Занимательная грамматика 4 класс что такое орфоэпия
Методическая копилка
Ребусы
воскресенье, 27 декабря 2015 г.
1.Что такое орфоэпия?
В литературном языке существуют строгие нормы: лексические, грамматические, орфографические. Но существуют еще и нормы орфоэпические, или нормы литературного произношения. Они определяют выбор произносительных вариантов: например, правильно произносить му[з’е]й, а не му[зэ]й, коне[ш]но, а не коне[ч’]но; они включают в себя и нормы ударения.
Орфоэпические правила предупреждают ошибку в произношении. У человека в речи могут встретиться произносительные черты, свойственные местному говору, который он усвоил в детстве. Например, выходцы с юга России часто сохраняют особое произношение звука [г] – они произносят на его месте звонкое [х] – звук, в транскрипции обозначаемый знаком [γ].
Неправильное произношение может появиться под влиянием буквенного облика слова. Именно так появилось произношение чу[ф]ство вместо правильного чу[с]тво, [ч]то вместо [ш]то, помо[щ]ник вместо помо[ш]ник.
Произносите правильно: компью[т]ер (с твердым [т]), пе[н’]сия (с мягким [н’]) |
В отличие от орфографических норм, предлагающих один вариант и запрещающих другие, орфоэпические нормы в некоторых случаях допускают варианты. Правильным считается и произношение е[ж’ж’]у, ви[ж’ж’]ать с мягким долгим звуком [ж’] и е[жж]у, ви[жж]ать – с твердым долгим; правильно и до[ж’ж’]и и до[жд]и, и ра[ш’ш’]истить и ра[ш’ч’]истить, и [д]верь и [д’]верь, и п[о]эзия и п[а]эзия. Иногда один вариант считается желательным, а другой допустимым. Например, «Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова разрешает слово бассейн произносить и с мягким и с твердым [с], то есть и ба[с’е]йн и ба[сэ]йн.
Орфоэпические нормы устанавливаются учёными – специалистами в области фонетики. Решая, какой вариант следует отвергнуть, а какой одобрить, они принимают во внимание распространённость варианта, его соответствие законам развития языка При этом они не спешат утвердить новый вариант, понимая, что литературное произношение не должно меняться слишком быстро, оно должно быть устойчиво, чтобы мы не утратили связь с культурой предшествующих поколений.
Программа по курсу «Занимательная грамматика»4 класс
на заседании методического Директор МБОУ СОШ №4
объединения учителей ____________В.Н.Игнатов
от №_____ от ________.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№4
ИМЕНИ Л.А. СМЫК Г.ЛИПЕЦКА
для 4 А класса на 2020-2021 учебный год
учителя начальных классов
Чулюковой Натальи Валерьевны
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс “Занимательная грамматика”. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного курса заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель курса : расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
— развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
— приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
— пробуждение потребности у обучающихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
— развитие мотивации к изучению русского языка;
— развитие творчества и обогащение словарного запаса;
— совершенствование общего языкового развития обучающихся;
— углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
— воспитание культуры обращения с книгой;
— формирование и развитие у обучающихся разносторонних интересов, культуры мышления.
— развивать смекалку и сообразительность;
— приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
— развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
— сознательность и активность;
— связь теории с практикой;
— индивидуальный подход к обучающимся.
Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных обучающиеся мало пишут и много говорят.
3. Формы проведения занятий
— практические занятия с элементами игр и игровых элементов;
— дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
— анализ и просмотр текстов;
— самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес обучающихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
4. Основные методы и технологии:
— технология дифференцированного обучения;
— технология обучения в сотрудничестве;
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
5. Описание места курса в учебном плане
Программа на 28 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
6. Планируемые результаты.
-эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
— чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
— любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
— интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
— интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
— интерес к изучению языка;
— осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
— самостоятельно формулировать тему и цели урока;
— составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
— работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
— в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
— перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
— пользоваться словарями, справочниками;
— осуществлять анализ и синтез;
— устанавливать причинно-следственные связи;
— адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
— высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Что такое орфоэпия? Презентация
презентация для учащихся 4 класса. внеклассная работа по граматике. содержит текстовы йматериал. развивает иетеллект учащихся
Содержимое разработки
Что такое «Орфоэпия»?
Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения.
Как нам помогает ударение?
Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.
На доске записаны слова, произнесите их правильно.
Распределите слова в 2 столбика
.1 Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.
2. Спишите, поставьте ударение в выделенных словах. Укажите, в каких примерах перенос ударения создает новое слово, а в каких – только изменяет их форму (падеж, число).
3. Произнесите правильно выделенные слова. Спишите, обозначьте правильное произношение звуков.
IV. Итоги. Мини-тест (каждый делает самостоятельно).
Занимательная грамматика 4 класс
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа имени Андрея Антошечкина»
(МБОУ «СОШ им. А. Антошечкина»)
зам. директора по УВР
по курсу внеурочной деятельности
Бугрова Ольга Алексеевна
2020-2021 учебный год
Место курса во внеурочной деятельности
На изучение курса «Занимательная грамматика» в 4 классе начальной школы отводится 1 часа в неделю. Программа рассчитана на 34 ч (34 учебные недели)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Обучающиеся должны знать:
Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.
Обучающиеся должны уметь:
Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.
Составлять рассказы по картинке.
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
Знакомство с нормами литературного произношения. Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке. Знакомство с понятиями «орфоэпия», «орфография». Обучение правильному произношению слов, соблюдая орфоэпические нормы.
