Замироточили мощи это что значит

Мироточивые иконы и святые мощи

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Одним из самых ярких и наиболее известных примеров мироточения от святых икон явилось чудо от Иверского Монреальского образа Божией Матери.

Эта икона была написана в 1981 году на Святой Горе Афон иеромонахом Спасо-Рождественского скита с оригинала самого образа Богородицы «Вратарница». Через год монастырь посетил православный чилиец испанского аристократического происхождения Иосиф Муньос Кортес, занимавшийся изучением иконописи и преподававший историю искусств. Он захотел купить эту икону. Ему отказали, однако при отъезде икону ему подарили. Иосиф побывал в Иверском Афонском монастыре и приложил икону к оригиналу.

Он вернулся в Монреаль и стал хранить икону у себя дома. Впервые образ замироточил 24 ноября 1982 года и затем мироточил почти непрерывно в течение пятнадцати лет. Вот как описывает Иосиф Муньос начало мироточения: «В три часа ночи я проснулся от сильного благоухания. Вначале подумал, что оно исходит от мощей или разлитого флакона духов, но, подойдя к иконе, поразился: вся она была покрыта благоухающим миром! Я застыл на месте от такого чуда!»

По свидетельству людей, видевших Монреальскую икону, святое миро истекало главным образом из рук Богородицы и Божественного Младенца, а также из звезды на плече у Богородицы. В то же время задняя сторона образа всегда оставалась сухой. Миро, имевшее сильный аромат, собирали в сосуды: так его было много.

Хранитель иконы Иосиф Муньос возил образ по многим приходам в разных странах. Икона побывала в Америке, Австралии, Новой Зеландии, Западной Европе и Болгарии. От образа Богородицы происходили многие чудеса, в том числе исцеления.

Обычно икона источала миро во время молитвы перед ней. Иногда миро изливалось так обильно, что проступало через стекло, которым была покрыта икона, и заливало подножие иконы, стол и стену. Особенно обильно миро истекало в дни великих праздников.

Известны не только многие случаи исцеления людей от неизлечимых болезней после молитвы перед Монреальской иконой, но и частые примеры исцеления человеческих душ, когда люди, побывав у чудотворного образа, изменяли свою жизнь, находили утешение в скорбях, обращались к молитве и духовной жизни. Многие представители иных конфессий — католики и протестанты — почитали икону.

В ночь на 31 октября 1997 года произошла трагедия: Иосиф Муньос был убит в Афинах, а Иверская Монреальская икона бесследно исчезла.

В 2007 году простая бумажная копия Иверской Монреальской иконы начала мироточить в русском православном приходе мироточивой Иверской-Монреальской иконы Божией Матери в Гонолулу на Гавайях.

В наше время явления мироточения икон нередки, и это — великая милость Божия к нам. Миро, елей всегда являлись знаками милосердия, благодати Господа. Нередко можно слышать от людей неверующих или сомневающихся, что жидкость, истекающая от икон, которую принято называть миром (хотя название это условное, миро, которое применяется в Таинстве миропомазания, — особое, очень сложное вещество, состоящее примерно из сорока компонентов), это смола, какие-то выделения дерева или конденсат, осевший на иконе. Но мы прекрасно знаем, что мироточат не только иконы, написанные на дереве, но и бумажные репродукции, наклеенные на картон, а также фотографии, фрески и металлические иконы. Мироточение — сверхъестественное явление, не поддающееся никакому рациональному объяснению. Это — чудо Божие. Как можно объяснить, что миро иногда может издавать удивительно приятное и сильное благоухание? Или как объяснят скептики тот факт, что из некоторых икон миро изливается буквально литрами?

Авторы сами были свидетелями чуда в храме Рождества Богородицы в городе Уфе. Настоятелем храма тогда был ныне покойный протоиерей Борис Развеев. В начале 90-х годов пошлого XX века в этой церкви замироточили сразу несколько икон. Под образами были поставлены большие хрустальные вазы, которые довольно быстро наполнялись миром.

Истечение мира случается не только от чудотворных икон, но и от мощей (останков) святых людей, угодников Божиих. Например, мощи святителя Николая Чудотворца, архиепископа города Миры Ликийские, находящиеся с 1087 года в крипте базилики имени этого святого в городе Бари (Италия), постоянно источают миро. Оно ежегодно извлекается священнослужителями через небольшое отверстие в гробнице.

Еще одним чудом, связанным со святыми мощами, является нетленность тел некоторых святых. По особому смотрению, Промыслу Божию тела иных подвижников не подвергаются тлению.

К примеру, на острове Корфу более полутора тысяч лет почивают нетленными мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Даже кожа на его теле сохраняет мягкость и упругость. Ученые многих стран неоднократно подвергали исследованию мощи святителя и пришли к выводу, что это чудо необъяснимо с научной точки зрения.

Источник

Мироточение: знамение или обман?

Накануне Недели Православия в интернете поднялся дружный шум по поводу сообщения Натальи Поклонской о мироточении в часовне во имя Царственных страстотерпцев. Соревновались в «остроумии» не только богоборцы типа Невзорова, но вроде бы и православные блогеры. Самый мягкий эпитет по этому поводу: «кликуши». Некоторые их выпады граничат с кощунством.

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Русские люди столетиями воспринимали эти явления как знамения Божии, что же нам теперь и над ними подшутить, как над средневековыми невеждами? Их относительная немногочисленность,вероятно, указывает на то, что эти явления тщательно проверяли, прежде чем принять. Во всяком случае, в некоторых описаниях имеются упоминания о проверках подлинности чудес комиссией, специально присланной правящим архиереем.

Теперь немного о нашем времени. Все помнят, какую немалую роль сыграла в народном почитании убиенной Царской семьи мироточивая икона Николая II. В конце 90-х годов эту икону переносили по многим монастырям и храмам нашей Церкви. Мне говорили тогдашние члены Синодальной Комиссии по канонизации святых, что были документально подтверждённые случаи исцелений по молитвам к Царственным страстотерпцам.

