскопических капель воды или кристаллов льда. На автомобиле, движущемся в переохлажденном тумане, может появиться ледяная корка.
Туман образуется в случае поступления водяного пара в теплый воздух или при охлаждении влажного воздуха до температуры, более низкой, чем точка росы. Воздух может охлаждаться при вторжении в данную местность нового, еще более холодного воздуха. При этом пар, содержащийся в воздухе, конденсируется и над земной поверхностью возникает туман более или менее значительной вертикальной протяженности.
Существуют различные виды тумана. Они подразделяются в зависимости от процессов их образования и места появления. Все классификации туманов имеют более или менее описательный характер.
Мы выделим здесь три основных вида тумана. Каждый из них возможен при несколько различающихся условиях. Этими тремя видами являются: радиационный туман, адвективный туман и фронтальный туман.
Радиационный туман. Радиационный туман известен также под названием приземного. Этот вид тумана возникает при быстром охлаждении нижнего слоя воздуха путем теплообмена с земной поверхностью. В этом случае приземный воздух охлаждается, а над ним оказывается более теплый воздух. Если при этом воздух неподвижен, туман образуется слабый или вообще не возникает. Но если есть легкий ветер, образование тумана идет очень интенсивно. Однако при более сильном ветре туман рассеивается вследствие перемешивания воздуха. Легкий же ветер в районе образования тумана приводит к распространению конденсации на более высокий приземный слой атмосферы. При этом туман становится более густым. Утром, когда солнечные лучи начинают прогревать воздух, капли тумана испаряются, т. е. снова превращаются в водяной пар, и туман рассеивается.
В местностях, расположенных на значительной высоте над уровнем моря, радиационный туман может появиться на склонах гор. Более плотный воздух стекает по склонам вниз и образует плотный и высокий туман в долинах, лежащих между возвышенностями.
Радиационный туман чаще возникает осенью и зимой, когда бывает сравнительно высокая относительная влажность воздуха, а также значительная продолжительность ночи. Радиационный туман появляется также в центрах областей повышенного давления, обычно характеризующихся слабым ветром и безоблачным небом. В сравнительно устойчивом воздухе радиационный туман, возникший вечером или ночью, может удерживаться в течение всего дня.
Адвективный туман. Адвективный туман образуется в воздухе, движущемся над местностью, в которой температура поверхности ниже температуры натекающего воздуха. Когда сравнительно теплый воздух двигается над более холодной сушей или водоемом, он быстро охлаждается, а водяной пар в нем начинает конденсироваться. Появляется густой низкий туман. Иначе говоря, пар в нижнем слое атмосферы быстро становится насыщенным и возле земной поверхности образуется слоистое облако, имеющее значительную вертикальную протяженность. Туман этого вида может наблюдаться в любое время суток, а не только в холодные ночные часы.
Адвективный туман чаще всего появляется на побережьях, а также в районах, частично покрытых снегом и перемежающихся с бесснежными участками. В умеренных широтах такие туманы образуются в тех случаях, когда теплые южные ветры переносят воздух на север, т. е. в более холодные климатические области.
В северных районах Атлантического побережья США часто наблюдаются высокие адвективные туманы. Они чрезвычайно опасны для судоходства между США, Канадой и Европой. В зимние месяцы основные судоходные линии переносятся в более южные районы, чтобы корабли могли избежать встречи с туманами, образующимися у берегов Ньюфаундленда.
Если адвективный туман возникает над открытым морем, его называют морским туманом. Это бывает в том случае, когда теплый воздух перемещается над более холодной поверхностью моря и охлаждается путем теплопроводности. Он может появляться также над такими районами океана, где поблизости друг от друга проходят течения, заметно различающиеся по температуре, так как находящиеся над ними массы воздуха перемешиваются. Морские туманы могут быть очень продолжительными. Иногда они не рассеиваются в течение нескольких недель.
В горных районах могут возникать туманы склонов. Это происходит, когда вследствие адиабатического охлаждения теплый воздух, встречающий на пути гору, вынужден подниматься по’ ее склонам. Быстро расширяясь, поднимающийся воздух понижает свою температуру до точки росы, что и вызывает появление густого горного тумана.
Фронтальный туман. Фронтальные туманы возникают в местах соприкосновения двух воздушных масс с различными свойствами. Такие места называются фронтальными зонами или проето фронтами. Фронты встречаются в атмосфере очень часто, но не все они обязательно сопровождаются туманом.
Чаще всего фронтальный туман наблюдается перед теплым фронтом. Такой туман может быть очень продолжительным. Обычно ему сопутствует выпадение осадков. Фронтальные туманы часты на восточном побережье США.
Фронтальные туманы образуются также и на некоторых холодных фронтах, но реже, чем на теплых, и не на столь обширных площадях, что объясняется меньшей шириной зоны, занятой холодным фронтом, по сравнению с теплым.
Фронтальные туманы — постоянная угроза для всех видов транспорта. Они наносят большой ущерб, когда приходится отменять полеты на авиалиниях или изменять маршрут полета. Даже при современных средствах посадки самолета по приборам туманы все еще остаются проблемой для военной и гражданской авиации.
