Зангезурский коридор что это
Аналитики сочли решающей роль России в проекте Зангезурского коридора
Создание Зангезурского коридора, упомянутого в Шушинской декларации, невозможно без участия России, считает автор Telegram-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев. Повлиять на позицию Армении, которая опасается отторжения части территорий в связи с открытием коридора, способна лишь Москва, и она со своей стороны заинтересована в этом проекте, отметили политолог Сергей Марков и преподаватель Российского университета дружбы народов Камран Гасанов.
Как писал «Кавказский узел», президенты Турции и Азербайджана 15 июня подписали Шушинскую декларацию о союзнических отношениях, которая включает соглашение о взаимной военной помощи и оговаривает создание Зангезурского транспортного коридора в Нахичевань. Эрдоган призвал Армению принять участие в международной платформе регионального развития. Декларацией главы Азербайджана и Турции закрепили итоги карабахской войны и оформили правовую базу для военного союза между странами, указали азербайджанские военные эксперты. Декларация направлена на то, чтобы продемонстрировать возросшую роль Турции в регионе, а от предложенного Алиевым и Эрдоганом коридора для Еревана нет никаких выгод, считают опрошенные «Кавказским узлом» армянские политологи и экономисты.
В пунктах Шушинской декларации в первую очередь речь идет о моральной поддержке, о том, что Турция и Азербайджан будут дипломатическими и другими политическими методами помогать друг другу, сказал корреспонденту «Кавказского узла» автор Telegram-канала «Повестка дня Турции» Яшар Ниязбаев.
По его мнению, платформа развития «три плюс три» (взаимодействие Турции, Азербайджана, России, Ирана, Грузии и Армении) имеет перспективы, но загвоздка не только в Армении, но и в Грузии.
Исходя из текста декларации, которая переведена на русский язык, речь идет о взаимной военной поддержке Турции и Азербайджана, считает эксперт Российского совета по международным делам, старший преподаватель кафедры теории и истории журналистики филологического факультета Российского университета дружбы народов Камран Гасанов.
10 ноября 2020 года вступило в силу мирное соглашение, согласно которому Баку получил контроль над двумя третями территории, подчинявшейся властям непризнанной Нагорно-Карабахской Республики. Какие это территории, указано на карте, подготовленной «Кавказским узлом». Также на «Кавказском узле» опубликована карта размещения российских миротворцев в Нагорном Карабахе.
Подробнее об обострении карабахского конфликта можно прочитать в справке «Кавказского узла» «Карабах: эскалация конфликта или новая война?» и хронике боевых действий. Новости о событиях в зоне карабахского конфликта «Кавказский узел» публикует на тематической странице «Карабах: худой мир или война?«
Алиев призвал Армению назвать дату открытия Зангезурского коридора
Читайте нас в Google Новости
Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил во время встречи с жителями Губинского района, что он рассчитывает на то, что вопрос Зангезурского коридора решится в конструктивном ключе, путём проведения переговоров и взаимопонимания. Он призвал Ереван озвучить сроки открытия коридора, сообщает Sputnik Азербайджан в Telegram-канале.
В своё время я говорил, чтобы армянская сторона назвала дату, когда освободит наши земли, и тогда мы готовы остановиться. Сегодня я говорю те же слова. Озвучьте дату, когда будет открыт Зангезурский коридор, и в этом случае никаких проблем не будет, — отметил он.
Алиев призвал власти и общественность Армении понять это.
Мы достигли того, чего хотим, добиваемся и добьёмся. Было бы хорошо, если этот вопрос решился в конструктивном ключе, путём переговоров и взаимопонимания. Потому что вторая карабахская война показала всему миру волю, силу и единство нашего народа, — сказал Алиев.
Он также отметил, что если в Армении будет тенденция к реваншизму, то этот вопрос будет решён немедленно. После войны со стороны Еревана было несколько таких попыток, и они увидели печальные последствия. Поэтому, пока ещё не поздно, армянская сторона должна принять условия Азербайджана и положить конец неискреннему подходу к дорогам и коммуникациям, добавил президент.