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

На Валааме эта икона тоже побывала. Должен сказать, что не отношу себя к людям легковерным и всегда стараюсь объяснить необычное явление сначала причинами естественными. Но вот на наших глазах произошло нечто, естественными причинами необъяснимое. Когда мы перевозили эту икону на конном экипаже, она находилась в руках иеромонаха,, сидящего рядом со мной. Бумажная икона небольшого размера, наглухо закрытая в застекленном деревянном киоте, легко просматривалась со всех сторон. Благоуханное миро обычно выступало внутри киота, иногда снаружи на стекле. Но когда мы подъезжали с иконой к Собору, то сидевший напротив меня отец Вениамин вскричал: «Миро!» и указал на икону. На наших глазах на верхнем торце лакированной деревянной поверхности киота набухала капля густой ароматной жидкости.

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Никто из братий или паломников не усомнился в том, что произошло чудесное знамение, подтверждающее святость Царственного страстотерпца.

Быть может, кто-то сочтёт рассказанное прелестью, массовым психозом, или скажет, что это не имеет отношения к христианской вере, но, на мой взгляд, массовое почитание церковным народом убиенной Царской семьи, проявившееся, в том числе в поклонении и признании чудотворной, мироточивой иконы Государя, не могло не повлиять на Полноту Церкви. Всенародное почитание, наряду с проделанной Синодальной Комиссии по канонизации святых огромной исследовательской работой, в итоге, привело к принятию Собором 2000 года исторического решения о прославлении Собора Новомучеников и Исповедников Российских в числе которых были и Царственные Страстотерпцы. Без этого решения стало бы невозможным и не менее историческое преодоление раскола с Зарубежной Церковью.

Источник

О церковности чудес

про­то­и­е­рей Борис Бала­шов

В насто­я­щее время в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви боль­шое вни­ма­ние людей обра­щено к мно­го­чис­лен­ным фактам миро­то­че­ния. По неко­то­рым под­сче­там, иконы миро­то­чат в 5000 мест.

Что в Церкви пони­ма­ется под словом “миро”? Во-первых, святое миро – это веще­ство, состав­лен­ное и при­го­тов­лен­ное на основе олив­ко­вого масла и аро­ма­ти­че­ских веществ. Миро освя­ща­ется епи­ско­пом, а в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви – Свя­тей­шим Пат­ри­ар­хом, и исполь­зу­ется при совер­ше­нии Таин­ства Миро­по­ма­за­ния, в кото­ром кре­ще­ный чело­век полу­чает дары Свя­того Духа. Таин­ство Миро­по­ма­за­ния, как и Таин­ство Кре­ще­ния, совер­ша­ется один раз в жизни.

Во-вторых, под миром также пони­ма­ется жид­кость, чудес­ным обра­зом исте­ка­ю­щая от святых мощей и икон. Явле­ния миро­то­че­ния наблю­да­ются с I в. и до наших дней. Есть све­де­ния, что миро­то­чили мощи апо­сто­лов, уче­ни­ков апо­столь­ских, первых пре­сви­те­ров, мощи многих муче­ни­ков.

В 92 г. по Р. Х. постра­дал святой свя­щен­но­му­че­ник Антипа, епи­скоп Пер­гам­ский. От остан­ков муче­ника исхо­дило силь­ное бла­го­уха­ние, на нем про­сту­пали капли мира, пома­зы­ва­ясь кото­рым боль­ные полу­чали исце­ле­ние от неду­гов.

Около 117 г. в Эфесе постра­дала св. мц. Ерми­о­ния, дочь апо­стола Филиппа. От ее остан­ков обильно исте­кало целеб­ное миро.

В житии свя­того вели­ко­му­че­ника Димит­рия Солун­ского сооб­ща­ется, что когда были обре­тены его мощи, из них исте­кало бла­го­вон­ное миро, так что весь город напол­нился бла­го­уха­нием.

Из ветхих косто­чек-остан­ков свя­ти­теля Нико­лая Чудо­творца до сих пор исте­кает святое миро, про­зрач­ное на цвет и, видимо, не име­ю­щее силь­ного бла­го­ухан­ного запаха, но несу­щее бла­го­дат­ную помощь. Лет 25 назад я сам полу­чил исце­ле­ние от резкой зубной боли, когда рас­ко­лолся зуб и обна­жился нерв, после молитвы свт. Нико­лаю Чудо­творцу и пома­за­ния боль­ного места миром от мощей свя­ти­теля.

Как в Киево-Печер­ском мона­стыре на миро­то­чи­вых главах, так и на неко­то­рых иконах при появ­ле­нии мира начи­на­ется неко­то­рое запо­те­ва­ние отдель­ных мест и про­сту­пают мелкие, посте­пенно уве­ли­чи­ва­ю­щи­еся капли, иногда пере­хо­дя­щие в малень­кие струйки.

Все истин­ные явле­ния миро­то­че­ния нико­гда не вызы­вали у веру­ю­щих исте­ри­че­ского или экзаль­ти­ро­ван­ного состо­я­ния, а водво­ряли в серд­цах чув­ства пока­я­ния, бла­го­го­ве­ния, любви и сми­ре­ния.

В то же время об ана­ло­гич­ных слу­чаях появ­ле­ния на почи­та­е­мых свя­ты­нях мас­ля­ни­стой жид­ко­сти известно и в Като­ли­че­ской Церкви, где много таких фактов, кото­рым я не готов дать какой-либо опре­де­лен­ной оценки.

Совер­шенно одно­значно можно ква­ли­фи­ци­ро­вать как сата­нин­ское явле­ние так назы­ва­е­мые “миро­то­че­ния” от икон у бого­ро­дич­ни­ков, кото­рые по сути к хри­сти­ан­ству отно­ше­ния не имеют, но пыта­ются дока­зы­вать истину своего культа фак­тами исте­че­ния мас­ля­ни­стой жид­ко­сти от их икон.

Язык не пово­ра­чи­ва­ется назвать миром ту мас­ля­ни­стую жид­кость, кото­рая появ­ля­лась в древ­нем мире на ста­туях язы­че­ских божеств.

Словом, сам факт появ­ле­ния мас­ля­ни­стой жид­ко­сти, даже и с силь­ным запа­хом, не может еще сви­де­тель­ство­вать о ее бла­го­дат­ном про­ис­хож­де­нии.