Содержание курса внеурочной деятельности
Фонетика и орфоэпия (10 часов)
Что такое орфоэпия? Что такое фонография или звукозапись? Звуки не буквы! Звучащая строка. Банты и шарфы. «Пигмалио» учит орфоэпии.
Лексикология (17 часа)
Презентация к занятию внеурочной деятельности занимательная грамматика на тему Орфоэпические нормы русского языка 4 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Орфоэпическая Грамматическая Лексическая Стилистическая Орфографическая Пунктуационная
Прочитайте правильно Торты Кухонный Включим Понявший Закупорив Наверх
Типы орфоэпических ошибок Наибольшие трудности для говорящих на русском языке связаны: с постановкой ударения, с произношением е или э после согласных в заимствованных словах, с произношением е или ё после согласных под ударением, с произношением ч или ш в сочетаниях чт и чн, с произношением отдельных слов (использование лишних гласных и согласных или, напротив, неправомерное опущение гласного или согласного звука в слове), с произношением звуков [ж] и [ж»] на месте сочетаний жж, жд, зж.
Произнесите правильно: Заинька трусит, а лошадь трусит.
Ударение в русском языке разноместное, т.е не закреплено за определенным слогом Разноместность делает ударение в русском языке индивидуальным признаком каждого слова! СрЕдства ДосУг ДоговОр АсимметрИя Трудности русского ударения
Ударение в русском языке подвижное, т.е. может перемещаться в пределах словоформы умЕрший о гербЕ занятА началсЯ, началАсь
Ударение в русском языке
вЕроисповЕдание гОсслУжба ОстросюжЕтный пОстскрИптум прОамерикАнский нЕфтепровОд гАзопровОд трУбопровОд мУсоропровОд НО: прОвод
Ударение в русском языке играет смыслоразличительную роль
Ударение в кратких прилагательных и причастиях Он прав – она правА – они прАвы Он весел – она веселА – они вЕселы Он глуп – она глупА – они глУпы Он глух – она глухА – они глУхи Он груб – она грубА – они грУбы Он создан – она созданА – они сОзданы Он взят – она взятА – они взЯты
Он зАдал – она задалаА – они зАдали Он нАчал – она началА – они нАчали Он Отбыл – она отбылА – они Отбыли Он пОнял – она понялА – они пОняли Он прИнял – она принялА – они прИняли Он зАнял – она занялА – они зАняли Он нАнял – она нанялА – они нАняли
Глаголы с ударением на окончании
Твердый или мягкий согласный перед буквой Е? пресса Мягкий согласный Твердый согласный термин компетентный патент шинель корректный бутерброд бизнес грейпфрут компьютер рейтинг индексация продюсер Одесса
черезвычайный компроментировать конкурентноспособный константировать интригант юристконсульт прецендент дермаНтин подскользнуться инциНдент
области областЕй ведомости ведомостЕй вОзрасты вОзрастов отрасли Отраслей мощности мОщностей прибыли прИбылей тОртов торты аэропорты аэропОртов
Снег валИт с самого утра. Закрой жалюзИ плотнее. Он сам тебе позвонИт. ПозвонЯт ли они – это еще вопрос. Лекция вот-вот должна начАться, простите, она уже началАсь. Они балУют своих детей, а потом мы удивляемся, что дети получаются балОванные. Сдайте отчет за первый квартАл. Съешь-ка кусочек тОрта. Ваш телефон отключЁн. Надо купить белые бАнты для дочери. Где у вас мусоропровОд? Пусть будет по-вашему, вы прАвы.
Прекрасный способ запомнить место ударения в слове и другие особенности его произношения. Запоминаемое слово надо зарифмовать с хорошо знакомым. Ты нас, мама, не ищи: Ищем мы щавель на щи. В роще травы шевеля, Мы нащиплем щавеля.
Орфоэпическая (акцентологическая) разминка 1. У Иры – крапИва. 2. У Фёклы – свЁкла. 3. Лика- малая толИка. 4. Ия – санитарИя. 5. Гена – гЕнезис. 6. Чук купил каучУк. 7. Где ель- там щавЕль. 8. Остынь –нет простЫнь.
9. Рота прошла через ворОта. 10. МЕльком взглянешь- на мель сядешь. 11. Рынок оптОвый, фруктовый. 12. Съев тОрты, не влез в шорты. 13. Его то целУю, то балУю. Не надо целовАть, не надо баловАть.
Одно стихотворение, чтобы выучить все трудные ударения! Фено́мен звони́т по среда́м, Приня́в догово́р по года́м, Он о́тдал экспе́ртам эско́рта Хода́тайство аэропо́рта. Как у нашей Марфы Есть в полоску ша́рфы! Срубили ель, сорвали щаве́ль. Долго ели то́рты — Не налезли шо́рты! Звони́т звонарь, Звоня́т в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. Ты нам шторы не вози, Мы повесим жалюзи́.
усвоить основные правила русского литературного произношения; научиться внимательно и критично слушать свою речь и речь окружающих; слушать и изучать образцовое произношение, которым должны владеть дикторы радио и телевидения; анализировать свои ошибки и недочеты и исправлять их.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-519997
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Педагогам Северной Осетии в 2022 году будут выплачивать надбавки за стаж
Время чтения: 2 минуты
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
В Ленобласти педагоги призеров и победителей олимпиады получат денежные поощрения
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.