Ранее Алиев в ходе XV саммита Организации экономического сотрудничества (ОЭС) в Ашхабаде (Туркмения) призвал страны-участницы воспользоваться Зангезурским транспортным коридором. По его словам, он станет важной частью транспортных коридоров Север — Юг и Восток — Запад, а также откроет широкие возможности для региона.
Ранее сообщалось, что в Армении прошла акция протеста против Зангезурского транспортного коридора, который должен соединить основную часть Азербайджана с Нахичеванью через Зангезур. Его противники заблокировали движение метро в Ереване. Акция проходила в рамках протестов против подписания документа о демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы.
Свет в конце Зангезурского коридора близок: эксперты про важный региональный проект
БАКУ, 18 июн — Sputnik. Открытие Зангезурского коридора, так же, как и ряд вопросов сотрудничества между Турцией и Азербайджаном в рамках Шушинской декларации, было обсуждено на встрече Реджепа Тайипа Эрдогана с Ильхамом Алиевым во время визита в Баку. После, общаясь с журналистами уже в Анкаре, Эрдоган отметил роль России в восстановлении коридора, сказав, что Москва поддерживает идею открытия Зангезурского коридора.
Sputnik Азербайджан попытался узнать у ведущих экспертов из Азербайджана, России и Турции о том, что они думают о восстановлении этого коридора и перспективах сотрудничества стран региона.
Политическая и экономическая выгода
Для Армении существует и экономическая выгода: страна получит рост товаропотока и весомые преимущества от открытия новых направлений для торговли в регионе в целом, отметил он.
По мнению эксперта, такое положение непродуктивно ни для одной из стран, поэтому первой и очень непростой задачей на пути к реализации восстановления Зангезурского коридора является не его бюджет или подписание каких-то соглашений, а плотная дипломатическая работа по урегулированию всех спорных моментов.
Роль России в осуществлении проекта
По мнению Пятибратова, роль России в этом вопросе существенна по двум причинам: во-первых, именно РФ будет отвечать за военную безопасность при реализации и функционировании Зангезурского коридора. Во-вторых, Россия уже сейчас играет важную роль медиатора, которую играла и ранее, выступая примирителем конфликтующих сторон.
Учитывая все это, по мнению эксперта, реализация проекта по восстановлению Зангезурского коридора имеет значение регионального масштаба.
Железная дорога по коридору важна для грузоперевозок
Депутат Милли Меджлиса Расим Мусабеков считает, что историческое значение Зангезурского коридора определяется хотя бы тем, что железную дорогу вдоль Араза срочно построили в годы Второй мировой войны. Связано это было с тем, что существующая железная дорога через тот же маршрут проходила по гористой местности и создавала проблемы при перевозке крупногабаритных грузов.
По словам депутата, с учетом того, что железнодорожное сообщение сегодня главным образом используется для грузоперевозок, и Азербайджан, и Россия, и Иран и Турция заинтересованы в том, чтобы железная дорога, которая идет по равнинной части и способна принимать очень большие поезда с тяжелыми грузами, контейнерами, была задействована в полном объеме.
Депутат считает, что Азербайджан будет тратить миллиарды на то, чтобы вся эта инфраструктура была восстановлена, и мелочные интересы Армении не должны быть препятствием на пути открытия Зангезурского коридора.
По словам депутата, в трехстороннем соглашении указано, что безопасность дороги, которая будет соединять Нахчыван с западными регионами Азербайджана, должна обеспечиваться российскими пограничниками, и это тоже важная характеристика функционирования коридора.
Мусабеков считает, что Армения будет всячески создавать проблемы, но перед консолидированной волей соседей ей придется отказаться от своих негативных действий в этом вопросе.