Как мы все знаем, Гос­подь наш Иисус Хри­стос отверг сата­нин­ское иску­ше­ние чудом и отка­зался исполь­зо­вать чудеса как сред­ство при­вле­че­ния к вере. Так, в период с Вос­кре­се­ния до Воз­не­се­ния Он не явился ни одному неве­ру­ю­щему.

Явля­ясь бла­го­чин­ным Клин­ского округа Мос­ков­ской епар­хии, я знаю о явле­ниях миро­то­че­ния в ряде храмов бла­го­чи­ния. Но хочу сосре­до­то­чить свое вни­ма­ние только на одном явле­нии, кото­рое вызы­вает у многих свя­щен­ни­ков соблазн и духов­ное оттор­же­ние.

Говоря о под­лин­ных явле­ниях миро­то­че­ния от икон, сле­дует ска­зать сле­ду­ю­щее:

Кроме того, из исто­рии Церкви известно, что явле­ние под­лин­ного чуда бла­го­творно ска­зы­ва­лось и на душе чело­века, кото­рому оно было явлено. Вспом­ним явле­ние Казан­ской иконы Божией Матери девочке Мат­роне. Она не счи­тала себя соб­ствен­ни­цей чудо­твор­ной иконы и никого нико­гда со вла­стью не поучала с высоты соб­ствен­ного досто­ин­ства, а отдала сразу же икону Церкви, а сама стала сми­рен­ной мона­хи­ней.

Рас­смот­рим с этих пози­ций чудес­ные явле­ния в квар­тире Вален­тины Михай­ловны Жуч­ко­вой в воен­ном городке Клин‑9 на тер­ри­то­рии пра­во­слав­ного при­хода и в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от пра­во­слав­ного храма.

Эти явле­ния нача­лись на Страст­ной Сед­мице 2001 г. в трех­ком­нат­ной квар­тире Жуч­ко­вых, в спальне, в доме-хру­щевке на тер­ри­то­рии воен­ного городка.

Вален­тина Михай­ловна Жуч­кова реста­ври­ро­вала ста­рин­ную пла­ща­ницу для храма, где насто­я­те­лем был ее духов­ник. Работа была закон­чена к Вели­кому Чет­вергу. После этого “она обра­ти­лась к Богу с бла­го­дар­ствен­ной молит­вой и ска­зала, что при­несла Ему все, что смогла. Затем она вышла из ком­наты, где нахо­ди­лась пла­ща­ница, а когда воз­вра­ти­лась туда, ясно ощу­тила бла­го­уха­ние и, как ей пока­за­лось, в ком­нату “сошло” как бы некое “неви­ди­мое бла­го­дат­ное облако”. После этого ею были обна­ру­жены бла­го­ухан­ные исте­че­ния на кресте и Ивер­ской иконе Пре­свя­той Бого­ро­дицы” (из рапорта про­то­и­е­рея Арка­дия Штейн­берга, пред­се­да­теля Комис­сии Клин­ского бла­го­чи­ния по изу­че­нию дан­ного чуда).

Посте­пенно стали миро­то­чить в ее спальне и другие иконы. В эту ком­нату стали при­но­ситься веру­ю­щими разные иконы. У самой Вален­тины Михай­ловны миро­то­чили сна­чала только совре­мен­ные бумаж­ные иконы. Затем стали про­ис­хо­дить обнов­ле­ния – освет­ле­ния икон, хотя мне не известно ни одного сви­де­теля, кото­рый бы наблю­дал непо­сред­ственно сам этот про­цесс.

Исте­ка­ние мас­ля­ни­стой жид­ко­сти реально суще­ствует, что я лично могу под­твер­дить. При этом Вален­тина Михай­ловна сама при­зна­ва­лась посе­ти­те­лям, что для них раз­бав­ляет “миро” под­сол­неч­ным маслом в про­пор­ции 1:1, а свя­щен­ни­кам дает миро нераз­бав­лен­ным.

Со вре­ме­нем на бумаж­ных иконах стали появ­ляться и так назы­ва­е­мые кро­во­то­че­ния.

Первое время после начала этих собы­тий я решил получше при­смот­реться к чуду “миро­то­че­ния”, посмот­реть, какая духов­ная ситу­а­ция скла­ды­ва­ется в связи с этим явле­нием. Мест­ный народ пова­лил валом на квар­тиру Жуч­ко­вой. Но ника­ких поло­жи­тель­ных сдви­гов в душах этих “палом­ни­ков” мне обна­ру­жить не уда­лось. Без­бож­ники, вос­хи­щав­ши­еся “чудом”, так и оста­лись без­бож­ни­ками.

После беседы со своим духов­ни­ком архи­епи­ско­пом Михеем, опыт­ным мона­хом, я, по его совету, пред­ло­жил пере­дать миро­то­ча­щие иконы в пра­во­слав­ную цер­ковь, от чего Вален­тина Михай­ловна кате­го­ри­че­ски отка­за­лась, видя в этом пося­га­тель­ство на свои права. Позже она пере­дала одну икону – Ивер­скую, кото­рая первой начала миро­то­чить, в мест­ную цер­ковь, но потом забрала ее домой. Затем она согла­си­лась давать свои иконы в цер­ковь на время совер­ше­ния молеб­нов, а после молеб­нов сразу отно­сила иконы домой. Было заме­чено, а потом стало и совер­шенно ясно, что “миро­то­чи­вые иконы” после пере­не­се­ния в любой храм посте­пенно пере­ста­вали “миро­то­чить”.

Вален­тина Михай­ловна как-то уехала на несколько дней из дома, а вер­нув­шись, обна­ру­жила, что ее иконы миро­то­чить пере­стали. Тогда она с усерд­ной молит­вой обра­ти­лась к Богу, чтобы миро­то­че­ние про­дол­жи­лось. И оно с боль­шей силой воз­об­но­ви­лось.

Между тем из свя­то­оте­че­ской аске­ти­че­ской лите­ра­туры известно, что испра­ши­ва­ние чудес недо­пу­стимо и явля­ется при­зна­ком духов­ной пре­ле­сти.