Туманы на море стали причиной многих столкновений кораблей. Они особенно опасны на линиях, проходящих через Северную Атлантику, где встречаются айсберги. Гибель «Титаника» произошла из-за столкновения с айсбергом.
В таких крупных промышленных центрах, как Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Лондон, нередко туман, смешиваясь с дымом, образует так называемый смог. Смоги наносят огромный вред здоровью людей. Смешение густого тумана с промышленным дымом в индустриальных центрах очень опасно, особенно для людей с сердечными заболеваниями и с болезнями дыхательных путей. Дополнительная нагрузка на дыхание и кровообращение таких больных во время продолжительных смогов нередко приводит к смертельному исходу.
Сажа, находящаяся во взвешенном состоянии в воздухе городов и крупных промышленных районов, способствует образованию тумана и смога. В таких районах в атмосферу выбрасывается большое количество ядер конденсации. В результате нарушается нормальный термический режим и циркуляция воздуха. Загрязнение воздуха влияет даже на погоду, так, температура ночью в промышленных районах понижается медленнее обычного.
Один из известных случаев смога с большим числом смертных случаев произошел в Лондоне в декабре 1952 г. В холодной воздушной массе, располагавшейся над городом, сформировалась инверсия, которая затормозила перемешивание в приземном слое атмосферы. Промышленный дым, продолжавший поступать в атмосферу, смешивался с неподвижным насыщенным влагой воздухом и образовал над городом густое облако с высоким содержанием окислов серы. Это облако явилось главной причиной раздражения дыхательных путей. Число смертных случаев в день возросло. К середине первой недели после начала смога было зарегистрировано почти 1000 смертных случаев, вызванных этим смогом. Влияние смога замечалось еще на протяжении нескольких недель после того, как он рассеялся. Все это время число смертных случаев оставалось выше нормы.
Замерзающий переохлажденный туман что это
Проведение работ по искусственному рассеянию переохлажденных туманов
в аэропортах наземными средствами с использованием жидкого азота
Дата введения 2003-01-01
1 РАЗРАБОТАН Центральной аэрологической обсерваторией (ЦАО) Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет)
2 РАЗРАБОТЧИКИ Л.И.Красновская, канд. физ.-мат. наук, руководитель темы; А.Н.Хижняк, канд. техн. наук; Б.Н.Сергеев, канд. физ.-мат. наук; Н.Ю.Банкова
3 ВНЕСЕН Отделом активных воздействий и государственного надзора УСНК Росгидромета
4 УТВЕРЖДЕН Руководителем Росгидромета 19 июля 2002 г.
5 ОДОБРЕН Центральной комиссией по приборам и методам наблюдений (ЦКМП) Росгидромета, протокол N 2 от 28 апреля 2001 г.
6 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Центральным конструкторским бюро гидрометеорологического приборостроения (ЦКБ ГМП) за номером РД 52.11.638-2002
7 ВЗАМЕН «Методических указаний. Искусственное рассеяние переохлажденных туманов на аэродромах с помощью автоматизированной наземной пропановой системы» (М.: Гидрометеоиздат, 1985)
1 Область применения
Настоящие методические указания устанавливают правила проведения производственных работ по искусственному рассеянию переохлажденных туманов в аэропортах наземными средствами с использованием жидкого азота.
В основу настоящих методических указаний положены результаты многолетних теоретических и экспериментальных исследований процессов естественной эволюции переохлажденных туманов и их искусственного рассеяния (приложение А).
Настоящие методические указания предназначены для использования военизированными службами активных воздействий на гидрометеорологические процессы, специальными подразделениями в аэропортах, научно-исследовательскими учреждениями и другими организациями Росгидромета, осуществляющими работы по искусственному рассеянию переохлажденных туманов как на территории России, так и за рубежом.
2 Определения и сокращения
2.1 Определения
В настоящих методических указаниях применяются следующие термины с соответствующими определениями.
2.2 Сокращения
3 Общие положения
3.1 Метод искусственного рассеяния переохлажденных туманов с использованием жидкого азота предназначен для улучшения условий взлета и посадки самолетов в условиях тумана. Он может быть использован также для искусственного рассеяния туманов на автодорогах, вертолетных площадках и горнолыжных трассах.
3.2 В настоящих методических указаниях определены метеорологические условия и другие факторы, при которых возможно получение положительного эффекта воздействия, даны перечень технических средств, необходимых для выполнения работ, и рекомендации по их размещению относительно взлетно-посадочной полосы (ВПП), по планированию и организации работ по рассеянию туманов.
3.3 В настоящих методических указаниях приведены краткие сведения о конструкции азотных генераторов, их основные технические характеристики, примерный расчет экономической эффективности рассеяния туманов в аэропорту (приложение Б), рекомендации по технике безопасности при работе с жидким азотом.
3.4 Настоящие методические указания предназначены для обучения персонала, выполняющего работы по искусственному рассеянию туманов в аэропортах, грамотному применению метода рассеяния туманов с использованием жидкого азота для повышения эффективности производственных работ.