Коридор увеличит товарооборот между Турцией и Россией
По мнению профессора экономического факультета турецкого университета «Ататюрк», эксперта по экономике Керема Карабулута, открытие Зангезурского коридора укрепит торговые отношения между Турцией и Россией.
Брат-близнец Баку-Тбилиси-Карса
По мнению эксперта, железную дорогу через Зангезурский коридор можно назвать братом-близнецом проекта Баку-Тбилиси-Карс, и его реализация позволит увеличить грузоперевозки по направлению с Востока на Запад и наоборот, что повысит экономическую активность региона.
Вышли в коридор: Азербайджан готовится проложить дорогу через Армению
В Закавказье появился новый регион раздора. Это Сюникская область Армении, которую в Азербайджане называют Зангезур. Согласно трехстороннему соглашению, через регион должна пройти дорога, связывающая Баку с Нахичеванским эксклавом и Турцией. Президент Азербайджана Ильхам Алиев предупреждает, что готов проложить транспортный коридор даже силой. Реализация договоренностей пока, впрочем, продвигается медленно. «Известия» разбирались в ситуации.
Долгие дороги
Президент Азербайджана Ильхам Алиев 10 мая прибыл с рабочим визитом в Нахичеванскую Автономную Республику (НАР, эксклав Азербайджана). Глава государства принял участие в открытии железнодорожной станции в ближайшем к Армении городе Ордубад. Кроме того, поучаствовал в церемонии открытия автомагистрали Джульфа-Ордубад, которая упирается в границу с Арменией.
Алиев подчеркнул, что в конечном итоге дороги свяжут эксклав с основной территорией Азербайджана. Их разделяет Сюникская область Армении, которую в Азербайджане называют Зангезур. «Зангилан [город в основном Азербайджане] от Нахичевани отделяет 40-километровый Зангерзурский коридор, который должен быть и будет открыт», — заявил он.
Алиев отметил, что на основной территории Азербайджана ведется строительство железной дороги Горадиз–Агбанд. Кроме того, в НАР будет построен недостающий участок длиной 15–16 км от Ордубада до границы с Арменией. По словам азербайджанского лидера, уже действует Нахичеванская железная дорога, осуществляются и пассажирские, и грузовые перевозки. После строительства участка Горадиз–Агбанд вся инфраструктура для создания Зангезурского коридора на подконтрольной Баку территории будет создана.
Ильхам Алиев во время открытия магистральной автодороги Джульфа–Ордубад, 10 мая 2021 года
«Соединение Зангилана, расположенного в регионе Восточного Зангезура, с Западным Зангезуром — нашей древней землей, а вслед за этим через Ордубад с Нахичеванью и Турцией станет нашим очередным историческим достижением. Уверен, что это произойдет, у меня нет никаких сомнений. Азербайджан выполнит стоящие перед ним задачи и сделает всё возможное для того, чтобы в реализации этого проекта не было никаких проблем», — сказал Алиев. Он добавил, что на заседаниях трехсторонней рабочей группы на уровне заместителей премьер-министров Азербайджана, Армении и России в вопросе строительства Зангезурского коридора предприняты «очень серьезные шаги».
Ударили войной
Основную территорию Азербайджана и азербайджанский эксклав — Нахичеванскую Автономную Республику (НАР) — разделяет Сюникская область Армении, которую в Баку называют Зангезур. В советское время Азербайджан с Нахичеванью связывал Зангезурский (Сюникский) коридор — вдоль пограничной с Ираном реки Аракс проходила автомобильная трасса и южное ответвление Закавказской железной дороги.
После распада СССР и начала первой Карабахской войны сообщение на этом участке прекратилось. Под контроль Нагорного Карабаха перешли азербайджанские районы между НКАО и иранской границей — Кубатлинский, Зангеланский, Джебраильский и треть Физулинского района. Железнодорожное полотно в этих районах и в Сюникской области Армении было разобрано, сухопутная связь Нахичевани с Азербайджаном прервалась. Добираться до эксклава приходилось либо по воздуху, либо через Иран.