Я несколько раз бывал в ком­нате, где про­ис­хо­дят чудес­ные явле­ния. Этой мас­ля­ни­стой жид­ко­стью про­пи­тано бук­вально все. Даже нижние сто­роны полок стел­лажа с ико­нами, ковер, ван­ночки, в кото­рых мокнут иконы в этой жид­ко­сти, и ван­ночки, в кото­рые исте­кает жид­кость с икон. Все иконы ею покрыты: и сто­я­щие на стел­лаже, и лежа­щие на диване. Их сотни. Люди жаждут чуда и несут сюда свои иконы, чтобы через неко­то­рое время забрать их домой покры­тыми этим мас­ля­ни­стым веще­ством. Я не так сильно могу раз­ли­чать запахи. Поэтому в боль­шей сте­пени буду осно­вы­ваться на чужих сви­де­тель­ствах.

И сама Вален­тина Михай­ловна, и многие посе­ти­тели, в том числе и свя­щен­ники, при­знают, что это “миро” на разных иконах имеет разные запахи. Неко­то­рые свя­щен­ники назы­вают их кара­ме­ле­выми запа­хами. Сама Вален­тина Михай­ловна четко клас­си­фи­ци­рует разные запахи по назва­ниям, кото­рые вполне соот­вет­ствуют тем набо­рам аро­ма­ти­че­ских масел, кото­рые в боль­шом коли­че­стве про­да­ются в икон­ных лавках.

Засох­шие мас­ля­ные пятна и то, что назы­вают засох­шими кро­во­под­те­ками, делают эти бумаж­ные иконы не только некра­си­выми, но даже без­об­раз­ными, тогда как задача иконы – являть кра­соту Гор­него мира в нашем изуро­до­ван­ном грехом земном мире. Миро­то­чат все изоб­ра­же­ния, нахо­дя­щи­еся в этой ком­нате. Миро­то­чит като­ли­че­ская икона с изоб­ра­же­нием сердца Иису­сова. Миро­то­чит абсо­лютно ложно изоб­ра­жен­ная икона свя­того царя-стра­сто­терпца Нико­лая.

Икона должна являть нам духов­ный свет Божи­его мира. А на иконе царь изоб­ра­жен с очень мрач­ным лицом и руками в кан­да­лах. На языке пра­во­слав­ной иконы это озна­чает, что данный чело­век нахо­дится в вечных узах и в аду. За икону же выда­ется кар­тинка какого-то худож­ника, кото­рый твор­че­ски пере­ра­бо­тал извест­ную фото­гра­фию импе­ра­тора, нари­со­вал нимб и назвал иконой.

Миро­то­чат “иконы” царя Ивана Гроз­ного, Гри­го­рия Рас­пу­тина, про­то­и­е­рея Нико­лая Гурья­нова, Евге­ния Роди­о­нова.

Но ведь не писали икон пре­по­доб­ного Сера­фима Саров­ского или пра­вед­ного Иоанна Крон­штадт­ского до их про­слав­ле­ния. Само созда­ние таких икон, неза­ви­симо от досто­ин­ства лиц, на них изоб­ра­жен­ных, явля­ется делом нецер­ков­ным.

Миро­то­чит фото­гра­фия живого чело­века, кото­рого Вален­тина Михай­ловна счи­тает вели­ким пра­вед­ни­ком.

Нет ника­ких отдель­ных капе­лек, все прак­ти­че­ски сплошь покрыто мас­ля­ни­стой жид­ко­стью.

В ком­нате дей­стви­тельно имеешь очень силь­ные духов­ные ощу­ще­ния. Но я не одинок, когда испы­ты­ваю эти ощу­ще­ния как силь­ные, но тяже­лые, давя­щие и диа­мет­рально про­ти­во­по­лож­ные тем святым ощу­ще­ниям, кото­рые испы­ты­ва­ешь в церкви, перед пре­сто­лом, и, осо­бенно, во время Литур­гии.

Через неко­то­рое время после начала миро­то­че­ния мы в нашей цер­ков­ной газете “Клин Пра­во­слав­ный” напе­ча­тали заметку, в кото­рой упо­ми­нался факт миро­то­че­ния икон в одном из храмов бла­го­чи­ния, но ничего не было ска­зано о миро­то­че­нии в Клин — 9. 26 авгу­ста 2001 г. я при­гла­сил на собра­ние свя­щен­ни­ков бла­го­чи­ния Вален­тину Михай­ловну. На нем В.М. Жуч­кова с руга­нью обру­ши­лась на всех свя­щен­ни­ков, назы­вая нас неве­ру­ю­щими, хотя ничего против нее и про­ис­хо­дя­щих в ее доме собы­тий не было ска­зано.

Обычно при­хо­жане робеют при двух свя­щен­ни­ках, а тут иное отно­ше­ние. Перед этими свя­щен­ни­ками Вален­тина Михай­ловна не изви­ни­лась, хотя под вли­я­нием духов­ника впо­след­ствии при­знала свою неправоту.

На одном из собра­ний духо­вен­ства Клин­ского бла­го­чи­ния была орга­ни­зо­вана комис­сия из состава мест­ных свя­щен­ни­ков для изу­че­ния фактов миро­то­че­ния в квар­тире Жуч­ко­вых.

27 июля 2003 г. комис­сия, чле­нами кото­рой были свя­щен­ники, пришла к Вален­тине Михай­ловне. Она их при­няла. Раз­го­вор начался мирно, доб­ро­же­ла­тельно, но трудно. Откро­вен­но­сти со сто­роны хозяев не ощу­ща­лось. Комис­сия веж­ливо и дели­катно выслу­шала рас­сказ Вален­тины Михай­ловны, кото­рая ска­зала, что “старцы, кото­рых бла­го­сло­вили на отчитку, при­ез­жают сюда и здесь изго­няют бесов” (рапорт свя­щен­ника Алек­сия Тюкова).