4 Информация, необходимая для определения целесообразности и эффективности применения искусственного рассеяния тумана в конкретном аэропорту
4.1 Положительный эффект искусственного рассеяния тумана может быть получен только в случае воздействия на переохлажденные жидкокапельные или смешанные туманы, содержащие небольшое количество кристаллов льда.
4.2 Для решения вопроса о целесообразности и эффективности применения искусственного рассеяния тумана в конкретном аэропорту следует ознакомиться:
— с оснащением аэропорта средствами посадки самолетов по приборам;
— с климатическими характеристиками в дни с туманами;
— с расписанием рейсов самолетов.
4.2.1 От используемой в аэропорту системы посадки самолетов зависит категория погодного минимума, а следовательно, объем и конфигурация пространства, которое должно быть освобождено от тумана, и требования к условиям видимости в нем.
Согласно классификации Международной организации гражданской авиации (ИКАО), погодные минимумы подразделяются на три существенно отличающиеся друг от друга категории.
На рисунке 1 представлены объемы и конфигурации пространства, соответствующие I, II и III категориям погодных минимумов по классификации ИКАО.
4.2.2 Климатические характеристики в дни с туманами позволяют получить информацию о повторяемости туманов при различных температуре, скорости и направлении ветра и условиях видимости, а также о повторяемости туманов по времени суток. Сопоставление этой информации с расписанием рейсов самолетов важно при решении вопроса о целесообразности проведения работ по рассеянию тумана.
4.3 Большую роль при рассеянии туманов играет производительность используемых азотных генераторов мелкодисперсных частиц льда. Как следует из результатов численного моделирования и практического применения метода рассеяния тумана с использованием жидкого азота, производительность азотных генераторов должна быть не менее 4·10 крист./с.
4.4 Наиболее важными метеорологическими величинами, определяющими возможность получения положительного эффекта воздействия, являются:
— вид и мощность тумана;
— температура воздуха и вертикальный температурный градиент;
— скорость и направление ветра;
— метеорологическая дальность видимости.
4.4.1 При использовании достаточно производительных азотных генераторов положительный эффект воздействия может быть получен при температуре ниже минус 0,5 °С. Нижним критерием применимости способа рассеяния туманов с использованием жидкого азота является температурная граница существования жидкокапельных туманов.
4.4.2 Значимость вертикального температурного градиента как фактора, определяющего возможность получения положительного эффекта искусственного рассеяния тумана, особенно возрастает, когда осуществляют воздействие на туман при температуре, близкой к пороговой. Вертикальный профиль температуры может быть определен с помощью профилемера или радиозондирования.
Обобщенные данные о вертикальном профиле температуры в различных видах туманов показывают, что в адвективных и находящихся в стадии стабилизации радиационных туманах в нижних слоях атмосферы (100-200 м) наблюдается падение температуры с высотой с градиентами 0,3-0,4 °С на 100 м, выше располагается инверсия. Нижняя граница инверсии практически совпадает с верхней границей тумана. В туманах, связанных с прохождением фронта, обычно наблюдается более быстрое падение температуры с высотой (с вертикальным градиентом примерно 0,9 °С на 100 м) [2]. В таких случаях существуют благоприятные условия для развития процесса искусственного рассеяния тумана.
В некоторых случаях складываются такие метеорологические условия, которые обычно наблюдаются в формирующемся радиационном тумане, когда инверсия температуры начинается непосредственно от поверхности земли. Тогда при температуре, близкой к пороговой, уже на небольшой высоте температура становится положительной и развитие процесса рассеяния по вертикали прекращается.
Примеры вертикальных сечений зон искусственного рассеяния, их местоположения относительно стационарных азотных генераторов с производительностью 4·10 крист./с при различных метеорологических условиях приведены на рисунке 2.
Генератор находится в точке 1 км, время воздействия 60 мин
4.4.3 Численные эксперименты показывают, что искусственное рассеяние переохлажденных туманов возможно при температуре ниже пороговой и практически при любой скорости ветра, однако конфигурация зоны рассеяния и ее удаление от азотных генераторов меняются с увеличением скорости ветра. В связи с этим при наличии особых условий на конкретном объекте (ограниченная территория аэропорта, невозможность размещения оборудования за ее пределами, определенное количество установок) могут возникнуть ограничения в применении метода по скорости ветра. Для каждого объекта они будут различны. В этом случае скорость ветра становится существенным фактором, ограничивающим возможность получения положительного эффекта воздействия.
Особо благоприятными для применения метода искусственного рассеяния тумана с использованием жидкого азота (азотной технологии) являются температура ниже минус 0,5 °С и скорость ветра не более 1 м/с.
5 Технические средства, используемые при искусственном рассеянии переохлажденных туманов с земли
5.1 Средства измерения метеорологических величин и контроля эффекта рассеяния
5.1.1 Для измерения метеорологических величин при искусственном рассеянии переохлажденных туманов с земли используют следующие технические средства.
Диапазон измерения температуры, °С
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения температуры, °С
Диапазон измерения скорости ветра, м/с
Пределы допускаемой абсолютной погрешности измерения скорости ветра, м/с
Пределы допускаемой относительной погрешности измерения направления ветра, %