После окончания первой Карабахской войны вопрос разблокировки транспортного сообщения обсуждался на мирных переговорах. Ближе всего стороны подошли к договоренностям в 2001 году. По воспоминаниям бывшего президента Армении Роберта Кочаряна, Азербайджан соглашался на присоединение Карабаха к Армении, в ответ Баку получал транспортный коридор в Нахичевань через Сюникскую область. По словам Кочаряна, подписать договоренности не удалось из-за сопротивления азербайджанского парламента.
Азербайджанские военнослужащие в Лачинском коридоре в Азербайджане, 25 февраля 2021 года
«Мы решим вопрос силой»
После окончания второй Карабахской войны в Азербайджане стали готовиться к прокладке Зангезурского коридора. При этом риторика Баку постепенно становится всё более жесткой. 20 апреля Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан исполнит задачу вне зависимости от того, хочет этого Армения или нет. «Если Армения захочет, это можно решить просто, если не захочет — мы решим вопрос силой! Наш главный конкурент — время. Потому что прокладка железной дороги и автомобильного шоссе требует времени. Все силы мобилизованы для реализации этого проекта», — сообщил президент Алиев. Он также назвал Зангезур захваченной территорией.
Сюникская область Армении
В Армении идея строительства коридора вызывает яростное сопротивление. Ереван опасается, что после прокладки магистралей страна окажется отрезанной от иранской границы. Кроме того, в Ереване считают, что после прокладки магистралей Баку будет претендовать на Сюникскую область. И. о. премьер-министра Армении Никол Пашинян называет заявление Алиева провокацией. «Азербайджан по достигнутым договоренностям и опубликованным документам может получить только такой коридор, какой Армения получит по территории Азербайджана и Нахичевана», — сказал Пашинян. Пресс-секретарь МИД Армении Анна Нагдалян подчеркивает, что в соглашении от 9 ноября ни о каком коридоре не говорится.
В Армении также требуют выполнить другие положения соглашения от 9 ноября. В частности, завершить обмен военнопленными. По данным Еревана, Азербайджан продолжает удерживать около 200 армянских военнослужащих. В Баку утверждают, что пленных давно вернули, а удерживают только «диверсантов и террористов», которых задержали уже после завершения боевых действий.
Набились в коридор
Эксперты, впрочем, считают перспективы строительства коридора туманными. «Постройка коридора — дело, видимо, не очень быстрое. Пока серьезных телодвижений нет. Армения настаивает на выполнении определенных условий, других пунктов ноябрьского соглашения. В частности, на возвращении пленных. В Ереване этот вопрос считают гораздо более значимым, чем строительство дорог. Пока мы видим тупиковую ситуацию», — говорит «Известиям» ведущий научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев.
Родные пропавших без вести в Карабахе блокируют здание минобороны Армении, 9 апреля 2021 года
Политолог Артур Атаев подчеркивает, что нынешнее состояние армяно-азербайджанских отношений не позволяет решать вопросы такого уровня. «В Армении сохраняется неопределенная внутриполитическая ситуация. В июне в стране пройдут досрочные парламентские выборы. Если победит партия бывшего президента Роберта Кочаряна, то, видимо, последует некая перезагрузка двусторонних отношений. Если власть удержит Пашинян, то всё равно подвижек ждать не стоит. Если нынешний глава правительства согласится на азербайджанские требования, то это станет для него политическим самоубийством», — подчеркивает собеседник.
О чем Баку, Ереван, Москва и Анкара пока говорят шепотом
Очень нужный Азербайджану Зангезурский коридор стал камнем преткновения в карабахском урегулировании и поводом для «большой драки» в самой Армении.