В то время, как комис­сия раз­го­ва­ри­вала с Вален­ти­ной Михай­лов­ной и ее мужем Вла­ди­ми­ром, в спальне служил моле­бен игумен Ипатий, кото­рый сказал, что он из Опти­ной Пустыни. Он с увле­че­нием и горя­щими гла­зами рас­ска­зы­вал комис­сии об одной жен­щине, из кото­рой он изго­нял бесов путем отчитки: “Все уже думали, и я тоже, и она, – гово­рил он, – что бес из нее вышел. Я пома­зал ее миром, кото­рое дала мне Вален­тина, и бес зары­чал: “Зачем ты ее пома­зал, она думала, что я из нее вышел?” (рапорт иеро­мо­наха Тихона (Полян­ского)). При этом игумен Ипатий ста­ра­тельно демон­стри­ро­вал, как рычал бес.

После вопро­сов о миро­то­че­нии нека­но­ни­че­ских икон, икон непро­слав­лен­ных Цер­ко­вью людей и миро­то­че­нии фото­гра­фии живого чело­века Вален­тина Михай­ловна стала кри­чать и про­гнала из дома всю комис­сию.

Рядом со своим подъ­ез­дом Вален­тина Михай­ловна без бла­го­сло­ве­ния цер­ков­ной власти и без согла­со­ва­ния с воен­ным коман­до­ва­нием постро­ила летнюю часовню, в кото­рой служат молебны при­ез­жа­ю­щее в палом­ни­че­ство духо­вен­ство вместе с палом­ни­ками. Никто из этих свя­щен­ни­ков не испра­ши­вает бла­го­сло­ве­ния цер­ков­ной власти, хотя в пяти­де­сяти метрах от дома нахо­дится пра­во­слав­ный храм.

Врач С., рабо­та­ю­щая в нев­ро­ло­ги­че­ском отде­ле­нии Клин­ской город­ской боль­ницы, сви­де­тель­ствует, что “Жуч­кова Вален­тина Михай­ловна в 1980 г. лечи­лась в нев­ро­ло­ги­че­ском отде­ле­нии г. Клина у меня в палате по поводу цере­браль­ного арах­но­и­дита (вос­па­ли­тель­ного про­цесса моз­го­вых обо­ло­чек). Помимо основ­ных жалоб и симп­то­мов дан­ного забо­ле­ва­ния, у нее отме­ча­лись свое­об­раз­ные лич­ност­ные каче­ства, кото­рые рас­це­ни­ва­лись как функ­ци­о­наль­ные рас­строй­ства нерв­ной системы (жела­ние повы­шен­ного вни­ма­ния со сто­роны пер­со­нала к ней, убеж­ден­ность в осо­бен­но­сти именно ее забо­ле­ва­ния, необыч­ность пове­де­ния и т. д.). Из отде­ле­ния боль­ная была пере­ве­дена в нев­ро­ло­ги­че­ское отде­ле­ние МОНИКИ, где диа­гноз был под­твер­жден”.

Тот же врач сооб­щает, что к ней на кон­суль­та­цию был направ­лен под­ро­сток “с инфи­ци­ро­ван­ной кистой в обла­сти коп­чика, тем­пе­ра­ту­рой до 40°С, кото­рого Жуч­кова В.М. “лечила” молит­вами и миром от икон. Лечиться опе­ра­тивно по поводу кисты боль­ной отка­зы­вался, ссы­ла­ясь на чудес­ные исце­ле­ния у Жуч­ко­вой”.

Одна сель­ская при­хо­жанка засви­де­тель­ство­вала мне, что когда была на приеме у Вален­тины Михай­ловны и рас­ска­зала о своих скор­бях, та кате­го­рично ска­зала ей: “Тебе надо ехать в Загорск на отчитку, При­ча­ще­ние тебе не помо­жет”.

Мест­ные жители к Вален­тине Михай­ловне теперь ходят мало. Боль­шин­ство при­ез­жает изда­лека.

Кстати, о том, что Вален­тина Михай­ловна выгнала цер­ков­ную комис­сию, она, конечно, жалеет, так как очень нуж­да­ется в одоб­ре­нии своей дея­тель­но­сти цер­ков­ной вла­стью, однако ни перед одним свя­щен­ни­ком она не изви­ни­лась.

В рас­ска­зах “палом­ни­кам” о чуде при­сут­ствует ложь: муж Вален­тины Михай­ловны, Вла­ди­мир, рас­ска­зы­вал, что Комис­сия по опи­са­нию чудес­ных зна­ме­ний, про­ис­хо­дя­щих в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, под пред­се­да­тель­ством П.В. Фло­рен­ского брала на анализ кровь с икон: группа крови ока­за­лась “такой же, как у Иисуса Христа и Бого­ма­тери”, хотя Комис­сия ника­ких све­де­ний о резуль­та­тах ана­лиза никому не пред­став­ляла.

Если тео­ре­ти­че­ски можно гово­рить о группе крови Иисуса Христа, так как сохра­ни­лась Турин­ская Пла­ща­ница, то нет ника­ких осно­ва­ний гово­рить о группе крови Бого­ма­тери.

Поды­то­жи­вая факты, свя­зан­ные с “миро­то­че­нием” икон у Вален­тины Михай­ловны Жуч­ко­вой, сле­дует сде­лать такие выводы:

На осно­ва­нии всего выше­из­ло­жен­ного, зако­но­мерно сде­лать вывод, что все эти чудеса “миро­то­че­ния” и “кро­во­то­че­ния” носят нецер­ков­ный харак­тер, не соот­вет­ствуют духов­ной тра­ди­ции Пра­во­слав­ной Церкви и, сле­до­ва­тельно, не имеют к ней ника­кого отно­ше­ния.

Источник

Мироточащие иконы: что говорит наука?

Никита Томин, Илья Бутов, Вадим Алексинский, Александр Московский, Павел Флоренский, Михаил Дебелый
«Природа» №10, 2019

Об авторах

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Никита Викторович Томин — кандидат технических наук, старший научный сотрудник Института систем энергетики имени Л. А. Мелентьева СО РАН. Область научных интересов — электроэнергетика, искусственный интеллект, религиозные феномены.

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Илья Станиславович Бутов — кандидат сельскохозяйственных наук, научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института овощеводства — филиала ФНБНУ «Федеральный научный центр овощеводства». Специалист по вопросам гибридизации, селекции, сакральной географии.

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Вадим Сергеевич Алексинский — соискатель, врач специализированной клиники Нойкирхен. Научные интересы — патологическая анатомия, иммуногистохимия, диагностика рака, гистопатология.

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Александр Викторович Московский — кандидат физико-математических наук, научный сотрудник Российского православного университета святого Иоанна Богослова. Область научных интересов — религиоведение, религиозные феномены, история православия.

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Павел Васильевич Флоренский — доктор геолого-минералогических наук, профессор Российского государственного университета нефти и газа имени И. М. Губкина. Научные интересы — нефтегазовая геология, метеоритика, этнология, история русской философии.

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Михаил Александрович Дебелый — кандидат биологических наук, научный сотрудник Фрибурского университета. Специалист в области биохимии, липидомики, масс-спектрометрии.

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Рис. 1. Мироточащая икона Пантелеймона Целителя из г. Клина

До последнего времени вещество с мироточащих предметов не было предметом объективного научного анализа, в первую очередь из-за расхожего убеждения, что это всегда фальсификация. Мы не отрицаем, что нередко это справедливо, так как сталкивались с обманом в корыстных целях. Однако зафиксированы многие случаи появления на иконах «мира», независимого от окружения. Более того, многие опытные иереи, наблюдая появление масла и ажиотаж, происходящий среди прихожан, уносят такую икону в алтарь, не видя в этом ничего особенного.

Мы полагаем, что наряду с фальсификацией или неаккуратным уходом за иконой могут происходить и вполне естественные процессы. Они и стали предметом нашего внимания. Поэтому допустимо изучать «чудесные явления» с помощью научных методик, которые должны контролироваться, проверяться и повторяться исследованиями в различных лабораториях с применением нескольких альтернативных подходов. Изучение «чудес», связанных с веществом икон, началось почти четверть века назад, когда была создана экспертная рабочая группа по описанию чудесных знамений в Русской православной церкви (РПЦ) при Синодальной Богословской комиссии Московского патриархата (далее — экспертная группа).

В данной статье мы попытались продемонстрировать возможность и целесообразность исследования современными научными методами образцов жидкостей, появляющихся на поверхностях икон и иных предметов религиозного культа. Представленный материал разделен на две основные части. В первой дан аналитический обзор немногочисленных научных исследований в этой области. Вторая же посвящена результатам анализа образцов, полученных с икон Иверской Божьей Матери из г. Клина Московской обл. и пос. Локоть Брянской обл. Применялись методы высокоэффективной газовой хроматографии этерифицированных жирных кислот, сопряженной с масс-спектроскопией; липидомики с прямой инъекцией в масс-спектрометр, а также бактерио- и микологические анализы.

Что было сделано раньше?

Образцы вещества, появившегося в 2007 г. на иконах в квартире А. А. Фоминой (г. Северск Томской обл.), были переданы для анализа в лабораторию углеводородов и высокомолекулярных соединений Института химии нефти (ИХМ) СО РАН. Общее количество жидкости, образовавшейся на иконах, оценивалось в 30–50 мл. Исследование включало элементный анализ, ИК-, УФ-, 1 H-, 13 С-ЯМР-спектроскопию, газожидкостную хроматографию (ГЖХ) и ХМС, а также определение молекулярной массы. Вещество было идентифицировано как смесь жиров типа оливкового масла с различными примесями, в том числе витамина Е (С29H53O2), который содержится в растительных маслах. Инфракрасные спектры оливкового и кукурузного масла на 95–96% совпадали со спектрами собранного мира [8]. Исследованный образец состоял из смеси органических соединений различного строения. В нем отмечались небольшие концентрации углеводородов нормального строения (данные ГЖХ и газовой хроматографии с масс-спектрометрией — GC-MS-анализа), а также значительные количества кислородсодержащих соединений: 2,4-декадиеналь (цис— и транс-изомеры), фарнезол, токоферолы, стигмастерол и др. (данные элементного анализа, ИК-, ЯМР- и GC-MS-исследований). Однако следует учесть, что в образце могло содержаться больше соединений, чем удалось идентифицировать, в связи с особенностями их физико-химических свойств (низкой летучести, высокой температуры кипения и др.) [8]. Таким образом, довольно часто вещества с поверхности иконы представляют собой органические масла и бывают близкими по составу ароматизированному подсолнечному, оливковому или кукурузному маслу. Органические соединения, входящие в их состав, могут слегка отличаться, поэтому и вещества с разных икон также различны. Часто определяемые масла не принадлежат нефтяному ряду, т.е. они не минеральные [8]. В свою очередь, лампадное масло чаще всего состоит именно из минеральных масел, а на поверхности икон в большинстве случаев, наоборот, обнаруживаются органические масла (рис. 2).

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Рис. 2. Сравнение ИК-спектров мира и лампадного масла. Северск, 2007 г. [8]

Как уже упоминалось, собирательным термином «мироточение» называют сходные по своей структуре процессы и явления. За миро могут приниматься специфические выделения плесневых грибов (или некоторых микроорганизмов) [4]. В этом случае состав возникающих на иконах или иных предметах культа жидкостей должен отличаться от масел. Так, пробы бесцветного маслянистого вещества, взятые в 2006 г. в квартире А. А. Пимоновой (г. Томск), изучались в ИХН СО РАН. Анализы показали, что субстанция представляла собой смесь нормальных алканов 6 (C22—C35) с максимумом распределения, приходящимся на соединения состава C26—С29, а также фталатов и жирных кислот (пальмитиновой, стеариновой, арахиновой, линоленовой, акролеина и сквалена). Данные, полученные методом ИК-спектрометрии, подтвердили присутствие в пробе жирных карбоновых кислот [9].

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Рис. 3. Химическая идентификация веществ, присутствующих в образце из Бреста, 2015 г. 1 — пальмитиновая кислота, 2 — стеариновая кислота, 3 — миристиновая кислота, 4 — производные фталевой кислоты [4]

Аналогичные исследования мы проводили в 2015 г. с веществом, которое выделилось из-под наклеек, используемых в современном православии при освящении квартир (г. Брест, Беларусь) [4]. Анализы показали, что данный образец содержал фталаты, эфиры и ангидрид фталевой кислоты (целая фракция), глицерин, некоторые силикаты и другие соединения (рис. 3). Из них отдельные соли и эфиры фталевой кислоты могли входить в клеевую основу наклеек и служить субстратом для развития плесневых грибов (рис. 4).