Никто бы в мире не стал устраивать ажиотаж из-за какого-то Зангезурского (он же Сюникский или Мегринский) гипотетического транспортного коридора на Южном Кавказе, если бы 30 лет назад не разразилась карабахская война, замороженная, а затем возобновившаяся, пока наконец главы России, Армении и Азербайджана не договорились в ноябре прошлого года положить ей конец. Ничья не получилась: победителем вышел Азербайджан.
Полного текста трехстороннего заявления о мире «широкая общественность» так и не увидела. Известно только, что стороны договорились о разблокировании в регионе транспортных коммуникаций. Эта весьма обтекаемая формулировка. Если ее детализация отсутствует, появляется возможность вольной интерпретации документа, «удобрения» почвы для политических разногласий между Арменией и Азербайджаном, а также Ереваном и Анкарой.
Напомним, последняя не скупясь содействовала победе Баку во второй карабахской войне. И сейчас президент Турции однозначно увязал открытие Зангезурского коридора с восстановлением дипломатических отношений с Арменией. По словам Реджепа Тайипа Эрдогана, вопрос этот «политический». Но для региона в его широком понимании он носит и иную нагрузку.
По утверждению азербайджанской стороны, открытие коридора прописано в трехстороннем заявлении, но Ереван этого не подтверждает. В российском экспертном сообществе мнения разделились, а вице-премьер РФ Алексей Оверчук заявил журналистам на полях российско-армянского бизнес-диалога в Ереване, что трехсторонняя комиссия обсуждает вопрос «деблокирования экономических, транспортных связей в Закавказье», но о Зангезурском коридоре речи нет.
В общем, сплошной мрак с истинным содержанием документа. Можно гадать, а не дал ли премьер-министр Армении Никол Пашинян устное обещание не препятствовать открытию Зангезурского коридора, однако в ограниченном формате, без параллельного задействования автомобильной и железной дорог; и о чем шла речь на «тайных переговорах» в Москве представителей РФ, РА и АР. И правда ли, что Пашинян просит у Эрдогана «тайной встречи»?
Но что за такой «заколдованный» коридор? Он проходит через Сюникскую область Армении и связывает западные районы Азербайджана с его эксклавом — Нахичеванской Автономной Республикой, граничащей с Турцией. Президент Ильхам Алиев придает его функционированию большое значение и предупреждает, что соответствующий проект осуществится, «хочет того Армения или нет». Звучит угрожающе, а Ильхам Гейдарович, как известно, слов на ветер не бросает.
Коридор не только соединит «метрополию» с ее автономией и Турцией, но и станет важным звеном транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг — этим он заметно повысит значимость Азербайджана как транспортного хаба. Алиев убежден в том, что он откроет новые возможности для стран региона: Турция сможет транспортировать свои товары в Центральную Азию более коротким путем; Армения получит железнодорожное сообщение с Россией, прерванное уже более 30 лет назад (оно осуществлялось по территории Грузии до войны с Абхазией), и Ираном.
Алиев также напомнил, что строительство железной дороги между ИРИ и РА обсуждается лет двадцать, но реальных сдвигов нет: проект тянет на 3 млрд долларов. А когда Зангезурский коридор откроется, Армения сможет воспользоваться им, так как между Нахичеванью и Ираном железная дорога имеется.
Все эти схемы выведут в итоге регион на Китай и Европу, а также на страны Ближнего Востока. В общем, Зангезурский коридор, если говорить исключительно об интересах региона, выгоден всем, включая Армению, находящуюся в блокаде, что отражается на уровне ее торговли с РФ, государствами ЕАЭС и другими. Россия же получит железнодорожное сообщение с Арменией, к чему она давно стремится и, возможно, присутствие своих миротворцев в ареале коридора.
В Ереване запаниковали. Lragir пишет, что Эрдоган, в качестве предусловия для встречи с Пашиняном, называет открытие Зангезурского коридора, что является «прямым нарушением территориальной целостности Армении». Более того, если коридор будет проложен вдоль армяно-иранской границы, то это станет «нарушением коммуникационного суверенитета и Ирана». Аргумент — иранцам для поездок в Армению «придется проезжать коридор, контролируемый третьими странами».
О том, что вопрос открытия Зангезурского коридора решен, а также демаркации и делимитации армяно-азербайджанской границы на основе карт времен СССР, пишет и армянское издание Hraparak. Коридор, отмечает оно, пока будет функционировать под контролем российских и армянских пограничников.
Оппозиция в Ереване тоже бьет тревогу. Глава парламентской фракции «Айастан» («Армения») убежден, что турецко-азербайджанский альянс сделает все для того, чтобы заполучить коридор через Сюник. Похоже на то, что депутат прав, поскольку Пашинян то заявляет о категорическом отказе от его открытия, то делает какие-то неопределенные комментарии на этот счет. В некотором роде его можно понять: опасно повторно вызывать огонь армян на себя. Но ведь шила в мешке не утаишь.
И этим «шилом» армянская оппозиция будет колоть Никола Воваевича почем зря. Собственно, она не прекращает это делать — даже в День независимости, который Армения отметила накануне. Второй президент республики Роберт Кочарян в 30-летнюю годовщину армянского суверенитета открыто понадеялся, что народ найдет в себе силы избавиться от власти Пашиняна, ставшей «причиной национальной катастрофы», то есть поражения в карабахской войне и возвращения Азербайджану оккупированных территорий.
«Еще год назад, — сказал экс-президент, — Армения гордилась своими Вооруженными силами и являла собой существенный фактор в геополитических раскладах на Южном Кавказе. Сегодня же она не только перестала быть гарантом безопасности Нагорного Карабаха, но и не в состоянии защитить собственный суверенитет».
Последний, считают армяне, после поражения в войне проходит и по Зангезурскому коридору. И если Баку в контексте его открытия уже бьет в литавры, пресс-секретарь армянского премьера Мане Геворкян отвечает на вопрос «Арменпресс» о такой возможности столь причудливо, что понять реальные намерения Еревана невозможно. Вернее, понимай как хочешь. Это, скорее, говорит о том, что Москва, Баку и Анкара все же Пашиняна «дожали» — либо еще в прошлом году при составлении трехстороннего заявления, либо в ходе последующих «дипломатических» стараний.
А поведала Геворкян следующее: «Премьер-министр высказывался по этому поводу неоднократно. Армения придает большое значение четкому выполнению договоренностей, содержащихся в заявлениях от 9 ноября и 11 января». Но, напомним, конкретики по ним нет.
И далее: «В некоторых заявлениях тема восстановления коммуникаций трансформируется и приобретает логику сохранения региональной изоляции. Разговор о коридорах именно такой, и он противоречит логике установления мира и стабильности в регионе, … направлен не только на изоляцию государств и народов региона, но и на то, чтобы придать этой изоляции признак необратимости».
Впрочем, существуют, по словам пресс-секретаря Пашиняна, такие способы разблокирования региональных коммуникаций, которые подчеркивают взаимосвязь региона. Правительство Армении поддерживает именно такой вариант — он «описан в пункте 9 трехстороннего заявления от 9 ноября и в трехстороннем заявлении от 11 января». Единственное, что остается, так это воздеть руки к небу и возвопить: «Так покажите нам этот вариант!»
Но — нет. Вокруг него шепчутся и шепчутся, играют в кошки-мышки, выбивалки, но далеко не по-детски, а по каким-то интриганским политическим замыслам. И не будет ничего удивительного в том, что одним распрекрасным утром объявят о начале работ по открытию Зангезурского коридора, потом о «сердечной» встрече Пашиняна и Эрдогана. А затем о том, что Еревану стало трудно удерживать реваншистские настроения оппозиции против власти, поддержавшей «вторую капитуляцию» перед Азербайджаном и Турцией. И что тогда? Очевидно, очередная попытка переворота, смешно сказать, — из-за коридора, который при таком развитии событий может стать дорогой в никуда для Армении.