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Рис. 4. Микрофотографии образца из Бреста, 2015 г. Окраска по Паппенгейму. а–в — гифы гриба, объектив ×5; г — спорангий, объектив ×20 [4]

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Рис. 5. Евхаристический хлеб после инокуляции красной пигментированной бактерией Serratia marcescens: а — через 12 ч после инкубации, б — через 24 ч.

Наши исследования

Анализ иконы Иверской Божьей Матери из поселка Локоть (Брянская обл.). В 1994 г. жительница пос. Локоть Н. Н. Мурашкина купила в магазине «Детский мир» настенный календарь с изображением иконы Божьей Матери «Умиление». В 1999 г., во время болезни женщины, изображение неожиданно стало источать приятный запах. После прочтения акафиста приглашенным священником образ Богородицы обильно замироточил. Впоследствии стали мироточить и другие иконы, выставляемые перед ней многочисленными паломниками (в том числе и икона Иверской Божьей Матери). Миром покрывались даже хлеб и вода. Все эти происшествия в 2004 г. были засвидетельствованы экспертной группой, члены которой взяли пробы выделяющейся жидкости с иконы Иверской Божьей Матери для проведения анализов. Образцы хранились при комнатных условиях, в закрытых стеклянных флаконах с резиновой пробкой, обеспечивающих герметичность. Флаконы располагались в вертикальном положении, что предотвращало контакт образцов с пробкой. Детальное изучение субстанции стало возможным только в 2018 г.

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Рис. 6. Разведенные в гептане образцы для газовой хроматографии: 1 — подсолнечное масло, 2 — оливковое масло, 3 — миро из пос. Локоть

Анализ проводился в современной лаборатории отдела биохимии Фрибурского университета (Швейцария) на высокоэффективном газовом хроматографе Hewlett-Packard 5890 с масс-спектрометрическим окончанием (использовался масс-спектрометр Hewlett-Packard 5927) [15].

Маслянистая жидкость (возможно смесь триацилглицеридов) перед внесением в хроматограф была подвергнута щадящему гидролизу и этерификации (до метиловых эфиров жирных кислот) (рис. 6). В качестве контроля использовалось подсолнечное (марка Bellasan, производство Бразилия) и оливковое (марка Bertolli, производство Италия) масло. Было установлено практически полное совпадение жирно-кислотного состава исследуемой жидкости с жирно-кислотным составом подсолнечного масла (рис. 7). Найденные незначительные отличия обусловливались наличием некоторых органических соединений, входящих в состав бытовых полимеров (пластиков) — фталатов и современных синтетических красителей. Данные соединения могли попасть в маслянистую жидкость с поверхности иконы или пластиковой кюветы, куда собиралась анализируемая субстанция.

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Рис. 7. Результаты анализа образцов из пос. Локоть, полученные при проведении газовой хроматографии

Параллельно образец анализировался методом липидомики с прямой инъекцией в масс-спектрометр (Thermo Scientific TM Q Exactive TM Hybrid Quadrupole-Orbitrap TM Mass Spectrometer). Помимо соединений, входящих в состав подсолнечного масла (к примеру, токоферола и ретиноевой кислоты), мы обнаружили и примеси растительных эфирных масел — кипарисового (флавоноид сциадоптизин) и мяты (флавоны диадзин и генистен) (табл.). Скорее всего, в анализируемом образце кроме подсолнечного масла, как основного компонента, присутствовали примеси многокомпонентных благовоний, которые используются для ароматизации церковных и жилых помещений. Возможно, именно они обусловливали необычный запах. Вполне закономерно и присутствие действующих веществ некоторых гербицидов и фунгицидов, если на полях проводилась интегрированная система мероприятий по защите растений подсолнечника от болезней и сорняков. Обнаруженные следы жизнедеятельности грибов позволяют предположить, что последние могли паразитировать на поверхности семян и таким образом попасть в выделяемое из них масло.

Таблица. Результаты анализа, полученные на основе метода липидомики с прямой инъекцией образца в масс-спектрометр

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Важно отметить, что следы некоторых вышеперечисленных компонентов определялись нами на уровне спектрального шума. Их концентрация настолько мала, что диагностика не в состоянии полностью исключить ложноположительное определение. Из них только такие примеси, как действующие вещества гербицидов и фунгицидов, составляют реально обнаруживаемый профиль.

Микробиологическое исследование иконы Иверской Божьей матери из г. Клина (Московская обл.). Как уже отмечалось выше, в 2001 г. в квартире Жучковой, помимо прочих, обильно замироточила икона Иверской Божьей матери. Наряду с этим членам экспертной группы показали неидентифицированные темно-красные и темно-коричневые выделения на поверхности иконы. Образец таких выделений был собран в стерильную пластиковую пипетку и герметично зафиксирован канцелярской клипсой для последующего хранения при комнатных условиях (рис. 8, а). В 2018 г. мы провели микробиологическое исследование данного образца на базе диагностической лаборатории Spezialklinik Neukirchen Gmb H&Co KG (Германия) с использованием стандартной панели питательных сред (рис. 8, б). Типирование выросших колоний выполнялось в лаборатории Synlab MVZ Weiden (Германия, исследование № 8032 9429 от 19.10.2018, ID 109 2323 133).

Замироточили мощи это что значит. Смотреть фото Замироточили мощи это что значит. Смотреть картинку Замироточили мощи это что значит. Картинка про Замироточили мощи это что значит. Фото Замироточили мощи это что значит

Рис. 8. Образец темно-красных выделений с иконы Иверской Божьей матери из Клина (а) и пример питательной среды, использованной для бактериологического и микологического исследования данного образца (б)

Важную роль, безусловно, играет скорость доставки материала в лабораторию и использование транспортных сред (например, глубокого охлаждения). Это позволяет обеспечить хорошую сохранность колониеобразующих единиц для получения релевантных микробиологических результатов. Выделение чистой «мироточащей» культуры можно было бы считать важным этапом в данном направлении исследовательской работы.

Микробиологическое изучение темно-коричневых образований с иконы из г. Клина подтвердило возможность участия плесневых грибов, которые могли способствовать образованию метаболитов, принимаемых за сгустки крови [16].

Проведенное исследование говорит о том, что задействованный методологический аппарат и специализированное лабораторное оборудование позволяют успешно изучать и анализировать мироточение икон с позиции науки. Однако наложение личных мировоззренческих установок ученых часто формирует барьеры и откровенное неприятие серьезного исследования «чудесных явлений», а следовательно, и препятствует развитию научного знания в этом направлении. Понятно, что принцип бритвы Оккама призывает нас искать максимально простые, «экономные» объяснения тех или иных явлений, без привлечения дополнительных сущностей. Однако это справедливо, если нет особых оснований для поиска более сложных механизмов происходящего. Например, в научном исследовании другого «чудесного явления» — волн обновления икон — было установлено, что данный феномен «не может быть полностью объяснен простыми рациональными причинами (обманом, ошибочными трактовками или редкими природными явлениями)» [17]. Очевидно, что и случаи образования «чудесных» жидкостей на иконах и иных предметах культа также требуют более глубокого понимания.

Таким образом, мироточение, как и любое явление, имеет право на научное исследование. Этим правом мы и воспользовались. В то же время нами не ставилась задача подтвердить или опровергнуть факт чуда. Мы считаем, что по большому счету эта проблематика выходит за границы науки.

Литература
1. Бирюкова Ю. А., Шишкалова А. А. Типология феномена чудотворной иконы в восточно-христианской традиции // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: Материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 8 октября 2017 г.). Чебоксары, 2017; 173–175.
2. Бутов И. С. Ареал чудес: волны обновлений икон в XIX — первой половине XX в. Минск, 2018.
3. Kocój E. Sacrum i lzy. Fenomen pіaczacych ikon w wyobraz·eniach religijnych w prawoslawiu (wybrane zagadnienia) // Slavica Slovaca. 2015; (2): 140–155.
4. Алексинский В. С., Соколова Т. Н., Бутов И. С. и др. Феномен мироточения: новая гипотеза и химико-микробиологический анализ мироточащих объектов // Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2017; (1): 121–129.
5. Bever L. A Virgin Mary statue has been «weeping» olive oil. Church leaders can’t explain it // The Washington Post, 18.07.2018.
6. Кириллова В. Е. Феномен бессмертия: чудо мироточения глав на территории Киево-Печерской лавры // Наука и культура: Сборник материалов Междунар. науч.-практ. форума молодых ученых и студентов, посвященного 70-летию Оренбургской государственной медицинской академии. Оренбург, 2014; 371–372.
7. Иванов А. А., Московский А. В., Сошинский С. А., Флоренский П. В. Физико-химический анализ веществ, возникших в результате мироточения // Физика взаимодействия живых объектов с окружающей средой: Труды Междунар. совещания «Новые результаты в биофизике взаимодействия живых объектов с окружающей средой» (Москва, 7 декабря 2002 г.). М., 2004; 229–230.
8. Головко А. К., Певнева Г. С., Огородников В. Д. и др. Отчет по исследованию образцов «мира» и масла «лампадного»; предисл. к отч. Фефелова В. Н. Томск, 2007.
9. Результаты исследования маслянистого вещества (аналитическая записка). Сост. Н. П. Савиных. Томск, 2006.
10. Nickell J. Looking for a Miracle: Weeping Icons, Relics, Stigmata, Visions and Healing Cures. Amherst, 1998.
11. Gaughran E. R. From superstition to science: the history of a bacterium // Transactions New York Academy of Sciences. 1969; 31(1): 3–24.
12. Garlaschelli L. Chemie der Wunder // Chemie in Unserer Zeit. 1999; 33(3): 152–157.
13. Randi J. Investigating Miracles, Italian-Style // Scientific American. 1996; 274(2): 136.
14. Bennett J. W., Bentley R. Seeing Red: The Story of Prodigiosin // Advances in applied microbiology. 2000; 47: 9–10.
15. Bielawska K., Dziakowska I., Roszkowska-Jakimiec W. Chromatographic determination of fatty acids in biological material // Toxicol. Mech. Methods. 2010; 20(9): 526–537.
16. Бутов И. С., Томин Н. В., Флоренский П. В. и др. Феномен «кровоточащих» предметов религиозного культа и раскрытие его природы с использованием методов высокотехнологичного протеомического анализа // Лабораторная диагностика. Восточная Европа. 2019; 8(2): 257–270.
17. Бутов И. С., Томин Н. В. Обновления икон на историческом фоне // Религиоведение. 2018; (3): 20–34.

1 На самом деле миро — это священное масло, которое при особом богослужении варит патриарх или католикос в сослужении епископов.

2 Флоренский П. В., Московский А. В., Сошинский С. А., Шутова Т. А. Испытание чудом? Чудеса истинные и ложные. М., 2012. С. 11–36; Флоренский П. В. Чудеса и знамения // Русская история. 2013. Т. 3. № 26. С. 54–59.

3 Сядро В., Иовлева Т., Очкурова О. 100 знаменитых загадок природы. Харьков, 2008. С. 494–497.

4 Опытъ доктора над мироточивою главою // Литовскiя епархiальныя вѣдомости. 1877. № 25. С. 192.

5 Заметим, что участвовавший в экспертизе военный криминалист обнаружил в квартире коробки с наполненными и пустыми бутылками подсолнечного масла.

6 Кроме того, в минорных количествах присутствовали и н-алканы С14—С21.

7 Спутник атеиста / Отв. ред. С. И. Ковалев. М., 1961. С. 500.

8 Мезенцев В. А. Есть ли чудеса в природе? М., 1967. С. 169.

9 Костюкова Н. Н. Серрации // Большая медицинская энциклопедия. Т. 23. М., 1984. С. 213–214.

10 Ивашевич А., Филипьев В., Ткачук И. Г. и др. Монреальская мироточивая икона и брат Иосиф. М., 2003.

11 Под термином «микроэкологических» здесь понимается изменение экологии в масштабе отдельно взятого помещения.

12 Конечно, не исключается как сознательная фальсификация с нанесением растительного масла на икону, так и, возможно, протекание некого редкого физико-химического процесса.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *